Классификация и функции налогов. Функции налогов и их классификация

Не порождает встречной обязанности государства;

  • налог взыскивается на условиях безвозвратности;
  • цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода .
  • Элементы налогообложения . Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3). Элементы налогообложения делятся на три группы:

    1. основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
    2. факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);
    3. дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

    Основные элементы налогообложения . К основным (обязательным) элементам налога относятся:

    а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода ;

    б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара , владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство , получение дохода и др.);

    в) налоговая база . Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

    В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);

    г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства ;

    д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

    Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу);

    е) порядок исчисления налога . Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

    ж) порядок уплаты налога , т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:

    • направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);
    • средства уплаты налога (в рублях, валюте);
    • механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
    • особенности контроля уплаты налога.

    Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК). Основными способами уплаты налога являются:

    • уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах - налоговую декларацию);
    • уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
    • кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества ; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);

    з) сроки уплаты налогов и сборов . Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

    Факультативные элементы налогообложения . Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

    а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

    б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;

    д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

    Классификация налогов . Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.

    1. По способу взимания выделяют:

    а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются:

    • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
    • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

    б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

    Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. В свою очередь, косвенные налоги подразделяются:

    • на косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы);
    • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС);
    • фискальные монополии , распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
    • таможенные пошлины , которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

    2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:

    а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;
    б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
    в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

    3. По целевой направленности введения налогов различают:

    а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;
    б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

    4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги подразделяются:

    а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
    б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
    в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

    5. В зависимости от метода налогообложения выделяют:

    а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика;
    б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода;
    в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения;
    г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.

    6. В зависимости от налоговой базы налоги можно подразделить:

    а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия);
    б) частичные налоги - они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле);
    в) брутто-налоги, т.е. налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства;
    г) нетто-налоги (чистые налоги) - они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами.

    7. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют налоги:

    а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
    б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

    8. По порядку введения налоги делятся:

    а) на общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц);
    б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).

    Налоговая политика и налоговая система . Совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, представляет собой налоговую систему страны. Установленная НК налоговая система России приведена на рис. 18.4. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой - не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Достижению этой цели во многом способствует налоговая политика, представляющая собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны.

    Основными направлениями налоговой политики в современной России являются:

    1. Создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
    2. Стимулирование инновационной активности налогоплательщиков, поддержка инноваций и модернизации экономики .
    3. Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по направлениям налогового стимулирования инновационной деятельности .
    4. Создание условий для добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе и в особых экономических зонах Российской Федерации.
    5. Регулярное проведение анализа стимулирующих налоговых льгот (корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование , временное освобождение от уплаты налога на имущество организаций энергоэффективного оборудования, совершенствование налогообложения организаций социально значимых сфер и т.д.).
    6. Формирование электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками, интеграция соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Существует несколько принципов классификации налогов:

    По способу взимания налогов;

    По субъекту налогообложения (налогоплательщику);

    По объекту налогообложения;
    -по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

    По целевой направленности введения налога.

    Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

    Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

    Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

    Регулирующая функция налогов стала осуществляться до тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

    Спекулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключении, преференций (предпочтений);

    Дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового времени препятствует развитию определенных социально экономических процессов. Как правило,
    действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

    Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводи вея. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра - всегда. Поэтому. эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

    Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

    Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

    Классификация на/югов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

    Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные опенки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

    Функции и классификация налогов

    Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные условия рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Налоги известны давно, еще на заре человеческой цивилизации.

    В Древней Руси формой налоговых платежей была дань. С развитием государства менялись и способы пополнения казны, появились пошлины, откуп, поземельный налог и т.д.

    Налогообложение как система начала формироваться во времена Петра 1. Он реорганизовал управление финансами и упорядочил сбор ряда налогов. Дальнейшие прогрессивные изменения связаны с именем Екатерины 2, продолжательницы курса Петра. В дальнейшем в России создается Министерство финансов, посредством которого систематизируются и регулируются доходы и расходы казны.

    В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

    Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

    Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему .

    Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи:

    Содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда

    Побуждать предприятия эффективно использовать производственные фонды;

    Минимизировать производственные запасы;

    Сокращать непроизводственные расходы

    Обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

    В соответствии с законодательством все действующие на территории РФ налоги и сборы делятся на 3 группы:

    1. федеральные - их состав, размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления в бюджет определяются законом РФ. Они взимаются на всей территории России по одинаковым правилам и единым ставкам;

    2. региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) Их предельные ставки определяются законодательными актами РФ, а конкретные - органами представительной власти субъектов РФ. Это позволяет учесть особенности развития регионов страны;

    3. местные.

    По объекту налогообложения налоговые платежи можно разделить наналоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами) и т.д.

    Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

    Особенностью налоговой системы России является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков обязательный характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.д.).

    Основным видом платежей, формирующих доходы бюджета являются налоги.

    Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Пошлины - вид налогов на потребление. Взимаются только с тех юридических и физических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (сделки, регистрация, заключение договоров об аренде, совершение нотариальных сделок и т.д.).

    Основными отличительными признаками налогов, как экономической категории являются:

    1. Императивность, т.е. предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа.

    2. Смена собственника. Через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

    3. Безвозвратность. Т.е налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются определенному плательщику.

    4. Безвозмездность. Уплата налогов не дает плательщику материальных, хозяйственных или иных прав.

    5. Денежная форма. Налоги уплачиваются только в денежной форме.

    Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях. Различают следующие функции налогов:

    1. Фискальная функция.

    Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Эта функция означает изъятие части вновь созданной стоимости у субъектов экономической деятельности в пользу государства для последующего распределения.

    2. Стимулирующая или регулирующая функция.

    Она используется для стимулирующего воздействия на экономику и означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Регулирующая функция реализуется через различные льготы, в том числе инвестиционные и социальные для стимулирования развития отдельных отраслей экономики.

    3. Контрольная функция.

    Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.


    3. Распределительная функция.

    Она является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов.

    Система налогов - это совокупность налогов и их элементов. К элементам налогов относятся:

    Субъект налогообложения (налогоплательщик)- это лицо, которое должно уплачивать налог за счет собственных средств.

    Объект налогообложения- это те действия, которые обуславливают обязанность платить налог. Это оборот по реализации товаров, работ, услуг; ввоз товаров на территорию России, владение имуществом, совершение сделки купли- продажи и т.д.

    Предмет налогообложения- сами товары, имущество, земля, доходы.

    Налоговая льгота- уменьшение ставки налогов из- за специфических условий хозяйствования конкретного налогоплательщика или выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, производителей продуктов детского питания).

    Налоговый кредит- это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или суммы налога.

    Налоговые каникулы- полное освобождение от уплаты налога на определенное время.

    Единица налогообложения- это единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

    Налоговая ставка- это размер налога на единицу налогообложения.

    Метод налогообложения- порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налогооблагаемой базы.

    По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное.

    Налоги классифицируются по следующим признакам:

    1. По способу взимания:

    Прямые налоги- непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог с коммерческих банков и др.);

    Косвенные налоги - это налоги, включаемые в цену товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

    2. По видам налогоплательщиков (субъекту уплаты):

    Налоги с юридических лиц;

    Налоги с физических лиц.

    3. По объекту обложения- на налоги:

    С дохода;

    С имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);

    Рентные (ресурсные);

    За выполнение определенных действий;

    На ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

    4. По периодичности взимания- налоги:

    Регулярные;

    Нерегулярные.

    5. По характеру использования:

    Общие, поступающие в бюджеты разных уровней;

    Целевые, поступающие во внебюджетные фонды.

    6. По уровню бюджетной системы:

    Федеральные;

    Региональные;

    Функции налогов и их классификация

    Социально-экономическая сущность налогов выражается в их функциях. Различают такие функции налогов как: фискальная (финансирование государственных расходов); экономическая – интегральная функция представленная распределительной, (перераспределительной), регулирующей и стимулирующей функциями.

    Фискальная функция является основной. Она проявляется в мобилизации средств в распоряжение государства, формировании централизованных финансовых ресурсов. С ее помощью образуются государственные фонды, и создаются материальные условия для существования и функционирования государства. Она реализуется через распределение части ВНП. С развитием и совершенствованием производства значение фискальной функции налогов возрастает.

    Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. она обусловливает экономическую функцию .

    Распределительная функция обеспечивает распределение стоимостных пропорций между плательщиками налогов и государством.

    Регулирующая функция заключается в установлении и изменении системы налогообложения. Она способствует определению налоговых ставок их дифференциации: понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов – влечет за собой обратные явления.

    Стимулирующая функция , в основном осуществляется через систему налоговых льгот и привилегий. Эта функция способствует ускорению научно-технического прогресса (НТП), расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости и т . д.

    Контрольная функция – с ее помощью оценивается рациональность, сбалансированность налоговой систем, каждого рычага в отдельности, проверяется насколько налоги соответствуют реализации ели в сложившихся условиях.

    Социальная функция проявляется через систему налоговых льгот и социальных выплат, которые предоставляются отдельным группам населения в елях смягчения соне равенства.

    Каким же должен быть критический уровень налога? Зависимость налоговых поступлений от ставок налога исследовал известный американский экономист Артур Лаффер и выразил эту зависимость в известной “Кривой Лаффера” (рис.2).

    Ставка налога, % Налоговые поступления

    Рис.2. Кривая Лаффера

    Повышение налоговых ставок только до определенного момента (В) может вести к росту суммы собранных налогов (V B). Повышение налоговых ставок сверх определенного уровня (С) может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений даже уменьшиться (V А = V С) и как результат появление «теневой экономики».

    По исследованиям А. Лаффера достигается максимальный уровень налоговых поступлений в бюджет при средней суммарной ставке прямых и непрямых налогов в размере 37,7%. В Украине же, по оценкам специалистов, при сегодняшней системе налогообложения средняя суммарная ставка прямых и непрямых налогов составляет около 80%. Налогов же от запланированного количества поступает в бюджет всего 30-35%%.

    Налоговая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные виды налогов. В основу их классификации положены различные признаки (рис.3).

    В зависимости от объекта налогообложения налоги подразделяются на прямые и непрямые. Разделение зависит от объекта обложение, взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество физических и юридических лиц , их размер зависит от масштабов объекта налогообложения.

    При непрямом налогообложении величина налога не связана с доходами плательщика. Непрямые (косвенные) налоги – платежи в бюджет, формируется как надбавка к цене товара (услуги), уплачиваемые потребителем , и отражающие связь между субъектом налога и государством. Объектом налогообложения является не доход, а расход.


    Рис.3. Признаки классификации налогов

    В зависимости от органа, осуществляющего взимания и распределение налогов – на государственные и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на всей территории страны на основании государственного законодательства и направляются в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды.

    Местные налоги взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты.

    В зависимости от порядка использования налоги подразделяются на общие и специальные.

    Общие налоги обезличиваются при поступлении в бюджет. Они формируют налоговые поступления в доходах государственного бюджета и предназначены для выполнения государством его функций и задач.

    Специальные налоги имеют целевое назначение и формируют специальные фонды (например, фонды общеобязательного государственного социального страхования).

    Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.

    Объект налога – доход или имущество налогоплательщика, с которого начисляется налог и который служит основой для обложения.

    Источник налога – доход, из которого субъект уплачивает налог. По некоторым налогам объект и источник совпадают.

    Единица обложения – единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

    Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.

    Существует два подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный. При первом устанавливается единая для всех плательщиков ставка, при втором – несколько. Цель установления как единых, так и дифференцированных ставок одна – создание разных условий налогообложения для всех плательщиков.

    По методу построения налоговые ставки подразделяются на твердые и процентные.

    Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном исчислении. Они бывают двух видов: фиксированные – установленные в конкретных суммах и относительные – рассчитанные в соотношении к определенной величине. Относительные твердые ставки используют в период экономической нестабильности, в условиях инфляции, так как установление фиксированных ставок невозможно в связи с тем, что их необходимо постоянно пересматривать, иначе они теряют реальное состояние с уровнем доходов и объектом налогообложения.

    Процентные ставки устанавливаются только к объекту налогообложения, имеющему денежное выражение. Они действуют в одинаковом проценте к объекту налога без учета его величины. Их подразделяют на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

    Пропорциональные – это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения. Налог, в основе которого лежит пропорциональная ставка, взимается, как определенный процент от доходов не зависимо от величины этих доходов, (налог в Пенсионный фонд от любого заработка).

    Прогрессивные ставки, размер которых растет по мере увеличения объемов объекта налогообложения.

    Регрессивные ставки уменьшаются по мере роста объемов объекта налогообложения.

    Одним из традиционных налогов является подоходный налог , который впервые появился в налоговой системе Великобритании в 1842 г, а затем в конце XIX – начале XX века – массово распространился в другие страны. Налогообложению подлежит валовой доход плательщика, уменьшенный на величину необлагаемого минимума. Последний предложил ввести английский ученый Джон Стюарт Милль в конце XVIII - начале XIX в. в целях ослабления социальной напряженности в обществе т.к. развитие капитализма привело к расслоению общества на различные социальные группы. Величина необлагаемого минимума должна быть равна доходу позволяющему безбедно проживать семье.

    Налог на прибыль является, пожалуй, основным налогом в финансовых взаимоотношениях государства и предприятия. Прибыль, подлежащая обложению, формируется, как разница между выручкой, которая может быть получена в результате реализации произведенной продукции и (или) от внереализационных мероприятий, и издержками предприятия.

    Налоги на потребление (непрямые налоги) один из важных источников формирования государственного дохода. К непрямым налогам относят: индивидуальные акцизы , которые взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам (алкогольные напитки, табачные изделия…) и универсальные акцизы (налог с оборота, налог на добавленную стоимость). Налог на добавленную стоимость впервые был использован во Франции в 1954 г. Идея введения этого налога принадлежит французу М. Лоре. На Украине в систему налогообложения этот налог был введен в 1992 г.

    Добавленная стоимость, на которую рассчитывается налог, определяется как разница между выручкой предприятия и стоимостью его затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков. Плательщиком налога является покупатель товара, его продавец выступает в роли сборщика налога – посредника между плательщиком и государством.

    Акцизный сбор – это налог на высокорентабельные и монопольные товары. Как и налог на добавленную стоимость, он включается в отпускную цену. Перечень товаров (продукции), на который устанавливается акцизный сбор, и ставки этого сбора утверждаются Постановлением Верховного Совета.


    Рис.4. Виды налогов

    Ставки акцизного сбора устанавливаются в процентах к стоимости в отпускных ценах для отечественных производителей и к таможенной (закупочной) стоимости для импортных товаров с учетом таможенных сборов и ввозной пошлины для таких товаров.

    В Украине порядка 30 видов товаров попадают под акцизный сбор. Ставки акциза колеблются весьма существенно от 10% до 30%.

    Алкогольные напитки и табачные изделия импортного и отечественного производства, как правило, реализуются в Украине с акцизными марками. Их порядок изготовления, хранения и реализации регулируется законодательством. Реализуют акцизные марки налоговые администрации.