Как поощрять ребенка за хорошую учебу и надо ли это делать.

Говоря о поощрении, у любого человека возникают ассоциации с чем-то особенно хорошим. Однако не все точно знают, как правильно организовать поощрение и стоит ли вообще это делать. Психологи единогласно утверждают, что данный метод очень эффективен и находит отклик среди детей, равнодушных к другим способам воспитания. Главное – научиться правильно и своевременно использовать поощрения.

Поощрение ребенка в семье: виды, поводы

Дети радуют вас своими успехами в школе и хорошим поведением? Это несомненно подходящий повод для похвалы. Делать это не обязательно только после достижения конечного результата. Хорошо, если родители поддерживают свое чадо на протяжении всего пути к успеху, мотивируя его и подчеркивая трудолюбие, целеустремленность и желание сделать что-то хорошее.

Поощрение ребенка дома требуется не только особо успешным детям . Если ребенку приходится сделать немало ошибок, чтобы чего-то достичь, ему тоже нужна своевременная похвала. Но зачастую родители почему-то чаще ругают их, чем поддерживают. Поощрения можно разделить на две категории: словесные похвалы и подарки.

СПРАВКА! Есть универсальная награда, которая обязательно понравится малышу. Это время, проведенное вместе с родителями. Можно объяснить, что, если он будет слушаться в данный момент, у родителей останется больше времени, которое они с радостью с ним проведут.

В каждой семье есть виды поощрений, которые наиболее действенны. Среди них обычно встречаются:

  • совместная прогулка;
  • чаепитие;
  • подвижные игры;
  • поход в парк, цирк, театр и т.д.;
  • чтение книги, совместное рисование, лепка и пр.;
  • семейный просмотр телевизора.

Последний пункт лучше использовать именно в качестве совместного времяпровождения . Многие родители используют мультфильмы и видеоигры для поощрения, но это в корне неверно. Такой метод формирует у ребенка понимание, что просмотр телевизора и игры на планшете или компьютере – нечто очень хорошее, способное даже быть наградой. Психологи советуют формировать в семье мнение, что телевизор и гаджеты – вещи обыденные.

То же можно сказать о десертах и других вредных вкусностях. Используя их в качестве поощрения, дети начинают ассоциировать сладкую еду с чем-то благоприятным. Отсюда проблемы со здоровьем (в том числе, лишний вес) в будущем. В стрессовых ситуациях человек начинает «заедать» свое состояние.

Популярна система меток . К примеру, можно повесить на стену чистый бумажный лист и рисовать на нем солнышко или улыбающийся смайлик каждый раз, когда нужно похвалить ребенка. Объясните малышу, что он может обменять, к примеру, 20 смайликов на желанную машинку. Или, как только накопится 15 солнышек, вы вместе пойдете в гости. Родители перешагнувших трехлетний рубеж малышей в восторге от этого метода, ведь он позволяет мирно договориться со взбунтовавшимся капризулей. Однако, именно трех лет ждать не стоит. Лучше как можно раньше начать внедрение системы меток в привычный порядок дня.

По мере взросления дети становятся более упрямы, и система наказаний быстро перестает действовать. Ребенок адаптируется к любой обстановке, и даже под угрозой возмездия может продолжать проказничать. Поощрения же позволяют сделать воспитательный процесс приятными как для маленьких сорванцов, так и для взрослых. Малыши воспринимают эту систему как увлекательную игру, и поэтому с радостью сотрудничают с родителями.

ВНИМАНИЕ! Случается, что взрослые впадают в крайности и начинают захваливать ребенка по всяким пустякам . К примеру, съел ведь завтрак – молодец, умылся – умничка. Такое поведение ни к чему хорошему не приведет. Ведь хвалить следует за достижения, а не за обычные каждодневные дела.

Если поощрений слишком много, ребенок перестает стремиться их получить. Пропадает «азарт» сделать что-то хорошее. Поэтому, взаимодействие с детьми должно быть внимательным, не без грамотных замечаний. К примеру, перед тем, как похвалить сына или дочь, попросите его рассказать, как он выполнил то или иное дело. Перехваленные дети остро воспринимают замечания посторонних людей, ведь дома они не привыкли выслушивать критику. Внешний мир гораздо более бесцеремонен и жесток, малышу будет сложно адаптироваться в нем после беспрерывной атмосферы мягкой доброжелательности. Даже самое невинное замечание со стороны воспитателя в детском саду может быть воспринято ребенком как трагедия.

Также существует материальное поощрение ребенка . Все о том, нужно ли поощрять чадо таким образом, расскажет видео:

Поощрение ребенка учителем за хорошую учебу

Работникам образовательных организаций тоже можно использовать метод поощрения. Это мотивирует учеников, стимулирует их относиться к учебе более ответственно.

Есть несколько вещей, заслуживающих поощрения учителем.

  1. Хорошие оценки.
  2. Призовые места в различных предметных олимпиадах.
  3. Успехи в спорте.
  4. Достижения в любой сфере, связанной со школой.

Для поощрения, помимо стандартных слов «Умница», «Молодец», «Правильно», «Верно» и «Супер» педагоги активно используют несколько методов.

  1. Вручение благодарственного письма ученику или родителям.
  2. Вручение почетной грамоты.
  3. Подарок.
  4. Золотая или серебряная медаль.

Сейчас почти каждое учебное заведение имеет свой сайт. Некоторые педагоги для поощрения размещают на таких порталах информацию о достижениях своих учеников. Впрочем, не только учителя могут выделять успехи подопечных. Директор и члены педсовета тоже могут поощрять особо старательных школьников.

Одно из главных правил – осуществлять поощрение систематически . Учителю следует объяснить, за что он хвалит ученика. При этом, педагог не должен иметь личной заинтересованности в успехах конкретного ребенка. Учащийся должен понимать, что его достижения – результат его же упорных стараний (а не действий учителя) и получать эмоциональное удовлетворение от своих побед. Поощрения не должны отвлекать от работы. Их предназначение – стимулировать детей на более продуктивную деятельность.

Поощрение ребенка за хорошее поведение: полезное видео

Советы психолога о том, как правильно поощрять ребенка:

Нашла вот такую статью о поощрениях ребёнка за хорошие оценки.

Двойственные чувства: с одной стороны поощрять конечно нужно, с другой стороны - есть пример из жизни.

Знакомые награждали ребёнка за каждую хорошую оценку деньгами или подарками, в конце концов ребёнок хотел всё больше, а потом вообще потерял интерес к учёбе...

А каково ваше мнение?

Стоит ли поощрять за оценки?

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как правильно поощрять ребенка?

Просто хвалить или дарить подарки?

А может, придумать целую систему бонусов, которая учитывает не только оценки, но и поведение ребенка?

Оценить по достоинству

Для одних родителей награждать ребенка за учебу - единственный способ спасти дневник от двоек, а для других - метод воспитания и приобщения к взрослой жизни. Тут, конечно, все зависит от самого школьника. Если его мотивируют хорошо учиться только деньги или подарки, то родители своей цели никогда не достигнут: знания в голове надолго не задержатся. Если же ты договорилась с ребенком, что учебный процесс -это работа, такая же трудная, как у родителей, только особая, детская, и ее результаты тоже оплачиваются, то подружить школьника с учебником будет чуть проще.

Система бонусов

Существует альтернативное решение проблемы, более интересное и продуктивное. Многие родители придумывают целую систему учета хороших и плохих оценок, превращая процесс обучения в игру. Вот как это выглядит.

1. За высокие оценки и хорошие дела (например, навел порядок в комнате, полил цветы, погулял с собакой, прочитал за неделю книгу, которая не входит в школьную программу, и т. д.) ребенку начисляются баллы.

2. За низкие оценки и оплошности баллы вычитаются.

3. Родители ведут учет результатов. Можно сделать базу данных в компьютере, прикрепить табличку магнитом к холодильнику или начертить ее на доске маркером.

4. Баллы, в свою очередь, приравниваются к каким-то поощрениям, например: 5 баллов меняем на 100 рублей, 10 - идем в выходные в кино, 15 - едем в развлекательный центр или покупаем новый спортивный костюм.

5. Если баллы уходят в минус за оплошности, то ребенок должен отработать долг, иначе никаких подарков и вознаграждений!

В итоге у ребенка есть собственный «банковский счет», только не с деньгами, а с баллами, которым он может распоряжаться, как хочет. Главное, что школьник понимает, что сам заслужил поощрение или наказание, и стремится вести себя лучше.

Ругать или хвалить?

Вирпи Рихтер, эксперт интернет-магазина детских товаров и игрушек myToys.ru:

«Дорогие родители, старайтесь анализировать проступки ребенка вместе с ним и ни в коем случае не ругайте его. Судить можно только о проделанной работе и ее итогах. Например: “Я знаю, что ты умный и сообразительный, но в этот раз ты недостаточно постарался, чтобы получить хороший результат”. В этом случае система ценностей ребенка не пострадает, зато у него появится желание что-то изменить, и он будет стремиться это сделать. Ведь даже если школьник говорит, что его не волнуют оценки и мнение одноклассников, на самом деле он все равно переживает по этому поводу»

Если твой малыш и так учится с удовольствием, то вряд ли поощрения заставят его учиться еще лучше. Система бонусов или просто постоянные подарки и вознаграждения уже не нужны для стимулирования - в этом случае они могут только избаловать ребенка. Главное, не забывай напоминать малышу о том, как ты гордишься его успехами. Почаще устраивай семейные праздники, чтобы вместе с ним порадоваться достижениям!

Как поощрять ребенка за хорошие оценки? Сначала давайте разберемся, какова цель таких поощрений? Родители хотят сказать любимому чаду «Молодец», «Мы гордимся тобой» и в то же время сильнее мотивировать его стремление учиться как можно лучше.

Как правильно выразить свою радость по поводу хорошей учебы?

Чаще всего детям дают за это деньги, объявляют устную благодарность, дарят подарки. Еще один нередко встречающийся вариант – родители не замечают успехи, негативно реагируют только на ухудшение уровня успеваемости.

Давать деньги, с одной стороны, кажется отличным стимулом. И логичным. Ведь взрослым за работу платят, почему бы не приравнять учебу к работе. Да и ребенку нужны же карманные деньги. Так пусть он их «зарабатывает» старанием в учебе, спорте, музыке (если ходит в музыкальную школу) и т.д. Захотел что-то купить – достаточно проявить себя как можно лучше на ниве образования и получить оговоренную сумму. И у родителей просить не нужно, и привыкает сам зарабатывать. Вроде бы и к самостоятельности приучается. С другой стороны, дети – гениальные манипуляторы. Об этом никогда нельзя забывать. Со временем любимое чадо понимает, что с родителями можно поменяться местами в вопросе кто кому предъявляет требования. И отношения будут строиться на уровне: вы мне определенную сумму – я вам хорошую отметку или радующие вас достижения в спорте, музыке и т.д. Нет денег – нет стараний. И что тогда делать?

Может лучше дарить подарки? Конечно, презенты являются приятным событием в жизни ребенка. Под подарками нужно понимать не только желаемую вещь, но и интересные поездки, посещение кино, театров, футбольных матчей и т.д. То есть что-то, что будет для ребенка радостным праздником.

Некоторые родители советуют просто выражать радость по поводу хороших достижений. И не приучать к чему-то большему. Ведь он учится для себя. Интересно, как ребенок может прочувствовать и осознать тезис: «Хорошая учеба нужна тебе. Сможешь поступить в вуз, получить престижную высокооплачиваемую работу». Для постижения всей глубины, мудрости и справедливости этих слов ему просто не хватает жизненного опыта. Удивляет вера родителей в то, что ребенок чувствует и понимает, что учеба нужна именно ему и от приложенных им сейчас стараний зависит его будущее. Любимое чадо учится для вас, чтобы … а далее варианты: чтобы вас порадовать, чтобы вы не злились на него, чтобы не выслушивать ваши надоевшие нотации… Каждый раз это «чтобы» будет разное. Но учится он для вас. Будь его воля, он, может быть, вообще не ходил бы в школу.

Но даже если бы и понимал, картина, скорее всего, существенно не изменилась бы. Почему? Приведем пример. Все родители прекрасно знают, что если они выучат, допустим, иностранный язык, в совершенстве освоят компьютер, то смогут получить еще более «престижную высокооплачиваемую работу» (заметили, это слова родителей, призванные вдохновить ребенка на учебные подвиги). И что? Родители самозабвенно учат и осваивают? Ничуть не бывало! А ведь они, в отличие от ребенка, понимают, насколько это улучшит качество их жизни. Дело в том, что кроме понимания нужны еще целеустремленность и огромная сила воли.

Если же родителям удалось воспитать у любимого чада непреодолимую тягу к новым знаниям, то, возможно, в качестве поощрения достаточно и улыбки, доброго слова. Ведь ребенок уже достаточно мотивирован, ему не нужны дополнительные стимулы для хорошей учебы. За что бы он ни взялся: школьные предметы, музыка, рисование и т.д. – ему все интересно. Для него узнать что-то новое – уже огромная награда, наслаждение. Ну а если и родители довольны при этом – отлично.

Так может быть самое правильное – использовать разные поощрения, неожиданные для ребенка: и деньги, и выражение радости и гордости за успехи любимого чада, и покупка чего-то очень желаемого им, и осуществление мечты (например, съездить на море, в другую страну и т.д.)? Как вы считаете?

А сегодня поговорим о поощрение ребенка. Ну что же приступим...

Если разобраться и хорошо подумать, то учеба для детей аналогична работе для взрослых. Родители получают за свой труд материальное вознаграждение, а дети? Надо ли их поощрять за хорошие успехи в школе? Давайте рассмотрим три версии родителей.

3 главные утверждения родителей

Версия №1
Поощрение за учебу с раннего возраста – только портить. Пусть приучаются, что не за все в жизни платится, большинство дел делается просто так, из уважения или по дружбе. А то еще вырастет такой денежный вымогатель и будет потом права качать: вот не сделаете мне так, то и я не буду стараться.

Версия №2
Если ребенок показывает очень хорошие результаты, то можно и заплатить. Или как-то иначе отметить его успехи. Можно отпустить подольше погулять, купить желаемую вещь в подарок (для более старших детей), провести с ребёнком целый день, сводив его в зоопарк или на аттракционы (для школьников младших классов), подарить ему крутую компьютерную игру и тому подобное.

Версия №3
Конечно, надо поощрять за результаты. А как же иначе? Пусть приучаются, что хороший труд ценится, тогда и работать потом будут с двойной энергией. Деньги – мерило успеха, ничего нет плохого в том, чтобы заслуженно получить награду. А ребенок сам распорядится тем, что заработал. Ведь если просто трудиться «вхолостую» и ничего не иметь за это, то стимула не будет.

Безусловно, все три версии имеют право на существование и каждая – свою правду. Родители, которые руководствуются первым принципом, не позволят детям разбаловаться, требуя за каждую следующую оценку всё большего поощрения.

Те, кто придерживается второй версии, дадут понять ребенку, что не вся благодарность выражается в деньгах – временами это связано с расширением прав и границ полномочий.


Высказавшиеся за третий вариант научат детей ставить цели и их достигать. Поэтому все три утверждения полезны и правильны.

А сейчас рассмотрим полезный метод воспитания детей.

Метод «кнута и пряника»

В воспитании детей полезно применять этот метод. Если интерпретировать его к нашей теме, то это означает, что действенным должно быть как поощрение, так и наказание. Когда ребенок получил одну низкую оценку, его надо предупредить, что он делает неправильно и пора исправляться.

Если ваши слова были сознательно проигнорированы – начинайте действовать. Можно не выдать очередные деньги на карманные расходы, лишить ребёнка какого-то удовольствия, на которое он рассчитывал или заставить сразу выучить урок и проверить это.

Такая родительская позиция призвана показать детям, что подобным образом у них будет проходить взрослая жизнь: за ошибки расплачиваются, а упорный труд приводит к успеху.


Особенно хорошо, если будет взаимодействие между учителем и родителями. Ребенок систематически плохо себя ведет, пропускает занятия или не делает домашнее задание – об этом делается запись в дневнике, а также поступает звонок домой. И родители принимают меры, чтобы вернуть свое чадо в правильное русло. Аналогично должно быть уведомление и о хороших событиях: запись в дневник — и очередное поощрение.

Если в семье несколько детей, то подобная реакция родителей на действие старшего брата или сестры поможет первенцам изначально понять, что им самим выгоднее вести себя правильно, не запускать процесс учебы.

И так... Подведем итог!

Лично мое мнение, то отдача от хорошего учения должна быть как от родителей, так и от учителя. Это придает большой стимул и тягу к учению.

Но, родителям не стоит злоупотреблять только лишь подарками и деньгами. Нужно распределять. К примеру: получил 5 за ответ у доски. Молодец! Щас мы возьмем что — нибудь вкусненькое и отметим это событие.

Язык денег – один из тех, которые современные дети учат быстро и абсолютно без принуждения. Практика выдачи карманных денег, поощрение хорошего поведения рублем или преподнесенная бабушкой ко дню рождения кругленькая сумма - все это позволяет ребенку быстро понять выгоду своего личного материального благополучия. Поэтому, когда родители в целях мотивации ребенка к учебе начинают поощрять «пятерки» и «четверки» наличными деньгами, школьник быстро привыкает к новому способу «заработать».

Баш на баш

Принцип рыночных отношений относительно школьных успехов достаточно прост: за каждую хорошую оценку или при успешном завершении четверти/полугодия ребенок получает определенную сумму наличными. Отсчитать купюры дорогому чаду раз в неделю или раз в четверть для многих родителей намного проще , чем тратить ежедневно драгоценные вечерние часы на проверку домашнего задания, обсуждение школьного проекта или контроль, занимается ли ребенок учебой после школы в принципе.

Однако обосновывают свои действия мамы и папы в большинстве случаев не собственной ленью или нехваткой времени, а современным особым отношением к процессу учебы и мотивации. Логика проста. Взрослые работают и получают за это зарплату. Зарплата - основная мотивация для многих, особенно когда работа сложная и не приносит особой радости. Ребенок учится - это его главная «работа», и получать за успехи в ней вознаграждение так же естественно, как получать зарплату. Помимо этого, в школе дети должны готовиться к взрослой жизни, а во взрослом мире деньги играют огромную роль. Чем успешнее бизнесмен, тем больше он зарабатывает. Чем профессиональнее сотрудник, тем больше ему платят. Почему же ребенку не зарабатывать на хороших оценках?

Другой аспект подобного подхода к мотивации школьников: какая сумма будет необходимой и достаточной, чтобы ребенок действительно захотел ее «заработать» и прилагал больше усилий в учебе? А с другой стороны, чтобы эта сумма не была бы в тягость родительскому бюджету? Или другой пример: а все ли пятерки имеют одинаковый «вес»? И по физике, и по физкультуре? Обычно, в каждой семье это решается индивидуально. Важно, переходя на «рыночные отношения», сразу обговорить весь «прайс» с ребенком. Чтобы потом не было неожиданностей, если подросток в один момент придет с вопросом: «Мам, а сколько накинешь за пятерку за полугодовую контрольную по математике?».

Специалисты же утверждают , что использование денег в педагогическом плане - в корне неверное решение. Повышение «выплат» в случае школьных успехов и «урезание» карманных денег в случае неудач нарушает как сам процесс обучения, так и формирования здорового отношения к деньгам. Денежное вознаграждение не может заменить участие родителей в образовательным процессе. Для детей важен не только результат (оценка и вознаграждение), но и сам процесс: обучение и активное участие родителей в нем, их внимание к тому, что происходит с ними в школе. Даже обычный разговор или обсуждение с родителями темы грядущего сочинения, творческого проекта или непонятного материала помогает ребенку «расставить по полочкам» ту кучу знаний, что пытаются передать ему учителя. А, к примеру, объяснение принципа сообщающихся сосудов в исполнении папы и подсобных емкостей на кухне запомнится быстрее и лучше, чем десять раз прочитанный параграф в учебнике.

Противники денежного метода мотивации склонны думать, что ее сторонники - это поголовно занятые родители-бизнесмены или те, кто пытается «откупиться» от ребенка. На самом деле, среди сторонников много и обыкновенных современных родителей, придерживающихся принципа, что ребенок должен знать цену деньгам с раннего возраста. Помимо этого среди приверженцев рыночного отношения с детьми есть и популярные люди, мировые звезды, за поведением которых повторяют и «обычные смертные». Так к примеру топ-модель и четырехкратная мама в одном лице Хайди Клум не только считает верным денежные поощрения, но и сама «платит» своим детям за то, что они едят полезную еду. Каждый стакан овощного сока «стоит» в доме Клум один доллар.

Другой путь распространения рыночных отношений - это сарафанное радио среди детей. Когда один из одноклассников начинает хвастаться полученными за хорошую оценку деньгами перед друзьями, другие дети задаются логичным вопросом «А почему я ничего не получил от своих родителей?». И идея денежных вознаграждений приходит в дом уже с подачи самого ребенка.

«Деньги за успехи - это не метод воспитания, а лишь попытка манипуляции» - категорично заявляет Анреас Энгель, психолог и консультант по вопросам воспитания - «Этот «метод» приводит лишь к собственному спокойствию родителей и кратковременной заинтересованности ребенка. Деньги в принципе играют в нашем обществе большую роль, чем должны. Их переоценивают. Они - средство манипуляции». При этом манипуляция ребенком - это лишь первая стадия, считает специалист. В тот момент, когда ребенок понимает работу принципа вознаграждения, он становится манипулятором сам. Для семей с рыночными отношениями не должно быть неожиданностью, что в один момент ребенок начинает делать все только за вознаграждение: от уборки собственной комнаты до домашнего задания.

Противоположной точки зрения придерживается школьный психолог, психотерапевт и автор популярных книг для родителей Кристина Каниак-Урбан: «Вознаграждение за успехи в учебе это неплохо, главное, чтобы масштаб подобного вознаграждения был подобран индивидуально для каждого ребенка». Тем самым психолог имеет ввиду, что для одного получать только пятерки и четверки в четверти - это привычно, для другого даже тройка по математике - огромное достижение.

Михаэль Фельтен, ученый, педагог с более чем 30-летним стажем и основатель педагогического портала «Родители спрашивают учителей», уверен : «Признание намного эффективнее вознаграждения, в этом вопросе ничего за последние годы не изменилось. Современные родители часто забывают, что все дети по своей природе учатся охотно, процесс познания нового заложен в нас самой природой, поэтому не требует сторонних катализаторов. Однако в чем нуждается каждый ребенок - это в поддержке во время процесса обучения. Желание узнать больше - лучшая самомотивация ребенка. Подбадривание, похвала, признание достижений и выражение родительской гордости за своего ребенка при освоении им новых высот - лучшие методы поддержки школьника». При этом выражение признания по мнению специалиста должно быть не только при блестящих успехах (пятерка за контрольную), но и при любом другом положительном балансе (сегодня в сочинении не 10 ошибок, а всего пять).

А сторонникам теории денежных вознаграждений за оценки по примеру зарплаты за работу взрослого, Михаэль Фельтен возражает, приводя такой пример:

Если сотрудника повысили по службе за заключение особо успешной сделки, то ему не «дарят» дополнительные деньги сверх оговоренного в рабочем договоре. Скорее коллеги сбрасываются на пиво и устраивают небольшой праздник, поздравляя и чествуя счастливчика. Переводя на отношения дети-родители, школьные успехи можно «отметить» не денежным вознаграждением, а совместно организованным праздником или увлекательной семейной поездкой в аквапарк, кино, зоопарк и т. д. Совместное времяпрепровождение также может служить и хорошим утешением в случае неудачного завершения четверти или плохой оценки за важную контрольную (В этот раз не удалось, но мы все равно гордимся твоими стараниями, как насчет совместного похода в кино в качестве утешительного приза?).

Деньги это такой же условный масштаб, как и школьные оценки сами. Поэтому принцип «учиться для знаний, а не для оценок» широко декларируемый родителями в каждом уголке планеты, можно смело применить и к денежным вознаграждениям. Если у родителей получилось донести до своего чада о необходимости образования для получения знаний и навыков, а не только формальных результатов в виде хороших оценок, то и деньги не могут испортить эту систему ценностей. А остаются лишь приятным дополнением к затраченным усилиям в учебе.