Мультипликационный эффект. Мультипликационные эффекты в экономике

Мультипликативный эффект

Равновесный уровень выпуска Y 0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов

вызывает несколько большее приращение совокупного дохода ΔY благодаря эффекту мультипликатора .

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.

m – мультипликатор автономных расходов;

ΔY – изменение равновесного ВНП;

ΔA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y .

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП. В случае если, к примеру, автономное потребление увеличивается на какую-то величину ΔC A , то это увеличит совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину MPC *ΔC A . Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину MPC *ΔC A и так далее по схеме кругооборота ʼʼдоходы-расходыʼʼ. Возникает цепочка:

и т.д.

Из этой простой схемы видно, что совокупный доход Y многократно реагирует на первоначальный импульс ΔС A , что и отражается в величинœе мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или X n могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска.

Эффект мультипликатора состоит по сути в том, что он может увеличивать рост национального дохода, а может и сокращать данный прирост. Как дестабилизирующий фактор, мультипликатор тем сильнее будет воздействовать, чем больше величина предельной склонности к сбережению, и наоборот.

Вспомним понятие парадокса бережливости, суть которого состоит по сути в том, что стремление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателя инвестировать. В случае если домашнее хозяйство больше сберегает, то предприниматель не имея возможности привлекать эти средства в качестве инвестиционного фонда, значит, предприниматель будет меньше инвестировать, поскольку у кредитной системы будет меньше ресурсов для того, чтобы осуществлять кредитование инвестиционного процесса. Суть парадокса бережливости состоит по сути в том, что стремление домашних хозяйств больше сберегать будет опережать стремление инвесторов больше вкладывать в историю развития экономики. А результат будет один, будет сокращаться производственный процесс, будет сокращаться прирост национального дохода. Такое явление есть результат того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее становится выходить на высокоприбыльные капиталовложения. Парадокс бережливости является следствием того, что, во-первых, с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее будет находить высокоприбыльные капитальные вложения. Во-вторых, с ростом дохода увеличивается доля сбережения, поскольку сбережения - ϶ᴛᴏ функция дохода. С ростом сбережения уменьшаются совокупные расходы, а в результате предприниматели будут сокращать производство, а это влияет и на занятость.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный объём выпуска Y 0 ниже потенциального Y * , то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, крайне важно простимулировать совокупный спрос и ʼʼпереместитьʼʼ равновесие из точки A в точку B . При этом приращение совокупного равновесного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = рецессионного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный уровень выпускаY 0 больше потенциального Y * , то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как всœе ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и ʼʼперемещениеʼʼ равновесия из точки A в точку B (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = ­− инфляционного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Мультипликативный эффект - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мультипликативный эффект" 2017, 2018.

Наращивание инвестиций ведет к росту ВВП и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, названного Дж. М. Кейнсом эффектом мультипликатора .

Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода. Сокращение одного из компонентов автономных расходов приводит к кратному сокращению доходов и занятости. Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережением может привести к двум отрицательным эффектам: инфляционному разрыву и дефляционному (рецессионному) разрыву. Рассмотрим это на примере двух моделей.

Вернемся к ранее рассмотренной на рис. 3.6 модели, демонстрирующей равновесие между инвестициями и сбережениями. Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I>S , т.е. планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости, т.е. предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей, поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций при достигнутом уровне полной занятости нет, т.к. размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть своего дохода направляет на потребление, спрос на товары и услуги растет, и в силу мультипликативного эффекта давит на цены в сторону инфляционного повышения.

Дефляционный разрыв наступает тогда, когда S>I (рис. 3.6), т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этих условиях расходы на товары и услуги низкие, поскольку большая часть дохода сберегается. Это сопровождается спадом производства и понижением уровня занятости. В силу мультипликативного эффекта снижение занятости в одном из секторов экономики ведет за собой вторичное сокращение занятости и доходов в стране.

Рассмотрим инфляционный и дефляционный разрывы на примере еще одной модели (рис. 3.7). Но прежде дадим еще одну интерпретацию совокупному спросу и совокупному предложению.

Совокупное предложение - это линия в 45° (С’ ) в модели «доходы-расходы», поскольку демонстрирует совпадение фактических расходов (выпуска) с планируемыми. Это утверждение исходит из следующего: национальный доход равен величине национального продукта (ВВП), а последний это и есть совокупное предложение. Совокупный спрос - это известная линия совокупных планируемых расходов (С ).

Если экономика находится в точке Е (рис. 3.7), то планы потребителей и производителей совпадают. Однако уровень полной занятости и уровень равновесия не всегда совпадают. Поэтому задача макроэкономического анализа не только в том, чтобы определить равновесный объем производства, но и дать ему оценку, т.е. сравнить, как соотносится равновесный объем производства с потенциальным объемом.

Если фактический равновесный объем выпуска Y ниже потенциального Y* 2 , то совокупное предложение превышает совокупный спрос, на рынке благ возникнет избыток.

В данной ситуации , как было сказано выше, запасы готовой продукции на складах растут. И столкнувшись с трудностями сбыта уже созданной продукции, предприниматели будут уменьшать объем производства и начнут увольнять рабочих (занятость сократится). В результате начнут падать доходы домохозяйства и, следовательно, они начнут сокращать свои расходы. Это все будет происходить до тех пор, пока реальный объем выпуска не достигнет своего равновесного значения.

Таким образом , если Y, то совокупный спрос неэффективен, совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов (хотя в точке Е достигнуто равновесие, AD=AS ). В этом случае имеет место дефляционный разрыв (рецессионный разрыв) .

Как было сказано выше , дефляционный разрыв сопровождается спадом производства и понижением уровня занятости. В силу эффекта мультипликатора, сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны. Для преодоления такой ситуации необходимо стимулировать совокупный спрос.

Инфляционный разрыв наступает тогда , фактический равновесный уровень выпуска Y больше потенциального Y* 1 . Совокупный спрос превышает совокупное предложение. В этом случае на рынке возникает дефицит, приводящий к росту цен. Рост цен - сигнал производителям к увеличению объемов производства. В данной ситуации предприниматели начнут нанимать новых рабочих и увеличат объем производства. Со временем, по мере роста объема производства доходы домохозяйств начнут расти и, следовательно, увеличатся потребительские расходы. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится нарушенное равновесие.

Таким образом, если Y>Y* 1 , то совокупные расходы избыточны. Это приводит к инфляционному разрыву.

Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены.

При анализе эффекта мультипликатора важно знать, на каком отрезке кривой AS функционирует экономика - классическом или вертикальном. Если экономика достигла потенциального выпуска, то эффект работать не может на дальнейшее увеличение дохода, он выльется только в общее повышение цен.

По мнению представителей классической школы, высокая склонность к сбережениям должна способствовать росту инвестиций и национального дохода.

Однако взгляды кейнсианцев на эту проблему отличаются от взглядов классиков. По их мнению, рост сбережений приводит к обнищанию нации.

Кейнс пришел к выводу, что в странах, достигших высокой степени экономического развития, стремление сберегать опережает стремление инвестировать.

Это происходит по следующим причинам:

Во-первых, с ростом капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как сужается круг альтернативных возможностей высоко прибыльных капиталовложений;

Во-вторых, с ростом доходов увеличиваются сбережения, поскольку сбережения - это функция дохода S(Y) ;

В-третьих, возможна и ситуация, когда население в ожидании очередного спада начинают больше сберегать.

Рост сбережений сокращает потребление, в результате это приводит к сокращению совокупного спроса и снижению объема ВВП. В дальнейшем, в силу эффекта мультипликатора произойдет сокращение дохода на величину большую, чем первоначальное увеличение сбережений (рис. 3.8). Имеет место ситуация, названная в экономической литературе парадоксом бережливости .

Первоначально рост автономных инвестиций привел к росту национального дохода, равновесие установилось в точке Е 1 , которой соответствовал уровень национального дохода Y 1 . С ростом сбережений кривая сбережений S смещается в положение S 1 Е 2 , это приводит к сокращению национального дохода до уровня Y 2 .

Суть парадокса бережливости в следующем : постоянное желание сберечь больше, чем инвесторы хотят вложить, вызовет хроническое уменьшение совокупного спроса, что, в конце концов, приведет ко всеобщему уменьшению желания инвестировать.

Снижение национального дохода приведет, в свою очередь, к снижению инвестиций, что опять приведет к снижению дохода. Рост сбережений также вызовет снижение совокупных расходов, это приведет к тому, что предприниматели сократят производство и занятость.

Если же экономика находится в состоянии неполной занятости, то увеличение склонности к сбережению приведет к сокращению склонности к потреблению. Снижение потребительского спроса означает то, что производители не смогут продать свою продукцию, затоваренные склады сделают невозможными новые капиталовложения. Производство начнет сокращаться, последуют массовые увольнения. Это все в итоге приведет к падению национального дохода в целом и доходов различных социальных групп.

Рассмотрим «парадокс бережливости» с учетом производных инвестиций (рис. 3.9). Если раньше рост инвестиций приводил к росту национального дохода до уровня Y 1 , то в результате роста сбережений кривая сбережений S смещается в положение S 1 , равновесие устанавливается в точке Е 2 . Это соответствует уровню национального доходаY 2 . Как и в случае с автономными инвестициями (рис. 3.8), произошло сокращение национального дохода.

Однако , в случае с производными инвестициями (рис. 3.9), это сокращение намного больше. Если в первом случае сокращение дохода произошло до первоначального уровня Y , то во втором случае это сокращение намного больше. Сокращение сбережений на величину Е 1 Е 2 привело к большему сокращению дохода на величину Y 1 Y 2 . Сокращение сбережений и дохода привело также и к сокращению инвестиций. Они уже составляли не величину E 1 Y 1 , а величину E 2 Y 2 .

Таким образом , в случае производных инвестиций «парадокс бережливости» заключается в том, что рост сбережений приводит не только к сокращению дохода, но и сокращению инвестиций.

Парадокс бережливости характерен только для условий неполного использования ресурсов в стагнирующей экономике. В условиях полной занятости, когда экономика испытывает инфляционный «перегрев», увеличение склонности к сбережению может способствовать снижению уровня цен.

Итак, парадокс бережливости характерен только для экономики с неполной занятостью. Если в экономике поддерживается полная занятость, то возросшее стремление к сбережениям приведет к их фактическому росту, поскольку оно будет способствовать снижению процентной ставки и стимулировать расширение такого компонента совокупных расходов, как инвестиции.

Урок, который преподносит парадокс бережливости, ценен в той мере, в какой мы осознаем его применимость к ситуации недостаточного совокупного спроса и неполной занятости. На основании этого парадокса Дж. М. Кейнс заключил, что в периоды низкой деловой активности, когда у домохозяйств появляются значительные стимулы больше сберегать и меньше потреблять, правительство должно стимулировать рост потребления, а не сбережений. По мнению Кейнса, политика стимулирования сбережений не только бесполезна, но и вредна, а выход из данного положения видится в поддержании спроса, который побудил бы инвесторов покупать новое производственное оборудование.

Подведем краткие итоги .

Экономисты классической школы сформулировали теорию общего равновесия рынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия, в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж.-Б Сэя , согласно которому в экономике, основанной на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты других субъектов. В конечном счете, совокупный спрос будет равен совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временный характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют

В противоположность закону рынков Ж.-Б Сэя и классическому варианту макроэкономического равновесия Дж. Кейнсом был выдвинут принцип эффективного спроса , отражающий тот факт, что уровень национального производства, занятости и доходов в данный момент зависит от уровня потребительских и инвестиционных расходов в экономике.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия не признает автоматической связи между сбережениями и инвестициями. Сбережения - это остаток дохода, который не был использован на потребление. В силу основного психологического закона Дж. Кейнса сбережения растут, когда увеличивается доход. Инвестиции же являются функцией побуждения к инвестированию и определяются отношением между ожидаемой предельной эффективностью капитала и процентной ставкой.

Прирост инвестиций приводит к росту дохода, который дает импульс сбережениям в объеме, соответствующем этому росту.

Для графической иллюстрации равновесия на товарных рынках кейнсианцы используют модель IS (инвестиции - сбережения), известную в науке как модель Дж. Хикса . Данная модель показывает уровень дохода, для которого существует равенство между сбережениями и инвестициями при любой процентной ставке. Кривая IS имеет отрицательный наклон, поскольку снижение процентной ставки увеличивает объем инвестирования, а увеличение инвестиционных расходов влечет за собой рост национального дохода. Угол наклона кривой IS показывает соотношение предельной склонности к сбережению и изменению процентной ставки.

Обобщающим результатом кейнсианской теории эффективного спроса является концепция мультипликатора. Мультипликатор - это коэффициент, показывающий увеличение национального дохода, являющегося результатом роста автономных расходов. Величина этого коэффициента зависит от предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению.

Экономический рост на основе принципа мультипликатора способствует росту доходов и соответственно повышению предельной склонности к сбережению. Рост сбережений в условиях высокой деловой активности служит основой новых инвестиций, а значит, ускорения экономического роста (эффект акселератора ).

Определение целей экономической политики (целевой функции) - сложный, противоречивый процесс, так как ни один из инструментов регулирования не имеет прямого контакта с целями. Между ними расположена вся экономическая система, функционирующая по своим объективным законам, многие из которых к тому же неизвестны авторам формируемой экономической политики. Например, кредитно-денежная политика государства при всей ее важности не способна непосредственно решить задачу стабилизации национальной валюты, в ходе решения данной задачи она лишь воздействует на процентную ставку, уровень банковских резервов и т.п. Налоговая политика не способна прямо повлиять на инвестиционную деятельность фирм, она может оказать воздействие лишь на величину располагаемого дохода фирм и домохозяйств. Поэтому в рыночном хозяйстве правительство не может напрямую ставить задачу достижения той или иной макроэкономической цели. Реалистичной здесь может быть лишь постановка задачи воздействия на социально-экономические процессы заведомо известным образом. И то она разрешима лишь при условии, что у правительства существует достаточная ясность насчет реальных экономических механизмов, связывающих цели и инструменты регулирования (инструменты экономической политики), количественных соотношений между ними - называемых мультипликаторами.

Рассматриваемые в широком смысле, мультипликаторы описывают продуктивность всего аппарата государственного регулирования экономики. Система мультипликаторов отражает преобразования политических сигналов (инструментов государственного регулирования), поступающих на вход механизма государственного регулирования экономики, в изменения политических целей, появляющихся на ее выходе. Уравнения должны быть построены таким образом, чтобы значение мультипликатора оказалось статистически определенным, превращалось в некоторое число. Поскольку, как мы условились, желательный для политиков уровень цели Yi известен, остается определить требуемое изменение инструмента Хj . Просчитав все Хj (j=1,2,...s) и зная значения соответствующих мультипликаторов, мы получим представление о том, в чем должна состоять экономическая политика, в какую сторону и как следует изменять налоговые ставки, предложение денег, государственные расходы и т.п. Претендующее на дееспособность правительство должно четко представлять себе далеко не только основное направление изменения проводимой им экономической политики, не только на основе определения диагноза установить «лекарство», необходимое для лечения национальной экономики, но и целесообразную его дозировку в тот или иной момент. Так, если признано необходимым увеличение денежной массы в стране для наращивания совокупного спроса в объеме 10 млрд. руб., то рост денежного предложения на 1 млрд. руб. не даст заметного улучшения ситуации на рынках потребительских и инвестиционных товаров, в то время как чрезмерное длительная работа печатного станка (и запуск, скажем, 30 млрд. руб. в обращение) способна через быструю инфляцию обесценить получаемые населением дополнительные деньги и тем самым вызвать сокращение его реальных доходов. Другими словами, политики должны четко представлять себе значения тех или иных мультипликаторов, а значит, опираться на детальные макроэкономические, экономико-математические модели, расчеты по которым только и могут установить достаточно точную величину тех или иных мультипликаторов. Всякая эконометрическая модель представляет собой уравнение или множество уравнений, в которых отражены функциональные связи между множеством экономических переменных (их может быть и несколько тысяч). Такими переменными могут быть потребление, сбережение, инвестиции, экспорт, импорт, государственные закупки, государственные трансфертные платежи, денежная масса и т.п.


Примеры мультипликаторов: Мyg - бюджетный мультипликатор по национальному доходу, Мym - денежный мультипликатор по национальному доходу, Мpg - бюджетный мультипликатор по уровню цен, Мpm - денежный мультипликатор по уровню цен. Но их намного больше: существует целая система Мij , охватывающая самые разные цели и инструменты экономической политики. Без этой триады (цели, инструменты, мультипликаторы) не обходится планирование ни одной государственной программы.

Понятие «мультипликатор» (от лат. multiplicator – умножающий) впервые было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. Рассматривая влияние общественных работ, которые организовала для борьбы с экономическим спадом и безработицей администрация Рузвельта, он отмечал, что государственные инвестиции в общественные работы приводят к «мультипликационному» эффекту занятости: возникает не только первичная, но и вторичная, третичная и т.д. занятость. Иначе говоря, первоначальные инвестиционные расходы бюджетных средств приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения. Эти представления выразились вскоре в кейнсианской теории мультипликационного эффекта. Под мультипликатором в кейнсианской теории понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения объема производства и национального дохода от изменения инвестиций.

Кейнс доказывал, что увеличение инвестиций приводит к росту национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций. Инвестиции, брошенные в экономику, вызывают цепную реакцию в виде прироста дохода и занятости.

Пусть первоначальный объем инвестиций - 1 млрд. руб., и они направляются государством в организацию общественных работ - строительство дорог, озеленение городов и т.п., не требующих вложений в средства производства. Результат - повышение доходов на 1 млрд. руб. тех, кто вложил в дело свой фактор производства (рабочую силу). Приростом своего дохода люди, как известно, могут распорядиться по-разному, распределяя его на прирост потребления м сбережения в определенной пропорции. Предположим, что сбережения S на какое-то время исчезают из экономического оборота. Это - правдоподобное допущение, ибо сбережениям, поступающим на фондовую биржу или в банковскую систему, предстоит пройти еще довольно долгий путь до того, как они станут, наконец, инвестициями. Но потребляемая часть прироста дохода С сразу же направляется на потребительский рынок в поиске предметов потребления (для бывших безработных это прежде всего продукты питания). Предположим, что из 1 млрд. руб. прироста доходов 800 млн. руб. направлены на покупку продовольствия (200 тыс. руб. сберегаются, т.е. МРС = 0,8). Расходы одного рыночного субъекта всегда превращаются, как известно, в доходы другого. Фермеры, получив 800 млн. руб., направят 640 тыс. руб. на покупку сельхозмашин, а 160 тыс. при МРS = 0,2 сберегают и.т.п.

Рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями = 1000 + 800 + 640 + ...

Обозначим МРС через b, тогда мультипликатор k является суммой геометрической прогрессии:

k = 1 + b + b + b + ...+ b

Умножим обе части равенства на b:

bk = b + b = b + b + ...+ b

Вычтем из первого равенства второе:

k(1 - b) = 1 - b

k = 1 - b / 1 - b

Но b - 0, им можно пренебречь. Откуда

k = 1 / 1 - b = 1 / 1 - MPC = 1 / MPS

При МРS = 0,2 k = 5.

Вывод: чем выше предельная склонность к потреблению, тем большее увеличение национального дохода возможно при приросте первоначальных инвестиций. Так, если весь прирост доходов превратить в сбережения (что для безработных нереально), то МРС = 0, k = 1, и национальный доход вырастет ровно на столько, на сколько увеличились инвестиции. Если же сбережения вообще отсутствуют (МРС = 1), то скорость нарастания национального дохода приближается к бесконечности. Реально 0 < k < 1. Так что все факторы, влияющие на MPS (распределение доходов в обществе, инфляция, доверие к власти и т.п.), оказывают воздействие и на величину мультипликатора.

Графически: чем больше МРS, тем круче функция (кривая) SS и тем меньше мультипликатор. И наоборот.

Нельзя полагать, что эффект мультипликатора при любом его значении положительно сказывается на экономике. Мультипликатор - это обоюдоострый меч. Вполне возможен и негативный обратный «эффект» в результате спада инвестиционной активности, при котором неминуемы многократные потери национального дохода (в нашем примере пятикратные). Поэтому опасно иметь в стране высокий уровень мультипликатора инвестиций (в США он равен 2,5).

Эффект мультипликатора ощущается не в любой экономике, а только в той, где имеется незанятая рабочая сила и неиспользуемые производственные мощности. Только в этом случае становится возможным «дешевое» наращивание объема производства за счет незначительных дополнительных инвестиций.

Для создания первоначального «инвестиционного толчка» и повышения мультипликативного эффекта необходимо:

1) использовать государственные инвестиции;

2) направлять их не на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий, а именно на общественные работы. Причина: такой «толчок» необходим в условиях кризиса перепроизводства, когда важно создавать дополнительный платежеспособный спрос, а не поставлять на рынок дополнительные товары. Именно так можно создавать новые рабочие места, расширяя уровень занятости.

Инвестиционный мультипликатор Кейнса - лишь частный случай мультипликативного эффекта, содержание которого несравненно шире.

В теорию мультипликатора, развитую последователями Кейнса, включены и гораздо более сложные количественные взаимосвязи. Они отражают влияние на рост национального продукта и дохода дополнительных государственных расходов – с учетом изъятия из внутреннего потребительского спроса их получателей не только той части, которая направляется ими на сбережения, но и той, которая идет на уплату налогов и приобретение импортных товаров.

Сущность мультипликативных эффектов – изменение составляющих совокупного спроса оказывает умноженное (мкльтиплицированное) воздействие на национальный выпуск и доход.

Мультипликативный эффект – это изменение национального дохода (или ВНП) в большее количество раз, чем первоначальное изменение автономных расходов.

Эффекты были раскрыты в 30-ых годах 20вв, когда стали исследовать результаты политики проведения общественных работ в США. В ходе анализа выяснилось, что первичная занятость породила вторичную, третичную…,т.е. имеет место эффект умножения занятости и совокупного спроса.

Термин мультипликатора ввел в эк.теорию английский ученый Канн, а автор теории мультипликатора - Кейнс.

Мультипликатор работает только в тех экономических системах, в которых есть неиспользованные ресурсы (т.е. безработные, свободные производственные мощности, финансовые ресурсы).

Мультипликативный эффект основан на двух экономических явлениях:

Для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов;

Любое изменение в доходах влечет за собой изменение в потреблении и сбережении.

На основе этих явлений дополнительное увеличение инвестиций предпринимателей превращаются в дополнительный доход домохозяйств, которые часть своего дополнительного дохода направляют на потребление. ТО потребительские расходы одних домохозяйств являются доходами других. Т.к. домохозяйства тратят не весь располагаемый доход, то процесс расширения национального дохода (сумма доходов всех владельцев факторов производства) конечен. Он заканчивается, когда дополнительный прирост дохода становится бесконечно малой величиной.



Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.

Коэффициент, характеризующий зависимость изменения объема ВНП от изменения объема инвестиций называется мультипликатором инвестиций.

М I =изменение ВНП / изменение инвестиций;

I - Инвестиции; S – сбережения.

Пример: доход (или объем инвестиций) вырос на 6000, из него 2/3 расходуется, а 1/3 идет на сбережения. Таким образом, 6000*2/3=4000 – является доходом других субъектов, которые в свою очередь 2/3 от 4000 (=2666) расходуют…В результате дополнительный доход всех участников = 6000+4000+2666+…=1/(1-2/3)*6000=18000. ТО увеличение инвестиций на 6000 привело к росту ВНП на 18000.

Мультипликатор оказывает двухстороннее воздействие на экономику. С одной стороны увеличение инвестиций приводит к мультипликационному росту дохода. С другой стороны, уменьшение инвестиций приводит к многократному уменьшению дохода.

Мультипликатор государственных расходов – отношение изменения объема национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Mg=изменение ВНП / изменение государственных расходов.

т.А – точка равновесия. При росте государственных расходов кривая расходов сдвигается вверх на ∆G. т.В – точка нового равновесия. Объем производства (или ВНП) вырос с Q 1 до Q 2 , на ∆Q. Причем ∆Q > ∆G.


99. Фискальная политика и ее эффективность.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Государство обладает возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса и косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Цели фискальной политики:

 Сглаживание колебаний экономического цикла;

 Обеспечение устойчивости экономического роста;

 Достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства парламента. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса.

Эффективность фискальной политики.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики:

1. Разрыв восприятия, под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

2. Административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда происходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются.

3. Функциональный разрыв - разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

4. Эффект вытеснения, сущность которого состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.

Относительная эффективность бюджетно-налоговой определяется в зависимости от:

а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента

б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента.

Мультипликатор (от лат. multiplied - умножаю, увеличиваю) - коэффициент, отражающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода. Рост инвестиций вызывает увеличение дохода, причем на величину большую, чем прирост инвестиций. Если рост инвестиций на 5 млрд. руб. вызывает рост дохода на 15 млрд. руб., то мультипликатор будет равен 3. Если рост дохода составит 10 млрд. руб., мультипликатор будет равен 2.

Мультипликатор - это число, на которое должно быть умножено изменение в инвестициях, чтобы получить представление об ожидаемом изменении дохода. Увеличивая инвестиции в Производство на определенную сумму, мы увеличиваем доход работников на эту сумму, которые предъявляют спрос на предметы потребления и, следовательно, увеличивают доход занятых в этой сфере и т. д. Этот процесс продолжается с каждым новым кругом расходов.

Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывает цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.
Для того, чтобы рассмотреть влияние автономных инвестиций на рост национального дохода и исследовать мультипликатор автономных расходов, необходимо разобраться в таких понятиях, как инвестиции, предельная склонность к потреблению MPC и предельная склонность к сбережению MPS.

ИНВЕСТИЦИИ

Слово инвестиции происходит от латинского слова invest – что означает «вкладывать». Итак, инвестиции это вложения.

Вкладывать можно все, что угодно. От материальных активов – денежные средства, материалы, оборудование и другие ресурсы, до нематериальных активов – технологии, патенты, рабочая сила и т.д.
Успешность любых инвестиций измеряется размером полученных благ или достижением необходимого эффекта, финансового, социального либо любого другого.

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ

Весь продукт, созданный в обществе, предназначен для потребления. Потребление – индивидуальное и совместное использование благ, нацеленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Потребление населения – ведущий показатель развития экономики, так как на него приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы – важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения людей, их потребительские ожидания.

Сбережения - это та часть располагаемого дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережения равны доходу за вычетом потребления.

Предельная склонность к потреблению (МРС) – это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

Предельная склонность к сбережению (МРS) представляет собой отношение любого изменения в сбережениях к изменению в доходе.