Объектом косвенного налогообложения является. Косвенные налоги и их роль в экономике

Налоги в современном обществе выполняют две функции. С одной стороны - наполняют бюджет (главный экономический инструмент государства), а с другой - регулируют экономику, позволяют выравнивать социальные стандарты и приоритетно развивать нужные обществу отрасли. Стройную систему данных платежей в кодифицированной форме законодательно закрепляет Налоговый кодекс РФ. Функционально он состоит из двух частей: общей, устанавливающей интегрирующие принципы налоговой системы, и специальной, раскрывающей механизм каждого отдельного налога или сбора. Отдельными главами во второй части Налогового кодекса представлены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор (или просто акциз). Их рассмотрению и будет посвящена данная статья.

Государственная налоговая политика

Своеобразие налогового регулирования заключается в том, что государство изменяет макроэкономическую среду, варьируя налоговые ставки. В этом заключается политика налогов. Характерно, что они должны соответствовать воспроизводственному принципу, т. е. способствовать росту общественного производства, повышению производительности труда. Однако налоговое регулирование - дело тонкое, поэтому меняя ставку налога, следует чутко держать руку на пульсе экономической конъюнктуры.

Наглядно его закономерности демонстрирует кривая Лаффера, названная в честь экономиста из лос-анджелесского университета, открывшего принцип зависимости бюджетных доходов от ставки налогообложения. он отобразил классически: по оси абсцисс - процент, взимаемый государством в казну, по оси ординат - сумма полученных налоговых. Вначале данная кривая возрастает. Экономический смысл этого таков: производство на данном отрезке возрастает быстрее ставки налога, соответственно и экономика прогрессирует, а налоговые поступления увеличиваются. Однако на уровне 40-50% ставки налогообложения (для стран I мира) и 35-40% (для стран III мира) кривая достигает максимума и начинает убывать. В этом случае говорят, что политика налогов - дискриминационная. При относительно высоких доходах работающего населения, составляет 40-45% от уровня его доходов.

Поэтому показателем прогрессивности социальной политики принято считать последовательное снижение удельного веса налогового бремени по отношению к доходам населения.

Прямые и косвенные налоги

Налоги по характеру налогового изъятия подразделяют на прямые и косвенные. Базой налогообложения для прямых налогов являются доход (зарплата, прибыль, рента, процент) либо имущество (земля, дом, ценные бумаги), принадлежащие налогоплательщику. Примерами прямых налогов могут быть земельный на доходы, на имущество, на прибыль. Косвенный налог, в отличие от прямого, имеет принципиально иной характер - надбавки к цене либо тарифу.

Впрочем, для пользы дела прокомментируем обстоятельства формирования базы налогообложения налога на прибыль. Там также встречается термин «косвенный», однако в этом аспекте он не имеет ничего общего с косвенными налогами (налог на прибыль, как мы уже упоминали - прямой). В данной интерпретации схожесть названия связана не с характеристикой самого налога, а с процессом определения его величины. При определении базы налогообложения из нее вычитаются связанные с основным производством, и не вычитаются косвенные расходы. Налог на прибыль таким сугубо экономическим образом способствует большей специализации компании, минимизации ее непроизводственных расходов.

Что же касается косвенных налогов, то выдающийся немецкий экономист Карл Маркс прокомментировал их сущность в скрытом, спрятанном в каждой покупке, изъятии государством денежных средств у граждан. Кажется, что потребители просто покупают товар, поэтому не могут контролировать аппетиты бюджета. Фактически - плательщиком выступает потребитель, продавец же товаров и услуг выступает сборщиком косвенных налогов и посредником в перечислении их государству.

На территории России действуют следующие чистые косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги. НДС

НДС впервые ввели во Франции, в 1958 году прошло его пилотное апробирование, а затем и внедрение. В 70-е годы его позаимствовали остальные европейские страны. В России Закон «О НДС» был принят в 1992 году Правительством Егора Гайдара. Сначала его ставка составила 28%, что создало существенное налоговое бремя, а затем его снижали дважды: до 20% и 18%, соответственно.

Косвенный налог НДС успешно распространяется в мировых налоговых системах. В чем заключается причина его популярности? Скорее всего, в нечувствительности к кризисным явлениям в экономике и ацикличности, ведь налогом облагается не производство, а потребление.

Основными направлениями российской бюджетной политики на 2012 год и на период до 2014 года подчеркивается ведущее значение НДС в федеральной налоговой системе. На долю этого налога приходится 32-35% федеральных налоговых поступлений.

НДС как пример косвенного налога предполагает базой налогообложения (согласно ст. 146 НК РФ) реализацию товаров и услуг на территории России, передачу товаров и выполнение услуг, для которых не предполагается вычет, монтажно-строительные работы, выполняемые для собственных нужд, ввоз товаров на территорию РФ.

Льготные режимы в налоговой базе НДС

Налоговый кодекс исключает из предельно-широкой сферы налогообложения НДС некоторые операции: обращение рублей и иностранной валюты, передачу имущества компанией своему правопреемнику, переход имущества для уставной деятельности некоммерческих организаций, передачу имущества в порядке инвестиции, возвращение первоначального взноса участнику хозяйственного товарищества и общества, приватизацию физическими лицами государственных и муниципальных квартир, конфискацию, наследование имущества.

Косвенный налог НДС также предполагает ряд льготных ставок налогообложения. Во-первых, нулевая ставка. Она используется для товаров экспортируемых, определяемых режимом СТЗ (свободной зоны таможенной). Также ею пользуются по отношению к услугам по погрузке, транспортировке, сопровождению экспортируемых товаров, связанных с международным транзитом товаров через территорию России и по перевозке багажа и пассажиров, если они отправлены не с территории РФ.

Впрочем, если говорить далее о таком сложном налоге как НДС, то в нем применяется также пониженная ставка (10%) относительно продовольствия, детских товаров, СМИ и книжной продукции. Таким образом, федеральное налоговое законодательство предлагает облегченный налоговый режим для данных категорий товаров за счет понижения их цены и, соответственно, увеличения на них спроса. Как видим, косвенные налоги в РФ функционируют в определенной сфере, не связанной с циклами производства, а их приток в бюджет - более равномерен.

Что еще входит в налоговую базу НДС

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при заполнении налоговой декларации по НДС включают в налогооблагаемую базу также:

  • Полученные авансы. Исключением являются подобные платежи за товары, облагаемые ставкой 0% (см. выше) и за продукцию, имеющую производственный цикл, превышающий 6 месяцев.
  • Средства, имеющие статус «финансовая помощь», но полученные в обмен за проданные услуги и товары.
  • Проценты по товарному кредиту, векселям, облигациям в части превышения ставки рефинансирования Центробанка РФ.
  • Перечисленная компенсация по страховым договорам при неисполнении обязательств контрагентом.

Но есть и исключение из правила: юрлицо или ИП, доходы которого за предшествующие 3 месяца составляли не более 2 млн. рублей, пишет в обслуживающий налоговый орган соответствующее заявление и освобождается на 12 месяцев от уплаты НДС.

О трудоемкости определения базы НДС

Мы рассмотрели пример косвенного налога НДС согласно главе 21 НК РФ лишь в части формирования базы налогообложения. Почему один пример? Чтобы читатели оценили трудоемкость его подсчета по первичным документам. Для крупного производственного предприятия грамотное составление налоговой декларации по НДС, влекущее за собой неприменение штрафных санкций со стороны налоговой, актуально и важно. Это труд, действительно квалифицированный, требующий специфических знаний аудитора. Данная сфера деятельности определяется Законом N 943-1 "О российских налоговых органах" от 21.03.1991 г. Налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль компаний являются наиболее сложными в исчислении, поэтому даже внутри самих налоговых органов существует негласная специализация: одни проверяют НДС, другие - налог на прибыль. Гораздо реже встречаются универсалы, которым по плечу и то, и другое.

О методике налоговых проверок НДС

Давайте рассмотрим «внутреннюю кухню» налоговой, касающуюся проверки, например, косвенного налога НДС. Вообще говоря, проверки бывают камеральными, выездными и включающими в себя оба предыдущих вида. По степени охвата базы налогообложения они подразделяются на тематические и комплексные, сплошные и выборочные.

Как происходит камеральная проверка НДС? Налоговые инспекторы осуществляют ее непосредственно у себя в офисе. К их услугам - ранее предоставленные проверяемым юрлицом или ИП налоговые декларации и затребуемые во время самой проверки регистры его бухгалтерского учета и первичные документы. Выездная проверка производится непосредственно при бухгалтерии юрлица (предпринимателя).

Как правило, накануне плановой выездной комплексной документальной проверки НДС производится камеральная проверка предоставленной налогоплательщиком отчетности по НДС и предоставленных к ним расчетов для последующего определения расхождений ее с фактически определенной налоговыми аудиторами по первичным налоговым документам.

НДС, как пример косвенного налога, демонстрирует два направления проверки аудиторами отчетности предприятия: полноту представленной в них налоговой базы НДС и корректности применения бухгалтерами налоговых вычетов.

Анализ покупки товаров при аудите НДС

При комплексной проверке, вначале тщательно проверяется наличие первичных документов по поставщикам. Касательно поставщиков, фигурирование предоставленных ими товаров и услуг как в налогооблагаемой базе, так и вычете (определяемом согласно статьей № 171-173 НК Российской Федерации) можно принимать во внимание лишь при соблюдении некоторых условий. Должен присутствовать первичный документ - счет-фактура от поставщика, который по бухучету оприходуется на отведенном ему счете, операция по нему включена в соответствующий отчетный налоговый период (имеется в виду соответствующая налоговая декларация).

Примером такого возмещения может служить возврат суммы превышения фактически выплаченного НДС над определенным НК РФ при следующей ситуации: книгоиздательское предприятие закупает бумагу и краски, платя при этом налог 18%, но готовая товарная продукция (книги) облагается налогом 10%. Исходя из вышеуказанного сумма превышения налога от закупки бумаги и красок над налогом за продажу книг - включается в налоговый вычет.

Анализ продажи товаров при аудите НДС

Продажа товаров отслеживается на основании счетов-фактур, выписанных проверяемым юрлицом, и его журнала продаж (специфического сводного налогового регистра, а фактически рукописной базы данных для налоговой декларации).

Данная проверка касается соответствия регистров бухучета по части расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с подотчетными лицами. При этом вторые экземпляры счетов-фактур обязательно прилагаются к журналу.

Косвенный налог НДС определяется по принципу нефиктивности операций (за поставку каждого товара должен быть соответствующий расчет безналом - с текущего счета предприятия, либо из кассы - наличкой). Таким образом определяются возможные попытки возврата предприятию НДС по фактически несуществующим операциям.

Налоговики проверяют операции по К-ту счета 201 01 610 и по К-ту счета 201 04 610. Если нет счета-фактуры за продажу товаров (услуг), по нему проводят встречную налоговую проверку в бухгалтерии контрагента юрлица. Если и там его нет - сделка фиктивна, а это является экономическим преступлением. При этом обращается внимание на хронологический порядок составления и регистрации счетов-фактур. Также выборочно-встречные проверки назначаются и по крупным поставкам, по которым счета-фактуры имеются.

Пример налоговой ошибки при продаже товара

Предприятие-поставщик должно обладать компетентным юридическим сопровождением оформления договоров. Речь идет о том, что реализация услуг и товаров всегда должна производиться при условии увеличения их цены на сумму НДС. Стороны, заключающие договор, обязаны четко определить обязательный реквизит указанной цены - с налогом или же без налога. В договоре указывается цена без НДС, именно она выступает базой налогообложения. Поэтому крайне желательно в самом договоре выделить сумму НДС отдельной строкой.

Последнее связано с тем, что согласно ст. 424 ГК России стороны оплачивают цену товара по реквизитам, указанным в договоре.

Заканчивая наш обзор по НДС, отметим, что он из-за своего универсального характера, является одним из наиболее сложных по своей методике среди существующих в РФ налогов.

Акцизный сбор. База налогообложения

Косвенные налоги в РФ (кроме крупнейшего из них - налога на добавленную стоимость) включают в себя федеральный налог - акцизный сбор (часто называемый сокращенно - акцизом) и таможенные пошлины. Он взимается с определенных групп товаров как при продаже их на территории России, так и при перемещении их через российскую границу. Перечисляют его в бюджет юрлица и ИП, а фактическими плательщиками являются потребители, т. к. он включен в цену покупаемых ими товаров. Поскольку сумма налога включена в цену товара, то очевидно, что косвенным налогом является акцизный сбор.

Как правило, подакцизными являются автомобили, алкогольная продукция, дизельное топливо, моторные масла, пиво, прямогонный и автомобильный бензин, спирт и спиртосодержащая продукция, табачная продукция.

Согласно статьи 182 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются операции по реализации налогоплательщиком подакцизных товаров, произведенных в России, получение и оприходование данной продукции, отдельные типы передачи товаров (давальческая схема), операции перемещения подакцизных товаров за пределы России.

Пп. 1 п. 6 ст. 182 НК РФ фиксирует возникновение подакцизного объекта при конфискации и оприходованию бесхозяйственных товаров данным косвенным налогом. Является объектом налогообложения и передача подакцизного имущества в уставные фонды компаний.

Порядок налогообложения акцизом

Не облагается акцизом экспорт подакцизных товаров, передача между подразделениями производственного предприятия, первичная передача конфиската для последующей промышленной обработки, ввоз на таможенную территорию подакцизных товаров с последующим отказом в пользу государства, ввоз подакцизного имущества в портовую СЭЗ.

Действующие ставки акцизного сбора на период до 2015 года представлены в ст. 193 НК РФ.

Налоговые органы производят документальную проверку, берут во внимание контракт плательщика налога со своим контрагентом, документы об оплате в комплексе с банковской выпиской о перечислении денежных средств, грузовую таможенную декларацию, копии подтвердительных транспортных документов, свидетельствующих о вывозе подакцизной продукции за пределы России.

Налоговый период для внутренней реализации подакцизных товаров есть месяц, для перевозимых через границу - согласно ТК РФ.

Пример определения суммы акциза

Исходные условия : ЛВЗ производит водку с содержанием спирта этилового 40%. Производство ее характеризуется ежемесячным объемом 500 л. Актуальная налоговая ставка - 210 рублей за литр спирта этилового безводного. Сумма акциза по купленному спирту этиловому составляет 1650 рублей.

Решение : Налогооблагаемая база составит: 500 х 40% = 200 л.

Сумма акциза, соответствующая реализованной водке: 200 л х 210 руб = 42 000 руб.

Сумма акциза к уплате: 42 000 - 1650 = 40 350 руб.

Вывод

Косвенные налоги являются непременным атрибутом современной налоговой системы. Особое значение в ней имеет НДС, обеспечивающий наибольшую сумму налоговых бюджетных поступлений (для России 33-35%). Следует заметить, что ставка налогообложения НДС является важным стимулом развития экономики. Не удивительно, что за период наращивания экономического потенциала страны, начиная с 1992 года, ставка НДС в РФ уменьшилась с 28% до 18%.

Отметим, что акциз - косвенный налог, но довольно специфический. Хотя он имеет на порядок меньший удельный вес в налоговых поступлениях, чем НДС, однако его ставки являются индикатором отношения государства к среднему классу.

Наверняка, вы слышали от именитых экономистов и финансистов такие термины, как прямое и косвенное налогообложение. Какие налоги относятся к косвенным и почему они так называются - с этим мы и разберемся.

Как взимается косвенный налог?

Налог этого вида устанавливается в виде надбавки к цене на продукцию или к тарифу на услуги и работы, в отличии от прямого налога, взимаемого непосредственно с дохода налогоплательщика. Собственник бизнеса продает свою продукцию, делая надбавку к цене на сумму сбора, а потом перечисляет его в бюджет. По сути, плательщиком такого налога является потребитель, покупающий продукцию или заказывающий услугу, а предприятие или предприниматель выступают в роли его сборщика.

По мнению ведущих специалистов, косвенные налоги подавляют стремление у граждан к самоуправлению, поскольку взимаются скрыто. Тогда как прямой налог прекрасно виден любому, с чьего дохода начисляется, поэтому он стимулирует более активную гражданскую позицию общества.

Виды косвенных налогов

Официальная экономическая наука выделяет три вида косвенных налогов: акцизы, таможенные пошлины и различные фискальные монополии.

Акцизы устанавливаются в процентах от продажной цены чаще всего высокорентабельных товаров. Кстати, согласно этой классификации, к акцизам также относится НДС.

Таможенные пошлины выплачиваются при пересечении границы в процессе экспорта или импорта товаров. На разные группы товаров устанавливаются отдельные размеры пошлины.

Фискальными монополиями являются платежи государству за его услуги. Например, лицензионный сбор или госпошлина за регистрацию.

Российские косвенные налоги

В Российской Федерации косвенное налогообложения активно используется государством для пополнения бюджета страны.

НДС взимается везде и всюду: на каждом этапе производства и обращения товаров. Он представляет собой процентную надбавку к добавленной стоимости. Налогоплательщик платит в бюджет разницу между полученным НДС от покупателя при оплате его продукции или работ и уплаченным НДС поставщикам и подрядчикам, за товары, материалы и услуги. И, несмотря на то, что это тоже по сути акциз, его принято у нас рассматривать отдельно.

Акцизы в нашей стране представляют собой высокую процентную надбавку к цене или какую-то сумму, установленную на единицу измерения определенной группы товара. В России это алкоголь, табачные изделия, спиртосодержащая продукция, ювелирные изделия, легковые машины и бензин.

Таможенные пошлины (экспортные и импортные) - это отдельный вид косвенных налогов. Они уплачиваются налогоплательщиком, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Государственные пошлины и сборы - взимаются с налогоплательщика при осуществлении им действий, требующих особой государственной регистрации. Пошлина при регистрации предпринимателя или предприятия, при внесении изменений в ЕГРЮЛ, сбор при получении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности и прочее. Все эти расходы производитель должен закладывать в стоимостью выпускаемой им продукции.

Страховые взносы ИП , кстати, тоже являются примером косвенного налогообложения, поскольку их общую начисленную и уплаченную сумму разрешено относить на затраты производства. При нормальных рыночных отношениях взносы также входят в продажную стоимость продукции или услуг и по факту их плательщиком становится конкретный потребитель.

Львиную долю всех бюджетных налоговых поступлений страны занимают косвенные налоги. Хорошо это или плохо - решать именитым экономистам и финансистам, но, получается, что основную часть всех налогов страны выплачивает конечный потребитель.

Современная налоговая система развитых государств включает прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные - во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. Особое место в налоговой системе занимают взносы в фонд социального страхования, используемые для строго целевого назначения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и НДС.

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога. В Российской Федерации эти налоги преобладают.

Основные виды косвенных налогов :

(1) Акциз - вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены. Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как : спиртосодержащая продукция; табачные изделия; автомобили; горюче-смазочные материалы. Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется. Статья 182 НК РФ определяет объектом налогообложения следующие операции : реализация на территории РФ лицами произведённых ими подакцизных товаров; передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд; передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества; передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ; получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции; получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Порядок исчисления акциза (согласно Ст.194 - 198 НК РФ): Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

(2) Налог на добавленную стоимость - вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой. Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, Япония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %. В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины (на 2010 год - 2 млн руб.). Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога. В последнее время (2005-2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС). Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Объект налогообложения в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов. НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

(3) Таможенная пошлина - вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. Это косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вошел в силу новый закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют : Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин; Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин; Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются. Особые виды таможенных пошлин : Специальные - могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции; Антидемпинговые - предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера; Компенсационные - вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров; Сезонные - могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

(4) Экологический налог - вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в документах Европейского союза к категории так называемых экологических налогов. Экологические налоги или Экологические платежи имеют различную форму и часто по-разному называются. В настоящее время экологические налоги практикуются большинством стран ЕС. Согласно определению Европейского экологического агентства (European Environmental Agency), экологические налоги могут быть в широком плане определены, как «все налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду».

Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в 1-й Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды (1973 г.), и она связывалась с реализацией принципа «загрязнитель платит». Активизация внимания к экологическим налогам и платежам в странах ЕС происходила со второй половины 80-х гг. XX столетия в связи с повсеместно осуществляемым переходом в области охраны окружающей среды от командно-административных к экономическим методам управления. Ориентация на платежи и налоги как важнейшие экономические инструменты усилилась в начале 90-х гг. 20века в период охватившей развитые страны рецессии, которая сопровождалась обострением проблем занятости и ужесточением конкурентной борьбы. Концептуальной основой экологизации налоговых систем послужила идея двойного выигрыша (дивиденда) (win-win situation). Согласно этой идее, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и ресурсосбережения посредством введения экологических налогов (платежей) должно одновременно сопровождаться пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальными выплатами (то есть бремени на доходы), что потенциально позволяет стимулировать рост занятости и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей. В связи с большими различиями в структуре и методах применения национальных экологических налогов, которые оказывают существенное воздействие на условия конкуренции, Комиссия неоднократно ставила вопрос об их гармонизации в рамках Сообщества. В 1991 г. она внесла в Совет ЕС проект директивы о введении единого налога на энергоносители, призванного уменьшить загрязнение атмосферы выбросами углекислого газа (CO2). Имеется в виду, что налог будет стимулировать рациональное использование энергии и ориентировать потребителей на экологически более чистое топливо.

Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что под экологическими налогами, составляющими значительную часть доходной базы бюджетов этих стран, понимают именно налоги на опасные для окружающей среды виды хозяйственной деятельности. Иными словами, все, что может вызвать неблагоприятные изменения в окружающей среде, может быть предметом экологического налогообложения. Взяв это определение за основу, Директорат по налогам и таможенным сборам Европейской комиссии разделил экологические налоги на семь групп по областям применения : (1) энергетические налоги (на моторное топливо; на энергетическое топливо; на электроэнергию); (2) ттранспортные налоги (налоги на пройденные километры; ежегодный налог с владельца; акцизы при покупке нового или подержанного автомобиля); (3) платежи за загрязнения (эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу и выбросы в водные бассейны). углекислого газа и других вредных веществ (хлорфторуглеродов, оксидов серы и азота, свинца); (4) платежи за размещение отходов . Они включают платежи за размещение отходов на свалках и их переработку и налоги на ряд специальных продуктов (упаковка, батарейки, шины, смазочные масла и т. п.); (5) налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям (вещества, разрушающие озоновый слой, и парниковые газы); (6) налог на шумовое воздействие ; (7) платежи за пользование природными ресурсами .

В Европе наибольшее распространение получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме они введены во всех странах - членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути являются фискальными налогами, то есть предназначены для получения доходов. Ими также оказывается определённый положительный эффект на окружающую природную среду, но специалисты рассматривают его в качестве не основного, а сопутствующего.

Все же основная цель экологических платежей - не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги всегда поступают в бюджеты. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» 10 % общей суммы эмиссионных платежей направляется федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологического контроля. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.

Получаемые при этом средства могут направляться на стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку старых свалок и т. п. Интересен опыт других стран. Так, в Дании за счёт этих средств действует специальная схема по сбору устаревших и вышедших из употребления автомобилей. В рамках этой схемы владельцам транспортных средств, потребление которых связано с существенной нагрузкой на окружающую природную среду (таковыми считаются автомобили, срок службы которых превышает 10 лет), выплачивается за их «сбор» специальная премия.

В России также взимается плата за загрязнение окружающей природной среды. По данным Министерства природных ресурсов РФ в 1994-2004 гг. уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5 %. В 2005 г. экологические платежи составили: в электроэнергетике - 0,05 % от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности - 0,04 %. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы - 0,1 и 0,12 %. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше среднероссийских.

Деление налогов на прямые и косвенные - это вариант их классификации в зависимости от метода взимания. Что такое прямые и косвенные налоги? Зачем нужно такое деление? Какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным? Как их разграничить? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем единую таблицу с перечнем налогов в разбивке на прямые и косвенные.

Представление о прямых и косвенных налогах

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
    • федеральные (п. 2);
    • региональные (п. 3);
    • местные (п. 4);
  • по применимости:
    • общие;
    • специальные;
  • по изъятию средств (методу взимания):
    • прямые;
    • косвенные;
  • по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.

3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.

Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается все, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения. К нему должны быть подведены коммуникации. Движимым имуществом считают все, что не подпадает под понятие недвижимости: деньги, акции, вклады, коллекции, автомобили, оружие и др.

С 2019 года движимое имущество от налогообложения освобождается.

За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.

Актуальную информацию об изменениях в имущественном налоге см. в материалах специальной рубрики «Налог на имущество организаций - ставки, период и др.» .

Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.

  1. Земельный налог взимается с организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, с учетом их кадастровой стоимости. Это также местный налог. Существуют земельные участки, в отношении которых налог не взимается (п. 2 ст. 389 НК РФ). Ставка налога установлена ст. 394 НК РФ. Исчисление налога и его оплату организации проводят самостоятельно. Физическим лицам налог рассчитывает ИФНС, высылая им квитанции для произведения оплаты.

Об особенностях взимания земельного налога см. в материале «Объект налогообложения земельного налога» .

  1. Транспортный налог относят к региональным. Его платят собственники автомобилей, самолетов и другого транспорта, перечисленного в п. 1 ст. 358 НК РФ. Ставки налога приведены в ст. 361 НК РФ. Предусмотрены повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ) для автомобилей стоимостью больше 3 000 000 руб. Кодекс допускает 10-кратное увеличение ставки налога при условии принятия соответствующего закона властями региона. По отношению к автовладельцам предусмотрено принятие различных ставок налога в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса. Расчет и оплата транспортного налога юрлицами производится самостоятельно, а физлицами — на основании уведомлений из ФНС.

Что относят к косвенным налогам

Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.

К косвенным налогам относятся:

Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.

Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):

  • с некоторых товаров и услуг медицинского назначения (подп. 1 п. 2);
  • при предоставлении в аренду помещений для иностранных организаций (п. 1);
  • с услуг по медицинскому уходу за гражданином, имеющим соответствующее медзаключение (подп. 3 п. 2);
  • с услуг организаций, осуществляющих дошкольное воспитание детей (подп. 4 п. 2);
  • с продуктов питания столовых в организациях медицинского и образовательного характера (подп. 5 п. 2);
  • с услуг, оказываемых архивными учреждениями (подп. 6 п. 2);
  • при перевозке пассажиров в городе или другом поселении (подп. 7 п. 2);
  • при оказании ритуальных услуг (подп. 8 п. 2);
  • с других видов услуг (подп. 9-34 п. 2).

Ответы на вопросы, касающиеся объектов налогообложения НДС, вы найдете в этом материале .

Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 18%.

Льготную ставку 0% применяют при экспортных операциях, международных перевозках, в космической отрасли, при транспортировке нефти и газа (п. 1).

Ставка 10% предназначена для обложения реализации товаров и услуг:

  • продуктового назначения (подп. 1 п. 2);
  • для детей (подп. 2 п. 2);
  • медицинского назначения (подп. 4 п. 2);
  • периодической печати (подп. 3 п. 2);
  • при перевозке самолетами и другим воздушным транспортом;
  • при приобретении племенного скота.

Реализацию всех остальных товаров и услуг (кроме вышеупомянутых) облагают налогом по ставке 18%.

При доходе за квартал ниже 2 000 000 руб. фирма или ИП имеет право подать заявление и получить освобождение от уплаты НДС.

О том, как получить освобождение от НДС, читайте .

Косвенные налоги в виде НДС самые сложные и противоречивые в применении. Поэтому по ним достаточно много судебных исков.

Косвенные налоги в виде акцизов первоначально предполагали использовать только для обложения товаров, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье приобретающих их людей. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Введением этого налога хотели уменьшить потребление вредных продуктов. Дополнительно его предполагали распространить и на предметы роскоши.

В настоящее время акцизы включены в стоимость следующих товаров (ст. 181 НК РФ):

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизельное топливо;
  • различные масла для двигателей;
  • керосин для заправки самолетов;
  • газ природный;
  • топливо для печей.

Способы и формулы для расчета величины акцизов см. .

Налоговые ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в ст. 193 НК РФ. В настоящий момент ставки в Налоговом кодексе указаны до 2020 года включительно. Косвенные налоги в виде акциза исчисляют по налоговой базе каждого из подакцизных товаров. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого месяца реализации (ст. 192 НК РФ).

О ставках акциза на горючее узнайте .

Что входит в прямые и косвенные налоги, рассмотрим в таблице.

Таблица прямых и косвенных налогов

Все виды налогов можно свести в таблицу:

Вид налога

Наименование налога

федеральный

региональный

Прямые налоги

Для физических лиц

Налог на имущество

Транспортный налог

Земельный налог

Водный налог

Для юридических лиц

Налог на прибыль

НДФЛ с работников

Налог на имущество

Транспортный налог

Земельный налог

Налог на игорный бизнес

Водный налог

Торговый сбор

Косвенные налоги

Итоги

В законодательстве РФ предусмотрена градация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачивает налогоплательщик со своих доходов. Косвенные налоги заложены в цене товара или услуги, и их оплачивает конечный покупатель. А в обязанность налогоплательщика входит своевременное перечисление полученных косвенных налогов в бюджет.

Косвенные налоги - это налоговое обязательство, которое рассчитывается не напрямую к налоговой базе, а включается в стоимость реализованного или купленного товара, работы, услуги. Примеры рассмотрим в нашей статье.

Налоговые обязательства — это платежи в бюджетную систему, которые взимаются с доходов, имущества и иных объектов, признанных налогооблагаемыми. Все обязательства перед бюджетом можно разделить на прямые и косвенные налоги.

Общая характеристика

Ключевая группировка налоговых обязательств подразумевает разделение всех бюджетных платежей на две большие группы: прямые и косвенные налоги, перечень которых приведем ниже. Разберемся, с ключевыми понятиями.

Так, к прямым обязательствам следует относить все платежи, которые взимаются напрямую с имущественных активов налогоплательщика либо с полученных им доходов. Иными словами, налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает транши в бюджет. Причем перечисления осуществляются за счет собственных средств собственника имущества или доходов. Примерами таких НО могут выступать: НДФЛ , ННО, обязательства по имуществу, транспорту, земельным участкам и прочим активам.

К косвенным налогам относится обязательство, которое рассчитывается не напрямую к налоговой базе, а включается в стоимость реализованного или купленного товара, работы, услуги. Простыми словами, продавец при определении конечной цены реализации товара закладывает определенный тариф налогового обязательства. Следовательно, косвенные налоги взимаются с покупателя при осуществлении расчетов за приобретенный товар. Именно покупатель оплачивает учтенный в цене дополнительный тариф. После чего этот тариф, оплаченный покупателем, продавец товаров перечисляет в бюджет.

Иными словами, ключевое отличие заключается в характере изъятия. То есть прямые сборы применяются именно к имущественным или доходным активам налогоплательщика. А непрямые исчисляются как определенная надбавка. В большинстве случаев надбавка устанавливается к стоимости реализуемых активов или услуг. Однако к КН можно отнести и фиксированные платежи, которые определяются независимо от налогооблагаемой базы.

Что такое косвенный налог: определение

Фактически, косвенным налогом является дополнительный тариф, который продавец включил в стоимость реализуемых ценностей или услуг. Однако оплачивать эту наценку приходится покупателю. Продавец — всего лишь посредник, который устанавливает наценку и уплачивает ее в бюджет по окончании расчетов.

Также можно сказать, что к косвенным налогам относят обязател2ьства на потребление. То есть такие платежи в бюджет уплачиваются с объектов, приобретаемых для собственных нужд, то есть для нужд потребления. Такие обязательства еще называют сборы за потребление.

Теперь определим, какой налог является косвенным?

Виды косвенных налогов

Согласно действующему фискальному законодательству, чиновники определили, какие налоги относятся к косвенным. Так, главы 21 и 22 НК РФ устанавливают ключевые нормы применения и акцизов. Именно эти платежи считаются косвенными налогами, обязательными для уплаты в бюджет.

Отметим, что все КН зачисляются в федеральный бюджет. То есть ставки и порядок налогообложения устанавливаются Правительством РФ.

Помимо НДС и акцизных платежей, в пользу государства уплачиваются другие КН: это таможенные сборы и косвенные налоги на бизнес. Рассмотрим особенности каждого НО подробнее.

НДС

Самое распространенное налоговое обязательство, которое устанавливается практически на все виды товаров, работ или услуг, реализуемых на территории нашей страты. Также НДС применяют при определении стоимости товаров при ввозе их на территорию России из других государств.

Ставка НДС имеет три ключевых значения: 0 % — льготная, 10 % — для определенного рода продукции, 20 % — распространяется на все остальные товары.

Как мы отметили выше, обязательства оплачивают покупатели реализуемых товаров, работ, услуг. Однако у данного НО имеется обязательное условие — наличие посредника между покупателем и государственным бюджетом. В роли этого посредника выступает продавец.

Акциз

Обязательство, которое распространяется только на определенные виды товаров и произведенной продукции. Например, включаются в стоимость:

  • бензина;
  • этилового спирта;
  • сигарет;
  • алкоголя;
  • легковых автомобилей;
  • спиртосодержащей продукции;
  • дизельного топлива.

Единой ставки по акцизам не существует, так как значение устанавливается в индивидуальном порядке. То есть отдельно для каждой группы подакцизной продукции. Причем значения утверждаются на календарный год и на 2 последующих.

Таможенные сборы

Платежи, которые уплачивают компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ. Для косвенного налога не характерно наличие фиксированной тарифной ставки. Объем платежей по таможенным пошлинам определяется исключительно из действующих условий соглашений, заключенных между РФ и странами-импортерами.

Расчеты осуществляются на основании деклараций, которые заполняют импортеры. Напомним, что при ввозе продукции в нашу страну необходимо подать декларацию в установленной форме не позднее 15 дней с момента ввоза.

Лицензирование бизнеса

Косвенные налоги, наряду с прочими, включают в себя лицензирование бизнеса. Что это такое? Определенный вид обязательств, который нельзя отнести к прямым. Так, например, для осуществления определенного рода деятельности компания обязана получить соответствующее разрешение. Простыми словами, пройти лицензирование.

Государственные пошлины

Данный вид сборов также можно отнести к непрямым платежам в бюджет. Почему? взимается за определенную юридическую услугу, которая оказывается госорганом. Платеж не является обязательным, то есть он оплачивается только тогда, когда налогоплательщику требуется оформить определенное юридическое действие. Значит, к прямым бюджетным траншам отнести госпошлину никак нельзя.

Также размер госпошлины имеет фиксированные значения, которые устанавливаются вне зависимости от имущественных и материальных характеристик экономического субъекта.