Правила ведения бухгалтерского учета. Правила ведения бухгалтерского учета в ООО (нюансы)

ПБУ - это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Утверждаются ПБУ приказами Минфина России.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются обязательными документами. Следовать им должны все компании, которые ведут .

Перечень действующих ПБУ

    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

    ПБУ 1/2008 Учетная политика организации;

    ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда;

    ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

    ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации;

    ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов;

    ПБУ 6/01 Учет основных средств;

    ПБУ 7/98 События после отчетной даты;

    ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы;

    ПБУ 9/99 Доходы организации;

    ПБУ 10/99 Расходы организации;

    ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах;

    ПБУ 12/2010 Информация по сегментам;

    ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи;

    ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов;

    ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам;

    ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности;

    ПБУ 17/02 Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы;

    ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль;

    ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений;

    ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности;

    ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;

    ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств;

    ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): подробности для бухгалтера

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    Федерального закона «О бухгалтерском учете» Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период...

  • На что обратить внимание при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год

    Она была обнаружена (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете... Однако в силу п. 34 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ... «свернутого сальдо») (п. 19 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на... Такими условиями являются (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и... с этими фактами (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ...

  • Порядок документального оформления возврата бракованного товара поставщику

    С п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов... по претензиям". На основании Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ...

  • Поощрительные выплаты работникам, связанные с завершением строительства

    Основании второго абзаца пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика... должна руководствоваться пунктом 7.1 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика... порядком отражения оценочных обязательств, установленных Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства... правилами оценки основных средств, установленных Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/2001 «Учет основных...

  • «Стандартные» требования к учету событий после отчетной даты

    30.12.2017 № 274н. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты», утв...

  • Бухгалтерская отчетность – 2017: рекомендации Минфина

    ... № 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1 ...

  • Промежуточная бухгалтерская отчетность отменяется!
  • Унификация учетной политики по ФСБУ и по МСФО

    28.04.2017 № 69н в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика... , составляемый в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 23/2011 «Отчет о... учете. На основании пункта 23 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства... изменение. Кроме того, пункт 14 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных... она это делает по МСФО. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных...

  • Залог. Бухгалтерский учет и налогообложение

    ... ; (п. п. 5, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ... , п. п. 5, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ...) (п. п. 5, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ... , п. п. 5, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ... п. п. 7, 10.1 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ... 11, абз. 2 п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ...

В соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", ПРИКАЗЫВАЮ:

30. Для учета активов, подлежащих списанию, применяются акты на выбытие (списание), формы которых утверждены Приказом 562 . Акты на выбытие (списание) составляются в двух экземплярах, первый экземпляр акта направляется в бухгалтерскую службу, второй остается в подразделении субъекта.

31. Для оформления приемки-передачи активов из ремонта, реконструкции (модернизации) применяется акт приемки - передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) активов, форма которого утверждена Приказом 562 . Акт, подписанный материально ответственным работником заказчика, на прием активов, и представителем исполнителя, производившем ремонт, реконструкцию (модернизацию), составляется в двух экземплярах. Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководством заказчика.

32. Для учета реализации запасов применяется накладная на отпуск запасов на сторону, форма которой утверждена Приказом 562 .

33. Для оформления оприходования запасов, полученных при разборке и демонтаже активов, пригодных для использования при производстве работ, применяется акт об оприходовании запасов, полученных при разборке и демонтаже основных средств, форма которого утверждена Приказом 562 . Акт составляется в трех экземплярах, первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.

34. Для оформления передачи, продажи активов применяются акты приемки – передачи, формы которых утверждены Приказом 562. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами на каждый отдельный объект или компонент объекта. Оформленный акт с приложенной документацией передается в бухгалтерскую службу, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководством субъекта.

Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 383

35. Для учета активов применяются инвентарные карточки, формы которых утверждены Приказом 562 . Инвентарные карточки заполняются в одном экземпляре на основании документов на приход активов, их перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт и списание, и содержат основные качественные и количественные показатели активов, а также относящиеся к ним важнейшие пристройки, приспособления.

Инвентарные номера присваиваются активам по мере их поступления по порядково-серийной системе.

Для учета арендованных активов применяется карточка учета арендованных (долгосрочно-арендованных) активов, форма которой утверждена Приказом 562 .

36. При обнаружении дефектов в процессе инвентаризации, монтажа или испытания активов применяется акт о выявленных дефектах актива, форма которого утверждена Приказом 562 .

Параграф 3. Порядок приема и выдачи наличных денег
и оформления кассовых документов

37. Прием наличных денег в кассу субъекта производится по приходному кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом 562 (далее – приходный ордер), подписанному главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным руководством субъекта.

При приеме наличных денег выдается квитанция за подписями главного бухгалтера или лица на то уполномоченного руководством субъекта и кассира и скрепляется печатью этой организации (при ее наличии).

Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

38. Выдача наличных денег из кассы производится по расходному кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом 562 (далее - расходный ордер). Расходный ордер подписывается руководством субъекта, главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным руководством субъекта, и кассиром.

39. Все приходные и расходные ордера до передачи их в кассу регистрируются бухгалтерской службой в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, форма которого утверждена Приказом 562 .

40. При выдаче денег отдельному лицу по расходному ордеру или платежной ведомости, форма которой утверждена Приказом 562 , кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя (паспорт или удостоверение личности гражданина), записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан.

41. Получатель денег расписывается в расходном ордере или ведомости собственноручно чернилами (шариковой ручкой).

42. Выдача наличных денег лицам, не состоящим в списочном составе субъекта, производится по расходным ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

43. Выдачу наличных денег кассир производит только лицу, указанному в расходном ордере или платежной ведомости. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера указываются фамилия, имя, отчество и наименование, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, лица, которому доверено получение и фактического получателя наличных денежных средств. Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному ордеру.

44. Оплата труда, выплата пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, премий по платежным ведомостям производится кассиром без составления расходного ордера на каждого получателя.

На общую сумму выданных наличных денег составляется один расходный ордер, дата и номер которого проставляется на каждой платежной ведомости.

45. На титульном (заглавном) листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче наличных денег, за подписями руководства субъекта и главного бухгалтера, с указанием сроков выдачи наличных денег и суммы прописью.

46. Для учета денежных средств и их эквивалентов, выданных из кассы доверенному лицу (раздатчику) по выплате заработной платы и возврата остатка наличности и оплаченных документов, применяется книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств и их эквивалентов, форма которой утверждена Приказом 562 .

47. В расходных ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Расходные ордера или платежные ведомости не выдаются лицам, получающим наличные деньги.

48. При получении приходных и расходных ордеров или платежных ведомостей кассир проверяет:

1) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном ордере или платежной ведомости - разрешительной подписи руководства субъекта;

2) правильность оформления документов;

3) наличие перечисленных в документах приложений.

В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерскую службу для надлежащего оформления.

49. Расходные ордера, оформленные к платежным ведомостям на выплату заработной платы, регистрируются после ее выдачи.

Параграф 4. Порядок ведения кассовой книги и хранения денег

50. Для осуществления расчетов наличными деньгами субъекты ведут кассовую книгу, форма которой утверждена Приказом 562. Кассовая книга нумеруется, прошивается и скрепляется печатью этой организации (при ее наличии). Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководства субъекта, главного бухгалтера.

Сноска. Пункт 50 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

51. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах. Вторые экземпляры листов служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

При автоматизированном способе ведения кассовых операций обеспечивается соблюдение порядка, установленного настоящим параграфом. Кассовая книга, распечатанная на бумажных носителях, брошюруется в хронологическом порядке.

52. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи наличных денег по каждому ордеру или платежной ведомости. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток наличных денег в кассе и передает в бухгалтерскую службу отчет кассира (второй отрывной лист записей в кассовой книге за день) с приложением приходных и расходных кассовых документов под расписку в кассовой книге. Одновременно кассир сверяет остаток наличных денег в кассе с фактическим наличием денег.

53. Выдача наличных денег из кассы, без подписи получателя в расходном ордере или в платежной ведомости, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не оправданные приходными ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход субъекта.

54. Организация правильного и своевременного ведения кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.

У субъектов малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, не имеющих в штате кассира, его обязанности выполняет руководство субъекта либо главный бухгалтер по письменному распоряжению (приказу).

55. Все наличные деньги, бланки строгой отчетности, ценные бумаги и другие ценности, принадлежащие субъекту, хранятся, в сейфах или несгораемых металлических шкафах. Ключи от сейфов и металлических шкафов хранятся у кассира.

56. Перед открытием сейфов и металлических шкафов кассир осматривает их целостность.

В случае обнаружения повреждений кассир докладывает об этом руководству субъекта, которое сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к охране кассы до прибытия сотрудников полиции.

В этом случае руководство субъекта, главный бухгалтер, а также кассир после получения разрешения органов внутренних дел производят проверку наличия денег и других ценностей, хранящихся в кассе, до начала кассовых операций.

О результатах проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается всеми участвующими в проверке лицами. Первый экземпляр акта передается в органы внутренних дел, второй - остается у субъекта.

57. В сроки, установленные руководством субъекта и не подлежащие разглашению, производится инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом всех наличных денег и проверкой ценных бумаг и других ценностей, находящихся в кассе.

Для производства инвентаризации кассы приказом руководства субъекта назначается комиссия в составе не менее трех человек, которая по результатам инвентаризации составляет в двух экземплярах акт инвентаризации, форма которого утверждена Приказом 562 .

58. При обнаружении в кассе недостачи или излишка в акте инвентаризации указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения.

Параграф 5. Порядок учета подотчетных сумм

59. Подотчетные суммы выдаются только сотрудникам субъекта.

Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.

Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562 , подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

4. Порядок проведения инвентаризации

60. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год.

Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, самостоятельно определяют период проведения инвентаризации.

61. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.

62. Независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится:

1) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

2) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

3) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

4) при реорганизации субъекта перед составлением разделительного бухгалтерского баланса.

63. Количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются в учетной политике руководством субъекта.

64. Для проведения инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководства субъекта.

65. До проведения инвентаризации члены комиссии:

1) знакомятся с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;

2) пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;

3) проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;

4) получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.

66. Материально ответственные лица субъекта представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу.

67. Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.

Проверка фактических остатков производится при участии материально ответственного лица субъекта, при этом материально ответственное лицо не является членом комиссии на своем участке.

68. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи, формы которых утверждены Приказом 562 .

Инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта.

В конце описи материально ответственное лицо субъекта дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.

Если период проведения инвентаризации имущества составляет более чем один день, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица.

В случае если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки для фактического наличия имущества, форма которых утверждена Приказом 562 .

69. На имущество, не принадлежащее субъекту на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.

70. По окончании инвентаризации, оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости, формы которых утверждены Приказом 562 , сдаются в бухгалтерскую службу.

71. Выявленные при инвентаризации (расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета) излишки признаются доходом и подлежат оприходованию, недостачи признаются расходом или, в случае установления виновного лица, его задолженностью.

Нормы естественной убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач.

Недостача и порча запасов сверх норм естественной убыли при наличии виновных лиц возмещается виновными лицами.

72. Комиссия выявляет причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным руководством субъекта.

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности оформляется Актом инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, форма которого утверждена Приказом 562 , с приложением акта сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами, в произвольной форме.

Сноска. Пункт 72 в редакции приказа Министра финансов РК от 25.05.2016 № 256 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

5. Порядок хранения документов бухгалтерского учета

73. Субъекты обеспечивают оперативное (в случаях необходимости пользования теми или иными материалами), временное (долговременное) и постоянное хранение документов.

74. Меры по организации оперативного хранения документов определяются руководством субъекта, и включают в себя установление лица (или лиц - по отдельным направлениям деятельности), ответственного (ых) за формирование и полноту документов, подлежащих специальному учету и хранению.

75. Сохранность первичных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.

76. Перед сдачей документов в архив их необходимо соответствующим образом подготовить.

Однородные первичные документы формируют в дела.

Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в делопроизводстве субъекта, с указанием сроков их хранения, оформляемый в соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.

Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел. При формировании дел соблюдаются следующие условия:

1) документы постоянного и временного сроков хранения группируются в дела раздельно;

2) подлинники отделяют от копий, а годовые планы и отчеты - от квартальных и месячных;

3) в дело включается по одному экземпляру каждого документа.

В дело группируются документы одного периода - месяца, квартала, календарного года, кроме переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся по окончании календарного года). При наличии в деле документов за период, более чем один месяц документы помесячно разделяются листами бумаги с указанием месяца.

Приложения к документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к документам, которым они относятся.

77. Постоянное, временное хранение документов субъекта обеспечивается самостоятельно при наличии собственного специально оборудованного помещения или путем передачи документов на хранение в соответствующие архивные учреждения за счет средств субъекта.

78. Законченные делопроизводством дела после окончания календарного года, в котором они были заведены, для подготовки их к передаче для постоянного хранения, подлежат оформлению и описанию в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.

79. Сведения о приеме-передаче дел и документов реорганизуемых субъектов отражаются в материалах о завершении реорганизации субъекта.

80. В случае кражи, порчи, уничтожения или гибели (пожар, затопление, стихийное бедствие) документов, руководством субъекта назначается комиссия по расследованию причин их пропажи или гибели и выявлению виновных лиц. По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждается руководством субъекта. В акте подробно описывается: место и причины происшедшего, характер внешних повреждений, приводится перечень утраченных (поврежденных) документов, указываются лица, ответственные за сохранность первичных документов. От этих лиц комиссия получает письменное пояснение случившегося. Копия акта направляется вышестоящей организации или учредителям. В случае утраты документов, руководство субъекта обеспечивает их восстановление.

81. При установлении документально подтвержденных фактов уголовных и (или) административных правонарушений, а также порчи имущества в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в результате которых произошла утрата (уничтожение) оригинала первичного документа, изготовляется копия первичного документа, заверенная контрагентом, у которого сохранился подлинник.

Для заверения соответствия документа подлиннику на копии документа ниже реквизита "Подпись" проставляется заверительная надпись "Копия верна" (без кавычек), наименование должности лица, заверившего копию, личная подпись и ее расшифровка, оттиск печати организации (при ее наличии), дата заверения.

Сноска. Правила дополнены пунктом 81 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Ведение бухгалтерского учёта регламентируется определёнными правилами, которыми понимают постановление, предписание, устанавливающие порядок чего-нибудь.

Правила ведения бухгалтерского учёта сформулированы во II разделе Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации:

    учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включённых в рабочий план счетов;

    бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций ведётся в валюте РФ – в рублях и на русском языке;

    для ведения бухгалтерского учёта в организациях формируется учётная политика, под которой понимается принятая организацией совокупность способов ведения учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности;

    в бухгалтерском учёте текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно;

    все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт;

    регистры бухгалтерского учёта: специальные книги (журналы), отдельные листы, карточки, машинограммы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных учётных документах. Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – государственной тайной;

    активы, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности подлежат оценке в денежном выражении;

    для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой, проверяются и документально подтверждаются их наличие, оценка и сохранность.

Перечисленные правила ведения бухгалтерского учёта являются обязательными для всех экономических субъектов и соответствуют рациональной организации бухгалтерского учёта.

1.5. Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России

При выборе ориентира для реформы бухгалтерского учёта в России было признано целесообразным использовать Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) прежде всего при создании Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике, для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и международными компаниями, а также в процессе разработки национальных положений по бухгалтерскому учёту (стандартов) в качестве отправной точки соответствия международно принятой учётной практики.

29 декабря 1997г. Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, подготовленная разработчиками реформы, была одобрена методическим советом по бухгалтерскому учёту при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом института профессиональных бухгалтеров.

Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учёта в условиях новой экономической среды, складывающейся в России. Она основывается на достижениях бухгалтерской науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно-признанным стандартам финансовой отчётности.

Этот документ является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта и не заменяет никакие нормативные акты по бухгалтерскому учёту. Более того, если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учёту, то использованию подлежит положение законодательного или нормативного акта. Новая Концепция бухгалтерского учёта и разрабатываемые на её основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учёта, а также контроля за достоверностью и надёжностью финансовой информации, должны создавать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе инвестиций. Концепция представляет собой описательную модель системы бухгалтерского учёта, адекватную рыночной экономике. Наполняемость модели осуществляется через национальные стандарты – положения по бухгалтерскому учёту. Программа реформирования бухгалтерского учёта включала разработку 22 национальных стандартов. В настоящее время разработано уже 24 стандарта, приближённых к международным стандартам финансовой отчётности (МСФО).

Отметим основные положения Концепции.

Во-первых, в Концепции чётко сформулирована цель бухгалтерского учёта в рыночной экономике – формирование информации для внутренних и внешних пользователей;

Во-вторых, в Концепции впервые определено понятие «заинтересованные пользователи» и установлены их потребности в бухгалтерской информации.

Заинтересованные пользователи – это лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить, изучать и использовать эту информацию.

Заинтересованными пользователями могут быть инвесторы, персонал организации, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественности.

В концепции определены потребности заинтересованных пользователей в бухгалтерской информации:

– инвесторы (реальные и потенциальные) заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды;

– персонал предприятия заинтересован в информации о стабильности и прибыльности предприятия; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

– заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены причитающиеся проценты;

– поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы за поставленные товары, продукцию и оказанные услуги;

– покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

– органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общественной политики, ведению статистического наблюдения;

– общественность заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Интересы внешних пользователей различны и бухгалтерский учёт не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объёме. Поэтому информация, формируемая в бухгалтерском учёте удовлетворяет потребностям, являющимся общими для всех пользователей. Решения, принимаемые заинтересованными пользователями требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, времени и определённости их поступления. В результате такой оценки может быть установлена возможность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, персоналу, кредиторам, поставщикам и подрядчикам, государству.

В-третьих, в Концепции определяется содержание информации, формируемой в бухгалтерском учёте для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей: о финансовом положении организации, её финансовых результатах и изменениях в финансовом положении организации.

Финансовое положение организации определяется ресурсами, находящимися в её распоряжении, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платёжеспособностью организации, а также её способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса.

Информация о финансовых результатах требуется для оценки потенциальных изменений в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Эта информация обеспечивается главным образом отчётом о прибылях и убытках.

Информация об изменениях в финансовом положении организации необходима для оценки её инвестиционной, финансовой и операционной деятельности в отчётном периоде. Эта информация обеспечивается главным образом отчётом о движении денежных средств.

В Концепции подчёркнуто, что содержание, порядок оформления и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации и, следовательно, являются элементом учётной политики.

В-четвёртых, в Концепции по-новому сформулированы требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте. Информация должна быть полезной пользователям. Чтобы информация считалась полезной, она должна быть уместной, надёжной и сравнимой.

Уместной с точки зрения пользователей считается информация, наличие или отсутствие которой может оказать или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтвердить или изменить ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют её содержание и сущность. Существенной признаётся информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Надёжной признаётся информация, если она не содержит существенных ошибок.

Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учёте не столько исходя из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация, предоставляемая заинтересованным пользователям, должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности.

Информация, формируемая в бухгалтерском учёте, должна быть полной.

Требование сравнимости информации – пользователи должны иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы анализировать содержание информации, формируемой в бухгалтерском учёте: сравнивать финансовое положение, финансовые результаты и изменения в финансовом положении.

При формировании информации в бухгалтерском учёте должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надёжность этой информации. Ограничить уместность и надёжность может своевременность информации. Просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере её уместности.

Полезность информации должна быть сопоставима с затратами на её подготовку.

В-пятых, в Концепции раскрыт для целей бухгалтерского учёта состав информации, формируемой в бухгалтерском учёте для заинтересованных пользователей. Указано, что в бухгалтерском балансе элементами информации о финансовом положении организации является имущество, кредиторская задолженность и капитал.

Имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий её хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Кредиторской задолженностью признаётся обязательство организации, существующее на отчётную дату, которое является следствием прошлых событий её хозяйственной деятельности и расчёты по которой должны привести к оттоку ресурсов организаций, которые должны были принести ей экономические выгоды.

Капитал представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета их них кредиторской задолженности.

В Отчёте о прибылях и убытках элементами бухгалтерской информации о финансовых результатах являются доходы и расходы.

Доходом организации признаётся увеличение экономических выгод в течение отчётного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают выручку от продажи, оплату за услуги, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг и др.).

Расходами признаются уменьшение экономических выгод в течение отчётного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников). Расходы включают материальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

В Концепции указано, что Отчёт о движении денежных средств и информация об изменениях в финансовом положении организации, которая в нём отражается, является производной от элементов Бухгалтерского баланса и Отчёта о прибылях и убытках.

В-шестых, в этом документе сформулированы два критерия признания имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов – надёжность и существенность. Информация считается надёжной, если она не содержит существенных ошибок. Существенной признаётся сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных бухгалтерской отчётности составляет не менее 5%.

И последнее, в Концепции определены методы оценки имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов: фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость); текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость), текущая рыночная стоимость (стоимость продаж), дисконтированная стоимость.

По мере углубления в экономике нашей страны рыночных отношений происходит трансформация как содержания и сущности бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и роли бухгалтерского аппарата хозяйствующих субъектов.

Информация, полученная в системе бухгалтерского учета, становится одной из важнейших составляющих системы управления хозяйствующими субъектами, а бухгалтеры - участниками разработки их экономической стратегии, направленной в первую очередь на получение прибыли. Они не только подготавливают информацию для управления предпринимательской деятельностью организации, но и принимают активное участие в прогнозировании, в планировании, в нормировании и бюджетировании, в учете фактически произведенных затрат и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг), а также в анализе.

В современных условиях деятельность одной части бухгалтерского аппарата связана с определением и оценкой финансового положения организации и/или финансовых результатов ее деятельности в целом, другая его часть занимается подготовкой информации для принятия управленческих решений (так называемым учетом для управления).

В связи с появлением де-факто новых функций бухгалтерского аппарата хозяйствующих субъектов единая система бухгалтерского учета стала подразделяться на две подсистемы: бухгалтерский финансовый учет и бухгалтерский управленческий учет, хотя в законодательстве Российской Федерации установлена единая система бухгалтерского учета, определение которой приведено в Федеральном законе "О бухгалтерском учете".

Актуальность моей работы заключается в том, что бухгалтерский учет ведется на основе правил и принципов, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности.

Цель работы:

1. изучить сущность бухгалтерского учета;

2. изучить основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета;

3. из всего изложенного сделать вывод.

Источником написания работы послужили:

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Федеральный закон от 20 марта 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998 г. № 123-ФЗ) [Электронный ресурс] /СПС "Консультант Плюс"

2. Кондраков Н.П.: Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Н.П. Кондраков - Москва: Инфра - М, 2005 - 576 с.


1. Сущность бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах (имуществе), обязательствах, доходах и расходах хозяйствующего субъекта и их движении, формируемую путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций (факторов хозяйственной деятельности) с целью активного воздействия на процессы управления субъектом хозяйствования.

В этом определении не только изложена сущность бухгалтерского учета, но и отражены основные этапы учетного процесса (вначале информация об объекте учета формируется и собирается, затем осуществляется ее дальнейшая обработка и группировка для передачи пользователям).

Система бухгалтерского учета в целом ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Она охватывает всю информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации. Поэтому применительно к бухгалтерскому финансовому учету можно утверждать, что он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно в управленческом учете, а также в статистическом и оперативном учете.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

2. Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета

В отличие от допущений, которые не обязательно должны объявляться хозяйствующим субъектом при ограничении бухгалтерского учета, общепринятые принципы бухгалтерского учета обычно закрепляются в законодательном порядке или формулируются и рекомендуются профессиональными бухгалтерскими организациями на основании теории и практики бухгалтерского учета, сложившихся традиций. Общепринятые принципы бухгалтерского учета служат базой общей концепции бухгалтерского учета, помогают на ее основе разрабатывать положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Назовем следующие принципы:

1) Принцип стоимостной оценки активов и обязательств является одним из главных принципов в бухгалтерском учете, поскольку от выбора способа оценки во многом зависит определение финансового состояния хозяйствующего субъекта. В качестве базы оценки используются разные виды стоимости (первоначальная, восстановительная, рыночная, остаточная и др.).

2) Принцип существенности исходит из положения значимости той информации, отсутствие или неточность которой может повлиять на исчисление финансового результата, финансового состояния хозяйствующего субъекта или на принятие решений пользователями.

3) Принцип уместности исходит из следующего определения: создание информации целесообразно, если она принесет определенную пользу для предпринимательской деятельности организации.

4) Принцип объективности определяет профессионализм и этику бухгалтерских работников. На подготовленную информацию не должны влиять личные мнения составителей. Объективной считается информация, если она надежна, проверяема, соответствует хозяйственным операциям предпринимательской деятельности. Она должна быть нейтральной по отношению ко всем пользователям информации.

5) Принцип осуществимости исходит из правила, что его реализация не должна создавать чрезмерных сложностей или затрат.

Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом о "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Эти правила следующие:

обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином Российской Федерации.

учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

в бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином Российской Федерации, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Понятие "требования" также являются правилами ведения бухгалтерского учета. В отечественной практике к требованиям ведения бухгалтерского учета как системы в целом относят требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

требование своевременности предполагает своевременное отражение фактов хозяйственной

деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

требование осмотрительности (осторожности) означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Одним из конкретных проявлений данного требования является отражение прибыли в учете только после совершения хозяйственных операций, а убытка - с момента возникновения предположения о возможности его появления.

требование приоритета содержания перед формой предполагает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания, а также условий хозяйствования.

требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

требование рациональности означает необходимость рационального, экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности, величины организации и объема информации для принятия решений.

Перечисленные выше требования должны применяться комплексно. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа.


Заключение

Основным содержанием бухгалтерского учета является формирование информации о предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, в особенности данных об оценке состояния и изменения основного и оборотного капитала, собственных и заемных источников финансирования, активов организации, о движении денежных потоков за отчетный период, а также информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности организации, необходимой ее внутренним и внешним пользователям. Для реализации целей, присущих бухгалтерскому учету как одной из важнейших составляющих системы управления, к нему предъявляются соответствующие требования, устанавливаются определенные правила и процедуры его ведения. При этом доминирующую роль играют общепринятые правила и принципы бухгалтерского учета как системы в целом.

Исполнение правил, принципов и требований обеспечивает достоверность информации, формирующейся в бухгалтерском учете.


Список использованных источников

1. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: библиотека журнала "Бухгалтерский учет"/ П.С. Безруких - Москва: Бухгалтерский учет, 2004. - 736 с.

2. Кондраков Н. П.: Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Н.П. Кондраков - Москва: Инфра - М, 2005 - 576 с.

3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Федеральный закон от 20 марта 1996 г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998 г. №123-ФЗ) [Электронный ресурс] /СПС "Консультант Плюс"

4. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие/ Щадилова С.Н. - Москва: "Дело и сервис", 2003. - 575 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Наличие единых принципов (допущений, требований и правил) бухгалтерского учета объясняются самим предназначением бухгал­терского учета в рыночной экономике, который призван формиро­вать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении организаций, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы форми­рования микро- и макроэкономических показателей.

В настоящее время основные правила (принципы) ведения бух­галтерского учета определены Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 8) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий­ской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г.№ 34н (раздел II), и включают следующее.

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов РФ.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций ведется в валюте РФ - в рублях. Документирование имущества,
обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение
регистров бухгалтерского учета и, бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный, перевод на русский язык.

3. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на про­изводство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затра­ты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

4. Хозяйственные операции, проводимые организацией, в обяза­тельном порядке должны оформляться первичными учетными доку­ментами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первич­ный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты:

Наименование документа (формы), код формы;

Дату со­ставления;

Наименование организации, от имени которой составлен документ;

Измерители хозяйст­венной операции (в натуральном и денежном выражении);

Наимено­вание должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их рас­шифровки.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгал­терском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.


Непосредственно создание первичных учетных документов, по­рядок и сроки передачи их, для отражения в бухгалтерском учете организации осуществляются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота (п. 15 Положения по веде­нию бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Порядок составления графика документооборота в организации регламентируется в том числе и Положением о документах и доку­ментообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Приказом Мин­фина России от 29 июля 1983 г. № 105.

Под графиком документооборота понимается принятая организацией система (способы) создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов. Ответственным за осуществление работ по составлению графика документооборота является главный бухгалтер организации. График может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созда­нию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указани­ем их взаимосвязи и сроков выполнения работ. При этом график должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. преду­сматривать оптимальное количество подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять ми­нимальный срок его нахождения в подразделении.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в тече­ние сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организа­ции государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы по учетной политике, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности несет руководитель организации.

Срок хранения документов определяет постоянно действую­щая экспертная комиссия совместно с делопроизводственной службой. Она же определяет и порядок уничтожения документов. В состав комиссии входят наиболее квалифицированные специа­листы основных структурных подразделений, а также представи­тели архивного учреждения. Организации, документы которых приему в государственные архивы не подлежат, уничтожают их без согласования с архивными организациями. Составляются описи документов для постоянного хранения и уничтожения. Уничтожение оформляется актом.

5. Для систематизации и накопления информации, содержа­щейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности исполь­зуются регистры бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при исполь­зовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и реко­мендуются Министерством финансов РФ, органами, которым феде­ральными законами предоставлено право регулирования бухгалтер­ского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принци­пов бухгалтерского учета.

6. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной дея­тельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчет­ности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования факти­чески произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат включаются, в част­ности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачи­ваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерче­скому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономиче­ским и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущест­ва. Данные о действующей цене должны быть подтверждены доку­ментально или экспертным путем.

Под стоимостью изготовления признаются фактически произве­денные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объек­та имущества.

7. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвен­таризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентариза­ций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведе­ние инвентаризации обязательно.

В соответствий с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, проведение инвентариза­ции обязательно:

При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального, унитарного предприятия;

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фон­дов - один раз в пять лет;

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случае стихийного бедствия, пожара или других, чрезвычай­ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

При реорганизации или ликвидации организации;

В других случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации установлен Методиче­скими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Согласно п. 22 Методических указаний для проведе­ния инвентаризации в организации создается постоянно дейст­вующая инвентаризационная комиссия.

Основными целями инвентаризации являются:

Выявление фактического наличия имущества;

Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

Проверка полноты отражения в учете обязательств;

Фактическое наличие имущества при инвентаризации комиссия определяет путем обязательного его подсчета, взвешивания, обмера. Однако по материалам и товарам, хранящимся в неповрежден­ной упаковке поставщика, фактическое количество этих ценностей комиссия может определять на основании документов, при условии обязательной проверки в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов может про­изводить на основании обмеров и технических расчетов.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности уч­тенных финансовых обязательств записываются в инвентаризаци­онные описи не менее чем в двух экземплярах. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и матери­ально ответственные лица. В конце описи материально ответствен­ные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии ка­ких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если в описях допущены ошибки, то их исправление произво­дится путем зачеркивания неправильных и проставления над зачерк­нутыми правильных записей. Причем все исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентариза­ционной комиссии и материально ответственными лицами.

Инвентаризации подлежат:

Все имущество организации независимо от его местонахож­дения;

Все виды финансовых обязательств;

Производственные запасы и другие виды имущества, не при­надлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендован­ные, полученные для переработки).

Заключительным этапом при проведении инвентаризации счита­ется процесс сравнения фактических остатков материальных ценно­стей, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Результатами такого сравнения является составле­ние сличительных ведомостей (№ ИНВ-18; № ИНВ-19; № ИНВ-26). Следует отметить, что суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, получен­ные для переработки), составляются отдельные сличительные ведо­мости. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в, котором она была закончена, а по годо­вой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском уче­те», выявленные при инвентаризации расхождения между фактиче­ским наличием имущества и данными бухгалтерского учета отра­жаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

Излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма за­числяется на финансовые результаты организации, а у бюджет­ной организации - на увеличение финансирования (фондов);

Недостача имущества и его порча в пределах норм естествен­ной убыли относятся на издержки производства или обраще­ния, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные ли­ца не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списыва­ются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

Суммы недостач имущества и его порчи, выявлен­ные при инвентаризации, списываются на виновное лицо только в тех случаях, если работник:

Признан виновным по решению суда;

Является виновным в силу принятия на себя полной матери­альной ответственности;

В соответствии с Трудовым кодексом РФ может быть привлечен к полной или ограниченной материальной ответственности.

8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формирует­ся учетная политика, предполагающая имущественную обособлен­ность и непрерывность деятельности организации, последователь­ность применения учетной политики, а также временную опре­деленность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотритель­ности, приоритета, содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.