Аудит относится к следующему виду финансового контроля. Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля был урегулирован Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденным этим Указом Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, которые утратили силу с принятием Указа Президента от 13.12.2001 №1459 и ФЗ от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

В соответствии с данными нормативными актами, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ. Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами оказываются следующие услуги:

    постановка, восстановление и ведение бухучета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование;

    налоговое консультирование;

    анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

    управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организаций;

    правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

    автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий;

    оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

    разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-плана;

    проведение маркетинговых исследований;

    проведение НИОКР в области, связанной и аудиторской деятельностью и многое другое.

Аудиторы и аудиторские фирмы, прошедшие аттестацию, начинают свою деятельность после государственной регистрации, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Лицензии на осуществление аудита выдаются Минфином РФ. Аудитор в процессе проведения аудита оценивает существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Результатом аудиторской деятельности является аудиторское заключение, имеющее силу официального документа и содержащее выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухучета законодательству РФ.

В зависимости от сферы проведения, аудит делиться на :

    банковский аудит;

    аудит внебюджетных фондов;

    аудит инвестиционных фондов и бирж;

    аудит страховых организаций;

    общий аудит.

12. Страхование как институт финансовой системы

Понятие «страхование» содержится в законе РФ от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ», в соответствии с которым страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физ. и юр. лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за чет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства и может быть охарактеризована как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

Страховая деятельность – (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физ. и юр. лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Задачи страхового дела:

Страхование осуществляется в обязательной и добровольной формах (статьи 929-970 ГК РФ).

Виды страхования:

1) по организационному признаку: внутреннее (ограниченное), внешнее, смешанное;

2) по объекту страхования: имущественное страхование (страхование материальных ценностей), личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность), страхование ответственности, страхование предпринимательского риска.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности является Федеральная служба страхового надзора, которая находится в ведении Минфина РФ.

Аудиторский контроль регламентируется ФЗ “Об аудиторской деятельности”.

Аудиторский контроль (аудит) - это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует отметить, что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на это госорганами.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» -основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухучета законодательству Российской Федерации.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно- финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

Что касается внешнего аудита, то его выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемой организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, а также предложений по улучшению и повышению финансовых результатов.

Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации, или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные общества; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

Аудит информирует руководство экономического субъекта и государственные органы -заказчиков аудита - о состоянии деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на новый уровень своего развития, выдержать рыночную конкуренцию, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами и т.п. По результатам аудита составляют аудиторское заключение, имеющее силу официального документа.

Аудитор - нужная и востребованная профессия в рыночных экономиках. В России фирмы, занимающиеся соответствующей деятельностью, могут выступать партнерами как частных организаций, так и государственных структур. Это предопределяется спецификой социально-экономического развития РФ, а также особенностями строительства национальной хозяйственной системы на современном этапе. Каковы нюансы аудиторского бизнеса? В чем специфика деятельности фирм данного профиля в России?

Аудит как форма финансового контроля

Российское законодательство, регулирующее финансовую, налоговую и бюджетную сферы, предусматривает проведение соответствующих проверок деятельности организаций посредством различных Одна из его распространенных форм - В чем их специфика?

Организация финансового контроля может осуществляться в разных формах. Есть соответствующие проверки, проводимые государственными органами, а есть те, что осуществляются частными структурами.

Экономическое значение аудита

Понятие аудита в странах, имеющих большой опыт экономического развития в условиях рынка, существует достаточно давно. Появление контроля соответствующего типа эксперты связывают главным образом с эволюционными изменениями в структуре национальных экономик. Рынок становится все более конкурентным. И потому частные предприятия стремятся в полной мере соответствовать критериям корректности ведения финансовой и бухгалтерской документации, равно как и положениям регулирующего законодательства. Этот признак становится одним из конкурентных преимуществ в условиях свободного рынка: инвестор или потенциальный партнер, вероятно, предпочтет иметь дело с фирмой, деятельность которой полностью законна, а финансовая и бухгалтерская политика - максимально прозрачна. С другой стороны, роль государства в национальных экономиках даже тех стран, где уровень свободы рынка неоспоримо высок, остается значительной. В структуре ВВП страны и иных макроэкономических аспектах значимы бюджетные финансовые потоки. В связи с чем у государства возникает потребность в формировании контрольно-надзорных структур, призванных вести мониторинг эффективности расходования средств бюджета.

Понятие аудита в российском бизнес-сообществе, научных кругах, системе государственных институтов в целом является достаточно близким к тем концепциям, что существуют в западных странах. Впервые в РФ аудиторские проверки получили законодательную "прописку" в 1993 году. Тогда вступил в силу Указ Президента "Об аудиторской деятельности". Согласно данному нормативному акту, аудиторский финансовый контроль получил официальное определение, которое звучало как предпринимательская деятельность по осуществлению независимых проверок, относящихся к типу вневедомственных, различного рода платежной документации, налоговых документов и прочих финансовых обязательств предприятий. Субъектами соответствующего контроля, согласно законодательству РФ, стали организации самого широкого спектра сегментов деятельности - банки, производственные предприятия, общественные фонды, а также физлица, занимающиеся бизнесом в индивидуальном порядке.

Особенности аудиторской деятельности в РФ

Какого рода организации имеют право выполнять функции финансового контроля, относимого к аудиторской деятельности? Согласно российскому законодательству, это могут быть как юрлица, так и ИП. Однако их деятельность должна быть сконцентрирована исключительно в области аудита. До 2010 года работа таких фирм подлежала обязательному лицензированию. Но после эта практика была отменена. Вместе с тем российские аудиторы для того, чтобы их деятельность была легальной, обязаны находиться в составе одной из саморегулируемых организаций аудиторов, или СРО. То есть иметь своего рода аккредитацию.

При этом, как отмечают многие эксперты, оформление членства в СРО - процедура, которая во множестве аспектов более стала более требовательной, чем получение лицензии. Почему? Дело в том, что получение лицензии, как отмечают некоторые аналитики, было фактически формальной процедурой. Достаточно было заплатить пошлину, а также сформировать небольшой штат аудиторов, квалификация которых, как правило, никак не проверялась.

Вместо лицензии - взносы

С момента нововведений компаниям для того, чтобы войти в СРО, необходимо показать, что их деятельность соответствует самым строгим стандартам аудита. Кроме того, повысилась также и финансовая планка входа в легальный аудиторский рынок. в большинстве случаев - платная процедура. Организациям нужно платить вступительные взносы, а во многих случаях также и отчисления в так называемый компенсационный фонд СРО, предназначенный для штрафных отчислений на случай, если заказчик услуг пострадает вследствие некачественной работы аудиторской организации.

Методы финансового контроля

Рассмотрев некоторые особенности аудиторского финансового контроля в аспекте требований к фирмам, которые его проводят, в РФ, мы можем продолжить наш теоретический экскурс в предмет текущего вопроса. Изучим нюанс, связанный с методами соответствующих проверок. Какие из них чаще всего применяются, когда идет аудиторский независимый финансовый контроль?

Эксперты выделают следующие основные:

Ревизии;

Анализ документации;

Изучение финансовых планов;

Исследование отчетов;

Изучение сведений о должностных лицах.

Самым распространенным методом в аспекте ведомственных проверок эксперты называют тот, что идет первым по списку. Ревизия - это, согласно мнению многих аналитиков, один из наиболее полных и всесторонних методов изучения хозяйственной деятельности организаций, что применяют государственные органы, реализующие функции финансового контроля. В свою очередь для как таковой аудиторской деятельности наиболее свойственны остальные методы, что мы перечислили выше. Некоторые эксперты принципиально разграничивают цель аудита и ревизии. При проведении проверок второго типа контролирующая организация главным образом намеревается выявить нарушения. При аудите же, как мы сказали выше, идет исследование хозяйственной деятельности предприятия на предмет соответствия нормам, то есть выявляются, скорее, пробелы в работе, допущенные менеджерами непреднамеренно.

Государственные проверки

Изучив то, чем характеризуется аудиторский финансовый контроль, мы можем рассмотреть аспекты, отражающие специфику государственных проверок. То есть тех, что проводят органы власти. Основной фактор, предопределяющий проведение соответствующих проверок - необходимость в повышении эффективности бюджетной политики.

Эксперты выделяют четыре основных типа финансового контроля, проводимого государством:

Парламентский;

Административный;

Ведомственный;

Специальный.

Контроль первого типа осуществляют главным образом счетные органы, находящиеся в структуре Федерального Собрания РФ и соответствующих законодательных органов в регионах. Административные проверки осуществляют исполнительные органы, подотчетные правительству, президенту, а также региональным властным структурам.

Ведомственный контроль подразумевает проведение соответствующих процедур в рамках отдельных органов власти. Это разновидность внутренних проверок. Он проводится подразделениями и службами, созданными в рамках конкретных ведомств. Объектом проверок такого типа является финансовая или же производственная деятельность самих органов власти, а также подотчетных им организаций.

Специальный контроль предусматривает более узкую специализацию соответствующих проверок. Их направленность может быть сконцентрирована конкретно на банковской или, к примеру, налоговой и бюджетной сферах.

Соотношение государственного и частного контроля

Каким образом соотносятся негосударственный финансовый контроль (одним из самых распространенных форм которого, собственно, и является аудит) и тот, что проводят структуры власти? Многие эксперты считают, что оба типа контроля взаимодействуют между собой, однако они обособлены в силу специфики методов, разности полномочий, целей проведения соответствующих проверок.

Государственный финансовый контроль - это главным образом совокупность процедур, базируемых на законодательстве федерального (или общенационального - если политико-административное деление предполагает унитарный формат) уровня, а также тех правовых актов, что отражают полномочия властных структур в регионах. Некоторые аналитики предпочитают отделять от государственного муниципальный финансовый контроль (о его специфике - чуть позже), хотя они очень близки по задачам и методам.

Содержание правил и норм, регулирующих проверки, зависит от особенностей политической системы и специфики социально-экономического развития конкретного государства. То, чем главным образом отличаются системы финансового контроля в разных странах - это уровень вовлечения соответствующих властных структур в дела частных корпораций. Этот фактор также во многом определяет свойства, которыми характеризуется негосударственный финансовый контроль, практикуемый в национальных экономических системах. В некоторых странах его методология очень схожа с таковой, что используется властными структурами, в других же обладает совершенно отличными от официальных концепций признаками.

Бюджет и выгода

Однако основной критерий, обуславливающий различия между такими явлениями, как аудиторский независимый финансовый контроль и государственная проверка, - цели (собственно, об этом мы уже сказали в начале статьи). Попробуем резюмировать их сущность касательно обоих видов контроля. Основная цель государственных проверок - максимально повысить эффективность расходования бюджетных средств, а также свести к минимуму прочие издержки, характерные для освоения денежных потоков из казны. В свою очередь аудиторская проверка предприятия, осуществляемая вне прямой компетенции властных структур (хотя и проводимая в соответствии с официальными законодательными нормами), призвана повысить эффективность расходования средств с точки зрения поддержания максимального уровня капитализации компании. Некоторые эксперты выделяют еще один примечательный критерий. По нему государственный финансовый контроль направлен на придание максимальной динамики поступлению денежных средств в казну, в бюджет. А аудиторская проверка предприятия призвана содействовать решению совершенно противоположной задачи - минимизации отчислений в пользу государства. Разумеется, посредством законных механизмов. То есть аудитор помогает фирме определить, где в правовых актах есть лазейки, позволяющие легально не платить такие-то налоги и сборы (или свести суммы по их оплате к минимуму).

Еще один критерий, предопределяющий несхожесть государственных и аудиторских проверок - публичность. Во многих случаях финансовый контроль, осуществляемый властями, должен быть предельно прозрачен. Результаты соответствующих проверок часто подлежат публичному освещению - через СМИ или информационные ресурсы ведомств. Все это, однако, в рамках достижения основной цели, которую мы озвучили - эффективное исполнение бюджета. Рассчитывается тем самым, что на проблематику, связанную с контролем над расходованием средств из казны, обратят внимание другие ведомства и организации, получающие бюджетное финансирование. Это с одной стороны. А с другой - общество. Соответствующий социальный контроль также во многих случаях способствует тому, чтобы предприятия, получающие средства из казны, расходовали их более эффективно. В то время как результаты частных аудиторских проверок далеко не всегда подлежат опубликованию, более того, часто являются коммерческой тайной. Особенно это касается внутреннего финансового контроля.

Муниципальный аудит

Выше мы отметили следующий факт: наряду с государственным есть также и обособленный относительно него муниципальный финансовый контроль. Какова его специфика? Дело в том, что в политической структуре многих стран есть разделение полномочий властных органов на несколько уровней. В числе таковых - муниципальный, или местный. Он подразумевает наличие органов самоуправления в городах, районах и отдельных населенных пунктах (если говорить о российской модели). На уровне каждого из субъектов самоуправления может быть сформирован отдельный бюджет. Эффективность выполнения которого местные органы власти также должны контролировать. Методы осуществления соответствующих проверок на муниципальном уровне очень схожи, если говорить о российской практике, с таковыми для государственного контроля. Это, главным образом, те же ревизии. Есть и внутренний муниципальный финансовый контроль, по форме схожий с ведомственным, что реализуется на государственном уровне.

В некоторых случаях, если это предопределено местным законодательством (и оно не противоречит федеральному или региональному), то соответствующий орган власти на локальном уровне может инициировать также и аудиторские проверки предприятий с привлечением частных экспертов и организаций нужного профиля. Критерии, по которым осуществляется выбор аудитора, могут быть разными, но базовый мы определили выше - это аккредитация в СРО. Внутренний муниципальный финансовый контроль, в свою очередь, сводится к исследованию эффективности освоения бюджетных средств в рамках конкретных структур местного самоуправления. При этом обращения к сторонним организациям, как правило, не происходит.

Аудит как вид финансового контроля предусмотрен российским законодательством по отношению к предприятиям, которые осуществляют деятельность в коммерческой и бюджетной сферах. Специфика аудиторских проверок состоит в разных форматах их проведения. Бывают аудиты, которые инициируют государственные органы и частные структуры.

Кроме того, финансовый контроль классифицируют как внешний и внутренний. Первый означает, что проверяющее лицо не относится к компании, деятельность которой подвергается проверке. Внутрихозяйственный аудит организации проводят самостоятельно, используя собственные ресурсы.

Основные цели аудита:

  • проверка ведения бухгалтерских отчетных документов;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • составление рекомендаций по улучшению результатов деятельности.

Формы аудитов

Аудиты как независимые формы финансового контроля бывают нескольких типов. При этом есть пять классификаций с учетом параметра, который ложится в основу деления.

  1. На какой стадии проводится.
  • Подтверждающая проверка — направлена на подтверждение результативности большинства финансовых операций.
  • Аудит рисков — предполагает выборочную проверку определенного проблемного места в работе предприятия.
  • Системно-ориентированная проверка — наблюдение за системами, которые контролируют производственные процессы.
  • По характеру заказа.
    • Инициативная проверка — проводится по решению руководства.
    • Обязательная — выполняется по требованию федерального законодательства.
  • С учетом периодичности.
    • Первоначальная — проводится аудиторской компанией впервые.
    • Периодическая — выполняется на основании договорных отношений через определенные интервалы.
    • На соответствие — проводится для оценки соблюдения правил и нормативов, схеме начисления заработной платы, отчислении налоговых выплат и т. п.
  • По назначению.
    • Аудит финансовых отчетов — проверяется, правильно ли ведется бухгалтерский учет.
    • Налоговая проверка — оценивается, в полной ли мере начисляются налоговые платежи.
    • Ценовая проверка — проверяется обоснованность установленных цен.
    • Производственная проверка — необходима для повышения эффективности использования ресурсов компании.

    Особо отмечают классификацию аудиторских проверок по объему. По этому признаку выделяют полный и выборочный аудиты. Масштабную ревизию приурочивают к снятию подозрений с руководства компании в искажении бухгалтерской и финансовой отчетности. Трудоемкость проведения объясняет, почему полную проверку применяют исключительно как разновидность внешнего финансового контроля.

    Выборочные ревизии проводят чаще. При этом оценке подвергают отдельные документы. Очередность проверки определяет аудитор, ориентируясь на бланки, имеющие наибольшую важность. Остальные документы проверяют частично на основе случайной выборки.

    Методы финансового контроля

    На текущий момент есть пять основных способов проверки:

    1)ревизия;

    2)оценка документации;

    3)анализ финансового планирования;

    4)изучение отчетности;

    5)оценка информации о руководящем составе.

    Наиболее часто при проведении ведомственных проверок используют метод ревизии, который позволяет всесторонне изучить результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Методику обычно применяют государственные органы. Аудиторы же обычно используют способы 2-5.

    Основное отличие аудиторских проверок от ревизии состоит в стоящих перед оценщиками целях. Государственный аудит направлен на выявление нарушений. Стандартные проверки — на обнаружение пробелов в работе предприятия с целью составления рекомендаций по их устранению.

    Как оформляются результаты аудита?

    Итоги аудита отображают в заключении. Документ может быть:

    • положительным — если в организации бухучет ведут по всем правилам и замечаний нет;
    • с замечаниями — если в положительном заключении отражены отдельные недочеты;
    • отрицательным — в организации бухучет ведут с отступлениями от правил.

    При инициативных проверках заключения иногда вообще не оформляют, если такую просьбу обозначил заказчик.

    Аудиторское заключение обладает юридической силой. Его можно предъявлять проверяющим органам. За достоверность указанных в отчете сведений несет ответственность аудитор. При обнаружении ошибок законодательством предусмотрены такие санкции, как лишение лицензии, взыскание, уголовная ответственность.

    Разновидностью финансового контроля являетсяаудит. Это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг называется аудиторской деятельностью.

    Использование аудиторского финансового контроля в условиях развития рыночных отношений имеет важное значение. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер.

    Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон - государства и хозяйствующих субъектов, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В формировании в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Первоначально в Российской Федерации он действовал в течение почти восьми лет на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации. Впоследствии был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ). Нормы последнего Закона поэтапно вступали в силу по группам норм: с 1 января 2009 г., с 1 января 2010 г. и с 1 января 2011 г.

    Сохранив основные положения об организации и порядке осуществления аудиторского финансового контроля, этот Закон внес в них уточнения, развил нормы и понятия. Законодательное урегулирование усилило правовую основу аудиторского финансового контроля. В данной сфере действуют и другие правовые акты в соответствии с названным Законом (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Вместе с тем с 1 января 2010 г.отменено государственное лицензирование аудиторской деятельности.

    В обновленном Законе, в отличие от ранее действовавшей нормы, обоснованно разграничены понятия аудиторской деятельности и аудита, очерчен круг участвующих в них лиц, оговорены их права и обязанности, порядок контроля качества аудиторской деятельности, получения разрешения на нее и ответственность за нарушения законодательства об аудите.

    Теперь согласно Закону (п. 2, 3 ст. 1)аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

    Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели названы в Законеаудируемыми лицами (вместо «экономических субъектов» по ранее действовавшему Указу). Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать, устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

    Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

    В результате аудиторской проверки составляетсяаудиторское заключение : официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами). Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

    Согласно Закону аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Вместе с тем аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом. Это объясняется тем, что от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, а также реальность планирования и прогнозирования экономики и социального развития.

    Кроме того, государство использует такой метод финансового контроля для решения своих конкретных задач, какобязательность аудита в указанных законодательством случаях. Например, представляемый Банком России в Государственную Думу годовой отчет о его деятельности должен включать аудиторское заключение по этому отчету (ст. 25 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)»). Перечень случаев обязательного аудита предусмотрен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 5).

    Из сказанного следует, что правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеютпубличный характер и содержат государственно-властные предписания правил (стандарты), касающиеся аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля. При этом гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

    Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (таких как составление финансовой отчетности, налоговое консультирование, составление бизнес-планов и др.).

    В целяхгарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация - проверка в предусмотренном порядке квалификации физических лиц, желающих заниматься этой деятельностью. Кроме того, проверки ее качества может проводить и уполномоченный федеральный орган.

    За нарушение законодательства в сфере аудита установленаответственность следующих субъектов: аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

    Аудиторская деятельность осуществляется при ее государственном регулировании. Таким органом является Министерство финансов РФ. К основным функциям Минфина России отнесены: издание нормативных правовых актов (в пределах своей компетенции), регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, обучения и повышения квалификации аудиторов; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

    Вместе с тем действуют профессиональные аудиторские объединения. Они могут, если это предусмотрено их уставами, вводить для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которыене должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    При Министерстве финансов РФ создаетсяСовет в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России. Состав Совета формируется по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений и утверждается министром финансов РФ. В него должны входить представители государственных органов. Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. В то же время представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений не должно составлять менее 51% общего состава совета.