Считается контрольно-надзорной, а потому должна строго регламентироваться государством. В этих целях был создан ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", закрепляющий основные положения, которые касаются функций и прав аудиторов. Закон будет подробно рассмотрен в статье.
Об аудиторской деятельности
Что представляет собой аудит? Согласно закону, это независимая проверка бухгалтерских данных на соответствие установленным нормам. Проверяется достоверность финансовой отчетности, выявляются нарушения и возможные махинации.
Аудитор - это лицо, осуществляющее аудиторские услуги. Вся контрольно-надзорная деятельность рассматриваемого специалиста должна строго соответствовать закону. В противном случае все проводимые работы не будут считаться аудиторскими.
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" гласит, что аудит не может заменять собой контрольные функции государственных органов. Это дополнительные, независимые виды работ, не связанные с государственной правоохранительной деятельностью.
Аудиторы и аудиты
Что представляет собой аудиторская организация? Закон № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" дает следующее определение:
- это организация, созданная на коммерческой основе, которая представляет собой объединение аудиторов, производящих независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о ее достоверности.
Каждая аудиторская организация должна быть внесена в специальный государственный реестр. Работающие в ней физические лица (аудиторы) должны иметь при себе квалификационный аттестат, дающий разрешение на осуществление профессиональной аудиторской деятельности.
Обязательный аудит проводится в следующих случаях:
- ценные бумаги организации допущены к торгам;
- организация имеет организационно-правовую форму общества акционерного типа;
- объем выручки от продажи продукции составляет более 400 млн рублей за предшествовавший отчетный год;
- организация представляет и раскрывает годовую сводную консолидированную отчетность;
- в иных случаях, установленных ФЗ.
Обязательный аудит проводится каждый год.
Права и обязанности аудиторов
ФЗ N 307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет основные полномочия и функции данных объединений. Так, аудитор имеет право:
- на самостоятельное определение методов и форм оказания профессиональных услуг;
- на исследование в полном объеме документации, связанной с хозяйственной и финансовой деятельностью аудируемого лица;
- на проверку любого имущества, указанного в документации;
- на получение у должностных лиц подтверждений и разъяснений по возникшим в ходе проверки вопросам;
- на отказ от осуществления своих должностных обязанностей, если аудируемое лицо не предоставляет всю необходимую документацию;
- на осуществление прочих прав, указанных в договоре.
Закрепляет закон и основные обязанности аудиторов. Так, здесь стоит отметить:
- предоставление аудитором аудируемому лицу информации о членстве в аудиторской организации;
- своевременную передачу аудиторских заключений;
- составление документов на русском языке;
- обеспечение сохранности документации;
- информирование аудируемых лиц о и многое другое.
Еще одной обязанностью аудиторов является строгое соблюдение профессиональных стандартов. О них будет рассказано далее.
Стандарты аудиторской деятельности
Седьмая статья ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет необходимость использования стандартов и кодексов профессиональной этики аудиторов. Что это такое? Закон характеризует стандарты как особый вид документов, содержащие в себе требования к аудиторским процедурам. Стандарты не должны:
- противоречить международным стандартам;
- создавать препятствий к осуществлению аудиторской деятельности.
А что представляет собой кодекс профессиональной этики аудиторов? Согласно закону, это сборник правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторами и объединениями аудиторов. Кодекс составляется и принимается каждой саморегулируемой организацией отдельно.
О независимости аудиторов
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" в статье 8 закрепляет нормы, гласящие о независимости аудиторов и их объединений. Вначале говорится о том, кто не может осуществлять аудит. В этот список входят аудиторы:
- являющиеся учредителями аудируемого лица, его главным бухгалтером или руководителем;
- являющиеся близкими родственниками аудируемого лица;
- индивидуальные аудиторы, оказывавшие в течение трех лет аудируемому лицу услуги по восстановлению бухгалтерского учета, его ведению, составлению финансовой отчетности;
- и прочие, согласно ФЗ №307.
Несложно догадаться, что введены все эти нормы для недопущения коррупции и "покрывательства" своих коллег. Порядок вознаграждения за аудиторскую деятельность и его выплаты определяется участниками договора.
Проверяющие не вправе осуществлять действия, нарушающие интересы и права аудируемых лиц. Так, вводится специальное понятие аудиторской тайны, о котором будет рассказано далее.
Об аудиторской тайне
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (№307-ФЗ) закрепляет понятие аудиторской тайны. Что это такое? Девятая статья закона запрещает разглашать любые сведения и документы (кроме информации, разглашенной самим аудируемым лицом), сведения о заключении договора по оказанию услуг, а также цены на эти услуги.
Все работники аудиторской организации обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, которая составляет аудиторскую тайну. Нельзя передавать документы и сведения, составляющие данную тайну, третьим лицам, не имеющим отношения к аудиторскому договору.
Согласно ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", разглашение аудиторской тайны влечет за собой наложение ответственности. Согласно федеральному закону, лицо, нарушившее конфиденциальность информации, обязано возместить убытки в порядке, установленном законодательством РФ.
Контроль над аудиторами
Принятый ФЗ №307 "об аудиторской деятельности" называет аудиторов и их объединения независимыми лицами. Однако принцип независимости не освобождает от контроля со стороны государства.
Статья 10 гласит о самоконтроле. Так, представители аудиторских компаний обязаны:
- устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля профессиональной деятельности;
- проходить внешний контроль деятельности, представлять государственным органам всю необходимую документацию;
- принимать участие в работе саморегулируемой организации аудиторов, если они являются ее членами.
Статья 11, напротив, повествует о внешнем контроле аудиторских организаций и ее членов. В частности, оговаривается предмет внешнего контроля. Это соблюдение требований федерального закона, а также своевременное исполнение законных приказов со стороны государственной власти. Чуть подробнее о государственном регулировании аудиторской деятельности будет рассказано далее.
Государственное регулирование
№307 ФЗ "Об аудиторской деятельности" (30.12.2008) закрепляет основные нормы государственного регулирования деятельности аудиторов. Так, государство обязано:
- разрабатывать государственную политику в сфере аудиторской деятельности;
- принимать нормативные акты, ее регулирующие;
- вести государственный реестр саморегулируемых организаций;
- осуществлять некоторые другие полномочия, отраженные в статье 15 рассматриваемого федерального закона.
В Российской Федерации по аудиторской деятельности было принято два федеральных закона. Первый из них заменил Временные правила аудиторской деятельности и был принят в августе 2001 года (ФЗ № 119 от 7 августа 2001года). Он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики - аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований.
За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения закона №119-ФЗ были уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что привело к принятию нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ.
Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Закон весьма лаконичен, он включает 26 статей, в которых отражены основные понятия: аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги, прочие аудиторские услуги, аудитор, аудиторская организация и другие понятия.
В Законе установлены:
- · права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;
- · критерии проведения обязательного аудита;
- · понятие аудиторской тайны;
- · сущность стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное;
- · понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Кроме того в законе разъяснено, что следует понимать под независимостью аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, как осуществляется контроль за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, что такое квалификационный аттестат аудитора, каковы основания и порядок его аннулирования.
Семь статей Закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемой организации аудиторов, требований к членству в такой организации, ведению реестров аудиторов.
По новому закону № 307-ФЗ
- · обязательный аудит может проводиться и индивидуальными аудиторами, кроме организаций, ценные бумаги которых допущены в обращению на торговых фондовых биржах и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций.
- · численность аудиторской организации должна быть не менее трех.
- · общественные организации аудиторов создаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Квота для создания такой организации включает не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций (п.3 ст. 17) .
- · обязательное (членство) лицензирование аудиторской деятельности (ст.3,4,17,18);
- · состав услуг, оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями подразделяется - на аудит, сопутствующие аудиту услуги и прочие связанные с аудиторской деятельностью. Аудит (внешний) подразделяется на обязательный, инициативный, и аудит по специальным заданиям. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными правилами (стандартами) (п.4ст.1).
Примерный перечень прочих аудиторских услуг включает (п.7 ст.1):
- 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование;
- 2) налоговое консультирование, составление налоговых расчетови деклараций;
- 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Приведенный в п.1 - 10 ч. 7 ст. 1 Федерального закона перечень услуг, которые аудиторские организации могут оказывать наряду с аудиторскими услугами, не является исчерпывающим. Согласно положению ст.7 стандарты аудиторской деятельности подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемых организаций. В Законе №119-ФЗ были предусмотрены три группы стандартов. Третья группа включала внутренние стандарты аудиторской деятельности аудиторской организации и индивидуальных аудиторов. Исключение третей группы стандартов из закона не означает, что они не должны разрабатываться и использоваться. Их роль весьма существенна, особенно для начинающих аудиторов и ассистентов аудиторов.
Положения в ст. 17-22 посвящены вопросам саморегулирования: правилам приема в СРО, ведению реестров аудиторов и аудиторских организаций, мерам дисциплинарного воздействия и так далее.
Нормативная поддержка закона обеспечивается в основном действующими федеральными стандартами аудиторской деятельности (ПСАД), приказами Минфина России и другими документами. Закон №307-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 года. Однако время не стоит на месте, принятый Закон претерпевает изменения и дополнения.
Знание Закона необходимо, прежде всего, аудиторам, руководителям аудиторских организаций, бухгалтерам предприятий, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы.
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 № 136-ФЗ,
от 28.12.2010 № 400-ФЗ, от 04.05.2011 № 99-ФЗ,
от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ,
от 21.11.2011 № 327-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 13.12.2010 № 358-ФЗ)
Статья 1. Аудиторская деятельность
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
3. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 № 136-ФЗ)
4. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.
5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Аудиторская деятельность необходима на территории РФ и обусловлено это законом об обязательности проведения аудита во многих организациях. Для правомерного выполнения деятельности в сфере аудита, необходимо знать все о федеральном законе 307.
Структура 307-ФЗ
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 307 от 30.12.2008 состоит из 26 пунктов, на основе которых дается следующая информация:
- понятия об аудите и аудиторе;
- подробно описан процесс организации деятельности аудиторских компаний;
- в прямом доступе имеются все права и обязательства сторон в аудиторском деле;
- сведения о вышестоящих инстанциях, контролирующих действия аудиторов.
Как менялся закон
До принятия правительством закона под номером 307, существовал закон №119-ФЗ. Что изменили в момент принятия 307 закона:
- Объем информации и количество принятых статей увеличились.
- Разделены понятия об аудиторской деятельности и аудите.
- Появилось понятие бух.отчетности.
- Сформированы виды прочих услуг аудитора.
- Четко прописаны полномочия аудитора, включая его доступность к финансовым документам.
- Аудиторы наряду с аудиторскими организациями получили право проводить .
- Изменено понятие об аудиторской организации.
- Произведена отмена лицензирования на предоставление аудиторских услуг.
- Порядок обмена квалификационных документов аудиторам.
- Разграничение о том, что такое аудиторская деятельность, а что таковой не является.
- Обязательный аудит стал необходим не только для ОАО, но и для других видов организаций, выпускающих свои акции.
- Изменились стандарты оформления заключений. Вместо федеральных, стали использовать международные стандарты.
- Появился перечень лиц, уполномоченных обратиться в суд с иском о признании аудиторского заключения ложно составленным.
- Появилось понятие «банковская гарантия». Проверке не подвергаются банки предоставляющие займы аудиторским организациям.
- Уточнилась информация о прекращении аудиторской деятельности после трех лет не активности.
- Изменилось название услуг.
в последней редакции 2019
Основные понятия
- Аудиторская деятельность — процесс проведения проверок аудитором является аудиторской деятельностью. Основное требование, процессы, производимые проверяющими лицами, должны соответствовать стандартам проведения аудиторских действий.
- Аудит — проведение проверки в соответствии со стандартами на соответствие правильности, фактического соответствия предприятия, в котором проводится мероприятие, называется аудитом.
- Аудитор — индивидуальный проверяющий имеющий квалификационный документ и сотрудничающий с какой-либо организацией, предоставляющей услуги по аудиту, является индивидуальным аудитором. Законность аудиторских мероприятий определяется наличием имени проверяющего в реестре аудиторов.
- Аудиторская организация — компания может предлагать на рынке аудиторские услуги, только если состоит в государственном реестре аудиторов.
Помимо проведения аудита, аудитор может предоставлять дополнительные услуги, описанные в первой статье 307 закона.
Права и обязанности
Согласно федеральному закону №307-ФЗ от 30.12.2008 г. индивидуальный аудитор и фирма, созданная для предоставления услуг, наделены следующими правами :
- Избирать способы и методы проведения проверки в рамках стандартов по собственному усмотрению.
- Количество аудиторов на предприятии, определяет сама аудиторская организация.
- Аудиторы уполномочены запрашивать любые документы для проверки, включая бумаги, содержащие коммерческую тайну.
- Проверять соответствие данных в документации, сообщающих о наличии того или иного имущества.
- Запрашивать пояснения от ответственных лиц предприятия в случае возникновения вопросов, относительно выданных бумаг.
- Аудиторская группа вправе отказать в проведении проверки в случае не предоставления всей документации или осуществления давления на группу аудиторов.
К обязанностям аудиторов и фирм, осуществляющих аудиторскую деятельность, относятся:
- Предоставлять документ, подтверждающий квалификацию аудитора и членство в аудиторской организации.
- Предоставление обоснований сделанных выводов в ходе проверки.
- Оказание услуг в сроки, установленные контрактом на оказание услуг аудиторской фирмы.
- Составлять документы по результатам проверки строго на русском языке.
- Гарантировать сохранность документации, выданной по запросу аудиторской группы.
- Хранить документацию о результатах проверки на протяжении пяти лет. Отсчет ведется с года проверки.
- Оповещение руководства предприятия, на котором происходит аудиторская проверка, о выявлении факта .
- В случае бездействия руководителя относительно открывшегося факта коррупции, аудитор обязан оповестить прокуратуру муниципалитета.
Государственный контроль за аудиторской деятельностью
Из постановления Правительства от 30.06.2004 №329 функции контроля за деятельностью аудиторов и компаний по аудиту возложены на Министерство финансов страны.
К функциям регулирования относятся:
- ведение гос. политики в отношении действий аудиторов и организаций;
- принятие изменений, относящихся к закону №307 «об аудиторской деятельности»;
- внесение поправок в реестр аудиторов. Создание копий актуальной версии реестра.
Последние изменения
К изменениям 2019-2107 года относятся:
- Добавление к списку предприятий, обязанных проходить аудиторский контроль, публично-правовых компаний. О данной поправке сказано в Федеральных законах «О публично-правовых компаниях» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты».
- В ст. 5 изучаемого закона изменена фраза «и (или) публикует» на «и (или) раскрывает годовую». О факте внесения поправки написано в Федеральном законодательстве «об изменении закона о консолидированной финансовой отчетности».
- Дополнение пятой статьи дополнительным пунктом. В новом пункте говориться о том, что результаты обязательных аудиторских проверок подлежат публикации в едином реестре по сбору сведений о юр. лицах.
Видео: Что такое аудит
Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон 307-ФЗ) внесены поправки в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере потребления энергоресурсов (в том числе в сфере потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг). В числе прочего указанным законом изменен порядок расчета пеней в случае несвоевременной или неполной оплаты энергоресурсов. Частью 2 статьи 9 Закона 307-ФЗ установлено, что нормы о новом порядке начисления пеней для УО, ТСЖ, ЖСК и потребителей коммунальных услуг вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом частью 1 статьи 8 указанного закона установлено, что его действие в новой редакции распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Именно распространение новых норм на ранее возникшие отношения стало причиной многочисленных споров по вопросу применимости этих норм при расчете пеней с задолженностей, возникших до 01.01.2016.
Новый порядок расчета пеней
Однако, необходимо обратить внимание, что часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ расшифровывает понятие «управляющая организация», дословно указывая: «Основаниями для проведения внеплановой проверки … являются поступления … обращений и заявлений граждан …, информации …, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к … порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация) , в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом… ». Далее в тексте Жилищного кодекса указывается термин «управляющая организация», однако, необходимо помнить, что управляющей организацией в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ может являться в том числе и индивидуальный предприниматель. При этом согласно части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ «1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ». То есть управляющая организация вполне может являться гражданином, а придание обратной силы нормам, ухудшающим положение такого гражданина, запрещено.
Юридические формулировки
Необходимо обратить внимание, что часть 2 статьи 4 ГК РФ дословно устанавливает: «По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие ». Часть 3 статьи 6 ЖК РФ дословно устанавливает: «В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие ».
При этом позиция кредиторов, приведенная в настоящей статье, формулируется следующим образом: «Действие поправок, внесенных Законом 307-ФЗ, применяется с момента вступления указанных поправок в силу, к обязанностям, возникшим до вступления этих поправок в силу ». Иначе сформулировать заявляемые требования кредиторов попросту невозможно.
Как видно из элементарного сравнения позиции кредиторов и положений действующего законодательства РФ, приведенная позиция кредиторов абсолютно противоречит нормам ГК РФ и ЖК РФ. Законодательство допускает возможность применения новых норм к ранее возникшим отношениям, но только к тем обязательствам, вытекающим из этих отношений, которые возникли после вступления этих норм в силу. В противоречие с данным утверждением кредиторы требуют применения новых норм не только к ранее возникшим отношениям, но и к обязательствам, возникшим до вступления в силу новых норм.
Позиция, противоречащая законодательству, разумеется, недопустима.
Применение различных норм в различные периоды
Как уже заявлено выше, фактором, определяющим подлежащий применению порядок расчета пеней, является дата возникновения задолженности. Необходимо отметить, что такой датой является дата именно возникновения обязанности внести оплату, а не дата исполнения кредитором обязательства по договору. То есть, если в отношениях между РСО и УО, ресурсоснабжающая организация поставила коммунальный ресурс в декабре 2015, а управляющая организация обязана внести оплату за поставленный ресурс в январе 2016 (в силу договора или в силу закона), то задолженность возникает в январе 2016 года, и расчет пеней за просрочку ее оплаты будет вестись с учетом норм Закона 307-ФЗ.
Однако, если задолженность возникла до января 2016 года, представляется неправомерным расчет пеней в порядке, предусмотренном Законом 307-ФЗ. Неправомерность такого расчета подтверждается еще и тем обстоятельством, что в случае применения норм Закона 307-ФЗ к задолженностям, возникшим ранее 2016 года, нарушается последовательность повышения применяемой доли ставки рефинансирования, установленная самим же Законом 307-ФЗ.
Например, если задолженность ТСЖ перед РСО возникла 15 декабря 2015 года, тогда на следующий день после возникновения такой задолженности уже возникает обязанность по оплате пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности (согласно ранее действующему законодательству). При наступлении 1 января 2016 согласно логике кредиторов, требующих применить Закон 307-ФЗ, увеличение пеней прекращается (для ТСЖ в течение 30 дней после наступления обязанности по оплате коммунального ресурса согласно нормам Закона 307-ФЗ пени не начисляются). 15 января 2016 года является 31-м днем, с которого согласно логике кредиторов (на основании Закона 307-ФЗ) начинается начисление пеней по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности. 16 марта 2016 года будет 91 днем просрочки, и с этого дня начнется начисление пеней по 1/130 ставки рефинансирования. В итоге получится следующий порядок расчета пеней: с 1 по 16 день — 1/300 ставки, с 17 по 30 день — 0, с 31 по 90 день — 1/300 ставки, далее с 91 дня — по 1/130. Однако, приведенный порядок не предусмотрен ни ранее действующим законодательством, ни поправками, внесенными Законом 307-ФЗ.
Рассмотрим еще пример. Пусть у УО возникла задолженность перед РСО 15 сентября. Тогда по логике кредиторов с 16 сентября по 31 декабря расчет пеней будет вестись исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности, а с 1 января 2016 года — по 1/130 (поскольку 90-дневный период с момента возникновения задолженности уже истечет). Таким образом, 107 дней расчет пеней будет вестись по 1/300, а потом — сразу по 1/130, минуя период начисления по 1/170.
Такое применение различных норм законодательства к одной и той же задолженности представляется неправильным, нарушающим логику последовательного повышения доли ставки рефинансирования в зависимости от длительности периода просроченной задолженности, установленную самим же Законом 307-ФЗ.
Выводы
Исходя из сказанного в , представляется законным начисление пеней на просроченную задолженность в порядке, зависящем от даты возникновения такой задолженности — при возникновении задолженности в период по 31.12.2015 расчет пеней необходимо вести по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки оплаты, а при возникновении задолженности с 01.01.2016 — в порядке, утвержденном Законом 307-ФЗ.
В виде таблицы такой порядок расчета можно представить следующим образом:
Доля ставки рефинансирования от просроченной задолженности, возникшей с 01.01.2017, применяемая при расчете пеней за каждый день просрочки |
||
Период просрочки \ Должник |
Потребители КУ, ТСЖ, ЖСК |
|
91 день и более |