Формула износа поврежденной запасной части. Износ по осаго уменьшится – проблемы останутся. Влияние на выплату износа по осаго «на пальцах».

Сегодня согласно законодательству гражданам, попавшим в ДТП и имеющим действующий полис ОСАГО, страховая компания будет обязана возместить ущерб. Но сумма напрямую будет зависеть от величины износа автомобиля, отдельных его деталей.

И последнее, но не менее важное: автострахование, которое вы должны платить каждый год, и цена которого увеличивается с несчастными случаями, за которые вы несете ответственность. Поскольку это единственная часть транспортного средства, которая прилипает к дороге, глубина протектора шины является одним из важных факторов безопасности транспортного средства, а также указанием состояния шин. С уменьшенной толщиной протектора это увеличивает вероятность того, что шина будет подвергаться случайным повреждениям или явлениям аквапланирования, в то время как производительность снижается, особенно во влажном состоянии.

Процесс расчета можно осуществить самостоятельно, но у него имеются некоторые важные особенности.

Что это такое

На данный момент расчет величины возмещения, выплачиваемой при возникновении ДТП и обращении в страховую, обязательно осуществляется с учетом износа транспортного средства.

Учет износа по ОСАГО – процесс вычисления снижения стоимости узлов, отдельных деталей и всего автомобиля в целом.

Причем процесс вычисления, а также сам факт износа транспортного средства достаточно подробно освещается в действующем на территории РФ законодательстве. При этом износ может быть нулевым даже на не новом транспортном средства.

Подобное возможно при замене всех комплектующих, которые тем или же иным образом влияют на безопасность дорожного движения. Полный перечень таких деталей отражается в .

Наиболее существенные факторы, которые в первую очередь влияют на величину износа:

  • дата выпуска транспортного средства;
  • величина пробега автомобиля.

При этом с учетом всех наиболее существенных факторов стоимость транспортного средства при не интенсивном износе его может быть снижена на 8-15% в течение одного года.

На данный момент существует целых 5 различных способов осуществления расчета величины данного показателя. При этом узаконенной и обязательной к использованию является только одна. Износ деталей по ОСАГО вычисляется с использованием специализированной формулы.

Какими законодательными актами регулируется

На данный момент основополагающим документом, который осуществляет регулирование возмещения убытков и в том числе порядок вычисления величины возмещения является . (в редакции от 28.11.15 г.).

Наиболее существенными разделами данного закона, которые необходимо обязательно учитывать при вычислении, являются:

Также вопрос вычисления величины износа по ОСАГО затрагивается в следующих нормативно-правовых документах:

Следует помнить, что все страховые компании обязаны вести свою деятельность именно в рамках обозначенных выше законодательных актов. В противном случае на них будет наложена серьезная административная ответственность.

В случае массового нарушения действующего законодательства возможно даже лишение компании лицензии.

Кто выполняет

Процедуру расчета величины износа осуществляет независимая экспертиза. Обычно с подобным учреждением у страховой компании заключен специальный договор. Но при этом необходимо помнить, что в большинстве случаем подобного рода учреждения осуществляют оценку не объективно, повышая величину износа.

Потому стоит обязательно самостоятельно разобраться, как считают износ по ОСАГО.

Относительно недавно был выпущен специальный сборник различного рода деталей, запасных частей – на основании именно его должен в обязательном порядке выполняться процесс расчета.

Если результат экспертизы, сделанный партнером страховой компании, пострадавшего не удовлетворил, ему можно обратиться в компанию, которая специализируется на проведении аналогичных экспертиз.

В некоторых случаях это позволяет разрешить ситуацию через суд. Так страховым компаниям всегда невыгодно выплачивать полную стоимость нанесенного своему клиенту ущерба.

Следует помнить о множестве нюансов, непосредственно связанных с процедурой оценки величины износа автомобиля, отдельных его узлов.

Методика и формула расчета износа автомобиля по ОСАГО

На данный момент для каждого отдельного узла автомобиля существует специальная формула вычисления величины износа.

Для расчета данной величины относительно кузова автомобиля:

Икуз=100×(1-e^(-(4*Tкуз)/(20+4*Тск))),

Икуз количественная величина износа кузова;
Е – основание натурального логарифма;
Ткуз – возраст конкретного транспортно средства;
Тск – представляемая заводом-изготовителем гарантия от производителя (АМТС).

Величина износа шин транспортного средства осуществляется следующим образом:

Иш=(Нн-Нф)/(Нн-Ндоп)*100%,

Иш – количественная величина износа шины;
Нн – высота проектора новой шины конкретной модели;
Нф – высотка протектора старой шины;
Ндоп – минимальная возможна для нормальной эксплуатации резины величина.

Износ аккумуляторной батареи вычисляется по следующей формуле:

Иак=Так/(Т_ак^н)*100%,

Иак – износ аккумуляторной батареи;
Так – возраст аккумуляторной батареи;
Тнак – каков установленный законодательством срок службы конкретной батареи.

Формулы рассматриваемого типа разработаны Государственной Думой для каждого узла автомобиля, который может пострадать каким-либо образом в аварии.

Потому если расчет выплат по ОСАГО с учетом износа конкретный гражданин желает осуществить самостоятельно, то ему необходимо будет в обязательном порядке использовать специализированные формулы. Сами по себе они не сложны. Следует лишь правильно подбирать коэффициенты.

Пример

При возможности стоит обязательно ознакомиться с примером осуществления расчета величины износа по ОСАГО. Для этого лучше воспользоваться формулой:

И=Иост+(Ипр-Иост)*Р/Рпр,

И – величина физического износа ТС;
Иост – размер износа детали остаточный;
Ипр – предельно возможный допустимый износа;
Р – уже израсходованный износ системы;
Рпр предельная величина ресурса определенной детали системы.

Заданы следующие условия:

Ипр 80%
Иост 20%
Р 5%
Рпр 100%

Процесс вычисления выполняется нехитрой подстановкой соответствующих значений в обозначенную выше формулу:

20%+(80%-20%)*5%/100%=23%

При заданных условиях получаем, что величина износа составляет всего 23%. Потому страховая компания в данном случае должна будет возместить ущерб в размере оставшихся 77% от стоимости поврежденного имущества.

Обозначенная выше формула является универсальной, применить её возможно к любым деталям транспортного средства.

Максимальный

Ранее размер максимально возможного износа по ОСАГО составлял целых 80%. Что составляет достаточно существенную величину. Например, в случае рыночной стоимости автомобиля величиной в 1 млн. рублей его владелец получал только лишь 200 тыс. рублей.

Что достаточно не выгодно и с точки зрения логики, экономики в корне неверно. Именно поэтому с 01.10.14 г. были приняты определенные поправки к действующему в этом направлении законодательству.

После введения рассматриваемого типа поправки максимальная величина износа будет составлять целых 50%. Данный момент закреплен на законодательном уровне, нарушение его приводит к серьезной административной ответственности.

Большинство водителей считают данные поправки справедливыми, так как страховые компании и так получают достаточно большой доход от ведения своей деятельности.

При этом детали, которые существенно влияют на безопасность движения, оплачиваются страховщиком всегда в 100% размере – вне зависимости от наличия износа и иных факторов, влияющих на стоимость.

На какие детали учитывается, а на какие нет

При формировании законодательства, которое регулирует вопрос рассматриваемого типа, было составлено два специализированных перечня деталей, для которых:

  • страховщик износа никогда не учитывает;
  • износ учитывается в обязательном порядке.

Сегодня износ следующих деталей при вычислении рассматриваемым способом не осуществляется:

  • ремни и подушки безопасности;
  • баллоны пневматической системы тормозов;
  • остальные составные части пневматической системы тормозов;
  • перепускные клапаны тормозной системы;
  • электронные блоки пневматической тормозной системы;
  • гидравлические усилители тормозов;
  • реле гидронасоса АБС;
  • реле магнитного клапана АБС;
  • тормозные колодки и барабаны;
  • датчики:
  • износа тормозных колодок;
  • положения тормозной педали;
  • тормозные диски передних и задних колес;
  • суппорты и тяги педали (тормозной);
  • составные части рулевого механизма;
  • шаровые наконечники.

Полный перечень деталей, износ которых не должен учитываться при вычислении денежной компенсации, утвержден .

При этом следует учитывать, что процесс вычисления несколько отличается при осуществлении расчета КАСКО. Для такой процедуры необходимо будет использовать специальные постановления Минюста.

К узлам, деталям и механизмам, которые не вошли в обозначенный выше перечень, применяются стандартные разработанные страховщиками совместно с депутатами Государственной Думы формулы.

Причем для некоторых деталей устанавливаются специальные коэффициенты. Данный момент необходимо учитывать при самостоятельном осуществлении расчета.

Что делать, если СК обманывает

Разобраться самостоятельно, какой процент износа автомобиля по ОСАГО, достаточно просто. Именно поэтому нередко возникают ситуации, когда простые страховщики узнают о факте наличия мошенничества со стороны страховой компании на этапе вычисления величины ущерба.

В такой ситуации стоит придерживаться следующего алгоритма действий:

  • заказать платную независимую экспертизу;
  • сформировать исковое заявление в суд;
  • ожидать судебного заседания.

Рассматриваемого типа судебная практика крайне неоднозначна. Именно поэтому необходимо будет заранее ознакомиться с ней.

Также стоит проконсультироваться с квалифицированным юристом по данному вопросу. Возможно, именно это позволит разрешить дело именно в пользу потерпевшего.

Вся сложность обычно заключается в наличии грамотного юриста у страховой компании. И если ущерб был занижен незначительно, вернуть средства будет достаточно сложно.

Сегодня процедура вычисления износа по ОСАГО имеет очень большое количество самых разных нюансов и особенностей. Именно поэтому стоит внимательно ознакомиться с действующим по этому поводу законодательством.

Видео: Износ автомобиля. Методика расчета