Расходование денежных средств из кассы предприятия. Центробанк изменил порядок расходования наличной выручки и соблюдения лимита наличных расчетов

РЕФЕРАТ

теневая экономика общество государство

Курсовая работа: 28 с., 1 табл., 20 источников

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ, МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ, Оффшорная зона, КОРРУПЦИЯ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ, ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Объект исследования - теневая экономика.

Предмет исследования - сущность, структура, роль и место теневой экономики, особенности определения размеров и методы преодоления теневой экономики.

Цель работы : исследовать сущность теневой экономики, показать причины формирования и оказываемое влияние на общество и государство, проанализировать методы определения масштабов, исследовать возможные пути преодоления.

Методы исследования : метод сравнительного анализа, анализ информации, статистический анализ, методы индукции и дедукции, а также произведена обработка и сравнение собранных данных.

Исследования и разработки: изучены общие черты теневой экономики, причины ее возникновения, воздействие на развитие государства и общества, особенности определения, структура; выявлены пути преодоления.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое явление имеет свою темную сторону. Экономика не явилась исключением. Такой неизведанной сущностью является теневая экономика. Появилась она давно. Однако серьезное внимание ей начали уделять в начале 20 века. Сложно найти ей объяснение, сложно её измерить и оценить масштабы, потому что она очень хорошо выполняет свое предназначение и полностью отвечает своим характеристикам.

Тема данной работы является актуальной. Сегодня ни одна страна не может похвастаться тем, что не имеет теневой экономики. Государства всех стран сегодня недополучают огромные суммы из-за разрушительного действия этого явления. Из-за этого ухудшается инвестиционный климат в стране, снижается эффективность социальной политики, падает уровень и качество жизни, страдает также независимость. Конечно, это не может нравиться. И человек, как разумное существо, пытается найти способы выхода из сложившейся ситуации. Однако чтобы сделать это эффективно, надо досконально изучить все стороны явления. Те результаты по выявлению масштабов теневой экономики, которые уже получены, являются лишь небольшой частью всей реальности. Поэтому возникает потребность разобраться, что представляет собой теневая экономика, каковы ее составляющие, какие факторы стимулируют ее и какие, наоборот, сдерживают, каковы возможные пути сокращения данного явления.

Таким образом, целью этой курсовой работы является изучение теневой экономики, которая является трудноизмеряемым феноменом из-за отсутствия достоверной информации, которая чаще всего является конфиденциальной.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

)определить структуру теневой экономики;

)выявить причины ее появления;

)оценить ее экономические и социальные последствия;

)охарактеризовать возможные пути сокращения теневой экономики;

)определить особенности данного явления в Республике Беларусь.

Теоретическую базу исследования составили учебные пособия, труды отечественных ученых-экономистов, электронные ресурсы, статьи, опубликованные в периодической литературе.

Курсовая работа написана на основе учебной и научной литературы следующих авторов: В.А. Дадалко, Н.Ч. Бокун, А.К. Бекряшев, Р.М. Иманалиев, С.В. Меньшиков, С.М. Ечмаков, Д.Г. Макаров и др. Постоянные обзоры экономических явлений даются в «Экономической газете».

1. СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 Понятие теневой экономики

Прежде чем дать определение такому явлению как теневая экономика надо сделать небольшой экскурс в историю. Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем.

В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора.

В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики .

В отечественной науке интерес к проблемам теневой экономики начал проявляться в 80-е годы. Это было обусловлено социально-экономическими причинами, так как теневая экономика начала играть значительную роль в народном хозяйстве. Так же в стране резко повысился криминальный уровень. Следует так же отметить, что не обошлось и без идеологического вмешательства. Государство начало выделять средства для проведения исследований по выяснению сущности теневой экономики. Это объясняется тем, что руководство хотело выявить несоответствия в командной системе социализма.

Сущность теневой экономики можно определить с разных точек зрения. В настоящее время можно выделить два основных подхода: правовой и учетно-статистический.

При правовом подходе под теневой экономикой понимается деятельность, которая идет в разрез с общепринятыми законами и правилами. Однако определять теневую экономику только через правовые критерии нельзя, так как они являются как бы вторичными по отношению к обществу: не юридические законы определяют общественную жизнь, а общество обеспечивает оформление различных видов общественных отношений.

При учетно-статистическом методе теневой экономикой называют совокупность экономических отношений, результаты которых не учитываются в официальной статистике. Однако и у этого метода есть недостаток, так как в статистических данных невозможно полностью оценить влияние криминальной деятельности (грабежи, воровство, терроризм), не связанной с производством реального ВВП. Также существует еще один подход, при котором к теневой экономике относят производства, продукты которых противоречат нормам морали (проституция, наркотики).

Таким образом, теневая экономика - это уклад экономических отношений, который охватывает неучтенные, нерегламентированные и незаконные виды хозяйственной деятельности . В каждой стране есть такая составляющая экономической деятельности, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные нормы. Этот сектор экономики в разных странах называется по-разному: во французской литературе - «подземная», «неформальная» экономика; в итальянской - «тайная», «подводная»; в англоязычной - «неофициальная», «подпольная»; в немецкой - «теневая» .

Результаты теневой хозяйственной деятельности не включаются в ВВП страны, поскольку не учитываются официальной статистикой. Теневая экономика охватывает широкий круг деятельности по производству и обмену жизненных благ. Она осуществляется с целью прямой личной выгоды в разрез с действующим законодательством, не признает общественного порядка получения доходов хозяйствующими субъектами и лишает государство права участвовать в их распределении.

Существует ряд основных черт теневой экономики , характерных для всех стран:

1)скрытый характер, т.е. хозяйственная деятельность не регистрируется государством;

2)охват всех фаз общественного производства (производства, распределения, обмена и потребления);

)незаконное обогащение за счет утаивания доходов от налогообложения;

)безвозмездное присвоение чужого имущества и перераспределение богатства в пользу преступных элементов.

Теневая хозяйственная деятельность порождает специфические виды уголовных преступлений: хищение сырья и готовой продукции с предприятий; вымогательство (рэкет) части доходов предпринимателей; взяточничество, коррупцию (массовый подкуп представителей государственной власти, работников правоохранительных органов, хозяйственных руководителей). Таким образом, развитие теневой экономики сопровождается формированием криминальных структур и их сращиванием с легальной экономикой.

1.2 Структура теневой экономики

Попытаемся разобраться, что же входит в теневую экономику.

Единая классификация явлений теневой экономики, так же как и определение теневой экономики, пока еще не выработана. Часто при вычленении отдельных видов теневой экономики смешиваются различные классификационные признаки. Обобщив точки зрения нескольких авторов, получаем следующую классификацию.

1. По степени законности:

1)незаконная экономическая деятельность (незаконное производство товаров охватывает запрещенную законом и полностью скрываемую от всех форм контроля экономическую деятельность). К ней относятся:

-незаконная деятельность по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещены законом;

-деятельность по производству товаров и услуг, но которая становится незаконной, если осуществляется производителями и лицами, у которых нет на это права;

2)скрытое производство, которое охватывает деятельность, разрешаемую законом и выполняемую производителями, имеющими право, но скрываемую от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов в социальные фонды, соблюдения правовых норм и стандартов;

3)неофициальная экономика (легальная, нескрываемая деятельность, которая по разным причинам не учитывается официальной статистикой).

2. По отношению к сектору домашних хозяйств:

1)формальная теневая экономика (которая связана с теневой деятельностью во всех секторах экономики, за исключением сектора домашних хозяйств);

2)неформальная теневая экономика (часть сектора домашних хозяйств, образуемую некорпоративными предприятиями и предпринимательской деятельностью отдельных лиц, которые ни с юридической, ни с экономической точек зрения нельзя отделить от их владельцев. Эта деятельность может быть официально разрешенной, но не учитываемой и запрещенной или скрытой).

3. По характеру результата экономической деятельности:

1)продуктивная (производительная) теневая экономика. (производство как традиционных товаров и услуг, так и удовлетворяющих деструктивные потребности, которые ведут к деградации личности);

2)фиктивная экономика (непродуктивная, непроизводительная). Отражает процесс неправомерного перераспределения доходов в рамках официальной экономики, т.е. увеличение доходов в результате приписок, хищения, взяточничества, обмана покупателей, выпуска некачественной продукции и т.д.;

)криминальная квантиэкономика (непродуктивная, характеризующая перераспределение доходов и имущества граждан путем грабежа, разбоя, кражи, вымогательства.)

4. По характеру взаимоотношений субъектов хозяйствования:

1)индивид - организация;

2)индивид - государство;

)организация - организация;

)организация - государство.

5. По социально-нормативной характеристике поведения субъектов хозяйствования:

1)теневая экономика формальных связей (экономические отношения, при которых субъекты действуют в соответствии с установленными в обществе, но устаревшими нормами расходов ресурсов, правил списания затрат и т.д. или же организуют свою работу согласно нормам поведения отдельных социальных групп, поставленных в привилегированное положение);

2)теневая экономика неформальных связей (система неформальных связей между экономическими субъектами, часто основанная на личных отношениях);

)экономика традиционных связей (связь с системой экономических отношений в части неофициальной экономики; поддерживаются существующие социальные нормы поведения);

)экономика криминальных связей (система связей в подпольной и фиктивной экономике; все социальные нормы поведения нарушаются).

6. По отношению к официальной экономике:

1)встроенная (внутренняя) экономика (встроенные в официальную экономику теневые отношения, обусловленные экономическим статусом их участников);

2)параллельная (вторгающаяся) экономика (вторгающаяся в официальную экономику теневые отношения, не связанные с экономическим статусом их участников).

7. По стадии общественного воспроизводства:

1)теневое производство (незаконное, скрытое производство, неучтенное производство и т.д.);

)теневой обмен (реализация продукции по необоснованно завышенным ценам, обмана покупателей, противозаконная торговля, спекуляция, реализация незаконно произведенной продукции);

)теневое потребление (потребление по спецсистемам, потребление имущества, добытого противозаконным путем, незаконное пользование услугами).

8. По видам рынков:

1)теневые экономические отношения на рынках

-предметов потребления;

-средств производства;

-рабочей силы и рабочих средств;

-капитала и др. .

9. По степени правомерности:

1)детально нерегламентированная и неучитываемая экономическая деятельность;

2)условно-правомерная деятельность, т.е. в рамках норм права, но экономически нецелесообразная;

)компромиссно-правомерная деятельность, т.е. в рамках одной нормы, но в противоречии с другими;

)скрываемая от учета правомерная деятельность;

)неправомерная или противоправная деятельность, которая включает корыстные правонарушения и преступления в экономике.

10. По формам незаконного перераспределения доходов и активов:

1)преступление против форм собственности всех видов (кражи, грабежи, разбой, умышленное или неосторожное уничтожение имущества);

2)некоторые хозяйственные преступления (обман покупателей и заказчиков, нарушение правил торговли, ветеринарных прав);

)утечка капитала за границу (незаконный перевод денежных средств на счета заграничных банков);

)должностные преступления (злоупотребление властью или служебным положением: халатность, взяточничество, должностной подлог и т.д.);

)другие преступления (вредительство: действия, направленные к подрыву промышленности, сельского хозяйства; изготовление и сбыт поддельных денег, ценных бумаг; угон транспортных средств и др.).

11. По отраслевому признаку : промышленная; банковская; торговая; строительная и др.

12. По юридическому статусу экономических единиц, занятых теневой деятельностью:

1)зарегистрированные экономические единицы (включенные в официальный регистр корпоративные и некорпоративные экономические единицы, имеющие скрытое производство);

2)незарегистрированные экономические единицы. Объединяют три группы единиц:

-физические лица, производящие товары или оказывающие услуги домашним хозяйствам и предприятиям за плату наличными деньгами или натурой, но не зарегистрированные как предприниматели;

-лица, оказывающие платные домашние и другие услуги населению;

-«подпольные предприятия» .

Как видно из вышеперечисленного, существует множество классификаций теневой экономики в зависимости от критериев, что свидетельствует о широком распространении теневой экономики и о её широком влиянии на социально-экономическую жизнь общества.

.3 Методы измерения теневой экономики

Оценить истинные размеры теневой экономики очень трудно. Люди, которые вынуждены использовать неофициальные, скрытые способы для своей деятельности, обычно не участвуют в социологических опросах. Однако государственные органы нуждаются в достоверной информации об объёмах теневой сферы экономики, о специфике ее основных направлений, количестве людей, занятых в этой сфере и т.д. Как уже говорилось выше, теневая экономика имеет слишком негативные последствия для всего общества в целом, если не держать её под контролем .

Несмотря на труднодоступность получения информации по операциям теневой экономики, современная статистика обладает определенным набором методов, позволяющих определить параметры теневой экономики. Среди них метод товарных потоков, метод, основанный на выборочном обследовании домашних хозяйств, методы, построенные на анализе несоответствия доходов и расходов домохозяйств, монетарный подход к оцениванию теневой экономики, феномен «лишних денег», обращение крупных банкнот, каузальный метод, трансакционный метод. Рассмотрим эти методы более подробно.

Метод товарных потоков.

Суть этого метода заключается в том, что если баланса между ресурсами и их использованием нет, значит, где-то были предоставлены неполные данные, которые следует скорректировать. Порой метод товарных потоков является единственной реальной возможностью получить оценку того или иного параметра. Например, если при составлении данных о производстве экспортной продукции и пересечении ею границы стоимость объема экспорта больше, чем стоимость произведенной продукции, то можно сделать два предположения: либо предприятие скрыло часть своего производства, либо между предприятием-производителем и заказчиком-импортером был еще посредник, в результате оплаты услуг которого конечная цена товара возросла. Однако метод товарных потоков не всегда эффективен, особенно в тех случаях, когда предстоит получить информацию от более мелких объектов предпринимательства, чем предприятие. Тогда на помощь приходит метод выборочного обследования домохозяйств.

Метод выборочного обследования домохозяйств.

Метод выборочного обследования домохозяйств был разработан специалистами Национального комитета Статистики Италии. Теневой капитал продемонстрировал завидную способность приспосабливаться к меняющемуся миру и уходить от карательных мер, предпринимаемых против него отдельными государствами и международным сообществом в целом. Мировой опыт свидетельствует: существует некая «критическая масса», набрав которую, теневая экономика превращается из ведомственной проблемы правоохранительных структур в проблему общегосударственную .

Существует множество способов измерить размеры теневой экономики. На анализе несоответствия доходов и расходов домохозяйств построены два принципиально разных исследовательских подхода.

Первый подход выявляет группу домохозяйств со значительным превышением расходов над доходами. При невозможности объяснить это несоответствие покупками дорогостоящих товаров длительного пользования или какими-то внутрисемейными обстоятельствами уповают на теневой доход. Зная долю таких домохозяйств и средний разрыв между доходами и расходами, получают оценку теневой экономики.

Второй подход фокусирует внимание не на совокупных расходах домохозяйств, а на расходах на определенные группы товаров и услуг. Сравниваются расходы групп населения, постоянно подозреваемых в теневой деятельности (самозанятые) и не уличенных в теневой активности. По величине превышения расходов самозанятых по сравнению с работающими по найму (при одинаковом уровне официальных доходов) судят о доле скрываемого дохода и, таким образом, о масштабах теневой активности самозанятых.

Монетарный подход к оцениванию теневой экономики.

Данный подход включает множество различных методов, которые объединяет базовая предпосылка: при использовании теневых трансакций предпочтение отдается наличным денежным средствам во избежание проверок, что увеличивает потребность в бумажных денежных знаках и монетах по сравнению с тем, что можно было бы ожидать, исходя из уровня экономической активности в формальном секторе экономики. Другими словами, оценка теневой экономики строится на спросе на наличные деньги, который не может быть объяснен экономической активностью формального сектора.

Феномен «лишних денег»

Данный метод основан на утверждении, что наличных денег «слишком много». Из чего вытекает данный вывод? Обычно приводят следующие рассуждения: общую сумму наличности несколько корректируют в сторону понижения, а затем делят на численность населения. В этих расчетах учитывают долю потребительского бюджета, оплачиваемого наличными, а также цикличность пополнения бюджета. Получается, что на семью приходится сумма, существенно превышающая ее потребительский бюджет. Возникает вопрос: где же остальные деньги? А ведь именно их наличие и связывают с теневой экономикой, ибо теневая экономика, «любящая наличность», и объясняет феномен «лишних денег». По их величине и динамике судят о масштабах и изменениях теневого сектора.

Обращение крупных банкнот

Этот монетарный метод основан на двух наблюдениях: во-первых, о диспропорциональном росте доли банкнот с высоким номиналом, во-вторых, о предпочтимости крупных купюр для теневых оборотов. Утверждается, что чем более диспропорционален рост банкнот с высоким номиналом, тем выше динамика теневой экономики.

Каузальный мето д

Этот метод, также апеллирующий к денежной массе, отличается осторожностью при оценивании масштабов теневой экономики. Суть метода состоит в попытке объяснить движение наличной денежной массы с помощью факторов, которые, как предполагается, влияют на масштаб теневой экономики. Явное достоинство этого подхода состоит в том, что не весь рост наличности списывается на теневую экономику, а лишь та его часть, которая обусловлена факторами, имеющими непосредственную связь с теневым сектором. Остальное изменение спроса на наличность интерпретируется как результат действия факторов, не связанных с теневой экономикой или как статистическая ошибка. Данный метод реализуется в виде регрессионной модели, где зависимой переменной является соотношение наличной денежной массы и банковских депозитов, а независимыми переменными - широкий спектр показателей, часть которых, как принято считать, влияет на объем теневой экономики.

Трансакционный метод

Идея, развиваемая американским экономистом Э. Фейгом, по сути, выбивается из логики методов, определяющих теневую экономику по наличной денежной массе. Точнее, это самая далекая ветвь указанного направления. Фейг сначала работал со статистикой США, а затем обратился к данным Великобритании. Именно этот метод дал чрезвычайно высокую оценку масштабов теневой экономики. Фейг основывался на том, что объем денег, умноженный на их оборачиваемость, равен произведению индекса цен и совокупного объема трансакций. Собственно, идея Фейга состояла в попытке получить независимую оценку национального дохода на основе оценки уровня трансакций, полученной из данного равенства, а затем сравнить со статистикой. Главная «расчетная» проблема при таком подходе состоит в том, что весьма трудно (если вообще возможно) оценить оборачиваемость наличных денег .

В таблице приведены некоторые данные о размерах теневой экономики в странах мира. Рассмотрев методы измерения данного явления, нельзя с полной уверенностью сказать, что эти данные отвечают действительности. Однако же они должны заставлять правительства стран начать задумываться о решении проблемы существования нелегальной экономики.

Таблица - Размер теневой экономики в различных странах (2007 г.)

Страна Объем неформальной экономики, % ВВП12 Швейцария9,1США9,1Австрия10,1Япония13,2Великобритания 13,2Китай14,3Франция15,7Германия16,7Италия27,4Греция31Россия 52Украина58,1Примечание - Источник:

Таким образом, определить масштабы теневой экономики очень трудно, так как вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Экономисты и правительственные статистические органы разработали ряд технологий, позволяющих оценить размеры сектора теневой экономики. Несмотря на многообразие этих методов, ни один из них не является совершенным и наиболее точно отражающим масштабы теневого сектора.

2. РОЛЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕСТВЕ

.1 Причины возникновения и механизмы функционирования теневой экономики

Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д.

Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, ноникак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.

С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на «фетишизации» прибыли, «обожествлении» дохода. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

Существует мнение, что теневая экономика явилась ответом на несостоятельность существующих экономических режимов, политик стран. Например, в России и Беларуси теневая экономика полностью вышла из административно-командной системы, где набрала свои ресурсы и получила мощный старт. Затем она получила широкую популярность в период перестройки экономики. Бытовало мнение, что как только страны выйдут из этого перестроечного периода теневая экономика сама себя уничтожит. Однако, к большому удивлению разработчиков этой теории, чуда не произошло. Теневая экономика существует и по сей день, а в ряде стран все еще набирает обороты. Попробуем разобраться, почему же это происходит.

Во-первых , новое государство в условиях рыночной экономики мало заботилось об эффективном контроле над легальным частным сектором, в результате чего стоимость наказания за обход закона стала намного меньше от выгоды его нарушения. Часть старого теневого сектора была легализована (государственное стало частным), возможность использовать слабости государства для ухода от налогов стала еще больше. С этой проблемой сталкиваются и развитые рыночные экономики. Например, в США широко развиты уклонение от уплаты налогов, наем на работу нелегальных эмигрантов, которым платят по низким ставкам и за которых можно (вопреки закону) не отчислять средства на социальное страхование .

Во-вторых , значительно расширилась сфера коррупции, т.е. возможность сокращать наказание за обман выплатой штрафа в виде взятки государственным чиновникам . Фирмам, идущим на обман, всегда выгоднее уплатить взятку, которая меньше величины штрафа.

В-третьих , при легализации значительного числа частных предприятий сохранилось и даже выросло число предприятий, которые, так или иначе, входят в сферу организованной преступности . Теневой сектор вынужден уплачивать взятки не только государству, но так же и организованным бандам вымогателей, которые нередко берут на себя «защиту» фирмы от других конкурирующих вымогателей и благодаря собственным связям с государством предохраняют от разоблачений в обмане. Некоторые фирмы считают для себя выгодным платить «мафии», а не государству, т.к. это обходится дешевле.

Среди основных причин появления и развития теневой экономики можно выделить также экономическую свободу, коррумпированность, высокий уровень налогообложения, высокие административные барьеры.

Стремление уйти от оплаты налогов часто вызвано их чрезмерной величиной, произволом при их начислении и неопределенностью нормативной базы.

Экономическая свобода, теневая экономика и коррупция теснейшим образом переплетены. Чем больше этой свободы, тем меньше сектор теневой экономики. Если в стране относительно невысокий уровень налогообложения, нет или сведены к минимуму административные барьеры, работника легко и недорого нанять, платить ему зарплату или уволить, а фирму - создать или закрыть, то мотивация предпринимателей по уводу своей деятельности в тень сведена к минимуму. И наоборот, когда эти и другие факторы имеются в наличии, то экономика будет стремиться к росту неформального сектора .

Что же касается механизмов действия, то очевидно, что они довольно разнообразны. Модно выделить два основных механизма : основной и вспомогательный. Кроме самостоятельной организации подпольного производства, часто для теневого бизнеса используется государство. Тут можно выделить следующие схемы использования ресурсов государства.

При большом предприятии создается общество с ограниченной ответственностью, в состав которого входят руководители этого предприятия. Закупки ресурсов осуществляются при посреднической деятельности созданного общества, однако по завышенным ценам, чем при прямых поставках, в результате чего руководители получают прибыль. Или же излишки ресурсов продаются «на сторону», что тоже приносит прибыль руководителям. Также практикуется такой способ, как создание при предприятии какого-нибудь НИИ, деньги, на разработки которого выделяет государство. Деньги перечисляются на депозитный счет в коммерческом банке. По истечении срока депозитная сумма переводится на счет соответствующей компании.

Вторичными механизмами теневой экономики являются оффшорные зоны, отмывание «грязных» денег. Оффшорная зона (оффшор) - это экономическая территория, на которой компании наделяются существенными льготами в области налогообложения или же нулевым налогообложением . Предприятиям выгодно открывать счета в банках таких регионов и не нести убытки в виде уплаты налогов. Тем более, чаще всего в таких странах государство не вмешивается в дела банков и поэтому никто не выясняет, откуда появились деньги (за что, в принципе, и ценится).

Схемы с отмыванием «грязных» денег не блещут особой изобретательностью. Однако общей целью этой деятельности является желание скрыть источник дохода и создать впечатление, что доход был получен в результате легальной деятельности. Для этого деньги вывозятся за рубеж, где создаются фиктивные фирмы, которые начинают свою деятельность, используя «грязные» деньги. За границей эти деньги перемещаются с одного счета на другой и постепенно получают легальную окраску. Есть несколько методов вывоза денег. Можно создать фирму за границей, потом открыть филиал в своей стране, и начать переводить суммы денег якобы на заключение контрактов и различные расходы. После чего фирма растворяется. Фирма-организатор не имеет никаких претензий и поэтому никакого шума не возникает. Налоговые же органы замечают несоответствие только месяца через три, когда наступает время отчетности. Они могут начать проверять движения денег по счету, который чаще всего к этому времени уже пуст. Фирму ставят на проверку. Однако к тому времени как эта проверка начнется (примерно через 6 месяцев), документы отсутствуют, организаторов найти нельзя, а фирма прекратила свою деятельность. Еще один способ вывоза - это фиктивные услуги или трансферты. Тут схемы довольно просты. Деньги просто сдаются в обменный пункт и снимаются уже в другой стране. Либо деньги сдаются в обменный пункт, откуда якобы идут на импортные контракты в другой стране. Так или иначе, но деньги выведены за рубеж, где начинают свой путь к очищению и надо сказать весьма успешный. По некоторым данным относительно России, на счетах оффшорных компании находится сумма равная внешнему долгу России.

Итак, причины возникновения теневой экономики довольно разнообразны и существенны. Механизмы функционирования, однако, не могут быть определены все до конца, так как не все они разоблачены. Теневая экономика будет существовать до тех пор, пока она выгодна. А с развитием сегодняшних технологий она станет еще доступнее. Уже сейчас та же самая организация оффшорной зоны занимает две недели и при этом и организатор, и заказчик могут находиться в совершенно разных частях земного шара. С развитием все тех же технологий и уход от ответственности стал намного проще.

.2 Положительные и отрицательные моменты в функционировании теневой экономики

2.3 Методы борьбы с теневой экономикой

Видя, какое негативное влияние оказывает теневая экономика на реальный сектор, возникает острая необходимость борьбы с этим явлением. Однако искоренить полностью теневую экономику нельзя, так как в основе причин возникновения лежат не только объективные причины, но и часто просто человеческий фактор. Поэтому полностью избавится от этого пагубного явления невозможно, можно только сократить, ограничить его.

Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:

.Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития являются:

-минимизация теневой экономики - одна из стратегических целей;

-формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;

-эффективное антимонопольное регулирование;

-фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

.Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для определенной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушение существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:

-приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;

-прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;

-упрощенные формы регистрации и отчетности;

-ответственность банков перед вкладчиками.

.Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Важными элементами социальной политики являются:

-формирование социального государства;

-установление достойного прожиточного минимума;

-недопущение глубокой социальной дифференциации общества;

-минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;

-особое внимание к проблеме занятости молодежи.

.Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:

-традиционного криминала;

-коррумпированной части чиновничества;

-теневых операций олигархических структур.

.Воспитательная функция государства связана с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются:

"Налоговая политика и практика", 2010, N 6

Является несомненным тот факт, что в России параллельно легальной экономике уже долгие годы функционирует так называемая теневая экономика, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о "теневом порядке" в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие 5 - 10 лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения <1>.

<1> Есипов В.М. Теневая экономика: Учеб. пособие. М., 2007. С. 45.

Об истории вопроса и современное состояние

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить. Практически вся информация является недоступной, потому как теневое предпринимательство не имеет официальной статистики доходов, о них ученый-экономист может только догадываться. И.Х. Райг отмечает: "Социально-экономические проблемы нашего общества, связанные с нелегальной экономической деятельностью граждан, исследованы пока слабо, эмпирического материала, полученного на базе серьезных исследований о нелегальной экономической активности отдельных граждан и целых коллективов, пока нет" <2>.

<2> Райг И.Х. Нелегальная экономическая деятельность: масштабы и меры противодействия. СПб., 2008. С. 132.

Интерес к теневой экономике обусловлен прежде всего тем влиянием, которое она оказывает на большинство "нормальных" экономических процессов - формирование и распределение дохода, торговлю, инвестирование и экономический рост в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет угрозу для экономической безопасности и суверенитета государства в целом. Поэтому совершенно очевидной является необходимость анализа обозначенного явления.

Ошибочным было бы считать, что это явление - прямое порождение административно-командной системы либо результат не совсем успешных рыночных преобразований. Можно смело утверждать, что теневая экономика есть политэкономическая и историческая категория. В 1990-е гг. в России возникла труднообъяснимая закономерность: продвижение рыночных преобразований сопровождалось ростом теневой экономики в хозяйственном комплексе.

За последние 15 лет сфера теневых отношений в России заметно расширилась. Сегодня теневое поведение наблюдается не только в экономике, но и в неэкономических сферах - политической системе, сфере правопорядка, армии, средствах массовой информации, образовании, культуре и науке, межнациональных и межрегиональных отношениях и т.д. Особенную озабоченность, как уже отмечалось, вызывает теневое предпринимательство. Не будет преувеличением считать, что теневые процессы наблюдаются во всех "порах" общества, причем как на макро-, так и на микроуровне <3>.

<3> Саморуков Д.И. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики. М., 2007. С. 46.

На фоне бесконечных споров о характере и направлениях реформ, политических играх, мнимой борьбе с коррупцией, криминалом, чиновничьим произволом общество пришло к реально сформированной системе высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом родовых признаков.

В экономической сфере образовались кланы - устойчивые властно-хозяйственные структуры, имеющие "крышу" в виде того или иного государственного властного органа, распоряжающиеся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущие широкомасштабную коммерческую деятельность. Следствием этого стали периодически усиливающееся бегство капитала из России, перераспределение национального дохода в пользу элитной группы.

Показательно, что значительная часть общества не только смирилась с таким положением, но и считает его оправданным, активно участвует в "процессе". В российском обществе получила распространение позиция молчаливого одобрения теневой экономической деятельности, осуждения не за факт нарушения закона в ходе хозяйствования, а за факт его раскрытия соответствующими органами.

Классификация теневых экономических явлений

В зависимости от характера результата деятельности выделяют теневую экономику:

  • производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;
  • перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

По отношению к официальной экономике следует различать внутреннюю и так называемую параллельную экономику.

Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется многими экономистами .

Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается В. Гинзбург (V. Ginsburgh), который рассматривает ее как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы <4>.

<4> Гинзбург В. (Ginsburgh V.) Характеристика теневой экономики. М., 2008. С. 45.

В зависимости от стадий воспроизводственного цикла различают:

  • теневое производство;
  • теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);
  • теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);
  • теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

Большинство авторов включают в состав теневой экономики деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП.

Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов . В связи с этим выделяют <5>:

  • теневой рынок;
  • неформальную экономику;
  • властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.
<5> Исправников В.О. Теневая экономика: иной путь и третья сила // Российский экономический журнал. 2008. С. 24.

Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь немногими исследователями.

По мере своего развития теневое предпринимательство в нашей стране будет приобретать формы, присущие развитым индустриальным странам. Поэтому глубокий экономико-правовой анализ теневого бизнеса и выработка методов борьбы с ним остаются важнейшими задачами на современном этапе.

Экономико-правовой анализ позволяет рассматривать в качестве наиболее криминогенных зон следующие сегменты:

  • денежное обращение, криминализация которого является наиболее опасной для общества и которое порождает криминализацию всех остальных звеньев экономической системы. Многие эксперты считают, что в 1990-е гг. можно было говорить о переходе контроля над сферой денежного обращения к криминальным структурам;
  • отношения собственности, прежде всего в торговле и общественном питании, сфере городской недвижимости, топливно-сырьевом комплексе, деревообработке и производстве строительных материалов, строительстве, производстве алкогольной продукции, земельных отношениях, эксплуатации государственной собственности;
  • внешнеэкономическая деятельность, используемая не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющаяся самым эффективным средством незаконного экспорта капитала. В 1990-е гг. процветала криминальная система экспорта энергетических и сырьевых ресурсов, особенно стратегического характера, что подрывало позиции страны на мировых рынках и давало основания для принятия против России антидемпинговых мер;
  • потребительский рынок, традиционно являющийся криминогенной экономической зоной. В 1990-е гг. практически полностью контролировался криминальными структурами, жестко регламентирующими цены и взимающими "налоги" на доходы как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность.

Два подхода к решению проблем теневой экономики

Первый подход - радикально-либеральный - реализуется с конца 1991 г. - начала 1992 г. и связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы теневой составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего в сфере малого бизнеса, - с другой.

Второй подход - репрессивный - возник как своеобразная реакция на социальные негативы первого. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, ФНС, Росфинмониторинга; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания .

Преодоление криминального характера теневого предпринимательства предполагает осуществление конкретных мер в рамках борьбы с экономической преступностью .

Одни из них направлены на преодоление подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг:

  • обеспечение в реальной экономической жизни равноправия всех субъектов хозяйствования, преодоление монополизма государства на охрану всех форм собственности;
  • создание условий для нормализации завершающего этапа приватизации (особенно земли и ее недр), а также для борьбы с незаконной приватизацией;
  • совершенствование фискального законодательства (налогового и таможенного);
  • создание условий и возможностей для выхода предпринимателей из теневой экономики;
  • упрощение процесса оформления создаваемого предприятия, перекрытие каналов коррупции и взяточничества;
  • пресечение любых форм подпольного предпринимательства путем усиления административного и уголовного воздействия на подпольных производителей, установления жестких экономических санкций в зависимости от размера полученных доходов и нанесенного ущерба обществу <6>.
<6> В настоящее время, однако, предпринимаются шаги в сторону смягчения санкций за экономические преступления. См., например: Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ (Рос. газ. 2010. 9 апр.).

Другие меры направлены против организаторов и исполнителей противозаконных операций в ходе осуществления предпринимательской деятельности:

  • борьба с монополией, создаваемой с целью незаконного обогащения (наживы), эффективное использование антимонопольного законодательства, привлечение правоохранительных органов к разрушению монополистических структур;
  • контроль над ценами на социально важные товары и услуги, недопущение скрытого повышения цен при выпуске новой продукции;
  • борьба с тотальным мошенничеством в различных сферах экономики.

Еще одним направлением воздействия государства на теневую экономику является легализация теневых доходов . Сегодня она выходит на ведущее место в системе мер нейтрализации теневого предпринимательства.

Помимо вышеперечисленных мер государственная программа по легализации деятельности теневых предпринимателей должна предусматривать внесение изменений в законодательные акты, которыми бы устанавливались различные меры ответственности для криминальных элементов и теневых предпринимателей, разработку и реализацию системы репатриации капиталов отечественных предпринимателей (в том числе проживающих за рубежом) в целях инвестирования в экономику России; усиление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля (сделать данные о налоговых правонарушениях, преступлениях общедоступными).

Несомненно, к разработке государственной программы по легализации теневых доходов необходимо привлечь научных и практических работников всех систем экономической и правовой направленности.

Успешное достижение поставленной цели невозможно без выполнения ряда важных условий <7>:

  1. открытости ("прозрачности") принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства;
  2. усиления различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетными, банковскими, валютными и др.). Представляется, что в среднесрочной перспективе это даст более весомые результаты, чем контроль за отдельными лицами;
  3. закрепления реально действующих форм коррупции в уголовном законодательстве. Речь идет, в частности, о коррупционном лоббизме, фаворитизме, протекционизме, предоставлении конфиденциальной информации, практике перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестировании коммерческих структур за счет бюджета, переводе государственного имущества в акционерные общества, обучении детей за рубежом за счет спонсоров и т.д.;
  4. наличия финансового контроля за доходами и имуществом должностных лиц и членов их семей, практика которого существует во всех цивилизованных странах;
  5. практической реализации конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ). Это предполагает принятие законов об уточнении депутатского иммунитета, ответственности должностных лиц категории "А" (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.
<7> Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М., 2008. С. 132.

Налоговые последствия легализации теневых финансовых потоков

Поскольку легализация в конце концов затрагивает интересы физических лиц, необходимо проанализировать взаимовлияние НДФЛ и других основных налогов - прямых и косвенных.

Прямые налоги . 1. Налог на прибыль организаций . При определении налоговой базы в качестве расходов учитывается целый ряд выплат, являющихся одновременно и объектом НДФЛ, прежде всего: вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, сдачей имущества в аренду или передачей его в доверительное управление, и авторским договорам; выплаты по трудовым договорам и служебным контрактам.

В результате борьбы за вывод указанных выплат из тени (черного нала) дополнительные поступления в доход государства от НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды будут сопровождаться определенными потерями по налогу на прибыль (особенно в рамках взаимоотношений так называемых серых и черных фирм). Таким образом, дополнительные поступления могут составить не более 19% от упомянутых выплат.

  1. Взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование . Неоправданно высокая ставка этих взносов по суммам, выплачиваемым работодателями в пределах 415 тыс. руб. в год на одного работника, является главным препятствием для вывода этих выплат из теневого оборота. Совокупная фискальная нагрузка на фонд оплаты труда в указанных рамках составляет около 40%, которая охватывает этот вид доходов у 64 млн плательщиков НДФЛ (97% лиц, получающих заработную плату в России). Очевидно, что снижение тарифа взносов для работодателей (основной массы налоговых агентов по НДФЛ) с ныне действующего размера 26% до применяемых в странах ОЭСР ставок на уровне, не превышающем 13 - 17%, обеспечит существенное увеличение поступлений НДФЛ.
  2. Имущественные налоги : налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Сами по себе эти налоги никак не влияют на тенденции и динамику сокрытия текущих доходов от налогообложения. Однако информация, получаемая налоговыми органами об уплате физическим лицом транспортного, земельного налога или налога на имущество, может дать основания для сопоставления его реальных доходов, на которые отдельные виды имущества были приобретены (транспортные средства, земельные участки, жилые дома, квартиры и т.п.), и доходов, фактически явившихся объектом налогообложения. Таким образом, наличие этих налогов лишь может ограничивать направление теневых доходов на приобретение указанных видов имущества.

Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых) . Поскольку объектом налогообложения является выручка от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, эти налоги сказываются на налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей от их профессиональной деятельности.

Очевидно, что снижение ставок косвенных налогов, их отмена или замена (например, НДС на налог с продаж) могут привести к увеличению поступлений НДФЛ в связи с перенаправлением налоговыми агентами высвободившихся финансовых средств на фонд потребления.

В состав указанной выше выручки всегда входят средства на оплату труда лиц, способствовавших ее появлению. Вывод черной выручки из теневого оборота также может повлиять на расширение налоговой базы по НДФЛ, однако следует учитывать, что в российских условиях удельный вес черной зарплаты в черной выручке составляет не более 15 - 20%.

Шаги, предпринятые в направлении легализации теневых доходов

В течение ряда лет налоговые органы на различном уровне участвуют в деятельности комиссий по легализации налоговой базы. Сегодня в связи с отменой единого социального налога возможен перенос основного уклона работы "зарплатных" комиссий на НДФЛ.

Каждый работник, получающий зарплату в конверте, должен отдавать себе отчет о том, что он лишает себя пенсионных накоплений, которые, в свою очередь, влияют на величину будущей пенсии, а также права на использование налоговых вычетов в полном объеме.

Одновременно работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем (налоговым агентом) налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно произвести уплату налога.

Налогоплательщик, который обязан представить, но не представил налоговую декларацию по НДФЛ, несет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 119 НК РФ , в виде штрафа.

Кроме того, ст. 198 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ предусмотрена обязанность налогового органа, выявившего в результате налоговой проверки факт совершения налогового правонарушения, содержащего признаки преступления, предупредить налогоплательщика о направлении материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме.

Указанный Закон предусматривает прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления в случае, если до окончания предварительного расследования ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате этого преступления, возмещен в полном объеме. Представляется, что доведение упомянутой выше информации до сведения руководителей и работников "проблемных" организаций должно стать одним из главных направлений деятельности комиссий по легализации налоговой базы.

Недавно Государственной Думой принят в третьем чтении и одобрен Советом Федерации законопроект, предусматривающий в том числе введение ежемесячной платы за выдачу иностранным гражданам патента на право работы по найму у физических лиц на территории России в размере 1 тыс. руб. за полный или неполный месяц работы с одновременным освобождением от уплаты налога на доходы, полученные от такой деятельности .

Напомним, что одной из проблем, связанных с налогообложением иностранных физических лиц - нерезидентов Российской Федерации, является отсутствие возможности контроля за сроками пребывания этих граждан в стране ввиду их миграции по территории.

В НК РФ нет положений, разрешающих налоговым органам проведение специальных проверок, в результате которых обнаружились бы факты осуществления физическими лицами - нерезидентами Российской Федерации коммерческой, предпринимательской и иной деятельности без подачи декларации и уплаты налогов. Более того, в ходе оперативных проверок органов внутренних дел нередко выявлялись иностранные граждане, не прошедшие регистрацию и фактически находящиеся на территории России нелегально. Зачастую выясняется, что иностранные граждане, прошедшие регистрацию, фактически не проживают по указанному адресу.

Поскольку иностранные граждане обычно трудятся у работодателей - физических лиц непосредственно в жилом секторе населенных пунктов, выявлять таких лиц и привлекать их к налогообложению налоговым органам очень сложно, ведь входить в жилые помещения они могут только вместе с сотрудниками правоохранительных органов.

Не предусмотрена какая-либо реальная ответственность за нарушение работодателями - физическими лицами положений ст. 303 ТК РФ (заключение договора в письменной форме, регистрация его в органах местного самоуправления и т.п.).

Существенной проблемой при привлечении иностранных физических лиц - нерезидентов к налогообложению через декларирование доходов является сравнительно короткий срок осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, в результате чего иностранные физические лица покидают территорию нашей страны без представления декларации о предполагаемых доходах. Кроме того, серьезные трудности при привлечении иностранных граждан к подаче деклараций и уплате налогов возникают из-за незнания многими из них русского языка и отсутствия переводчиков.

Учитывая, что иностранные граждане не обязаны посещать миграционные и налоговые органы перед выездом из России, а налоговые органы не располагают сведениями о выезде иностранных граждан за пределы территории нашей страны, контролировать выполнение последними предусмотренной ст. 229 НК РФ обязанности подавать декларацию по НДФЛ за месяц и уплачивать налог за 15 дней до выезда очень проблематично. Обязанность представлять налоговую декларацию предполагает самостоятельность и добросовестность налогоплательщика.

В конечном итоге все вышеперечисленное делает существующую систему привлечения иностранных граждан к налогообложению через декларирование неэффективной.

Поэтому введение в законодательном порядке для данной категории физических лиц специального режима налогообложения, предусматривающего внесение фиксированной платы за патент, которая бы заменила уплату налога на доходы от осуществляемой деятельности, является позитивным шагом.

Литература

  1. Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб., 2008.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.).
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Рос. газ. 2009. 31 дек.
  5. Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Рос. газ. 2010. 21 мая.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп.).
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).

К.В.Котов

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

  1. Теневая экономика : явление, макроэкономические последствия и методы борьбы

    Курсовая работа >> Экономика

    На сущность теневой экономики , ее структуру и... теневой экономики и методов борьбы с нею , ... способов оценки теневой экономики ... наиболее широкое распространение получили методики, основанные на опросах, выборочных обследованиях субъектов ...

  2. Теневая экономика и проблемы её эффективного ограничения

    Курсовая работа >> Экономика

    Выделить задачи, входящие в нее . А они следующие: определить сущность понятия «теневая экономика» , виды и причины... возможных границ и структуры теневой экономики ; Существующие комплексы мер по борьбе с теневой экономикой разнообразны по сферам...

  3. Теневая экономика причины возникновения, факторы развития, методы борьбы

    Реферат >> Экономическая теория

    ... борьбы» Введение 1. Причины возникновения и факторы развития теневой экономики 1.1 Сущность теневой экономики 1.2 Структура теневой экономики 1.3 Факторы развития теневой экономики 2. Способы проявления теневой экономики ... субъекты , третьи включают сюда не ...

  4. Теневая экономика в современной России

    Реферат >> Экономика

    ...) масштабов теневой экономики в PФ и определить направления борьбы с нею ; - обосновать законодательные, экономические и специальные меры борьбы с теневой экономикой . 1.Определение теневой экономики ...

  5. Теневая экономика в России: причины и масштабы явления

    Курсовая работа >> Экономика

    1997г. 3. Сущность и типы теневой экономики 3.1 Сущность теневой экономики 3.2 Типы теневой экономики 4. Анализ теневой доли в современной экономике 4.1 Способы измерения теневой экономики 4.2 Размеры теневой экономики в современной России...