Что не входит в состав вторичных доходов. Финансы в рыночной экономике

I. Перераспределение охватывает все сферы хозяйственного комплекса: производственную и непроизводственную.

II. В соответствии с этим участниками перераспределения НД являются все предприятия, население, неработающие члены общества, государство.

III. В результате перераспределения образуются вторичные доходы:

Заработная плата работников непроизводственной сферы;

Платежи в госбюджет;

Платежи во внебюджетные фонды;

Различные виды доходов, выплат и льгот, получаемые всеми членами

общества, в т.ч. неработающими (пенсии, пособия, стипендии).

В результате вторичного распределения:

1. Перераспределяется часть прибыли в виде налогов в бюджет;

2. Осуществляются затраты на содержание непроизводственной сферы;

3. Формируются общегосударственные ресурсы для обеспечения затрат на нужды расширенного воспроизводства и выполнения комплексных народнохозяйственных программ;

4. Поддерживаются межотраслевые пропорции;

5. Формируются фонды потребления (затраты на нужды социального страхования, социального обеспечения, на здравоохранение, просвещение, культуру).

Имеется большое многообразие в направлениях и формах перераспределительных доходов:

1. Наибольший объем перераспределение охватывает центральную часть первичных доходов предприятий, населения, государства.

2. Затем осуществляется перераспределение в непроизводственную и производственную сферу

3. Перераспределение по территориям, республикам, областям, краям.

4. В результате вторичного распределения НД формируются и внебюджетные фонды.

5. Осуществляются затраты на пенсионное обеспечение, медицинское страхование

6. Выплачиваются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности.

Инструментами реализации распределительной функции являются:

Госбюджет;

Имущественное и личное страхование.

Основная цель распределительной функции финансов:

Через распределительную функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта необходимыми ему финансовыми средствами, используемыми в форме денежных фондов целевого назначения.

Но распределительная функция не раскрывает полностью свойств, присущих финансам. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности "сигнализировать" о течении распределительного процесса, что проявляется через другую их функцию контрольную.

II. ВОПРОС: Контрольная функция финансов.

Финансы, связанные с движением стоимости, выраженной в денежной форме, обладают особым свойством количественно (через финансовые средства и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.



Благодаря этому свойству финансы способны "сигнализировать" о состоянии воспроизводственного процесса по нескольким направлениям:

1. Как складываются пропорции распределяемого ВНП;

2. Обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса;

3. Своевременно и полно ли формируются фонды денежных средств целевого назначения;

4. Насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение субъектов хозяйствования;

5. Экономно и эффективно ли субъекты хозяйствования распоряжаются финансовыми ресурсами.

Способность финансов "сообщать" о неполадках и отклонениях позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Эта способность проявляется через контрольную функцию финансов.

1. Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной.

2. Распределительная и контрольная функции - это стороны одного и того же экономического процесса. Объясняется тем, что контрольное свойство финансовых отношений может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. тогда, когда действует распределительная функция финансов.

3. Нельзя отождествлять понятия контрольной функции и финансового контроля.

4. Контрольная функция финансов - внутреннее свойство финансов.

5. Финансовый контроль - это деятельность людей по использованию контрольной функции финансов.

Особое значение функции финансов:

1. Оно заключается в том, что финансы как бы "сигнализируют" о положении дел на предприятии (снижение фондоотдачи, невыполнение плана прибыли и обязательств перед бюджетом или кредитной системой).

2. Такое положение свидетельствуют о неблагополучном положении дел на предприятии, что позволяет принять экстренные меры по улучшению финансового положения.

Налоги являются основным видом доходов бюджета. Это проявляется в нескольких элементах:

1. Не поступление в полном объеме денежных средств в бюджет ведет к недофинансированию основных статей госбюджета, такие как:

Социальная сфера;

Оборона и другие.

2. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая отражается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

3. Финансовый контроль, который основан на контрольной функции финансов, приобретает все проникающий характер, что позволяет контролировать любые экономические показатели. Роль контрольной функции финансов значительна. В контрольной функции финансы выступают как мощный экономический рычаг в руках государства.

4. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

ЛЕКЦИЯ № 3: Финансовая политика государства

Учебные вопросы:

2. Типы финансовой политики

3. Цели, задачи и назначение финансовой политики.

10.1.Показатели образования доходов. Определение валового внутреннего продукта распределительным методом.

В СНС производится изучение доходов на стадии их образования, распределения и конечного использования. Доходы, которые получают институциональные единицы в результате их участия в процессе производства или владение активами, принято называть первичными доходами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства.

Анализ распределительных процессов начинается с составления счета образования доходов по отраслям, секторам и экономике в целом. Его назначение заключается в том, чтобы показать, из каких компонентов состоит ВДС и ВВП , какие расходы, связанные непосредственно с процессом производства, должны быть возмещены.

Для этого составляется счет образования дохода. Он составляется как для экономики в целом, так и для отрасли (сектора) (табл.32).

В графе «Ресурсы» данного счета находится ВДС, которая переносится из раздела «Виды использования» счета «Производство».

В видах использования этого счета показывается расходы производителей. Но эти суммы представляют собой не только расходы производителей, но и одновременно доходы соответствующих институциональных единиц.

Валовую прибыль по экономике в целом можно определить путем суммирования валовой прибыли по секторам (отраслям) экономики.

Таблица 30

Счет образования дохода

Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику в обмен за работу, выполненную в течение отчетного периода. Она складывается из двух основных компонентов:

· валовой заработной платы;

· отчислений на социальную защиту работников.



Заработная плата в денежной форме включает:

· сумму вознаграждения, начисленную работникам по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам;

· выплаты стимулирующего характера (премии, доплаты за стаж);

· выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда (выплаты за сверхурочную работу, ночные часы);

· оплата за непроработанное время в соответствии с законодательством (оплата ежегодных и дополнительных отпусков);

· зарплата работников во время обучения их с отрывом от производства в системе повышения квалификации и подготовки кадров.

Заработная плата в натуральной форме – товары и услуги, не являющиеся необходимыми для работы и используемые работниками для удовлетворения собственных потребностей или потребностей других членов домохозяйств.

В состав заработной платы не включаются :

· расходы промежуточного потребления, осуществляемые в интересах производства (командировочные, стоимость выданной спецодежды и т.д.);

· выплаты рабочим, не являющиеся вознаграждением за труд (пособия по временной нетрудоспособности, на детей, пенсии и т.д.);

· стоимость передаваемого в собственность работников жилья и расходов на погашение ссуд, выданных работникам для улучшения жилищных условий.

Отчисления на социальную защиту работников образуются из фактических отчислений предприятий и условно исчисленных отчислений.

Фактическиеотчисления на социальное страхование состоят из взносов, производимых в государственные и негосударственные фонды социального страхования в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения. Данные платежи являются основным источником средств для выплат социальных пособий при определенных условиях, снижающий уровень благосостояния работника.

Условно исчисленные отчисления на социальное страхование – это социальные пособия, выплачиваемые непосредственно предпринимателями своим работникам, бывшим работникам, их иждивенцам за счет собственных средств .

Они включают:

· выходное пособие;

· выплаты на период трудоустройства уволенным работникам в случае реорганизации, ликвидации предприятия или сокращения;

· доплаты работникам в случае временной утраты трудоспособности;

· пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственной травмы.

Налоги на производство состоят из налогов на продукты, которые выплачиваются за товары и услуги, произведенные в качестве продукции, и другие налоги на производство.

Другие налоги на производство состоят из всех налогов, кроме налогов на продукты, которыми облагаются предприятия в результате их участия в процессе производства. Они прямо не зависят от объема и рентабельности производства. К ним относятся: налоги на заработную плату и рабочую силу, периодические налоги на землю, здания и сооружения, лицензии на ведение экономической и профессиональной деятельности, на ведение операций с финансовыми и материальными активами и др.

Субсидии – трансферты, обратные налогам. Они предназначаются для стимулирования государством производства, цены на продукцию которых ниже рыночных, на возмещение убытков торгующим организациям, занимающимся сбытом данной продукции

Субсидии делятся на:

1. субсидии на продукты;

2. прочие субсидии.

Они могут предоставляться на продукцию внутреннего производства и на импортную продукцию.

Валовая прибыль (валовые смешанные доходы) – часть ВДС , которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплаты налогов.

Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства до учета доходов от собственности. Понятие «смешанный доход» используется применительно к сектору домашних хозяйств и включает совокупный доход от труда самостоятельных хозяев и от капитала. Разделить эти виды дохода домашних хозяйств практически невозможно, поэтому они показываются вместе для данного счета производства:

ВПЭ = ВДС – ОТ – Н + С

Чистая прибыль экономики – это показатель макроэкономической прибыли в СНС. Он исчисляется путем вычитания из валовой прибыли экономики потребления основного капитала (ПОК ):

ЧПЭ = ВПЭ – ПОК

В счете «Образование доходов» для секторов «Государственные учреждения», «Некоммерческие организации» нет элемента чистая прибыль, так как эти сектора создают нерыночную продукцию, которая оценивается по сумме текущих затрат, включая ПОК .

При определении валового внутреннего продукта распределительным методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами-резидентами:

1. оплата труда наемных работников;

2. чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт);

3. валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы:

ВВП = ОТ + ЧНП + ДНП + ВПЭ

ЧНП – чистые налоги на производство и импорт;

ДНП – другие налоги на производство.

Для статистического анализа необходимо определить структуру ВВП и выявить закономерности в его изменении.

Анализ фактов, влияющих на прирост отдельных видов первичных доходов, проводят с помощью индексного метода. В этом случае могут быть использованы индексы:

· средней оплаты труда;

· средней валовой заработной платы;

· уровня оплаты труда.

Для анализа средней величины оплаты труда и средней валовой заработной платы можно рассчитать индексы переменного и постоянного состава, а также индексы структурных сдвигов.

Анализ изменения суммы оплаты труда можно также проводить с помощью следующей индексной модели:

.

Аналогично работают индексные модели для ЧНП и ВПЭ :

Доходы, получаемые за владение активами, называются доходами от собственности. Они образуются на стадии первичного распределения. Вместе с доходами от производства доходы от собственности учитываются на счете распределения первичного дохода. В нем институциональные единицы – резиденты или сектора выступают в качестве получателей первичных доходов, а не производителей, создающих первичные доходы. В отличие от счета образования дохода счет распределения дохода можно вести только для институциональных единиц и секторов.


первичное - вторичное распределение доходов; функциональное - личное распределение доходов. Что понимается под долей заработной платы и долей прибыли? Оцените адекватность доли зарплаты как показателя и целевой величины для распределения доходов. Как вы представляете себе справедливое распределение доходов? Оцените воздействие государственных трансфертных платежей и налогов. Что понимается под
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    первичном рынке. На этом этапе формально преобразуются отно шения собственности и создаются предпосылки для формирова ния у акционеров и работников предприятий предприниматель ского и хозяйственного стилей поведения, создания акционерно го механизма развития производства и повышения его эффектив ности и качества продукции. Создается нормативная база образо вания и функционирования акционерных
  • Некоторые моменты истории развития кредитной системы России
    первичном размещении. ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным
  • Глава Рынок ценных бумаг
    первичный и вторичный рынки; По организации торговли ценными бумагами - биржевой и внебиржевой; По эмитентами - рынок государственных (правительственных и муниципальных), корпоративных, банковских ценных бумаг; По времени исполнения сделок с ценными бумагами - кассовый (рынок лспот), на котором сделки исполняются в течение 1-2 банковских дней, и срочный, на котором сделки исполняются более 2
  • 8.6 Финансовый рынок.
    первичный, связанный с эмиссией и первичным размещением ценных бумаг, и вторичный, на котором происходит последующая купля-продажа уже размещенных ценных бумаг. Движение ценных бумаг организационно осуществляется на фондовой бирже с участием финансовых посредников - дилеров, маклеров, брокеров, и на внебиржевом рынке - напрямую между продавцами и покупателями. В конечном итоге взаимодействие
  • 6.3. Рынок ценных бумаг
    первичный (внебиржевой), вторичный (биржевой) и внебиржевой (уличный). Два первых рынка обращения ценных бумаг представляют собой важный элемент современного капитализма, особенно его кредитно-финансовой надстройки. Все названные рынки в определенной степени и противостоят и дополняют друг друга. Обусловлено это тем, что, выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг, они используют
  • 1. Сущность и значение социального страхования
    первичного и вторичного распределения: Первичное распределение - это образование фондов за счет взносов субъектов хозяйствования, Вторичное распределение - привлечение средств государственного бюджета и средств самих работников; сфера отношений социального страхования регулируется государством т. к. оно устанавливает перечень фондов и их назначение, а также область применения средств направления
  • 2. Эмиссия ценных бумаг
    первичного размещения и придать российскому фондовому рын ку цивилизованные черты, но и дало самим эмитентам необходи мый опыт работы на рынке, создать себе положительную кредит ную историю". Рост этого сегмента рынка продолжился и в 2001 г. . Облигации подразделяются по типам эмитентов на государст венные (федерального, субфедерального и муниципального уровней) и корпоративные, а по срокам
  • 27. Сегменты рынка труда
    первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда - это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления. Вторичный рынок труда - это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие
  • 1.5. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО - СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
    первичным размещением и вторичным обращением ценных бумаг. Оно рассчитано на работу с единой интегрированной нормативно-справочной базой данных и реализуемым комплексом расчетных задач. Минимальная конфигурация АРМ включает персональный компьютер типа IBM PC и стандартный принтер. Требуемый объем оперативной памяти - 510 Кбайт. Для хранения информации об одном акционере используется в среднем 1
  • 3.1.1. Статистическая база регионального анализа
    первичных доходов; Х счет вторичного распределения доходов; Х счет используемого располагаемого дохода; Х счет операций с капиталом. Разработка важнейших региональных социально-экономи ческих показателей (индикаторов) и на их основе СРС связана с рядом проблем, к числу которых относятся: Х распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной
  • 3.1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
    первичные бухгалтерские и другие документы, подтверждающие поступление выручки, а также документы налогового учета (ст. 248 НК РФ). В соответствии с действующим законодательством доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Понятие

  • первичное и лвторичное право Сообществ. К лпервичному относятся международно- правовые договоры об образовании, договоры о последующем присоединении государств, а также договоры об институциональной структуре Сообщества. В остальном к первичному праву относится так называемое неписаное право, т.е. общие наднациональные нормы, которые едины для всех государств-членов (речь идет в первую очередь
  • 4.1. Понятие и содержание системы национальных счетов
    первичного оперативного бухгалтерского учета и статистики, охватывающая все виды экономической деятельности, основанная на единстве методологических принципов и за вершаемая на макроуровне и на уровне секторов экономики построением системы национальных счетов. Система национальных счетов (СНС) - это система сбора и обработки ин формации о состоянии и результатах функционирования национальной
  • 4.1. Связь и информационные системы
    вторичных информационных сетей. Информационные сети, осуществляющие передачу данных между получателями и ЭВМ и ЭВМ между собой получили название компьютерных или информационно-вычислительных сетей. С их помощью передаются данные, обеспечивается доступ к информационным ресурсам компаний и банков. Развитие средств связи, создание информационных сетей способствуют формированию мирового
  • 1.2 Классификация стран, включенных в мировое хозяйство
    первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика. Хотя в структуре ВВП некоторых развивающихся стран велика доля третичного и вторичного секторов, обычно она объясняется широким развитием туризма или торговли, или добывающей промышленности. Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, состоянием личной
  • 2.2 Финансовые ресурсы мирового хозяйства
    первичный и вторичный. На вторичном рынке осуществляется перепродажа ЦБ. По форме организации финансовые рынки делятся на организованные распределенные. На организованном биржевом рынке продаются акции наиболее крупных и надежных компаний - листинговых компаний. По срокам предоставления денег финансовый рынок подразделяется на рынок денег и рынок капиталов. На рынке денег образуются краткосрочные
  • Глава 6. Рыночная структура мирохозяйственных связей
    первичного рынка (primary market); Ф вторичного рынка (secondary market). Через первичный рынок компания наращивает свой капитал путем выпуска новых ценных бумаг1. Первичный рынок сводит вместе компании, испытывающие потребность в средствах, и инвесторов, желающих эффективно вложить свои капиталы. Продавая акции на первичном рынке, компании получают необходимые им средства, а инвесторы становятся
  • ГЛОССАРИЙ
    распределение доходов происходит не в соответствии с долями в уставном капитале, а по договоренности сторон Конференция ООН но торговле и развитию (ЮНКТАД) - наиболее представительная многосторонняя торгово-экономическая организация, действующая в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН Коррупция - преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по
  • ВВЕДЕНИЕ
    первичную (архаичную), в торичную (экономическую) и третичную (коммунистическую) формации. В основе предложенной классификации лежит тип собственности, являющийся основой способа производства. Под способами производства К. Маркс понимал достаточно завершенные социально -экономические системы внутри каждой общественной формации. Азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный способы
  • Национальный доход - важный показатель результативности общественного воспроизводства.

    Национальный доход (НД) - совокупный доход в экономике, который получают все владельцы факторов производства (труда, капитала, земли): заработной платы, прибыли, ренты, процента. Он свидетельствует о степени участия каждой категории собственников в общественном воспроизводстве, их вклад в него.

    Национальный доход представляет собой заново созданную стоимость и включает стоимость необходимого продукта всех занятых в общественном производстве и стоимость дополнительного продукта (в+ш). По натурально-вещественной форме он включает как средства производства, так и предметы потребления. Определение стоимости национального дохода осуществляется вычитанием из чистого внутреннего продукта (ЧВП) косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, лицензионные платежи и т. п).

    ВС является заработанным доходом, поскольку не содержит в себе ни косвенных налогов, ни субсидий, и является показателем чистого прироста продуктов, услуг за год, состояния благосостояния нации .

    Процесс общественного воспроизводства в качестве своего неотъемлемого атрибута имеет и такое явление как распределение и перераспределение национального дохода.

    ВС является одной из важнейших составляющих общественного продукта, ибо именно за его счет осуществляется расширение производства и улучшается жизнь населения. В процессе своего движения национальный доход проходит следующие стадии: производство, распределение, перераспределение и потребление.

    Произведенный национальный доход подлежит распределения. Последний осуществляется между теми, кто участвует в его производстве. Наемные рабочие получают свою долю национального дохода в виде заработной платы. Предприниматели получают прибыль, а банкиры и землевладельцы, соответственно, процент и ренту. Сегодня в экономической жизни активное участие принимает и государство, которое тоже может получать определенную часть национального дохода. Распределение произведенного национального дохода между этими субъектами носит название первичного и на его базе формируются основные, или первичные, доходы. За счет перераспределение НД образуются вторичные доходы . В результате распределения и перераспределения национального дохода формируются фонд потребления и фонд накопления. их соотношение в каждой стране разное, ибо определяется, прежде всего, уровнем производительности труда. Но в целом оно находится в пределах 2025 % на накопление и 80-75 % на потребление.

    Распределение произведенного национального дохода ведет к образованию личных доходов. Они различаются не только по основным источникам (для наемных работников-это заработная плата, а для предпринимателей - доход от собственности), но и по размерам. Вследствие этого в обществе возникает определенная имущественная дифференциация. Для определения уровня дифференциации в доходах используют различные показатели. Среди наиболее распространенных следует назвать кривую Лоренца и показатель децільності. Децільний коэффициент рассчитывается как величина разрыва между доходами 10 % населения с самыми большими доходами и доходами 10 % населения с самыми малыми доходами. Считается, если этот разрыв выходит за пределы десятикратного, то в обществе начинается социальная нестабильность.

    Примечания

    1. Первую попытку определить источники национального дохода сделали меркантилисты, которые считали, что богатство общества (они не употребляли термин "национальный доход") накапливается в сфере торговли (прежде всего внешней). Физиократы таким источником считали сельское хозяйство. А. Смит и Д. Рикардо значительно расширили понимание источников создания национального дохода. Они считали, что он создается в сфере материального производствасельском хозяйстве и промышленности). Дополнил сферу создания национального дохода и К. Маркс, включив в нее сферу материальных услуг. На то время сфера услуг была развита очень слабо. Поэтому в трудах К. Маркса положение о том, что национальное богатство создается и в сфере услуг, не приобрела вид теории. По марксистской (звужувальною) концепцией национальный доход исчислялся без учета нематериальной сферы производства.

    Современные ученые придерживаются расширительной концепции относительно определения источника национального дохода. По ней любой труд является производительным, а потому создает национальный доход. Критериями для западных ученых служит получение субъектами экономической деятельности доходов.

    2. Распределением национального дохода его движение не ограничивается. Дело в том, что в обществе есть и те слои населения, которые при определенных обстоятельствах не принимают участия в производстве. Это, например, больные, инвалиды, дети и т. др. Для обеспечения их жизни необходимы средства, которые и формируются за счет перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные доходы.

    В осуществлении перераспределения решающую роль играет государство. Через государственный бюджет она аккумулирует часть национального дохода. Эта часть формируется преимущественно путем взимания налогов. Полученные средства государство направляет на финансирование здравоохранения, образования, науки и на содержание других бюджетных организаций и учреждений.

    Наряду с этим перераспределение осуществляется через цены, его использует как корпоративный сектор, так и государство. Последняя чаще всего осуществляет такое перераспределение через фиксацию цен на определенные товары (например, на продукцию сельхозпроизводителей, заработную плату, скажем, в случае ее замораживания и тому подобное). Еще одним каналом перераспределения являются добровольные взносы граждан в фонды различных обществ, политических партий и тому подобное.

    Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях. В функциях раскрываются свойства финансов как особой экономической категории, ее экономическое назначение. Основной функцией финансов является распределительная. Финансы являются инструментом, с помощью которого реализуются процессы распределения и перераспределения доходов в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. С помощью финансов происходит также регулирование и корректировка этих процессов применительно к условиям социально-экономической и политической организации общества и проводимой экономической и финансовой политике. Следует иметь в виду, что перераспределительные отношения осуществляются не только посредством финансов, но также с помощью цен и кредита. Цены на участвующие в производстве ресурсы, принадлежащие тем или иным собственникам, являются основой распределения доходов между собственниками ресурсов, а с помощью кредита осуществляется привлечение временно свободных средств других субъектов экономических отношений.

    Наряду с распределительной функцией финансы выполняют также контрольную функцию. Рассмотрим эти функции более подробно.

    Распределительная функция финансов. Общий объем созданных в процессе производства товаров и услуг, произведенных экономическими единицами - резидентами страны в течение какого-либо периода, образует так называемый валовой выпуск товаров и услуг. Часть этих товаров и услуг полностью потребляется в процессе производства и представляет собой промежуточное потребление. Входящие в промежуточный продукт сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия и т. п. обеспечивают непрерывность производства. Валовой выпуск за вычетом промежуточного потребления образует стоимость конечных товаров и услуг или вновь созданный валовой внутренний продукт, используемый для потребления населения, инвестиций и экспорта. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс формирования у экономических единиц связанных с этим доходов. На основе распределительной функции реализуется основное назначение финансов - обеспечение субъектов экономической деятельности (предприятий, органов государственного и муниципального управления, домашних хозяйств и др.) финансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. Остановимся на этом подробнее.

    Основой доходов всех секторов экономики является валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт может рассматриваться с различных позиций. С позиций производства - это стоимость всех произведенных конечных товаров и услуг. С позиций же использования ВВП рассматривается его распределение на цели конечного потребления, накопление капитала и экспорт. В то же время ВВП отражает общую величину полученных в стране доходов. Стоимость произведенных конечных товаров и услуг, определяемая как добавленная стоимость , характеризует одновременно непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся первичных доходов, поскольку за траты на производство ВВП одновременно представляют собой доходы для тех, кто участвовал своими ресурсами в производстве. С этих позиций добавленная стоимость соответствует сумме доходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности внутри страны. Это доходы, полученные в результате трудового участия в производстве и владения используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. На уровне экономических единиц, отраслей и секторов экономики компонентами образовавшихся в производстве доходов являются заработная плата наемных работников, потребление основного капитала, валовая прибыль и валовой смешанный доход. Как доходы, образовавшиеся в процессе производства, рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.

    Оплата труда - это трудовой доход, включающий заработную плату (с учетом вознаграждения в натуральной форме) и отчисления на социальное страхование, выплаченные резидентам и нерезидентам. В состав заработной платы включается также скрытая оплата труда. Валовая прибыль и валовой смешанный доход - это та часть добавленной стоимости, которая остается у институциональных единиц после вычета расходов на оплату труда наемных работников и чистых (за вычетом дотаций) налогов на производство и импорт. Они характеризуют прибыль (убыток) в результате производства до учета доходов от собственности. Чистая прибыль и чистый смешанный доход отличаются от валовой прибыли и валового смешанного дохода на величину потребленного основного капитала. В России в 2004 г. доля оплаты труда наемных работников в ВВП составляла 46%, а доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов - 40%. В качестве налогов на производство и импорт рассматриваются налоги на продукты и другие налоги на производство. Налоги на продукты взимаются в зависимости от количества продуктов. К ним относятся НДС , налог с продаж, акцизы , таможенные пошлины. В качестве других налогов на производство рассматриваются налоги на отдельные факторы производства - на землю, средства производства и иные используемые в производстве активы , фонд оплаты труда или за право осуществлять отдельные виды деятельности. Налоги на производство и импорт трактуются в качестве первичных доходов государства, поскольку само государство рассматривается как участник воспроизводственного процесса, обеспечивающий необходимые условия для его осуществления.

    Эти доходы, прежде чем попасть в руки тех, кто может их использовать на цели конечного потребления и накопление, проходят сложный процесс перераспределения. Перераспределение доходов происходит посредством миллиардов операций, осуществляемых миллионами контрагентов. Эти операции могут проходить последовательно или параллельно. Они взаимозависимы и образуют массу необозримых, переплетающихся финансовых потоков. В целях их систематизации, выявления экономического содержания и характеристики образующихся в процессе перераспределения финансово-экономических категорий масса перераспределительных операций подразделяется на операции первичного и вторичного распределения. С этих позиций можно считать, что доходы, образовавшиеся при производстве товаров и услуг, последовательно проходят стадии первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов и их использования. Эта группировка является схематичной, однако она позволяет выявить экономическое содержание перераспределительных процессов и их последствия.

    Первичное распределение доходов. В процессе первичного распределения доходы, образовавшиеся в экономических единицах и секторах экономики, создавших добавленную стоимость , переходят другим экономическим единицам и секторам в связи с тем, что в них используется на платной основе собственность, владельцами которой являются другие институциональные единицы. На этой стадии происходит процесс формирования доходов экономических единиц и секторов экономики как суммы доходов от производства и сальдо доходов от собственности, получаемых и выплачиваемых экономическими единицами в связи с предоставлением в пользование активов на возвратной и возмездной основе. Доходами от собственности называются первичные доходы, полученные от предоставления взаймы или в аренду финансовых и материальных активов для использования их в производстве. К ним относятся проценты, дивиденды, рента за землю и другие природные ресурсы, реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций, доходы от инвестирования страховых технических резервов (страховых фондов), вмененные держателям страховых полисов. Так, например, проценты за кредит , уплаченные банкам институциональными единицами всех секторов, будут отражены в секторе финансовых учреждений в качестве доходов, полученных от собственности.

    Страны и их экономические единицы предоставляют друг другу денежные средства и другое имущество для использования и соответственно получают доходы от собственности. Доходы от собственности, полученные от "остального мира", - это проценты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам, дивиденды и другие доходы, получаемые резидентами от участия в зарубежных акционерных компаниях, реинвестируемые доходы предприятий прямого иностранного инвестирования и т. п. Величина доходов, образовавшихся в процессе производства, скорректированная на сальдо полученных и переданных доходов от собственности для экономики страны в целом характеризует общую величину доходов, получаемых резидентами данной страны в результате первичного распределения, или валовой национальный доход, а за вычетом потребления основного капитала - чистый национальный доход. Национальный доход - это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовой внутренний продукт рассматривается как показатель, характеризующий результаты производства.

    Общий объем национального дохода страны зависит от результатов внутренней производственной деятельности и от сальдо доходов от собственности, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Как правило, сальдо первичных доходов, полученных из-за рубежа и переданных за рубеж, в странах с развитой экономикой является положительным, а в развивающихся странах отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся странах меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны, как более богатые, в большей мере предоставляют в пользование финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Россия имеет весьма внушительный внешний долг, требующий значительных процентных платежей. Кроме того, накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику существенно превышают российские вложения за рубежом. В результате в России в 2004 г. валовой национальный доход был меньше ВВП на 2%. За рубеж в виде доходов от собственности ушло 342 млрд руб. Это составляет более четверти прироста ВВП в этом году.

    В результате первичного распределения определяются первичные доходы, остающиеся в распоряжении экономических единиц и секторов экономики и страны в целом. На этом процесс перераспределения не заканчивается. Происходит вторичное перераспределение доходов, образовавшихся у производителей, секторов экономики и экономики в целом в результате распределения первичных доходов.

    Вторичное распределение доходов. В результате вторичного распределения формируются так называемые располагаемые ( конечные ) доходы экономических единиц, секторов экономики и страны в целом. Основным инструментом перераспределения при этом являются трансферты. Финансовые операции , как правило, предполагают участие двух сторон - участников, между которыми происходит движение потоков различной природы. Большинство операций отражает два встречных потока: товары и услуги в одном направлении и деньги или обязательства в противоположном. Однако многие операции представляют собой простые платежи без потока в обратном направлении, т. е. без предоставления в обмен эквивалента (товара, услуги или обязательства). Платежи, при которых сторона, осуществляющая платеж, не получает взамен ничего, называются трансфертами. В данном случае речь идет о текущих трансфертах в денежной форме. К ним относятся текущие налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пенсии, социальные пособия, страховые платежи и возмещения и др. В отличие от налогов на производство и импорт налоги на доходы и имущество рассматриваются не как первичные доходы государства, а как доходы, получаемые в результате перераспределительных процессов.

    Суммы трансфертов, переданных и полученных в результате операций между секторами экономики (без учета операций с "остальным миром") в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, поскольку то, что платит один сектор экономики, увеличивает доходы других секторов. Однако по каждому сектору у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных трансфертов. Отдельные секторы оказываются в выигрыше или проигрыше. Как правило, сальдо трансфертов является положительным для сектора домашних хозяйств, которые получают текущие денежные трансферты из бюджета в виде пенсий и других социальных выплат за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств.

    В результате перераспределения доходов с помощью трансфертов образуются так называемые располагаемые доходы секторов экономики. Располагаемые доходы определяются, таким образом, как величина доходов после их первичного распределения, скорректированная на сальдо уплаченных и полученных денежных трансфертов. Они распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение. Располагаемые доходы секторов экономики - это доходы, которые могут быть использованы сектором экономики на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими секторами.

    Трансферты осуществляются не только между секторами национальной экономики, но и между национальной экономикой и "остальным миром". Полученные и переданные данной страной текущие трансферты влияют на общий объем доходов страны. В результате этих трансфертов валовой национальный доход трансформируется в валовой национальный располагаемый доход, а за вычетом амортизации - в чистый национальный располагаемый доход. Национальный располагаемый доход - это доход, который может быть использован страной на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими странами. Он отличается от национального дохода на величину сальдо трансфертов, переданных за рубеж и полученных из-за рубежа. Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются правительственные трансферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих налогов на доходы и имущество, переводы между домашними хозяйствами резидентами и нерезидентами. Если валовой внутренний продукт характеризует производство конечных товаров и услуг, созданных резидентами данной страны, то национальный располагаемый доход характеризует величину доходов, которые резиденты страны могут использовать на конечное потребление и сбережение, т. е. величину совокупного платеже способного спроса на товары и услуги, или, иначе говоря, емкость рынка. В России в 2004 г. отрицательное сальдо текущих трансфертов составило 23 млрд руб., или 0,2% от ВВП.

    Национальное конечное потребление включает суммарные расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Под валовым национальным сбережением понимают превышение валового национального располагаемого дохода над расходами на конечное потребление. Чистое национальное сбережение определяется как валовое национальное сбережение за вычетом потребленного основного капитала. Сбережение является основным источником накопления капитала. Если страна располагает сбережениями, это свидетельствует о том, что не все доходы были использованы на потребление и имеются возможности для увеличения капитала. Если конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это означает, что страна проедает национальное богатство. В России в 2004 г. доля национального конечного потребления в валовом национальном располагаемом доходе составила 66,4%, а национального сбережения - 33,4%. В то же время национальное сбережение использовалось на цели накопления капитала лишь на две трети. Одну треть составили финансовые ресурсы, не нашедшие применения в экономике. Это свидетельствует о серьезных дефектах экономической системы, приводящих к недостаточной заинтересованности владельцев фондов финансовых ресурсов в их использовании на цели развития производства. В развитых странах объемы сбережения и накопления примерно совпадают.

    Образование и движение финансовых ресурсов характеризуется финансовым балансом. Следует различать финансовые балансы институциональных единиц, производящих товары и услуги, секторов экономики и страны в целом. Финансовый баланс представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих образование и движение фондов денежных ресурсов. В итоге всех перераспределительных процессов институциональные единицы всех секторов экономики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансовых и нефинансовых активов или привлечения средств на основе принятия долговых обязательств.

    Для нефинансовых корпораций и финансово-кредитных учреждений такими располагаемыми фондами являются остающиеся в их распоряжении прибыль и амортизация , для органов государственного и муниципального управления - бюджетные и внебюджетные фонды, для некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, - добровольные взносы, пожертвования, доходы от собственности и получаемая ими прибыль , для домашних хозяйств - заработная плата , доходы от собственности, пенсии и пособия.

    Объем располагаемых доходов в финансовых балансах секторов экономики характеризуется суммарной величиной располагаемых доходов входящих в них институциональных единиц с учетом сальдо доходов, переданных ими другим секторам и полученных от них. Располагаемые доходы секторов экономики распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение.

    В финансовом балансе страны в целом общая величина доходов, которые могут быть использованы на конечное потребление и сбережение, характеризуется национальным располагаемым доходом. Финансовый баланс, характеризующий перераспределение средств между секторами экономики, схематично может быть представлен в виде матрицы, отражающей по строкам доходы и их источники по секторам, а по графам - доходы и их передачу в другие сектора.


    Рис. 1.

    Финансовый баланс используется для моделирования финансовых потоков и выработки финансовой политики на основе сравнения различных вариантов.

    Финансовый контроль является важным элементом управления финансами. Это контроль за образованием и расходованием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности в целях обеспечения интересов и законных прав экономических субъектов в процессе формирования и расходования фондов денежных средств. Финансовый прибыль , ее использование и др. Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов по финансовым вопросам, формирование и исполнение бюджетов, своевременность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств. Объектом финансового контроля является также ведение финансовой документации, ее соответствие установленным нормам.

    Субъектами финансового контроля являются органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

    Органы государственной власти осуществляют контроль над бюджетными средствами и финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий. Финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств осуществляется на стадиях обсуждения и принятия бюджета, в процессе его исполнения и в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Федеральным казначейством, Министерством финансов, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, Таможенным комитетом. Контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты осуществляется налоговой службой. Для контроля над исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание РФ создает Счетную палату. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

    по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Органы государственной власти, например, налоговая инспекция, могут заключить договор с аудиторской фирмой в целях проверки правильности бухгалтерского и финансового учета и правильности уплаты налогов. Коммерческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состояния интересующего их предприятия.

    При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетности, активов, статистического учета, достоверности выполнения процедур. Наряду с отчетностью анализируется ее соответствие действующему законодательству и нормативным документам предприятий (уставу, учредительным документам, хозяйственным договорам и др.). Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, состоящими с ними в близком родстве. Не могут осуществлять аудит фирмы, по отношению к которым проверяемые субъекты хозяйствования являются учредителями, собственниками, акционерами, страховщиками и кредиторами, а также аудиторские фирмы, оказывающие проверяемому объекту услуги по составлению бухгалтерской и финансовой отчетности.

    Финансовый контроль предприятий осуществляется также банками и страховыми организациями при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

    Основными формами финансового контроля являются проверки, проводимые, как правило, по отдельным направлениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.