Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда.

Еще с 70-го года прошлого столетия в мире используется экономический показатель, ограничивающий минимальную величину оплаты наемного труда. Он имеет довольно серьезное значение, как для формирования государственной политики, так и для тружеников и работодателей.

Скачать для просмотра и печати:

Суть понятия МРОТ

Минимальная оплата труда в России - это показатель, используемый для:

  • определения величины соцвыплат в определенных случаях;
  • расчета выплат по больничным служащим, имеющим малый стаж;
  • исчисления обязательных взносов с индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых граждан.

Сокращенно нижний порог зарплаты обозначается аббревиатурой « МРОТ ». Он устанавливается на двух уровнях:

  • в целом по федерации;
  • отдельно в каждом регионе (показатели могут отличаться по величине).

В условиях рыночной экономики работодатель сам назначает зарплату труженикам исходя из сложившейся ситуации, затрат и других факторов. К сожалению, не все владельцы фирм и производств заботятся об интересах населения. Эта функция в Российской Федерации возложена на государство в рамках формирования экономической политики.

Важно: МРОТ используется в бухгалтерии для определения некоторых выплат и взносов. Необходимо четко понимать, какой именно показатель (федеральный или региональный) берется в расчет в том или ином случае.

Факторы, влияющие на размер минимума зарплаты


Вычисление взвешенной величины МРОТ представляет собой трудоёмкий процесс, ведущийся непрерывно специалистами.
В расчете учитываются такие факторы:

  1. политика властей в сфере ценообразования;
  2. показатели инфляции (и их оценочные прогнозы);
  3. потребности населения, то есть так называемый прожиточный минимум (ПМ);
  4. количество официальных безработных и другое.
Внимание: стартовые условия, определяемые перечисленными факторами, сильно отличаются в частях федерации. Поэтому каждый регион имеет возможность устанавливать свой справедливый и обоснованный, с точки зрения экономического состояния, минимум зарплаты.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Как применяется в бухгалтерии

Основные функции МРОТ приведены в ниже:

Внимание: величина штрафных санкций не связывается с минимум зарплаты.

Таблица размеров МРОТ в разрезе регионов

На 3 квартал 2017 года размер МРОТ составляел:

  • на душу населения — 10328 руб.;
  • для трудоспособного населения — 11160 руб.;
  • для пенсионеров — 8496 руб.;
  • для детей — 10181 руб.
Наименование Размер в рублях

на 01.07.17

Пояснения
В целом по стране 7 800,0
В том же размере
Москва
Республики Края Области
Адыгея Краснодарский Амурская
Бурятия Пермский Архангельская
Дагестан Ставропольский Астраханская
Ингушетия Белгородская
Кабардино-Балкария Кировская
Калмыкия Оренбургская
Карачаево-Черкесия Пензенская
Крым Ростовская
Мордовия Самарская
Северная Осетия – Алания Смоленская
Хакасия Тверская
Тыва
Чувашия
Города федерального уровня
Санкт-Петербург 7 800,0
16 000,0 В бюджетной сфере
Севастополь 7 800,0 Бюджетникам
8 000,0
По республикам
Башкирия 8 900,0 На производствах
7 800,0
Алтай 8 751,0 В производственном секторе
7 800,0 Учитывается наемным работникам ИП и сельхозпроизводителей
Карелия 8 900,0 На сельхозпроизводителей из Калевальского, Беломорского, Кемского, Лоухского р-в, г. Костомукша
7 800,0
Коми 8 100,0 Труженики, работающие на предприятиях региона, за исключением нижеперечисленных образований
9 300,0 г. Воркута, г. Печора, г. Усинск г. Инта;

некоторые районы

7 800,0 Бюджетникам
Марий Эл 9 251,0 Производственные предприятия
7 800,0 Бюджет
Саха (Якутия) 16 824,0
7 800,0
Татарстан 8 252,0
7 800,0
Удмуртия 8 970,0
7 800,0
Чечня 9 274,0
7 800,0
Края
Алтайский 9 400,0 Труженики внебюджетных предприятий
7 800,0 Бюджетники
Забайкальский 10 960,0 Каларский р-н
9 499,0 Тунгокоченский и Тунгиро-Олекминский р-ны
8 647,0 Все производственные предприятия, кроме сельскохозяйственной сферы
11 190,0 Распространяется на сельскохозяйственных тружеников Калагарского р-на
10 172,0 На сельскохозяйственных тружеников Тунгиро-Олекминского, Тунгокоченского р-в
7 800,0
Красноярский 16 130,0 Труженикам г. Норильска
15 515,0 р-н Северо-Енисейский
17 687,0 Таймырское Долгано-Ненецкое муниципальный образование
26 376,0 Хатанга
20 991,0 р-н Туруханский
19 704,0 Эвенкийский р-н
15 918,0 г. Енисейск
12 436,0 г. Лесосибирск
15 545,0 р-н Богучанский
16 042,0 р-н Енисейский
15 048,0 р-н Кежемский
15 918,0 р-н Мотыгинский
7 800,0 Бюджетникам
Хабаровский 11 414,0 г. Хабаровск, муниципальные образования: Нанайский, Вяземский, Хабаровский, Бикинский, имени Лазо
12 408,0 В основных предприятиях региона
14 269,0 Аяно-Майский р-н
15 510,0 Охотский р-н
7 800,0
Камчатский 18 210,0 Корякский округ
19 510,0 муниципальный р-н Алеутский
16 910,0 На всей территории
7 800,0 Труженикам, получающим зарплату из казны
Пермский ПМ
По областям
Брянская 8 500,0
7 800,0
Владимирская 8 500,0
7 800,0
Волгоградская 1,2 ПМ Показатель для работающих
7 800,0 Бюджетники
Вологодская 7 800,0
Воронежская ПМ В разрезе трудоспособных лиц
7 800,0
Ивановская ПМ В разрезе трудоспособных лиц
7 800,0
Иркутская 7 800,0 Сельхозтоваропроизводители
8 259,0 Муниципальные органы
9 717,0 Все остальные
10 754,0 Госслужащим в регионах, относящихся к Крайнему Северу
12 652,0 Труженикам иных отраслей в регионах, относящихся к Крайнему Северу
Калининградская 10 000,0
7 800,0
Калужская ПМ
7 800,0
Кемеровская 1,5 ПМ
7 800,0
Костромская ПМ
7 800,0
Курганская 8 770,0
7 800,0
Курская 9 804,0
7 800,0
Ленинградская 10 850,0
7 800,0
Липецкая 1,2 ПМ
7 800,0
Магаданская 18 750,0 Для всех внебюджетников, кроме Северо-Эвенского муниципального округа
20 250,0 Труженики Северо-Эвенского муниципального округа
7 800,0 В бюджетной сфере
Московская 13 750,0
7 800,0
Мурманская 14 281,0
7 800,0
Нижегородская 9 000,0 Малый бизнес
9 500,0 Производственная сфера
7 800,0
Новгородская ПМ
7 800,0
Новосибирская 7 800,0 Распространяется также на сельхозработников
9 030,0 Местные госслужащие
10 000,0 Производственный сектор
7 800,0 Служащие федерального уровня
Омская 8 625,0 Производственный сектор, за исключением ИП
7 800,0 ИП и муниципальные служащие
Орловская 10 000,0
7 800,0
Псковская 11 450,0
7 800,0 Работникам муниципальных органов и ИП
Рязанская 8 500,0
7 800,0
Саратовская 7 900,0
7 800,0
Сахалинская 15 150,0 На всей территории, за исключением нижеперечисленных
18 757,0 Ногинский, Охинский р-ны
20 200,0 Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский р-ны
7 800,0 Муниципальные организации
Свердловская 8 862,0
Тамбовская 8 500,0
7 800,0
Томская 16 500,0 Распространяется на муниципальных служащих, тружеников других отраслей Александровского р-на, муниципального округа Стрежевой
15 000,0 Верхнекетский, Каргасокский, Колпашеский, Парабельский, Чаинский р-ны, г. Кедровой
13 500,0 Тегульдетский, Молчановский, Бакчарский, Кривошеинский р-ны
11 250,0 г. Северск
9 750,0 г. Томск, некоторые районы
7 800,0 Бюджетные служащие
Тульская 13 000,0
7 800,0
Тюменская 8 500,0 Муниципальная сфера
9 950,0 Предприятия, не относящиеся к бюджетной сфере
7 800,0
Ульяновская 10 000,0 Распространяется на работников производственных предприятий
7 800,0 Труженики иных отраслей
Челябинская 9 700,0
7 800,0
Ярославская 10 200,0
9 640,0 Бизнес малого и среднего уровня
7 800,0
Автономные округа
Ханты-Мансийский 7 800,0 С учетом северных множителей
Чукотский 7 800,0 С учетом северных множителей
Ямало-Ненецкий 12 431,0
7 800,0
Еврейская автономная область 7 800,0 С учетом северных множителей

Некоторые особенности применения МРОТ в расчетах

Бухгалтеру необходимо принимать во внимание размеры минимума заработка, установленные правительствами обоих уровней власти.

Правила таковы:

  1. Величина начислений за месяц не может быть ниже федерального показателя (за исключением льготного режима труда).
  2. Региональную величину применяют предприятия, присоединившиеся к соглашению о МРОТ.
  3. Если организация не стала участником трехстороннего соглашения, то используется общероссийский МРОТ.
Подсказка: соглашение субъекта федерации можно подписать в любой момент.

Зарплата меньше МРОТ: в каких случаях возможно


  1. Сотрудник работает неполный рабочий день. Оклад будет рассчитан согласно отработанному времени. Необходимо заключить допсоглашение сторон.
  2. Работник совмещает работу в нескольких фирмах. В данном случае возможен найм на условиях полставки (не более), следовательно оклад будет меньше или 50% от МРОТ.
  3. Зарплата сотрудника включает фиксированный оклад и премии (надбавки). Если месячная норма не выполнена, то надбавка (премия) не начисляется. В результате сумма оклада к выдаче может быть меньше МРОТ.
Внимание! Все дополнительные условия и процедуры необходимо прописать в допсоглашении.

Оклад меньше МРОТ: какая ответственность в 2019 году

Если вышеуказанные условия на предприятии не соблюдаются и работникам начисляются оклады меньше минимального порога, последуют штрафные санкции.

Величина штрафов зависит от:

  • количества нарушений;
  • размера и юридического статуса предприятия.

Для ИП и руководителей (главбухов) предприятий:

  1. За первичное нарушение - штраф в размере 1-5 тыс. руб.
  2. При повторном нарушении - штраф 10-20 тыс. руб.

Для юрлиц:

  1. За первичное нарушение - штраф в размере 30-50 тыс. руб.
  2. При повторном нарушении - штраф 50-70 тыс. руб.

Также может быть применена дисквалификация на период 1-3 года.

Важно! МРОТ в РФ включает зарплату, премии (надбавки, прибавки). Следовательно сам оклад может быть ниже минимального МРОТ (законом допускается), если совокупный доход сотрудника за месяц с учетом всех доплат будет равен МРОТ. Внимание! В конце 2017 г. КС РФ пояснил, что в этом правиле есть исключения: северные районные коэффициенты и надбавки не могут включаться в МРОТ. Поскольку это нарушает принцип социальной справедливости для граждан, проживающих в местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Иные финансовые обязанности работодателей

Помимо поддержания соответствия зарплаты на уровне не ниже МРОТ, в обязанности работодателей входит также индексирование оплаты труда. Оно предусмотрено ст. 134 ТК РФ и основано на динамике потребительских цен в регионе деятельности компании. Если работодатель не индексирует своевременно оплату труда — к нему могут быть применены административные санкции.

Так, о необходимости провести обязательное индексирование заработных плат сотрудников (причем задним числом) в 2018 г. УФНС по Тамбовской области проинформировало все коммерческие организации региона. Поскольку в ходе анализа налоговых и финансовых отчетностей были выявлены многочисленные факты нарушения прав работников в виде отсутствия индексации зарплат при наличии очевидного роста индекса потребительских цен в области. С 2018 г. изменился такая ключевая расчетная величина как МРОТ. Минтруд предлагает повысить ее в 2 этапа. В 2018 г. - доведя до 85% ПМ трудоспособных граждан. А в 2019 г. эти две величины будут уже равны.

В декабре 2017 г. Госдумой был принят соответствующий законопроект. С 1.01.2018 г. МРОТ устанавливается в размере 9 тыс. 489 р. А с 1.01.2019 г. — планировалось, что он будет всегда равен ПМ за 2-й квартал года, предшествовавшего установлению МРОТ. Однако уже в январе 2018 г. было принято решение об увеличении МРОТ до уровня ПМ уже к маю нынешнего года. В феврале соответствующий проект был принят в качестве закона парламентом РФ.

Внимание: соцпомощь, оказываемая в настоящее время отдельным категориям россиян, по мере роста МРОТ будет уменьшаться.

Осенью 2018 г. Комитетом ГД по труду и соцполитике был одобрен законопроект о ежегодном доведении МРОТ до уровня ПМ за 2 квартал предшествующего года. С 1.01.2019 г. МРОТ будет установлен в размере 11.280 р. по показателям ПМ за 2 квартал 2018 г.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о минимальной зарплате в России

27 сентября 2017, 16:07 Мар 3, 2019 13:46

Какой МРОТ с 1 июля 2017 года в Москве? Увеличился ли «московский» МРОТ? На что влияет повышение? Меньше какой зарплаты теперь нельзя устанавливать? Как отказаться от новой минимальной московской зарплаты? Приведем новые суммы и расскажем, как с ними работать.

Квартальное повышение до прожиточного минимума

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в Москве обретает новое значение по итогам каждого квартала. Дело в том, что МРОТ в Москве и зависит от размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Если прожиточный минимум повышается, то с первого числа месяца, следующего за месяцем увеличения, вырастает и МРОТ. Это предусмотрено пунктами 3.1.1 и 3.1.2 Постановления Правительства Москвы от 15.12.15 № 858-ПП «О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей».

Риски московских работодателей

Если московская зарплата за июль, август или сентябрь 2017 года окажется ниже МРОТ, то работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности. На ИП или директора организации могут наложить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а на организацию – от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

За повторное нарушение директора могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Штраф для ИП за повторное нарушение: от 10 000 до 20 000 руб., для компании – от 50 000 до 70 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Ответственность директора

Работник, зарплата которого была меньше МРОТ, вправе потребовать доплату за весь период работы и компенсацию за задержку (ст. 236 ТК РФ). За выплату зарплаты ниже МРОТ в течение более чем двух месяцев для руководителя организации предусмотрена уголовная ответственность (ч. 2 и 3 ст. 145.1 УК РФ).

Как отказаться от МРОТ и платить меньше

Отказаться от применения МРОТ в Москве с 1 июля 2017 года вправе любой работодатель. Для этого требуется составить и отправить в местное отделение Комитета по труду и занятости мотивированный отказ. Срок - 30 календарных дней с момента опубликования трехстороннего соглашения о региональном МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

При этом отказ должен быть мотивированным. Это значит, что работодателю нужно сообщить причины, по которым работодатель не может платить своим работникам региональную «минималку» – 17 642 рубля. В качестве таких причин можно указать, допустим, «кризис», «мало заказов», «риск массового увольнения сотрудников» и прочее. В Москве отправить отказ нужно в трехстороннюю комиссию по адресу: 121205, Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9. Вот образец такого отказа:

Однако обратите внимание, что пункт 8 статьи 133.1 ТК РФ обязывает работодателя приложить к отказу комплект документов, среди которых – предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного соглашением. То есть даже вовремя направленный отказ ещё не означает, что платить новый МРОТ, установленный с 1 июля 2017года, вообще не придется. Просто работодателю дано право отсрочить его введение.

Комиссия по зарплате

Статья 133.1 ТК РФ дает право московским властям пригласить представителей работодателя, отказавшегося от принятия нового МРОТ с 1 июля 2017года, для проведения консультаций. То есть, отказ от московского МРОТ грозит столкновением с административным ресурсом.

Заметим, что в 2017 году ФНС продолжает практику зарплатных комиссий. Более того, ИФНС вправе передавать в трудовые инспекции информацию о работодателях, которые платят низкую зарплату (письмо от 21 апреля 2017 г. № ЕД-4-15/7708).

Цель зарплатных комиссий - выявлять»серую» зарплату и долги по НДФЛ. Работодателя могут пригласить на зарплатную комиссию:

  • из-за долгов по НДФЛ;
  • если платежи по НДФЛ снизились на 10 процентов и больше;
  • если зарплата ниже регионального прожиточного минимума, МРОТ или среднеотраслевой.

82-ФЗ о минимальном размере оплаты труда в настоящее время применяется в основном в целях регулирования размера оплаты труда и в отношениях по социальному страхованию. Этому закону и злободневным вопросам его применения посвящена наша статья.

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда: предназначение

Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) отличается от предыдущего законодательного регулирования в этом направлении несколькими важными моментами, а именно:

  • Служит основополагающим актом длительный период. До этого при повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) каждый раз принимался новый закон, сейчас с изменением денежного выражения МРОТ текст закона структурно не меняется.
  • Разделяет 2 понятия:
  1. МРОТ базовый — для исчисления зарплаты и социальных платежей.
  2. МРОТ условный, применявшийся в условиях нестабильной денежной системы в качестве показателя для исчисления штрафов и некоторых гражданско-правовых обязательств. Он остался равен фиксированной сумме, составляющей 100 руб., однако потребовался длительный период для перехода на фиксированные размеры штрафов (основополагающие изменения в КоАП РФ были внесены только в 2007 году).

Установление МРОТ выполняет 2 задачи:

  • социальную — регулирование трудовых и социальных отношений;
  • политическую — в сопоставлении с прожиточным минимумом и средней зарплатой по стране этот показатель характеризует имидж государства на внешнеполитической арене.

Дело в том, что такая важная социально-экономическая задача, которую ставит перед собой РФ, как поэтапное уравнивание МРОТ с прожиточным минимумом (об этом идет речь в ст. 133, 421 ТК РФ), — это лишь часть большого пути. Согласно европейскому законодательству минимальная зарплата, обеспечивающая достойный уровень жизни, должна составлять не менее 60% от средней зарплаты по стране.

Соотношение федерального и регионального МРОТ

Согласно Конвенции МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22.06.1970 № 131 установление количественного значения МРОТ производится с учетом условий экономического развития в стране.

На такой обширной территории, как та, которую занимает РФ, экономическое развитие субъектов идет различными темпами. В связи с этим ТК РФ предусмотрена возможность установления в отдельных субъектах РФ более высокого уровня минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК РФ). Это происходит путем заключения соглашения между органами государственной власти и работодателями. Соглашение публикуется в СМИ, и в течение 30 дней организация может направить мотивированный отказ от него. При отсутствии подтверждения направления отказа в отношении данного работодателя в качестве МРОТ применяется региональный показатель.

Региональный показатель минимальной зарплаты также именуется МРОТ, но только региональным (см. письмо Роструда «О применении регионального МРОТ в Москве» от 12.08.2014 № 2705-ТЗ).

Копии письменных отказов работодателей направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Рострудинспекцию с целью контроля.

Закон № 421-ФЗ и увеличение МРОТ до 9 489 руб. и больше: последствия для работодателя

С 01.01.2018 вступил в силу закон № 421-ФЗ от 28.12.2017, согласно которому МРОТ доведен до размера 85% от суммы прожиточного минимума и составил 9 489 руб. Ранее в течение нескольких лет МРОТ не увеличивался настолько значительно. Более того, указанный закон установил, что, начиная с 01.01.2019 и далее, размер МРОТ будет устанавливаться равным размеру прожиточного минимума за 2-ой квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года (см. статью на сайте «Размер МРОТ с 1 января 2019 года в России »). В опережение указанного графика МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом 01.05.2018, когда составил 11 163 руб. (закон «О внесении изменений» от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

Важно! С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 руб. (закон «О внесении изменений» от 25.12.2018 № 481-ФЗ).

Во многих случаях работодателям придется пересмотреть зарплаты в сторону увеличения. Это можно сделать, применив 1 из вариантов:

  • Установить доплату до МРОТ. Например, в случае, если у работника в разные месяцы зарплата разная: выше или ниже МРОТ (об этом подробнее см. в статье «Порядок доплаты до МРОТ в 2018 — 2019 году »).
  • Увеличить оклад до уровня МРОТ (см. материал «Увеличение оклада в связи с повышением МРОТ »).

Принять меры необходимо оперативно, поскольку оплата труда в размере ниже МРОТ влечет административную (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ч. 2, 3 ст. 145.1 УК РФ). Однако при этом нужно учитывать, что ситуации с выплатой зарплаты могут быть различными и не всегда оплата труда ниже МРОТ является нарушением закона.

Федеральный закон о МРОТ для социальных выплат и обязательств

В соответствии со ст. 3 закона № 82-ФЗ минимальная зарплата применяется для целей обязательного социального страхования. В данном случае имеются в виду:

  • социальные выплаты в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (об этом рассказывается в нашей статье «Используем МРОТ для расчета больничного листа в 2018 — 2019 году »);
  • взносы на обязательное социальное страхование в ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС РФ для предпринимателей (материал «Размер МРОТ и страховые взносы у ИП в 2018 — 2019 году »). Исключение составляют взносы за 2018 — 2020 годы, для которых установлены фиксированные суммы.
  • взносы на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства для представителей самозанятого населения, изъявивших желание включиться в эту систему (ст. 4.5 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Во всех случаях должен использоваться федеральный базовый МРОТ.

ФЗ о минимальном размере оплаты труда для исчисления штрафов и гражданско-правовых обязательств

Ст. 5 закона № 82-ФЗ предусмотрено применение условного показателя МРОТ в размере 100 руб.:

  • Для штрафов, налогов, сборов и иных платежей. Подробнее об этом — в нашей статье «МРОТ для расчета штрафов в 2018 — 2019 году ».
  • Для гражданско-правовых обязательств. В этом случае применение МРОТ также сейчас ограниченно. Он используется для определения стоимости имущества, необходимого для профессиональных занятий гражданина-должника, в целях исключения обращения взыскания в соответствии со ст. 446 ГПК РФ (см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 08.10.2015 № 33а-7335/2015).

В ст. 597, 602 и 1091 ГК РФ МРОТ упоминался ранее, однако после внесения в них изменений на основании закона от 30.11.2011 № 363-ФЗ во всех указанных случаях в качестве ориентира теперь выступает прожиточный минимум (об этом показателе рассказано в материале «МРОТ и прожиточный минимум - в чем разница (нюансы)? »).

Замена на абсолютный показатель в 10 000 руб. произведена с 01.09.2013 и в ст. 161 ГК РФ для определения минимальной суммы сделки между гражданами, по которой требуется соблюдение письменной формы.

Ранее МРОТ использовался в некоторых статьях УК РФ для исчисления размера ущерба. Сейчас в этих нормах установлены абсолютные показатели в рублях.

Таким образом, закон о МРОТ закрепил раздельное применение этого показателя по 2 основным направлениям: для специальных социально-трудовых целей и для иных случаев (в административном и гражданском праве). При этом применение минимальной зарплаты во второй категории случаев, то есть для несвойственных ее социальной роли и юридической природе целей, постепенно законодателем сокращается.

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин