Виды государственной экономической политики.

1. Активная экономическая политика:

· Исходит из необходимости значительного вмешательства государства в экономику;

· Используется при внутренне нестабильной экономике;

· Основной задачей является создание дополнительного спроса с помощью инструментов фискальной политики;

· Государство оказывает через расходы федерального бюджета непосредственное воздействие на величину совокупного спроса (мультипликатор);

· Монетарная политика рассматривается как вторичная по отношению к фискальной, так как у нее сложный передаточный механизм, которые через изменение денежной массы приводит к изменению ВНП;

· Национализация, макроэкономическое планирование, использование системы государственного заказа и контракта, рост деятельности профсоюзов.

2. Пассивная ЭП:

· Исходит из необходимости ограниченного вмешательства государства в экономику;

· Исходит из внутренней стабильности;

· Основной задачей является регулирование предложения с помощью инструментов монетарной политики;

· Саморегуляторы – гибкая цена, гибкая заработная плата, гибкая ставка %.

Эффективность экономической политики.

Традиционный (классический) подход. Эффективность ЭП оценивается с 2х сторон:

1. оценка воздействия государства как регулятора соц-эк интересов и выразителя общенациональных интересов

2. оценка государства как субъекта рынка (т.е. эффективность функционирования гос сектора экономики) по обеспеченности населения общественными товарами и услугами

Показатели для оценки эффективности: ВВП на душу населения, доля в общем объеме производства обрабатывающей и добывающей промышленности (пороговое значение: 70% - обраб, 30% - доб), доля продукции с/х в ВВП (пороговое значение – 15%), доля инвестиций в основной капитал в объеме ВВП, уровень безработицы по отношению к активному населению (7%), доля товарных ресурсов по импорту,…

Тимберген пришел к выводу, что ЭП оценивается с помощью 4 основных параметров: он увязал инструменты, цели ЭП, мультипликаторы и лаги запаздывания. S(количество инструментов) > или = k(количество элементов целевой функции). Мультипликатор используют для оценки эффективности ЭП. Он разработал мультипликаторы по каждому инструменту ЭП. Для достижения эк роста наиболее эффективны НБ инструменты, для достижения стабильных цен – ДК инструменты. Эффективная ЭП должна строиться на реальных целях (целей должно быть столько, сколько средств у государства).

Эффективность действий государства зависит от того, сколько времени уходит на оценку, формулирование целей, принятие решений,… т.е. от лага запаздывания. Структура:

1. Лаг признания – период, когда происходит выявление проблемы

2. Лаг решения – период между признанием проблемы и принятием инструментов для ее решения (строится целевая функция и ее формы, цели количественно оформляются, выбираются инструменты)

3. Лаг действий – период между принятием решений и определенными действиями (делегирование полномочий в вертикали власти)

4. Промежуточный лаг – эффект от применения инструментов (продолжительность зависит от устройства инструментов)

5. Лаг воздействия – цель достигает конкретный объект

ДК политика запаздывает не менее, чем на 6 месяцев, НБ – на 6-18 месяцев. Наличие лагов запаздывания связано с дискреционной политикой => появилась необходимость перехода к недискреционной политике.

Конъюнктурная политика.

Конъюнктурная политика направлена на преодоление циклических колебаний – спадов или перегревов экономики, а также на ослабление отраслевых кризисов посредством бюджетных дотаций, манипулирования процентной ставкой и налогами. Суть ее состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость, для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются гос расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на раб силу над предложением и отсюда необоснованный рост з/п и цен. В такой ситуации задача ГР – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, т.о., уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Кризис: экспансивная финансовая политика (гос расходы повышаются, налоговая нагрузка понижается), политика дешевых денег (учетная ставка снижается), стимулирование совокупного спроса. Цель – экономический рост

Подъем: рестриктивная финансовая политика (гос расходы понижаются, налоговая нагрузка повышается), политика дорогих денег (учетная ставка повышается), ограничение совокупного спроса. Цель – стабильность цен.

Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов ГР, направленных на снижение инфляции. Инструменты:

1. Монетарные – использование правительством права контролировать денежное обращение и с его помощью влиять на уровень деловой активности в стране. Монетарная политика базируется на регулировании количества денег в обращении как способе стабилизации экономики. Этим занимается ФРС. Увеличение предложения денег => увеличение затрат потребителей и производственных затрат. Во время снижения или спада производства: растет предложение денег => оздоровление экономики. В бум: взвинчивание цен в инфляционной спирали, уменьшение денежной массы => уменьшение спроса и цен. Монетарная политика эффективнее всего в самой высокой и самой низкой точках цикла деловой активности. Когда покупатели и продавцы полны оптимизма, а цены растут, ФРС может предпринять попытку удержать расходы (и цены), увеличить процентные ставки. Фирмы продолжают брать займы, несмотря на высокую стоимость кредитов. Они будут делать это в ожидании роста цен и объема продаж => перекрытие их расходов на получение кредита. ФРС будет снижать процентные ставки с целью облегчить доступ к кредиту. Снижение процентных ставок может оказаться недостаточным для привлечения требуемого объема займов и поощрения расходов. Причина в том, что объем продаж находится на таком низком уровне, что многие фирмы предпочтут лечь на дно, а не расширять операции, что связано для них с дополнительным риском.

2. Фискальные – использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства для регулирования уровня деловой активности. Основные рычаги: изменение налоговых ставок в соответствии с расходами правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива президента и правительства, т.к. они контролируют налогообложение и расходование средств. В период инфляции требуется повышение налогов или уменьшение расходов на правительственные программы. Успех фискальных методов зависит от времени их использования и точности информации, на которой они базируются, а это зависит от точности прогнозов.

Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы проведения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период, или проводить резко (шоковая терапия). Нет ответа на вопрос, какая из них эффективней, все зависит от размеров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, соц-полит обстановки,…

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем хуже ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

  • регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими центробанком.
  • обязательные денежные резервы коммерческих банков.
  • операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

  • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
  • государственное регулирование цен.
  • государственное регулирование пределов заработной платы.
  • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
  • государственное регулирование валютного курса.

Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.

Экономическая политика включает финансовое регулирование (бюджетное, налоговое, денежно-кредитное) и валютное регулирование.

Бюджетная регулирование – это система формирования и расходования бюджета. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет налогов и иных обязательных платежей. Расходы определяются основными направлениями социально-экономического развития.

Роль государства в области бюджетного регулирования – обеспечить сбалансированность бюджетов регионов и Республиканского Бюджета.

Налоговое регулирование – это система мер по определению видов налогов, способов их исчисления и взимания, обеспечению налогового контроля.

Кредитно-денежное регулирование (КДР) – это определение денежной единицы, масштаба цен и порядка эмиссии. КДР проводит государство в лице Министерства финансов и Национального Банка в ходе реализации денежно-кредитной политики . Целями КДР в РБ являются:

Безинфляционная экономика,

Поддержка определенного уровня денежной массы в обращении,

Обеспечение банковских резервов и учетной ставки процента,

Устойчивость белорусского рубля (его покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам).

Валютное регулирование (ВР) - совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной валюте при проведении внешнеэкономических операций. Задачи ВР:

Предотвращение оттока капитала

Укрепление платежного баланса

Сохранение стабильности валютного курса.

Центральным субъектом ВР является Национальный Банк Республики Беларусь, который определяет порядок обращения иностранной валюты, регулирует курс национальной валюты к иностранным валютам, осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями. Курс национальной валюты к иностранным валютам устанавливается путем торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже.



Эффективность валютного регулирования должно содействовать интенсивности международных экономических отношений, созданию благоприятных условий для развития производства в стране.

Проводимая в Беларуси финансовое регулирование направлено на активизацию совокупного спроса и предложения и основано на элементах кейнсианской теории.

Это проявляется в использовании:

1) расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска продукции и занятость трудовых ресурсов;

2) процентной ставки (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику, в чем и появляется использование кейнсианской концепции.

Однако активизировать выпуск и поднять уровень жизни в стране можно только за счет внедрения новых технологий. Поэтому использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и должно быть очень осторожно.

Социальная политика в Республике Беларусь.

В настоящее время система социальной защиты в Беларуси представлена следующими видами программ: социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, выполнение социальных гарантий.

Социальное страхование основано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы для финансирования выплат пособий по безработице, пенсий, оплаты больничных листов.

Социальная помощь - это финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей бедных семей и граждан независимо от уплаты ими страховых взносов. Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной форме (например, горячее питание или оплата лекарств, помощь в уходе за детьми, обеспечение дровами и углем для отопления и др.).

Социальное обслуживание - это широкий спектр социальных, медицинских, экономических, психологических и др. услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные гарантии – это определенные нормативы, обеспечивающие тот уровень жизни, который государство может обеспечить своим гражданам. В Беларуси такими нормативами являются:

1) Базовая величина – это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ. Базовая величина применяется для расчетов размеров штрафов, пособий, стипендий. Премирования, надбавок, доплат.

Экономическая политика – это курс действий, который призван контролировать поведение экономики. Обычно экономическая политика осуществляется и устанавливается правительством страны. Примеры экономической политики включают в себя решения о 1) государственных расходах и налогообложении, 2) перераспределении доходов от богатого населения бедному и 3) росте денежной массы. Эффективность экономической политики можно оценить одним из двух способов, известными как позитивная и нормативная экономика.

Позитивная и нормативная экономика

Позитивная экономика пытается описать, как работает экономика и экономическая политика, не прибегая к оценочным суждениям о том, какие результаты являются лучшими. Отличительной особенностью позитивных экономических гипотез является то, что они могут быть протестированы , а затем подтверждены или отвергнуты. Например, гипотеза о том, что увеличение предложения денег ведет к росту цен относится к сфере позитивной экономики, потому что ее можно проверить, изучив данные о предложении денег и уровне цен.

Нормативная экономика включает использование оценочных суждений для определения поведения экономики и экономической политики. Следовательно, нормативные экономические гипотезы не могут быть проверены. Например, гипотеза о том, что уровень инфляции слишком высок относится к сфере нормативной экономики, поскольку он основан на оценочном суждении и поэтому не может быть проверен, подтвержден или опровергнут. Неудивительно, что большинство разногласий среди экономистов относятся к нормативным экономическим гипотезам.

Цели экономической политики

Цели экономической политики состоят из оценочных суждений о том, какую именно экономическую политику следует проводить и, следовательно, подпадают под категорию нормативной экономики. Хотя имеются много разногласий относительно соответствующих целей экономической политики, некоторые из них, по-видимому, имеют широкое, хотя и не всеобщее признание. Широко распространенные цели включают:

Экономический рост: экономический рост означает, что доходы всех потребителей и фирм (после учета инфляции) со временем увеличиваются.

Полная занятость: Цель полной занятости заключается в том, что каждый человек , являющийся частью рабочей силы и имеющий желание работать, может найти работу.

Ценовая стабильность: целью стабильности цен является предотвращение резкого неконтролируемого роста общего уровня цен, известного как гиперинфляция, а также снижение общего уровня цен, известного как дефляция .

Цели экономической политики достигаются путем грамотного проведения бюджетной и монетарной политики.

В зависимости от срока реализации государственной программы экономических действий, т.е. по временному диапазону, различают краткосрочную и долгосрочную политику. В условиях нестабильности экономических процессов разрабатывается краткосрочная экономическая политика, когда формируется вектор экономических действий на период до одного года. Предсказуемость и устойчивость в развитии экономических процессов, подкрепленные гарантированной ресурсной обеспеченностью, позволяют разработать стратегию экономической политики на несколько лет.

Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы. Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

Фискальная экономическая политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем на рынке, как внешнем, так и внутреннем (экономически развитые страны тратят на закупки порядка 1/4- 1/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей(пенсии, пособия).

Характер фискальной политики зависит от фазы экономического цикла, в которой находится национальная экономика. В условиях быстрого экономического роста эта политика сдерживает параметры роста в допустимых пределах (ограниченная направленность фискальной политики), в условиях кризиса она носит расширительный характер (направлена на расширение производства). Относительно устойчивому состоянию экономики соответствует стабилизационная фискальная политика, когда государство в допустимых пределах удерживает инфляцию, обеспечивает высокий уровень занятости, стремясь приблизить объем ВВП к возможному в сложившихся условиях уровню. В зависимости от того, какой механизм положен в основу стабилизации, различают автоматическую и регулируемую стабилизационную фискальную политику. В первом случае действуют автоматические стабилизаторы - это законодательно закрепленные нормы, позволяющие без вмешательства государства реагировать на отклонения от устойчивого состояния экономики. Например, выплата денежного пособия по больничному листу, автоматическое снижение величины взимаемого налога при уменьшении доходов и т.п. Если действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, государство вводит новые правила (дискретные меры) - стабилизация становится регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов являются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субсидии) и т.д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т.е. регулируемые стабилизаторы, могут стать автоматическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности.

Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Монетарная экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. Сообразно цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр.

Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит характеризуют жесткую монетарную политику. Прямо обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики.

Элементами, составляющими монетарную политику, являются: 1) политика рефинансирования, или учетная политика, - воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов; 2) операции на открытом рынке - продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг; 3) политика резервирования - воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы ("принуждая" коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ); 4) политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.