Федеративная Республика Германия. Экономика Германии

ФРГ сегодня - четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР, Японии). По общему объему ВВП, по величине промышленного производства и по среднедушевому показателю ВВП Германия входит в первую десятку стран мира. Она удерживает втрое место в мире по экспорту вслед за США, хотя ее экономический потенциал втрое меньше. В Европейском Союзе она - безусловный лидер по всем показателям.

ФРГ, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество “человеческого капитала”, активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика.
Важным фактором экономического развития Германии выступает научно-технический прогресс. Она имеет давнюю традицию осуществления научных исследований, особенно в таких отраслях как химия, оптическая физика, металлургия, медицина и др. Достижения в научных исследованиях дают германским компаниям большие преимущества в конкуренции. По величине затрат на НИОКР в ВВП (около 3%) и по их абсолютной величине ФРГ входит в первую пятерку стран мира. Государство взяло на себя заботы об осуществлении большей части фундаментальных исследований, участии в межгосударственных научных программах в рамках Европейского Союза, о стимулировании НИОКР в малом бизнесе.

Особенности национальной экономической модели. Экономической системой современной Германии является социальное рыночное хозяйство. Для Германии во все времена ее развития всегда была характерна большая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый “рейнский капитализм”, характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются гораздо более сильными, чем в экономике других ведущих стран мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У ФРГ в конце 90-х гг. были довольно низкие темпы роста ВВП. Зарегистрированный уровень безработицы в марте 1997 г. составил 11,3% экономически активного населения. Причинами кризиса социального рыночного хозяйства Германии является ошибочная экономическая политика правительства страны в 1990-е гг., высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Например, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвестиции составляют 35%, в Великобритании - 25%, во Франции - 12%, а в Германии - только 7,5%.

Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технологической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в микроэлектронике и генной инженерии. Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта.

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета.
Сохраняя высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые места в наиболее прогрессивных секторах своей национальной экономики, в первую очередь в отраслях нематериального производства.

Усложняет проблему социального рыночного хозяйства Германии объединение Восточных и Западных земель. В условиях кризиса социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и решать структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок, которые достаточно сложно изыскать на современном этапе. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все это требует от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей социальной нагрузкой.

Несомненно, что Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного пика развития своей социально-ориентированной экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации для продолжения своего экономического лидерства. В противном случае прежняя модель развития страны становится неконкурентоспособной не только в сравнении с США, но даже и в единой Европе.
Оценки ближайших перспектив развития немецкой экономики неоднозначны. Многое зависит от мирохозяйственной ситуации и от последовательности реформистской политики германского правительства. Даже если эффект самих реформ проявится не так скоро, их ход и параметры явятся важным сигналом для хозяйствующих субъектов. Едва ли можно ожидать резкого подъема и опережения США по темпам роста. В среднесрочной перспективе ожидается умеренный – от 2 до 2,5% - рост ВВП. Но падение средних темпов ниже отметки 2% (а этого, судя по ситуации в конце 2000-начале 2001 г., исключать нельзя) уже чревато неприятностями для мирохозяйственных позиций германской экономики.

Отраслевая структура экономики. Структура экономики ФРГ представлена следующим образом: 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% - в промышленности, 64,4% - в сфере услуг.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Это произошло благодаря коренной ломке структуры промышленности, ее научно-техническому обновлению, динамичному развитию новых и новейших отраслей ФРГ. К таким по сути новым отраслям относятся автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, переработка нефти, атомная энергетика.

Новые отрасли играют решающую роль в экспорте ФРГ. По прогнозам 2005 г. электроника испытает небольшое сокращение занятости, а самые большие (-35%) потери рабочей силы будут, как и раньше, в горнодобывающей промышленности.

Промышленность ФРГ находится в руках крупнейших монополий, причем самыми мощными из них стали монополии новых отраслей. Первая десятка лидеров индустрии в 90-х гг. выглядит следующим образом: 1) “Даймлер-Бенц” (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение); 2) “Фольксвагенверке” (автомобилестроение); 3) “Сименс” (электротехника, электроника); 4) ФЕБА (энергетика, горнодобывающая промышленность); 5) Хехст (химия); 6) БАСФ (химия); 7) Байер (химия); 8) Тиссен (металлургия, машиностроение); 9) БМВ (автомобилестроение); 10) “А.Опель” (автомобилестроение).

Сельское хозяйство. Объединенная Германия - крупнейший после США импортер сельскохозяйственной продукции в мире, но одновременно и один из главных экспортеров. В ЕС она крупнейший производитель молочных и мясных продуктов, по производству зерна уступает только Франции.
В “старых землях” продолжается процесс концентрации производства и капитала в сельском хозяйстве: снижается общее число фермерских хозяйств, преимущественно за счет вытеснения мелких производителей; укрупняется средний размер фермы; увеличивается минимальный размер капитала, необходимый для организации хозяйства. Однако уровень доходности крестьянского хозяйства в ФРГ существенно ниже, чем в других странах-партнерах по ЕС, за исключением Греции, Испании, Португалии. В “новых” землях производственные кооперативы распущены, резко ослаблена социальная инфраструктура в сельской местности (кооперативы имели свои детские сады, магазины, учреждения здравоохранения), но крестьяне продолжают держаться за коллективные хозяйства, правда, гораздо меньшего масштаба, чем бывшие кооперативы. Резко сократилось число занятых - с 850 тыс. до 200 тыс.

Концентрация производства в сельском хозяйстве сопровождается так называемой вертикальной интеграцией аграрного производства с несельскохозяйственными сферами в рамках агропромышленного комплекса. Вертикальная интеграция объединяет в один комплекс аграрное производство, отрасли, поставляющие средства производства для сельского хозяйства, а также транспорт, переработку сельскохозяйственной продукции, торговлю, общественное питание, кредитные учреждения, органы регулирования сельского хозяйства.

Сфера услуг. Несмотря на сохраняющуюся “сверхиндустриализацию”, экономике ФРГ свойственно снижение в структуре ВВП и занятости населения доли материального производства и рост доли отраслей сферы услуг (на эту сферу приходится около 37% ВВП). Это связано, в частности, с НТП в материальном производстве (возрастает значение так называемых производственных услуг), ростом производительности труда в материальном производстве, возрастанием благосостояния и изменением структуры потребления населения, увеличением свободного времени и другими причинами, характерными для всех развитых стран. В то же время для Германии свойственна выраженная социальная направленность государственной экономической политики, активность государства в сфере образования, охраны окружающей среды, медицинском обслуживании, жилищном строительстве, социальном обеспечении, что также способствует росту значения сферы услуг в национальном хозяйстве. В настоящее время в разнообразных отраслях сферы услуг ФРГ занято около 53% населения, при этом наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%). Германия располагает высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express). Сфера государственного управления занимает около 15%.
Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Франкфурт-на-Майне - самый молодой мировой финансовый центр развитых стран. Его появление объясняется спецификой развития западногерманской экономики, которая на протяжении всего периода существования ФРГ испытывает огромную потребность в инвестиционном капитале. Вначале этот капитал был необходим для восстановления разрушенного хозяйства и становления высокоразвитой страны, затем для перестройки исторически неблагоприятно сложившейся территориальной структуры производительных сил с точки зрения защиты окружающей среды, более равномерного использования природных ресурсов и т.п. В результате в ФРГ установились высокие устойчивые темпы роста капитальных вложений, которые невозможно было обеспечить только за счет внутренних финансовых ресурсов. Поэтому до конца 60-х гг. ФРГ оставалась крупнейшим нетто-импортером капитала. С начала 70-х гг. картина начала меняться. Переход с позиции импортера капитала на позицию экспортера проходил благодаря государственной политике. Эта политика выражается в том, что рынки капитала этой страны являются одними из самых свободных в мире, за исключением Люксембурга и фискальных оазисов.

Главные рынки Франкфурта - рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Несмотря на большую свободу Франкфурта в целом, на валютном рынке, в отличие от других рынков капитала в ФРГ, существуют ограничения и сравнительно строгий контроль, т.к. марка ФРГ, одна из наиболее стабильных денежных единиц мира, является весьма привлекательной валютой, притягивающей к себе, особенно в периоды кризисов, колоссальные массы “горячих денег”. Рынок страховых капиталов находится под контролем иностранных страховых компаний, главным образом швейцарских и английских. Как в Цюрихе и Люксембурге, рынок фондовых ценностей имеет довольно интенсивное развитие рынка облигаций и слабое - рынка акций, т.к. при инфляции меньше страдают держатели облигаций.

Районные различия. Можно выделить три крупных района на территории объединенной ФРГ: Север, Юг и Восток (“новые земли”). Они отличаются друг от друга по специализации хозяйства, по соотношению новых и старых отраслей промышленности (а это важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность и динамику развития районов), по комплексу социально-экономических проблем (это особенно относится к сохраняющимся контрастам: “новые земли” - “старые земли”).

Между тем серьезные различия есть и на западе ФРГ. В “старых землях” еще в 80-х гг. возникла абсолютно новая формула региональных различий - “Север-Юг”, причем в отличие от привычной глобальной дилеммы (развивающиеся страны - богатый Север) речь шла о динамичном Юге ФРГ и отстающем Севере.

Север ФРГ тоже очень разный по внутренней структуре. Здесь есть угольно-металлургический Рур и есть Приморский район с Гамбургом и Бременом, с совсем другой структурой индустрии и иными проблемами. Но есть и общее: моноструктура Рура, где слабо представлены новые отрасли, а старые охвачены кризисом, крайне неустойчивы, дополняется моноструктурой Севера - в Гамбурге, например, доля “морских” отраслей достигает 80%. Все они зависят от конъюнктуры в судостроении, а она давно уже кризисна, из-за выхода Японии и Южной Кореи на монопольные позиции в мировом судостроении.

Поэтому на Севере гораздо выше и застойнее безработица, относительно больше число людей, получающих социальные пособия.

Юг ФРГ - средоточие новых отраслей, производственная база тех монополий, которые занимают первые места в иерархии главных концернов страны,- “Даймлер-Бенц” с его автозаводами у Штутгарта и предприятиями ВПК в Баварии, “Сименс” - с электротехническими заводами и производством компьютеров, БМВ, филиал американского ИБМ в Штутгарте и многие другие.

Важна и мощная научно-исследовательская и образовательная база района. На Юге сосредоточено большое число университетов, в т.ч. традиционных и наиболее престижных Сюда притекает и большая часть государственных ассигнований на НИОКР. Здесь базируются научно-исследовательские центры крупнейших концернов. Около Мюнхена возникла “Изар вэлли” (названная так по аналогии с Кремниевой долиной в Калифорнии). Здесь сосредоточены более 200 электронных фирм, многие предприятия аэрокосмического и военного комплексов.

Восток ФРГ (“новые земли”) - район небывалого в истории уникального эксперимента - поглощения социалистического (в течение 40 лет) хозяйства капиталистической страной, коренной ломки социально-экономической структуры, резкой переориентации всех внешнеэкономических связей (раньше ориентированных на СЭВ и в первую очередь - СССР). ВСП “новых земель” в десять раз уступал “старым”, хотя различия в доходах на душу населения несколько сократились.

Несмотря на десятилетие со дня введения западногерманской валюты, на огромные вливания инвестиционной и иной помощи, на формально почти законченный процесс приватизации будущее района еще не определилось. Многие заводы, фирмы, объекты торговли стали филиалами западногерманских концернов, но неизвестны стратегические линии поглощения - что будет с энергетикой “новых земель” (переход с буроугольного топлива на более экологичные виды неизбежен), с гигантскими комбинатами химии (“Лойна”, “Бунаверке”), с заводами, специализация которых дублирует западногерманские предприятия, но которые неконкурентоспособны на западных рынках (судо- и вагоностроение). Сохраняется гигантский разрыв в ассигнованиях на НИОКР в “старых” и “новых” землях. Перенос столицы из Бонна в Берлин - попытка создать новый импульс для перестройки хозяйства восточных районов.

Имеются и сложные социальные проблемы - безработица, более низкий жизненный уровень, трудности приспособления пожилых людей, имевших ряд социальных льгот, к новой ситуации и т.д. Пропаганда о начавшемся подъеме Востока, о том, что в начале ХХ1 в. он станет самым динамичным районом Европы, пока что не оправдывается.

Внешнеэкономические связи . Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 1998 г. Германия находилась на втором месте по объему экспорта товаров (539,7 млрд. долл. или 10% всего мирового экспорта) и также на втором месте по импорту товаров (466,6 млрд. долл. или 8,4% мирового импорта). Несколько скромнее позиции страны по экспорту услуг - четвертое место (75,7 млрд. долл. или 5,9%), а как импортер услуг Германия по-прежнему вторая (121,8 млрд. долл., 9,4% импорта). Из приведенных цифр следует прочная позиция Германии по сальдо торгового баланса (+27 млрд. долл.).

Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Экспорт страны составляет 23,6% в ВВП. Основными внешнеторговыми партнерами страны являются: Франция (12% экспорта и 11% импорта), Великобритания (соответственно, 8 и 6,3%), Нидерланды (7,7 и 8,2%), Италия (7,6 и 8,4%), США (7,9 и 5,3%) и Бельгия/Люксембург (6,8 и 6,0%).

Информация за 2005 год.

Федеративная Республика Германия занимает ведущее место в мировой экономике. В 2004 году по общему объему ВВП ФРГ занимала третье место, уступая лишь США и Японии. Однако в связи с резким экономическим ростом таких стран как Китай и Индия, в 2007 году Германия стала пятым государством мира по данному показателю. В настоящее время Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности составляет 2,833 триллиона долларов, или 34,400 долларов на душу населения. Примечательно, что в 2007 году рост ВВП Германии составил 2,6%.

В основу экономического развития Германии положены принципы, сочетающие свободную рыночную экономику и социальную её направленность. Такая экономическая модель позволила Германии высокими темпами перейти от полностью разрушенного войной хозяйства к процветающей экономике, которая производит 30% от общего валового продукта Европы. В последнее десятилетие отмечается неуклонный рост экономических показателей, свидетельствующий о динамичном развитии хозяйственного комплекса страны.

Германия - высокоразвитая индустриальная держава. При ограниченных сырьевых ресурсах экономика Германии в большой степени ориентирована на экспорт. Определяющим фактором в достижении высокой конкурентоспособности производимой продукции явилось обеспечение её высокого качества. Это позволило Германии стать лидером во внешней торговле Европы и увеличить экспорт до 33% ВВП. Германия вывозит из страны машины, транспортные средства, химикалии, металлы, пищевые продукты и текстиль.

Особенности экономической системы Германии

Германская экономика процветает, привлекает большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.

В экономической системе ФРГ можно выделить несколько специфических черт. Во-первых, она организована по принципу так называемой «социальной рыночной экономики», характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Это предполагает рост и дифференциацию предложения на рынке наряду с перераспределением дохода и прибыли в соответствии с личностными достижениями (а значит, высокую мотивацию рабочего класса). Данная модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армакаом в 1947-1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

Основные характеристики данной экономической системы таковы: - обеспечение полной занятости населения; - социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство); - частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; - создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции); - сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста; - политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк); - свобода внешней торговли, свободный валютный обмен.

Статистические показатели Германии
(по состоянию на 2012 год)

Таким образом, модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование пока более низкого по сравнению с другими странами Евросоюза экономического роста.

Однако в последнее время Германия испытывает определенные трудности в результате реализации своей модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.

Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а значит, - стимулирует неуклонно высокий процент безработицы (по разным оценкам, 7.8-8.5 %).

В конце 2000-го года Германия достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации.

Во-вторых, особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

В-третьих, Для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность - основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

В-четвертых, в силу исторически обусловленных причин наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов. Еще одной особенностью германской экономики является ее экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года германский экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объемы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объем мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индию, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

Важнейшие отрасли экономики Германии

Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29% (в 2003г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

Промышленность Германии

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

  • автомобилестроение;
  • электротехническая промышленность;
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • черная металлургия;
  • авиационная и космическая промышленность;
  • производство информационной и коммуникационной техники.

В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и – по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, – имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн. человек.

Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них – общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, электро-технический концерн Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch.

В последнее время удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970г. и 2001г. снизилась с 51,7% до 23,8%. При этом в ВВП резко возросла сфера услуг, предоставляемая государственным и частным сектором.

Машиностроение. Одной из опор западногерманской экономики было и остается чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Значительная часть мощностей по производству тяжелых металлоемких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелой электротехники, а также оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре (эти производства в настоящее время испытывают большие трудности в связи с падением спроса на их продукцию на международных рынках).

Производство легковых и грузовых автомобилей концентрируется в землях Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Бавария и Саар, причем во многих случаях в каждой из земель доминирует один из автоконцернов. После объединения страны прекратилось производство дешевых и практичных, но сильно загрязняющих окружающую среду восточногерманских автомобилей.

Западногерманские производители, такие, как «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц» быстро наладили выпуск своих автомобилей на территории Восточной Германии. Некоторые крупные западногерманские автомобильные фирмы активно включились в строительство новых производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии. Инвестиции западногерманской автомобильной промышленности в восточных землях составили примерно 7 млрд. марок. После расширения производства в новых землях будут выпускать около 370.000 автомобилей.

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии Федеративная Республика - третий по величине производитель автомобилей в мире. В 2003 году Германия произвела 5.5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн. автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 г., свыше 70% пошли на экспорт. Машиностроение считается отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. Здесь по традиции преобладают малые и средние предприятия, 83% из которых - мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Около 68% оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4% совокупного мирового экспорта машиностроения.

Судостроение, некогда очень мощная отрасль промышленности, почти исчезло на западе, а после объединения и на востоке Германии. Главный центр аэрокосмической промышленности – Мюнхен; важное значение в этом плане имеет также Бремен. Химическая промышленность. Химическая промышленность - важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ФРГ одну из ведущих позиций в мире.

Еще в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Большинство крупнейших предприятий расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн–Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн «Хёхст»), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн «БАСФ»), на Нижней Эльбе. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют и многочисленные средние фирмы. Большие традиции у химической промышленности и в восточных землях. Ее реструктуризация и приватизация завершены. Цель политических усилий - сохранить ядро традиционных центров химической промышленности. В среднем в 1999 г. в ней были заняты примерно 31.000 человек. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

Легкая промышленность. Лёгкая промышленность Германии также довольно высокоразвита. Однако в связи с сокращением рынка сбыта в последнее время, сокращаются темпы роста в данной сфере. На сегодняшний день ФРГ по большей части импортирует продукцию легкой промышленности, в частности текстильной. Традиционными текстильными районами Германии считаются Рурский промышленный район с центрами в Крефельде, Бергешис Ланде, Мюнстерланде, также юго-восточная часть страны - Аугсбург и северо-восток Баварии, и конечно, Берлин.

Пищевая промышленность базируется на продукции сельского хозяйства. Основными отраслями здесь являются виноделие и пивоварение. В Германии производится около 4000 сортов пива, одна треть общего объема пивоваренной продукции приходится на экспорт.

Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2005 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, а в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше - вина Испании. На виноградниках страны ежегодно производится не менее 8 млн гектолитров винных напитков, причём производители стараются повысить их качество. В 2005 году 57 % вин реализовано через сети сравнительно дешёвых супермаркетов, но средняя стоимость проданного составила 2,8 евро за литр, что, например, вдвое дороже, чем в Великобритании, Нидерландах или Швеции. Германские Рейнские и Мозельские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой». Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него.

Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б?ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

В 2005 году посадки винограда сорта «рислинг», являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте - рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари принимают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

Электротехническая промышленность. Германия еще с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как «Сименс», АЭГ, «Телефункен» и «Осрам». Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и другие.

Металлургия. Черная металлургия в Германии в настоящее время уже не является ведущей отраслью промышленности, ее конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный район концентрации черной металлургии – запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн. тонн чугуна, 40,8 млн. тонн. стали. Большая часть продукции ориентирована на внутренний рынок.

Начиная с 1970-х годов западногерманские стальные концерны все более диверсифицируют профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Цветная металлургия, так же как и черная металлугрия, базируется на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Соответственно большинство центров располагается на побережье. Среди них - Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Авиакосмическая промышленность. Несмотря на то, что авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны, она имеет стратегически важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная и регулировочная техника, а также техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров. Кроме того, они используются во многих других сферах: например, в мобильных системах связи, навигационных системах автомобилей, техническом обеспечении видеоконференций и др. После некоторого спада в начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2002г. ее оборот составил 15,3 млрд. евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2002г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3%, военного – 23,1%, космической промышленности – 8,6%.

Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») авиакосмическая промышленность служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

Энергетика Германии

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион - уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5% своих потребностей в источниках энергии. Еще в 1997 году 52% объема собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31% – ядерной энергией, 4% – гидроэнергией, 9% – природным газом и 1% – нефтью. Однако сейчас данное процентное соотношение значительно изменилось, так как на первое место выходит более выгодное, энергоемкое и экологически безопасное потребление природного газа.

Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Браденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд. тонн. В 2001 доля бурого угля в потреблении первичной энергии составляла около 11,2%.

Важнейшими каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются в пределах 24 млрд. тонн. В 1950 г. доля данного вида сырья в потреблении первичной энергии составляла 73%, к 2001 г. она снизилась до 13%.

Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5%. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд. кубометров. Доля потребления газа в том же году – 21,5%, причем эта цифра постоянно возрастает.

Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1%. К 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2%.

Сельское хозяйство Германии

Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2-3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счет механизации, применения современных агропромышленных технологий.

Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100%, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи - 3/4 сбора, овса - около 2/5, ячменя - более 1/4. Значительные объемы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.

Занятость населения Германии

В начале XXI века в Германии наблюдается высокий уровень безработицы и относительно низкие показатели роста экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в восточных землях. Поиск причин экономического упадка разделил общество на две части. Одни считают, что причиной экономического кризиса является обилие социальных выплат и их размеры. Другие винят в этом растущую разницу доходов среди населения, которая привела к снижению внутреннего спроса.

По состоянию на конец февраля 2005 года, согласно официальным данным, 5,216 млн граждан Германии (12,6 % населения Германии) не имели постоянной работы. Это самый высокий показатель с начала 1930-х - тогда это стало одной из причин прихода к власти нацистов.

Источник - http://ru.wikipedia.org/

Германия — индустриально-развитая страна. Тем не менее, в структуре промышленности Германии происходят существенные сдвиги. Например, текстильная или сталелитейная промышленность стремительно теряет свои объемы. Причины разные: в одних случаях из-за смещения рынков сбыта дальше от Европы, в других из-за повышающейся конкуренции со стороны тех стран, где заработная плата на аналогичных предприятиях значительно ниже. Наконец, нередки случаи, как в фармацевтической отрасли, когда основное производство скупается иностранными компаниями.

Но несмотря на сдвиги, промышленность по-прежнему считается важным компонентом экономики Германии. В этой сфере занято почти 8 млн. граждан страны. Три десятилетия тому назад, количество людей занятых в отрасли было значительно больше. Однако за это время падение доли в ВВП страны с 51,7% достигло 23,8%. Вместе с тем заметно увеличилась доля сферы услуг.

Машиностроение — опора немецкой экономики. Причем, данная отрасль имеет множество направлений. Среди наиболее развитых и сложных считаются автомобилестроение, станкостроение, производство ЭВМ, а также электромеханика. Как правило, данная отрасль экономики сосредоточена в конкретных регионах Германии. Например, металлоемкое и тяжелое машиностроение расположено в Руре. Если говорить об автомобилестроении, то основные производственные базы находятся в Баден-Вюртемберге, в Гессене, а также в земле Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония, Саар и Бавария.

Согласно статистическим данным, именно на машиностроительную отрасль приходится наибольшее количество предприятий. Причем, 83% всей этой массы составляют представители среднего и малого бизнеса, чьи коллективы едва достигают 200 человек. Почти 68% всей производимой продукции данной отрасли поставляется на экспорт за рубеж. На сегодняшний день доля ФРГ на мировом рынке составляет пятую часть. В области автомобилестроения Германия также двигается успешно вперед. Впереди ФРГ только Китай, США, а также Япония. Только за один 2003 год, страной было произведено 5,5 млн. автомобилей. В среднем около 60-70%% продукции реализуется за рубеж.

С XIX века Германия удерживает лидерство в области химической промышленности . Традиционно, предприятия данной отрасли располагаются вдоль Рейна. Наиболее крупными центрами являются Леверкузен с известной компанией «Bayer», Людвигсхафен, где расположен концерн «BASF», а также города Крефельд, Марль, Кёльн и Гельзенкирхен. Немало предприятий химической промышленности и в агломерации Рейн-Майн. Именно здесь находится штаб-квартира концерна «Hoechst AG».

Легкая промышленность Германии не менее развита, но не настолько, чтобы полностью обеспечить себя всем необходимым. Например, Германия зависит от поставок извне некоторых товаров легкой промышленности. Исторически, регионами, где наиболее всего развит легкопром, являются Ланде, Крефельд, Мюнстерланде, расположенные в Рурском районе. Немало предприятий сосредоточено в Баварии — Аугсбург, и, конечно же, в столице страны — в Берлине.

Пищевая промышленность в Германии традиционно представлена в первую очередь виноделием. В этом отношении наиболее продвинутыми считаются долины реки Рейн (Мозельские вина). Стремительное развитие виноделия в Германии началось в начале текущего века. Потребительский спрос на отечественный товар в ФРГ растет и инвесторы вкладывают немалые денежные средства. Нагляднее всего будет, если предоставить статистические данные. Например, еще в 1980-х годах под виноградники выделялось чуть более 10% от всего с/х земельного фонда. В 2005-м году это доля достигла уже 35% всех наделов.

Пожалуй, самым известным на сегодня немецким брендом в области виноделия является сорт «Рислинг». Именно его Германия поставляет на экспорт. Под производство данной марки вин, используется 20% всех виноградных насаждений или 20 тыс. гектар из 100 тыс. имеющихся. «Рислинг» наиболее всего востребован в Великобритании, затем в США. К примеру, в 2005-м году американцы потратили $100 млн. на покупку немецкого вина. На третьем месте находится рынок Японии. Однако в последнее время позиции ФРГ здесь пошатнулись, в связи с чем, бизнесмены Германии предпринимают попытки для восстановления своего положения в «стране Восходящего Солнца». Одним из шагов стало выращивание в ФРГ японского сорта винограда косю.

Электротехническая промышленность — также является одной из важнейших в экономике Германии. Ее развитие началось на рубеже XIX – XX веков. На сегодняшний день, среди самых известных производителей данной отрасли являются компании Siemens AG, Bosch GmbH и другие. Традиционно, штаб-квартиры организаций электротехнической промышленности сосредоточены в таких городах с высоким интеллектуальным и наукоемким центром, как Штутгарт, Эрланген, Мюнхен и Нюрнберг из Баварии. Также, немало офисов и во Франкфут-на-Майне.

Структура электротехнической промышленности Германии неоднородна. В ней встречаются, как предприятия с выпуском тяжелой и сложной продукции (генераторы, трансформаторы, кабели), так и инновационных приборов бытового назначения (электробытовая кухонная техника, электроника, СВЧ печи и.т.д.). Большой импульс для развития электротехнической промышленности в Германии дали развитие атомной промышленности, а также большие заказы со стороны военно-промышленного комплекса.

Лидерство в немецкой электротехнической промышленности принадлежит транснациональной компании «Сименс». Ее предприятия и офисы расположены практически по всей Германии. Наиболее крупные из них представлены в городах Берлин, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Эрланген, Штутгарт, а также в непосредственной штаб-квартире — в Мюнхене.

Широкое распространение получила электронное индустрия. В последние годы немцы делают огромные шаги в освоении данного направления. Это стало возможным благодаря сильным научным кадрам, а также огромному количеству трудовых ресурсов страны.

Металлургия , как и в других странах делится на две категории: черная и цветная. Черная металлургия уже утратила свои позиции и значение в экономике Германии. Причина тому, требования международных стандартов, а также высокий уровень конкуренции на мировом рынке. Большинство предприятий черной металлургии сегодня работает на импортных поставках сырья. По этой причине, они традиционно сосредоточены к морским портам или в близи рек. Например, крупными центрами Германии являются Саарбрюкен, Бремен, Бранденбург, Оснабрюк, а также Франкфурт-на-Майне. Вся продукция, производимая заводами черной металлургии, как правило, остается для реализации на внутреннем рынке.

Цветная металлургия также работает и развивается в стране на базе привозного сырья. Частично используется и собственный лом. Как и в случае с черной металлургией, данная отрасль сосредоточена в приморских и в приречных районах. Наиболее крупные центры — это Галле, Рурский бассейн, Гамбург, Люнен, Любек и Хеттштедте.

Весьма сильны позиции Германии и в судостроении . Неудивительно, ведь ФРГ занимает первое место в Европе по объему выпускаемых кораблей и подводного флота. На сегодняшний день в данной отрасли сосредоточено более 1 млн. человек. Для осуществления полного цикла всех работ, поставками комплектующих и деталей занимаются около 400 предприятий. При этом, лишь только третья часть всех производимых деталей остается в Германии, все остальное поставляется на импорт. Только в 2009-м году ФРГ поставила заказчикам 84 морских судна, чья общая стоимость оценивалась в 4,4 млрд. евро.

В данный момент, в связи с экономическим положение в мире, а также напряженной ситуацией по политическим мотивам, объемы экспортных поставок морских судов резко сократилось. Тем не менее, в Германии уверены, что это лишь временный эффект.