Роль и функции государственных финансов. Состав и звенья государственных финансов

Классическим

Финансовый рынок не включает рынок...

товаров и услуг

47. Эмитентом краткосрочных облигаций является…

Министерство финансов РФ

Ценные бумаги, эмитентами которых являются акционерные общества и организации, называются __________ ценными бумагами

Корпоративными

49. На российском рынке ценных бумаг дилером может быть….

Только юридическое лицо

50.Услуги по хранению сертификатов ценных бумаг оказывают…

депозитарии

Ценной бумагой, содержащей письменное распоряжение плательщику уплатить указанную сумму, является

Вексель

52. Выпуск в обращение ценных бумаг называется…

Эмиссией

53. В соответствии с российским законодательством доля _________ акций в уставном капитале акционерного общества не может быть менее 75%

Обыкновенных

54. Одной из отличительных особенностей международных финансовых рынков является…

Отсутствие географических границ

На самой облигации напечатана ________ цена, которая служит в качестве базы при дальнейших перерасчетах и при начислении процентов

Номинальная

Могут передаваться с помощью индоссамента __________ чеки

Ордерные

Начальное размещение ценных бумаг среди инвесторов осуществляется на _________ рынке ценных бумаг

Первичном

На рынке ценных бумаг _________ деятельность могут осуществлять и физические, и юридические лица

Брокерскую

Доходность государственных краткосрочных облигаций к погашению в основном зависит от

Размера купонов

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, называются

Дилерами

61. Если рыночная цена в момент эмиссии выше номинала, значит облигация размещается с…

Ажио

62. Облигации, дающие их владельцу право обменить их на акции того же эмитента, называют…

Конвертируемыми

Размещение ценных бумаг без публичного объявления среди заранее известного ограниченного крыга инвесторов предполагает ________ эмиссия

Закрытая

64.Одной из отличительных особенностей международных финансовых рынков является то, что на них…

Работают только первоклассные участники сделок

Акция котируется на вторичном рынке ценных бумаг по _______ стоимости

рыночной

Государственные финансы

66. Роль государственных финансов максимальна в...

унитарном государстве.

67. К государственным финансовым ресурсам, мобилизованным на рынке, относится (относятся)...

эмиссия ценных бумаг.

68. На какие две группы Крижанич Ю. делит способы обогащения государства (конкретная формулировка)?

законные и незаконные;

69. За счет государственных финансов обеспечивается...

выполнение функций государства.

70. Эмиссию денег, регулирование наличного и безналичного платежного обращения, изъятие денег из обращения осуществляет...

Центральный банк РФ;

71. К государственным финансовым ресурсам, полученным в порядке перераспределения, относится (относятся)...

государственный кредит;

72. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости - это...

облигация;

73. Внешние займы предоставляются государству в форме...

межправительственных займов;

74. Этот метод управления государственным долгом предусматривает погашение основной задолженности и процентов по ней за счет средств, полученных от размещения новых займов

рефинансирование.

75. Из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде, состоит _________________ государственный долг.

текущий;

76. Государственный кредит не выполняет ___________ функцию.

коммерческую.

77. Государственный кредит является частью...

и финансовых, и кредитных отношений;

78. Международная ликвидность включает...

официальные валютные резервы стран, официальные золотые резервы стран, резервную позицию в Международном валютном фонде;

79. Погашение задолженности за счет средств, полученных от размещения новых займов, называется ______________государственного долга.

рефинансированием;

80. Источником выплаты долга по государственному кредиту является (являются)...

бюджетные средства;

81. Временное приостановление платежей по государственному долгу - это...

дефолт;

82. Субъектами государственного кредита выступают...

только юридические и физические лица.

83. Изменение условий займа с целью уменьшения выплат по государственному долгу или их отсрочки

рефинансирование;

84. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет...

Правительство РФ.

85. Основную задачу реализации - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней – имеет _________функция налогов.

регулирующая.

86. К основным налоговым доходам федерального бюджета относят...

водный налог;

налог на добавленную стоимость.

87. Налоговое планирование - это...

метод законного снижения налоговых выплат;

88. Сумма налога на игорный бизнес зачисляется в...

местный бюджет.

89. Основными задачами современной налоговой политики РФ являются...

совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

оптимизация налоговых льгот и преференций.

90. Позволяет формировать, использовать и распределять доходы различных групп населения _______функция налогов.

регулирующая;

91. Объектом налогообложения при исчислении земельного налога являются...

земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований;

92. К собственным государственным финансовым ресурсам относится (относятся)...

налоги;

93. Территориальные финансы решают вопросы финансирования...

специализированного образования.

94. Источником финансирования дефицита местного бюджета не может быть...

продажа золотовалютных резервов;

95. Контроль за использованием средств территориальных денежных фондов осуществляет...

Министерство финансов региона.

96. В состав территориальных финансов РФ входит...

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

Роль государственных финансов – регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.
На практике применяется, что роль финансов заключается в том, чтобы приспособить пропорции к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.
Их роль возрастает с потребностями и уровнем развития государства и общества. Государство использует различные формы их применения: вводит различные виды платежей, способ использования имеющихся финансовых ресурсов и проч. Финансы необходимы для экономики как круговорот воды в природе: фонды перетекают из индивидуального и общественного производства и потребления. Также они регулируют, вернее используются как инструмент регулирования экономики со стороны государства на различных уровнях. И самое мощное их применение, как в геополитическом, так и в социальном плане – это стимулирование научно-технического прогресса, освоения новых передовых знаний и применение оных в удовлетворении общественных потребностей, защиты общества, государства и проч.
Финансы государства в простейшем выражении можно увидеть в виде бюджета, который является главным политическим и финансовым инструментов государственной политики.
Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:
1) определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;
2) ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;
3) перераспределение доходов и богатства;
4) стабилизация экономики;
5) перераспределение ресурсов.
Действие названных функций непосредственно или опосредованно (косвенно) связано с использованием категории «финансы»; в большей мере эта связь проявляется для третьей, четвертой и пятой функций государства.
Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущий данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категорий свойств. В функции отражается общественное назначение категории, раскрывается ее экономическая природа. В связи с тем, что финансы являются сложной, специфической экономической категорией, производной от другой, более общей категории - денег, и в связи с невозможностью четко очертить границы действия данной экономической категории, ее глубоким проникновением во все сферы общественно-политической и экономической жизни вопрос о функциях финансов до сих пор является дискуссионным - мнение ученых-теоретиков по этому поводу разделились.
В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная. Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства – в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.
Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
С помощью распределительной функции распределяются и перераспределяются валовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального богатства (например при изъятии оборотных средств, операций по реализации государственного имущества).
Различают первичное распределение общественного продукта и последующее,или перераспределение. При первичном распределении из общего объема совокупного общественного продукта выделяется фонд возмещения (материальные затраты и амортизационные отчисления) и вновь созданная стоимость - национальный доход, формируются первичные доходы производственной сферы (хозяйствующих субъектов и их работников). Перераспределение охватывает многообразный процесс членения общественного продукта по субъектам хозяйствования как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, в результате чего удовлетворяются разнообразные потребности участников воспроизводства в денежных средствах для обеспечения конечного потребления продукта в натурально-вещественной форме. При этом доходы одних участников формируются за счет расходов других, и национальный доход приобретает форму фонда накопления и фонда потребления. В первом случае средства используются для расширения производства или прироста производственных фондов с капитала материальной сферы, непроизводственных фондов социальной инфраструктуры, создания резервов и страховых фондов. Фонд потребления составляют конечные доходы всего населения, используемые для его воспроизводства, ресурсы для содержания учреждений социальной сферы, науки, культуры, управления, обороны страны. Участие финансов в первичном распределении и перераспределении общественного продукта неодинаково. При первичном распределении финансы взаимодействуют с другими экономическими категориями - ценой, оплатой труда. Основная же сфера приложения финансов - перераспределение, где они взаимодействуют с родственной экономической категорией - кредитом. Распределительная функция финансов охватывает межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, внутрихозяйственное распределение.
Межтерриториальное и межотраслевое перераспределения осуществляются через государственный бюджет, когда денежные средства изымаются от одних субъектов хозяйствования и передаются административно-территориальным единицам или отраслям, испытывающим недостаток в финансовых ресурсах. Благодаря этим видам перераспределения достигается пропорциональное развитие всей экономики, что особенно актуально в условиях Казахстана для развития производства в конечных отраслях, а также подъема экономики и социально-бытовой инфраструктуры в отсталых регионах. Сфера внутриотраслевого и внутрихозяйственного перераспределения в ходе перестройки экономики постепенно сужается с внедрением методов коммерческого расчета и самофинансирования, предполагающих использование заработанных средств хозяйствующего субъекта, кроме полагающихся по закону отчислений государству. Следовательно, через распределительную функцию финансы удовлетворяют определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, экономических агентов путем формирования денежных доходов и расходования средств.

Финансы - категория обмена, так как в обмене продолжается процесс распределения общественного продукта, и финансы выступают инструментом этого распределения: финансы выражают движение стоимости, которое происходит не только на второй, но и на третьей стадии воспроизводственного процесса, то есть обмена; в обмене также происходят процессы переложения налогов; кроме того, финансы связаны не только с формированием, но и с использованием денежных фондов, а оно происходит в обмене, когда на денежные фонды приобретаются товарно-материальные ценности; финансы относятся к категории потребления, поскольку участвуют в формировании фондов общественного потребления и личного потребления и с их помощью обеспечиваются конечные пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления. Если исходить из последовательных стадий процесса воспроизводства, то в 1-й стадии - производстве непосредственно происходит создание стоимости. Это достигается последовательным её наращиванием от исходного предмета труда до готового продукта(или состояния, предназначенного для дальнейшей переработки), предназначенного для обмена на денежный эквивалент. Для этого изыскиваются финансовые ресурсы, потребные, во-первых, для приобретения средств труда, предметов труда (сырья, материалов, энергоресурсов), во-вторых, для осуществления процесса производства - разнообразных денежных затрат на компоненты добавленной стоимости: на оплату труда собственным работникам, оплату материальных и нематериальных услуг сторонним субъектам. Потребные финансовые ресурсы формируются производителем из разных источников: в укрупненном представлении - это собственный капитал, заемные средства, мобилизованные на финансовом рынке, бюджетные ресурсы. В отличие от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. При таком подходе существенно расширяется сфера действия финансов. В соответствии с подобным расширительным пониманием сущности финансов сторонниками воспроизводственной концепции они наделяют финансы следующими функциями:
1) воспроизводственная функция - по обеспечению процесса общественного воспроизводства финансовыми ресурсами. Под воспроизводством финансовых ресурсов следует понимать их формирование, распределение и использование. Воспроизводственная функция представляется в разных модификациях (подфункциях), свойственных подчиненным субкатегориям финансов и которые будут рассмотрены в последующих главах учебника;
2) контрольная функция. Содержание подфункций воспроизводственной функции финансов объясняется разным характером экономических отношений, происходящих в процессах образования и использования доходов и фондов, а также составом участников данных процессов. Непосредственным источником образования доходов служит национальный доход, получаемый в сфере материального производства. В процессе первичного распределения национального дохода образуются первичные доходы исходных звеньев экономики - фирм, компаний, домашних хозяйств. Из их доходов в процессе перераспределения формируются путем накопления фонды денежных средств для использования на разные собственные цели и образуются, в виде обязательных отчислений, фонды денежных средств других участников общественных отношений.

Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Тема 1. ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Государственные финансы - это комплекс финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, с помощью которых происходят аккумуляция денежных средств и осуществление денежных расходов. Другими словами, государство постоянно осуществляет определенные операции по сбору и перераспределению денежных средств. Именно данные операции в своей совокупности являются государственными финансами. Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются так или иначе в ВВП (валовом внутреннем продукте), можно сказать, что ВВП - общий доходный источник.

Государственные финансы - важный элемент любой финансовой системы. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство обладает возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих фун­кций. Данное определение позволяет понять не только сущность, но и назначение государственных финансов, а именно: государственные финансы существуют для финансирования государственных функций. Функциями государства являются как экономические и политические, так и оборонные, культурные и т.д. Сфера интересов такого государства, как Россия, не может ограничить­ся только внутренними заботами, поэтому к государственным фун­кциям можно добавить действия, связанные с международным сотрудничеством в самых разных сферах.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ

Государственные финансы призваны обеспечивать полноценное финансирование всех программ, связанных с выполнением многочисленных государственных функций. Естественно, это сложная задача, и государственные финансы используются толь­ко там, где в этом существует особая необходимость. Государственные финансы являются тем звеном, которое соединяет в себе доходы и расходы всех субъектов экономики и в то же вре­мя обеспечивает финансирование программ, важных для разви­тия и нормального существования субъектов. Финансы государ­ства являются денежными отношениями, поскольку призваны финансировать государственные расходы.

Таким образом, государственные финансы представляют со­бой сложный, но необходимый элемент в финансовой цепочке и экономике в целом.


ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. Сущность государственных финансов.......................................5

1.1. Государственные доходы............................................................................7

1.2. Государственные расходы...........................................................................9

2. Функции государственных финансов.......................................12

3. Принципы и роль государственных финансов.....................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................22

ВВЕДЕНИЕ

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

1. Сущность государственных финансов

Государственные финансы - важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению.

В состав государственного финансирования входят следующие звенья:

    бюджеты разных уровней;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    финансы государственных предприятий.

Бюджеты разных уровней. Главную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи. Они складываются на различных уровнях: федеральном, республиканском и местном. На федеральном уровне - это федеральный бюджет, финансовые ресурсы, которые используются на решение общегосударственных проблем, которые необходимы для всего государства. Это содержание армии, управление государством, содержание социально-культурной сферы, на медицинские нужды, на решение международных соглашений.

На республиканском уровне (субъектном) - бюджеты субъектов Федерации. Финансовые ресурсы, которые предназначены для выполнения государственных функций субъектов Федерации. Эти финансовые ресурсы разделяются по территориям, отраслям и должны иметь социально-экономическую направленность.

На местном уровне - финансовые ресурсы местных бюджетов, которые используют для регулирования экономических процессов местного хозяйства, т.е. создания территориальной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, финансирования затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. 1

Следующим звеном являются внебюджетные фонды, которые могут быть федерального и регионального назначения.

Внебюджетные фонды федерального назначения - это фонд социального страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости.

Внебюджетные фонды регионального назначения - инновационный фонд, который идет на создание и внедрение в производство новой продукции, технологии, техники и других достижений НТП, природоохранный фонд и фонд регионального развития.

По функциональному назначению внебюджетные фонды подразделяются:

    на экономические,

    социальные,

    природоохранные.

Внебюджетные фонды имеют свои особенности:

    финансируют строго целевые мероприятия,

    носят автономный характер,

    не нуждаются в законодательном оформлении,

    обособлены от бюджета.

Источники финансовых ресурсов внебюджетных фондов - это социально-целевые отчисления: доходы от займов и лотерей, добровольные взносы и пожертвования, сэкономленные финансовые ресурсы.

Государственные кредиты. Государство мобилизует временно свободные денежные средства юридических и физических лиц для покрытия своих расходов. Для этого оно выпускает государственные ценные бумаги. Основными формами государственного кредита являются: займы, казначейские ссуды.

Государственные кредитные ресурсы должны покрывать дефицит бюджета и способствовать оттоку денег из обращения. 2

1.1. Государственные доходы

Государственные доходы - часть финансовых отношений, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства. Аккумулируемые государством финансы называются централизованными.

Та часть государственных доходов, которая остается на государственных предприятиях, называется децентрализованными. Денежные отношения при формировании государственных доходов очень многообразны. Объектами этих отношений являются: на государственных предприятиях - выручка, прибыль, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование.

При бюджетных отношениях объектами будут прибыль и заработная плата, так как с них берутся налоги.

При государственных кредитных отношениях объектами будут временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения.

Источниками государственных доходов являются внутренние и внешние источники.

Внутренние источники - НД, золотой запас государства и платная приватизация государственного имущества.

Внешние источники - заимствование в других странах и выплаты по кредитам зарубежных стран.

Государственные доходы формируются тремя методами. Эти методы взаимосвязаны, и их называют системой государственных доходов:

Система государственных доходов решает три задачи:

    фискальную,

    экономическую,

    социальную.

Налоги - обязательные взносы в государственный бюджет части доходов юридических и физических лиц для использования в интересах всего общества.

Механизм взыскания налог7ов в экономически развитых странах является главным инструментом перераспределения НД и пополнения бюджета и внебюджетных фондов. Налоги обеспечивают финансовыми ресурсами государственную власть, т.е. выполняют фискальную роль.

Во-вторых, налоги влияют на расширение воспроизводства, совершенствуют отраслевую и территориальную структуру экономики, т.е. выполняют экономическую роль. В-третьих, регулируют доходы различных социальных групп населения, освобождают некоторые группы путем установления льгот, т.е. выполняют социальную роль.

Займы - находят применение в различных звеньях государственных финансов: в федеральном регулировании, местных бюджетах, во внебюджетных фондах и в составе привлеченных средств предприятий. При финансовой напряженности в стране роль государственных займов увеличивается. Финансовая напряженность может быть связана с финансовыми расходами на военные нужды, с крупными платежами по ранее взятым государственным займам, с увеличением государственных расходов, выполнением социальных программ, финансированием капитальных вложений. Финансовой базой погашения займов являются налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и процентов по ним, требуют увеличения налогов, т.е. повышения налоговых ставок или введения новых налогов. В этой связи для того, чтобы уменьшить социальную напряженность в обществе (недовольных налогоплательщиков), государство выпускает новые встречные государственные займы. Но чтобы они оправдали себя, необходима соответствующая платежеспособность предприятий, населения и доверие этих категорий к государственным ценным бумагам.