Страны apec. Краткая характеристика и особенности атэс

И регионального типа, в рамках которых центральную роль играет бизнес-сектор. Одна из таких организаций - это АТЭС. Расшифровка аббревиатуры звучит как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.

История создания

Объединение АТЭС начало свое существование в 1989 году. Государства-создатели объединения имели идентичное желание - повысить уровень жизни в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет стимулирования экономики и укрепления торговли.

Начало сообществу положили программы отраслевых и торговых переговоров. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество включает 21 государство. Это Австралия и Бруней, Вьетнам и Гонконг, Индонезия с Канадой, КНР и Республика Корея, Малайзия с Мексикой, Новая Зеландия и Папуа - Новая Гвинея, Перу и Россия, Сингапур и США, Таиланд и Тайвань, Филиппины, а также Чили и Япония.

После того как Россия, Перу и Вьетнам были включены в список стран-участниц объединения (в 1997 году), сообщество ввело 10-летний мораторий на перспективное расширение списка членов сообщества.

Истоки формирования объединения

Объединение АТЭС, расшифровка которого звучит как Азиатско-Тихоокеанское изначально рассматривалось не как объединение государств, а как тандем экономик. Организация изначально была направлена на решение не политических, а исключительно экономических вопросов. АТЭС формировалось в качестве форума, который не имел и за которым не стояло никакого бюрократического аппарата. Даже сегодня секретариат объединения, расположенный в Сингапуре, включает 23 дипломата. Каждый из представителей был выбран экономиками-участницами проекта. В секретариате работает еще и 20 местных наемных сотрудников. В сравнении с ВТО, АТЭС, расшифровка которого дана выше, не основано на правилах формирования организаций, которые предусматривают наличие полномочий по правопринуждению при возникновении торговых споров.

Специфика партнерства

Специфика работы заключается в консультировании и в стремлении достичь консенсуса. Процесс партнерства между государствами строится на открытом обмене информацией между странами и общественностью. В основе сообщества лежат созданные участниками объединения коллективные и индивидуальные планы действий, которые помогают достигать цели каждого из государств. Планы включают детализированные данные о 15 секторах деятельности. Среди них тарифы и не тарифицированные меры, услуги и инвестирование, стандарты и соответствие, таможенные процессы и защита прав интеллектуальной собственности, политика на конкурентной основе и государственные заказы, правила выпуска товаров и прямое посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и концентрирование информации.

Глобальная роль АТЭС

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество охватывает порядка 40 % населения. Общий ВВП всех стран-участниц превышает показатель в 16 триллионов долларов, что соответствует 60 % мирового ВВП. Лидеры АТЭС стали основным инструментом содействия открытой торговли и инициаторами экономического сотрудничества в регионе. На долю стран-участниц приходится не менее 42 % от общего объема мировой торговли. Роль группы за последние 20 лет очень возросла. Сейчас участники сообщества активно:

  • осуществляют либерализацию торговли;
  • содействуют любым ;
  • обеспечивают взаимовыгодное экономическое и техническое партнерство;
  • занимаются вопросами молодежи и женщин.

Общие идеи и предпочтения

АТЭС, расшифровка которого уже давалась выше, базируется на утверждении, что бизнес - это основа работы, а для достижения успеха он должен стимулироваться. На первых этапах работы сообщества проводились систематические консультации с лучшими представителями бизнес-сегмента в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 1995 году было принято решение о создании Делового консультационного совета, который и стал ключевым органом работы всего сообщества. Все страны-участники АТЭС назначали в совет не менее 3 человек, которые бы могли выражать интересы национального бизнеса. Ежегодные саммиты ДКС поводятся для того, чтобы представители государств презентовали обобщенные рекомендации в следующих вопросах:

  • реализация программной документации сообщества, которая связана с либерализацией не только торгового, но и инвестиционного режима;
  • развитие экономического и технического партнерства;
  • выявление позиций сообщества в отношении проблем предпринимательской деятельности.

Каждый из докладов формируется не отдельно каждым государством, а при плотном сотрудничестве с экспертами государственных структур.

Первые эффективные шаги

АТЭС, список стран которого постоянно пополняется, первые продуктивные решения принял в 1990-2000 годах. Акцент был сделан на упрощение визовых формальностей для деловых людей экономик государств-участниц объединения. Снижены были барьеры на пути свободного перемещения не только товаров, но и инвестиций. Стимулировалось расширение стратегических инициатив в сфере делового партнерства. Целевая группа ДКС начала активные мероприятия по интеграции приемлемых для международного сообщества материальных стандартов. Предпринимались активные действия в сторону наращивания потенциала и укрепления финансовой системы на международном уровне.

Целевая группа экспертов в рамках сообщества прилагает все силы для активации электронной торговли. Разрабатывался комплекс мероприятий по уменьшению «цифровой пропасти» между экономиками АТЭС. Список стран-участниц объединения позволяет увидеть, насколько разным был уровень интеграции виртуальных технологий в сферу бизнеса у разных государств. Сегодня эта проблема уже полностью решена.

Первый саммит в России

В мае 2001 года было проведено первое заседание в Москве в рамках Форума АТЭС. В нем участвовали 100 представителей бизнес-элиты АТР. Россия, со своей стороны, инициировала создание «Делового клуба АТЭС», в который входит более 50 масштабных отечественных фирм и банков, которые в своей деятельности ориентируются на Азиатско-Тихоокеанский регион.

По словам президента России, страна намерена принимать активное участие в развитии деятельности сообщества, в том числе с адаптацией правовой базы страны при параллельном развитии демократии. Правительство великого государства прекрасно отдает себе отчет в том, что в рамках динамически развивающегося торгового региона оно имеет отменные перспективы для процветания.

Саммит 2014 года в Пекине

Последний саммит АТЭС состоялся в ноябре 2014 года в Пекине. Итогом переговоров стала 24-страничная декларация. Лидеры государств-участниц приняли решение заниматься стимуляцией и продолжать активно действовать в направлении отказа от протекционизма.

Саммит АТЭС в Пекине стал основой для того, чтобы участницы объединения продолжали борьбу против фрагментации региональной торговли. Сообщество нацелилось на развитие интернет-финансирования. Более того, было принято практически единогласное соглашение относительно развития направлений партнерства с которое в перспективе должно предотвратить распространение эпидемии Эбола.

Саммит АТЭС в Пекине был сконцентрирован на решении вопроса развития в кризисный период. Акцент был сделан на то, что каждая страна должна самостоятельно искать движущие силы для своей экономики.

Текущая макроэкономическая обстановка располагает к развитию экспортных отраслей российской экономики. Мы уже обсуждали с одним из наших экспертов — академиком Андреем Спартаком перспективы рынков Азиатско-Тихоокеанского региона для нашей страны. Россия уже почти 20 лет является членом АТЭС — международной организации, которая объединяет ведущие страны АТР. Используется ли этот инструмент для продвижения российского экспорта и каковы перспективы этого сотрудничества — в интервью с Татьяной Флегонтовой, директором Российского центра исследований АТЭС.

Что представляет из себя Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество и какова его роль в мировой экономической системе?

Форум АТЭС был создан в 1989 году по инициативе австралийского премьер-министра Хоука. Россия вступила в АТЭС в 1998 году и в 2012 году было её первое и пока единственное председательство. Сегодня АТЭС играет достаточно серьёзную роль в мировой экономической системе. По итогам прошлого года 64% мирового ВВП приходилось на совместный ВВП экономик АТЭС, а доля экономик АТЭС в мировом товарообороте составила 48%.

ВВП и доля стран АТР в глобальной экономике в 2000-2017 гг. Источник:

В чем состоят ключевые особенности АТЭС по сравнению с другими международными организациями?

Во-первых, это организация клубного типа. Решения, принимаемые в АТЭС, не имеют обязательного характера, но тем не менее, важно отметить, они принимаются методом консенсуса. Высокая вероятность выполнения договоренностей экономик связана с ежегодно формируемой отчетностью о достижениях экономик АТЭС и имиджевой составляющей. Результаты работы стран на техническом уровне обсуждаются в рамках саммитов в конце года.


Источник: РИА Новости

Во-вторых, АТЭС — это одна из немногих площадок, где происходит открытый диалог между развитыми и развивающимися странами. Можно выделить несколько ключевых групп экономик или блоков, которые участвуют в деятельности АТЭС. Это англосаксонский блок (Австралия, США, Новая Зеландия, Канада) плюс Япония, ведущие азиатские игроки – Япония, Китай, Россия и Корея. Можно также выделить группу азиатских тигров – помимо Кореи сюда входят Гонконг, Тайвань и Сингапур, государства-члены АСЕАН и южноамериканские экономики – Мексика, Перу и Чили. Особняком стоит Папуа — Новая Гвинея, но её деятельность в АТЭС в последние годы активизируется. В следующем году все мероприятия будут проходить под эгидой Папуа — Новая Гвинея и на территории этой страны.


Источник: Российский центр исследований АТЭС

Зачастую про АТЭС говорят только в ключе проведения саммитов . Проводятся ли какие-то другие мероприятия на площадке АТЭС?

АТЭС – это структура, которая функционирует в течение всего года, когда происходят три ключевых кластера встреч рабочих групп, которые заканчиваются встречами старших должностных лиц. Проводится ряд других встреч различного уровня. Они более технического характера, но именно там происходит основной объём работы экономик АТЭС. Помимо этого, активную работу ведет деловой консультационный совет и проводятся ежегодные встречи представителей бизнеса экономик АТЭС.

Почему сотрудничество интересно для национальных экономик?

Площадка АТЭС может быть интересна с точки зрения продвижения интересов национальных компаний в регионе. Во-первых, в рамках АТЭС, проводится большое количество семинаров и диалогов, исследований и опросов как представителей властных структур экономик, так и представителей бизнеса. Формируются базы данных, информационные ресурсы, которые позволяют с большей легкостью получить информацию о регулировании экономик АТЭС, о том, каким образом функционирует бизнес в экономиках АТЭС, как встраиваться в международную торговлю, международное экономическое сотрудничество бизнесу из экономик АТЭС.

Во-вторых, АТЭС зачастую является площадкой для апробирования тех или иных решений, и в случае успеха рекомендательные решения АТЭС в дальнейшем переносятся на другие площадки, например, на площадку ВТО, и там уже принимают обязательный характер. Можно отметить достаточно серьезный уровень взаимодействия форума АТЭС с Большой двадцаткой, ОЭСР, рядом других форумов и организаций.

В-третьих, одни из наиболее обсуждаемых региональных интеграционных инициатив были сформированы именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе или с участием экономик АТЭС. Это и Транстихоокеанское партнерство, и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, и Тихоокеанский альянс. Несмотря на то, что в последние полгода наблюдается некоторое замедление этих процессов, тем не менее Азиатско-Тихоокеанский регион остается ключевым в плане развития региональной торгово-экономической интеграции. Поэтому, формируя и развивая наши инициативы, в том числе, ЕАЭС, проект Большой Евразии, проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой Шелкового пути, нужно учитывать происходящие интеграционные процессы в АТР и включаться в них.


Источник: Российский центр исследований АТЭС

Что может получить бизнес от участия в АТЭС?

Первое – это, наверное, наиболее простой вариант – это поиск партнёров и обмен опытом. АТЭС активно работает по направлению развития малых и средних предприятий, в т.ч., проводится масса форумов и различного рода выставок и ярмарок. Здесь можно и себя показать, и на людей посмотреть. Например, проводить кампании по обмену лучшими практиками с представителями бизнеса аналогичных индустрий.

Второе – это снижение издержек при выходе на внешние рынки. Хотя рекомендации АТЭС не носят обязательный характер, тем не менее, долгосрочные работы приводят к гармонизации ряда стандартов, к сокращению тарифных и нетарифных ограничений. И если у бизнеса есть долгосрочные цели по выходу и по закреплению собственных интересов на том или ином рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, то ему стоит участвовать в работе АТЭС.

Третье – это продвижение собственных наработок. На площадках АТЭС обсуждаются вопросы торговли отдельными товарами, вопросы технологического сотрудничества, формирования общих новых или гармонизации существующих стандартов. Последнее особенно важно для инновационных, высокотехнологичных товаров, в том числе цифровых товаров, для многих из которых ещё не сформированы общепризнанные технические стандарты.


Источник: Российский центр исследований АТЭС

Насколько активно Россия участвует в АТЭС?

Основной пик активности России в АТЭС пришелся на 2012 год, когда Россия в нем председательствовала. Приоритеты года и ключевые инициативы были сформированы именно благодаря российским предложениям.

О каких приоритетах и инициативах идет речь?

Первый приоритет – это либерализация торговли. В частности, был сформирован перечень экологических товаров, по которым к концу прошлого года экономики договорились, и уже, кстати говоря, снизили тарифные ограничения до уровня 5% и ниже. Другим приоритетом было формирование надежных цепочек поставок. В рамках этой инициативы большое внимание уделялось проблематике развития Дальнего Востока. В рамках следующего приоритета значительное внимание уделялось вопросам содействия продовольственной безопасности. И, наконец, – это инновационный рост, инновационное развитие.

Эти инициативы сегодня развиваются?

Как это ни печально, но заинтересованность России в работе в АТЭС сегодня стала гораздо меньше. Тем не менее, на сегодняшний день работа по всем начатым трекам продолжаются – инициативы, которые Россия выдвигает сегодня, зачастую берут начало именно из председательства 2012 года.

Второй блок вопросов – это развитие человеческого капитала. Здесь хотелось бы отметить работу, которая ведется в области сотрудничества по высшему образованию. Например, ежегодно во Владивостоке проходит конференция по высшему образованию. В этом году она будет посвящена вопросу признания дипломов и квалификаций в регионе АТЭС. Также ведется работа по направлению обеспечения культуры профилактики в охране труда. На площадке ВНОТ (Всероссийская неделя охраны труда) в этом году была проведена пробная конференция АТЭС по данной тематике и в следующем году планируется проведение мероприятия высокого уровня, то есть на уровне министров и замминистров. Большое значение имеет работа АТЭС по поддержке инновационных конкурентоспособных МСП и стимулированию включения их в международную торговлю. Основным из направлений работы является формирование информационной базы данных (APEC MarketPlace), которая дает полную информацию малым и средним предприятиям, необходимую для выхода на рынки экономик АТЭС. Россия активно в этом участвует, предлагает свои направления и свои разработки.

Третий блок вопросов, которые активно продвигаются Россией в АТЭС – это проведение структурных реформ и обеспечение инновационного роста. В этом году Россией было выдвинуто несколько инициатив и проектов, которые были успешно приняты и поддержаны экономиками АТЭС.

Данные опроса ВЦИОМ, подготовленные к саммиту стран АТЭС. Источник: ВЦИОМ

Какие это инициативы?

Во-первых, – инициативы по развитию инновационных кластеров и технологических рынков будущего. Они развиваются совместно с НИУ-ВШЭ, планируется подключение АСИ и РВК. Также мы активно привлекаем бизнес к этим направлениям.

Во-вторых, – комплексная инициатива развития удалённых регионов экономик АТЭС. Это связано с задачей по продвижению интересов российского Дальнего Востока, тем не менее, инициатива была поддержана и Китаем, и Индонезией, и рядом других стран, у которых есть свои интересные наработки по развитию удалённых регионов. Уже в августе этого года будет проведена соответствующая конференция уровня старших должностных лиц по данной проблематике. По результатам данной работы планируется сформировать комплексный стратегический план АТЭС по этому вопросу.

В последнее время происходят большие изменения в мировой экономике и торговле, в том числе связанные с развитием новых технологий. Они как-то отражаются на дискуссиях в АТЭС? Появляются ли какие-то новые вопросы, которые до этого не обсуждались?

Да, конечно, дискуссии меняются. Если раньше ключевым вопросом была региональная экономическая интеграция, традиционное снижение тарифных барьеров, то сейчас ключевыми вопросами являются, во-первых, инновационное развитие, и здесь Россия, как я уже говорила, продвигает ряд интересных инициатив и проектов. Во-вторых, – это развитие цифровой экономики, что тоже для России принципиально важно. В этом году планируется формирование общей дорожной карты АТЭС по развитию цифровой экономики.

Можете рассказать подробнее об идеях, которые закладываются в такую карту?

Для начала речь идет о развитии физической инфраструктуры, то есть обеспечении всеобщего доступа в интернет. Здесь мы говорим не только о наличии широкополосного интернета по всей территории экономик АТЭС, но и о его доступности.

Второй блок вопросов – это обеспечение создания регуляторной базы, которая должна быть сформирована для развития цифровой экономики. На сегодняшний день ни в одной из экономик АТЭС комплексного законодательства в этой области нет. Есть отдельные законы, которые касаются персональных данных, цифровой подписи, электронного документооборота, других вопросов.

Третий блок вопросов касается обеспечения безопасности системы Интернет и цифровой экономики в целом. Это одно из ключевых направлений, потому что «большие данные» являются стимулом роста, некой валютой современной экономики, при этом необходимо обеспечивать должную защиту этих данных на разных уровнях. Роль государства в этом случае имеет принципиальное значение.

Четвертый блок – это формирование инклюзивной цифровой экономики. Здесь снова встаёт вопрос и удалённых регионов, и малых и средних предприятий, и обеспечения доступа к цифровым технологиям лиц с ограниченными возможностями.

Также важно отметить необходимость поддержания развития соответствующих технологий.

Отдельный вопрос – это формирование инструментария статистической оценки цифровой экономики.

А что с электронной торговлей?

Электронная коммерция является отдельным направлением работы АТЭС. В этом году председательствует в АТЭС Вьетнам, и по его инициативе разрабатывается рамочное соглашение по развитию электронной коммерции в экономиках АТЭС.


АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

  • - поддержание экономического роста стран региона;
  • - укрепление взаимной торговли;
  • - ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО (см. ВТО).

В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в. азиатский тихоокеанский международный сотрудничество

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и Папуа - Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы , гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

  • 1) Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).
  • 2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
  • 3) Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.
  • 4) Приоритетное внимание к информационному обмену. Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.
  • 5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума. На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений . АТЭС было создано в 1989 году. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций.

В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

В АТЭС в настоящее время входят 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совета экономического сотрудничества.

Страны-участницы АТЭС

Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.
АТЭС и либерализация торговли

По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

История АТЭС

Объединение образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС

Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов - России, Вьетнама и Перу - введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели и задачи АТЭС

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Богорские цели АТЭС

Богорские цели (Bogor Goals) АТЭС были провозглашены в Декларации глав государств и правительств экономик-участниц по итогам их встречи в Богоре (Индонезия) в 1994 г. - одном из главных программных документов Форума. Цели устанавливают долгосрочный ориентир в деятельности АТЭС - формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования: для развитых экономик к 2010 г., для развивающихся - к 2020 г. Особо оговорен принцип добровольности - каждая страна индивидуально определяет темпы своего движения к указанным целям, а также приверженность идеям «открытого регионализма», т.е. устранения барьеров для торговли и инвестиций в отношении не только партнеров по АТЭС, но и в равной степени всех прочих стран.

В 2005 г. на основе индивидуальных планов действий экономик-участниц и с привлечением представителей делового и научного сообществ региона проведен т.н. среднесрочный обзор движения к Богорским целям. По его итогам подготовлен проект доклада старших должностных лиц АТЭС с рекомендациями министрам и главам государств/правительств.

Основной вывод обзора состоит в признании, с одной стороны, существенного вклада АТЭС в экономический рост и благополучие региона через либерализацию условий торговли и инвестирования и, с другой - необходимости продолжения согласованных усилий на этом направлении с учетом новых задач как глобального, так и регионального экономического развития.

Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

1. Либерализация торговли и инвестиций.
2. Содействие бизнесу.
3. Экономическое и техническое сотрудничество.

Россия в АТЭС

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

С 2 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русском.

АТЭС и упрощения бизнеса

АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта "чаши спагетти", получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

Консорциум учебных центров АТЭС

В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

Деловой консультативный совет АТЭС

Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

Саммит АТЭС

Саммит АТЭС - ежегодная встреча лидеров государств АТЭС:

Саммит АТЭС 2007 (Австралия)
Саммит АТЭС 2008 (Перу)
Саммит АТЭС 2009 (Сингапур)
Саммит АТЭС 2011 (Гонолулу, США)
Саммит АТЭС 2012 (Владивосток, Россия)
Саммит АТЭС 2013 (Бали, Индонезия)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60% мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. АТЭС было образовано в 1989 г. в Канберре (Австралия) по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС не имеет устава, поэтому не может называться организацией, в связи с чем действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Цели организации – укрепление сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли.

АТЭС объединяет 19 стран (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории (Гонконг, являющийся частью КНР, и Тайвань), поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. Россия вступила в АТЭС в 1998 г.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности.

Россия рассматривает АТЭС в качестве одного из важнейших и перспективных институтов интеграции в районе «тихоокеанского кольца». По своему экономико-географическому охвату и «президентскому» формату Форум – самая представительная и не имеющая аналогов в АТР многосторонняя структура диалога и взаимодействия по ключевым вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой. Важнейшей вехой российского участия в АТЭС стало определение Владивостока как столицы саммита в 2012 г.

10 – 11 ноября 2014 г. в Пекине (Китай) прошла 22-ая ежегодная встреча лидеров экономик АТЭС. По завершении саммита страны-участницы приняли 24-страничную декларацию, в которой содержится множество подробностей о том, как будет развиваться взаимодействие в дальнейшем, например, был разработан план по усилению взаимосвязанности в 2015–2025 гг. Страны АТЭС также в очередной раз подтвердили верность принципу отказа от протекционизма.


После переговоров между Россией и Китаем было подписано 17 документов, касающихся нефтегазового сектора, гидроэнергетики, совместных инфраструктурных проектов и поставок оборудования. Наряду с уже подписанным договором в мае 2014 г. о поставках газа Китаю через восточный маршрут «Сила Сибири», был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в 2 раза за счет мощностей западного маршрута «Алтай». После реализации всех подписанных соглашений по поставкам природного газа Китай станет импортером российского газа №1 в мире.

В сфере финансов новых соглашений достиг и российский Внешэкономбанк (ВЭБ). Банк совместно с китайскими партнерами создаст фонд по привлечению частных китайских инвестиций. Помимо создания фонда ВЭБ планирует привлечь несколько млрд. долларов иностранных инвестиций для строительства в России жилья эконом-класса.

В ходе саммита АТЭС президент США продвигал идею создания Транстихоокеанского партнерства, условия которого полностью не разглашаются, зато просматривается намерение – ограничить дальнейший экономический рост Китая и собрать вокруг себя – и против Китая – все страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Транстихоокеанское партнерство, по замыслу организаторов, должно стать международной торгово-экономической организацией с возможным введением зоны свободной торговли в регионе. С такой идеей выступили в 2003 г. Новая Зеландия, Сингапур и Чили. США заинтересовались проектом в 2008 г. Однако ни США, ни другие страны до сих пор не подписали соглашение об учреждении транстихоокеанского партнерства, а ведут переговоры.

Российский лидер в интервью китайским СМИ выступил против планов США. «Очевидно, что Транстихоокеанское партнёрство – очередная попытка США построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. В то же время полагаю, что отсутствие в составе его участников таких крупнейших региональных игроков, как Россия и Китай, вряд ли позволит выстроить эффективное торгово-экономическое взаимодействие. Оценить, что реально достигнуто в рамках Транстихоокеанского партнерства, пока непросто. Продвижение этой инициативы осуществляется в закрытом режиме даже для бизнеса и общественности самих договаривающихся государств, не говоря уже о других странах», – заявил В. Путин.

В целом саммит можно назвать удачным – сотрудничество стран АТЭС продолжается и продолжается успешно. Об этом свидетельствуют хотя бы те данные, которые привел в своем выступлении Владимир Путин: «В последние годы расширение торговых связей Азиатско-тихоокеанского региона сопровождалось заметным ростом экономики наших стран. Сегодня на долю АТЭС приходится 37% мировой торговли, значительно улучшились и условия жизни населения. Это тоже факт, который является объективным. Во многом это результат развивающейся в АТР экономической интеграции. В прошлом году в АТЭС пройден качественный рубеж: впервые объемы торговли внутри нашего объединения превысили размеры экспортно-импортных операций с внерегиональными странами. Для сохранения такой позитивной динамики необходимо и дальше углублять торгово-инвестиционное сотрудничество между нашими странами, активнее устранять избыточные административные барьеры, о которых мы постоянно говорим, улучшать доступ на рынки».

По данным китайской таможенной статистики, товарооборот между Россией и КНР в 2013 г. составил $89,21 млрд, увеличившись на символические 1,1%. Основными статьями российского экспорта до сих пор остаются «минеральное топливо, нефть и нефтепродукты» (67,9% общего объема), древесина (7,1%), рудное сырье (5,3%), цветные металлы (4,3%), а также химическая продукция (3,8%). В свою очередь основными статьями китайского экспорта в Россию по итогам 2013 года стали машинно-техническая продукция (38,0%), химическая продукция (8,4%), «одежда текстильная» (6,8%), «одежда трикотажная» (6,5%), а также обувь (6,1%).