Распределение жизненных благ. Перераспределение благ внутри общества

Распределение общественных благ и доходов

До сих пор мы занимались проблемой эффективности распределения так называемых частных благ среди потребителей или групп потребителей. К их числу относятся продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, мебель, бытовая техника и т.д. Потребление подобных благ конкретным потребителем (группой потребителей) исключает возможность их потребления каким-то другим потребителем (группой потребителей). Однако наряду с частными благами существует так называемые общественные блага. Например, освещение и уборка улиц в городах и поселках, строительство и эксплуатация дорог, содержание армии, радио- и телепередачи, охрана общественного порядка и т.д. Потребление подобных благ осуществляется коллективно всем обществом или ᴇᴦο частью. Другими словами, потребление какого-то общественного блага одним лицом (группой лиц) предполагает возможность потребления этого же блага другими членами общества. При этом с позиций отдельного индивидуума потребление многих общественных благ носит принудительный характер.
Размещено на реф.рф
К примеру, при фиксированных расходах на оборону все члены общества в равной степени должны быть защищены от военной опасности.

Объем потребления частных благ определяется каждым лицом (группой лиц) индивидуально, и оплачиваются частные блага в условиях совершенной конкуренции по единои̌ рыночной цене. Что же касается общественных благ, то объём их потребления для всех потребителей одинаков и с позиций отдельного индивидуума как бы задан извне. Однако оценка полезности общественных благ у отдельных потребителей неодинакова.

В этих условиях производственные ресурсы общества должны быть оптимально по Парето распределены между производством частных и общественных благ. Упростим данную задачу, введя ряд ограничений. Пусть общество будет состоять только из двух потребителей - Петрова и Сидорова, каждый их которых потребляет одн9 частное благо (х) и одно общественное,благо (g). Каждый из потребителей стремится к максимизации своей функции полезности˸ и" = f,(g,x n),a u c = / 2 (g,x c). Максимально возможный выпуск частных и общественных благ выражается трансформационной функцией T = f 3 (g,х п + х с), которая характеризует объёмы производства на границе производственных возможностей.

При этих допущениях, а также при условии, что T(g,x) =0 и х = х п + х с, поставленная задача должна быть сведена к максимизации следующей функции˸

отсюда максимальный объём производства общественного блага будет определяться следующим равенством (доказательство опушено)˸

Предельная норма замещения здесь будет представлять собой индивидуальную оценку общественного блага каждым из потребителей. Она говорит о том, каким количеством частного блага готов поступиться каждый из потребителей ради увеличения объёма производства общественного блага на одну единицу.

Предельная норма замещения двух частных благ определялась нами обратным соотношением рыночных цен этих благ, что не составляет трудностей для её расчета. Ситуация осложняется в случае замещения частного блага общественным, поскольку оценка последних y различных потребителей неодинакова. Выявить индивидуальные оценки общественных благ различными лицами, и на этой базе определить совокупную предельную полезность того или иного общественного блага можно, например, с помощью социологических обследований населения.

Распределение общественных благ и доходов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Распределение общественных благ и доходов" 2015, 2017-2018.

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:

1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;

2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.

В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:

1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:

1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;

2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.

В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Распределение благ. Оплата труда. Заработная плата в России

Сущность процесса распределения благ. Исторические формы распределения жизненных средств. Распределение благ в современной России. Организация заработной платы в России. Номинальная и реальная заработная плата. МРОТ.

Распределение в экономической системе выступает либо как момент самого производства, либо как акт, следующий непосредственно за актом производства. Содержанием отношений распределения является функция установления долей, или пропорций, в соответствии с которыми произведенный продукт поступает в распоряжение субъектов его производства.

Осуществляя процесс индивидуального труда, человек решает одновременно три задачи, обусловленные его потребностями: что должно быть получено в результате труда, сколько и для удовлетворения каких его потребностей. Очевидно, что в самой постановке третьей задачи содержится отношение распределения ожидаемых результатов между многочисленными потребностями человека. В процессе общественного труда отношение распределения решает еще одну важную задачу: на удовлетворение чьих именно потребностей должен быть направлен создаваемый продукт. Эти задачи а, следовательно, и отношения распределения, являются актуальными в обществе любого типа, любой формации. В обществе, основанном на товарном производстве, возникает иллюзия, что функции распределения продукта полностью реализуются в процессе товарного обмена. На этой иллюзии строятся рыночные теории, которые вообще обходятся без анализа отношений распределения, подменяя его анализом обмена между собственниками факторов производства.

Научное объяснение феномена распределения, его места в экономической системе, его связей с отношениями производства, с одной стороны, и обмена √ с другой, дает марксистская политическая экономия. "Структура распределения, √ утверждает Маркс, √ полностью определяется структурой производства. Распределение само есть продукт производства √ не только по распределяемому предмету, ибо распределяться могут только результаты производства, но и по форме, ибо определенный способ участия в производстве определяет особые формы распределения, те формы, в которых люди принимают участие в распределении". Обмен же "есть лишь опосредствующий момент между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением, с другой стороны". С точки зрения структуры распределение есть прежде всего "1) распределение орудий производства и 2) √ что представляет собой дальнейшее определение того же отношения √ распределение членов общества по различным родам производства (подчинение индивидов определенным производственным отношениям). Распределение продуктов есть, очевидно, лишь результат этого распределения, которое заключено в самом процессе производства и которое определяет структуру производства"

Заработная плата - это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с условиями трудового договора и требованиями трудового законодательства.

Заработная плата глазами работника – это основная часть его дохода призванная удовлетворять жизненно необходимые потребности не только его, но и членов его семьи.

Заработная плата глазами работодателя – это элемент расходов в себестоимости продукции, уменьшающей прибыль предприятия.

Основная задача организации заработной платы состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

Организация оплаты труда предполагает:

Определение форм и систем оплаты труда работников предприятию.

Разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия.

Разработку системы должностных окладов служащих и специалистов.

Обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Тарифная система оплаты труда.

Для определения справедливого размера оплаты труда с учетом его сложности, значимости и условий труда различных категорий работников вводится так называемая тарифная система. Она содержит информацию о размере оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ и включает в себя: тарифно-квалифиционные справочники; нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания,

нормированное задание); тарифные сетки для рабочих и тарифные ставки (часовые, дневные, месячные); схемы должностных окладов для прочего персонала (т.н. штатное расписание).

Тарифно-квалификационные справочники содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определяется разрядом (чем сложнее работа, тем выше разряд). В экономической теории все особенности, влияющие на определение квалификации исполнителя и сложности работы носят название тарифообразующих факторов.

В настоящее время основой построения системы тарифных ставок и окладов для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является минимальная заработная плата, устанавливаемая Правительством Российской Федерации.

В частности, исходя из минимальной заработной платы и среднемесячной продолжительности рабочего времени (среднемесячного фонда рабочего времени), устанавливаемых законодательном порядке, определяются минимальные размеры часовых тарифных ставок 1 разряда.

Это связано с тем, что по КЗоТ РФ работник не может получать в месяц

(при полной занятости) менее минимальной заработной платы, поэтому, разделив сумму минимальной заработной платы на количество часов работы в месяце при полной занятости, получим минимальную часовую тарифную ставку.

Тарифная сетка представляет собой таблицы с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого (низшего) разряда. В каждой сетке предусмотрены тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременных работников.

Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ за соответствующую единицу рабочего времени

(час, день, месяц- это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как не всегда за час или день можно оценить его конечный результат).

Они возрастают по мере увеличения разряда работника: понятие «разряд» вводится для определения квалификации, то есть качества труда, работника, ее сложности.

Каждый разряд (они нумеруются в порядке возрастания) имеет свои квалификационные характеристики, то есть работник должен в рамках каждого разряда обладать определенными знаниями и умениями. Определенный разряд присваивается рабочему решением специальной квалификационной комиссии и является основанием при расчете заработной плате этого работника.



Соотношение тарифных ставок различных разрядов как раз и определяется с помощью тарифной сетки: коэффициент, стоящий в тарифной сетке напротив каждого разряда, начиная со второго (первый разряд имеет коэффициент единицу), показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда. Диапазон тарифной сетки – это соотношение тарифных ставок крайних разрядов.

Практическим примером может служить Единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем первые восемь – для рабочих.

Базовой принимается тарифная ставка первого разряда ЕТС, которая устанавливается решением Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что выбор построения тарифной сетки, числа его разрядов, размера прогрессивного абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов внутри сетки, в предприятиях внебюджетной сферы определяется предприятием самостоятельно и в основном зависит от финансового положения и возможностей предприятия.

Штатное расписание (или схема должностных окладов), как правило, применяется при оплате труда руководителей, специалистов и служащих. В соответствии со статьей 81 КЗоТ РФ должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия, учреждения или организации исходя из обязанностей и квалификации работников.

Здесь важно заметить, что в этой же статье КЗоТ указано на возможность установления для этого класса работников и иных видов оплаты труда – например, в процентах от выручки предприятия или в долях от прибыли.

Решение об этом принимается администрацией предприятия самостоятельно исходя из экономической целесообразности.

Норма труда – это комплекс норм выработки, времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрация предприятия для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии, технического оснащения и организации производства именно этого предприятия.

Очевидно, что в зависимости от состояния станочного парка, например, на одном предприятии данный заказ будет выполнен быстрее и меньшими силами, чем на другом, более технически отсталом. Значит, и нормы труда будут на этих предприятиях различными.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

Срок, с которого
установлен минимальный
размер оплаты труда Сумма минимального
размера оплаты труда
(руб., в месяц) Нормативный акт,
установивший минимальный
размер оплаты труда
с 1 января 2009 г. 4330

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

  • общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
  • индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным , его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование . Общественными благами являются и работа служб , ликвидации . Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

Отличительные черты и классификация общественных благ

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

  1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ , обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
  2. неделимостью блага , обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
  3. нерыночным характером стоимости блага , связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и . Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
  4. тотальным и неисключаемым характером блага , связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
  • общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
  • местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
  • исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
  • неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство .

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Специфика потребления общественных благ

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.

На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:

  1. Международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности.
  2. Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.
  3. Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.

Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления — интегративность . Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью может эффективно взимать плату за использование благ.

Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются , в которых отражается качество и объемы общественных благ.

Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.

Другой особенностью потребления общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.

Производство общественных благ

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.

В отличие от частного блага общественное благо неделимо , не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Следовательно, невозможно определить цену на отдельные единицы общественного блага. Невозможность определения цены на определенные единицы общественного блага обусловливает наличие особенностей определения на общественное благо. в данном случае не является величиной переменной. Поэтому совокупный спрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов , а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рис. 14.7), а кривая совокупного спроса на общественное благо — путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рис. 14.8).

Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства . Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.