Эксперты: Беларусь в будущем с высокой вероятностью поглотит кто-то из соседей. Есть ли будущее у Беларуси

Главным событием 2017 г. в Беларуси стало преодоление негативных тенденций в экономике, заявил в начале нового года президент республики Александр Лукашенко. Это ставит перед Беларусью выбор: куда двигаться дальше для более успешного развития экономики? Своими предложениями с «Евразия.Эксперт» поделились белорусские экономисты.

«Мы прожили очень сложный год. Я не буду вдаваться в подробности, уже много говорил и в конце года, и в своем новогоднем обращении. Но главное всеобщее событие этого года – что нам, как мы и мечтали год назад (я в том числе, стоя здесь, говорил об этом), удалось преодолеть негативные тенденции в нашей экономике, и это немедленно повлияло на все наше общество», – заявил президент Беларуси.

В конце 2017 г. Лукашенко подписал указ «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год». Указ устанавливает ряд важнейших параметров, являющихся ключевыми показателями эффективности работы правительства и Национального банка. Согласно прогнозам, валовой внутренний продукт в 2018 г. вырастет на 3,5%, экспорт товаров и услуг – на 5,7%.

Как отметил президент республики, в 2018 г. белорусские граждане «должны сделать шаг вперед, подняться на ступеньку выше». «И тогда у нас через год будет о чем говорить, и у нас совершенно иное будет настроение», – заключил Лукашенко.

«Евразия.Эксперт» спросил экономистов из Беларуси о том, что является факторами риска для экономики страны в 2018 г., какие внешнеэкономические направления для Беларуси станут ключевыми, а также в каких сферах и регионах будут сосредоточены основные усилия «экономической дипломатии» Беларуси.

Комментирует к.э.н., доцент кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета Вера Ожигина:

Несмотря на восстановление белорусской экономики и наметившийся рост, двумя основными и взаимосвязанными внешними факторами риска в 2018 г. остаются высокая зависимость от цен на нефть и динамики российской экономики. Антироссийские санкции и неблагоприятные условия на мировых рынках способствовали частичному замещению западной продукции белорусскими товарами на российском рынке. В результате, эта зависимость вновь выросла – за 2015-2017 гг. доля России во внешнеторговом обороте Беларуси увеличилась с 48,5 до 51,3%. Но при благоприятном стечении обстоятельств эти факторы могут и не проявить себя в 2018 г.

Негативный внутренний фактор – характер денежно-кредитной политики и инфляция, способная свести на нет недавнее повышение зарплаты бюджетников. Ситуация осложняется проблемами в отраслевой и институциональной структуре экономики, старением населения. Неблагоприятны и фискально-налоговые риски предприятий – налоговая нагрузка, невозврат бюджетных займов, финансовые санкции.

Фактором риска является рост внешнего государственного долга. По данным Министерства финансов на 01 января 2017 г. он составил $13,6 млрд или 14% ВВП, на 01 декабря 2017 г. – уже $16,6 млрд или 17% ВВП. В 2018 г. ожидается получение очередных траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития.

Зависимость белорусской экономики от рынка СНГ, в первую очередь России, сохраняет в 2018 г. актуальность многовекторной внешнеэкономической политики. Помимо углубления экономического сотрудничества с традиционными партнерами в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, как и прежде, для Беларуси важна диверсификация внешнеэкономических связей.

Для этого Программой социально-экономического развития и Программой поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы определена цель обеспечения равного распределения экспорта белорусских товаров на рынках ЕАЭС – ЕС – стран «дальней дуги». Однако пока, несмотря на усилия экономической дипломатии и рост объемов экспорта, Беларусь удаляется от цели: в 2015 г. это соотношение составляло 41 – 32 – 27%, в январе-октябре 2017 г. – 56 – 22 – 22%.

Таким образом, в ближайшее время приоритетными направлениями, помимо СНГ и ЕС, являются страны и интеграционные объединения Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока, Африки и Америки. Это не противоречит и Общим направлениям международной деятельности ЕАЭС на 2018 г.

Экономические отношения с Россией в 2018 г. будут сосредоточены на реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы, обеспечения взаимного признания виз и равных прав граждан. В ЕАЭС ближайшие интересы Беларуси сосредоточены в устранении барьеров на общем рынке товаров (включая нефть и газ), услуг, капитала и труда, продвижении цифровой повестки и координации транспортной политики для реализации своих конкурентных преимуществ, улучшении не только количественной, но и качественной составляющей внешнеэкономической деятельности.

В СНГ усилия экономической дипломатии в 2018 г. будут направлены на совершенствование зоны свободной торговли, либерализацию рынка госзакупок и торговли услугами, расширение межрегионального сотрудничества. Важными сферами остаются диверсификация торговли товарами, рост экспорта услуг и прямых инвестиций в эти страны, создание совместных предприятий и реализация проектов. Помимо традиционных партнеров (Туркменистан, Молдова, Украина), в 2018 г. можно ожидать расширение сотрудничества с Узбекистаном, Таджикистаном, Азербайджаном.

Нормализация отношений с ЕС стала благоприятным фактором расширения возможностей «экономической дипломатии» в этих регионах. Активизация в 2017 г. парламентских и мидовских контактов с Германией, Бельгией, Великобританией, Португалией, Францией, открытие посольств со Швецией и Нидерландами вселяет надежду на углубление экономического сотрудничества с ними в 2018 г. Продвижение белорусских экономических интересов в ЕС сосредоточится в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества, привлечения инвестиций и технологий, развития транспорта и энергетики, миграции и связей с диаспорой, расширения финансирования со стороны Европейского инвестиционного банка и Европейского фонда устойчивого развития.

На «дальней дуге» ключевыми направлениями остаются Китай, Индия, Иордания, Иран, Вьетнам, Бразилия, Венесуэла, Куба, Турция, ОАЭ, ЮАР, Нигерия, Кения, Ангола, Зимбабве. Благодаря недавним усилиям дипломатов в 2018 г. ожидается активизация экономических отношений со странами АСЕАН, США, Канадой, Австралией, Южной Кореей, Египтом, Суданом, Пакистаном, Афганистаном, Бангладеш, Парагваем. Сферами продвижения экономических интересов здесь являются: освоение новых рынков, диверсификация торговли товарами и услугами, рост технологичности экспорта, участие в закупках, производственная кооперация и встраивание в цепочки, участие в выставках и деловых форумах, привлечение иностранных инвестиций, в перспективе – либерализация взаимной торговли и инвестиций на основе соглашений. Это будет способствовать достижению цели сбалансированности платежного баланса, поставленной указом О задачах социально-экономического развития в 2018 г. и Программой социально-экономического развития страны.

И, наконец, важнейшим задачей максимум для экономической дипломатии Беларуси 2018 г. остается приближение к цели вступления Беларуси в ВТО, что увеличит в перспективе шанс ЕАЭС как организации в получении статуса наблюдателя ВТО и развитии партнерства интеграций.


Комментирует к.э.н., доцент, заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики Национальной академии наук Беларуси Татьяна Садовская:

На протяжении 2015-2016 гг. в Беларуси наблюдалась отрицательная динамика экономического роста. Экономическая ситуация улучшилась в первом полугодии 2017 г. Одним из главных факторов роста ВВП стало улучшение ситуации во внешней торговле: наращивание экспорта калийных удобрений, рост цен на товарно-сырьевом рынке и стабилизация экономик ближайших торговых партнеров.

Внешние условия определяются особенностями функционирования мировой экономики и темпами роста экономик стран – торговых партнеров Беларуси. Среди основных внешних рисков для развития экономики можно отметить ограничение экспортных возможностей на внешних рынках и снижение доступности к внешним капиталам. Такие ограничения могут стать следствием медленного восстановления экономик стран – основных торговых партнеров (в первую очередь, Российской Федерации), сохранения (появления новых) барьеров для экспорта белорусской продукции на рынках государств-членов ЕАЭС, усиления конкуренции на традиционных рынках со стороны иностранных производителей, неблагоприятной ценовой динамики на мировых товарных рынках, которая снижает эффективность белорусского экспорта.

Наряду с внешнеэкономическими условиями, развитие национальной экономики во многом будет зависеть от складывающихся внутренних условий. К внутренним рискам и угрозам развития белорусской экономики можно отнести вероятность ее конкурентного отставания в результате недостаточно эффективной модернизации, технологической отсталости национального производства и низкой производительности труда и угрозу сжатия внутреннего спроса вследствие необходимости осуществления значительных выплат по внешнему долгу за счет внутренних ресурсов при отсутствии внешних источников финансирования, а также вследствие излишне жесткой денежно-кредитной политики. Кроме того, угрозами являются нарастание макроэкономических дисбалансов в результате возможного превышения темпов роста заработной платы над производительностью труда и риск несвоевременности структурных и институциональных преобразований.

Ключевыми направлениями развития внешнеэкономической деятельности в 2018 г. для Беларуси будут обеспечение улучшения качественной структуры экспорта за счет наращивания экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, поиск новых партнеров и расширение взаимодействия с ведущими странами дальней дуги на всех континентах, а также снижение количества изъятий и ограничений во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС.

Наращивание высокотехнологичного экспорта – приоритет 2018 г. Реализация этого направления будет основана на дальнейшей модернизации действующих организаций с целью производства конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции, имеющей выраженную экспортную ориентацию. Для завоевания регионального лидерства в сфере экспорта IT-услуг принят Декрет №8 «О развитии цифровой экономики», направленный на содействие развитию IT-сектора, что будет способствовать дальнейшему ускорению темпов роста экспорта компьютерных услуг.

Основной задачей в сфере экономической интеграции по-прежнему будет углубление многостороннего экономического сотрудничества с государствами-членами ЕАЭС и расширение экономических связей с третьими странами за счет использования потенциала Союза для продвижения интересов белорусских субъектов хозяйствования на внешнем рынке. Приоритеты развития экономической интеграции сохранятся за созданием равных условий для субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства и ЕАЭС, проведением согласованной политики в промышленной и аграрной сферах, исключением как прямых барьеров по доступу на рынок, так и других дискриминирующих мер.

Развитие промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС будет реализовываться путем углубления производственной кооперации, разработки общих мер поддержки совместно произведенной продукции, в том числе в целях допуска к государственным закупкам и программам субсидирования, а также использования потенциала общего рынка и стимулирования экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны.

Достижение указанных целей станет возможным за счет реализации ряда мероприятий. Заключение преференциальных соглашений с Израилем, Сербией и подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР будут способствовать диверсификации экспортных рынков в рамках ЕАЭС. Приоритетом в сфере научно-технического сотрудничества будет внедрение механизмов, содействующих повышению инновационного развития экономики страны: создание Евразийской сети трансфера технологий, Евразийского инжинирингового центра и его элементов (центров компетенций). Сотрудничество белорусских и российских регионов останется приоритетным направлением взаимодействия. Векторы интеграционного развития регионов Беларуси и России будут располагаться в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества.

Беседовала Юлия Рулёва

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Беларусь будет пытаться балансировать между двумя центрами: Западом и Россией. Хотя это балансирование и несимметричное. Связей по различным направлениям с Россией гораздо больше, чем с Западом. Однако я считаю, что Беларусь будет продолжать дистанцироваться от России и искать точки опоры на Западе.

Попытка усидеть на двух стульях продолжается уже два года и будет продолжаться дальше.

Неизвестно, какой стул окажется крепче. Но по итогам прошлого года доля России по влиянию на экономику Беларуси возросла еще больше, а доля Запада, наоборот, уменьшилась. Сейчас страна развивается по социально-экономической модели, которая не позволяет пока ничего резко менять.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– «Поворачиваться» Беларусь в 2017 году будет в ту сторону, где больше всего «пахнет» деньгами. До сих пор самый сильный запах денег шел с Востока, из России. Но теперь РФ сама переживает кризис, поэтому получать деньги оттуда станет труднее.

Ситуация сейчас крайне сложная. Белорусские власти будут искать все возможные источники финансирования. А Запад – это еще один потенциальный источник, который, возможно, и не принесет той прибыли, на какую рассчитывают власти.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

– Паварот на Усход, які працягваецца ўжо 20 гадоў, зараз дае негатыўны эфект. Таму што ў Расіі цяпер таксама не самы лепшы час. І адносіны з Еўрасаюзам, мабыць, атрымаюць нейкае паляпшэнне. Развівацца гэтыя адносіны будуць і далей. ЕС аказвае эканамічную дапамогу Беларусі, спрабуе неяк падтрымаць дзяржаўную самастойнасць.

Але не трэба спадзявацца на тое, што еўрапейскія палітыкі, са сваі мі шматлікімі праблемамі, будуць моцна займацца праблемамі Беларусі. Цяпер наог ул трэба спадзявацца толькі на самога сябе.

Об отмене виз для западных стран и активной белорусизации

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Отмена визового режима для США и стран ЕС - это попытка найти новые механизмы экономического развития, потому что приток туристов в любую страну - это важный экономический фактор. В Беларуси эта сфера пока развита слабо. П оэтому отмена визового режима - это попытка властей привлечь туристов в страну, чтобы они здесь оставляли свои деньги. Можно еще назвать это попыткой найти новую отдушину для бюджета, для развития экономики.

Что касается активной беларусизации, то это попытка сформировать хоть какую национальную идентичность. Эта тема стала очень важной после того, что произошло с Крымом.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– Безвизовый режим - это попытка властей привлечь туристов. Тут мы, конечно, лет на 15 опоздали. Но опыт украинцев в этом вопросе показывает, что безвизовый режим оправдывает себя. Туристы приезжают и оставляют деньги. Да и дорогостоящие отели, построенные к чемпионату мира по хоккею, нужно кем-то заполнять. Сейчас они заполняются процентов на 15. А разве этого достаточно? И власти понимают, что западные туристы едут в Беларусь с деньгами, что они будут оставлять деньги здесь. Важно только создать более удобные условия для этого. И безвизовый режим - это, надо сказать, достаточно удобно. Также я считаю, что здесь есть некий политический аспект. Ведь чем больше европейцев будет в Беларуси, тем больше возможностей для нашей оппозиции продвигать свои идеи.

А вот насчет белорусизации, то я бы не назвал ее активной. Она, скорее, мягкая такая, фрагментарная. Лукашенко понимает, что он теряет часть электората, и пытается хоть как-то его вернуть или найти новых людей, которые к нему относятся хотя бы нейтрально.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

Адмяніць візавы рэжым трэба было ўжо даўно. Дастаткова толькі глянуць на Львоў – і ўсё становіцца зразумела. Вялікая колькасць турыстаў дазваляе сцвярджаць, што адмена платных віз мае свае вынікі .

Але ш мат чаго залежыць ад таго, колькі турысту трэба заплаціць за побыт у якой-небудзь краіне. К алі раней віза каштавала вялікія грошы, ніхто асабліва не жадаў ехаць у Беларусь.

Калі гаварыць аб беларусізацыі, то ніякай актыўнасці я ў гэтым плане не бачу. Калі па краіне будзе хаця б 50% беларускамоўных школ, тады можна будзе сказаць, што вось цяпер беларусізацыя сапраўды актывізавалася .

Что ждет Беларусь в 2017 году

Валерий Карбалевич, политический эксперт:
– Один из главных вопросов, которые будут решаться в этом году, - как отдать государственный долг, который с каждым годом увеличивается. Экономика - это главный фактор, который влияет на жизнь белорусов.

Но на мой взгляд, в 2017 году кризис будет продолжаться. И лучше в ближайшее время не станет. Потому что модель поведения Беларуси в экономике не эффективна и зашла в тупик. Ее надо менять, но власти не хотят этого делать. Потому что такая модель - это оптимальная форма, позволяющая эту самую власть удержать.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– То, что будет в 2017 году, предсказать трудно. Есть два сценария: оптимистичный и пессимистичный. Оптимисты считают, что власти будут разворачиваться в сторону Европы, и пойдут на какие-то серьезные уступки.

Пессимисты указывают на внутренние и внешние риски. Внешние риски - это угроза со стороны России, ее присутствие в Беларуси в экономическом и военном плане. Можно также утверждать, что «молочные», «газовые» и «нефтяные» войны между нашими странами будут продолжаться и дальше.

А внутренняя ситуация может усложниться до такой степени, что я не исключаю полной остановки работы многих крупных заводов. Мне кажется, не за горами бунты озлобленных людей, которым просто не за что жить.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:
– Мы не можам прагназаваць нешта канкрэтнае. Рашэнні ў нашай краіне прымаюцца даволі закрыта, таму сказаць дакладна аб тым, што будзе, нельга. Аднак крызіс, які цягнуўся весь 2016 год, будзе працягвацца і далей.

Нішто не гаворыць аб тым, што нас чакае нейкае паляпшэнне ў бліжайшы час – мы бачым, што эканамічныя канфлікты памі ж Беларуссю і Расі яй працягваюць разгарацца . Усе гэта накладаецца на ўнутраны эканамічны крызіс. П ростым людзям будзе цяжка. Таму простыя людзі павінны больш часу і ўвагі аддаваць абароне сваіх правоў.

Международный валютный фонд прогнозирует, что в 2019-20 годах в случае нестабильности на зарубежных рынках Беларусь не справится с выплатами долгов, говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук. Что это вообще такое - дефолт, насколько вероятно, что он случится и к чему нам готовиться? Станислав Ивашкевич предлагает разобраться.

В этом году внешний долг нашей страны достиг рекордной отметки в истории - более $ 15 млрд, или около 40% от ВВП. Евразийский фонд стабилизации и развития объясняет: внешний долг начал расти в геометрической прогрессии после 2006 года, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста.

«Возможности экстенсивного роста (за счет увеличения количества продукции), были исчерпаны еще до 2006 года. Далее роста можно было достигать только административной мобилизацией ресурсов при одновременном наращивании долгового бремени», - говорит Алишер Мирзоев, директор проектов стабилизационных кредитов.

Кстати, формальный внешний долг правительства, который публикует Нацбанк и перепечатывают СМИ, - лишь часть государственной задолженности. На самом деле туда входит еще внутренний долг, номинированный в иностранной валюте, а также кредиты госпредприятий, где доля государственной собственности составляет более половины.

«В общей сложности этот долг приблизился к 60% от ВВП, - говорит Александр Чубрик, директор исследовательского центра «Институт приватизации и менеджмента». - Когда мы говорим, что в Японии долг 200%, то, во-первых, он отчасти, внутренний. Во-вторых, он очень долгосрочный, и, в-третьих, очень дешевый, нам такой просто не снился. Поэтому, получается, для них 200, это, может, лучше, чем для нас 60».

Куда пошли все эти деньги?

До 2015 года они расходовались на:

1) удержание высокого курса рубля, который был под постоянным давлением вследствие того, что Нацбанк стимулировал экономику напечатанными деньгами.

2) на государственные модернизационные проекты, которые, в подавляющем большинстве, однако, оказались непросчитанными и провальными.

Среди прочего, белорусские предприятия деревообработки или, например, цементного производства, на модернизацию которых государство потратило по миллиарду долларов (преимущественно китайских кредитов), могут производить в разы больше продукции, чем раньше, но себестоимость этой продукции - неконкурентная. В результате они простаивают или работают с убытками, продолжая сжигать иностранную валюту, которую правительству снова приходится одалживать.

«У нас проблема в том, что даже не долги государства очень дорогие, а долги предприятий, так как они набрали много долгов», - добавляет Александр Чубрик.

Сейчас выплаты по одним только процентам за набранные кредиты составляют более 2% от валового внутреннего продукта. Это - каждый 8-й бюджетный рубль, который идет не на возвращение старых долгов, а на удержание уже набранных. Если бы в этом году мы выплатили сами хотя бы проценты по набранным кредитам, то вместо того, чтобы вырасти на 1,5%, белорусская экономика приблизительно настолько же упала бы.

В 2007 году, когда существующая экономическая модель достигла лимита своего устойчивого роста, власти Беларуси продолжили иллюзию ее развития за счет иностранных займов.

Теперь, когда государственный долг достиг почти 60% процентов ВВП, отечественная экономика не справляется с тяжестью процентов по набранным кредитам, и внешний долг ежегодно увеличивается уже просто для того, чтобы кормить себя. Скатывание такого снежного кома рано или поздно должно закончиться дефолтом.

Что такое дефолт?

Дефолт, это когда страна не способна вовремя сделать актуальные выплаты по своим долгам. Как только страна объявляет дефолт, она начинает экономить на выплатах иностранных займов, но по крайней мере временно теряет возможность делать новые.

«Можем взять, например, Аргентину. Аргентина объявляет дефолт, ее банки не могут вовлечь финансирование и не могут выполнить своих обязанностей по тем депозитам в валюте, которые у них есть», - приводит пример Дмитрий Крук, экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра.

Непосредственными последствиями дефолта станет резкая девальвация и рост цен, так как Нацбанк будет вынужден печатать рубли, чтобы закупать дефицитную валюту внутри страны на оплату критического импорта: топлива, пищи, медикаментов. Многие предприятия будут временно неспособны закупать за границей оборудование, что приведет к закрытию многих заводов и резкому скачку безработицы.

«Это, скорее всего, приведет к снижению ВВП, снижению зарплат, к снижению социальных платежей», - считает Дмитрий Крук.

Непосредственную опасность дефолта власти осознали в 2015 году, когда доходы бюджета упали - вследствие падения экономики, а расходы для содержания валютного долга, наоборот, резко увеличились - за счет девальвации рубля. С того момента власти решили взять курс на сокращение внешнего долга.

В 2016 году внешний долг, впервые за многие годы, снизился. Правда, всего на 0,5%. И, чтобы достичь этого, то есть выплатить самостоятельно проценты по долгам, плюс погасить всего полпроцента самого долга, властям пришлось урезать на целых семь процентов все остальные бюджетные расходы. Это стало одним из важных причин прошлогоднего падения экономики, зарплат и занятости.

«На 7% снизить бюджетные расходы за шесть лет это просто - нечеловечески много», - говорит Александр Чубрик.

В этом году власти от идеи погашения долга, похоже, уже отказались, так как резать бюджетные расходы, по большому счету, больше не за счет чего. Реалистичная задача, исходя из статистики, стоит в том, чтобы хотя бы максимально замедлить рост задолженности.

«Этот долг набирается для того, чтобы мы остались в состоянии стагнации, а не продолжили падение», - говорит Леонид Фридкин, шеф-редактор «Экономической газеты».

Специалисты подчеркивают: сейчас стоимость внешнего долга для Беларуси - приблизительно вдвое ниже рыночного - менее 4% годовых, в среднем, за счет льготных кредитов от России, Евразийского фонда стабилизации и развития и Китая.

«Еврооблигации для нас - достаточно дорогие. Но мы получаем льготные кредиты от России и ЕФСР, поэтому средняя эффективная ставка для нас - не такая большая», - говорит Фридкин.

Если Россия будет продолжать поддерживать Минск такими кредитами, то дефолта можно избегать еще много лет, даже не проводя реформ. Но, отмечают специалисты, льготы со стороны Кремля поступают не бесплатно. С каждым годом Кремль требует от Беларуси все новых уступок в деле экономического и политического суверенитета.

«Начиная от военной базы, которую Беларусь крайне не хочет размещать на своей территории и пока этот вопрос якобы закрыла, но он может возникнуть позже. Во-вторых, лакомый кусочек - калий», - говорит политолог Андрей Елисеев.

По словам экономиста Дмитрия Крука, следующий раунд торговли за продолжение российских льгот для Минска ожидается в 2019-2020 годах, когда Беларусь ожидают новые пиковые оплаты госдолга, которые предстоит рефинансировать. Тогда у существующих властей останутся два варианта: или перейти на рыночные условия кредитования, которые в два раза дороже - реальная угроза дефолта тогда может наступить уже в 2021-2022 году. Или согласиться на требования Кремля, потеряв критические элементы военного, политического или экономического суверенитета.

«В рамках того же Евразийского экономического союза, который сейчас представляет экономическое интеграционное объединение, но может приобрести черты политического», - добавляет Андрей Елисеев.

Правда, гипотетически, страна могла бы выплачивать долг и сама, не жертвуя при этом независимостью. Но это потребует шагов, на которые существующие власти Беларуси не решатся, полагают опрошенные нами специалисты.

«Это - очень глубокие институциональные изменения в экономике, изменения системы стимулов, изменения системы экономических отношений в национальной экономике», - говорит Дмитрий Крук.

Стоит отметить, что история знает пример, когда и нереформированная социалистическая экономика приближалась к дефолту, но потом выплатила все свои иностранные долги сама - за счет чрезвычайных мер бюджетной экономии. Это - Румыния времен правления там диктатора Николае Чаушеску. Но эти меры привели к такому падению уровня жизни обычных граждан, что в результате Чаушеску свергли и расстреляли вместе с женой.

Поэтому, полагают опрошенные нами специалисты, Лукашенко будет проводить политику более мягкой бюджетной экономии, которая не позволит сокращать задолженность, но замедлит приближение к дефолту.

В ближайшие год-два дефолта не предвидится. Благодаря льготным кредитам с востока цена государственной задолженности Беларуси за последние два года существенно снизилась и составляет сейчас приблизительно половину от рыночной. Поэтому сейчас наша страна способна выплачивать половину процентов за внешний долг сама. Вторую половину процентных платежей приходится все равно покрывать за счет новых займов, то есть государственный долг все равно растет, но гораздо медленнее, чем до сих пор. Час X, однако, может наступить через 2-3 года, если Минск будет договариваться с Москвой о продолжении условия кредитования. Если власти Беларуси не согласятся на уступку критических элементов независимости страны, то нас ожидает если и не сразу дефолт, то болючие экономические потрясения.

Станислав Ивашкевич, АХ

На днях посол Российской Федерации в Беларуси Михаил Бабич заявил, что Это высказывание якобы было привязано к информации о размещении военной базы США в Польше. Не так давно белорусский президент Александр Лукашенко высказывался по этому же поводу, что в случае нападения . Также Лукашенко заявил об укреплении границы с Украиной, откуда в Беларусь, по его словам, «идет много беды».

Бывший сотрудник КГБ и ФСБ Михаил Бабич — один из тех, кто готовил аннексию Крыма. По мнению многих экспертов, послом в Беларуси он назначен неспроста. Сейчас то и дело появляются сообщения о планах России присоединить к себе Беларусь то политическим, то вооруженным путем. Лукашенко хоть и говорит о дружбе и взаимопонимании с РФ и лично Путиным, но намекает, что иногда это взаимопонимание пропадает. Кроме того, в новой концепции пограничной безопасности Беларуси «между строк» читаются опасения угрозы как со стороны Украины, так и со стороны России.

«Мы поняли, что фронт на фронт нигде воевать не будут, нужны специально подготовленные силы, чтобы защитить страну и нанести противнику неприемлемый ущерб. Мы видим, что происходит недалеко от нас, что происходит в Сирии. Изучая ситуацию, мы уже абсолютно понимаем, какая будет, не дай бог, война. Нам надо защитить Беларусь. Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится. Даже на Россию мы не можем на 100 процентов положиться. Хорошо, сегодня Путин и прочие, он понимает нас, я понимаю его. Сегодня мы вместе как-то действуем, и то не всегда. А что будет завтра? И если кто-то посмеет, диверсионные группы нанесут удар и на той территории, с которой последует нападение на Беларусь», — заявил Александр Лукашенко вскоре после недавних учений, по легенде которых белорусские силовики ликвидировали неких боевиков, захватывающих админздания и атакующих военные части.

— Мы привыкли, что россияне — братья. Из России нам рассказывают, что мы с русскими — один народ и должны воссоединиться. И многие в это верят. Три четверти населения говорят по-русски и на работе, и в быту, и лишь четверть общается на белорусском, да и то, в основном, на трасянке (белорусско-русский суржик.— Авт.). Но вряд ли у России получится здесь бескровный «аншлюс». Своим поведением она отвернула от себя украинцев, прозрели болгары, начали прозревать сербы… А теперь страна сдувшихся «Искандеров» и петухов из говна делает все, чтобы уже и последний народ в мире перестал считать ее братской, — рассказал «ФАКТАМ» житель Минска Алесь (фамилию он попросил не называть). — Причем сам Лукашенко, рассказывая о дружбе с Россией, в то же время играет на стороне белорусских националистов. Уже разрешены Пагоня (Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995), происходит от герба Великого княжества Литовского, Руського и Жемайтийского. - Авт .) и наши бело-красно-белые флаги. Российскую георгиевскую ленту настоятельно рекомендуют заменять белорусской красно-зеленой. Нет массовых «посадок» оппозиционеров, какие были в прошлые годы. Русские символы вытесняются белорусскими, но в то же время остается советская символика. Идет мягкая белоруссизация, белорусский язык еще не стал превалировать над русским, но уже и не считается «деревенским». Власть, ранее проводившая политику русификации, теперь сама же постепенно рассказывает нам, что мы отличаемся от русских, что мы и сами — нация.

*Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995)

«ФАКТЫ» провели заочный «круглый стол», попросив известных белорусов (политиков и экспертов, знающих о ситуации в стране не понаслышке) прокомментировать то, что сейчас происходит в Беларуси и как следует понимать заявления российских и белорусских властей. Наши собеседники — Николай Статкевич (один из лидеров белорусской оппозиции, кандидат в президенты на выборах 2010 года, бывший политзаключенный), Вадим Довнар (белорусский журналист, переехавший жить и работать в Украину) и Павел Севярынец (политик, политзаключенный, в среде оппозиции рассматривается как возможный кандидат на ближайших президентских выборах в Беларуси).

*Николай Статкевич

— Как следует расценивать заявление посла РФ о том, что в случае нападения на Беларусь Россия будет отвечать? Кому был направлен этот сигнал? Минску или западным «партнерам»?

Николай Статкевич: Это сигнал Западу, что Россия считает Беларусь «своей» и не позволит изменить эту ситуацию. Кроме того, это подготовка почвы к размещению здесь российских войск под предлогом усиления «общей региональной группировки войск» в ответ на размещение американской базы в Польше.

Вадим Довнар : — Это стоит расценивать как «красивую» игру словами. На Беларусь некому нападать. Кроме самой России. В новейшей истории (минимум с момента распада «совка») никто, кроме России, не предъявлял ей территориальных претензий. Ни фактически, ни даже в полемическом задоре. Снова — кроме РФ. Адресаты этих посылов и Минск, и Запад. Первому — да успокойся, ничего сильно не поменяется. Второму — не лезьте сюда, чтобы ни происходило, это наша зона влияния. Впрочем, всего этого можно было и не говорить. Лукашенко отлично знает свое место, а Запад за Лукашенко (ведь Беларусь сегодня — это именно Лукашенко) «вписываться» не будет. Да и с какой стати ему бы это делать? Официальный союзник России, член всех интеграционных объединений с РФ, диктатура, идеологически и «духовно» — вассал.

Павел Севярынец: Высказывание Бабича последовало в ответ на недавнее заявление американского Госдепартамента, который заявил о решимости США поддерживать независимость и суверенитет Украины, Грузии «и даже Беларуси» как бастионов против имперской политики России. Сторонники независимости в Беларуси приободрились (о, если что, американцы готовы за нас «вписаться»!) — и, чтобы они не очень радовались, Бабич озвучил ответ со стороны России. Мол, попробуйте только защитить независимость Беларуси от России, мы будем расценивать это как нападение на Россию. Поразительный по цинизму ответ, адресованный и Западу, и Лукашенко — особенно если учесть, что в Будапештском меморандуме 1994 года как США, так и Россия гарантировали независимость Беларуси. В ответе Бабича все предельно ясно: попытка защитить независимость Беларуси со стороны (гипотетически) Лукашенко, белорусского народа либо Запада будет расцениваться Россией как нападение на ее территорию. Медведь в очередной раз показал зубы, причем всем. Он считает, что Беларусь его добыча, и он ни с кем не будет делиться или считаться. Кремль понимает, что реально независимая Беларусь окончательно убьет проект реставрации Советского Союза. Не случайно именно в Беларуси за последние сто лет пульсировала «красная кнопка» империи — от царской ставки в Первой мировой войне, Беловежской пущи и столицы СНГ до «Минских соглашений».


*Павел Севярынец

— Есть ли в настоящее время опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси? От кого она исходит?

Николай Статкевич: Такая опасность исходит только от России, так как в Европе после Второй мировой войны только Россия аннексировала чужие территории.

Вадим Довнар : — Опасность для Беларуси как исторически, так и в новейшей истории всегда исходила от России. В древности, конечно, не только от нее, но сейчас — исключительно от РФ. Все почему-то заметили эту угрозу только «после Крыма», но работа по «возвращению в лоно» велась Кремлем с момента распада «совка». Стандартно — экономическая привязка, информационное, культурное, «духовное» удержание, военная интеграция. «Независимая Беларусь» существует исключительно формально. По сути — это российский регион со своими особенностями. Моя страна оккупирована с 1918 года, когда большевики, наплевав на волю белорусского народа, военным способом захватили Белорусскую Народную Республику. Может ли РФ сейчас формализовать единство, вывесив триколоры, что-то там подписав? Может, но не думаю. Знаю все аргументы за эту версию, но не верю. По большому счету — незачем. «Крымнашистского» угара не получится. Для русских, не знающих нашей истории, мы — это часть их, и нас «не удалось разорвать», а с «проблемой нового срока» для Путина они как-то и без Беларуси разберутся. Чай, плебс не сильно бунтующий, и пока Росгвардия справляется со своими карательными функциями. Целостности РБ тоже ничего не угрожает. У нас нет этнического, религиозного, языкового и т. д. расслоения. Нечего колоть. Страна полностью под Россией.

Павел Севярынец : — Реальная опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси, понятное дело, исходит от Кремля, для любого здравомыслящего человека это очевидный факт. Львиная доля суверенитета уже подмята Россией, и остается только оценивать, насколько формальна независимость Беларуси при Лукашенко. Это все еще государство — либо это уже кадыровская модель? Проект «Союзного государства», отсутствие полноценной границы, совместные группировки войск под командованием российских генералов, военные учения, экономическая зависимость более чем на 50% от российских кредитов и рынков сбыта, Таможенный союз, доминирование российских СМИ и куда больше пропутинские, чем пролукашенковские настроения в массе обывателей — тут на самом деле все очень печально. Все дело в том, решится ли Путин на открытый захват Беларуси, на триколор над Минском под угрозой очередных санкций и ответных мер или сочтет риски неприемлемыми. Госдеп и Бабич обмениваются, скажем так, мнениями как раз в этом ключе.

*Вадим Довнар

— Сколько на территории Беларуси российских войск? Насколько вероятно появление военной базы РФ в РБ?

Николай Статкевич: - В Беларуси есть два российских военных объекта — станция раннего предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичском районе и узел связи с подводными лодками в Вилейском районе. Кроме того, судя по высказываниям официальных лиц, на территории нашей страны после учений «Запад-2017» на базах хранения могли остаться крупные запасы российских вооружений. Переброска личного состава к ним может быть осуществлена очень оперативно. Москва будет максимально использовать тотальную зависимость от нее белорусского режима, чтобы разместить на нашей территории свои воинские контингенты на постоянной основе.

Вадим Довнар: Эксперты говорят, что эти базы не особо полноценные, но есть факт — присутствие иностранных военных с оружием на территории якобы суверенного государства. Военных государства — извечного врага, военных государства — оккупанта и агрессора. Сильно понадобится Кремлю третья, уже «полноценная» база — она там будет. И это даже не вопрос цены, хотя Лукашенко и покочевряжится, а вопрос настойчивости России.

Павел Севярынец: Срок аренды этих баз истекает в 2025 году. Но в реальности разношерстные российские военные отсюда не вылазят — совместная группировка ПВО, регулярные учения, коллеги «Боширова и Петрова» обеспечивают тут постоянное присутствие на случай развертывания. Наблюдатели оценивают число российских военных в Беларуси в тысячах, а если учесть, что большая часть армии Лукашенко смотрит голодным взглядом на заработки россиян и не видит причин, чтобы препятствовать захвату Беларуси Москвой, дело для Кремля как будто в шляпе. Но есть еще белорусы, как известно — народ партизанский. Есть Украина. Есть, в конце концов, Запад. Эти три причины и удерживают Путина от открытой аннексии.

— В последние годы появились сообщения о развитии в Беларуси казачьего движения, православных военно-патриотических клубов, которые курирует Русская православная церковь. Может ли Россия заявить о вынужденной защите русскоязычного населения и повторить сценарии Крыма и Донбасса?

Николай Статкевич: Это один из реальных сценариев, если планы по медленному поглощению нашей страны будут сорваны.

Вадим Довнар: Поймите, часть «белорусской армии», «белорусских спецслужб» — это и есть условная или не условная «Лубянка». В этом смысле Беларусь — Крым. Но в РБ — большинство все-таки белорусы. Иное дело, что белорусы — непомнящие корней и любящие Россию. И у них нет противоречий в голове между «независимая Беларусь» и «вместе с Россией». И то и то для них естественно. Не придется отрывать их. Скажут: теперь вы часть РФ, воспримут спокойно. Без восторга, но и без отторжения. Они и так чувствуют себя провинциальными жителями России, но наклейкой «независимые» и со своим губернатором. Повторюсь, оккупировать Беларусь не придется пока у власти Лукашенко. Беларусь давно оккупирована, но большинство населения считает этот факт естественным.

Павел Севярынец: Гибридная стратегия России в отношении Беларуси повторяет и сценарии Крыма, и подготовку к Донбассу, и вообще всю эту многовековую арию насчет «воссоединений» и «освобождений от гнета». Действительно, мы фиксируем сотни информационных, аналитических и просто парамилитарных проектов, поддерживаемых Россией — после 2014 года они растут как грибы на деньгах «Россотрудничества», «Фонда Горчакова» и российских спецслужб. Но есть нюансы. Православная церковь не так монолитна, как в России (более 60% приходов это действительно «русский мир», но около 30% не имеют ничего общего с черносотенным духом). Концентрация этнических русских, которая в некоторых районах Крыма и Донбасса превышала 50%, нигде в Беларуси не образовывает таких заметных анклавов. В Беларуси есть мощный белорусскоязычный, частью польскоязычный Костел, а это более миллиона верующих. Плюс фактор Лукашенко, который ведёт изощренную игру на противоречиях соседей, чтобы остаться у власти. Россия, безусловно, готова запустить свой излюбленный сценарий, но Беларусь может стать тем самым куском, слишком большим, слишком сложным, который застрянет у нее в горле.

— Несмотря на то, что заявления Лукашенко о борьбе с агрессорами вроде бы приурочены к заявлениям о размещении в Польше американской базы, не несут ли они упреждающую информацию и для Москвы?

Николай Статкевич: Лукашенко может делать сколь угодно много заявлений, но Москва знает о реальных настроениях командного состава белорусской армии. Борьба Лукашенко против белорусского национального самосознания, соответствующие кадровая политика и идеологическая работа привели к тому, что среди офицеров его армии популярность Путина в разы выше, чем их собственного главнокомандующего.

Вадим Довнар : — Заявления Лукашенко — просто поза. Возможность с металлом в голосе поиграть в защитника страны. Может немного успокоить национально ориентированных белорусов. Но тоже вряд ли. За 25 лет нахождения АГЛ при власти все научились все понимать. Лукашенко — вассал Москвы. И, конечно, никакое оружие он раздавать не стал бы.

Павел Севярынец: Лукашенко хорошо понимает опасность, исходящую от России — но не может открыто её формулировать. Да, это сигнал, который можно интерпретировать и как промосковский, и как антимосковский (подобная двусмысленность — это и есть стиль позднего Лукашенко). Проблема в том, что белорусские военные, люди по определению прямые, как слышат, так и дышат, и им нужна ясность насчет вероятного противника. И тут Лукашенко попадает в свою собственную ловушку: четверть века добровольно погружался в пасть России, топтал белорусский язык, культуру и патриотическую оппозицию, получал за это кремлевские кредиты, а теперь хочет вырваться. Без резких движений тут никак. К сожалению, правитель продолжает уповать на свою тактику бесконечного «развода» соседей — и рассчитанный внезапный удар Москвы может застать его, а вместе с ним и страну, врасплох.

— Может ли Лукашенко в обозримом будущем лишиться власти? Если да, то кто его сменит и как это отразится на Беларуси и ее отношениях с соседями — как Россией, так и остальными? Также ходят слухи, что Кремль готовится к объединению РФ и РБ уже в ближайшие годы. Куда денут Лукашенко? Каким образом?

Николай Статкевич: — Судьбы бывших диктаторов не оказывают большого влияния на дальнейшие судьбы их стран. Любой президент может лишиться власти. Особенно нелегитимный и так ненавидимый большинством, как Лукашенко. Обычно, кто убирает незаконного правителя, тот и ставит нового руководителя. Но в любом случае патриотические силы должны быть готовы вмешаться в ситуацию. Москва хотела бы инкорпорации Беларуси. Это помогло бы поднять авторитет власти на фоне народной эйфории и дало бы Путину «легитимные» основания оставаться у власти после 2024 года в качестве руководителя «объединенного государства».

Вадим Довнар: В смену Лукашенко я не верю. Он будет сидеть ровно столько, сколько существует РФ и сколько ему позволяет здоровье. Со вторым вроде все нормально (обратная информация — сознательная московская деза для лучшей управляемости). А вот с первым… Когда неизбежно распадется РФ — не будет и ее вассала. Голодный народ сметет.

Павел Севярынец: Лукашенко не вечен. Есть Кремль, который поддерживал его два десятилетия, но теперь не прочь и сменить, есть здоровье, как у каждого человека, никто не отменял дворцовые перевороты, и, наконец, есть народ Беларуси — «вечнозеленый президент» его уже, поверьте, достал. Если Лукашенко заболеет, умрет, сбежит — сменить могут Москва (с поглощением, на того же Бабича как генерал-губернатора), кое-кто из соратников (формально, по конституции — премьер Румас, более вероятно — старший сын Виктор) и, если будет сценарий Площади, — тот или иной (как вариант — уцелевший во время событий) лидер оппозиции.

— Лет 20−25 назад ходили разговоры о Полесской республике, которая могла выделиться из Беларуси, как это произошло с Приднестровьем в Молдове или Абхазией в Грузии. Существуют ли вообще в Беларуси сепаратистские настроения у какой-то части населения? Если да — то «в какую сторону», кто их поддерживает?

Николай Статкевич : — В Беларуси нет выраженных сепаратистских регионов. Но есть достаточно много людей, которые готовы пожертвовать независимостью, только чтобы избавиться от ненавистного им Лукашенко и заодно улучшить свое благосостояние. Обычно это его бывший электорат. На первом месте — не слишком образованные жители небольших городов и деревень, которые сейчас переживают наибольшие материальные трудности. Вот так 20 лет антинациональной политики обернулись против ее автора. Но и против нашей государсвенности, к сожалению, тоже.

Вадим Довнар: Нет и никогда не было у нас сепаратизма. Все эти «полеские республики» — сознательная работа спецслужб РФ на практически нищенской почве фактажа.

Павел Севярынец : — «Сепаратизм» — маловероятный сценарий для Беларуси. Если Кремль решит «брать» Беларусь — то целиком. Во время последних российско-белорусских военных учений отрабатывали сценарий подавления «сепаратизма» в северо-западной, преимущественно католической части Беларуси, на границах с Польшей и Прибалтикой (так называемой «Вейшнории», термин придуман каким-то оригиналом в российском Генштабе) — но это, скорее, отвлекающий маневр. Идеи подобного рода регулярно вбрасываются в белорусское медиапространство из околокремлевских СМИ с целью, надо понимать, разделять и властвовать, но реальных последствий таких провокаций до сих пор нет. Беларусь — орешек цельный. И еще большой вопрос, по зубам ли он Москве.

В ближайшие дни читайте в «ФАКТАХ» интервью с аналитиком Игаром Тышкевичем о том, как Лукашенко защищает свою власть от посягательств Кремля, планирует ли Путин захват Беларуси и что вообще будет в будущем с этой страной.

Фото из Facebook

Оригинал взят у antisemit_ru в Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего.

By courtesy of valery_brest_by . Я щас приведу оба эти прогноза и слегка откомментирую.


Белорусский среднесрочный прогноз от Колерова

(Модест Колеров : кандидат исторических наук, Действительный Государственный советник России 1-го класса, руководитель портала REGNUM.RU)
1. Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
2. Национализация номенклатуры сделает именно ее главным носителем националистические риторики.
3. Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
4. Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
5. Транзит из России в Польшу и далее по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
6. Политическая номенклатура приведет к власти одобренной Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
7. Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
8. Москва будет молча наблюдать за этими переменами, лишь изредка выступая с обращениями Государственной думы к Минску в защиту «великой дружбы»
9. Западная граница Смоленской области снова станет полноценной границей России.

Белорусский среднесрочный прогноз от Дзерманта

(Алексей Дзермант : философ, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, руководитель портала IMHOCLUB.BY)
1. «Разрядка» в отношениях с Западом имеет четкую «красную линию» — стратегические интересы России. И белорусское руководство не переступит эту черту.
2. Республика Беларусь, как национальное государство, сохранит символическую и идеологическую преемственность с БССР и советским проектом. Восточноевропейский национализм по типу прибалтийского или украинского не станет в Беларуси идеологией власти.
3. Отношения с Россией будут зависеть от готовности России строить равноправный союз с Беларусью, учитывать интересы партнеров по евразийской интеграции. Вариант вхождения Беларуси шестью губерниями в состав России исключен как самый деструктивный. Военно-политический союз России и Беларуси будет укрепляться, поскольку именно он является основной гарантией белорусского суверенитета.
4. Именно Беларусь, согласовав свои действия с Россией, используя все доступные рычаги (дипломатические, экономические, политические) воздействия на Литву, будет основным лоббистом деблокирования Калининградской области.
5. Беларусь, сохранив внутреннюю политическую устойчивость, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, и далее будет самым стабильным транспортным хабом между ЕС и ЕАЭС, а также станет одним из ключевых пунктов китайского Нового шелкового пути в Восточной Европе.
6. Экономические реформы будут проводиться в Беларуси по китайскому сценарию — под жестким контролем государства, с сохранением значительной доли госсобственности в промышленности. Либеральные экономисты никакого реального влияния не получат.
7. Государственная идеология будет оформляться в качестве социал-консерватизма, с креном в «левую» сторону. Либеральные и националистические идеи не выйдут из маргинального поля. В случае преобладания в России националистической, «белогвардейской» риторики, отрицающей субъектность Беларуси и ее политической элиты, это будет использовано внешними силами и их агентами в Беларуси для нагнетания антироссийских настроений. Оба национализма — русский и белорусский следует воспринимать как инструмент манипуляции и разжигания розни.
8. В ближайшее время Москва должна будет определиться со своей стратегией интеграции, сделав ставку не на этнонационалистическую интерпретацию Русского мира, а на создание полноценного Евразийского союза, вобравшего в себя лучшие черты советской модели отношений с союзными республиками. Только в этом случае России удастся собрать вокруг себя жизнеспособный геополитический и геоэкономический блок.
9. Слабое место России — отсутствие полноценного технологического суверенитета, невозможность существовать в режиме автаркии. Элитные разногласия также не позволят в ближайшее время запустить мобилизационный проект. Это будет вынуждать руководство России вовлекаться «разрядку» в отношениях с Западом, с ЕС. Беларусь, не позволяя втянуть себя в масштабное противостояние на стыке России и ЕС, не дает сомкнуться двум очагам напряженности: в Украине и Прибалтике. Статус Беларуси как регионального гаранта равновесия и безопасности может быть использован Россией как одно из условий и оснований будущей «разрядки».

А теперь - демагогия от Антисемита .

1. Делать какие-либо прогнозы на средний срок, умалчивая при этом главное - абсолютно бессмысленное занятие.

2. А главное тут - сохранится или нет, в Беларуси, авторитарный режим Лукашенко.

3. Предполагаю, что мой блог читают, в основном, здравомыслящие люди, с критическим мышлением. Потому мы такие заклинания, как "демократический выбор беларусского народа", "выборная процедура", "манипуляции голосами", даже обсуждать не будем. Постсоветская власть, в новообразованных государствах, давно научилась получать нужные ей результаты. И - переизбираться столько раз, сколько надо. Что, правда, иногда, дает осечки, о чем хорошо осведомлены бывшие "кыргызбаши" (их там двое, или больше, забыл уже?). Или - украинская панда. Но мы не о грустном же, а прогнозируем?

4. Смена политической парадигмы, в постсовке, невозможна без массированного внешнего влияния . Покойный (ли?) Ислам Каримов, наглядно показал, что достаточно решительная тоталитарная власть умеет легко парировать такие попытки. А украинский Овощ, не менее наглядно, что менее тоталитарная - никак не сможет.

5. РБ - достаточно тоталитарна. Потому, логично предположить, что никаких изменений, под действием внутренних ли сил, или внешнего влияния, не будет. Ни во внутренней политике, ни во внешней.

6.Следовательно, вопрос, как долго протянет сам АГЛ. А здоровья у него - вроде как, хватает. Потому отбросьте все, какие-либо надежды, на "трансформацию режима". Не будет этого, не надейтесь даже!

7. Немного про экономику. Никого же не удивляет, когда какая-нибудь крупная западная корпорация, экономически успешна? При этом, частного собственника там - нет . Не смешите мои тапочки, рассказывая, что собрание акционеров - это и есть тот самый частный собственник. Тут кроется самое большое либеральное суеверие и самый наглый обман, что наемный менеджмент, в акционерной компании, может обеспечить экономическую эффективность, а такой же, но в государственной компании - нет. Так что государственными ли будут основные производства РБ, частными, или акционированными, с участием государства, или без него - не суть важно.

8. Я верю и в разум АГЛ, и в креативность и изобретательность белАрусских экономистов и менеджеров. По моему скромному мнению, они достаточно эффективно организовывали жизнь страны, в условиях всемирного экономического кризиса, с 2008 года. Думаю, в среднесрочной перспективе, экономические коллапсы и Республика Беларусь - в разных вселенных. Тем не менее, какие-то подвижки, небольшие реформы, однозначно, будут.

9. Об отношениях РБ с Россией и т.н. "западом". Всё будет без изменений. Лукашенко будет маневрировать, российские "поцреоты" - его обличать, "запад" - давиться, но есть кактус. Не так и сложно кивать в обе стороны, тем более, за это плюшки могут быть. А долговременные интересы беларусов - в союзе с Россией. Если у той будет адекватное руководство. Вот в этом - вопрос...