География основных видов туризма. Теоретические основы географии туризма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ГиМУ

С.И. Шило

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

“ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА”

для студентов специальности
230500 “Социально-культурный сервис и туризм”

Таганрог

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина "География туризма" предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 230500 - “Социально-культурный сервис и туризм”.

Дисциплина относится к циклу дисциплин специализации.

Цель дисциплины - ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира.

Задачи дисциплины - изучение основных понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего рекреационного освоения.

Международный туризм принадлежит к числу наиболее активных форм общения людей, и находится в тесной связи с такой отраслью географии как рекреационная география, изучающая природно-географические, культурные, исторические и другие условия, способствующие развитию туризма.

Внимание студентов в процессе изучения дисциплины "География туризма" будет сконцентрировано на таких направлениях как анализ значения международных туристских связей и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира.

В дисциплину "География туризма" включена характеристика рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков, анализируются континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма.

Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Индивидуальное занятие не является аудиторным.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Согласно учебному плану изучение дисциплины "География туризма" предусмотрено на 1 курсе дневного отделения (2 семестр).

Изучение дисциплины на дневном отделении осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов.

Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля:

Текущий контроль, включающий выполнение студентами контрольных заданий с последующей оценкой проделанной работы;

Рубежный контроль, состоящий из выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине и сдачи экзамена.

Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса, и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные педагогом вопросы. Он проводится дважды в течение каждого семестра на специальной рейтинг-неделе в виде контрольных работ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ Количество часов
Лекции Практ. занятия
1 Введение в дисциплину 1 -
2 Туризм как отрасль 2 1
3 Рекреационное районирование и туризм 1 1
4 Туристские рынки и услуги в туризме 2 2
5 Туристский маршрут 2 2
6 Развитие международного туризма 2 2
7 География международного и внутреннего туризма в странах Европы 4 8
8 Международный и внутренний туризм в странах Азии и Ближнего Востока 6 6
9 Международный и внутренний туризм в странах Америки 6 4
10 Международный и внутренний туризм в странах Африки 4 2
11 Международный и внутренний туризм в странах Австралии и Океании 2 2
12 Въездной и выездной туризм в России 4 6
Итого Всего 36 36
72

Тема 2. Туризм как отрасль

Туризм как социальное явление. Туризм как результата передвижения людей по различным туристским маршрутам. История возникновения и развития путешествий и туризма. Виды туризма. Классификация туризма по целям путешествия. Классификация по особенностям субъекта туризма. Классификация по используемому транспорту. Классификация по сезонности. Классификация, в основе которой лежит сочетание используемых ресурсов. Классификация по роли в валютных трансфертах. Классификация туристов. Признаки классификации и их характеристика. Классификация стран, участвующих в международном туристском обмене. Страны активного и пассивного туризма.

Тема 3. Рекреационное районирование и туризм

Районообразующие признаки в туризме. Рекреационная зона и рекреационный район. Группы рекреационных ресурсов и их характеристика. Природные рекреационные ресурсы. Культурно-исторический потенциал туристского региона. Экологические условия природной среды. Рекреационная освоенность территории. Степень развития инфраструктуры туристского региона. Перспективы развития туристского региона Рекреационные районы России (15 районов).

Тема 4. Туристские рынки и услуги в туризме

Источники сбора информации о состоянии зарубежных и отечественных туристских рынков. Факторы, определяющие сегментацию туристского рынка. Рынок международного туризма. Региональные рынки международного туризма. Национальные туристские рынки. Основные сегменты национальных туристских рынков. Услуги в туризме. Стандартизированные и дифференцированные услуги. Взаимозаменяемость на рынке туристских услуг.

Тема 5. Туристский маршрут

Классификация маршрутов путешествий по типам, по сезонности, по продолжительности путешествия, по построению трассы маршрута. Факторы, влияющие на построение маршрута. Критерии выбора направления туристского маршрута. Методика изучения туристских особенностей маршрута. Формы и методы привлечения внимания туристов.

Тема 6. Развитие международного туризма

Факторы, влияющие на развитие международного туризма. Демографические факторы. Экономические факторы. Социальные факторы. Культурные факторы. Психологические факторы. Изменение технологий обслуживания в туристской отрасли. Международные факторы развития туризма.

Тема 7. География международного и внутреннего туризма в странах Европы

Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, Португалия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария, Испания, Италия, Греция, Мальта, Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Венгрия. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 8. Международный и внутренний туризм в странах Азии и Ближнего Востока

Азия: Индия, Непал, Шри-Ланка, Индонезия, Пакистан, Китай, Япония, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Монголия. Ближний Восток: Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Израиль, Сирия, Кипр, Турция, Саудовская Аравия, Иордания. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 9. Международный и внутренний туризм в странах Америки

США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Куба, Ямайка, Коста-Рика. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 10. Международный и внутренний туризм в странах Африки

Марокко, Тунис, Эфиопия, Танзания, Кения, ЮАР, острова Маврикий, Мадагаскар, Сейшельские острова. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 11. Международный и внутренний туризм в Австралии и Океании

Австралия, Новая Зеландия. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

Тема 12. Въездной и выездной туризм в России

Характеристика выездного туристопотока. Основные направления путешествий. Характеристика въездного туристопотока. Характеристика рекреационных ресурсов Российской Федерации по регионам: Север России - Карельско-Кольский район (Мурманская область, Карелия) и Североевропейский район (Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и республика Коми). Центр России - Центральный район (Московская область и территории прилегающих областей - Смоленской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Брянской); Западный район (Калининградская, Псковская и Новгородская области); Верхневолжский район (Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Кировская области и северные части республик Удмуртия, Чувашия и Мари Эл); Уральский район (Пермская, Екатеринбургская, Челябинская области, Башкирия, восточная часть Удмуртии). Юг России - Центральные Черноземные области и побережье Черного, Азовского и Каспийского морей, предгорные и горные районы Северного Кавказа; Кавказско-Черноморский район (Черноморское побережье Краснодарского края): Северо-Кавказский район (предгорная и низкогорная части Северного Кавказа); Горно-Кавказский район (горная система Большого Кавказа в пределах границ РФ); Азовский район (Российское побережье Ростовской области и Краснодарского края вдоль Таганрогского и Темрюкского заливов); Каспийский район (Дагестанское побережье Каспийского моря от Судака до южных границ республики); Поволжский и Южно-Российский рекреационные районы (территории Центрального Черноземья, Среднего и Нижнего Поволжья, Оренбургская и Ростовская области). Сибирь и Дальний Восток - Север и Юг (Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный районы и Азиатский север России). Биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура района, гидроминеральные ресурсы, лечебные грязи, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма, проблемы рекреационного освоения и перспективы развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Сформировать информационный пакет для работы турагента.

2. Разработать маршрут путешествия по исходным данным.

3. Оценить туристский маршрут и разработать предложения по его улучшению.

4. Охарактеризовать основные группы туристов.

5. Охарактеризовать рынок международного туризма.

6. Описать турцентры отдельно взятой страны.

7. Охарактеризовать районообразующие признаки в туризме.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Распределите перечисленные страны и регионы по следующим частям света (Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Центральная и Южная Америка, Ближний Восток (запад Азии и северо-восток Африки), Океания (острова в центральных и юго-западных частях Тихого океана расположенных к северу и востоку от Австралии)). Ангола, Аргентина, Багамские острова, Бельгия, Бразилия, Ватикан, Гаити, Гвинея, Греция, Египет, Израиль, Канада, Кипр, Коста-Рика, Люксембург, Мальта, Марокко, Мексика, Никарагуа, Новая Зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа, Новая Гвинея, Сибирь, Соломоновы острова, Тунис, Турция.
2. Какие функции свойственны туристскому отдыху?
3. Каков уровень развития туризма в мире и в России?
4. Дать определение понятия "турист"
5. Какие организации занимаются туризмом?
6. Какое влияние оказывает туризм на экономику региона?
7. Какие факторы влияют на развитие туризма?
8. Какие факторы влияют на расширение географии туризма?
9. Каково экологическое воздействие туризма?
10. Что такое туристский маршрут? Охарактеризовать типы туристских маршрутов.
11. Что такое туристская путевка?
12. Какие показатели характеризуют въездной и выездной туризм в отдельно взятой стране?
13. Как выбрать путешествие?
14. Как выбрать турагентство?
15. Как самостоятельно совершить экскурсию?
16. Покажите на географической карте туристские регионы и субрегионы мира.
17. Изобразите на контурной карте основные туристские потоки в Европе, Америки и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
18. Назовите причины, по которым в большинстве туристских макрорегионов мира внутрирегиональный обмен преобладает над межрегиональным. Как меняется их соотношение?
19. Какая страна мира лидирует по количеству туристских прибытий?
20. Какая нация является самой путешествующей в мире?
21. В чем состоят особенности пространственного распределения туристских потоков с целью отдыха и развлечений?
22. Разработайте туристский маршрут для группы российских студентов по одной из стран мира.
23. Что такое инсентив-туры и какова их география?
24. Какие вы знаете специализированные туристские выставки и биржи?
25. Отметьте на контурной карте крупнейшие санаторно-курортные центры мира. Дайте им краткую характеристику.
26. Чем можно объяснить рост спроса западных туристов на курортное лечение в странах Центральной и Восточной Европы?
27. Назовите основные туристские центры Франции. Какова их туристская специализация?
28. Покажите на географической карте главные центры паломничества в мире. Назовите наиболее почитаемые святыни трех мировых религий.
29. Завершите описание города в туристском маршруте "Золотое кольцо России": Этот город расположен в 70 км. К северу от Москвы. Возник около монастыря как слобода. Известен как центр православного паломничества. Здесь находятся мужской монастырь, Московская духовная академия и духовная семинария. Недавно городу было возвращено историческое название. Это…………(закончите фразу).
30. Составьте краткий путеводитель по одной из туритстких стран мира.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Закон РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
2. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1.
3. Закон РФ "Федеральный закон о природных и лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
4. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50681-94 "Проектирование туристских услуг"
5. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 506990-94 "Туристские услуги. Общие требования" - М., 1994.
6. Иностранный туризм. - Статистический сборник. - М., 1992.
7. Концепции, определения и классификация для статистики туризма. ВТО, 1995.
8. Методические рекомендации по проведению идентификации и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. - М., 1996.
9. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.
10. Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма. М., 1998.
11. Асеев В.Г. Социально-экономические Нормативы туристско-экскурсионной отрасли. - Бюллетень туристкой информации. - 1990.
12. Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Информационные технологии в туризме: Справочно-методическое пособие для студентов. - М.: РМАТ. - 1996. - 116 с.
13. Герчикова И.Н. Международное коммерческое право. - М.:ЮНИТИ, - 1996. - 495 с.
14. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности / Учебное пособие. - М.: Нолидж, - 1996. - 312 с.
15. Долматов В.И. Информация о едином Европейском туристском рынке / Научные проблемы туризма и отдыха, - 1990.
16. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. - М.: ТОО "Луч", - 1994. - 224 с.
17. Каткая А.А. Этапы развития туризма. - М.: Пресс, - 1995.
18. Квартальнов В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. - М.
19. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: "Экспертное бюро", - 1997. – 176 с.
20. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: "Ось-89", - 1997. – 160 с.
21. Сенин В.С., Баженова Т.А., Хорошилов А.В. Некоторые аспекты сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Системы сертификации ГОСТ Р / Методическое пособие. Выпуск 2. - М.: МЭСИ, - 1997. - 109 с.
22. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. - 1996. - 566 с.

Объект и предмет исследования, цели и задачи географии туризма

1. 60-70 годы нашего столетия характеризовались, повсеместным распространением и применением названий «география рекреации» и «география отдыха», которые в некоторых странах вытеснили господствовавшее до сих пор название «география туризма».

В последующие годы многие ученые начинают подвергать сомнению распространенное мнение об однозначности географии туризма, рекреационной географии и географии отдыха. Начало размежеванию дисциплин положили такие ученые, как П. Жорж (Франция), В.С. Преображенский, Ю.А. Веденин (СССР), И.Матцнеттер (ФРГ), Б. Барбье (Франция) и др.

В бывшем СССР понятие «рекреационная география» и «география туризма» трактовались как разные научные дисциплины. По времени первой в стране появилось рекреационная география (В.С. Преображенский и др., 1975) с хорошо разработанной теорией. Соотношение между этими дисциплинами сводилось к следующему: рекреационная география – это суть географии отдыха и туризма.

В качестве объекта общественной географии выступает ойкумена – это заселенная, освоенная или иным образом вовлеченная в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизни общества. Предметам общественной географической является территориальные общественные системы. Под ТОС следует понимать пространственно-временную часть ойкумены, в которой взаимосвязано и взаимообусловлено сочетаются все сферы жизни общества, включенные в процессы общественного воспроизводства.

Экономическая и социальная (общественная) география – как целостная, интегрально-синтетическая наука изучает пространственную организацию общества в конкретных условиях природной среды.

На современном этапе география отдыха включает: рекреационную географию и географию туризма. В бывшем СССР рекреационная география включала: географию туризма и географию отдыха.

Рекреационная география – это географическая дисциплина, предметам изучения которой является закономерности возникновения, функционирование, размещение, территориальных и водных рекреационных систем, а также организация деятельности общества в пределах место постоянного жительства, в свободное от работы время.

География туризма – относится к дисциплинам экономики географии и предметам ее исследования является:

А) роль туризма и туристской деятельности в формировании хозяйственного комплекса;

Б) территориальные формы хозяйственной деятельности, связанные с туристским движением.

Термины «Рекреационная деятельность» и «туристская деятельность» несут двойную нагрузку. С одной стороны в них вкладываются понятия о деятельности человека и групп населения, с ним связаны понятия рекреационные занятия, циклы занятий. С другой стороны, с ними связаны представления о специфической деятельности общества по организации условий для осуществления населением деятельности по удовлетворению потребностей в отдыхе.

Использование в качестве базисной категории – категории «деятельность» влечет за собой включение в учение о рекреационной (туристской) деятельности такие понятия как пространство и время.

Рекреационное пространство – это часть социального и культурного пространства, связанная с осуществлением и организацией рекреационной деятельности.

Итак, рекреационная география – это география отдыха и туризма, а география туризма – география туристского движения.

Дефиниции туризма

Термины «туризм» и «турист» появились в литературе еще в конце XVIII в. Согласно некоторым исследованиям слово «туризм» и «турист» французского происхождения, применялось в XVIII в. на Британских островах для определения путешествия на континент английской молодежи, направляющейся в школы английской, немецкой, французской и др. в целях пополнения своего образования.

Во многих поздних изданиях туризмом называется каждая особа, совершающая путешествие ради удовольствия. Официально в научной литературе понятие туризм впервые появилось в 30-е г. нашего столетия (ХХ в.). Туризм понятие широкое и в литературе можно встретить его различное определение.

Конференция по международному туризму и путешествиям в понятие «турист» включала лиц, проводящих в стране более 1 суток, причем мотивы их пребывания могут быть в 2-х значениях: либо отдых, лечение, путешествие в познавательных целях, либо деловые и семейные контакты.

В 30-х г. польский географ Лещицкий уточнил понятие «туризм», определяя его как совокупность вопросов теоретических, хозяйственно-географических, социальных, связанных с оздоровительно-туристским движением. Такое определение применяется и сегодня.

Термин «туризм» включает в себя следующие понятия:

1. Особый вид миграции населения, изучаемый демографии, географией населения и юридическими науками;

2. Отрасль экономики, одна из отраслей сферы обслуживания, социально-культурных потребностей населения, изучаемой экономической и экономической географии.

3. Способ проведения свободного времени, изучаемый социологией и рекреационной географией.

Туризм является сложным социально-экономическим явлением, т.е. привлекает специалистов различных отраслей народного хозяйства, каждый из которых рассматривает его под своим углом зрения.

Существующие дефиниции (определения) туризма могут быть объединены в 2 группы: рабочие и концептуальные.

Рабочие носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и оздоровительных аспектов туризма и выступают в качестве инструмента решения конкретных задач определения туризма для целей статистики.

Концептуальная дефиниция охватывает предмет в целом, раскрывает внутреннее содержание туризма, в отражающийся в единстве всего многообразия свойств и отношений и позволяет отметить его от сходных часто взаимосвязанных явлений.

Турист, временный посетитель, экскурсант:

В процессе исторического развития понятия «туризм» и «турист» неоднократно претерпели изменения и дополнения. С практической точки зрения понятие турист требовало более точного определения, чем туризм. Одно из первых определении туриста принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистики или нации 1937 г. оно получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторой более поздними поправками. В последнее десятилетие проблема дефиниции туриста обсуждалось на совещании МСОТО (Дублин 1950 г., Лондон 1957г.), на конференции ООН по международному туризму и путешествиям Рим 1963 г., на конгрессе межпарламентской конференции по туризму (Гаага 1989 г) и др., что свидетельствует о практической и теоретической его значимости, а также стремление сделать его определение более полным и точным с учетом новых тенденций и явлении.



В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработаное Римской конференцией 1983 г. и одобрено ВТО:

Туристы – это все особы, прибывающие в страну, не являющуюся страной их ПМЖ в каких-либо целях, за исключением совершения оплачиваемой деятельности.Этим определением охвачены туристы, которые пребывают в данной стране не менее 24 часов и цель путешествия которых можно объединить в следующие группы:

а) использование свободного времени – развлечение, каникулы, лечении, учеба, спорт и религия;

б) интерес дела, семейные дела, съезды и др. – экскурсанты так называемые посещающие временно, которые пребывают в данной стране менее 24 часов (участники морских рейсов). Такое уточнение понятие туриста применяется в большинстве стран мира. В оборот был также введен термин «временный посетитель», а в основу определения положено классификация путешествующих лиц. Главным принципом последнего и критерием выделения среди путешествующих лиц туристов цель (мотивы) пребывания за границей. В зависимости от цели поездки, путешествующие лица подразделяются на 2 большие группы.

К 1-ой относятся те, кто совершает поездки не с туристскими целями, как правило, они выезжают за границу для оплачиваемой профессиональной деятельности. К ним относятся: лица, находящиеся в зарубежных странах работы и работающие в них; жители пригородных районов, занятые на территории сопредельных стран; лица, остающиеся на ПМЖ.

Ко 2-й группе относятся временные посетители: лица, путешествующие с туристскими целями. В официальных документах и научной литературе цели объединения в 3 группы:

1. удовлетворение профессиональных интересов;

2. развлечение;

3. прочие цели.

Мотивы, которыми руководствуется турист, можно разделить на следующие виды туристских достоинств:

1. Мотив для отдыха, остающийся в тесной зависимости от условий природной среды;

2. Специальный, которые составляет совокупность черт природной среды, делающих возможными использование различных форм квалификации туризма;

3. Познавательный – элементы материальной и духовной культуры, а также современного достижения общества.

Туристская местность – это места расселения, которая исходя из ее туристских достоинств, туристской инфраструктуры и транспортной доступности составляют пункт назначения, либо этапы. Иностранные граждане, путешествующие с туристскими целями, при всем различии пребывания за границей, перемещают деньги из страны постоянного проживания в принимающую страну и тем самым увеличивают поступление в бюджет, поэтому их объединение и выделение в самостоятельную категорию путешествующих лиц, равно как и лиц 1-ой группы, экономически вполне оправдано. Однако, не каждый временный посетитель является туристом решающие значение имеет длительность пребывания в не ПМЖ.

Рекреационный потенциал – необходимое условие развития отдыха и туризма. К ним относятся природные, исторические, культурные социально-экономические и другие предпосылки для организации и развития рекреационной деятельности на определенной территории.

Туристское достоинство (предпосылки) территории – наличие или сочетание элементов природной среды и элементов неприродных, которые вместе или в отдельности являются предметом интереса туриста.

Туристский центр – это населенный пункт, участок местности и т.д., где на базе туристско-рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-рекреационного обслуживания.

Туристский район – это отраслевой экономический район, сочетающий в себе общность природных, историко-культурных и социально-экономических условий для развития туризма. В деятельности по приспособлению территории для потребителей туристского движения обозначаются 3 основных тенденции:

1. Охрана и приспособление для удовлетворение потребителей приезжих в туристских достоинствах;

2. Обеспечение транспортной доступности территории;

3. Обеспечение туристам необходимых условий существования.

База ночлега – это объекты и устройства, делающим возможным ночлег туриста.

База коммуникации – это та база, которая занимается представлением транспортных услуг.

В географии туризма можно выделить три тематические группы проблем:

1. Вопросы, касающиеся пригодности географического пространства для туристского движения;

2. Вопросы, касающиеся туристского движения как социально-экономического явления;

3. Вопросы, связанные с пространственной классификацией туристских явлений на основе интегральных критериев.

Основными критериями, составляющими исходный пункт оценки пригодности пространства, являются туристские достоинства и оснащенность туристской инфраструктурой.

Основными критериями оценки привлекательности (аттрактивности) природной среды являются рельеф, климатические условия, гидрографическая сеть, растительный покров.

Оценка ресурсов природной среды для рекреации имеет по своей природе комплексный характер, а степень привлекательности отдельных элементов, их черт, а также групп этих черт является понятием относительным.

Из количественных методов оценки привлекательности и достоинств природной среды, как в нашей стране, так и за рубежом выделяется метод туристской бонитировки территории, т.е. оценки по сумме баллов.

Для целей определения пригодности территории для рекреации весьма полезны крупномасштабные картографические разработки основных физико-географических единиц.

Туристская емкость исследуется в соотношении: число туристов на территорию поверхности.

Оценка природных условий входит как элемент в общую систему оценки туристских возможностей, включающую различные аспекты: технологический, психологический, физиологический.

Вторая группа тематических проблем охватывает вопросы социально-экономического порядка.

Наиболее сложная проблема в статистических исследованиях – расчет экономического эффекта туристского движения, т.е. выделение его из общей суммы доходов народного хозяйства как в масштабах страны, так и более мелких пространственных единиц.

При проведении статистических наблюдений и сборе статистического материала в настоящее время в разных странах используется много различных методов. Одним из наиболее популярных является метод гостиничной регистрации, называемой локальной. Основывается он на полной регистрации туристов, принимаемых базами ночлега всех видов, дает сведения о фактическом числе отдыхающих, присутствующих в отдельные дни. Из которых собирается материал для длительных отчетных периодов с подразделением туристов согласно группам местности, роду базы ночлега, а также национальной принадлежности.

Другим основным методом точных статистических наблюдений является метод пограничной регистрации, который фиксирует заграничное движение, включая выезды и приезды собственных граждан.

Представленные методы дополняют друг друга и часто применяются одновременно.

Большую роль в туристских исследованиях, особенно региональных, играет вспомогательный (вторичный) статистический материал. Исходит он из текущей регистрации либо статистик, проводимых в административных целях соответствующими учреждениями и организациями – как местными, так и центральными.

Существуют также методы косвенные, основанные на принципе статистического счета. Это значит, что о туристском движении судят на основе замеченных изменений в других статистических материалах. Например, «метод муки» Ф. Крибера, с помощью которого, на основе замеченных изменений в потреблении муки в отдельных административных единицах, делаются расчеты величины и размещения туристского движения в разные отрезки года.

Основной из пространственных единиц разного порядка, выполняющих туристские функции, является туристский район (регион).

Круг функций туристского региона зависит от потребностей его посетителей, от рода и степени привлекательности природной среды, существующих туристских традиций, а также существующей системы туристского обслуживания.

3. География туризма – это общественно географическая дисциплина, объектом изучения которой является туризм.

Предметом изучения географии туризма является анализ форм и соотношений, пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов изменяющихся и преобразующих пространство. Туризм как и многие другие отрасли народного хозяйства включают несколько подотраслей. С таким подразделением связано было существование нескольких органов управления суботраслей: в бывшем СССР – это были Центральный Совет по управлению курортами, Центральный Совет по туризму и экскурсиям, БММТ – бюро международного молодежного туризма (Спутник) и т.д. Каждая из таких суботраслей выступало как организованное целое, со своей системой предприятий, органов управления, системой планирования и материального технического снабжения. Однако предприятия используют единые природные ресурсы, отражают единую технологическую и социальную инфраструктуру, рассчитывают на одни и те же трудовые ресурсы, обладают сходным воздействием на другие отрасли народного хозяйства, что позволяет потребителям рассматривать эти отрасли как замещающие или дополняющие одна другую.

Цель исследования географии туризма - выработка теоретического основ управления туристским движением, с учетом его природных, экономических, социальных и др. аспектов.

География туризма изучает: пригодность территории для развития туризма с учетом его форм, сезонности, воздействия туризма на территории, формирование хозяйственного комплекса, происходящие на территории явления вызванные развитием туризма и оказывающие влияние на хозяйственную деятельность общества.

Одной из главных задач географии туризма является задача, сформулированная в 1971 г. Б.Б.Родоманом: «Задача географов состоит в том, чтобы наряду с другими специалистами разработать методику выявления оценки и картографирования рекреационных ресурсов, дать рекомендации по рациональному использованию территории и красоты ландшафта для рекреации, а также в порядке теоретических изысканий строить типовые модели районов отдыха и разрабатывать основные понятия, находить зоны рекреационной географии. Оценка пригодности природных ресурсов, выбор и охрана соответствующей территории для нужд отдыха и туризма тесно связаны в настоящее время с оптимальным делением территории страны на области использования.

Рекреационной оценке подлежат не только природные ресурсы, но социально-экономические ресурсы. С точки зрения туристской привлекательности, они могут сопутствовать природным достоинствам, либо сами составлять цель туристского движения, как объекты находящиеся в сфере материальной или духовной культуры. С целью обоснования специализации, уровня концентрации, установления взаимозависимости между подсистемами, проводится изучение отдельных ТРС. С точки зрения практически планового регулирования очень важной в географии туризма является ее прогнозная функция. Основа оптимизации в области развития туризма есть прогноз туристского движения. Фактором, позволяющим осуществлять управление туристским движением, является соответствующая политика развития туристского хозяйства, она должна учитывать экономические социальные аспекты туризма, а также охрану природы. Сущность этой политики заключается в согласовании потребителей в области рекреации и туризма с предложением туристских услуг. Вопросом особой важности является принятие оптимальных пропорций между достоинствами природной среды и экономическим эффектом, которое приносит туристское движение. Решение практических задач невозможно без дальнейшего развития теории и совершенствования методов исследования географии туризма. Задачи развития теории можно свести к 2 главным направлениям:

1) Выявление закономерностей территориальной организации туристического обслуживания как отрасли народного хозяйства;

2) Дальнейшая разработка туристско-рекреационного районирования как исследование условий, факторов, закономерностей и принципов районообразования.

Место географии туризма в системе географических и других наук

Географии туризма довольно продолжительное время не находили точного места в системе географических наук, при­числяя ее то к географии транспорта, то к политической гео­графии, географии населения, географии культуры, хозяйствен­ной географии. Все это, правда, происходило в довоенный период.

После второй мировой войны дискуссии на эту тему про­ходили в разных странах с разным напряжением, в зависимо­сти от уровня развития туристско-географических исследова­ний. Раньше всего, уже в 50-х гг., география туризма была признана самостоятельной дисциплиной экономической гео­графии в США и Канаде. В некоторых странах почти до конца 60-х гг. географию туризма относили к географии сферы об­служивания.

Польский географ Е.Костровицкий представил в 1973 г. схему деления географических наук и их отношение к другим отраслям. Согласно этой схеме, география туризма составляет отдельную ветвь (но только развивающуюся) экономической и социальной географии - наряду с географией сельского хо­зяйства, промышленности, транспорта, сферы обслуживания, населения, городов. В.С.Преображенский определяет географию туризма как отрасль (исторически и в настоящее время) экономической и социальной географии, аналогично любой другой отрасле­вой социально-экономико-географической дисциплине. И это, очевидно, наиболее верно (рис.10).

Авторы одного из первых в мире учебников по географии туризма, польские географы Я.Варшиньска и А.Яцковский, считают, что в настоящее время задачи географии туризма, ее предмет исследования, делающие эту науку междисциплинар­ной и синтетической, и располагающие на стыке естествен­ных и общественных наук, вполне позволяют признать ее от­дельной географической дисциплиной.

География туризма имеет широкие связи с другими наука­ми, особенно с географической, и в первую очередь с другими дисциплинами экономической и социальной географии (гео­графией населения, географией городов или геоурбанистикой, географией сферы обслуживания, географией транспорта, гео­графией промышленности, географией сельского хозяйства, географией культуры и др.), физической географии (геомор­фологией, ландшафтоведением, гидрологией суши, климато­логией, биогеографией, зоогеографией и др.), медицинской

географией.

Экономико-социально-географические дисциплины, помо­гают географии туризма решать такие вопросы, как террито­риальная организация туристско-рекреационной деятельнос­ти, в частности, туризма, как отрасли народного хозяйства, определение влияния рекреации на территориальную струк­туру района, обоснование его туристской емкости с учетом спроса и экономической эффективности, оптимизация терри­ториальной организации обслуживания в этих рекреационных районах, изучение туристских миграций населения и др. С физической географией связываются главным образом исследо­вания, касающиеся оценки туристских достоинств и ресурсов природной среды, определения устойчивости природных лан­дшафтов к рекреационным нагрузкам, вопросов охраны при­роды в связи с развитием массового туризма.

Медицинская география обладала всегда и будет обладать большим значением и участием в исследованиях по развитию туризма лечебного характера. И, прежде всего, это касается изучения влияния природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения и других меди­ко-биологических аспектов рекреационной деятельности.

Межотраслевой характер и сложность процессов, связан­ных с туризмом, приводят к тому, что географы, занимающи­еся исследованием туристских явлений, должны пользоваться также и достижениями других наук. Вытекает это, главным образом, из необходимости комплексного использования мно­гих вопросов, а стало быть и тех проблем туризма, которые являют предмет исследований дисциплин негеографических. Исследования, проводимые представителями различных естественных наук, издавна использовались географами, раз­рабатывающими туристскую проблематику.

Все чаще география туризма прибегает к медицинским ра­ботам и родственным к ним, а особенно к исследованиям из области экологии человека. Использование подобного рода исследований в обработке географов может помочь наиболее совершенной территориальной организации отдыха, гаранти­рующего восстановление физических сил и психологической стабильности отдыхающих.

МЕСТО ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ДРУГИХ НАУК

ГТ - география туризма

РГ - рекреационная география

ОН - общественные науки:

ЭГ - экономическая география ПГ - политическая география ПВ - правоведение

СН - социальные науки:

СГ - социальная география СП - социальная психология ЭТ - этнография

ЕН - естественные науки:

ФГ - физическая география ЛШ - ландшафтоведение БГ - биогеог­рафия

МН - медицинские науки:

ФЧ - физиология человека МГ - медицинская география КП - кра­евая патология

ИТН - инженерно-технические науки:

ИГ - инженерная география РП - районная планировка КГ - картог­рафия

НУ - науки управления:

КБ - кибернетика ЭР - эргономика ГУ - география управления и территориональных АСУ

В последние годы во многих странах специалисты разных ветвей географии - в том числе географии туризма - предпри­няли широкое сотрудничество со многими учеными - "есте­ственниками" в области охраны природной среды. Географы издавна обращали внимание на опасность, какую несет с со­бой природной среде чрезмерная концентрация туристского движения. Ввиду обозначившейся еще в XIX столетии угрозы деградации территорий с ценнейшими туристскими до­стоинствами уже тогда географы Австрии, Швейцарии, Ита­лии и других стран предлагали взять эти районы под специ­альную охрану, которая охраняла бы их, между прочим, и от массового наплыва туристов.

Для географов туризма особенно ценны всякие исследова­ния и анализы, касающиеся влияния туристских явлений на отдельные элементы природной среды (растительность, почвы, фауну, воздух, воды и т.п.). Постоянно улучшающееся мас­терство исследователей естественных наук доставляет в этой области все более богатую информацию. Она является обяза­тельной составной частью для выработки прогнозов развития туристского движения и туристской инфраструктуры, равно как и их рационального размещения.

География туризма в широком объеме использует также работы некоторых разделов, охватывающих пограничные уча­стки наук естественных и технических. Касается это, прежде всего, наук, в круг которых входят проблемы обновления и формирования ландшафта, так же как устройство зеленых тер­риторий для отдыха.



Важное место в исследованиях географии туризма зани­мает экономическая проблематика туризма, что создает боль­шой спрос на подобного рода исследования. Обозначившая­ся уже в настоящее время специализация отдельных ветвей экономических наук, так же как и географических, приво­дят к тому у что каждая из них располагает определенным собственным механизмом исследований и связанным с ним методикой. Это все чаще приводит к тому, что экономичес­кие вопросы туризма разрабатываются совместно географами и экономистами. В случае же подобных исследований, про­водимых географами самостоятельно, широкое применение находят методы, которыми пользуются экономические науки.

Для географических исследований туризма в таких стра­нах, где он играет значительную роль в экономике, особенное значение имеют такие вопросы, как экономика туризма (в общем и широком понятии, туристские запросы и предложе­ния туристам от соответствующих организаций; перемещения денежные, связанные с туристскими миграциями; роль туризма в активизации хозяйственной деятельности местности, ре­гионов и стран и т.д.)- Наряду с этими тематическими группа­ми общего характера, можно выделить много вопросов более подробных, составляющих предмет исследований экономи­ческих наук, таких, например, как эффективность капвложе­ний в развитие материальной базы туризма, зависимость раз­вития туризма от материального достатка населения.

Неотъемлемой в географических исследованиях туризма является статистика. Работы в этой области проводились с первых послевоенных лет, что привело к расширению круга информации туристской статистики и уточнения се критери­ев.

Демография как наука, занимающаяся населением, его структурой и развитием (в смысле качественном и количе­ственном) является той дисциплиной, исследования которой были всегда необходимы в исследованиях географии туризма. В начальном периоде это были материалы, касающиеся роста числа населения в оздоровительных и туристских местностях в результате развития приездов отдыхающих. Позднее, все чаще демография обращала свои интересы к туристским миграци­ям, одному из элементов так называемого "уровня обществен­ной подвижности", но ограничивалась единственно величи­ной этих перемещений, остальные аспекты, оставляя социо­логии и географии (туризма, населения). Исследования в этой области интенсифицировались в последнее время, которое в связи с ростом доходов населения, обозначилось и бурным ростом его туристской подвижности. В работах по географии туризма находят также применение исследования демографов, касающиеся структуры занятости в туристских услугах, воз­растной и социальной структуры участников туристского дви­жения и т.п.

Урбанистика и руралистка - оба эти отдела науки, связан­ные с типами расселения (городами и деревнями), очень тесно увязываются с географией туризма. Ибо туристское движение достаточно существенным способом влияло и влияет на фи­зиономию, а также развитие хозяйства и территориальную организацию местности, формируя также их функциональную структуру.

Растущий параллельно с развитием туристского движения спрос жителей городов на территории для отдыха привел к тому, что на протяжении многих лет урбанистические работы в этой области охватывают также пространства, лежащие за границами городских единиц, в непосредственной близости либо в отдалении.

Интерес социологии к вопросам туризма возник в прин­ципе только в 50-е годы нынешнего столетия, когда в боль­шинстве развитых стран важной социальной проблемой стало так называемое "свободное время", и особенно формы его использования обществом. Рост туристской активности жите­лей, связанный с сокращением часов работы и возрастающим числом свободных дней, вызвал определенные хозяйственные последствия, и особенно общественные, что привело к необ­ходимости исследований социологического характера в этой области.

Предложенный некоторыми учеными, круг социологичес­ких исследований охватывает следующие тематические груп­пы: социальные причины развития туризма, социальные по­следствия туризма (с особенным учетом изменений в соци­альной и профессиональной структуре населения), воспита­тельные функции туризма, зависимости между социальной структурой и разными формами туристского движения, меж­ду принадлежностью туристов к определенным общественным классам и группам и мотивом совершения туристских поез­док, исследования общественного мнения, касающегося ту­ризма.

Без социологических материалов, соответствующая интерпретация экономико-географических процессов туриз­ма была бы затруднена, а зачастую просто невозможна. В сво­их исследованиях географы туризма пользуются также бога­тым опытом социологов в области анкетных и зондирующих исследований.

Географы всегда активно участвовали в плановых работах, связанных с туризмом, они также часто намечали теоретичес­кие основы туристского территориального планирования. С другой стороны, география туризма всегда использовала вся­кие плановые разработки - связанные как с теорией, так и практикой планировании, которые составляли и составляют важный элемент ее исследований.

Подобно другим дисциплинам экономической и социаль­ной географии, география туризма должна часто использовать в своих исследованиях исторические материалы, особенно из истории развития народного хозяйства. Это является неизбеж­ным для анализа хозяйственных и социальных изменений, происходящих под влиянием туризма во времени и простран­стве.

Во многих странах, в которых туризм имеет долголетние традиции, исследования по истории туризма предпринимают­ся относительно часто, причем многие из таких работ выпол­нялись под воздействием географов. В бывшем СССР и особенно в Казахстане число исследований на эту тему остается еще пока очень малым, это вынуждает самих географов пред­принимать исследования по историческим аспектам туризма с целью заполнения существующей пустоты, которая затруд­няет проведение работ комплексного историко-генетического характера

Зырянов А.И.
Современные проблемы сервиса и туризма. - 2014. - №1. - С.10-15.

Рассматриваются взаимоотношения географии и туризма. При взаимообусловленности этих сфер, каждая обладает своим видением территории. Описываются типичные случаи их взаимонепонимания. Объясняются различия в подходах по отношению к пространственной информации, при постановке исследовательских задач, в маршрутном планировании.

Ключевые слова: география, туризм, планирование путешествий, технология туризма.

География - основа туризма, туризм - выражение географии

Без географии туризм не возможен. В туризме нужны все географические знания. «География» и «туризм» - тесно взаимодействующие понятия, их связь многогранна. Они во многом дополняют и обогащают друг друга. В туризме географические знания составляют один из важнейших блоков, играют базовую роль, поскольку туризм по своей сущности географичен и картографичен. Туристский продукт, туристский маршрут - это такие процессы, в которые география включается в технологию основной деятельности. География составляет обязательное условие туризма.

География питает туризм сведениями о туристских районах, ресурсах, о благоприятных и неблагоприятных факторах среды, информацией для разработки туристских маршрутов. Благодаря географии совершенствуется техника и технология туризма, формируется понимание и выстраивание территориальной организации туризма, идет поиск путей его развития в регионе. География способствует развитию международных туристских процессов, повышению интереса и уважения в обществе к другим народам и культурам. Физическая география, социально-экономическая география, картография и все их дочерние науки разнообразно используются в туризме, подпитывают туризм.

Туризм - одна из немногих сфер современной профессиональной деятельности, таких как образование, экология и некоторые другие, где географу пригодятся все его географические знания. Туризм является одной из областей практического интереса людей, где осознается важность географии. В этом отношении туризм способствует развитию географических наук и системы географического образования, росту в обществе интереса к географическим сведениям. Предприятия туризма и рекреации часто по сути своей географичны, органично вписаны в территорию, отражают ее особенности.

Взаимосвязь туризма и географии очевидна, но развивать эту тему в статье мы не будем. О взаимной обусловленности географии и туризма известно многое, и нам хотелось бы поговорить о географии и туризме как о разных мирах, где не всегда понимают друг друга и часто смотрят на одни и те же вещи разными глазами.

География и туризм как параллельные миры

В туризме успешно работают не только географы, и в этой сфере трудно рассчитывать на приоритет. Попробуйте эксперимент, отправьте проводить экскурсии по городу географа, филолога и историка. Как вы думаете, кто проиграет, проведет экскурсию менее интересно. Может быть и географ. Научная география скучна для туризма. Хрестоматийность географии, комплексные географические характеристики по шаблону здесь не выигрышны.

Географ рассматривает территорию всесторонне, не упуская ничего из того, что эту территорию характеризует. Его интересует и все привлекательное для туризма, и не сильно привлекательное (почвы, отрасли производства, рынки труда и т.д.). Не все компоненты территории одинаково интересны для туризма. Почва, ее горизонты не сильно аттрактивны и могут быть востребованы только узко специализированным туризмом (научным и т.д.). Однако именно почва и ее знание помогли вырастить лучшего сомелье Москвы. Расскажу об этом.

Наш выпускник на студенческой полевой практике по почвоведению «брал монолиты». Это обычная процедура изучения почвы. Почвенные горизонты сыпались на лицо. Он буквально пробовал их на вкус и понял, что вкус почвы разный и передается растениям. Затем, когда он увлекся винной географией, студенческие наблюдения оказались необходимыми для работы. Как сомелье он достиг на поприще этого туристского сервиса больших успехов.

Это говорит о том, что буквально все географические сведения и наблюдения востребованы в туризме, но они играют очень разную роль. Часть их требуется везде и всюду, а вторая часть очень редко, но, тем не менее, используется. Поэтому в учебном плане туристских образовательных направлений должны присутствовать классические географические курсы, не адаптированные под направление. Будущим специалистам в туризме надо изучать закономерности геологии, рельефа, климата, гидросферы, почв и биосферы, закономерности социально-экономической и гуманитарной географии, теоретико-географические модели, так как это делают обычные географы.

При этом, работая в туризме, характеризуя территорию, мы, как правило, выстраиваем повествование в последовательности, отличной от классической географической характеристики, акцентируем внимание на отдельных разделах и сознательно исключаем другие. Это иной подход, отличающийся от академического. Отметим, что если в географической науке существует общепринятая последовательность географической характеристики, то в туризме единой логической последовательности характеристики страны или региона не выработано, а классическая здесь не подходит. Уже в этом проявляется различие в понимании необходимого круга знаний с позиции географии как академической отрасли и туризма как прикладной.

Как относятся географы и туристы к географическим объектам, положим к городам. Географу интересны все города территории. Он первым делом откроет общегеографическую карту и изучит положение всех городов интересуемого региона. Турист же, даже очень опытный, ограничится выяснением списка только исторических городов, городов с явными рекреационными достоинствами, транспортными, деловыми функциями и конечно центральных пунктов. Для понимания, расскажу о трех моих коллегах.

Московский географ Б.Б. Родоман побывал практически во всех городах Европейской части России, но книгу о них не написал, поскольку не считает этот факт верным, и не имеет права писать, пока не увидит их своими глазами: «Что это я буду писать с чужих слов?». Санкт-Петербургский географ А.И. Чистобаев много лет изучает города отечества и зарубежных стран. Список посещенных им городов насчитывает тысячи. Пермский географ А.Н. Черных посвящает свои путешествия тому, что изучает все города на территории СССР и родившихся ныне новых независимых государств. Он отправляется, скажем, в Вологодскую или Магаданскую области и посещает по возможности все города. Здесь видна разница интересов географа и туриста по отношению к объектам посещения и выбора пути.

Географ в отличие от туриста негеографа интересуется любой территорией (Камчаткой, Исландией, Липецкой областью, горами, озерами, болотами, моренами). Ему не понятно, как один населенный пункт может посещаться массово, а другой, который находится недалеко, не иметь посетителей, только потому, что в первом сформирована соответствующая инфраструктура и есть коммерческие предложения. Географ видит территорию, а турист дестинацию. Поясним это конкретно. В провинциях Онтарио и Манитоба (Канада) к северу от населенной полосы простираются рельефно монотонные равнины до Гудзонова залива, которые вряд ли заинтересуют простого туриста. С географической точки зрения - это уникальное пространство. Здесь благодаря близости холодного залива природные зоны очень узкие и, следуя на север, например по пути на городок Черчилл, можно наблюдать очень быструю смену ландшафтов от умеренного пояса к субарктическому. Туристы этот феномен не выделяют. Они интересуются только самим городком Черчилл лишь две недели октября, поскольку в этот городок и окрестности наведываются белые медведи, перемещающиеся с континента на замерзающий в этот период залив.

Различие в подходах географии и туризма проявляется и в том, что география - наука, туризм - творчество. Одной из популярных в географии научных задач является оценка ресурсного туристского потенциала территории. Географ обладает методами туристско-рекреационной оценки и ранжирует территории по возможностям, выделяя, районы с высоким и с низким потенциалом. Географ определяет объективные преимущества места для развития туризма, но туризм - это еще и обязательное творчество, при этом территории с низким расчетным ресурсным потенциалом могут выйти вперед по темпам и уровню туристского развития за счет идей и энтузиазма даже одного человека. Нетрудно назвать много примеров высокой роли личности в туризме, важности творчества и таланта в развитии, как отдельных туристских объектов, их систем, так и городов, регионов и даже целых стран.

Даже в самостоятельных путешествиях турист и географ по-разному планируют маршруты и программы поездки .

Рассмотрим это на примере Сербии как страны, не только находящейся вне процессов массового туризма, но и очень мало известной самостоятельным путешественникам. Как при планировании путешествия поступит опытный турист? Он просмотрит туристские сайты, пообщается на профессиональных форумах с теми, кто уже посещал Сербию, посмотрит коммерческие предложения и выстроит маршрут исходя из рекомендаций и собственного опыта путешествий по европейским странам. В его нитку маршрута попадут курорты Сербии, поскольку именно курорты остались наиболее конкурентно-способным феноменом страны и именно они представлены в источниках информации и коммерческих предложениях. В этом отношении сами действия планирующего бессистемны.

Как поступит географ? Он откроет общегеографическую карту Сербии, посмотрит на территорию в целом и сделает акцент на наиболее характерные и редкостные географические свойства страны, на поиск мест, где они наиболее выражены. Именно географ способен, сравнивая с другими территориями, выделить особенности места. Географ, понимает, что Дунай - наибольшая река в зарубежной Европе, имеет такое место в нижнем течении, где, собрав основные притоки, разрезает горы, разделяя Караты и Балканы. Он заинтересуется этим участком долины реки, который называют «Железные Ворота» и найдет тот пункт, где долина Дуная имеет наиболее горный вид. Редкость явления в том, что большие реки, как правило, горные только в верховьях, а в основном текут по равнинам, далеко обходя горы, но Дунай имеет такой участок и он уникальный в мировом масштабе. Карта и география дают большую обоснованность планирования и логику маршрута.

Туристское путешествие должно быть логично, а логика маршрута - географическая задача .

Если не принимаются в учет географические закономерности, туристский маршрут не будет иметь концепции, хорошего обоснования. Географические закономерности позволяют определить ключевые пункты путешествия и выстроить путь более аргументировано.

Приведем одну из таких туристско-географических закономерностей.

Начинать поездку по стране следует с ее главного города. Если путешественник располагает небольшим временем, то маршрут разумно планировать по территориям, близким к столице. Поясним этот тезис, поскольку его можно считать туристским законом. Дело в том, что именно в близи главного города страны располагаются не только наиболее важные и интересные культурные и социально-экономические объекты, но и как не странно наиболее уникальные и разнообразные объекты природного наследия. Как правило, главный город страны располагается в наиболее контрастном в ландшафтном отношении месте.

Так, в Норвегии столица Осло располагается на самом большом фиорде страны, у самой большой равнины, недалеко от самых высоких вершин Скандинавских гор, от наибольших покровных ледников и самых аттрактивных фиордовых пейзажей мира (Нерофиорд, Лиссефиорд, скала Прекестулен). В этом районе находятся и наибольшее озеро, и крупнейшая река страны и многие другие достопримечательности. Главный город имеет обычно и наилучшее географическое положение в своей стране, что также способствует лучшей организации полноценного туристского маршрута. Осло располагается именно таком географически особом месте, там, где Скандинавия делится заливом на два полуострова - Готию и Южную Норвегию.

Общеизвестно, что туризме важна не только уникальность, но и типичность, например, может представлять интерес типичный участок классической тайги, или типичный для страны город. Как раз географ этого не забывает. На побережье Хорватии для него будет интересен любой из островков или полуостровков, поскольку они отражают уникальный ландшафт «далматинский тип морского побережья». Для него почти не будет иметь значение, создана ли в этом месте курортная инфраструктура.

Для географа природный и культурный ландшафт важен больше аттракций. Этот фактор выделяют в туризме и специалисты туристской сферы. По мнению И.О. Щепетковой самое сильное впечатление на иностранных посетителей в Пермском крае оказывают не города и отдельные достопримечательности, а бескрайние леса. Гостей поражает то обстоятельство, что на протяжении десятков километров нет ни одного населенного пункта, а только красивые темнохвойные леса до горизонта. Вспомним фразу А.С. Пушкина о Прикамьи в «Борисе Годунове»: «Вот, пермские дремучие леса!». Великий поэт никогда не был в этих местах, но подметил особенность территории точнее всех и современный туризм это подтверждает.

Туризм требует и производит большие объемы информации, в том числе и географической. Географическая информация специально для туристских проектов не готовится, а в основном выбирается негеографами из доступного для них справочного материала. В связи с этим географическая часть описания района путешествия или пунктов маршрута, как правило, получается неинтересная и неточная. Часто для повышения привлекательности места его климат искаженно подается как наиболее благозвучный «субтропический» вместо тропического или субэкваториального. Наиболее распространенные ошибки в туристских буклетах появляются при желании оттенить уникальность, и объекту приписываются свойства самого-самого. Географ сразу видит ошибки, искажения и негодует по поводу вала неточной туристской информации.

Еще удручает географа вольное обращение с географическими названиями в отечественной туротрасли. Так остров Ивиса давно именуется в турсправочниках Ибицей, будто нельзя посмотреть, как этот остров называется на географических картах по-русски.

Во взаимоотношении географии и туризма следует сказать и о традиционно невнимательном отношении географов к самой туристской деятельности.

Географическая наука, как в нашей стране, так и за рубежом, в странах-родоначальниках современного туризма, рассматривала туризм как тему не очень серьезную, которая связана далеко не с основными отраслями, а с чем-то развлекательным. Географ свысока относился к туризму как научной теме и деятельности. Экспедиции - важно, а туризм - легкомысленно.

О том, что географы рассматривают туризм как несущественное поле исследования, говорили автору многие выдающиеся географы. Среди них С.Б. Лавров, возглавлявший Русское Географическое Общество с 1992 по 2000 годы и Дж. Паллоу доктор географии университета Оксфорда, руководившая университетом в 1994 году.

Географы-полевики в СССР часто презирали самодеятельных и спортивных туристов, которые путешествовали и даже преодолевали сложные естественные препятствия не для пользы науки и хозяйства. Б.Б. Родоман говорил автору о том, что в СССР широкое развитие самодеятельного туризма обязано в основном активности физиков, математиков и технической интеллигенции, а не представителям естественных наук - географам, геологам и биологам. Видимо поэтому, в частности, происходило быстрое развитие туристской техники и качества снаряжения в 50-80-е гг. В связи с этим сейчас в географической научной среде порой трудно найти ученого с опытом сложных спортивных туристских путешествий и невероятно трудно найти, например, мастера спорта по туризму.

Такое положение приводит к тому, что ученые-географы во многом не понимают туристский мир, не чувствуют его изнутри. Взгляд на прошлую и современную тематику и содержание географических научных работ по туризму и рекреации свидетельствуют о том, что географическая наука часто подходит к изучению туризма не с позиции его сущности, а копирует сложившиеся подходы к анализу других хозяйственных отраслей. Так, экономико-географов интересует туристский ресурсный потенциал территории, география и размеры потоков, объемы деятельности и затраты, районирование. Физико-географы предпочитают темы экологического и ландшафтного направления, например, о предельной туристской емкости территории и рекреационной оценке ландшафта.

Географы в СССР в период бурного развития самодеятельного туризма не чувствовали «мир» активных туристов, их мотивов. Этим можно объяснить тот факт, что основное мастерство географа, а именно способность к районированию территории не реализовалось для туристской деятельности. Географы не понимали туристских районов, не видели их. Ярким примером служат Фанские и Матчинские горы на Памиро-Алае. Большинство из тысяч горных туристов СССР знали эти районы и мечтали их посетить, но даже названия этих районов в географических учебниках или научных монографиях не упоминались. Географы их просто не знали или не обращали внимания, понимая, что есть система хребтов Памиро-Алая, а что там в его пределах интересно для туристов - это не их дело. Все туристское районирование Памира проведено самими туристами (Северозападный Памир, Центральный Памир). Географы не выделяли туристские районы, которые складывались в горном, пешеходном или лыжном туризме на особенных в туристском отношении горных массивах (Центральный Саян), не учитывали привлекательность и удобство маршрутов при выделении отдельных горных хребтов .

В связи с некоторым непониманием туристской деятельности географами, их научные работы не всегда были интересны опытным туристам и работникам этой сферы. Может быть, поэтому в туризме географию нечасто рассматривают как существенную составляющую.

Туризм географичен по своей сущности и технологии. Технология туризма имеет маршрутный характер , поэтому ключевые вопросы туризма связаны с туроперейтингом, технологией туризма, с идеологией и логикой путешествия, концепцией, конфигурацией маршрута, программой тура. Однако географы редко включаются в решение этих вопросов, ограничиваясь традиционными задачами. В сфере туристского бизнеса роль географической науки понимается еще проще. Географам порой отводится лишь вспомогательная роль поставщиков региональной информации.

В завершение разговора стоит сказать о том, как готовить географа к работе в туристской сфере. Для того, чтобы географ, классически подготовленный и профессиональный, был интересен еще и как эксперт в туризме, он должен, по нашему мнению, иметь опыт участия в активных путешествиях, а лучше и руководства путешествиями низких и высоких категорий сложности нескольких видов туризма. Географ должен иметь опыт организации и проведения самостоятельных поездок для себя и группы по различным странам. Преимущественно он не должен быть потребителем массового туристского продукта. Его понимание туристской деятельности будет расти по мере посещения новых стран и районов. Географ должен участвовать и даже курировать разработку стратегий и программ развития туризма территорий разного масштаба. Кроме этого географ должен включаться в процесс туристско-рекреационного девелопмента, в проектирование туристских объектов. Также следует получить опыт преподавания и тренинга персонала туристской отрасли и администраций территорий. Приобретая такой опыт, классический географ станет хорошо востребованным специалистом. В этом направлении следует выстраивать учебные планы по туристским образовательным направлениям на географических факультетах университетов.

Литература

1. Зырянов А.И., Зырянова И.С. Технология планирования самостоятельного путешествия // «Географический вестник». - 2013. - №2(25). - С.99-103.
2. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов // Географический вестник. - 2009. - №2. - С.78-88.
3. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Туристское районирование горных территорий // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. География. - 2009. - С.19-25.
4. Мышлявцева С.Э. Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации): автореф. дис. канд. геогр. наук. - Пермь, 2007. - 20 с.

The relationship of geography and tourism are considered. With interelations of these spheres each of them has its own views. Typical cases of there misunderstanding are described. The dif erences in approaches with respect to the spatial information, in formulation in research problems and in the travel planning are explained.

Keywords: geography, tourism, travel planning, tourism technology.

План лекции:

  • 1. Предмет и задачи географии туризма.
  • 2. Условия и факторы развития туризма.
  • 3. Функции и значение туризма в обществе.

Туризм уже сам по себе является ценностью

Папа Римский Иоанн Павел II

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края.

Туризм - (франц. tourisme, -- прогулка, поездка) временный выезд человека из места постоянного проживание в оздоровительных, опознавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью;

Человека, совершающего такое путешествие, именуют туристом .

География туризма - отрасль географии, изучающая территориальные аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристской деятельности, виды туристской деятельности, туристские учреждения.

Можно сказать,что география туризма изучает страны и регионы привлекательные для туризма.

Объектом географии туризма является туристическая сфера.

Предметом географии туризма являются территориальные аспекты организации туризма в мире и на Украине.

Задачи дисциплины:

  • - изучить историю становления туризма в мире и на Украине;
  • - выявить основные тенденции современного туризма и рассмотреть основные понятия, связанные с географией туризма;
  • - изучить региональные особенности сферы туризма;

Направления исследования: историческое, географическое, культурологическое, социально-психологическое, экологическое, экономическое, политологическое

Методы исследования: описания, картографический, математический, статистический, анализа и синтеза, сравнения, исторический метод.

Схема 1. Место географии в системе наук.

Географические науки Гуманитарные Технические

физическая культура математика

социально- экономическая история архитектура

рекреационная география этика и эстетика

география культуры правоведенье

медицинская география

конструктивная география

География туризма

Естествоведческие Другие

Биология Экономика

Экология Медицина

География туризма имеет тесные связи со специальными туристическими дисциплинами: Туристическое страноведение, Технология и организация туристической деятельности, Технология и организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах, Организация обслуживания транспортных путешествий.

Во многих странах мира туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности. Так как государство принимая туристов, продает им местные услуги тем самым создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза иностранной валюты. Туризм включается в состав таких отраслей как здравоохранение, физическое воспитание. Этим подчеркивается важная роль туризма в укреплении здоровья населения, утверждение здорового образа жизни.

Условиями для развития туризма могут быть естественно-географические, историко-политические, социально-экономическими, демографическими.

Факторы развития туризма:

Внутренние: К внутренним факторам относят ключевые явления и тенденции, которые проявляются непосредственно в сфере туризма: материально-техническая база, инфраструктура, реклама.

Внешние: Естественно-географические (положение, климат. обеспеченность водой), социальные (структура населения, культурные и религиозные особенности), психологические, экономические (жизненный уровень граждан, экономическая ситуация в стране, международное разделение труда), политические (политическая ситуация в стране, отношения с соседями, геополитическое положение).

Функции туризма: 1. Оздоровительная (Рекреационная) 2. Социальная 3. Воспитательная 4. Политическая 5. Экологическая 6. Экономическая 7. Развлекательная.

Значение туризма

  • -фактор мира и сотрудничества
  • - источник получения прибыли, стимулирует развитие многих отраслей, создает рабочие места
  • - средство повышения культурного уровня человека, сохранения памятников культуры и истории
  • - фактор оздоровления общества

Основные понятия и термины.

турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от 24 часов до шести месяцев.

путешественник - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от шести месяцев.

экскурсионная деятельность - деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по предварительно составленными маршрутами с целью ознакомления с памятками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами и тому подобное;

туристические ресурсы - совокупность природно-климатических, оздоровительных, историко-культурных, опознавательных и социально-бытовых ресурсов соответствующей территории, которые удовлетворяют разнообразные потребности туриста;

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение туризма как общественного явления?
  • 2. В чем суть оздоровительной функции туризма?
  • 3. В чем суть социокультурной функции туризма?
  • 4. Определите влияние туризма на экономику стран и регионов.
  • 5. Назовите основные виды условий и факторов развития туризма?
  • 6. Как дают трактовку термина туризм ВТО и Закон Украины «О туризме».
  • 7. Дайте определение основных понятий в туризме: турист, экскурсия, туристические ресурсы.