Основной характеристикой экономики является социальное хозяйство, которое дополняется регулированием государства. Поэтому очень важно уяснить понятие финансов. Именно они играют важнейшую роль в структурном многообразии отношений на рынке.
Что такое финансы?
Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства - это особый ресурс, причем довольно дефицитный. Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система - это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.
В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.
Из чего состоит финансовая система?
Понятие любых финансов не ограничивается только государственными структурами.
Их можно разделить на 3 категории:
Государство;
Корпоративизм;
Личные средства (то есть, денежные средства определенного индивидуума).
Поэтому любая финансовая система - это общность или совокупность абсолютно всех разделов и сфер экономики.
Финансы - их роль в экономике
Роль финансов - в многообразном использовании и перераспределении. При их помощи можно направлять денежные потоки в нужном направлении, согласованно, в зависимости от спроса. Благодаря финансам происходит кругооборот различных общественных форм, а также индивидуальных и производственных фондов. Финансы влияют на количество и качество любого производства.
Финансовое воздействие стимулирует общественное развитие, например, расширение производства, контроль социальных и экономических программ, а также повышение всего государственного благосостояния.
Какими бывают финансы?
Функция финансов заключается не только в целенаправленном распределении для обеспечения и получения дохода. К финансам также относят материальную помощь. Например, субвенция и субсидия. Первая оказывается на безвозмездной основе (субвенция), вторая - на льготной.
Это средства, которые передаются какой-либо организации, предприятию или юридическому (частному) лицу, которые не нужно возвращать (в случае с субвенцией), или возмещать частично (в случае с субсидией).
Состояние финансов можно охарактеризовать как достаточность средств или, наоборот, необеспеченность какого-либо предприятия деньгами. В каждой структуре существуют определенные параметры. Например, состояние финансов целого государства, какой-либо фирмы или отдельно взятой семьи можно проанализировать по ресурсам, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности данной структуры. То есть, совокупность всех доходов, которые потребуются субъекту, региону, стране или частному лицу для функционирования, ведения хозяйственной деятельности, поддержания жизни в целом.
Виды и разновидности финансов
Какие бывают виды финансов? В экономике существует такое понятие, как финансовые отношения. Они разделяются на группы, в зависимости от субъектов, которые принимают в них непосредственное участие.
Финансы бывают:
- Государственные - то есть, все доходы и расходы государства. Например, школы, музеи, кинотеатры и театры, различные ВУЗы, техникумы, а также поликлиники и больницы и многие другие организации получают средства из бюджета.
- Корпоративные - средства коммерческих организаций, главная цель которых - получить собственную выгоду от своей деятельности. Такие организации занимаются как реализацией конкретных товаров, так и различных рыночных услуг.
- Общественные - здесь подразумеваются различные общественные организации, например, политические партии, благотворительные фонды и многие другие. Доходы в общую часть государственных средств от подобных общественных организаций поступают в виде различных членских взносов, даров и тому подобное. Так как это достаточно мелкая единица, то особой роли (как самостоятельные финансовые субъекты) они не играют.
- Личные - к данной группе относят различные виды финансов населения. Основа таких доходов составляется из заработных плат, которые получают работоспособные члены общества. Также именно в эту группу относят пенсии и разные пособия. Последние выделяются из государственных средств, которые регулируются специальными финансовыми фондами.
Основные функции финансов
Если объяснять простыми словами, то такими функциями являются контроль и распределение финансовых средств.
Распределительная функция - происходит при пропорциональном делении внутренних ресурсов и общего национального дохода. Для лучшего понимания можно рассмотреть пример. Организация от реализации своего товара получила какую-либо выручку. Такая денежная сумма не распределяется на составные части. Например, затраты на производство, прибыль, зарплата для работников и служащих и так далее. Чтобы произошло полное распределение финансов, нужно, чтобы были выполнены следующие условия - определены тарифы, ставки, различные отчисления, такие как, страховые и пенсионные, нормативы и т.д.
Контрольная функция - происходит контроль за всеми денежными потоками. Обе они взаимосвязаны. Функции финансов в полной мере проявляются только при полном контроле на всех стадиях их создания, формирования, распределения, а также использования.
Как управлять финансами?
Государством разработана целая финансовая структура для того, чтобы грамотно распределять и управлять капиталом. Любое управление финансами можно охарактеризовать следующими параметрами: активы и пассивы. Именно правильное распределение и управление государственным и бюджетным капиталом или личными средствами помогает сокращать необходимые расходы и соответственно сильно увеличить прибыльность и доходность.
Для того, чтобы наилучшим образом распределять средства, должны быть четко представлены планы по финансированию и намечены определенные цели, которых нужно достичь. К активам относятся все ежемесячные доходы, к пассивам - расходы. Нужно неукоснительно соблюдать их баланс, чтобы активы были всегда выше, чем пассивы. Только в таком случае, бюджет будет положительным.
Управление финансами - это целая наука, которую должен знать не только государственный служащий, но и простой гражданин. Зачем? Чтобы самостоятельно и грамотно управлять собственными средствами. Любой семейный бюджет также имеет свои активы и пассивы. Поэтому законы финансирования актуальны не только на государственном уровне, но и для конкретного гражданина.
Пример управления финансами
Для лучшего понимания рассмотрим следующий финансовый расчет.
- Организация реализовала определенный объем какой-либо продукции, и получила выручку на свой расчетный счет.
- Далее из полученной суммы она должна произвести определенные отчисления в государственный бюджет, то есть выплатить налоги.
- На следующем этапе данному предприятию надо выделить какую-то часть средств для поддержания непрерывного производственного процесса.
- Затем нужно вычесть еще одну часть средств, которая пойдет на оплату труда, пенсионные отчисления, в страховой фонд и так далее.
- Остаток - это уже прибыль.
Из данного примера видно, что без движения определенных средств, в данном случае выручки, полученной от реализации, ни государственный бюджет, ни рабочие, ни сам пенсионный фонд - никто не получил бы своей доли. Именно такое движение материальных ценностей обеспечивает финансовые средства.
Из чего состоят финансы?
Основной задачей государственных финансов любого государства является обеспечение данного государства денежными средствами. Поэтому они состоят из следующих структур, таких как государственный бюджет, различные фонды, которые являются внебюджетными структурами, а также государственных кредитов.
Финансовые системы можно разделить на: финансы предприятий, государства и населения. В свою очередь финансы государства также распределяются - государственный кредит, госбюджет и внебюджетные фонды. Государственный бюджет взаимосвязан с Министерством финансов и Министерством налогов и сборов. Нужно отметить, что налоговая система работает на пополнение госсредств.
Как можно оценить финансы?
Любое финансовое предприятие оценивается по определённым показателям. В некоторых случаях проводят экспресс-диагностику. Для чего это делается и вообще, зачем это надо?
Оценка финансов очень важна в экономическом плане. При ранней диагностике и выявлении нарушений в деятельности каких-либо финансовых структур можно принять необходимые меры и таким образом улучшить общее состояние. Для проведения экспресс-диагностики используются аналитические программы. Такие методы помогают провести мониторинг общих показателей, таких как ликвидность, фондоемкость, отдача различных фондов и другое. Во время аналитических действий можно исследовать деятельность не только собственного предприятия, но и конкурентов. Для расширенного изучения и анализа проводят более обширные вычисления. Определенные методы позволяют не только понять, в чем причина каких-либо нарушений, но также более глубоко и детально узнать причину их возникновения. Для проведения подобной диагностики используется статистика, которая открыта для свободного использования на разных государственных сайтах и в аналитических базах.
Пример финансирования
Можно рассмотреть пример финансов непосредственно на расходовании государственного бюджета.
Система финансов делится на два основных звена:
1. Финансы предприятий, которые, в свою очередь, включают в себя коммерческие и некоммерческие организации, а также финансовые посредники.
2. Государственные и муниципальные финансы, которые распределяются на бюджетную систему и государственный кредит.
3. Бюджетную систему можно также разделить на несколько звеньев: федеральный, территориальный и муниципальный, или местный бюджеты.
4. А также все бюджеты распределяют на: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Таким образом, понятие финансов, их роль и функции являются основой экономики, как государства в целом, так и для отдельных членов общества.
Бюджетный дефицит и его покрытие. Правовые основы государственных расходов. Принцип приоритетности государственных и муниципальных публичных расходов. Юридический аспект бюджетных расходов. Внебюджетные фонды Российской Федерации, их основные задачи.
Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи. Роль бюджета в распределении национального дохода. Экономическая сущность страхования. Функции, присущие категориям страхования.
Изучение социально-экономической сущности внебюджетных фондов - формы образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Теоретический анализ специальных фондов в финансовых системах зарубежных стран.
Финансовые институты, действующие на рынке ссудных капиталов и осуществляющие аккумуляцию денежного капитала. Понятие и правовые основы государственного кредита. Формы долговых обязательств. Отношения в области государственного и муниципального долга.
Определение финансовых ресурсов государства. Их состав и основные источники формирования. Разграничение финансовой системы РФ на отдельные звенья. Государственный бюджет и внебюджетные фонды Российской Федерации. Основные задачи фондового рынка.
Сущность кредита - системы экономических отношений, на основе которых свободные денежные средства перераспределяются между экономическими субъектами на основе срочности, возвратности платности. Эволюция кредитной системы РФ. Бюджет и бюджетное устройство.
Внебюджетные фонды как форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, их разновидности и отличительные признаки, принципы и законодательно-нормативная база деятельности, источники формирования. Социальные государственные внебюджетные фонды.
Сущность и функции финансов. Типология финансовых систем. Экономическое содержание и роль бюджета, структура бюджетной системы Российской Федерации. Налоговые и неналоговые доходы бюджета, классификация и структура расходов. Расходы федерального бюджета.
Определение государственного бюджета, его доходов и расходов, бюджетного баланса, дефицита и профицита; анализ государственного бюджета. Классификация доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования, внешних и внутренних долгов.
Понятие, назначение, экономическая сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Функциональная классификация.
Сущность и классификация внебюджетных фондов……………..3 Социальные внебюджетные фонды РФ………………………………5 2.1. Пенсионный фонд РФ……………………………………………………5
Экономическая сущность региональных бюджетов. Местные бюджеты. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в РФ. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Структура государственного внутреннего и внешнего долга.
Основы организации бюджетного процесса; порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения центрального и региональных (местных) бюджетов. Организационные принципы построения бюджетной системы, структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Роль государственного бюджета в формировании государственных внебюджетных фондов. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, их характеристика. Порядок назначения пенсий.
Отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности и возвратности; деятельность государства в качестве заемщика, кредитора, гаранта. Методы управления государственным долгом; инвестиционный налоговый кредит.
Составляющие элементы финансовой системы РФ. Классификация государственных займов, функции государственного кредита и страхования. Особенности и разновидности финансов коммерческих предприятий и граждан. Взаимосвязь и взаимозависимость звеньев системы.
Понятие «финансы» выражает экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики.
Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики.
Основными методологическими принципами управления финансами являются:
– зависимость от конечной цели;
– макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
– соответствие интересам всех членов общества;
– использование экономических законов;
– учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.
Цель управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге – в росте благосостояния населения.
Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.
Для финансов в целом решающее значение имеют такие функции, как планирование, организация, стимулирование.
Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основе разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, а также разработки прогнозов и бизнес-планов развития предприятий и организаций, смет доходов и расходов домашних хозяйств. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во времени с учетом приоритетов и целей развития, перераспределения финансов между бюджетом, предприятиями и домашними хозяйствами. Эта функция реализуется путем составления бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения и т. п.
Функция организации включает выбор предприятиями организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий и домашних хозяйств.
Функция стимулирования предполагает выбор оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Эта функция позволяет выделить факторы, стимулирующие финансовую деятельность организации. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение людей в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.
Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.
Экономическая обособленность имущества, выраженного в стоимостной форме, приводит к необходимости регулирования его кругооборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т. д.
Совершающийся непрерывно кругооборот средств является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.
Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по частям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат.
Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит произведенные затраты. Ликвидность активов (имущества) означает возможность легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет качество управления финансовыми ресурсами.
Воспроизводственная функция стимулирует накопление финансовых ресурсов. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой, так как государство создает условия для регулирования денежных потоков в экономике при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она актуальна для финансов во всем мире.
Составной частью воспроизводственной функции финансов является оперативная функция – текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования, т. е. совершения платежей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.
Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Распределение денежных средств имеет место в процессе предпринимательской деятельности, когда они направляются непосредственно по целевому назначению на покрытие затрат и формирование доходов (убытков).
Перераспределение денежных средств это вторичное распределение через централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и др.), обеспечивающее направление ресурсов в непроизводственную сферу. Перераспределение возможно благодаря изъятию части прибыли, созданной производительным трудом.
Распределительная функция заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и внереализационных доходов (плата за аренду, полученные штрафы, курсовые разницы и др.) обеспечивается выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами.
Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения. Контроль рублем имеет две формы:
1) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
2) контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т. е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера, во втором – о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой.
Контрольная функция финансов претерпела существенные изменения, вызванные трансформацией форм собственности, приватизацией и коммерциализацией, применением новых организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ, институциональными преобразованиями (законодательными и нормативными правовыми актами, формами и методами государственного регулирования и контроля), формированием рынков капиталов, труда, товаров и услуг, либерализацией цен, внешнеэкономической деятельностью, валютными отношениями и др.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо.
Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов.
Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства.
Разнообразие функций и задач финансовых ресурсов предполагает, что понятие виды финансов имеет многомерную и неоднородную структуру.
Финансовые ресурсы являются составной частью системы финансовых отношений государства, хозяйствующих субъектов и физических лиц. С помощью различных форм и видов финансовых средств осуществляется финансово-кредитная и воспроизводственная политика, регулируются трудовые, производственные и социальные отношения в обществе.
В экономической науке и на практике существует множество классификаций видов финансовых ресурсов. Обычно различают следующие виды финансов в зависимости от разных критериев оценки: по источникам формирования ресурсов, по месту аккумулирования, по функциональному назначению, по форме собственности. К группе финансовых ресурсов, объединенных по источникам формирования, относятся в общем виде доходы, кредиты и заемные средства, безвозмездные поступления.
Своеобразной методологической основой классификации видов финансов рассматривается критерий формирования финансовых ресурсов по видам собственности. Первый из них – финансы коммерческих организаций. Это прибыль от реализации основной и непрофильной деятельности, продажи основных фондов и производственных запасов – обеспечивает необходимые позиции потребления и возможности расширенного воспроизводства. Далее - амортизационные отчисления, обеспечивающие денежное покрытие процесса простого воспроизводства основных фондов. Также в этой категории сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий и резервные фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.
Финансы некоммерческих организаций состоят из учредительских и членских взносов, прибыли от предпринимательской и иной доходной деятельности, безвозмездных перечислений организаций и граждан.
Основой доходной части бюджетных средств являются платежи в налоговой и неналоговой форме, средства вышестоящих бюджетов. Средства бюджета подразделяются также по уровням на федеральные, региональные и муниципальные. Бюджеты разных уровней могут совместно аккумулировать часть своих ресурсов в специализированных целевых фондах. Подобный финансовый инструмент используют и субъекты хозяйствования. В качестве примера можно отметить фонды ассоциаций в таких сферах как малый бизнес и сельскохозяйственная деятельность.
В рамках позиции фонды можно считать наиболее перспективными в силу их универсальности и достаточно гибкой системы управления. Значительная часть распорядителей финансовых средств используют в качестве формы продвижения государственные, региональные, муниципальные и ведомственные целевые программы и отдельные проекты. В современных программах и проектах довольно часто в качестве финансового обеспечения выступают долевые вложения держателей ресурсов разных уровней и разных форм собственности.
Достаточно интересен тот факт, что один и тот же финансовый показатель может фигурировать в разных ипостасях в зависимости от применяемой системы классификации. Например, инвестиции являются одновременно и формой реализации финансовых ресурсов, и заемным средством, если инвестиции кредитные, и частью собственных средств, если инвестирование производится из прибыли.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Их роль и значение определены местом денежных отношений в экономических отношениях. Финансы будут прежде всего распределительной категорией, с помощью кᴏᴛᴏᴩой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря ϶ᴛᴏму качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.
По мнению большинства исследователей1, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам - fmatio, financia pecuniaria, кᴏᴛᴏᴩым предшествовало старолатинское слово figo - вбивать, вколачивать, а позднее - finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого) Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам, считают Ксенофонта (около 430-355 гг. до н. э.), работа кᴏᴛᴏᴩого называлась «О доходах Афинской республики».
Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы - ϶ᴛᴏ экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных
1 См.: Чантладзе В. Г. Вопросы теории финансов. Тбилиси, 1979. С. 107; Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Советское финансовое право. Киев, 1983. С. 3; Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. М., 1995. С. 6; Финансы / Под ред. В. М. Родионо-вой. М., 1993. С. 7.
функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе кᴏᴛᴏᴩых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.
В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы государства.
Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. Но не все денежные отношения следует отождествлять с финансами. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, кᴏᴛᴏᴩые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений будет обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права. К примеру, продажа предприятием произведенной продукции не будет включаться в сферу действия финансов, данные отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опосредуются деньгами. При этом уплата налогов, объекты кᴏᴛᴏᴩых возникают в результате совершения предприятием сделки купли-продажи, включается в финансовые отношения.
Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг. Согласно Конституции РФ отношения в сфере государственного кредита основываются
Глава 1. Финансы и финансовая система государства 3
на принципе добровольности для частного субъекта в их вступление, по϶ᴛᴏму покупка эмитированных государством ценных бумаг направлена на получение денежного эквивалента.
Содержание финансов составляют не сами по себе деньги и не фонды денежных ресурсов, а те денежные, экономические отношения, кᴏᴛᴏᴩые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов м денежных ресурсов. Финансы, таким образом, будут денежными отношениями, в кᴏᴛᴏᴩых одним из участников обязательно выступает государство. К числу финансовых ᴏᴛʜᴏϲᴙтся только те денежные отношения, наличие кᴏᴛᴏᴩых обусловлено фактом существования государства как органа управления.
Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.
Как историческая категория финансы побудут в момент
расслоения общества на классы, а муниципальные финансы - одновременно с
возникновением местного самоуправления.
Стоит отметить, что основные средства государства и
местного самоуправления концентрируются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих бюджетах. Причиной,
порождающей появление финансов, будет потребность государства или
муниципального образования в ресурсах, обеспечивающая их деятельность. Данную
ресурсопотребность без финансов невозможно удовлетворить ни в хозяйственной
сфере, ни в сфере государственного или муниципального управления, ни в сфере
выполнения делегированных государственных полномочий.
Современное государство - итог длительной эволюции, в ходе кᴏᴛᴏᴩой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. При рыночном типе экономики государству отводится весьма важная роль, поскольку рынок, как и любая хозяйственная система, не будет совершенным механизмом. Стоит заметить, что он имеет и положительные, и отрицательные стороны, что вызывает необходимость со стороны государства вырабатывать собственный механизм хозяйствования, кᴏᴛᴏᴩый препятствовал бы разрушительным последствиям в финансовой сфере. Период становления рыночных отношений характеризуется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обще-
Финансовое право России. Общая часть
стве складывается особая группа денежных отношений, возникающая вне производственной сферы, - государственные (публичные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов. Экономика не может функционировать без государственных (публичных) финансов, поскольку на любом этапе исторического развития общества всегда существует ряд потребностей, кᴏᴛᴏᴩые обязано финансировать только государство. Это инфраструктура общего назначения (например, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, оϲʙᴏение космического пространства, инвестирование наиболее приоритетных отраслей экономики и т. д.
В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся воспроизводственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.
Благодаря экономической сущности финансы придают первоначальный импульс распределению прибыли, доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его интересами. Через финансы государство накапливает ϲʙᴏе состояние. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т. д. Подобные накопления служат не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государства, но и регулятором производства, а также инфляционных процессов.
С помощью финансов достигаются регулирование масштабов общественного производства, содержание и развитие непроизводственной сферы, обеспечение функционирования государственной инфраструктуры, реализуются иные функции государства. При этом обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства или местного самоуправления еще не дает основания считать деятельность государственных или муниципальных органов причиной возникновения финансов. Возникновение и отмирание финансовых отношений не происходят по волеизъявлению данных органов. Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены развитием местного сообщества и через его посредство развитием государ-
Глава 1. Финансы и финансовая система государства 5
ства в целом. Государственные и муниципальные органы должны исключительно учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования: формировать бюджет, вводить или отменять какие-либо виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отношений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным процессам - инфляции, безработице, финансово-правовым конфликтам, стагнации экономики и т. д.
Финансовые отношения строятся на потребностях государства
или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или
муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных
отношений и ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к базисной категории. Но хотя финансы и ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к
базисной категории, они во многом зависят от политики государства и местного
самоуправления, их финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Органы власти, как известно,
ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к надстроечной категории. Диалектика взаимоотношений между базисом и
надстройкой состоит именно в том, что только социальные и экономические причины
порождают необходимость возникновения новых финансовых отношений, а
государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют
их.
Следовательно, финансы - ϶ᴛᴏ система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач. Рассматриваемая категория имеет следующие отличительные признаки - она: а) складывается всегда относительно денег или денежного эквивалента; б) обусловлена управленческой ролью государства; в) будет перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта.
Указанные признаки только в единстве характеризуют сущность государственных (публичных) финансов. Отсутствие любого из них не позволит считать какие-либо денежные отношения финансовыми.
Федеративная природа Российского государства обусловливает наличие собственных функций, целей и задач как у всего государства в целом, так и у субъектов РФ. Реализация компетенции каждого субъекта РФ предполагает наличие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих региональных финансов.
Финансовое право России Общая часть
Финансы субъекта РФ - ϶ᴛᴏ экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе кᴏᴛᴏᴩых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением публичных потребностей в границах региона.
Признание в России местного самоуправления и гарантиро-ванность самостоятельности его финансовой деятельности позволяют выделить в системе публичных финансов особую категорию - финансы муниципальных образований, представляющие собой экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе кᴏᴛᴏᴩых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования.
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»1 определяет местные финансы как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства (ст. 2)
Несмотря на относительную самостоятельность финансов субъектов РФ и финансов муниципальных образований, в границах всего государства публичные финансы будут единой категорией, что подтверждается следующими аспектами: а) федеративным устройством России в сочетании с самостоятельностью местного самоуправления; б) единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики; в) единством государственной и муниципальной систем управления и регулирования финансово-кредитной сферы.
СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
Глава 1. Финансы и финансовая система государства
На государственном уровне денежные средства мобилизуются в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Не стоит забывать, что важное значение имеют финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью кᴏᴛᴏᴩых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что финансы функционируют в двухосновных формах: 1) экономические денежные отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием центра-лизованных денежных фондов государства и муниципальных образований; 2) экономические отношения, обслуживающие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций.
Сущность финансов пробудет в их функциях - формировании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.
Аккумулирование денежных фондов означает создание государством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу. Выполнение государством ϲʙᴏих функций и задач нуждается в материальном обеспечении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Государство не будет производственным инструментом, по϶ᴛᴏму оно вынуждено вступать в финансовые отношения на стадии их распределения с целью перераспределения части дохода граждан или прибыли предприятий и направления полученных таким образом денежных средств в специально образованные фонды. Никакое государство не имеет иного способа формирования ϲʙᴏих денежных фондов, кроме финансов. Формирование денежных фондов осуществляется различными методами, основной из кᴏᴛᴏᴩых - взимание налогов.
Использование денежных фондов означает направление государственных средств на реализацию публичных мероприятий. Посредством материального обеспечения государство осуществляет руководство обществом, выделяя денежные средства для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществляя бюджетное регулирование, финансируя министерства, ведомства, предоставляя бюджетные кредиты негосударственным юридическим лицам и т. д. Использование денежных фондов демонстрирует перераспределительный характер финансов, т. е. воз-
Финансовое право России. Общая часть
можность их вторичного движения от государства к иным субъектам - получателям бюджетных средств или кредиторам.
В совокупности функции финансов отражают их общественное предназначение. Стоит заметить, что они не ϲʙᴏйственны никакой иной экономико-правовой категории. Формирование и использование денежных фондов выражают главные особенности финансов, позволяют отграничивать их от смежных денежных отношений. Не стоит забывать, что важное значение финансов в механизме обеспечения экономического суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства.
Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать иные публичные функции. Выполнение государством посредством использования финансовых инструментов «нефинансовых» функций демонстрирует роль финансов, т. е. результаты их практического использования. Роль финансов выражается в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за данными отношениями.
Посредством использования финансов государство осуществляет регулирование экономики, влияет на социальные и политические процессы. Функция регулятора связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Стоит сказать, для регулирования экономики и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирующая роль финансов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хозяйствующих субъектов.
Формы государственного регулирования разнообразны и зависят от многих факторов: уровня развития производственных отношений в обществе, его политической стабильности, потребности в денежных средствах, размера государственного долга, степени соблюдения финансового законодательства и т. д.
Первостепенную роль в обеспечении регулирующей функции государства должно играть финансовое законодательство. В качестве финансовых регуляторов могут использоваться правовое регулирование ценообразования - установление нормами законов предельных цен на товары и услуги, регулирование получения монополиями сверхприбыли, финансирование отраслей промышленности и т. д.
Глава 1. Финансы и финансовая система государства 9
Финансы помогают государству осуществлять функцию контроля. Публичные финансы, выраженные в денежной форме, обладают ϲʙᴏйством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет систематически контролировать аккумулирование, распределение и использование фондов финансовых ресурсов, что выражается в функции контроля, а именно финансового контроля. Важно заметить, что одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, ϲʙᴏевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам.
Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции пробудет через деятельность финансовых органов.
Результаты практической реализации финансов в виде регулирования общественных отношений и контроля за их осуществлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства.