Переходная экономика в россии. Отличия переходной экономики россии от других стран

После 1990 г., когда Советский Союз де-факто и де-юре прекратил свое существование, Россия вновь обрела свою государственность, – с бывшими союзными республиками в составе СССР были установлены дипломатические отношения, каждой республикой вводилась своя денежная единица и таможенные границы. Вся экономическая система СССР, базировавшаяся на планово-централизованном планировании и кооперации производства, фактически перестала существовать.

В этот период Россия оказалась в чрезвычайно сложной ситуации: с одной стороны, на ее экономику давил груз застарелых проблем – значительная монополизация экономики, ее милитаризация, структурные деформации, устаревание основные производственных фондов; с другой стороны, к существующим проблемам непрерывно добавлялись новые, – в наследство от СССР Россия получила около 70 млрд. долл. долга иностранным государствам и банкам, миграционные проблемы, этнические конфликты, падение мировых цен на сырьевые ресурсы, острую внутреннюю политическую борьбу.

На существующие проблемы накладывался мировоззренческий и культурный кризис российского общества: одни ценности утратили свое былое значение, другие еще не сформировались. В итоге российское общество периода 1991-2000 гг. характеризовалось большой степенью дезорганизации, экономическим и культурным упадком.

Однако кризисные явления и хозяйственный спад при формировании рыночной экономики стал характерным не только для России, но и для всех государств постсоветского пространства. Так, индекс реального ВВП в 1999 г. по сравнению с 1989 г. (1989 = 100%) составил для Чехии 94,7%, Румынии – 73%, Болгарии – 66,8%, России – 56,1%, Грузии – 33,8%, Молдовы – 30,5%. Таким образом, можно отметить, что трудности переходного периода носят объективный характер, так как для становления и эффективного развития рыночной экономики необходимо формирование:

· Значительного частного сектора в торговле, промышленности, в сфере услуг и других отраслях экономики;

· Законодательной базы рыночного типа;

· Достаточно многочисленной группы предпринимателей и частных собственников («среднего класса»);

· Системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для «новой экономики»;

· Адекватной налоговой системы, товарных и финансовых рынков;

· Общественных институтов и рыночного мышления.

Естественно, что все вышеперечисленные предпосылки не могут появиться одномоментным образом, – для появления и закрепления необходимых явлений и процессов необходимо время, – иногда весьма продолжительное. Это особенно важно для современной России, в которой живут люди разных поколений и мировоззрений – многие люди старшего возраста воспринимают переход к рынку как предательство идей справедливости и строительства нового общества, за которое они боролись, трудились и воевали. Это обстоятельство существенно затрудняло выработку адекватной законодательной базы для создания эффективной экономики, делало его половинчатым и компромиссным. Сейчас, на середину 2010-х годов, острота этой проблемы стала сниматься, но тогда, в переходный период, это было большим барьером для значительных групп населения.

Наряду с этим следует подчеркнуть, что переходный период – это не только период трансформационного спада, а вся фаза перехода от планово-распределительной системы к рынку, включая все процессы становления новой экономической системы, хозяйственного законодательства, менталитета субъектов экономики. За переходный период экономической системе необходимо сформировать рынки рабочей силы, жилья, капиталов. Как осуществлять эти мероприятия – сразу или постепенно, в какой последовательности, – эти вопросы являются основополагающими для всего общества.

Российским руководством в 1991 г. был избран вариант быстрого и кардинального реформирования экономической системы – так называемый вариант «шоковой терапии». Однако крайняя непоследовательность в его реализации, низкая бюджетная и финансовая дисциплина, высокие налоги и слабый государственный контроль за хозяйственными процессами не позволили быстро и безболезненно реформировать российскую экономику. Переходный период в нашей стране неоправданно затянулся и происходил с большими материальными и моральными издержками.

ТЕМА 06: РОССИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Часа

1. ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ИТОГИ РАЗВИТИЯ.. 2

2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.. 10

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ... 16

ТЕСТЫ... 26

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ: 29

ОРЕЛ – 2008 г.


ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ИТОГИ РАЗВИТИЯ

Со времен появления человеческого общества существовали самые различные экономические системы. Любая из моделей экономических систем отличается по двум основных признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность. Модель советской экономики зародилась еще при Ленине в годы «военного коммунизма», но она окончательно сформировалась в своих классических чертах уже при Сталине как командно-административная, плановая, нерыночная модель. Командная экономика – способ организации экономики хозяйства, при котором материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направления и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного экономического планирования.



Определим теперь саму суть советской экономики. Это - модель нерыночной командно-административной системы тоталитарного государства со сверхцентрализованным вертикальным управлением и планированием при отсутствии горизонтальных связей между производителями и потребителями продукции.

Отличительные черты административно-командной экономики:

Однопартийную систему, при которой партия осуществляет контроль (как прямо, так и через другие органы) над экономикой и обществом.

Общественная (а в действительности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы.

Социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х годов имела следующий вид: государственная - 88,6, колхозная - 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) -1,5, собственность граждан - 1,2 процента.

Централизованное управление и планирование.

Правящую номенклатуру во главе с единоличным правителем.

Сталин сосредоточил в своих руках абсолютную власть и мог распоряжаться всеми ресурсами великой страны и ее народом. Как отмечают исследователи на протяжении последних пятнадцати лет своей жизни Сталин обладал такой властью, какой не обладал ни один из русских царей и ни один из диктаторов последнего тысячелетия.

Привилегированное положение партийно-государственной элиты при распределении продукции.

Социальная справедливость, провозглашаемая с высоких трибун, фактически отсутствовала, поскольку существовало глубокое неравенство в распределении национального продукта между рядовыми трудящимися и представителями номенклатуры. Благодаря общественным фондам потребления шло скрытое субсидирование отдельных груп населения (номенклатурных работников). В обществе «реального социализма» узкая прослойка общества –«номенклатура» (т.е. устойчиво воспроизводимый слой бюрократии) – присваивала несоразмерно большую часть общественного богатства.

Обязательную государственную идеологию-религию.

Одни из удивительных феноменов власти Сталина было формирование в стране особого мифологизированного, или религиозного, общественного сознания. Восприятие действительности пропускалось как бы через специальную призму и укладывалось в головах большинства людей в искаженном виде, кстати, очень выгодном для власть предержащих.

Изоляцию от окружающего мира с формированием принципиально враждебного (классового) к нему отношения.

Советская экономическая модель основывалась на трех вертикалях жесткой системы управления. В СССР сложилось так, что основной властной и организующей силой стал именно аппарат, включая и партийный.

На первых этапах своего существования плановая экономика демонстрировала поразительные успехи. После гражданской войны национальное хозяйство было сравнительно быстро восстановлено. Советская экономика выдержала испытание Второй мировой войной и без всякой внешней помощи за 5-6 лет восстановила разрушенное хозяйство. Результаты экономико-статистического анализа, проведенного американскими социологами в 50-60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в СССР нарастал, быстрее, чем в США. Советская экономическая модель представляет собой парадокс ХХ века. С одной стороны, долгое время она показывала крупные объемы прозводства и высокие темпы его роста. С другой стороны, крайне низкую экономическую эффективность и уровень жизни населения. С одной стороны – уравниловка, закрытые распределеители и бюрократические привелегии. С другой – высокий уровень социальной защиты. СССР на протяжении многих лет являлся мировой супердержавой, занимавшей первое место в мире по территории, второе – по объему производства и третье место – по численности населения. В середине 70-х гг. в момент расцвета СССР его удельный вес в мировом промышленном производстве составил около 20%.

Результаты экономико-статистического анализа, проведенного Центром советологических исследований при Гарвардском университете в 50-60-е гг., свидетельствовали о том, что производственный потенциал в ССР нарастает быстрее, чем в США. Это вполне подтвердилось в 70-е гг., когда Советский Союз создал военную машину, равную по мощи американской, одновременно заметно повысив уровень жизни населения. Вместе с тем анализ показал, что возможности плановой системы ограничены, ее внутренняя напряженность нарастает, общая эффективность снижается, темпы роста падают, а благосостояние населения СССР в два-три раза отстает от соответствующих показателей стран Запада. Западные экономисты, изучающие историю СССР, не могут объяснить, как могла в течение семи десятилетий функционировать и развиваться хозяйственная система, построенная вопреки экономической логике и мировому хозяйственному опыту.

Командная экономика доказала свою способность давать позитивные результаты в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т.е. возможности использования дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Мобилизация этих ресурсов велась приказными методами с опорой на массовый энтузиазм, рожденный иллюзорными надеждами на скорое наступление «светлого будущего».

Причины кризиса командной экономики:

1. Бремя военных расходов.

Значительные советские военные расходы –15-20% ВВП по сравнению с 6% США – поглощали большое количество ресурсов, которые в противном случае могли бы быть использованы для производства потребительских товаров и средств производства. В период холодной войны политика советского правительства состояла в том, чтобы направлять лучших руководителей, ученых и инженеров на оборонные и космические предприятия, что пагубно отразилось на техническом прогрессе и отдаче инвестиций в гражданском секторе.

2. Бремя сельского хозяйства.

По западным стандартам сельское хозяйство в бывшем Советском Союзе представляло собой образец неэффективной отрасли, которая поглощала около 30% рабочей силы и около ¼ ежегодных инвестиций. Более того, выработка на одного рабочего составляла только 10-25% по отношению к уровню США. Низкая производительность советского сельского хозяйства была связана со многими факторами: относительной редкостью хорошей земли; нерегулярностью выпадения дождя и коротким сезоном вегетации; серьёзными ошибками в планировании и управления и, что наиболее важно, неспособностные создать эффективную систему мотивации.

Бывший когда-то основным экспортёром зерна и другой сельскохозяйственной продукции, Советский Союз стал одним из крупнейших импортёров сельскохозяйственной продукции. Импорт сельскохозяйственной продукции приводил к расходованию резервов иностранной валюты, которые руководство хотело сохранить для финансирования импорта западных технологий и средств производства.

3. Экстенсивный тип развития.

Во многом рост экономики бывшего Советского Союза в первые десятилетия был связан с использованием большего количества труда, капитала и земли, то есть использованием резервов экономики. Но со временем этот способ расширения производства был полностью исчерпан. Занятость населения была одной из самых высоких в мире, так что практически не было возможности набрать дополнительных работников. Более того, прирост населения и рабочей силы сильно сократился. В то время, как в 70-е годы ежегодный средний прирост рабочей силы составлял 1,5%, в 80-е годы он уменьшился примерно до 0,6%. Аналогично, доля инвестиций в ВВП была достаточно высокой и могла быть увеличена только за счёт сокращения доли производства товаров народного потребления. Из-за низкого уровня жизни в политическом отношении было сложно увеличивать выпуск средств производства за счет товаров народного потребления. Кроме того, природные условия ограничивали доступность дополнительных пахотных земель.

По расчетам Института мировой экономики и международных отношений АН СССР даже в 80-х гг. СССР потреблял сырья и энергии в расчете на единицу конечной продукции в 1,6-2,1 раза больше, чем США.

4. Проблемы мотивации.

Возможно, основным недостатком централизованного планирования было отсутствие экономической мотивации. Рыночные системы западных экономик имеют встроенные сигналы, заставляющие эффективно использовать ресурсы. Прибыли и убытки создают стимулы для фирм и отраслей увеличивать или сокращать производство. Социалистическая система хозяйствования привела к тоталитарному огосударствлению экономики, что сделало государство единственным работодателем, лишающим трудящихся возможности торговаться за цену своей рабочей силы. Советская экономика основывалась на беспрецендентной, по мировым рамкам, эксплуатации народа. Оплата труда определялась не результатами работы предприятий и трудовым вкладом работника, а политическими факторами (гарантированием определенного уровня дохода и примерным равенством в оплате труда).

Экономика лишена внутренних стимулов, побуждающих ее к росту эффективности и лучшей координации. В эпоху правления Сталина стимулом экономического развития был страх. По оценкам, в СССР работало 494 лагеря. Численность заключенных после войны оценивалась в 8-9 млн. человек. В концлагерях и тюрьмах за время советской власти погибло не менее 20 млн. человек. Долгое время стимулом экономического развития был энтузиазм народа, который разделял цели партии и государства. Применяемые материальные стимулы (премии, награды, продвижение по службе) не смогли повысить производительность труда и ускорить НТП. Кроме того, в заработной плате господствовал феномен «уравниловки», когда трудность и качество работы не принимались в расчет, а все сводилось к единому стадарту оплаты.

5. Противоречие между структурой национального дохода и структурой потребностей населения.

История экономической системы государственного социализма свидетельствует, что именно противоречие между структурой национального дохода и структурой потребностей населения явилось причиной ее краха. Кризис плановой экономики был вызван, прежде всего, не низкими темпами роста, а острой нехваткой важных для населения товаров, в первую очередь продовольственных. Дефициты на потребительском рынке расшатывали институциональную систему, что, в свою очередь, влияло на темпы и эффективность производства.

Кризис плановой экономики СССР был замедлен открытием огромных запасов нефти и газа, начавшимся в 70-х гг. их массированным экспортом. Однако этот фактор не смог преодолеть мощных внутренних сил распада экономической системы. Ситуация ухудшалась. В таблице 1 представлены данные о динамике национального дохода СССР, демонстрирующие развитие советской системы от расцвета к упадку.

Таблица 1. Экономический рост в СССР за 1913-1989 гг.

Уже с конца 70-х гг. началось снижение объемов производимого ВВП, которое продолжалось практически 20 лет вплоть до наших дней. Заметное падение темпов экономического роста началось в девятой пятилетке (1971-1975гг.). За 15 лет (1970-1985гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации, противоречия приобрели предкризисные формы. Одиннадцатая пятилетка не была выполнена ни по одному основному показателю. Почти 30% урожая ежегодно составляли потери, не менее 25% занятой рабочей силы представляли собой скрытую безработицу, размеры теневой экономики достигали 25% ВНП, ненужных товаров, вообще не пользующихся спросом, выпускалось до 25% всего объема производства. В 80-х гг. СССР потреблял сырья и энергии в расчете на единицу конечной продукции в 1,6-2,1 раза больше, чем США. Доля убыточных предприятий составляла 40% от их общей численности. В стране имелась скрытая инфляция, которая по расчетам экономистов составляла примерно 3% в год.

К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Фактически к 1990-1991 гг. распался потребительский рынок. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 г. составляли: сахар – 1 кг на человека в месяц, мясопродукты – 0,5 кг, масло животное – 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 млн. т. в месяц в январе 1992 г. ресурсов в наличии было 3 млн. т. В Москве и Ленинграде продовольствия оставалось на 12-14 дней. К началу 1992 г. страна стояла перед экономической катастрофой. Угольщики бастовали и заготовили всего треть от потребностей угля на зиму 1992 г. Государственный долг страны вырос с 20 млрд. долл., до 103 млрд. долл. Пытаясь как-то исправить ситуацию, государство пошло на огромные долги. Дефицит государственного бюджета составил более 30%. Если в начале перестройки государственный долг СССР был равен 20 млрд. долл., то к ее концу он составлял уже 103 млрд. долл. В начале перестройки у нас было 700 т. золота, а 1 января 1992 г. осталось 80 т. Все разваливалось буквально на глазах. В 1991 г. страна, по существу, находилась в состоянии экономического коллапса.


ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

К концу 1991 г. экономическое положение России настолько ухудшилось, что иного варианта, чем радикальный вариант реформирования уже не было. Для рыночных преобразований российской экономики характерно преобладание на первом этапе (1992-1993 гг.) мероприятий «шоковой терапии». В дальнейшем они уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994 –1998 гг. В целом в России имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами градуализма. Попытка эволюционного перехода к рынку в Советском Союзе в 1989-1991 гг. не состоялась в силу многих причин, в числе которых были крайнее запаздывание в проведении реформ (в том числе и из-за утопических расчетов воплотить в жизнь очередную модель «гуманного социализма») и начавшийся тотальный развал старой системы (предприятия отказывались выполнять государственные заказы по установленным сверху невыгодным для производителей ценам, а централизованно распределяемые ресурсы сокращались, разрывались принудительные хозяйственные связи).

Возможность применения в России эволюционного варианта перехода к рыночной экономике была существенно ограничена в связи со специфическими особенностями российской экономики:

1. Громадным и неустранимым в будущем преобладанием военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов.

2. Крайне тяжелым состоянием сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности.

3. Политической дестабилизацией в связи с крахом коммунистического режима и распадом СССР.

Либерализация экономики - ведущий момент рыночных реформ. Либерализация – отмена многочисленных регулирующих норм, сдерживающих развитие рыночных сил. Благодаря ей обеспечивается свобода экономического поведения хозяйствующих субъектов (компаний, банков, фермеров, индивидов и т.д.). Основными элементами, составляющими процесс либерализации, являются либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, производства и предпринимательской деятельности.

Либерализация цен. Основным элементом либерализации экономики является либерализация цен. 2 января 1992 г. был единовременно отменен контроль над 80% оптовых и 90% розничных цен. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3-5 раз. В марте были отпущены цены практически на все остальные потребительские товары. Рост цен в первый год после их либерализации всегда значителен. В России в 1992 г. рост цен по сравнению с 1991 г. составил 2508%.

Либерализация внешнеэкономической деятельности. Важным звеном либерализации экономики является либерализация внешнеэкономической деятельности. В середине 80-х гг. в момент распада СССР его доля в мировом промышленном производстве составляла около 20%, а в мировой торговле – лишь около 1%. В эпоху плановой экономики внешнеэкономическая деятельность была исключительно монополией государства. В ноябре 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля, определяемый по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. С сентября 1993 г. на основе свободного рыночного валютного курса в России начался переход к конвертируемости рубля. В ходе реформ в России была ликвидирована государственная монополия на внешнеторговые операции. Россия вступила в ряд международных экономических организаций: Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, стала членом Парижского клуба кредиторов, начала процедуру вступления во Всемирную торговую организацию, подала заявку на членство в ОЭСР, принята в число членов организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

Приватизация. К середине 80-х гг. степень огосударствления советской экономики достигла беспрецедентных, по мировым рамкам, масштабов, что вызвало затяжной экономический кризис. Структура собственности на средства производства в это время выглядела следующим образом: 88,6% - государственная; 8,7% - колхозная; 1,5% - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи, продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам. Приватизация – передача государственной собственности физическим лицам или экономическим субъектам (другим предприятиям, банкам, фондам и т.д.).

В 1993-1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация государственной собственности. В июле 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон о приватизации. Первый этап приватизации, ваучерный, проходил в 1992-1994 гг. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру (именному приватизационному чеку) на человека. Номинальная стоимость одного ваучера составляла десять тысяч рублей и определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн.) долю всего государственного имущества РФ. Население получило ваучеры и возможность приобретения на них акций предприятий. В итоге этого этапа приватизации 2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе. Второй этап приватизации, денежный, начался с 1994 г. и характеризовался переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги. В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 г. осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации.

Наряду с этим по всей стране осуществлялась приватизация жилья. Начало этому процессу было положено еще в 1988-1989 гг., но наиболее массовым он стал с июля 1991 г., когда был издан акт «О приватизации жилья в России». Одновременно с этим в городах возник рынок жилья, что явилось несомненным признаком развития рыночной экономики.

Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве и Закон о земельной реформе, по которой крестьяне могли выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли. В декабре 1991 г. правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов. Работникам предоставили возможность использовать три варианта реорганизации: организация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов; сохранение колхозов и совхозов; организация акционерного общества. В основном колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества и производственные кооперативы. Создание фермерских хозяйств тормозилось отсутствием у фермеров необходимой материально-технической базы. Однако реформы в сельском хозяйстве шли медленными темпами. Положение в этой отрасли резко ухудшилось. Все это привело к тому, что уровень сельскохозяйственного производства в стране стал ежегодно снижаться.

Российская экономика, как и большинство переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономический кризис в России принял беспрецедентные для условий мирного развития масштабы. Во второй половине 90-х гг. экономический кризис в России углубился. За период 1992-1997 гг. в России объем ВВП снизился на 40%, промышленного производства в два раза, сельскохозяйственной продукции – на 35%. Доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила 25% к общей численности. Трансформационный кризис качественно изменил наше положение в мире, отбросив российскую экономику далеко назад. В результате десятилетнего кризиса экономика России опустилась по объему ВВП с 5-го места (которое занимал в 1991 г. СССР) на 10-е место (в 2001 г.). В конце 90-х гг. объем ВВП России был в 7,7 раза меньше США, в 3,1 раза – меньше Японии, в 1,6 раза – меньше Германии.

Падение производства нанесло тяжелейший удар по качеству жизни населения. Даже в СССР ВВП на душу населения был меньше, чем во многих других странах. В 1998 г. в России производство ВВП на душу населения равнялось 4,3 тыс. долларов. Между тем этот показатель составлял в США – 31,5 тыс. долларов, Канаде – 23,7 тыс. долларов, Японии – 24,3 тыс. долларов. В соответствии с показателем душевого дохода Россия входит в группу так называемых бедных стран, среди которых: Эквадор – 5,0 тыс. долларов, Бразилия – 6,4 тыс. долларов, Перу – 4,5 тыс. долларов. По численности населения Россия сегодня на седьмом месте. Если оправдаются прогнозу ООН, то к 2050 г. она выпадет из первой десятки самых крупных по населению государств мира. Эксперты называют демографический кризис, который переживает Россия, беспрецедентным для мирного времени. Ни в одной стране Восточной Европы, включая Украину, Белоруссия и Молдавию, нет сейчас такой низкой продолжительности жизни, как в России. В то же время в России один из самых высоких в мире показателей смертности. Тем временем уже сегодня две трети российской территории заселены столь же редко, как это было в эпоху неолита (менее 1 человека на кв.км).

Объем теневой экономики по экспертным оценкам достигает сегодня 35-40% ВВП, а по официальной статистике – 25%. Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран и сопоставимы только с Италией, где, по некоторым оценкам, до 30% ВВП производится теневой экономикой. Общий уровень вовлеченности россиян в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами, в первую очередь с латиноамериканскими, в которых она составляет 25-45%.

Экономические итоги последних трех лет (замедление инфляции, устойчивая тенденция к сокращению внешней задолженности, замедление темпов инфляции) казалось бы, дают повод к оптимизму. Однако Госкомстат РФ свидетельствует, а Минэкономразвития эти данные подтверждает, что и экономический рост и реформы исчерпали свои резервы. Темпы экономического роста, наблюдавшегося в России с 1999 г. значительно снизились. Если в 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г. – на 5%, то в 2002 г. не более чем на 4%. После трех лет высоких темпов роста российская экономика демонстрирует крайне негативные тенденции. Проблема обостряется тем, что в развитии мировой экономики в 2001 г. наметились те же нежелательные сдвиги. Российская стагнация может оказаться частью общемировых процессов. Для того, чтобы России повысить свою долю в мировом ВВП до 5%, как это было в 1961 г. (сегодня – менее 2%), и по показателю ВВП приблизиться хотя бы к беднейшим странам Европы, темпы экономического роста должны составлять как минимум 7% в год в ближайшие 15 лет.

Результатом преобразований российской экономики стало создание основ рыночной экономики: функционируют субъекты рыночных отношений, государство создало инструменты экономического воздействия на национальное хозяйство. В стране сложилась двухуровневая банковская система, возникли элементы рынка ценных бумаг, определенное развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия. Реформаторам удалось снизить инфляцию, провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности. Осуществление рыночных преобразований и завершение трансформационного этапа ставят перед Россией вопрос о существе и характере ее дальнейшего развития.

Введение

Переходной экономикой в России можно назвать экономику функционирующую в нашей стране с 1985 года по сегодняшний день. Сама экономика этого периода очень многогранна. Это и аграрная реформа, и приватизация, и реформа цен, а также много других преобразований.

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

  1. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики.

Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений —необратимость, неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

— утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

— бюджетный кризис;

— трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.

Включенность государства наряду с гражданами и организациями в правовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма.

Вторым аспектом изменения положения государства является формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.

Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кризиса, то логично допустить и существование общих направлений в преобразовании экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, такие закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Благодаря приватизации российская экономика перестала быть государственной, превратившись в рыночную. Приватизация позволила пополнить государственный бюджет за счёт продажи государственной собственности, а также привлечь частные инвестиции.

Приватизация началась в 1993 году. Полтора года она выражалась в том, что народу раздавались бесплатно ваучеры, на которые можно было обменять государственную собственность. На большинстве предприятий выбрали «инсайдерскую» модель приватизации, при которой работники имели право приобрести 51% акций.

В процессе приватизации стал формироваться фондовый рынок - один из важнейших элементов рыночной системы. Но вместе с тем совсем не было притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов - в государственный бюджет.

С середины 90-х начался «денежный» этап приватизации, т.е. государственную собственность продавали инвесторам, как отечественным, так и иностранным. Но покупать её особо никто не хотел, поэтому приватизация осуществлялась при помощи залоговых аукционов.

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности, основная часть стала принадлежать не государству, а народу. Возникли новые формы собственности: муниципальная, смешанная, иностранная и т.д.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.

1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых других государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке произошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, рыночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная экономика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача — создание рыночной системы как основы экономики.

2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о новом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все общественное хозяйство.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реализована и в переходной экономике.

3. Экономика современных государств — это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается интеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетения внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

2.1. Задачи переходной экономики

Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.

Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

2.2. Пути решения задач переходной экономики

Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие пути их решения.

1.Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.

2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.

3. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

4.Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:

а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ;

б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

5. Формирование рыночной инфраструктуры — системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.

6. Создание сильной системы социальной защиты населения.

7. Достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг.

Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой терапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

3. Структура и элементы переходной экономики

3.1. Структура переходной экономики

Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствования. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве функционировало пять общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм как и социалистический уклад олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной экономики; патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Объединял эту сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный механизм.

Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализацией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных участков и т.д.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную целесообразность.

Для рыночной экономики характерна следующая структура отношений собственности:

ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;

за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;

существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой же структуре отношений собственности как в промышленности, так и в сфере сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций. Эта задача может быть решена только при условии формирования системы рыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех субъектов собственности и звеньев хозяйствования. Экономическая свобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор методов хозяйствования, поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на реализуемую продукцию.

В рыночной экономике именно конкуренция способствует достижению высокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции. Конкуренция на рынке труда - это один из основополагающих принципов рыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции, порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке снижения затрат.

3.2. Элементы переходной экономики

Так как регулирование в смешанной экономике опирается на систему институтов рынка и осуществляется через них создание новых форм регулирования, как следующий элемент переходной экономики, может быть в полной мере реализован только по мере создания основ рыночной системы. Это, разумеется, не означает отказа от использования прямых методов воздействия на экономику. На первый взгляд представляется, что формирование открытой экономики является столь же ключевым элементом перехода, как и формирование рыночной системы. Однако следует учесть, что либерализация внешнеэкономической деятельности, усиление влияния белорусской экономики на мировых рынках не могут происходить без регулирующей роли государства. В этой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух.

К числу производных следует отнести и формирование предпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии экономики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночной системе отношений. Лишь на этой основе получает развитие и капиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активному предпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание — структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесно связан с основами формирования рынка, он может быть включен в становление последнего.

Социальные преобразования, формирование социальной ориентации экономики в известном смысле являются также производным элементом переходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новой социальной структуры и новых условий, которые задаются рынком. Однако вместе с тем, данный элемент обладает большей самостоятельностью, так как социальное развитие детерминировано группой фактов, которые действуют независимо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии, пенсионное обеспечение и т. д.).

Совершенно особое место занимает преобразование структуры народного хозяйства. Данный элемент преобразований не может не быть осуществлен только рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.

При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как правило, выделяются три основных направления становления рынка:

Либерализация экономики;

Структурные преобразования;

Институциональные преобразования.

Либерализация экономики — это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.

Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.

Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе особое значение имеет либерализация. В переходной экономике задачи экономической либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием рынка, но и с изменением самих принципов хозяйственного поведения всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает либерализацию цен, ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для осуществления предпринимательской деятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями; отмену централизованного распределения ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обусловливают поэтапное проведение преобразований, темпы и масштабы которых зависят от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.

Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной экономики требует реализации следующих основных направлений и элементов:

1. Формирование системы рыночных отношений:

1.1 Либерализация:

хозяйственных операций;

внешнеэкономических отношений

1.2 Структурные преобразования:

разгосударствление;

приватизация;

демонополизация и создание конкурентной среды

1.3 Институциональные преобразования:

Создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);

Формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов, предпринимательства и т.д.);

Подготовка кадров для рынка.

2. Формирование социальной ориентации:

Первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

Создание новой системы социальной защиты

3. Преобразование структуры народного хозяйства:

конверсия;

стимулирование прогрессивных отраслей;

программы структурного преобразования отраслей и регионов.

Данные направления и элементы характеризуют лишь основные пути преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю сложность и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной экономики. Последующий анализ реальных экономических отношений переходной экономики позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов формирования новой экономической системы РБ.

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Заключение.

Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад — особый тип экономических отношений. Многоукладность — наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем — и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть варианты. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период — исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

Список литературы

1. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. — М., 1996. - 108 с.

2. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века: Учебное пособие. - Мн., 1997. -415с.

3. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. - М., 1995. - 258 с.

4. Портер М. Международная конкуренция/ Пер. с англ. и предисловие В.Д. Щетинина. - М., 1993. - 896 с.

5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М., 1994, - 736 с.

6. Шлихтер С.Б.., Лебедева СЛ. Мировое хозяйство: Учебное пособие. - М., 1996. - 220с.

7. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова - М., 1997. - 816 с.

8. Вопросы экономики. - 1997. - №5 - С. 149-158.

9. Мировая экономика и международные отношения.

Экономическое развитие общества обязательно связано с переходом экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений является соединение черт и свойств прежних и новых экономических отношений. В этот период происходит изменение основ данной экономической системы.

В связи с этим можно выделить основные черты переходной экономики и ее отличие от сложившихся экономических систем Государственное регулирование экономики. Теоретические основы государственного регулирования экономики: Учеб. пособие / М.М. Есаков, Г.В. Есакова, О.П. Суковатова; РГТА, Рязань, 2003, с. 66..

Во-первых, происходит формирование основы новой экономической системы, которая включает в себя формы хозяйственных связей, а также присущий новой экономической системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то система становится устойчивой и дальнейшее ее развитие происходит на своей собственной основе.

Во-вторых, в этот период существует многоукладность экономики. Это является элементом основы экономической системы. В переходной экономике существует и старая, и новая основа, и новая система связей только формируется. Преодоление многоукладности -- одна из целей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. В переходный период старые отношения меняются при отсутствии новых институтов, норм и правил. Возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов, происходит столкновение старых и новых экономических интересов. Это требует создания особых способов поддержания стабильности в устранении экстремальных условий перехода. В связи с этим возрастает роль государства в обеспечении стабильности и экономического роста.

В-четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Это объясняется сложностью и противоречивостью процессов, происходящих в переходный период. Сложность перехода связана с инерционностью экономических процессов. Нельзя быстро изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру национальной экономики, создать новые политические и экономические институты. Эти преобразования требуют создания особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тем субъектам экономики, которые оказались в трудном положении.

Процесс трансформации, который в настоящее время осуществляют бывшие социалистические страны, а также государства, образовавшиеся после распада СССР, можно охарактеризовать как переходную экономику.

Экономика России находится в переходном периоде от централизованного планового хозяйства к рыночному хозяйству. Этот переход включает постепенное разрушение и отмирание старого, социалистического уклада и формирование нового, рыночного, частнокапиталистического экономического строя. Так что это достаточно противоречивый период, когда сосуществуют и борются сохраняющиеся, но отживающие элементы старого и нарождающиеся, пока недостаточно окрепшие новые формы.

Как долго может длиться этот переходный период? В 1990 г. широкую известность получила программа, разработанная под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского, под лозунгом "Пятьсот дней перехода к рынку". Говорят, что в это время премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер спросили, можно ли за 500 дней ожидать в России перехода к рынку? Она ответила, что если вы перейдете к рынку за смену двух поколений, то будет хорошо. Аганбекян А.Г. Социально-экономическое развитие России. Ї М.: Дело, 2004, с. 223. В этом ответе таится глубокая мысль: смена социально-экономических формаций -- постепенный, достаточно длительный процесс, связанный не только с преобразованием собственно экономического уклада, но и с изменением экономического поведения людей, их "встраиванием" в новую экономическую систему. А для этого действительно нужна смена поколений.

Рыночные реформы в России начались 2 января 1992 г., когда была осуществлена всеобщая реформа либерализации цен. Одновременно была проведена реформа налоговой системы и на рыночную основу переведено государственное регулирование финансовой и денежно-кредитной политики. Было устранено централизованное планирование и материально-техническое снабжение. Несколько месяцев спустя началась массовая приватизация государственной собственности, проводившаяся в основном с помощью ваучеров на полубесплатной, внерыночной основе. Строго говоря, это было, скорее, разгосударствление собственности, чем собственно приватизация, ибо только часть ваучерной приватизированной собственности (даже спустя 10 лет после приватизации -- не более половины) стала реальной частнокапиталистической собственностью. Другая половина собственности, сформированная в ходе ваучерной приватизации, оказалась убыточной, неэффективной и фактически подлежит вторичному процессу нормальной, на этот раз рыночной, платной, приватизации либо рыночному банкротству.

В ходе этих крупнейших социально-экономических реформ, затрагивающих основы экономики -- отношения собственности и их главный регулятор -- цену, были заложены основы решения двух коренных задач этого переходного периода:

  • - во-первых, формирование рыночного равновесия в экономике в отличие от централизованной плановой системы с неизбежным наличием дефицита;
  • - во-вторых, формирование рыночного механизма как движущей силы развития народного хозяйства.

За 10 прошедших лет мы существенно продвинулись вперед в решении и первой, и второй задач, но и ту и другую смогли решить лишь частично.

Если говорить о первой задаче, то она включает формирование всей системы взаимосвязанных рынков, обеспечивающей в каждый данный момент рыночное равновесие. Равновесие спроса и предложения в области продажи и покупки товаров и услуг по рыночным ценам поддерживается прежде всего колебаниями цен. Это равновесие предполагает, что платежеспособный спрос удовлетворяется имеющимися на рынке товарами и услугами, которые поставляются на рынок отечественными товаропроизводителями или импортерами. В целом эта задача уравновешения спроса и предложения в России, можно сказать, решена. В отличие от ситуации, которая была в централизованной экономике Советского Союза, когда даже рынок потребительских товаров и услуг не был насыщен, всегда чего-то не хватало, многие потребности не удовлетворялись, в рыночной экономике магазины полны товарами с различными потребительскими свойствами. А если чего-нибудь не хватает, это в принципе можно купить и за рубежом.

Но даже и этот самый продвинутый рынок вряд ли может считаться достаточно развитым, ведь еще сохраняются многие административные барьеры, наследуемые из социалистических времен, на пути свободного движения товаров. Это движение затруднено из-за неразвитости инфраструктуры, прежде всего транспортной и складской, административных барьеров, неразвитости рынков; есть и криминальные барьеры. Как следствие, на рынке товаров и услуг России слишком велики ценовые различия по аналогичным товарам даже в соседних регионах. Москва, например, как известно, является без всяких на то оснований одним из самых дорогих городов мира, в то время как уровень цен в России в целом в 2--3 раза ниже уровня цен в развитых странах при их долларовом исчислении. Москва является городом самых высоких цен в значительной мере из-за административных препятствий, которые чинят власти и полукриминальные монополисты московского рынка для свободного доступа на московский рынок дешевых продовольственных товаров, например, недалеко расположенной Белгородской области, где мясомолочные продукты стоят в 2--3 раза дешевле. И даже Подмосковье не может в полной мере продавать свои товары на столичных рынках, которые монополизированы, и вынуждено создавать стихийные рынки в Подмосковье, где мясо, например, стоит в 1,5--2 раза дешевле, чем в Москве.

Равновесие на рынке товаров и услуг поддерживается всей системой рынков. Если спрос удовлетворяется за счет импортного товара, то его подкрепляет валютный рынок. Внутри России он развит хорошо. Но как известно, рубль не является конвертируемой валютой в других странах, что накладывает неизбежно свои ограничения на этот рынок. Если растет спрос на тот или иной товар, а предложение его отстает от спроса в силу производственных возможностей, то включается в действие рынок капитала, который перераспределяется в пользу производства такого товара. А рынок капитала опирается на кредитные инвестиционные рынки, рынок акций, облигаций, перераспределение сбережений в пользу инвестиций и т.д. С этим дело в России обстоит совсем плохо, и можно сказать, что рынка капитала и инвестиций в сколько-нибудь развитой форме пока не существует. Нет настоящей инфраструктуры этого рынка в виде достаточных фондов, накопленных пенсий, страховых, паевых фондов, инвестиционных ресурсов банков, притока иностранных капиталов и т.п.

Рынок акций -- фондовый рынок, являющийся эффективным инструментом перераспределения капитала, -- в России развит крайне слабо, о чем выше говорилось. А между тем проблема перелива капитала стоит здесь очень остро из-за того, что основные доходы у нас получают экспортные топливно-энергетические, металлургические и другие сырьевые отрасли, а нуждаются в капитале во все большей мере малоэкспортные перерабатывающие отрасли и особенно отрасли высокотехнологичные и наукоемкие. Какого-то существенного механизма перераспределения этих средств у нас практически нет. Мало помогает в этом деле и российская банковская система, где доля инвестиционных кредитов крайне мала. Да и сама банковская система развита совершенно недостаточно для рыночной страны и не удовлетворяет потребности клиентов, особенно крупных, в кредитных средствах. Отсутствует достаточно свободный рынок иностранных инвестиций. Подавляющее большинство предприятий и организаций России лишены доступа на международные финансовые рынки в том числе и потому, что Россия не является членом экономических западных союзов, еще не вступила в ВТО, имеет экономику, лишь недавно признанную рыночной, да и то с разными оговорками.

Но привлечь капитал (даже когда это удается) еще не все. Нужны рынки недвижимости, земли, рабочей силы, текущих финансовых ресурсов, для того чтобы этот капитал сделать работающим и наладить выпуск продукции, пользующейся повышенным спросом, с высокой прибыльностью. Хотя федеральные законы по земле были приняты, их реализация из-за отсутствия кадастра земли затягивается. Нет настоящего рынка земли -- неполноценный рынок недвижимости, стоящей на этой земле.

Еще хуже с рынком рабочей силы. Российские граждане буквально прикреплены к местам жительства, поскольку отсутствует ипотека и трудно из-за этого продать жилье в старом месте и купить его в новом. Поэтому подвижность нашего населения относительно невысока. Этой мобильности препятствуют и административные преграды в виде правдами и неправдами сохраняющейся как пережиток прописки по месту жительства. Поэтому на территориях даже близких регионов в России имеют место огромные необоснованные различия в оплате труда и пенсий. Скажем, в г. Иваново, находящемся в нескольких часах езды от Москвы, работники получают в 3--4 раза меньшую заработную плату в сравнении с Москвой, но ивановцы не могут переехать в Москву из-за указанных выше причин. Дело усугубляет недавно принятый драконовский Закон о мигрантах, ставящий многочисленные препятствия на пути привлечения русскоязычного населения из других стран СНГ в Россию. В Послании Федеральному Собранию в мае 2003 г. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу устранить эти недостатки.

Если все обобщить, то речь идет о создании цивилизованной рыночной конкурентной среды, предполагающей равные условия конкуренции для всех, а значит, свободное движение в обществе товаров, денег, рабочей силы, капитала и т.п.

Как видно, до развитого рыночного равновесия нам еще далеко. Из 40 шагов на пути к нему мы прошли, наверное, только 20. Перед нами еще стоят крупнейшие задачи формирования финансовой инфраструктуры для инвестиций, создания рынка капитала, развитого фондового рынка, открытия международного финансового рынка для предприятий и организаций, развития более свободного и существенного рынка иностранных инвестиций. Поставлена задача международной конвертируемости рубля. Не меньше предстоит сделать по формированию рынка земли как объекта частной собственности и соединению этого рынка с рынком недвижимости. Предстоит запустить ипотеку, устранить административные и другие преграды на пути создания нормального рынка рабочей силы. И заслоном на пути всему этому стоит 40%-й барьер убыточных предприятий и организаций, которые фактически во многом выведены из рынка, работают на бартере, не платят по своим обязательствам и налогам. К этому рынку примыкает и огромный, в значительной мере неэффективный сектор предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, где приватизация еще далеко не завершена.

Впрочем, этот сектор неэффективной собственности и гипертрофированной госсобственности во многом определяет и незавершенность процесса создания рыночного механизма. Проблема движущей силы экономического строя той или иной социально-экономической формации является фундаментальной проблемой. В централизованном хозяйстве побудителем развития был сам план, который устанавливал задание и ориентиры по всем направлениям деятельности. Теперь такого централизованного плана никто для предприятий и организаций не устанавливает, они работают на началах саморазвития.

Что заставляет производителей осваивать новую продукцию, тратя на это большие средства и лишая себя значительной части уже полученного дохода? что побуждает их улучшать качество, повышать эффективность, снижать затраты, а это также требует немалых средств? что толкает одни отрасли быстро двигаться вперед, а другие, наоборот, сокращать производство, использовать высвобождающийся капитал в других сферах? какой рыночный механизм должен сформироваться, чтобы экономика не просто росла, а развивалась и количественно, и качественно?

Определенные основы такого механизма в России заложены в виде развившегося нового, частнокапиталистического сектора хозяйства, который, как говорилось, возник на базе новых коммерческих структур и на базе успешно развившихся приватизированных предприятий и организаций. Однако этот сектор рыночной экономики в лучшем случае охватывает пока только половину народного хозяйства, в то время как другую половину занимает сектор неэффективной собственности и плохо управляемой государственной собственности, где нет нормальных частнокапиталистических стимулов развития.

Да и внешняя среда, в которой существует формирующийся сектор частнокапиталистической собственности, плохо ориентирует его на качественное развитие, ибо не дает в его распоряжение действенных инструментов этого развития в виде капитала, конкурентных стимулов, материальной заинтересованности работников в высокоэффективном труде и т.п. Картина очень мозаична. Так, существуют целые сферы экономики, практически выведенные из конкурентной среды. Это прежде всего сохраняющиеся так называемые естественные монополии -- Газпром, РАО "ЕЭС", МПС, "Ростелеком" и некоторые другие. Реформа отдельных гигантов монополизации намечена (РАО "ЕЭС" и МПС). Что касается, например, Газпрома и "Ростелекома", не ясна даже перспектива. Другие сектора благодаря искусственным государственным ограничениям во многом ограждены от нормальной конкуренции, например производство легковых автомашин в России. При нормальной конкуренции автомобильные компании, чтобы не потерять долю своей продукции на рынке, вынуждены осваивать новые модели, рынки, удешевлять производство автомобилей, улучшая их качество. В России не так. Волжский автозавод, например, практически давно не осваивает новых моделей, решает свои задачи путем систематического повышения цен и на этом зарабатывает прибыль, а не на реальном развитии.

Негативно влияют сохранившиеся неравные возможности конкуренции, как, например, в нашей банковской сфере, где гигантский Сбербанк благодаря наличию государственных гарантий, имея даже более низкие ставки по депозитам, привлекает более двух третей всех вкладов населения. Он работает не очень эффективно, по старым технологиям и имеет как монополист превосходную прибыль. Есть и деформированный государственным вмешательством рынок, вхождение и функционирование на котором стоит слишком дорого из-за препятствий госорганов (необходимость многоступенчатых согласований, многочисленных лицензий и т.п.)- Примером такого рынка является рынок Интернета в России, о чем уже говорилось.

Наконец, есть рыночные секторы с нормальной конкуренцией, как, например, рынок сотовой связи. На этом рынке достаточно острая конкуренция, в том числе и ценовая, в результате чего, несмотря на молодость рынка сотовой связи в России, здесь установились нормальные в сравнении с другими странами относительно невысокие уровни цен. Эта конкуренция способствовала и высокой рыночной капитализации основных участников этого рынка. Рыночная капитализация МТС и "Вымпелкома" находится примерно на уровне капитализации других сотовых операторов в западных странах, что является счастливым исключением для России, где рыночная капитализация основных компаний в 3--5, а иногда и в 10 раз ниже их зарубежных аналогов.

Большая проблема в рыночном механизме России -- отсутствие условий и стимулов инновационной деятельности. Высокотехнологичные отрасли, научно-технические разработки не только не имеют действенных льгот и привилегий, которые бы обеспечивали им преимущество в развитии, но и, напротив, встречают дополнительные препятствия для своего развития из-за отсутствия нормального законодательства об интеллектуальной собственности, венчурных фондов или какой-нибудь другой системы финансирования высокорисковых технологических нововведений, отторжения науки от бизнеса.

Очень слабо работают в России социальные стимулы, что связано прежде всего с низкой заработной платой работников, которая ведет к низкой заинтересованности в результатах труда, стимулирует работника в рабочее время заниматься другими делами, дающими дополнительный доход. Сохраняющиеся еще от социализма система льгот, структура доходов и расходов граждан, слабое развитие кредитования граждан -все это тоже дестимулирует работника.

С учетом всего сказанного и деформация собственности, и отсутствие рынка капитала, и отсутствие нормальной конкурентной среды, и слабость социальных стимулов, и многое, многое другое означают несовершенство рыночного механизма развития экономики, его слабую действенность. Так что из 60 шагов, которые предстоит пройти по пути создания эффективного рыночного механизма -- двигателя экономики, мы в лучшем случае прошли 15 шагов, и основные реформы здесь еще впереди. Речь идет о реформах собственности, о создании благоприятных условий для малого бизнеса, за счет которого получается до половины прироста общественного производства. Предстоит создать высококонкурентную экономическую среду с равными возможностями конкуренции, устранить административный гнет, задействовать стимулы и создать условия для инновационного развития, провести в целом систему социальных реформ для формирования рыночной материальной заинтересованности работников в результатах труда.

В настоящее время в связи с устойчивым положением России, огромными финансовыми резервами, которые есть в стране из-за рекордно высоких экспортных цен на продукцию, поставляемую Россией в другие страны, существует благоприятный фон для проведения крупных рыночных реформ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы становления и основные черты переходной экономики, особенности ее протекания в России. Преобразования в отношении собственности, направления осуществления разгосударствления. Развитие корпоративного сектора в России, классификация частных фирм.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2009

    курсовая работа , добавлен 06.10.2011

    Период постсоциалистической трансформации. Основные черты переходной экономики. Общие черты переходной и смешанной экономики. Разновидности переходной экономики. Неравномерность динамики макроэкономических показателей стран с переходной экономикой.

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Теория приватизации, ее основные формы и способы. Осуществление форм разгосударствления как процесса упразднения роли государства в экономической сфере. Государственная программа приватизации России. Последствия и перспективы приватизации в России.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Проблемы и закономерности переходной экономики. Анализ переходных процессов и особенностей современной российской экономики. Сущность либерализации цен и приватизации собственности. Влияние глобализации на национальную экономику на данном этапе.

    учебное пособие , добавлен 31.05.2010

    Переходная экономика: ее типы, характерные черты и основные задачи. Теоретические взгляды на объективные предпосылки возникновения переходной экономики. Особенности становления рыночных отношений в Республике Казахстан. Решение задач социального развития.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Понятие, структура, основные черты и закономерности переходной экономики. Сферы и варианты системных реформ. Варианты перехода к рыночной экономике. Итоги реформ в странах с переходной экономикой. Особенности переходной экономики в РБ.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2006