Значение погрузочно разгрузочных работ в строительстве. Погрузо-разгрузочные работы в строительстве, их организация и пути повышения эффективности

Транспортировка строительных грузов включает погрузку на месте отправления и разгрузку на месте прибытия. Процессы погрузки-разгрузки в настоящее время полностью механизированы, для этих целей используют машины и механизмы общего и специального назначения.

По принципу работы все механизмы для погрузочно-разгрузочных работ подразделяют на две группы работающие независимо от транспортных средств и механизмы, являющиеся частью конструкции транспортных средств.

  • 1. К первой группе механизмов относят все типы кранов, погрузчики цикличного и непрерывного действия, механические лопаты, передвижные ленточные конвейеры, пневматические разгрузчики и др.
  • 2. Во вторую группу входят автомобили-самосвалы, транспортные средства с саморазгружающимися платформами, автономные средства для саморазгрузки и погрузки и т. п.

Краны стреловые автомобильные, на пневмоколесном и гусеничном ходу, башенные, козловые, мостовые, кран-балки широко используют при погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и т.п. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, применяют при погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов. Для подачи к месту производства работ бетонной смеси используют краны, оборудованные специальными бункерами-бадьями.

Погрузчики нашли широкое распространение в строительстве. С их помощью выполняют значительный объем погрузочно-разгрузочных работ благодаря их высокой мобильности и универсальности. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, многоковшовые погрузчики и автопогрузчики.

Одноковшовые самоходные погрузчики оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов. В качестве навесного и сменного оборудования они могут быть снабжены вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом обратной лопаты. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, разгрузкой на сторону и разгрузкой назад. На строительных площадках погрузчики используют для выгрузки и перемещения грузов на небольшие расстояния, перемещения их к подъемно-транспортным механизмам, для загрузки приемных бункеров растворных и бетонных узлов, для различных вспомогательных работ.

Многоковшовые погрузчики (механизмы непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это самоходная машина, на раме которой укреплены черпающий механизм - питатель и элеватор или конвейер. Такие машины выпускают нескольких типов они отличаются конструкцией питателя - подгребающие винты зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.

Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным захватом; в качестве сменного оборудования используют крановую стрелу, ковш, зажимы для штучных грузов и другие приспособления.

Находят широкое применение погрузчики с телескопической стрелой, которые можно назвать универсальными, так как они способны грузить сыпучие строительные материалы, контейнеры, могут использоваться и как подъемники с платформой для рабочих. Поднимаемые грузы достигают (у разных производителей) 3,2...4,5 м, высота подъема - до 13 м. Конструктивное решение универсальной тележки на пневмоколесном ходу позволяет легко и быстро менять и присоединять навесное оборудование, в том числе укосину, удлиняющую стрелу, разнообразные ковши, крановый крюк, бадьи для бетона. Скорость перемещения погрузчиков достигает 25 км/ч. Привод на два или четыре колеса, гидростатическая трансмиссия и поворот задней оси на 90° обеспечивают высокую мощность и маневренность. Достоинством такого типа погрузчиков является полный подъем и опускание стрелы в пределах 10 с, выдвижение и втягивание - соответственно до 14 с Телескопический погрузчик может быть использован благодаря этому как управляемый ленточный конвейер для перемещения грузов через проемы в помещения и из него. Когда погрузчик работает с подъемной платформой, все функции управления механизмом и стрелой можно переключить на платформу.

К саморазгружающимся транспортным средствам помимо самосвалов и цементовозов относят автомобили с устройствами для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций или автономные крановые устройства. строительный жилой помещение

Массовое применение на строительных площадках-мелкоштучных материалов и изделий привело к пакетированию - формированию и скреплению в укрупненную единицу таких грузов, обеспечивающих при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющих механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы. Применяют специальные технические средства - пакеты, контейнеры универсальные и специальные, предназначенные для перевозки определенного вида грузов.

К атегория: Различные работы

Погрузочно-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы в строительстве были и пока остаются наиболее трудоемким видом работ. Объем этих работ чрезвычайно велик.

На 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ в среднем перевозится 238 тыс. т грузов автомобильным транспортом и до 20 тыс. т железнодорожным. Отсюда становится понятным, почему вопросам комплексной механизации погрузочно- разгрузочных работ, внедрению контейнерной и пакетной перевозки грузов уделяют большое внимание. Механизация погрузсчно- разгрузочных работ позволяет также сократить простои транспортных средств. Выбор типа погрузочно-разгрузочных механизмов и приспособлений обусловливается в первую очередь характером и объемом транспортируемых грузов.

Все строительные грузы подразделяют на материалы: сыпучие (песок, цемент, гравий, щебень); мелкоштучные (кирпич, камни, рулонные материалы); тяжелые штучные (железобетонные плиты, панели, балки, фермы); наливные (горюче-смазочные материалы, жидкий битум); длинномерные (лес, арматурная сталь, прокат, трубы).

Наиболее распространенными средствами механизации погрузки сыпучих грузов являются экскаваторы, которые разрабатывают грунт, песок или гравий в карьерах и одновременно грузят его в транспортные емкости. Экскаваторы используют также и при погрузке сыпучих грузов, заготовленных в штабелях. На обогатительных фабриках и дорожных работах для хранения и механизации погрузки сыпучих материалов используют бункера-накопители. В бункера сыпучие подаются системой конвейеров или надвижкой бульдозерами, скреперами, а из бункеров в кузова автомобилей или вагоны, которые подают под бункер, сыпучие материалы загружаются самотеком.

Выгрузку цемента из вагонов и загрузку его на склад осуществляют специальными пневмомеханическими разгрузчиками. Для разгрузки песка, гравия, щебня с железнодорожных платформ широко используют стационарные или передвижные (на тракторе) скребковые разгрузчики, с помощью которых при медленном движении железнодорожного состава сыпучие грузы сгружаются в прирельсовый склад. Для рыхления смерзшихся на платформах сыпучих грузов применяют виброрыхлители. При перевозке сыпучих грузов автотранспортом используют саморазгружающиеся автосамосвалы и прицепы.

Рис. 1. Контейнеры для перевозки рулонных материалов (й) и поддоны для кирпича (б)

Рис. 2. Схемы комплексной механизации транспортно-перегрузочного процесса а - бесперегрузочная; б -с промежуточным складом; 1, 4 - козловые краны; 2 - грузовой автомобиль с прицепом; 3 - башенный кран

Для механизированной погрузки мелкоштучных и штучных грузов их предварительно пакетируют, загружают в контейнеры или на поддоны, а затем грузят на транспортные средства стреловыми кранами, автопогрузчиками с вилочными захватами и другим сменным оборудованием или кранамй-штабелерами.

Пакетирование и контейнеризацию грузов осуществляют на за- водах-изготовителях. Затем готовые пакеты и контейнеры кранами загружают на транспортные средства.

Контейнеры в зависимости от перевозимых в них грузов по конструкции могут быть разборными и неразборными, открытого или закрытого типа, а по принципу разгрузки - саморазгружающимися или с ручной выгрузкой. На поддонах в основном перевозят кирпич и мелкоштучные камни.
На рис. 1 показаны виды контейнеров и поддонов.

Длинномерные штучные грузы (трубы большого диаметра, лес) загружают и разгружают кранами с использованием специальных жестких или гибких самораскрывающихся захватов.

Погрузку на транспортные средства на заводах-изготовителях пли на базах УПТК и разгрузку на строительных площадках тяжеловесных штучных грузов (железобетонных конструкций) осуществляют козловыми, портальными или башенными кранами с использованием специальных стропов и захватов (рис. 2). Широко используют при этом способ «монтаж с колес», т. е. одноразовую работу башенного крана - разгрузка конструкций с транспортных средств и немедленная подача их на место монтажа.



- Погрузочно-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы в строительстве

Операции погрузки-разгрузки основных материальных элементов строительных процессов (нерудных материалов, строительных конструкций, лесоматериалов, металла и др.) в настоящее время почти полностью механизированы. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используют

общестроительные и специальные машины и механизмы. По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы: работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств. В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй группё относятся автомобили-самосвалы, транспортные приборы саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др. Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке, и разгрузке железобетонных и металлическнх конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.

Погрузчики в строительстве получили большое распространение. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.

Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства.

Автопогрузчики являются погрузочно-разгрузочными машинами общего назначения. Они служат для механизации перегрузочных и подъемно-транспортных работ на площадках преимущественно с твердым покрытием. Основным рабочим органом является телескопический подъемник с вилочным подхватом.

Виды грунтов, их технологические свойства.

В строительном производстве грунтами называют породы, залегающие в верхних слоях земной коры. Свойства и качество грунта влияют на устойчивость земляных сооружений, трудоемкость разработки и стоимость работ. Для выбора наиболее эффективного способа производства работ необходимо учитывать следующие основные характеристики грунтов; плотность, влажность, сцепление, разрыхляемость и угол естественного откоса. Плотностью называется масса 1 м3 грунта в естественном состоянии (в плотном теле). Влажность характеризуется степенью насыщения грунта водой, которую определяют отношением массы воды в грунте к массе твердых частиц грунта и выражают в процентах. При влажности более 30% грунты считаются мокрыми, а при влажности до 5% - сухими. Сцепление определяется начальным сопротивлением грунта сдвигу. От плотности и сцепления между частицами грунта в основном. зависит производительность землеройных машин. Классификация грунтов по трудности их разработки в зависимости от конструктивных особенностей используемых землеройных машин и свойств грунта приводятся в ЕНиР. Так, для одноковшовых экскаваторов грунты подразделяются на шесть групп, для многоковшовых экскаваторов и скреперов - на две и для бульдозеров и грейдеров - на три группы. При разработке грунтов вручную их делят на семь групп. Строительными нормами и правилами установлены значения крутизны откосов для постоянных и временных-, земляных сооружений в зависимости от их глубины или высоты. Откосы насыпей постоянных сооружений делают более пологими, чем откосы выемок. Более крутые откосы допускаются при устройстве временных котлованов и траншей.

Из-за того, что некоторые процессы, выполняемые при производстве земляных работ, связаны с пропусканием через грунт электрического тока (осушение электроосмосом, Оттаивание током), имеет практическое значение также и электропроводность грунта. Так как минеральные частицы, входящие в состав грунта, обычно не являются проводниками, электропроводность грунта зависит от степени насыщения его влагой. В процессе производства земляных работ приходится сталкиваться с явлениями замерзания и оттаивания грунта, причем эти процессы могут быть естественными и искусственными. Поэтому имеют значение и теплофизические характеристики грунтов - их теплоемкость и теплопроводность. Они также в большей степени зависят от влажности грунта, так как соответствующие значения для воды значительно выше, чем для минеральных частиц.

Виды земляных сооружений

По продолжительности использования земляные сооружения могут быть постоянными или временными. Постоянные сооружения являются составными элементами строящихся объектов и предназначаются для нормальной их эксплуатации. К числу таких сооружений относятся каналы, выемки и насыпи автомобильных и железных дорог, дамбы гидротехнических и регуляционных сооружений, скважины на воду и т. п.

Временные земляные сооружения устраиваются при возведении подземной или заглубленной части зданий, инженерных сетей, коммуникаций и т. д. После этого они частично или полностью ликвидируются. Выемки, у которых ширина соизмерима с длиной, но не меньше 1/10 длины, называются котлованами, при ширине менее 1/10 - траншеями. Котлованы вырывают, как правило, при возведении заглубленной части объемных сооружений (фундаментов, подвальных этажей: технических помещений, предназначенных для размещения оборудования санитарно-технических и технологических систем). Траншеи копают при прокладке линейно протяженных коммуникаций, наружных сетей водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления, электроснабжения и др. При устройстве выемок на строительных площадках, не имеющих ограничений по ширине, а также в целях обеспечения максимального уровня механизации земляных работ применяются земляные сооружения с трапецеидальным поперечным профилем. Основными его характеристиками являются глубина (h), ширина по дну (b) и поверху (В), заложение откосов (а), основание откоса, угол откоса. Глубина разработки определяется разницей отметок дневной поверхности выработки (бровки) и дна (основания откоса).

Ширина по дну выемки равняется ширине возводимого в выемке элемента сооружения (А) плюс величина зазоров (с), зависящая от характера обработки внешних поверхностей элемента. Величина уширения дна котлована (с) должна быть не менее 0,6 м. В выемках прямоугольного профиля величина уширения, кроме того, зависит от глубины выемки и вида креплений стенок. Ширина по верху выемки определяется как сумма ширины по дну ее (b) плюс значение двух заложений откосов (а). Под заложением откоса понимается величина проекции линии откоса на горизонталь.

Величина, обратная крутизне откоса, носит название коэффициент откоса (m). Значение т обусловливается видом грунта, степенью его обводненности, продолжительностью использования выемки и ее глубиной. Чем монолитнее грунт и больше его обводненность, тем больше крутизна откоса выемки.При глубине выемок больше 6 м необходимо устройство небольших горизонтальных площадок, называемых бермами. Откосы ниже берм имеют, как правило, меньшую крутизну, чем над бермами. Исключение составляют случаи, когда ниже берм залегают грунты сухие и более прочные, чем в верхних горизонтах. Во временных выемках крутизна откосов принимается больше, чем в постоянных.

ГРУНТА ПРИ ПЛАНИРОВКЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Существуют следующие наиболее распространенные методы определения L СР. :

а) аналитический (метод статических моментов);

б) графо - аналитический (способ Кутьинова);

в) графический;

г) на основании шахматной балансовой ведомости;

д) на основе линейного программирования (транспортная задача).

1 Графо - аналитический метод

Основан на построении графиков нарастающих итогов по сторонам строительной площадки. Среднее расстояние перемещения грунта в этом случае находится по формуле

L CP = L x 2 +L y 2 , м

где: L x , L y - соответственно горизонтальная и вертикальная проекция L СР, м.

L x =W x /∑V Bi

где: W x , W y - площадь фигр, ограниченных графиками нарастающих итогов выемки и насыпи вдоль горизонтальной и вертикальной сторон площадки, соответственно, м 3 .

2. Графический метод

после построения графиков нарастающих итогов по сторонам стройплощадки параллельно осям X и Y проводят средние линии, отстоящие от осей на расстоянии V H /2 и V B /2. После чего устанавливают точки пересечения средних линий с графиками нарастающих итогов и сносят их на план площадки. В местах пересечения проекционных линий от точек получаем положение центров тяжести насыпи и выемки, соответственно. В качестве L СР принимается расстояние между полученными центрами тяжести

3. Аналитический метод.

Основан на нахождении центров тяжести выемки и насыпи методом статических моментов пунктов выемки и насыпи относительно осей X и Y по формулам

X В ЦТ =S B y /∑V Bi =∑ V Bi х X Bi /∑V Bi , м

Y В ЦТ =S B x /∑V Bi =∑V В i х X В i /∑V В i , м

X Н ЦТ =S Н y /∑V Н i =∑V Н i х X Н i /∑V Н i , м

Y Н ЦТ =S Н x /∑V Н i =∑V Hi х X Hi /∑V Hi , м
где: S B y , S H y , S B x , S H x - статические моменты выемки и насыпи относительно осей Y и Х, соответственно, м 4 ; V Bi , V Hi - объем i - го пункта выемки или насыпи, соответственно, м 3 ; X Bi , X Hi , Y Bi , Y Hi - коэффициенты центров тяжести i - го пункта выемки или насыпи в координатных осях XOY.

После нахождения центров тяжести выемки и насыпи L СР определяется как расстояние между ними по теореме Пифагора

L CP =(X В Ц.Т. - Х Н Ц.Т.) 2 + (Y В Ц.Т. - Y Н Ц.Т.) 2 , м

4. На основе шахматной балансовой ведомости

Распределение грунта из пунктов выемки в пункты насыпи может производиться следующими способами:

а) по здравому смыслу

б) по наименьшим расстояниям

На заключительном этапе определяются следующие расстояния перемещения грунта:

а) общее среднее расстояние перемещения грунта в пределах строительной площадки L СР

L O CP =(∑V ij х L ij +∑V kj х L kj +åV р j х L р j)/(∑V ij +∑V kj +åV р j) , м

где: V ij , V kj - объем грунта, перемещаемого из пунктов выемки i или “котлован” в пункты насыпи j, м 3 ; L ij , L kj - расстояние перемещения грунта из пунктов выемки i или “котлован” в пункт насыпи j, м.

б) среднее расстояние перемещения грунта из планировочной выемки в планировочную насыпь L CP

L ПЛ СР =∑V ij х L ij /∑V ij , м

в) среднее расстояние перемещения грунта из котлована в планировочную насыпь L CP

L K CP =∑V к j х L kj /∑V kj , м

При определении L O CP объемы грунта резерва и отвала в случае расстояния отвозки или привозки грунта более 3. . .5 км не учитываются.

5. На основе методов линейного программирования

среднее расстояние перемещения

L 0 СР =L ПЛ. СР. м

37 Расчет ЛИУ заключается в определении требуемого количества насосных установок, шага фильтров и глубины их погружения.

S=h гр +0.5+e ; м

где S – требуемое понижение грунтовых вод, м

h гр – высота грунтовых вод

e – высота капилятного поднятия воды, м;

где к – коэффициент фильтрации

где У – напор в расчетной точке, м

Н – мощность водоносного слоя

А=√F u /π ;м

где А – приведенный радиус водопонизительной системы, м

F u – приведенная площадь внутреннего контура иглофильтровой системы, м

R=A+2*S*√k*H ; м

где R – радиус влияния системы, м

Q c =(2*π*k*m*(H-Y))/(lnR/A); м 3 /сут.

где Q c – суммарный приток воды, м 3 /сут.

Q c ч = Q c /24; м 3 /час.

где Q c ч - суммарный приток воды в час, м 3 /час.

где m – средняя толщина потока, м.

N y =L кобщ /L пред; шт

где N y – количество насосных установок, шт;

L кобщ – общая длина коллектора, м;

L пред – предельная длина коллектора

L k = L кобщ / N y ; м

где L k – длина коллектора приходящегося на 1 установку, м

Q y =Q c / N y ; м 3 /сут.

где Q y – приток воды к одной установке, м 3 /сут.

Q y ч = Q y /24; м 3 /сут

где Q y ч - приток воды к одной установке в час, м 3 /сут.

n=L k /2*G; шт

где n – требуемое число иглофильтров, шт;

G – шаг иглофильтров, м.

q= Q y ч /n; м 3 /сут

где q – приток воды к каждому иглофильтру.

Предельный дебит одного иглофильтра определяем по графику.

Расстояние от водоупора до пониженного УГВ у иглофильтросяв определяет при различном шаге:

y г ’ =y н -h в +ξ*Q y /(k*h)+1.34*10 -7 *ξ 1 *Q y 2 ; м

где y г ’ - расстояние от водоупора до пониженного УГВ, м;

y н – высота расположения оси насоса над водоупором, м;

h в – расчетная высота всасывания насоса

ξ – величина, зависящая от срока службы установки на объекте

ξ 1 – коэффициент потерь напора во всасывающей системе, сут 2 /м 5 .

Определим условие фильтрации воды:

y г =H-S*(1+2*π*Ф*m ’ /(N*n*ln(R/A)); м

где m ’ – толщина потока на линии иглофильтра, равная у;

Ф – коэффициент фильтрации сопротивления;

По кривой определяем шаг иглофильтров

Схемы движения скрепера

В зависимости от размеров земляного сооружения, расположения выемок, насыпей, кавальеров или отвалов при работе скреперов наиболее часто используют следующие схемы их движения: эллиптическая, "восьмерка", спиральная, по зигзагу, челночно-поперечная и челночно-продольная.

Работа "по эллипсу" (рис. 1, а) и "восьмерке" (рис. 1, б) применима при возведении насыпей из одно- и двусторонних резервов, при устройстве выемок с укладкой грунта в насыпи, дамбы и кавальеры, при планировочных работах в промышленном и гражданском строительстве. При работе "восьмеркой" за один проход скрепер совершает две операции загрузки ковша и две операции его разгрузки, что сокращает путь холостого пробега и, как следствие, повышает производительность скрепера.

Рис.1. Схема движения скрепера

а - по эллипсу; б - восьмеркой; в - по спирали; г - зигзагом; д - по челночно-поперечной схеме; е - по челночно-продольной схеме; прямоугольниками показаны участки загрузки; заштрихованными прямоугольниками - участки разгрузки

Спиральную схему (рис.1, в) используют при возведении широких насыпей из двусторонних резервов или широких выемок высотой или глубиной до 2,5 м. При этом работы ведут без устройства выездов и съездов.

Работу "по зигзагу" (рис.1, г) производят при возведении насыпей высотой до 6 м из резервов при длине захватки 200 м и более.

Челночно-поперечная схема (рис.1, д) применяется чаще при возведении насыпей и дамб высотой менее 1,5 м при работе из двусторонних резервов или при устройстве каналов и выемок до 1,5 м с укладкой грунта в дамбы или кавальеры. Производительность работы скрепера по зигзагу выше на 15 %, а при челночно-поперечной - на 30 % по сравнению с эллиптической схемой.

Челночно-продольная схема движения скреперов (рис.1, е) применяется при возведении насыпей вы сотой 5...6 м с заложением откосов не круче 1: 2° с транспортировкой грунта из двусторонних резервов.

Схему движения для каждого конкретного случая следует выбирать с учетом местных условий так, чтобы пути движения были наименьшими. Наибольшие уклоны землевозных дорог должны составлять для скреперов: в грузовом направлении - при подъеме- 0,12...0,15, а при спуске 0,2...0,25; в порожнем направлении - при подъеме 0,15...0,17, а при спуске 0,25...0,3.

Физические способы бурения.

К основным физическим способам бурения относятся термический и гидравлический. В стадии разработки и производственной апробации находятся электрогидравлический, плазменный, ультразвуковой и некоторые другие способы.

При термическом способе бурения горные породы разрушаются высокотемпературным источником тепла - открытым пламенем. Рабочим органом станка термического бурения является термобур с огнеструйной горелкой (рис. VI. 3,а), из которой со сверхзвуковой скоростью направляется на забой скважины газовая струя с высокой температурой. В камеру сгорания через форсунку подают смесь тонкораспыленного керосина с газообразным кислородом. Образующиеся внутри камеры газообразные продукты горения с температурой до 2000°С под действием давления внутри камеры вылетают со скоростью около 2000 м/с через отверстия в днище горелки и действуют на забой скважины. С помощью воды горелку охлаждают и удаляют из скважины разрушенную породу.

Передвижные станки термического бурения на гусеничном и автомобильном ходу и ручные термобуры имеют в принципе аналогичное устройство. Ручной термобур (рис. VI. 3,б) представляет собой металлическую штангу-кожух диаметром 30 мм, в которой имеется горелка с системой охлаждения. Керосин и газообразный кислород поступают в горелку под давлением 0,7 МПа, а вода для охлаждения - под давлением 1,3 МПа.

Передвижными станками термического бурения можно бурить шпуры и скважины диаметром до 130 мм и глубиной до 8 м, а ручными термобурами - шпуры диаметром 60 мм и глубиной 1,5...2 м.

Разновидностью термического бурения является проходка шпуров с помощью нагретого сжатого воздуха. Этим способом бурят шпуры диаметром 50...70 мм и глубиной до 2 м в мерзлых грунтах. Для бурения используют установку, состоящую из компрессора, калорифера и воздухонагревателя. Из компрессора сжатый воздух по рукавам подается в калорифер через вмонтированные в него воздушные трубки и подогревающую коксовую печь. Струя сжатого воздуха, подогретая в воздухонагревателе до 90°С, по рукаву с перфорированным наконечником направляется в грунт, отогревает его, разрыхляет и выбрасывает из скважины.

Термический способ бурения шпуров по сравнению с механическим является более эффективным, и производительность его в 10...12 раз больше при бурении парод кристаллической структуры.

Гидравлический способ бурения (рис VI. 3, в) используют для разработки скважин в легких суглинках и плывунах. При этом способе воду нагнетают в скважину через колонну труб и специальную стройную насадку, прикрепленную к нижней части колонны. Вода размывает забой, и трубы погружаются в грунт. Гидро масса, образованная размывом грунта, под давлением воды выжимается вдоль наружных стенок обсадной трубы, извлекаемой из грунта лебедкой. С помощью гидравлического бурения можно проходить скважины глубиной до 8 м со скоростью до 1 м/мин.

Уплотнение грунтов катками

Укатка выполняется самоходными и прицепными катками на пневматическом ходу. Усилие уплотнения достигается за счет высоких контактных напряжений, создаваемых силой тяжести катка и балластного пригруза на плоскости (линии) качения (до 8 МПа).

Пневмоколесные катки могут быть одноосные (массой 10 - 25 т), двухосные прицепные (массой до 50 т) и полуприцепные (одно-или двухосные массой до 100 т). Легкими катками требуемое уплотнение рыхлых грунтов слоем 20 - 30 см достигается при ширине захвата до 2,5 м. Тяжелые прицепные пневмокатки массой 25 - 50 т обеспечивают уплотнение грунта слоем 35 - 50 см при ширине захвата 2,5 - 3,3 м. Применение полуприцепных пневмокатков наиболее эффективно, они обеспечивают качественное уплотнение связных и несвязных грунтов слоем 40 - 50 см при ширине захвата 2,7 - 2,8 м. Все приведенные выше показатели получают за 4 - 12 проходов катка по одному следу (в зависимости от массы катка). Барабанные катки прицепные и самоходные являются менее эффективными по сравнению с кулачковыми в связи с большой площадью распределения давления.

Для повышения контактного давления на уплотняемый грунт и достижения высоких показателей используются кулачковые или решетчатые катки. Кулачки представляют собой стальные профильные штыри длиной 200 - 300 мм, приваренные по окружности к обечайке барабана. Такие катки применяются для уплотнения только связных грунтов. При уплотнении грунтов из крупнообломочных пород вместо кулачков на поверхность барабанов приваривают стальные решетки из уголка или другого стального профиля. Кулачковые и решетчатые катки обеспечивают уплотнение грунтов слоем 25 - 50 см при ширине захвата 2,7 - 3,3 м за 4 - 10 проходов по следу.

Укатка каждого слоя грунта осуществляется, как правило, по спирально-кольцевой схеме. Длина захватки принимается 250 - 300 м. При уплотнении грунтов на захватках малой ширины (затрудняются повороты катков) применяются главным образом самоходные барабанные катки, перемещающиеся по возвратно-поступательной схеме.

61. Трамбование и виброуплотнение грунтов.

Метод уплотнения грунта трамбованием основан на передаче уплотняемому грунту ударных нагрузок. В отличие от вибрационного и вибротрамбующего методов этот метод обладает значительно большей энергией удара за счет высокой скорости приложения нагрузки в момент соударения рабочего органа с грунтом, благодаря чему этот метод обеспечивает уплотнение

связных и несвязных грунтов слоями большой толщины (практически до 2 м). Метод уплотнения грунта трамбованием нашел наиболее широкое применение в промышленном строительстве при устройстве грунтовых подушек под основание фундаментов зданий и сооружений, технологическое оборудование и полы. Этот метод применяется также для вытрамбовывания котлованов в просадочных грунтах при устройстве столбчатых фундаментов.

Комбинированный метод уплотнения грунтов основан на использовании различного сочетания воздействия на грунт статических, вибрационных, вибротрамбующих и трамбующих нагрузок. Этот метод позволяет уплотнять все виды грунтов и применяется, главным образом, при широком фронте работ.

Метод уплотнения грунта вибрированием основан на передаче механических гармонических колебаний от рабочих органов (вальца, колеса, плиты, вибробулавы) на уплотняемый грунт. Метод вибрирования подразделяется на поверхностный и глубинный. Метод поверхностного виброуплотнения грунта характеризуется тем, что во время работы уплотняющий рабочий орган расположен на поверхности грунта и, совершая колебательные движения, воздействует на него. При глубинном методе уплотняющий рабочий орган во время работы находится внутри грунта.

Поверхностный вибрационный метод нашел применение при уплотнении несвязных и малосвязных грунтов обратных засыпок. Глубинный вибрационный метод можно эффективно использовать при уплотнении песчаных грунтов, особенно находящихся в водонасыщенном состоянии. В зависимости от основных параметров вибрации которыми являются частота и амплитуда колебаний, вибрационные машины для поверхностного уплотнения грунта могут работать также в виброударном режиме. Амплитуда их колебаний значительно больше, а частота колебаний меньше, чем у вибрационных машин, В этом случае вибрационные машины называются

вибротрамбующими, а метод уплотнения вибротрамбованием. Метод уплотнения грунтов вибротрамбованием нашел применение в строительстве при уплотнении обратных засыпок в стесненных местах.

62. Глубинное уплотнение грунтов.

Уплотнение грунтовыми сваими, вытеснение грунта при его радиальном уплотнение в процессе продавливания или пробивки скважин и в последствии их заполнение грунтом и послойном уплотнение

Способы глубинного уплотнения:

Физический

Замачивание

Дренированием (вертик. дренаж)

Механический

Виброуплотнение

Уплотнение грунта сваями

Уплотнение грунта пневмопробойниками

Уплотнение спералевидным рабочим органом

Уплотнение рабочим органом в виде винт-сваи

Комбинированное

Вода+ вибрация

(гидро-виброуплотнитель)

При уплотнении грунта необходимо обеспечить оптимальную влажность, при которой требуются наименьшие энергозатраты.

При последовательном уплотнение работы выполняются в шахматном порядке. Для формирования скважин применяется ударный метод. Продолжительность уплотнения 1 слоя- 30 сек. С нанесением 10-15 ударов. Для насыпных и просадочных грунтов на глубину 5-25 м. Поверхностный(буферный) слой стоит доуплотнять.

Глубинное виброуплотнение – для песчаных водонасыщенных оснований:пески насыпные и намывные.Реализация метода осуществляется путем последовательного погружения в грунт виброштанги при одновременной подачи через внутреннюю полость воды, после погружения виброштанги на требуемую глубинную подача воды прекращается и осуществляется в дополнение 4-5 подъема-опускания насуха. Глубинное уплотнение с предварительным замачиванием- для устройства просадочных свойств сниженных деформативностью и уплотнением грунтов: лессов, суглинков, пылеватых грунтов с высоким коэффициентом фильтрации не менее 0,2м/сут. Процесс уплотнения осуществляется под действием собственной массы грунта при замачивании, является достаточно длительным 2-3 месяца. Сокращение сроков уплотнения грунта до 3-7 суток достигается с применением дополнительного уплотнения за счет комуфлетных взрывов.

63. Контроль качества уплотнения грунтов.

Контролировать качество уплотнения грунтов можно следующими наиболее распространенными методами: стандартным, режущими кольцами, радиоизотопными, зондированием, вдавливанием штампа, парафинированием, методом лунок.Выбор того или другого метода зависит от оснащенности лаборатории оборудованием, характера сооружения, объема возводимой насыпи и их классности.Методом стандартного уплотнения определяют оптимальную влажность и максимальную стандартную плотность с помощью прибора СоюздорНИИ. Метод режущих колец при определении плотности скелета грунтов в насыпях основан на определении плотности влажного грунта в объеме металлического кольца вместимостью 300…400 см3 (d/h=l), вдавленного в уплотненный слой, и влажности этого грунта.В условиях полевых лабораторий метод режущих колец из-за простоты является наиболее приемлемым и распространенным.В настоящее время получили наибольшее распространение в строительной практике радиоизотопные методы, так как грунтовые полевые лаборатории на крупных земляных сооружениях были оснащены приборами, в которых используется поглощение и рассеяние гамма-излучения и нейтронов.Метод статического и динамического зондирования как один из видов контроля степени уплотнения грунтов в насыпях и обратных засыпках является наиболее оперативным и простым из всех существующих методов контроля.Метод вдавливания штампа применяют для определения прочности грунтовых оснований. В частности, этот метод широко используют для контроля качества уплотнения грунтов оснований под полы промышленных зданий и под фундаменты.Метод парафинирования применяют преимущественно при контроле за уплотнением грунта в зимних условиях.Метод лунок используют при укладке обратных засыпок из щебенистых крупнообломочных грунтов или из грунта с мерзлыми комьями.Качество уложенного в теле насыпи грунта можно считать допустимым, если число контрольных проб с плотностью грунта, отклоняющейся от заданной проектом, не превышает 10% общего числа контрольных проб, взятых на участке, и плотность скелета грунта в пробах должна быть не более чем на 0,5 г/см3 ниже плотности требуемой (минимальной).

64. Закрытая разработка грунтов способом прокола.

Прокол – это образование отверстий за счет радиального уплотнения грунта при вдавливании в него трубы с коническим наконечником. Вдавливание производят гидравлическим домкратом. В котловане укладывают звено трубы с наконечником и после выверки домкратом вдавливают в грунт на длину хода штока. После возвращения штока в начальное положение вводят на его место нажимной патрубок (шомпол), и процесс повторяется. По окончании вдавливания первого звена трубы на полную длину шомпол убирается, в котлован опускается следующее звено, которое приваривается встык к уже задавленному в грунт. Далее задавливают наваренное звено, и цикл повторяется достаточное количество раз до прокола на всю длину участка, который нельзя копать традиционным образом. За каждый цикл происходит продвижение трубы на 150мм. Этот метод практикуется в хорошо сжимаемых грунтах, отверстия «прокалывают» для труб диаметром от 100 до 400 мм на глубине более 3 м. В мало сжимаемых грунтах (песке, супеси) для обеспечения устойчивости стенок дополнительно к горизонтальному усилию необходимо применять поперечное и вибрационное воздействие. При этом выполняют отверстия диаметром до 300 мм.

65. Закрытая разработка грунта способом продавливания.

Метод применяется для прокладки стальных труб диаметром от500 ммдо1800 мм, либо коллекторов квадратного (прямоугольного) сечения на расстоянии до80 м. Технология следующая: в грунт последовательно вдавливают звенья труб, внутри которых грунт разрабатывается и удаляется посредством шнековой установки. В легко размываемых грунтах удаление производят гидромеханическим методом (струей воды размывают грунт внутри трубы и пульпу откачивают насосом). Часто трубы используют как футляры для размещения в них основных трубопроводов. Способ горизонтального бурения при закрытой разработке грунта.

Бурение применяют для прокладки в глинистых грунтах трубопроводов диаметром от 800 до1000 ммна длину до100 м. Конец трубы снабжается режущей коронкой увеличенного диаметра, труба приводится во вращения от мотора, установленного на бровке котлована. Поступательное движение трубе сообщает реечный домкрат с упором в заднюю стенку котлована. Грунт, заполняющий трубу изнутри, может удаляться через прокладываемую трубу с помощью шнековой установки гидромеханическим методом путем размыва грунта внутри трубы струей воды и последующей откачки пульпы насосом (в легкоразмываемых грунтах) или желонками с наращиванием их рукоятки.

Назначение и виды свай.

По способу заглубления в грунт надлежит различать следующие виды свай:

а) забивные железобетонные, деревянные и стальные, погружаемые в грунт без его выемки с помощью молотов, вибропогружателей, вибровдавливающих и вдавливающих устройств, а также железобетонные сваи-оболочки, заглубляемые вибропогружателями без выемки или с частичной выемкой грунта и не заполняемые бетонной смесью;б) сваи-оболочки железобетонные, заглубляемые вибропогружателями с выемкой грунта и заполняемые частично или полностью бетонной смесью;в) набивные бетонные и железобетонные, устраиваемые в грунте путем укладки бетонной смеси в скважины, образованные в результате принудительного отжатия (вытеснения) грунта;г) буровые железобетонные, устраиваемые в грунте путем заполнения пробуренных скважин бетонной смесью или установки в них железобетонных элементов;д) винтовые.По условиям взаимодействия с грунтом сваи следует подразделять на сваи-стойки и висячие.К сваям-стойкам надлежит относить сваи всех видов, опирающиеся на скальные грунты, а забивные сваи, кроме того, на малосжимаемые грунты.К висячим сваям следует относить сваи всех видов, опирающиеся на сжимаемые грунты и передающие нагрузку на грунты основания боковой поверхностью и нижним концом.Забивные железобетонные сваи размером поперечного сечения до 0,8 м включ. и сваи-оболочки диаметром 1 м и более следует подразделять:а) по способу армирования - на сваи и сваи-оболочки с ненапрягаемой продольной арматурой с поперечным армированием и на предварительно напряженные со стержневой или проволочной продольной арматурой (из высокопрочной проволоки и арматурных канатов) с поперечным армированием и без него;б) по форме поперечного сечения - на сваи квадратные, прямоугольные, таврового и двутаврового сечений, квадратные с круглой полостью, полые круглого сечения;в) по форме продольного сечения - на призматические, цилиндрические и с наклонными боковыми гранями (пирамидальные, трапецеидальные, ромбовидные);г) по конструктивным особенностям - на сваи цельные и составные (из отдельных секций);д) по конструкции нижнего конца - на сваи с заостренным или плоским нижним концом, с плоским или объемным уширением (булавовидные) и на полые сваи с закрытым или открытым нижним концом или с камуфлетной пятой.Набивные сваи по способу устройства разделяются на:а) набивные, устраиваемые путем погружения инвентарных труб, нижний конец которых закрыт оставляемым в грунте башмаком или бетонной пробкой, с последующим извлечением этих труб по мере заполнения скважин бетонной смесью;б) набивные виброштампованные, устраиваемые в пробитых скважинах путем заполнения скважин жесткой бетонной смесью, уплотняемой виброштампом в виде трубы с заостренным нижним концом и закрепленным на ней вибропогружателем;в) набивные в выштампованном ложе, устраиваемые путем выштамповки в грунте скважин пирамидальной или конусной формы с последующим заполнением их бетонной смесью.Буровые сваи по способу устройства разделяются на:а) буронабивные сплошного сечения с уширениями и без них, бетонируемые в скважинах, пробуренных в пылевато-глинистых грунтах выше уровня подземных вод без крепления стенок скважин, а в любых грунтах ниже уровня подземных вод - с закреплением стенок скважин глинистым раствором или инвентарными извлекаемыми обсадными трубами;б) буронабивные полые круглого сечения, устраиваемые с применением многосекционного вибросердечника;в) буронабивные с уплотненным забоем, устраиваемым путем втрамбовывания в забой скважины щебня;г) буронабивные с камуфлетной пятой, устраиваемые путем бурения скважин с последующим образованием уширения взрывом и заполнением скважин бетонной смесью;д) буроинъекционные диаметром 0,15-0,25 м, устраиваемые путем нагнетания (инъекции) мелкозернистой бетонной смеси или цементно-песчаного раствора в пробуренные скважины;е) сваи-столбы, устраиваемые путем бурения скважин с уширением или без него, укладки в них омоноличивающего цементно-песчаного раствора и опускания в скважины цилиндрических или призматических элементов сплошного сечения со сторонами или диаметром 0,8 м и более;ж) буроопускные сваи с камуфлетной пятой, отличающиеся от буронабивных свай с камуфлетной пятой тем, что после образования камуфлетного уширения в скважину опускают железобетонную сваю.

Раздельное бетонирование

Для обеспечения безопасных условий труда при погрузоч-но-разгрузочных работах необходимо, в первую очередь, максимально механизировать трудоемкие процессы, оснастив все пункты разгрузки вспомогательными грузоподъемными устройствами и приспособлениями.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с ГОСТ 12.3.009—76* и требованиями СНиП Ш-4-80, правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
Необходимо также соблюдать ГОСТ 12.3.020—80 и ведомственные правила.
Погружают и выгружают материалы на оборудованных площадках или пунктах, которые систематически очищают от мусора, грязи, а в зимнее время - от снега и льда. Проходы и рабочие места посыпают песком или шлаком. Ночью площадки хорошо освещают.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации. Механизированный способ ведения работ обязателен при весе грузов более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м. Механизированным способом, как правило, необходимо погружать и разгружать пылевидные материалы (цемент, известь, гипс). При малом объеме пылящих материалов в исключительных случаях разрешается работать вручную, но обязательно в пыленепроницаемой одежде, в брезентовых рукавицах, респираторах и пылезащитных очках. Категорически запреща ется разгружать цемент ручным способом при температуре + 40 °С н выше.
Во время погрузки сборных железобетонных конструкций их очищают от снега, льда, грунта, в случае необходимости выправляют монтажные петли.
Все погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов следует осуществлять под руководством административно-технического, который обязан инструктировать грузчиков и обучать их безопасным приемами работ, а также обеспечить исправными механизмами и приспоблениями. Всех рабочих, поступающих в строительные организации в качестве грузчиков, в течение трех месяцев обучают безопасным методам труда по 6...8-часовой программе; получившим положительные оценки выдают удостоверения на право ведения по-грузочно-разгрузочных работ. Грузчик выполняет только ту работу, которая записана в его наряде.
Погрузочно-разгрузочные работы обеспечивают специальным инвентарем и инструментом, отвечающим требованиям безопасности их производства. Во время выполнения таких работ с использованием средств железнодорожного или автомобильного транспорта необходимо соблюдать Правила по технике безопасности и производственной санитарии при по-грузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденные МПС, и Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта.
При подаче состава на складские подъездные пути скорость движения не должна превышать 10 км/ч. Платформы и вагоны, стоящие на путях погрузки и разгрузки, должны быть сцеплены, заторможены и закреплены тормозными башмаками или подкладками. Пребывание людей на железнодорожных путях запрещается.
Открывать люки полувагонов, двери вагонов и борта платформ необходимо специальными рычагами, что обеспечивает нахождение рабочих вне зоны возможного падения груза, борта люка. Не разрешается находиться в полувагоне с открытыми люками при разгрузке сыпучих и мелкоштучных материалов.
К работам разрешается приступать только после окончания маневров и закрепления вагонов на месте тормозными башмаками. Открывая или закрывая дверь вагона, следует находиться за ее полотном, чтобы избежать ушиба грузом. При открывании борта платформы рабочие должны стоять у его концов. Оставлять борт закрытым на один крюк категорически запрещается. Для проезда тележек и перехода грузчиков из вагона в вагон применяют мостики шириной 1 м, изготовляемые из досок толщиной 0,05 м, скрепленных снизу железными или деревянными планками через 0,5 м. Для закрепления за дверной рельс вагона мостики оборудованы крюками.
На погрузочно-разгрузочных работах используют слеги, катальные доски, носилки и переносные лестницы. Их изготовляют из здоровой древесины, а продольные бруски — из цельного материала.
На канатах, применяемых на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть бирки с указанием допускаемой нагрузки. Пользоваться неисправным такелажем, инструментами и приспособлениями запрещается.
Погрузка и выгрузка мешков, ящиков, бочек. При разгрузке грузов в мешках (например, цемент) допускается укладка их по высоте в шесть рядов. Но если необходимо выше, то после шестого ряда делают прокладку из досок. Поднимать груз выше седьмого ряда разрешается только по сходням с набитыми на них поперечными планками, на 10-й ряд — с помощью подменного рабочего. Грузы в вагонах или пакгаузах следует укладывать в устойчивые штабеля.
Во время погрузки и разгрузки бочек, барабанов, круглого леса, труб применяют слеги и покаты, которые изготовляют из древесины твердых пород диаметром не менее 150 мм в тонком конце, длиной 4...6 м. К верхним концам слег крепят крючья из полосовой стали толщиной не менее 15 мм; нижние концы слег клинообразной формы должны быть окованы металлом. Парные слеги и покаты скрепляют между собой двумя-тремя поперечными стяжками.
Катно-бочковые грузы в большинстве случаев при весе до 35 кг выгружают и погружают вручную перекатыванием, если полы вагона и склада находятся на одном уровне, и по слегам с помощью веревок, если полы вагона и склада на разных уровнях.
В вагонах грузы укладывают рядами с прокладкой досок. Бочки с жидкими грузами укладывают пробкой вверх.
Рабочим запрещается переносить катно-бочковые грузы на спине, независимо от их веса, и находиться впереди скатываемого груза. Место рабочих — по бокам перемещаемого груза. Во избежание ранения рук о предметы, находящиеся на пути перекатываемого груза, запрещается перекатывать его толканием за края. Кислоты и другие грузы разрешается выгружать в специальные пакгаузы, пол которых находится на одном уровне с полом вагона. У места работы должна быть вода для немедленной промывки места, обожженного кислотой или щелочью. Если во время погрузочно-разгрузочных работ разбилась тара с кислотой или едким веществом, рабочие в противогазах нейтрализуют их известковым молоком, а это место посыпают песком и осторожно убирают смесь лопатой.
Погрузка и разгрузка каменных материалов. Камни весом до 50 кг переносят носилками или перевозят тачками. Камни большого веса грузят и разгружают кранами и другими механическими устройствами. При разгрузке тяжелых камней из вагонов или платформ запрещается сталкивать их руками. Следует пользоваться ломами, сталкивая груз по трапу или катку.
Выгрузка лесоматериалов. При выгрузке бревен из вагонов необходимо придерживаться такой последовательности: стойки со стороны, противоположной фронту выгрузки, подпирают рычагами, после чего разрезают верхнюю увязку у всех этих стоек, срезают среднюю увязку со стороны выгрузки у средних стоек, вынимают их и заменяют стойками длиной 1,5 м; устанавливают две пары слег со стороны выгрузки, одну пару — на выгружаемые бревна, а вторую — на платформу; спиливают две оставшиеся со стороны выгрузки стойки до уровня второго сверху ряда бревен; выгружают верхний ряд бревен, для чего двое рабочих, находящиеся на платформе, при помощи ломов согласованными одновременными движениями сваливают бревно за бревном на слеги. Каждое бревно сбрасывают после того, как со слег убрано предыдущее и рабочий, находящийся внизу, подал условный сигнал.
В отдельных случаях бревна перевозят на платформах без прокладок, тогда их выгружают следующим образом. Со стороны выгрузки открывают борт платформы и устанавливают слеги, рубят одну крайнюю стойку и срезают среднюю проволочную увязку. Конец отрубленной стойки выбирают из стоечного гнезда платформы и заменяют специальной стойкой, скрепляемой легкой увязкой с противоположной. После замены таким же образом второй крайней стойки и удаления средних открывают предохранительные стаканы, тогда рабочие, находящиеся с боковой стороны платформы, при помощи веревок, привязанных к рычагам стакана, откидывают предохранители, и бревна под напором штабеля разваливаются.
При выгрузке пиломатериалов также строго соблюдают правила безопасной работы. Перед загрузкой надо позаботиться о том, чтобы крайние стойки с обеих сторон платформы подпирались подпорными рычагами, после чего среднюю снимают и срезают примерно на полметра крайние. Разгрузив часть платформы, подпорки-рычаги передвигают ниже и снова срезают крайние стойки. И так до полной разгрузки платформы. Во избежание обвала груза выгрузку надо выполнять горизонтальными рядами.
Контейнеры, рольганги, электрокары и аккумуляторные погрузчики. В целях обеспечения безопасности ведения погрузочно-разгрузочных работ запрещается ставить груженые или порожние контейнеры в два яруса на наклонной плоскости, а также поднимать краном с захватом менее чем за четыре конца. Наклонные и винтовые спуски в целях безопасности ограждают с боков по всей длине, чтобы исключить возможность выпадения груза.
При эксплуатации аккумуляторных погрузчиков и электрокаров запрещается курить и зажигать огонь около заряжающих аккумуляторных батарей, прикасаться к оголенным токо-ведущим частям. Машинисту при подъеме или опускании груза необходимо внимательно осматривать место разгрузки и соблюдать правила инструкции движения. Пути движения электрокаров и погрузчиков всегда должны быть освещены.
Для перевозки грузов широко применяют автомобильный транспорт. Каждый автомобиль перед выпуском на работу должен быть технически освидетельствован. К работе могут быть допущены только технически исправные автомобили, снабженные декументами ГАИ.
При укладке в кузов автомобиля или прицепа груза навалом его необходимо размещать в кузове не выше бортов, штучный, уложенный выше уровня бортов, следует увязывать прочными веревками или мягкими канатами.
При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принять меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом равномерно размещают по всей площадке кузова автомобиля, а штучные грузы — чтобы исключить возможность произвольного смещения их в пути. Прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, оборудуют поворотным приспособлением (турникетом), погрузочная высота которого должна быть на одном уровне с полом автомобиля.
Автомобили-самосвалы при разгрузке на насыпях, а также при засыпке выемок следует устанавливать не ближе I м от бровки естественного откоса. Загрузка с эстакад, не имеющих защитных (отбойных) брусьев, запрещается. Погрузка грузов в бортовые автомобили навалом допускается только до уровня бортов кузова.
Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, оборудуют специальными стеллажами с обитыми войлоком выемками по диаметру баллонов.
Взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы перевозят в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке, и органами надзора.
Поднятые кузова автомобилей-самосвалов рабочие, находясь на земле, очищают скребками или лопатами с удлиненной рукояткой.
Не разрешается перевозить длинномерные груяы на автомобилях-самосвалах, в том числе и с прицепами.
Перемещение грузов вручную. При ручной погрузке и разгрузке лесоматериалов необходимо применять прочные слеги, лебедки, ломы и другие приспособления. Не рекомендуется погружать и разгружать катучие грузы ручным способом. Однако в строительных организациях в исключительных случаях эти работы разрешается вести вручную. При этом рабочие, стоящие на земле или площадке, должны находиться сбоку от поднимаемого или опускаемого груза, который необходимо поддерживать канатом с противоположной стороны. Не разрешается находиться сзади поднимаемого или спереди опускаемого груза.
Балки, рельсы, трубы и другие длинномерные материалы переносят только специальными захватами в виде стальных клещей. Переносить их на черенках лопат п ломах запрещается. Предельный вес груза, который можно переносить по горизонтальной поверхности, кг:

Для мужчин старше 18 лет............ 50
Для женщин » » » ............ 15
Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет..... 16,6
То же, женского пола............... 10,25

Подъем грузов вручную на высоту более 3 м не допускается.
Кислоты, каустики разгружают и погружают только в стеклянной таре, помещенной в плетеные корзины. Запрещается переносить бутылки с кислотами, баллоны с газами на спине или плечах. Последние первозят только в тележках или переносят вручную двое рабочих в плетеных корзинах на специально оборудованных носилках.
Хранение материалов. Легковоспламеняющиеся и горючие материалы необходимо хранить в специальных помещениях в закрытой таре (бочках, бидонах) с герметически закрывающимися крышками или пробками.
Ядовитые вещества хранят в отдельных помещениях, удаленных от жилья, а также от мест ведения каких-либо работ. Места их хранения следует ограждать, вывешивая предупреждающие надписи как внутри помещения, так и снаружи. Пустую тару из-под ядовитых и легковоспламеняющихся веществ нужно хранить в специально отведенных местах.
Различные кислоты хранят в специальной таре (оплетенных бутылях) в закрытых помещениях. На каждой бутылке должна быть бирка с названием кислоты и указанием ее концентрации.
Не разрешается хранить на строительной площадке негашеную известь, гашеную хранят в известковых ямах, закрытых щитами из досок, с люками и ограждениями высотой до 1 м или в специальной таре.
Взрывчатые вещества следует хранить, использовать и учитывать в соответствии с действующей «Инструкцией о порядке хранения, использования и учета взрывчатых материалов».
Динитрофенол и динитрофенолят натрия следует хранить во влажном состоянии в плотно закрываемых бочках.
Баллоны со сжатыми газами и кислородом хранят в специальных закрытых проветриваемых помещениях, изолированных от источников открытого пламени.
Хранение в одном помещении барабанов с карбидом кальция и баллонов с кислородом, баллонов с ацетиленом или коксовым газом запрещается.
Строительно-монтажные пистолеты и патроны к ним хранят на складе в отдельно опечатываемых (пломбируемых) стальных шкафах.
Складирование специальных строительных материалов. Организация правильного хранения и размещения материалов как на складах, так и на строительных площадках имеет большое значение для нормального и безопасного ведения всех строительных работ. На территории, отведенной для складирования, строительные материалы размещают так, чтобы они не закрывали окон, дверей, пожарных проездов.
Материалы завозят на стройплощадку в небольшом количестве. Размещают их так, чтобы проходы между штабелями были не менее 1 м, ширина проездов устанавливается в зависимости от габаритов транспортных средств.
Кирпич, доставляемый без контейнеров, укладывают в клетки плашмя высотой 25 рядов, а на ребро— 13 рядов. Кирпич в контейнерах складывают в один ряд, а в пакетах на поддонах — в два яруса.
Бутовый камень, асбестоцемент ные и гипсолитовые плиты укладывают штабелями на высоту 1 м. Жслсзнобетонные ригели, перемычки и колонны штабелируют высотой до 2 м с деревянными прокладками между рядами. Железобетонные плиты перекрытий и настилы укладывают штабелями до 10...12 рядов, но не выше 2,5 м. Фундаментные блоки и блоки стен подвалов штабелируют с прокладками не более четырех рядов высотой до 2,5 м. Длинномерные строительные материалы (стальные балки, трубы больших диаметров) укладывают высотой 1,2 м с прокладками между рядами и укрепляют упорами, чтобы не раскатывались.
Сыпучие пылевидные материалы (цемент, гипс, алебастр, мел) хранят на складах или под навесами в мешках, которые укладывают штабелями до 3 м по высоте. При укладке штабелей выше 1,5 м необходимо устраивать удобные стремянки с перилами. Если сыпучие материалы поступают не в мешках, их хранят навалом в закрытых ларях на стройплощадке, а на складах — в бункерах. Закрома делают размером 1X1 м. Загрузочные отверстия бункеров (силосов) при глубине бункера 1,5 м и более следует закрывать решетками. Песок, гравий и щебень хранят насыпью с учетом угла естественного откоса или устраивают прочные подпорные стенки.
Круглый лес (бревна) укладывают штабелями высотой 2 м с прокладками между рядами. Чтобы бревна не раскатывались, с двух сторон устраивают упоры в виде стоек с подкосами. Доски укладывают штабелями или клетками. Их можно укладывать параллельно друг другу с прокладками через пять рядов высотой не более половины ширины штабеля. Направление укладки досок можно менять после каждого ряда, достигая высоты не более ширины штабеля. Бочки со строительными материалами складывают не более чем в два ряда по высоте с прокладками, а в лежачем положении — с прокладками и падежными упорами, чтобы они не раскатывались.
Радиаторы укладывают: отдельные секции штабелями высотой не более 1 м, а в собранном виде — в один ряд.

Принципы организации работы автотранспорта.

В строительстве применяют 2 схемы транспортных перевозок:

– МАЯТНИКОВАЯ (используют автомобили с неотцепными звеньями, в этом случае тягочи простаивают у мест разгрузки и загрузки; схема применима при наличии складов);

При перевозке по маятниковой схеме используют ав­томобили или автопоезда с неотцепными звеньями. Тяга­чи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств. Маятниковая схема автотранс­портных перевозок эффективна при наличии приобъект­ных складов или при массовом строительстве сооруже­ний, состоящих из одинаковых конструктивных элемен­тов. В последнем случае в транспортном цикле участвуют специализированные автопоезда. Каждый автопоезд или группа автопоездов перевозит изделия определенной номенклатуры с последующей их разгрузкой по частям у строящихся однотипных объектов.

– ЧЕЛНОЧНАЯ (тягач работает с несколькими прицепами, лучше 3-мя (1 – на заводе, 2 – на площадке, 3 – в пути). Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются; имеются лишь незначительные потери времени (5.–.7 мин) на прицепку и отцепку полуприцепов.

При челночной схеме автотранспортных перевозок один седельный тягач работает последовательно с двумя полуприцепами и более. Их число зависит от расстояния между предприятиями строительной индустрии и строя­щимися зданиями. Наибольшее распространение получи­ла схема работы седельного тягача с тремя полуприце­пами, когда один прицеп находится под погрузкой (на­пример, на заводе сборного железобетона), другой – под разгрузкой на строительной площадке, а третий – в пути.

Доставка строительных грузов на объект связана с необходимостью их погрузки на месте отправления и разгрузки на месте прибытия. В настоящее время операции погрузки-разгрузки почти полностью механизированы. Для этого используют общестроительные и специальные машины и механизмы.

По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы:

1. работающие независимо от транспортных средств (специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др.)

Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.


Погрузчики (IV.9) в строительстве получили большое распространение. С их помощью уже сейчас выполняется около 15 % всех объемов погрузочно-разгрузочных работ. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.

А) Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики (рис. IV.9, а -в) оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочным подхватом, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. В строительстве универсальные погрузчики используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также для различных вспомогательных работ. Грузоподъемность одноковшовых погрузчиков 2;3;4;6и 10 т.

В) Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплен зачерпывающий орган - питатель и ковшовый элеватор или конвейер (рис. IV.9, г). Такие машины выпускают нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.). К этой группе погрузочно-разгрузочных машин относятся и передвижные ленточные конвейеры, которые используют при погрузке сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов.

С) Автопогрузчики (рис. IV.9, д) в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным подхватом, а в качестве сменного органа - ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.

2. являющиеся частью конструкции транспортных средств (автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др.).

К. саморазгружающимся транспортным средствам , помимо автосамосвалов и цементовозов, относятся и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов и т. п. или крановое оборудование для разгрузки и погрузки штучных строительных грузов.