Федеральные налоги российской федерации. Перечень федеральных налогов в рф, нюансы их начисления и оплаты

Налоги классифицируются в систему по разным признакам. Их классификация представляет собой группирование по определенным признакам и основаниям. Налоговые платежи классифицируются по субъектам платежей. То есть по плательщикам налогов – юридические и физические лица. Вместе с тем, существуют общие налоги как для юридических, так и для физических лиц.

К таким налогам относятся земельный налог, дорожный налог. Они различаются по методу взимания. Так различают налоги на прямые и косвенные. Налоги на доход и на имущество относятся к прямым налогам.

Косвенные налоги, это налоги включенные в виде надбавки в цену товаров, услуг или тарифов. С юридической точки зрения обязанность по внесению косвенных налогов ложиться на предприятие, которое производит товары или предоставляет услуги, или же предприятие торговли. Но само предприятие фактически не является налогоплательщиком, так как оно лишь включает косвенный налог в стоимость товаров или услуг. А фактическими плательщиками этих налогов являемся мы с вами, то есть потребители тех самых товаров или услуг. В подразделение косвенных налогов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и другие. Платежи во внебюджетные фонды также относятся к косвенным налогам, но включаются они не в цену, а в себестоимость продукции.

Сочетание прямых и косвенных налогов дает возможность государству максимально использовать фискальную и стимулирующую функцию налога. В данном случае под налоговым воздействием оказываются материальные ресурсы и рабочая сила, доход, - в зависимости от того на каком территориальном уровне они взимаются. Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня: федеральные (общероссийские), субъектов Федерации и местные налоги.

Рассмотрим конкретно федеральный налог. К федеральным налогам относятся: налог на доходы банков, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, акцизы на отдельные группы товаров, налог на доходы от страховой деятельности, зачисляемые в дорожные фонды, налог на операции с ценными бумагами, налог на прибыль, налоги, налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Кроме федеральных налогов существуют еще и федеральные платежи. К таковым относятся: государственная пошлина, таможенная пошлина, гербовый сбор, плата за пользование ресурсами и др.

Отличительной чертой федеральных налогов являются: их обязательное установление государственным законодательным актом, а также их взимание на всей территории Российской Федерации. Они могут быть зачислены частично в федеральный бюджет, частично - в бюджеты других уровней (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль).

Федеральными налогами и сборами являются установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
– налог на прибыль (доход) предприятий;
– налог на доходы от капитала;
– подоходный налог с физических лиц;
– взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
– государственная пошлина;
– таможенная пошлина и таможенные сборы;
– налог на пользование недрами;
– налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
– сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
– лесной налог;
водный налог;
экологический налог;
– федеральные лицензионные сборы.

Налоги и сборы - это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются безвозмездными платежами. Сборы, в отличие от налогов, подразумевают возмездное совершение государственными или муниципальными органами юридически значимых действий, таких как предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды , и налогов и сборов, а также . Все перечисленные ниже налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.

Федеральные налоги и сборы

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Отдельные виды федеральных налогов могут быть отменены при использовании специальных налоговых режимов.

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении этого режима, признаются организации, являющиеся инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств, имущества или имущественных прав в поиск, разведку и добычу минерального сырья, и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее - региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования достигнуто некоторое упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. С 1 января 2006 г. в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 – федеральных, 3 – региональных, 2 – местных) и 4 специальных налоговых режима.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 9 налоговых платежей:

    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Кодекса);

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:

Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. Во вторую часть Кодекса введены следующие специальные налоговые режимы:

    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся:

    налог на имущество физических лиц;

Сведения о действующих местных налогах должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях - ежеквартально.

Отечественная система налогообложения характеризуется как многоуровневая, и представлена в виде федеральных, региональных и местных налогов. Самые значимые и трудоемкие бюджетные платежи, которыми являются федеральные налоги и сборы, устанавливаются в соответствии со ст. 12 НК РФ на территории всей нашей страны.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет устанавливается на основании раздела VIII ч. 2 НК РФ. Положения этого нормативного документа определяют налоги в федеральный бюджет (список представлен ниже).

Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам

Первым и наиболее значимым уровнем бюджетной системы России является федеральный бюджет. Одним из источников его пополнения выступают федеральные налоги и сборы. Вследствие этого, значимость платежей этого уровня нельзя недооценивать. Какие налоги идут в федеральный бюджет?

Федеральные налоги (перечень) в большинстве своем обязательны к уплате. Тем не менее, в ряде случаев физические и юридические лица могут быть освобождены от перечисления налогов федерального бюджета. К примеру, освобождены от уплаты группы федеральных налогов компании и предприниматели, ведущие свою деятельность на одном из утвержденных разделом VIII 1 Налогового кодекса специальных режимов.

Большая часть федеральных налогов и сборов зачисляется именно в федеральный бюджет. Однако есть и нюансы. Так, к федеральным налогам и сборам относят налог на прибыль, который в России установлен в размере 20% от полученной прибыли. Однако распределение этого платежа осуществляется следующим образом: федеральный бюджет получит лишь 2% от перечисленной суммы, тогда как в бюджет региона будет зачислено 18% налогового платежа.

Федеральные налоги: перечень 2017

В соответствии с налоговым законодательством к федеральным налогам и сборам относятся перечисления, финансирующие федеральный бюджет страны. Рассмотрим, общие характеристики федеральных налогов и сборов в виде таблицы:

Виды федеральных налогов

Продажа товаров, работ и услуг; передача товаров для своих нужд; выполнение СМР; ввоз товаров в РФ (ст.146);

Плательщик

Компании и физические лица (в т.ч. ИП), а также лица, перемещающие товар через границу РФ (ст.143);

0%, 10%, 18% (ст.164);

Акцизы

Реализация подакцизных товаров и иные операции с подакцизными товарами (ст.182);

Плательщик

Компании и физлица, а также лица, перемещающие товар через границу ЕЭС (ст.179);

Различаются в зависимости от вида реализуемых товаров (ст.193);

НДФЛ

Доходы, полученные в России (ст.209);

Плательщик

Физлица, которые получили доход в России (ст.207);

13%, 30%, 35% (ст.224);

Налог на прибыль

Прибыль, которая получена организацией (ст.247);

Плательщик

Отечественные и зарубежные компании, ведущие свою деятельность на территории России (ст.246);

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Животный и водный мир и его объекты (ст.333 2);

Плательщик

Компании и физлица (в т.ч. ИП), получившие согласие госорганов на добычу объектов животного и водного мира (ст.333 1);

Ставка зависит от принятого объекта (ст.333 3);

Водный налог

Забор воды, использование акватории (ст.333 9);

Плательщик

Организации и физлица (в т.ч. ИП), осуществляющие пользование водными ресурсами страны (ст.333 8);

Ставка определяется в зависимости от принятого объекта (ст.333 12);

Государственная пошлина

Обращение плательщика в госорганы всех уровней с целью совершения ими юридически значимых действий (ст.333 16);

Плательщик

Компании и физлица (ст.333 17);

Размер госпошлины зависит от вида совершаемых операций (ст. 333 19 , 333 21 , 333 23 , 333 24 , 333 26 , 333 28 , 333 30 , 333 31 , 333 32.1 , 333 32.2 , 333 33);

Налог на добычу полезных ископаемых

Полезные ископаемые, добытые из недр (ст.336);

Плательщик

Юридические лица и ИП – пользователи недр (ст.334);

Ставка зависит от объекта обложения (ст.342).

Таким образом, к федеральным налогам и сборам относятся бюджетные платежи, прямо поименованные в разделе VIII ч. 2 Налогового кодекса.

Налоговое законодательство занимает важное место в экономической системе Российской Федерации, ведь от его исполнения зависит количество средств, которые поступают в Государственный бюджет.

Что такое – федеральные налоги и сборы?

В Налоговом кодексе установлены 3 типы налогообложения:

  • федеральный;
  • местный;
  • налог, который должны уплачивать субъекты Российской Федерации.

Федеральные налоги устанавливаются только высшими федеральными органами и законами и взимаются с территории всей Российской Федерации.

Определение понятия «федеральные налоги и сборы» можно найти в статье 12 Налогового кодекса РФ, а именно в пункте 2. Если следовать нормам этого законодательства, то налоги и сборы становятся федеральными только в том случае, если они устанавливаются непосредственно Налоговым кодексом и подлежат обязательной уплате на территории всей страны.

Исключением из этого правила могут стать лишь несколько территорий, где действует специальный режим уплаты пошлин. Такой случай регулируется специальными актами и положениями, в которых прописаны размеры и суммы необходимых отчислений в бюджет страны.

Чтобы изменить это правило, нужно вносить изменения непосредственно в Налоговый кодекс РФ, а это может сделать только Правительство. То, что налоги и сборы имеют статус федеральных еще не значит, что все собранные средства пойдут именно в центральный бюджет. Туда пойдет только часть от этой суммы. Остальные же деньги будут направлены на потребности региональных и местных бюджетов.

Виды, ставки, объекты налогообложения федеральных налогов

В Налоговом кодексе также прописаны виды федеральных налогов и сборов:

На добавленную стоимость

В основном большинство средств с него перечисляются именно в центральный бюджет. Чтобы вычислить размер НДС разницу между количеством сборов и теми средствами, которые готовы потратить покупатели на приобретение данного товара. Эта пошлина накладывается на все виды товаров, которые реализуются на территории Российской Федерации. Кроме того, в перечень таких товаров входят и те, которые были доставлены или сделаны специально для конкретного покупателя. Но существуют и товары, которые не поддаются налогообложению. Весь список приведен в статье 146 Налогового кодекса. База налога зависит от особенностей отдельных товаров или предоставляемых услуг. Для НДС установлена ставка в районе от 0 до 10 процентов. Ее величина также отличается в зависимости от вида товаров или услуг.

На доход физических лиц

Проводится методом прямого платежа. Исчисление пошлины проводится в зависимости от процента со всех заработков гражданина, который уплачивает налоги. По закону его должны уплачивать все физические случаи, но в некоторых случаях это могут делать их работодатели, которые выступают как юридические лица. В качестве объекта налогообложения выступает совокупный доход физического лица. В эту группу входит и тот доход, который гражданин получает, не пребывая при этом в качестве резидента страны. Чтобы исчислить налоговую базу нужно учитывать все доходы, не учитывая способы их получения.

Можно учитывать и материальную выгоду из некоторых видов деятельности (если она присутствует). Но определение базы необходимо проводить отдельно для каждого вида доходов, так как на них могут быть разные ставки. По стандарту налоговая база на НДФЛ составляет 13 процентов. Но существует ряд условий, при которых она может быть увеличена. Более подробно этот аспект расписан в статье 224 Налогового кодекса.

На прибыль

Начисляется предприятиями и организациями. Существует два вида такого налога: тот, который взимается с отечественных предприятий, и тот который уплачивают зарубежные компании, функционирующие на территории РФ. Существует несколько случаев, когда предприятия могут быть освобождены от уплаты пошлины. Не нужно платить средства в Федеральный бюджет тем фирмам, для которых действует упрощенная система уплаты пошлины, а также иностранные компании в период проведения на территории РФ Олимпийских игр или других событий международного класса. В роли объекта налогообложения выступает вся совокупная прибыль предприятия на обусловленный период времени. Базой налога в таком случае выступает вся сумма заработанных компанией денег. Ставка при этом составляет около 20 процентов.

На добычу полезных ископаемых

Уплачивается теми предпринимателями, которые пользуются недрами земли для получения прибыли. Все эти компании в обязательном порядке должны получить регистрационный номер. Объектами в таком случае становятся:

  • те полезные ископаемые, которые были изъяты на той территории, которую государство выделило под разработку;
  • если полезные ископаемые были найдены вследствие переработки отходов на предприятии;
  • если полезные ископаемые были добыты не на территории Российской Федерации, но которая пребывает под ее юрисдикцией.

Уплачивать эту пошлину нужно ежемесячно до 25 числа.

Налог на воду

уплачивается как юридическими, так и физическими лицами, которые в своей деятельности используют водные ресурсы страны. Объектами такого налога становятся заборы воды из этих объектов или пользование их акваториями. Но под эту пошлину не подпадает сплав леса. Пользование водой для получения электроэнергии поддается налогообложению. Ставки на данный налог обязательно устанавливаются в зависимости от типа водоема. Их расчет происходит индивидуально. Такой же подход применяется и к налоговой базе. Такая пошлина должна быть уплачена до 20 числа ежемесячно.

Налог за пользование водных биологических ресурсов

Уплату проводят как юридические, так и физические лица. Как и в предыдущем случае, ставка определяется индивидуально. Оплачивать такой сбор нужно единовременно, во время получения разрешения на пользование водными ресурсами.

Госпошлина уплачивается всеми участниками налогового процесса, вне зависимости от того, физическое лицо это, или предприятие, если они становятся ответчиками в разного рода судах. Такая пошлина уплачивается только один раз.

Акцизы – изымаются с тех организаций и предприятий, которые занимаются изготовлением или торговлей некоторыми видами товаров. Под действие этого налога подпадают и те товары, которые были завезены на территорию РФ с других государств. Ставки на акцизный налог рассчитываются исходя из типа товара, так как на каждый из них законом устанавливается разный процент. Уплачивается каждый месяц.

Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

Каждый вид федеральных налогов имеет своих плательщиков. Среди них могут быть ИП, физические или юридические лица, которые ведут ту, или иную деятельность в соответствии с законами РФ. Также законодательством предусмотрены несколько видов налогоплательщиков, которые уплачивают только конкретный вид пошлины.

Для правильного определения объекта налогообложения нужно в обязательном порядке использовать Налоговый кодекс РФ. В большинстве случаев его определение связано с процессом реализации услуг, продуктов или других типов имущества. Также Налоговый кодекс регулирует и те виды деятельности, которые освобождаются от обложения налогом.

В случае если у плательщика налога есть объект налогообложения и он обязан уплатить налог, то ему нужно самостоятельно провести расчет той суммы, которая должна быть уплачена в бюджет. Чтобы это сделать, нужно определить базу налога, найти в Налоговом кодексе нужную ставку и рассчитать сумму налога. Существует несколько видов плательщиков налога, у которых есть льготы. При уплате пошлины он должен указать это.

Все правила расчета федеральных налогов и сборов прописаны в Налоговом кодексе РФ.

Порядок уплаты федеральных налогов и сборов

В большинстве случаев для исчисления пошлины отводится некий период времени, поэтому и для его уплаты существуют некоторые временные рамки. Но здесь не стоит говорить о каких-то стандартных сроках, которые могут подойти любому виду налогов. Каждый отдельный случай детально прописан в НК. Там и нужно искать соответствующие сроки.

Не во всех случаях плательщик может самостоятельно определить для себя время уплаты пошлины. Если расчет лежит на налоговой службе, то уплатить пошлину нужно после получения соответствующего уведомления.

Вконтакте