Перепись населения 1937 г. Население ссср по годам: переписи населения и демографические процессы

Что сейчас известно о переписи населения 1937 года?

"Ее результаты выявили огромные потери населения (в том числе от голода 1932-1934 годов, когда страна потеряла, по разным данным, от 6 до 8 млн. человек), сильное увеличение доли жителей в «ссыльных» северных и восточных районах. На вопрос, к какому вероисповеданию принадлежит опрашиваемый, даже не сильно верующие люди отвечали: православный, мусульманин т.п. По итогам переписи получалось, что в стране «воинствующего атеизма» собственно атеистов почти нет. Кроме того, 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали."

"Перепись прошла успешно, однако из-за того, что показанная ею численность населения СССР сильно разошлась с провозглашенными с самых высоких трибун оценками, ее результаты были объявлены дефектными, а специалисты, которые руководили ее проведением, были объявлены <врагами народа> и жестоко репрессированы. Вследствие этого перепись населения 1937 г. вошла в историю как <репрессированная>"

"По воспоминаниям Андрея Ивановича, а ему в свое время об этом детально рассказывали старшие родственники, выступая на ХVII съезде ВКП/б/, Сталин обмолвился, что ежегодный "прирост" граждан в стране составляет более трех миллионов. Стало быть, к моменту переписи 1937 года в Советском Союзе должно "числиться" 170 миллионов с "хвостиком". На эту грандиозную цифру ориентировала вся тогдашняя пресса. Увы, неподкупная статистика выдала совсем иные цифры - перепись показала всего 162 миллиона россиян, выходило, что вопреки лучезарным прогнозам великого вождя население в ряде областей даже уменьшилось - аукнулись последствия раскулачивания и голода 1932 - 1933 годов."

Что же у нас есть по переписи населения 1937 года?

Должно быть врут коммунисты? Не было нарушений поди?

Все вопросы в опросных листах были сформулированы крайне неудачно. Они позволяли толковать их по-разному, это вело к неправильному заполнению бланков. Крайне неудачной оказалась после редактирования Сталиным и комиссией инструкция по заполнению переписного листа. Более того, перепись проводилась по принципу однодневной, но эта ее характеристика была истолкована весьма специфическим образом. Корректировка заполненных заранее бланков проводилась в 1 день 6 января, что потребовало колоссальных денежных затрат и армию переписчиков, контролеров и инструкторов численностью более 1 млн. человек.
Учитывалось только наличное население, причем в инструкциях нечетко были даны указания как определять физическое и наличное населения, а также как оценивать тех, кто находиться в пути, а именно на вокзалах и на пристанях.
Спешка в проведении самой переписи и контрольной ее проверке приводили к ошибкам и нарушениям. Переписчик должен был заранее заполнить переписной бланк, а затем в течение 6 января посетить все жилые помещения и вычеркнуть из бланка тех, кто не ночевал в этом помещении в 5 на 6 января. Эта процедура вычеркивания и послужила основным обвинением переписи 1937 года в существенном недоучете население.

А что за проблемы наблюдались с переписью? Почему цифра данная переписью не удовлетворяла руководство страны?

Из доклада в ЦК:
«общая численность населения по переписи 6 января 1937 года составила 162 003 225 человек, включая контингенты РККА и НКВД. По сравнению с 1926 годом (перепись 17.XII) численность населения увеличилась т. о. на 15 миллионов человек , или на 10,2 %, или в среднем на 1 % в год. Эти данные показывают, что прирост населения у нас значительно превышает темпы естественного прироста населения передовых капиталистических стран, как то: Англии (0,36 % в среднем за 9 лет с 1927 г. по 1935), Германии (0,58 %). Франции (0,11 %), США (0,66 % в среднем за пятилетие 1830—1934 гг.) равен итальянскому (1,02 %) и уступает лишь Японии (1.37 %).
Установленная переписью численность населения значительно ниже той, которая ожидалась по данным текущего учёта населения. Так на 1/1—1933 г. ЦУНХУ была опубликована численность населения 165,7 млн, послужившая исходным пунктом дальнейших расчётов. Перепись показала, что текущий учёт населения давал неверные, резко завышенные цифры. Совершенно неудовлетворительное состояние текущего учёта населения является главной причиной разрыва между предположениями и фактической численностью населения, установленной переписью.
».

Итак, руководство страны изначально отталкивалось от липовой цифры, которую им подсунула статистика в 1933 году. Но виноват, конечно, Сталин - раз он не вышел на цифру в 170 млн., а вышло 162 млн - значит 8 млн. расстреляли.
Мало того, за 10 лет население выросло на 15 млн., хотя это была цифра и не удовлетворявшая правительство (ау, скажите мне насколько выросло население России или Украины за последние 10 лет?)
В условиях репрессий прирост населения в 1,5 млн. человек (в среднем за год) невозможен. А ведь этих данных никто из исследователей не ставит под сомнение. В наши же дни даже массовая иммиграция соотечественников из «ближнего зарубежья не может перекрыть «естественную» убыль населения в. условиях продовольственного изобилия на прилавках магазинов.

Перепись 1937 года была однодневной. Центральное Управление Народно-Хозяйственного Учёта снабдило каждый переписной лист памяткой счётчика, которая требовала вычёркивать не ночевавших по месту жительства в ночь с 5 на 6 января, то есть на критическую дату переписи. Требование было связано со спецификой однодневной переписи и выдвигалось в расчёте на то, что не ночевавшие дома будут переписаны в другом месте нахождения, что не всегда выполнялось на практике, и не могло не привести к некоторым неувязкам и потерям в счёте населения.
Как предполагал оргплан переписи, ответы переписываемого заносились в анкету в период предварительного обхода счетчиком своего участка. На это отводилось пять дней (с 1 января по 5 января включительно). При восьмичасовом рабочем дне счетчик на всю эту работу имел 40 рабочих часов. В условиях города на счетчика приходилось в среднем по 150 человек. Каждому из них следовало задать (а в случае необходимости и разъяснить) 14 вопросов, получить на них ответы, зафиксировав последние в переписном листе. При этом счетчик должен был передвигаться по своему участку, переходя из квартиры в квартиру, из дома в дом.
Произведя элементарные арифметические расчеты, получим, что на расспросы и запись ответа по каждому вопросу у счетчика имелось в среднем лишь 1,1 минуты. В сельской местности у счетчика положение было сложнее.

Что из этого получалось?

О репрессиях.

К переписи (так как она была однодневной) только в качестве счетчиков было привлечено 1250000 человек. Прикиньте только расходы на оплату труда.
При подготовке переписи не были учтены все населенные пункты, в которых проживали подлежащие переписи граждане. Уже в ходе ее проведения были обнаружены тысячи не включенных в списки поселений. В одной только Западной области их оказалось 948, в Калмыцкой АССР — 932, Свердловской области — около 900 и т. п. В ходе проводившейся позже по инициативе ЦК ВКП(б) проверки было выявлено еще значительное количество населенных пунктов, жители которых не прошли перепись. А это значит, что полнота охвата населения переписью 1937 года не могла быть гарантирована.
Руководители ЦУНХУ, может по непрофессионализму, а может, по злому умыслу, сделали все, чтобы перепись была провальной, чем ввели страну в огромные неоправданные расходы народных средств.
Кроме того, итоги переписи бросали тень на СССР, чем могли, а потом и воспользовались враги.
При товарище Сталине за решетку можно было и за более мелкие преступления.
Большая Советская Энциклопедия Первого издания содержит такой текст в отношении переписи населения 1937 года «6/I 1937 года была проведена новая перепись населения (П. н.) Союза ССР. Однако ввиду того, что пробравшиеся к руководству П. н. враги социализма — троцкистско-бухаринские агенты иностранных разведок — вредительски организовали П. н. СНК СССР в постановлении от 25/IX 1937 признал организацию П. н. неудовлетворительной, а самые материалы переписи дефектными. СНК СССР указал, что П.н. 1937 была проведена ЦУНХУ Госплана СССР с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденным правительством инструкций. СНК обязал провести новую всесоюзную П. н. в январе 1939 »

Выводы, как всегда делаем сами

Одним из важнейших показателей успешности советского проекта были данные о числе жителей страны. В стране победившего социализма людей должно было быть много и жить они должны были хорошо.

Вот как в 1935 году живописал эту картину Сталин на совещании передовых комбайнеров и комбайнерок: «Население стало размножаться гораздо быстрее, чем в старое время. Смертности стало меньше, рождаемости больше, и чистого прироста получается несравненно больше. Это, конечно, хорошо, и мы это приветствуем (ВЕСЕЛОЕ ОЖИВЛЕНИЕ В ЗАЛЕ). Сейчас у нас каждый год чистого прироста населения получается около трех миллионов душ. Это значит, что каждый год мы получаем приращение на целую Финляндию (ОБЩИЙ СМЕХ). Ну, а это ведет к тому, что приходится кормить все больше и больше людей». Годом раньше он даже привел конкретную цифру: по оценке вождя, на конец 1933 года в стране проживало 168 миллионов человек.

Эту цифру он получил достаточно просто: перепись 1926 года показала население страны в 147 миллионов человек; Сталин прибавлял по три миллиона за каждый год (именно на столько ежегодно увеличивалось население страны в конце НЭПа), в результате чего и получилась озвученная им цифра. Оставалось только провести новую перепись, чтобы подтвердить сталинские расчеты. После долгих проволочек перепись назначили на 6 января 1937 года.

В руководстве страны к проведению переписи подошли с необычайной серьезностью: всеми организационными вопросами занималась комиссия, куда входили видные члены Политбюро — Молотов, Каганович, Микоян. Переписной лист Сталин редактировал лично. (То, как он, к ужасу профессиональных статистиков, этот бланк упростил, — отдельная история . Сталин, например, выбросил все вопросы, конкретизирующие уровень грамотности, в результате чего грамотными считались даже те, кто с трудом читал по слогам). В прессе развернулась широкая агитационная кампания. В январе газеты сообщили о триумфальном успехе переписчиков. И замолчали.

Итогов переписи так никто и не узнал, зато в сентябре в «Правде» ее объявили «дефектной» и назначили новую — на 1939 год.

В чем же был «дефект» этой переписи? И как могло получиться, что столько государственных усилий пропали зря?

Ответить на первый вопрос просто: перепись показала, что в стране проживает 162 миллиона человек, то есть на несколько миллионов меньше, чем получалось по сталинским расчетам. На второй — чуть сложнее.

Как показывают документы, опубликованные в начале 1990-х, проводившие перепись сотрудники Центрального управления народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) знали о том, что сталинские цифры не соответствуют действительности. Знали они и о причинах этого несоответствия: последствия ужасающего голода 1932-1933 годов и интенсивность репрессий можно было скрыть от рядовых граждан, но не от статистиков. Однако, понимая все это, они не захотели фальсифицировать результаты. Наоборот, пусть и в уклончивых формулировках, но они попытались объяснить руководству страны настоящие причины «дефектности» переписи. В течение года почти всех руководителей ЦУНХУ репрессировали: организаторы переписи Иван Краваль и Олимпий Квиткин были расстреляны, занимавшие должности поменьше Лазарь Брандгендлер и Михаил Курман оказались в лагерях. Как видно из воспоминаний Курмана, оказавшись в тюрьме, он продолжал считать, что партия все делает правильно, а значит, и пострадал он не из-за оппозиционных настроений, а просто потому, что не счел возможным поступиться своими профессиональными принципами. Судя по всему, этим же руководствовались и его коллеги.

Перепись 1939 года проводилась уже совершенно новыми, послушными людьми. Они, как могли, накручивали цифры, но все равно получили только 170 миллионов человек, то есть, по сути, подтвердили цифры «дефектной» переписи.

На этот раз Сталин признал результаты «правильными», а на очередном съезде свалил ответственность за собственные ошибки на репрессированных статистиков: «Некоторые работники Госплана старого состава считали, например, что в течение второй пятилетки ежегодный прирост населения в СССР должен составить три-четыре миллиона человек или даже больше этого. Это была фантастика, если не хуже».

Следующие 20 лет перепись в Советском Союзе не проводилась.

Подготовка к ней началась с «опытной» переписи населения, проведенной в 1932 г.

Эта перепись, как и перепись 1897 г., была однодневной, что во многом предопределило некоторые ее недостатки. Потребовалось предварительное заполнение переписных листов, затем их проверка, контроль за точностью счета населения. Критическим моментом переписи было 12 часов ночи с 5 на 6 января 1937 г. Переписывалось наличное население. Метод однодневной переписи потребовал необычно большого числа счетчиков - более 900 тыс. человек, а численность всего переписного персонала превысила 1,1 млн человек.

Перепись проводилась по системе переписных листов, ряд бланков предшествующих ей переписей населения был упразднен, а «поселенный список хозяйств» был заменен сводными ведомостями, сохранившимися в практике переписей до 1989 г.

Программа переписи населения 1937 г. была изменена и содержала следующие вопросы: пол, возраст, национальность, родной язык, религия, гражданство, грамотность, название учебного заведения, класс или курс обучения, уровень образования, род занятий, общественная группа, место работы, состояние в браке.

Из программы были исключены вопросы о миграции, ограничена социально-профессиональная характеристика населения, в альтернативной форме давалась запись о семейном состоянии, сохранившаяся впоследствии до переписи 1979 г. Включение вопроса о религии и исключение посемейного порядка записи осложнили проведение переписи и сказались на точности счета населения.

Вследствие всех указанных обстоятельств, а также сложностей, вызванных проведением однодневной переписи, численность населения оказалась меньше расчетной.

Это, а также другие просчеты в организации переписи, вызванные (по мнению отдельных исследователей) как многократным перенесением ее сроков, так и вмешательством в подготовку проведения высшего руководства СССР, были вменены ответственным за ее проведение лицам. Эти события совпали с плановым выявлением врагов народа в органах советской власти в 1937 г. Данные переписи не были опубликованы, материалы признаны дефектными

Предварительные итоги разработки данных Всесоюзной переписи населения 1937 г., проведенной на машиносчетных станциях Москвы,

Ленинграда и Харькова, впоследствии были опубликованы и показали, что недоучет был умеренным, а оценки численности населения, публиковавшиеся в статистических изданиях 30 гг., были сильно преувеличены, что привело к несовпадению данных текущей статистики и переписи населения 1937 г.

Хотя данные переписи в свое время обнародованы не были, однако теперь известно, что она учла 162 млн человек. Между тем, согласно оглашенной с высоких трибун и опубликованной тогда оценке, население страны на начало 1934 г. составляло 168 млн, а на начало 1937 г. ожидалось не менее 170-172 млн. Если исходить из этих чисел, то при переписи недосчитались по крайней мере 8 млн человек.

Неудивительно, что якобы допущенный при переписи недоучет был приписан проискам врагов народа. Это единственное более или менее правдоподобное свидетельство «вины» репрессированных статистиков оказалось удобным дополнением к стандартным обвинениям их в создании контрреволюционных организаций, подготовке террористических актов и т.п.

Мифический «недоучет» при переписи возник из-за того, что результаты ее сравнивались с сильно преувеличивавшимися оценками численности населения. Численность же населения преувеличивалась в стремлении, с одной стороны, скрыть гигантские жертвы голода и репрессий начала 30 гг., с другой - доказать справедливость пропагандистского утверждения о том, что быстрый рост населения является закономерностью социалистического общества.

Публикация сохранившихся данных разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1937 г. была приведена в журнале «Вестник статистики» № 7, 8 в 1990 г. Там приводились данные о численности населения в целом по стране, республикам, городам с населением свыше 50 тыс. человек, о половозрастном, национальном и социальном составе, грамотности и уровне образования населения, о вероисповедании и источниках средств существования.

В.Б. Жиромская

доктор исторических наук, Институт российской истории РАН,

ведущий научный сотрудник

"Исторический вестник", №5 (1, 2000 г.), сайт Воронежской епархии, ноябрь 2000 г.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАРОДА В 1937 ГОДУ

(По материалам Всесоюзной переписи населения)

В истории христианства особая незабываемая страница принадлежит "опальной" переписи населения 1937 г. Чудом сохранились и дошли до нас ее материалы об отношении населения Советского Союза, в частности России, к религии. Эти материалы так же уникальны, как уникален и вопрос переписного листа о религиозных или атеистических убеждениях респондента. Согласно традициям мировой и российской статистики, такого рода вопрос считался некорректным, поскольку задевал глубоко жизненные интересы людей, а потому таил в себе возможность ложного ответа.

В первой переписи России 1897 г. ставился вопрос о вероисповедании, которое определялось либо по родителям, либо по этническому признаку. В переписи же 1937 г. респонденты должны были сначала определить свое отношение к религии, а затем верующие - назвать сами свое вероисповедание. Вопрос о религии был введен в переписной лист лично Сталиным, который редактировал последний вариант анкеты в канун переписи. Никто из статистиков не рискнул ему возразить. Опрашивалось население в возрасте 16 лет и старше. Какими соображениями руководствовался Сталин, когда ставил этот вопрос, мы знать не можем, но в массовой широкой печати был заведомо разрекламирован тезис о "сплошном атеизме населения", который должна была подтвердить перепись. Однако такого рода ожидания не оправдались.

Перепись состоялась в ночь с 5 на 6 января и была доброжелательно встречена населением, люди охотно отвечали на все вопросы. Исключением был вопрос о религии. Во многих районах, особенно в сельской местности, он вызвал переполох. Нетрудно понять причины этого, если вспомнить обстановку тех лет в стране (насильственные переселения раскулаченных, нараставшую волну репрессий и т.д.), а также официальное отношение к религиозным убеждениям как "пережитку прошлого в сознании отсталых людей". Респонденты были поставлены в сложное положение. С одной стороны, они боялись за себя и за своих родных и близких, а с другой - "кары Божией" за отречение от Веры.

Во многих районах начали распространяться всякого рода тревожные слухи, а с мест понеслись донесения особой секретности из местных органов учета и статистики в ЦК ВКП(б) и правительство. До нас дошли такого рода донесения из Свердловской области, Белоруссии, а также, что особенно важно, обобщающая записка начальника Центрального управления народнохозяйственного учета СССР И.А.Краваля в ЦК ВКП(б) по донесениям из всех районов страны в целом.

Судя по этим материалам, распространявшиеся тогда слухи были типичными для того времени. Например, самым массовым было опасение, что верующих "будут ссылать, а их детей выгонят из школы"1 (Красноярский край), что на верующих "будут смотреть как на кулаков"2 (Московская область), верующих "будут лишать продовольствия и вышлют"3 (БССР, Орша, Богушевск) и т.д. Боялись, что с верующих будут брать "особые налоги" (Московская область), "выбросят из колхоза", "снимут со снабжения в кооперации"4 (Киевская обл. Украины). Распространился даже зловещий слух о предстоящей с 5 на 6 января "варфоломеевской ночи"5 (Свердловская область). В связи с этим появились и "агитаторы" из верующих, которые ходили из села в село и советовали ответов на этот вопрос не давать. Такие агитаторы были замечены в Татарии, Сталинградской области, Узбекской ССР, Западно-Сибирском крае и в других районах страны6.

Сектанты (евангелисты и баптисты) давали обет на вопрос о религии не отвечать. Одни из них демонстративно закладывали платок в рот и молчали, другие - скрылись в лесу (Свердловская область, Западно-Сибирский край и т. д.). Некоторых из них переписчикам удалось вернуть из лесов и уговорить ответить на вопросы.

Но были и другого рода слухи. В связи с принятием Конституции СССР в 1936 г., по которой священники получили право голоса, верующие надеялись, что если они не будут скрывать своих убеждений, то правительство вынуждено будет открыть закрытые церкви и вернуть сосланных священников. "Пишитесь верующими, тогда откроют церкви",7 - передавали из уст в уста крестьяне в Сталинградской области. Некоторые из них отстаивали свое право на совершение религиозных обрядов, "приходили к председателю РИК и спрашивали, когда освободят церковь от клуба"8. Надеялись в этом случае даже на помощь международных организаций: "Перепись пойдет на рассмотрение Лиги наций, а Лига наций спросит у т. Литвинова, почему мы закрыли церкви, когда у нас много верующих" (Милославицкий сельсовет, Климовический район БССР)9.

Как сказано в документах, многие священники с церковного амвона призывали верующих ответить откровенно на вопрос о религии, так как тоже надеялись на открытие церквей10. Их призывы были расценены местными органами власти как "провокационные", "направленные на срыв переписи". В тех случаях, когда священники занимались такой "агитацией" не в церкви, а ходили по домам, с ними разбирались "соответствующие органы"11.

Не обошлось и без конъюнктурных соображений со стороны населения: лучше записаться неверующим, тогда в кооперативах больше товаров дадут; или надо записываться верующими, так как в случае войны и победы гитлеровской Германии неверующих расстреляют (западные области УССР, БССР)12.

Оказавшись в столь сложной ситуации, верующие повели себя по-разному. Однако большая часть их не стала скрывать своих убеждений. Счетчики приводят типичные ответы в Пермском районе: "Сколько нас не спрашивай о религии, нас не убедишь, пиши верующий", или: "Хоть и говорят, что всех верующих будут увольнять со стройки, но пиши нас верующими"13. Замечен случай, когда все семь женщин, проживавших в одной комнате общежития фабрики "Промодежда" (г. Пермь), записались верующими14. Такой же случай отмечен и в общежитии УВС, где двенадцать женщин в возрасте от 17 до 29 лет заявили о том, что они верующие15. В отдельных районах в верующие записывались целыми колхозами. Под влиянием слухов и страхов в некоторых случаях люди "переписывали" себя верующими или неверующими по нескольку раз. Однако таких случаев было замечено мало. Больше было людей, которые столкнулись с необходимостью определиться впервые. Типичен, например, следующий ответ: "Кто его знает, верую я или нет - не знаю, но в душе что-то есть, что свыше нас, чего-то есть, какая-то сила; хотя я Богу не молюсь давно, а все же пиши верующий"16. Другие решали этот вопрос совсем иначе: "...Раз работаю на стройке, то, значит, неверующий"17.

При анализе данных переписи необходимо учитывать, что принцип самоопределения не всегда срабатывал. В донесениях отмечалось, что "члены семьи, безусловно, оказывали влияние на колеблющиеся, нестойкие элементы в вопросе о религии"18. Этот вопрос часто вызывал серьезные семейные конфликты. В одном случае жена заявила, что уйдет от мужа, если он запишется неверующим, в другом - дочь ругала отца за то, что он записался верующим, в третьем - мать заявила, что проклянет сына, если тот запишется неверующим19. Не обошлось без семейных драк и побоев. В этой ситуации не все настаивали на своих убеждениях, некоторые предпочли ответа не давать.

Как бы то ни было, но 80 % опрошенного населения ответили на вопрос о религии20. Лишь 1 млн человек предпочли отмолчаться, ссылаясь на то, что "ответственны только перед Богом" или что "Богу известно, верующий я или нет". Значительную часть отказавшихся от ответа составляли раскольники-старообрядцы и сектанты.

По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии21. В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренной. Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.

Перепись сохранила для нас ценные сведения о половом и возрастном составе верующих разных вероисповеданий. Женщин, признавших себя верующими, было больше, чем мужчин: 64 % против 36 % (от всех верующих)22.

Рассмотрим возрастной состав верующих23. Самыми большими возрастными группами среди верующих грамотных и неграмотных были группы мужчин и женщин в возрасте 20-29 и 30-39 лет. На группы лиц старше 50 лет приходился незначительный процент верующих среди грамотных и незначительно больший среди неграмотных. Среди верующих было почти 34 % лиц 20-29-летнего возраста и более 44 % - 30-39-летнего возраста. Лиц пожилого возраста, старше 50 лет, было около 12 %. В последнем случае сказывается, безусловно, малочисленность пожилых в возрастной структуре населения. Однако и с учетом этого нельзя не признать, что мнение о том, что верующие - это люди исключительно пожилого возраста, не соответствовало действительности.

Другим распространенным стереотипом в пропагандистской литературе тех лет было представление о том, что основную массу верующих составляли женщины пожилого возраста, причем неграмотные. Данные переписи свидетельствовали о другом. Среди всех верующих грамотных мужчин в возрасте 16-49 лет было более 75 %, а женщин этого возраста - 88 %. Следовательно, среди верующих значительную часть составляли мужчины и женщины молодого и зрелого возраста, обученные грамоте.

В 30-е гг. бытовало и еще одно мнение о том, что ликвидация неграмотности населения автоматически решает проблему перехода его на позиции атеизма. Из данных, приведенных выше, видно, что и оно оказалось ложным, хотя совсем отрицать влияние приобщения к грамоте на людей с неустойчивым, формально-традиционным отношением к религии было бы неверно.

Среди грамотных верующих мужчин в возрасте до 30 лет было 32,6 %, а среди грамотных женщин этого возраста - 48,4 %. Это были в основном обучавшиеся в школах или закончившие ее. В то время преобладало начальное образование. Но было немало и обучавшихся в техникумах и вузах, особенно в возрасте 19-25 лет. Иными словами, среди лиц такого молодого возраста было мало "читавших по слогам и умевших написать свою фамилию", т.е. прошедших лишь школу ликбеза. Естественно, неграмотными верующими были в основном пожилые и гораздо меньше молодые. Хотя "сплошной" грамотности не показали ни перепись 1937 г., ни состоявшаяся сразу после нее перепись 1939 г., но охват населения, в первую очередь молодежи, всеобучем был весьма широким.

Данные переписи 1937 г. свидетельствуют о том, что с возрастом усиливается и религиозность. Среди грамотных мужчин удельный вес верующих резко увеличивается при переходе от 20-29 лет к 30-39 годам. У грамотных женщин этот переход наблюдается в более молодом возрасте: от 16-19 лет к 20-29 годам. Это объясняется более ранней зрелостью женщин в связи с замужеством и материнством и сопряженными с этим ответственностью и тревогой за жизнь и судьбы детей, за сохранение домашнего очага и т.д.

Среди неграмотных мужчин и женщин удельный вес верующих увеличивается равномерно от одной возрастной группы к другой. Возможно, это связано с тем, что в молодежных группах несколько больше верующих, чем у грамотных. Интерес представляет анализ данных табл. 1.

Таблица 1

Соотношение верующих и неверующих среди возрастных групп обоего пола24

Из данных табл. 1 можно сделать следующий вывод. Во-первых, неграмотные, не имеющие образования, меньше испытывали на себе влияние атеистического воспитания, и среди них было больше верующих; во-вторых, тем не менее нет ни одной возрастной группы, в которой не было бы верующих; их число значительно даже среди молодежи грамотной и получившей образование.

Верующие назвали 9 крупных вероисповеданий, распространенных на территории Союза25. Самым распространенным было христианство разнообразных направлений: Православие, католичество, лютеранство и армяно-григорианство.

Христианами назвали себя почти 80 % всех верующих. Три четверти населения были привержены Православию. Католическое и лютеранское вероисповедания с отходом от России территорий Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии, а также Прибалтики заняли среди других религий скромное место: представители этих вероисповеданий составляли по 0,8 % от всех верующих.

Кроме христиан довольно значительной группой были магометане. Представителей других религий было меньше, но все же они были не так уж и малочисленны. Буддисты и шаманисты, например, исчислялись десятками тысяч26.

Рассмотрим демографический состав представителей разных направлений христианства (см. табл. 2). Наиболее высокая доля женщин у христиан: у православных - 66,2 %, у католиков - 62,3 %, у лютеран - 61,6 %, у армяно-григориан - 61,2 % и т.д. Такие показатели объясняются, во-первых, большей продолжительностью жизни женщин по сравнению с мужчинами у народов, исповедующих христианство, а во-вторых, более высокой религиозностью женщин, особенно в молодом и среднем возрасте.

Таблица 2

Состав верующих различных вероисповеданий по полу и возрасту (в %)27

Верующих женщин у народов, исповедующих ислам, буддизм, ламаизм (т.е. религии, типичные для Востока), несколько меньше по сравнению с христианами: у магометан - 53,3 %, у буддистов - 56,7 % и т.д. Продолжительность жизни женщин у восточных народов почти такая же, как мужчин: сказывается высокая смертность женщин в детородном возрасте.

В возрастной структуре православных значительна доля лиц в возрасте от 20 до 39 лет. У мужчин она составляет более 40 %. Следующей значительной по удельному весу группой является группа лиц в возрасте 50 лет и старше. На нее приходится более 30 % всех православных. Необходимо отметить, что несмотря на значительный удельный вес этих возрастных групп, составляющих основную массу православных, довольно высока доля лиц в возрасте от 40 до 49 лет. Что касается самых молодых лиц в возрасте от 16 до 19 лет, то на их долю приходится немногим более 6 %. Среди них много учащихся, еще не вступивших на самостоятельный жизненный путь и пока не определивших своего отношения к религии (см. табл. 2).

Женщины, исповедующие Православие, несколько моложе православных мужчин. Женщин в возрасте 20-29 лет было больше, чем мужчин этого возраста, а женщин 50 лет и старше - меньше, чем мужчин того же возраста.

Возрастная структура католиков очень близка к православным. Как и у православных, самый большой удельный вес имеют возрастные группы от 20 до 39 лет и от 50 лет и старше. Несколько больший процент, чем у православных, приходится на долю самых молодых - от 16 до 19 лет, причем мужчин было 6,6 %, а женщин - 6,2 %, зато женщин-католичек было больше в возрастной группе 20-29 лет.

Самые большие конгломерации молодых возрастов в демографической структуре верующих наблюдаются у протестантов. На возрастную группу мужчин 16-19 лет приходится 8 %, а на группу женщин того же возраста - 6,7 %. Еще более представительны по сравнению с православными и католиками группы от 20 до 39 лет: мужчин 20-29 лет было 26,3 %, а женщин - 25,6 %, соответственно 30-39-летних - 23,3 и 22,9 %. Спецификой возрастной структуры протестантов является довольно низкий удельный вес пожилых лиц: у мужчин он составляет 13,4 %, а у женщин - 26,3 %. Видимо, на возрастном составе протестантов отразился демографический состав этнических групп, исповедующих данное направление христианства. Среди них доля лиц пожилого возраста довольно мала, особенно мужчин.

Напротив, армяно-григориане имеют по сравнению с другими направлениями христианства более пожилой состав. Мужчин в возрасте 50 лет и старше было почти 57 %, а женщин того же возраста - около половины. Меньший удельный вес у мужчин имеет и группа 20-39 лет - всего 23,8 %, причем на группу 20-29 лет приходится менее 10 %. Представительнее эти возрастные группы у армяно-григорианок - соответственно 33 и 15,3 %. И у мужчин, и у женщин доля самых молодых (16-19 лет) невелика из-за большого удельного веса пожилых: у мужчин - 1,2 %, а у женщин - 2,7 %.

У христиан прочих направлений группы 20-39 лет имеют больший удельный вес, чем у армяно-григориан: мужчины составляют менее 40 %, женщины - более 40 %. Удельный вес группы пожилых людей (мужчин и женщин) старше 50 лет составляет более 30 %. Довольно представительны и группы молодежи от 16 до 19 лет: 5,2 и 5,7 %.

По сравнению с верующими христианами магометане имели более молодой состав, а буддисты, шаманисты и иудеи - более пожилой.

Интерес представляет характеристика верующих по состоянию грамотности. Данные переписи показали, что среди мужчин христианского вероисповедания грамотные составляют большинство: православные - 78,9 %, католики - 77,3, христиане прочих направлений - 78,7 %. Несколько меньше грамотных среди мужчин армяно-григориан, но и их больше половины. Самый высокий показатель грамотности имеют мужчины-протестанты - 90,6 %. Грамотных женщин среди христианок гораздо меньше: православных - 48,5 %, католичек - 61,6, армяно-григорианок - 27,0, христианок прочих направлений - 61,6 %. Исключение составляют женщины-протестантки, среди них грамотных было 86,7 %.

Показатели грамотности среди магометан, буддистов, шаманистов ниже, чем у христиан; у представителей иудейской религии они довольно высокие.

Приведенные данные о грамотности представителей разных вероисповеданий еще раз опровергают тезис о том, что распространение грамотности автоматически ведет людей к отрешению от религии.

Следует отметить, что несмотря на неполноту сведений переписи о верующих, они все же обладают высокой степенью достоверности, поскольку большая часть населения нашла в себе мужество в той тяжелой и сложной ситуации откровенно заявить о своих убеждениях.

Данные переписи не устроили правительство по многим параметрам. Но главным было то, что они обнаруживали большие потери населения, связанные прежде всего с голодом начала 30-х гг. Перепись безо всяких на то оснований была объявлена "дефектной" и запрещена. Не последнюю роль среди причин "опалы" сыграли и данные о религиозности населения. Организаторы переписи были подвергнуты репрессиям.

1 Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Л. 115.

3 Там же. Л. 65.

4 Там же. Л. 114.

5 См.: Там же. Л. 137.

6 См.: Там же. Л. 115.

7 Там же. Л. 116, 52-53.

8 Там же. Л. 116.

9 Там же. Л. 114.

10 См.: Там же. Л. 137.

11 См.: Там же. Л. 137-138.

12 См: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Л. 56.

13 Там же. Л. 138.

14 См.: Там же. Л. 139.

15 См.: Там же. Л. 140.

16 Там же. Л. 138.

18 Там же. Л. 139.

19 См.: Там же. Л. 138-139.

20 См.: Всесоюзная перепись населения 1937 г.: краткие итоги. М., 1991. С. 106-115; РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 144. Л. 41.

21 См.: Там же. Л. 144. Л. 42-43.

22 См.: Там же. Л. 41-45.

23 См.: Всесоюзная перепись населения 1937 г., с. 110-115.

24 Рассчитано по: Всесоюзная перепись населения 1937 г... С. 106-112.

25 См.: Там же.

26 См.: Там же.

27 Рассчитано по: Всесоюзная перепись населения 1937 г... С. 106-115.

© Жиромская В.Б., 2000