Аграрное общество таблица. Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Развитие общества - это ступенчатый процесс, представляющий собой движение вверх от простейшего хозяйства к более эффективному, передовому. В XX веке известными политологами и социологами выдвинута теория, по которой общество преодолевает три этапа своего развития: аграрный, индустриальный и постиндустриальный. Остановимся подробнее на аграрном обществе.

Аграрное общества по типам, чертам, признакам, характеристикам

Аграрное, традиционное или доиндустриальное общество основано на традиционных ценностях человечества. Такой тип общества главной целью видит сохранение традиционного жизненного уклада, не приемлет каких-либо изменений и не стремится к развитию.

Аграрное общество характеризуется традиционной экономикой, для которой свойственно перераспределение, а проявление рыночных отношений и обмена жестко пресекается. В традиционном обществе наблюдается приоритет внимания государства и правящей верхушки над собственными интересами человека. Вся политика строится на авторитарном типе власти.

Статус человека в обществе определяется его рождением. Все общество разделено на сословия, движение между которыми невозможно. Сословная иерархия опять же основана на традиционном укладе жизни.

Для аграрного общества характерны высокая смертность и рождаемость населения. И при этом невысокая продолжительность жизни. Очень крепкие семейные узы.

Доиндустриальный тип общества долгое время сохранялся во многих странах Востока.

Экономические особенности аграрной цивилизации и культуры

Основа традиционного общества - сельское хозяйство, основными составляющими которого является земледелие, скотоводство или рыболовство в прибрежных районах. Приоритет определенного вида хозяйства зависит от климатических условий и географического расположения места поселения. Само аграрное общество полностью зависит от природы и ее условий, при этом человек не вносит изменений в эти силы, никак не пытаясь их приручить. Долгое время в доиндустриальном обществе преобладало натуральное хозяйство.

Промышленность либо отсутствует, либо незначительна. Ремесленный труд развит слабо. Весь труд направлен на удовлетворение основных потребностей человека, к большему общество даже не пытается стремиться. Лишние часы труда признаются обществом как наказание.

Профессию и род занятий человек наследует от родителей. Низшие сословия чрезмерно преданы высшим, отсюда и такой строй государственной власти, как монархия.

Все ценности и культура в целом находятся во власти традиций.

Традиционное аграрное общество

Как уже было сказано, аграрное общество основано на простейшем ремесле и сельском хозяйстве. Временные рамки существования данного общества - Древний мир и Средние века.

В то время экономика брала за основу использование природных ресурсов без каких-либо изменений последних. Отсюда и малое развитие орудий труда, которые очень продолжительное время остаются ручными.

В экономической сфере жизни общества преобладает:

  • строительство;
  • добывающие промыслы;
  • натуральное хозяйство.

Присутствует торговля, но развита она незначительно, а развитие рынка не поощряется властью.

Традиции дают человеку уже устоявшуюся систему ценностей, основную роль в которой занимает религия и неоспоримый авторитет главы государства. Культура основывается на традиционном почитании собственной истории.

Процесс преобразования традиционной аграрной цивилизации

Аграрное общество является достаточно устойчивым к каким-либо изменениям, так как его основой являются традиции и устоявшийся уклад жизни. Преобразования настолько медленны, что незаметны для отдельно взятого человека. Намного легче преобразования даются государствам, которые не являются в полной мере традиционными. Как правило, это общество с развитыми рыночными отношениями - греческие полисы, торговые города Англии и Голландии, Древний Рим.

Толчком для необратимого преобразования аграрной цивилизации стала промышленная революция XVIII века.

Любые преобразования в таком обществе для человека очень болезненны, особенно если фундаментом для традиционного общества была религия. Человек теряет ориентиры и ценности. В это время происходит усиление авторитарного режима. Завершает все изменения общества демографический переход, при котором психология молодого поколения меняется.

Индустриальное и постиндустриальное аграрное общество

Индустриальное общество отличается резким скачком в развитии промышленности. Резкое возрастание темпов экономического роста. Этому обществу присущ «оптимизм модернизаторов» - непоколебимая уверенность в науке, с помощью которой можно решить любые возникшие проблемы, в том числе и социальные.

В этом обществе к природе чисто потребительское отношение - максимальная разработка имеющихся ресурсов, загрязнение природы. Индустриальное общество живет одним днем, стремясь к удовлетворению социальных и бытовых потребностей в полной мере здесь и сейчас.

Постиндустриальное общество пока только начинает свой путь развития.

В постиндустриальном обществе на первое место выходят:

  • высокие технологии;
  • информация;
  • знания.

Промышленность уступает место сфере обслуживания. Знания и информация стали основным товаром на рынке. Наука больше не признается всесильной. Человечество, наконец, начинает осознавать все негативные последствия, которые обрушились на природу после развития индустрии. Изменяются общественные ценности. Сохранение экологии и защита природы выходят на первый план.

Основной фактор и сфера производства аграрного общества

Основной фактор производства для аграрного общества - земля. Именно поэтому аграрное общество практически исключает мобильность, так как полностью зависит от мест своего проживания.

Основная сфера производства - сельское хозяйство. Все производство основано на заготовке сырья, пищи. Все члены общества, в первую очередь, стремятся удовлетворить бытовые потребности. Основу экономики составляет семейное хозяйство. Такая сфера пусть не всегда может удовлетворить все потребности человека, но большую их часть точно.

Аграрное государство и аграрный фонд

Аграрный фонд - это государственный аппарат, который занимается обеспечением страны должным продовольствием. Основная его задача - поддерживать развитие сельскохозяйственного бизнеса в стране. Фонд отвечает за импорт и экспорт сельскохозяйственных товаров, распределяет продукцию внутри страны.

Человеческая цивилизация нуждается в качественных продуктах питания, которые может дать лишь развитое сельское хозяйство. При этом важно учесть, что сельское хозяйство никогда не было высокодоходным производством. Предприниматели забрасывают это вид бизнеса, как только сталкиваются с трудностями и теряют прибыль. В данном случае аграрная политика государства помогает сельскохозяйственному производству, выделяя необходимые средства для возмещения возможных убытков.

В развитых странах все большую популярность набирает сельский уклад жизни и семейное хозяйство.

Аграрная модернизация

Аграрная модернизация основывается на повышении темпа развития сельскохозяйственного производства и ставит перед собой задачи:

  • создание новой модели экономического роста сельского хозяйства;

  • создание благоприятных экономических тенденций для аграрного бизнеса;

  • улучшение сельской инфраструктуры;

  • привлечение в село молодого поколения для жизни и работы;

  • помощь в решении проблем с землей;

  • охрана окружающей среды.

Главным помощником государства при модернизации является частный бизнес. Поэтому государство обязано идти навстречу сельскохозяйственному бизнесу и всевозможно помогать его развитию.

Модернизация позволит вывести аграрное и сельскохозяйственное производство на должный уровень в стране, улучшить качество питания, создать дополнительные рабочие места в селе и увеличить уровень жизни населения всей страны в целом.

(племенного) общества в аграрно-политическое (азиатское, восточное). К началу I тысячелетия до н. э. возникли государства-общества трех типов: небольшие царства (княжества); федерации (конгломераты) таких царств, в которых ядром было одно сильное царство (таким позднее была и Киевская Русь); империи — крупные территориальные, многоэтнические государства с сильным централизованным управлением. В империях одно племя (народ) занимало господствующее духовное, политическое и экономическое положение. Центрами империй стали области, находящиеся на торговых путях, соединяющих царства с различным общественным разделением труда: сельскохозяйственные, скотоводческие, ремесленные. В них возникли древние локальные цивилизации шумеров, египтян и другие.

Технологическую основу аграрного (доиндустриального) типа обществ и аграрной цивилизации составило разнообразие сельскохозяйственных орудий (плуг, топор, борона и т. д.) на базе использования мускульной энергии человека и животных. Из него возникает простая семейная и иная кооперация, позволяющая осуществлять расширенное воспроизводство материальных благ и людей.

Демосоциальная подсистема доиндустриального общества характеризуется: , включающей родителей, детей, прародителей, родственников; большинством населения, проживающим в деревнях — союзах домохозяйств; неравенством в потреблении материальных и духовных благ; мифологическим сознанием людей; натуральным демосоциальным потреблением с элементами рынка.

Экономическую подсистему аграрной эпохи характеризует земледельческий способ производства, в котором основным предметом труда были земля и связанная с ней жизнедеятельность человека. Производительную силу аграрной эпохи составило производство железа и стали, изобретение железного и стального инструмента и оружия, а также применение производственных знаний и мускульной силы людей. Экономическую силу данной эпохи составляла частная и общинная собственность на средства производства и землю; углублялось разделение труда, рос ремесленный сектор. Абсолютное большинство населения работало в сельском хозяйстве.

Политическую подсистему аграрной эпохи представляли неустойчивые империи, опиравшиеся на армию, бюрократию, частное и гражданское право, общинное самоуправление: Ново-ассирийская (IX-VII в. до н. э.; Передняя Азия, кроме Урарту и Малой Азии); Ново-вавилонская и Мидийская (VII-VI в. до н. э.); позднее возникли эллинистические, индийские и китайские империи (например, империя Цинь; IV-III в. до н. э.). Шли непрерывные войны, ставшие особенно кровопролитными после изобретения железного оружия; возникали укрепленные города — центры царств, — обнесенные стенами, постоянные армии, колонии.

Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется: господством мифологии и религии, строительством храмов; развитием некоторых видов искусства (музыкатьного, эпического, танцевального, архитектурного); зачатками образования и науки; борьбой различных религиозных (мировоззренческих) систем.

Общественное сознание носило мифологический, религиозный характер, представляло собой совокупность мифов; бессознательное в нем господствовало над сознательным, а духовное оставалось неразвито.

В царствах и империях ранней и имперской древности возникли и конкурировали между собой элементы двух типов формаций: (1) политической (государственной, азиатской, мобилизационной) и (2) экономической (рыночной, европейской, либеральной). Одни из них становились ведущими в каком-то царстве или империи. Некоторые из таких обществ создавали общественные, а затем и мировые религиозные цивилизации (египетская, греческая, персидская). На протяжении почти двух тысячелетий аграрной эпохи политические и экономические империи, формации, цивилизации вели идеологическую, экономическую, политическую и военную борьбу за господство.

В VI в. до н. э. империя Ахеменидов завоевала античные города-полисы на малоазийском побережье. В 336 г. до н. э. греческую армию возглавил Александр Македонский, который в ходе десятилетнего похода разгромил персидскую империю. В результате античный тип общества (формации и цивилизации) стал оказывать влияние на азиатский тип общества Ближнего Востока. Сделав своей столицей Вавилон, Александр пытался сблизить античный и азиатский миры формационно и цивилизационно. На азиатской территории было построено около 70 городов — центров античной цивилизации. После смерти Александра в 323 г. до н. э. его последователи продолжили эту политику. Много внимания уделялось созданию экономического, а не деспотического государства.

Античная Греция передала формационную и цивилизационную эстафету Римской республике через греческие полисы — колонии в Италии. Вклад Рима в развитие античного общества состоял в кодификации правовых норм и детализации частного права, существенном развитии демократии, ставшей на страже граждан-собственников, их сословных и имущественных различий. Римское государство — часть вспомогательной сферы экономического общества — существовало за счет налогов с граждан-собственников и завоевательных походов. В I в. до н. э. в результате серьезных внутренних противоречий (борьба братьев Гракхов за интересы малоимущих), восстаний рабов и конфликтов властолюбцев Римская республика уступила место Римской империи, политической и экономической формации и цивилизации.

В V в. Римская империя пала под ударами варваров. Ее преемником стали Священная Римская империя и Византия. Греческие территории превратились в провинции Римского Востока. Затем наступила пора христианизации и христианской цивилизации в Византии — наследнице Рима. В результате победы в 1453 г. ислама над Византией Ближний Восток в одночасье сбросил с себя элементы античной формации и цивилизации, вновь оказался в привычной колее азиатской формации и цивилизации, получивших развитие в исламской цивилизации.

Леонид Васильев считает, что в данном регионе греки и римляне осуществили эксперимент по «органическому синтезу античного мира и традиционного Востока», который не удался. Вместо этого в Палестине, на перекрестке путей народов, возникла новая мировая религия — христианство, положившая начало новой общественной формации и цивилизации. Порожденная восточными народами и их цивилизациями, она стала религией Запада. Уже здесь можно усмотреть признак гибридной (смешанной) общественной формации и цивилизации.

Восточные (деспотические) общества в эпоху средневековья достигли своего наивысшего расцвета, чему способствовало исчезновение конкурента в лице античного мира. Основные черты таких обществ: колоссальное неравенство в жизни людей, принимающееся как должное неграмотным и религиозным населением; изысканная субъективность господствующих классов; временная экономическая эффективность за счет эксплуатации собственного народа и народов завоеванных стран; медленная эволюция по спирали политических переворотов и общественных катастроф.

В конце IV века Византия оказалась полем столкновения античной и азиатской формаций и цивилизаций. Эта борьба привела к постепенному превращению Византии в деспотическую империю. Процесс античной вестернизации там не состоялся: верх одержала азиатская формация и коллективистическая цивилизация. В этой связи Л. В. Васильев делает важный для наших дней вывод: «И коль скоро генеральные структуры, лежащие в основе античного Запада и традиционного Востока, принципиально различны, то органическое совмещение их, синтез, оказывается делом крайне сложным. Во всяком случае, на территории Востока, в конкретных условиях древности и средневековья».

В Европе результатом всего этого противоборства в конце аграрной эпохи (XI-XIV в.) стал феодализм - передовой тип обществ (антично-азиатский), с солидаристской цивилизацией. Он был результатом столкновения античного общества с первобытнообщинным. Произошла, с одной стороны, христианизация варваров, а с другой стороны, — децентрализация государственной власти. Христианизация варваров ограничила категоричность коллективистского принципа, смягчив всемогущество властителей. Одновременно она сохранила уважение к античной собственности, особенно в городах. В итоге такого синтеза возник феодальный тип общества (формации и цивилизации), что позволяет сделать вывод о возможности конвергенции только таких общественных формаций и цивилизаций, между которыми имеются какие-то черты сходства. Они были между первобытно-общинным обществом варваров и античным — римлян. Можно предположить, что таких черт не было у античного и азиатского типов общества, что привело к краху проект Александра Македонского.

Почему не состоялся синтез (конвергенция) азиатского и античного обществ в новом единстве? Потому что эти типы общества образуют противоположности в рамках одной исторической эпохи. Очевидно, что общество, в котором базисом является рыночная экономика, а цивилизационным принципом — свобода, не может просто и эволюционно конвергировать с обществом, базисом которого является деспотическое государство, а цивилизационным принципом — равенство. Для конвергенции таких обществ нужен развитый субъективный фактор , понимание сложности проблемы, развитые средства конвергенции, которых не было в аграрную эпоху, — все это появилось только в эпоху индустриализма.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

  • Агра́рное о́бщество (аграрная экономика ) - этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции . В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких вот обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.
  • незначительное развитие промышленных отраслей

Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .

Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .

См. также

Библиография

  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев, А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Малков А. С. , Малинецкий Г. Г. , Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // . М.: КомКнига, 2007. С. 168-181.

Напишите отзыв о статье "Аграрное общество"

Примечания

Отрывок, характеризующий Аграрное общество

– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия. «Он, значит, злодеев управит усех! А ты говоришь француз… он тебе всю дистанцию развяжет!» – говорили люди, как будто упрекая друг друга в своем маловерии.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер, приказал что то, и драгуны вытянулись. Толпа от балкона жадно подвинулась к крыльцу. Выйдя гневно быстрыми шагами на крыльцо, Растопчин поспешно оглянулся вокруг себя, как бы отыскивая кого то.
– Где он? – сказал граф, и в ту же минуту, как он сказал это, он увидал из за угла дома выходившего между, двух драгун молодого человека с длинной тонкой шеей, с до половины выбритой и заросшей головой. Молодой человек этот был одет в когда то щегольской, крытый синим сукном, потертый лисий тулупчик и в грязные посконные арестантские шаровары, засунутые в нечищеные, стоптанные тонкие сапоги. На тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы, затруднявшие нерешительную походку молодого человека.
– А! – сказал Растопчин, поспешно отворачивая свой взгляд от молодого человека в лисьем тулупчике и указывая на нижнюю ступеньку крыльца. – Поставьте его сюда! – Молодой человек, брянча кандалами, тяжело переступил на указываемую ступеньку, придержав пальцем нажимавший воротник тулупчика, повернул два раза длинной шеей и, вздохнув, покорным жестом сложил перед животом тонкие, нерабочие руки.

Так, традиционное (аграрное) общества можно охарактеризовать следующим образом: преимущественный вид производства – сельское хозяйство. Характерна ограниченная социальная мобильность и сильный социальный контроль. Правила существования определяются традициями. Товарные отношения при это либо вообще отсутствуют, либо ориентируются на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя населения. Считается, что любое общество от первобытной общины до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным. Характеризуется применением ручного труда и простых машин. В традиционном обществе, в силу его «закрытости», перемены происходили медленно.

Примеры современных стран традиционного (аграрного) типа (на основе анализа составляющих ВВП): большинство стран Северной Африки (Алжир), страны северо-восточной Африки (Эфиопия, где с/х 54% ВВП), страны юго-восточной Азии (Вьетнам, где 79% населения – сельское).

В России индустриализация началась лишь в середине XIX века. Одна это не помешало нашей стране к концу XIX века быть одной из самых больших и сильных государств, иметь статус великой европейской державы.

Для индустриального общества характерно то, что наибольший вклад в экономику вносят добыча и переработка природных ископаемых, а также промышленность. Обычно около 80% населения занято в промышленности. К переходу от традиционного общества к индустриальному ведёт промышленный переворот.

Важно понимать, что такое промышленный переворот . Это процесс социально-экономического перехода от аграрного типа к индустриальному с преобладанием промышленного производства.

Вместе с развитием промышленности происходит бурное развитие науки, техники, средств коммуникации, повышение уровня жизни людей. Первой страной, где произошла промышленная революция, была Великобритания.

Изменения, происходящие в обществе, касаются всех сфер жизни. Так, семьи распадаются, поколения начинают жить в разных местах, растут города, а люди активно туда переселяются (урбанизация – процесс роста городов и повышения их роли в жизни общества, связанный с активным переселением населения в города).

По мнению французского учёного Раймонда Арона, индустриальное общество – результат влияния автоматизации производства, появления крупных производств и повышения производительности труда.

Американский социолог Уильям Ростоу считает, что большое влияние на этот процесс оказали и социокультурные факторы (рост научного знания, порывы и устремления людей).



Для общества рассматриваемого типа характерны динамичные изменения, рост социальной мобильности. Меняется и структура общества, сословия заменяются социальными группами. Расширяются права и свободы граждан.

Постиндустриальное общество определяется следующими чертами: концепции такого типа общества появились в 1960х годах. Ведущая роль в обществе отводится знаниям, информации, компьютерам. Расширяется сфера услуг, приобретает значение получение качественного образования, начинает формироваться информационное обществе. В таком обществе научные разработки – главная движущая сила экономики. Товаропроизводящая экономики переходит к обслуживающую.

Важно понимать, что к сфере услуг относится не только торговля бытовая сфера, но также и государство, армия, транспорт, здравоохранение, образование, наука, культура, производства и продажа интеллектуальной собственности (программное обеспечение).

Происходит автоматизация производства, уменьшается значение участия человека в производстве.

Многократно возрастают темпы экономического развития.

П. Дракер: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знания быстро превращаются в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу».

Постиндустриальное общество также связывают с эпохой постмодернизма (постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию).

Меняется общественное сознание: отказ от универсальности и единства мира.

В качестве основных признаков также называют усиление плюрализма, многовариантности и многообразия форм общественного развития, изменений в системе ценностей, мотивов и стимулов людей.

Специально для Вас мы подготовили таблицу, которая поможет понять, как рассмотренные виды обществ отличаются друг от друга:



Таблица: Деление общества на виды

Линия сравнения Традиционное (аграрное, доиндустриальное общество) Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматизация, компьютеризация производства
Характер труда Индивидуальный труд Обычная деятельность в коллективе Повышение творческого начала в труде
Занятость населения С/х – около 75% населения Промышленность – около 85% Услуги – 66%, промышленность – 33%
Социальная структура Община Классы Включенность всех в коллектив Замкнутость социальных структур Низкая социальная мобильность Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур Сохранение социального разделения, рост численности среднего класса, деление на основе уровня знания и профессии
Продолжительность жизни 40-50 Свыше 70 Свыше 70
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое Глобальное, неконтролируемое Глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами Несущественное Тесная взаимосвязь, но не везде. Пример закрытости: «Железный занавес» (понятие, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919-1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада). Открытость
Политическая жизнь Большинство стран монархии, отсутствуют политические свободы, власть выше закона Появление политических свобод, равенства перед законом, от власти начинают требовать подчинение закону Политический плюрализм, сильное гражданское общества, демократия
Духовная жизнь Традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, малое количество образованных людей Новые ценности личного успеха, вера в науку, массовая культура, развитие образования Особая роль у науки и образования, появление и распространение субкультур

Важным источником и процессом социальных конфликтов в обществах выступает социальная модернизация. Модернизация (от фр. moderne - современный, новейший) в нашем случае - это процесс обновления отсталых общественных систем, формаций, цивилизаций в духе требований современности. Примером модернизации может служить переход от аграрного к индустриальному обществу.

Существуют несколько определений модернизации. Группа западных социологов (Мур, Айзенштадт и др.) рассматривают модернизацию как процесс формирования двух типовсоциальных систем (западноевропейской и североамериканской). Уточняя эту точку зрения, Нейл Смелзерс перечисляет шесть областей общественной жизни, которые входят в совершенствующиеся социальные системы: экономика, политика, образование, религия, стратификация, семья. Здесь модернизация понимается в широком смысле слова - как эволюционное изменение общества.

В свете такого понимания социальная модернизация затрагивает общественные системы, формации, цивилизации. Она может происходить как в результатесобственного ответа на внутренние противоречия, так и в результатезаимствования уже открытых другими народами ответов в форме социальных институтов. В первом случае ее называютсамомодернизацией , а во втором - догоняющей модернизацией. Модернизация всегда есть результат социальной гибридизации, социальной прививки современности к имеющимся общественным структурам.

Для понимания модернизации общественных систем, формаций и цивилизаций важно определитьсовременное. Если речь идет о самомодернизации, то имеют в виду критерии общественного прогресса: технологический уровень; уровень, качество и справедливость жизни людей; эффективность труда; разнообразие и массовость товаров; эффективность политической системы; господствующие смыслы жизни и т. д. В случае догоняющей модернизации за образец современности обычно берут западное общество.

Формационная модернизация - процесс замены прежней общественной деформации новой в результате совершенствования образующих ее общественных подсистем и отношений между ними. Она представляет собой глубокий и всесторонний конфликт между старым и новым, традиционным и современным. Общественно-формационная модернизация может происходить в форме социальной эволюции, революции, депривации.

Цивилизационная модернизация включает в себя появление цивилизационного лидера, нового проекта, цивилизационного института, отвечающего, с одной стороны, внешним вызовам, а с другой стороны - характеру, ментальности, образу жизни народа. Она тоже представляет собой конфликт между старой и новой цивилизацией. Очередную цивилизационную модернизацию ныне проходит постсоветская Россия.

Способность к перманентнойсамомодернизации - признак экономического или смешанного общества. Политические страны занимаютсядогоняющей модернизацией, заимствуя у Запада новую технику и социальные институты. В истории России можно выделить четыре модернизации: петровская, отмена крепостного права, советская, постсоветская. Советский период модернизации был догоняющим в отношении индустриализации и инверсионным в отношении общественной формации.

В России модернизация: 1) инициируется сверху абсолютистской (царская Россия), тоталитарной (СССР), либеральной (постсоветская Россия) государственной властью; 2) является частичной, т. е. не затрагивает тип общественного строя; 3) совмещена с милитаризацией страны, развитием военной промышленности, армии и флота, образования и науки, падением уровня жизни населения.

На первом этапе движущей силой модернизации политического общества (в частности, России) выступает новаяполитическая элита, предлагающая народу новый формационный и циви- лизационный проект. Затем создается новое мощное централизованное государство как главный инструмент модернизации. На втором этапе происходит быстрая модернизация государственной экономики, перераспределение ВВП для возрождения военного могущества; поддерживается уравнительный, аскетический, медленно улучшающийся образ жизни трудящихся; осуществляется «лакировка» нового образа жизни и борьба с его «врагами». На третьем этапе происходит упадок политической формации, правящей элиты, военного могущества, уровня жизни населения, растет недовольство трудящихся, говорящих «так больше жить нельзя», но не знающих, как жить дальше. И, наконец, происходит распад прежнего общественного строя, чтобы возродить его на новой элитной и идеологической основе.

Полноценному формационному ответу России на вызовы модернизации Запада всегда мешал ее изоляционизм. В условиях глобализации это сделать уже не удается, «...в наш век, - пишет Тойнби, - главным в сознании общества является осмысление себя как части более широкого универсума, тогда как особенностью общественного сознания прошлого века было притязание считать себя, свое общество замкнутым универсумом». В условиях глобализации Россия либо осовременится, либо деградирует - перейдет в альянс стран Юга.

Аграрное общество - понятие, которое характеризует общественно-экономическое развитие общества, его определенную стадию, при которой преобладает сельское хозяйство, имеет место жесткая сословная иерархия, решающая роль в социально-политической жизни принадлежит церкви и армии. Это первая стадия развития общества.

«Крестьянское общество» и «традиционное общество» - это синонимы понятия «аграрное общество», определение которого стало активно использоваться в 50-60-е года прошлого века. Так как широкое распространение получила концепция индустриального общества.

Традиционное или аграрное общество - это тесное взаимодействие человека с природой, его состязание с ней. Во всех сферах жизни (социальной, хозяйственно-экономической, духовной, политической) проявляются особенности этого типа общества.

Социальная жизнь

Аграрный тип общества подразумевает под собой социальные отношения, основанные на подчинении. Все являются включенными в коллектив, каждый становится его частью. Человек обычно появлялся на свет, заводил семью, умирал в одном месте и окружении. Его быт, трудовая деятельность переходили из поколения в поколение, то есть воспроизводились. Смена коллектива была затруднительна или вообще трагична. Срок жизни людей в таком обществе был достаточно коротким. Это 40-50 лет. Имела место высокая смертность вследствие не очень развитой медицины, да и других сфер жизни. Смертность компенсировалась высокой рождаемостью.

Хозяйственно-экономическая сфера

В экономической сфере наблюдается полная зависимость экономики от природы и климата. В основном распространены такие виды хозяйства, как скотоводство и земледелие, их распределение зависит от положения человека в социальной иерархии. Вообще трудятся люди индивидуально, преимущественно ручным способом, без использования какой-либо техники.

Политическая жизнь

Основой аграрного общества стала сельскохозяйственная община, отношения в которой были очень прочными вследствие происхождения от общего предка, признания друг друга родственниками. Основой общины являлись коллективное пользование землей, совместная трудовая деятельность, периодический передел земельных угодий. Аграрное общество характеризует малая динамика. Положение каждого человека в нем напрямую зависит от того, какой социальный статус он занимает, приближен ли он к власти. Самый старший (глава семьи, рода, вождь) непререкаем, вне зависимости от того, какими личностными качествами он обладает, завоевал ли он любовь и уважение других членов общины. В традиционном обществе всегда почитают старых, старших. Оно основывается на писанных и неписанных традициях, нормах и обычаях. Конфликты, споры, разногласия решаются при участии старшего, авторитетного члена общества.

Духовная сфера жизни

Можно сказать, что аграрное общество является закрытым, самодостаточным, оно не допускает никакого влияния на него извне. Традиции определяют политическую жизнь, а не законы. Большую ценность представляет собой власть, нежели закон, для нее не требуются никакие обоснования. Так как она передается по наследству по воле Бога, то есть правитель осуществляет волю высших сил на земле. Власть всегда находится у одного человека, чаще всего он предпочитает деспотичный тип правления, являясь верховным правителем земли. Можно сказать, что общество, да и само государство стремится подавить человека и его личность. Таким образом, формой правления аграрного общества является монархия.

Мода и аграрное общество

Понятия моды как такого не существовало. Каждый народ имел общепринятую манеру одеваться, то есть национальный костюм, который очень мало изменялся или оставался неизменным на протяжении долгого времени. Социальная иерархия очень хорошо проявлялась в одежде. В зависимости от принадлежности к определенному страту менялся и национальный костюм человека.

Культура

Во времена аграрного периода истории человечества произошло очень значимое событие. Это возникновение письменности и выделение особого сословия или класса людей - ученого сословия. Только немногие владели грамотой в середине аграрной эпохи. Только лишь некоторые общества создали свою собственную письменность. Однако очень немногие люди, состоящие в этих обществах, могли действительно читать и писать.

Грамотность приводит к централизации и накоплению знаний и культуры. Хотя существуют соперничество и разногласия между ученым сословием и духовенством.

Заключение

Таким образом, можно выделить характерные черты аграрного общества:

  • преобладание сельскохозяйственного производства;
  • незначительное развитие или отсутствие производства;
  • слабая социальная дифференциация;
  • преобладание сельского населения.

В современном мире уже нет примеров такого уклада общества, хотя есть возможность привести в качестве примера различные племена аборигенов, которые проживают на территории Австралии и Африки.