Закон о налогообложении. Налоговый кодекс - основной налоговый закон российской федерации

Налоговое законодательство – это совокупность правовых норм, закрепленных в Федеральных законах, законах субъекта РФ и актах органов местного самоуправления, которые у3станавливают виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

В состав законодательства РФ о налогах и сборах входят:

1. Законодательство РФ о налогах и сбора х; Налоговый кодекс РФ и иные принятые в соответствии с НК федеральные законы о налогах и сборах. НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах ; законы субъектов РФ, принятые в соответствии с НК; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъекта РФ;

3. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ.

Нормативные правовые акты исполнительных органов власти по вопросам налогообложения

Нормативные правовые акты исполнительных органов власти по вопросам налогообложения включают:

    Акты органов общей компетенции: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые органами местного самоуправления;

    Акты органов специальной компетенции - ведомственные подзаконные нормативные акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК. (Минфин, Минэкономразвитие, ФНС).

Нормы налогового законодательства обладают юридической силой на всей территории РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ обладают юридической силой на территории этого субъекта РФ, а принятые органами местного самоуправления – на территории соответствующего муниципального образования.

По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

Акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги, вступают в силу не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия;

Все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Статья 5 НК устанавливает определенные правила в отношении обратной силы актов налогового законодательства:

    Акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

    Акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

    Акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Данные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Участниками отношений , регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Российская Федерация

ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 29.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2012) "О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.

1. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Пункт 2 - Утратил силу.

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

Лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 45-ФЗ)

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Пункт 3 - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

2. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

3. Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Форма сведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данные, необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно.

5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

Абзац - Исключен.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями и Налогового кодекса Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР

Вступает в силу новый закон о налоге на имущество физических лиц. В обществе сразу же наметилось беспокойство, ведь закон касается недвижимости — квартир, дач, домов. Не станут ли новые налоги, например, тяжким бременем для владельцев одной - единственной жилой квартиры или дома? Не менее интересно то, как отразится закон на богатых россиянах.


Госдума введёт "налог на уклонистов"?

Президент России Владимир Путин подписал закон о налоге на имущество физических лиц. Согласно закону, вводится трехуровневая ставка налога. Вроде бы все черным по белому, но все равно вопросов масса — даже не по тексту, а по возможным последствиям. Что выиграет население от этого налога? Велики ли будут поступления в бюджет, поможет ли это экономике страны? Можно ли рассматривать ввод расчета по кадастровой стоимости как меру по восстановлению экономики страны, или это самостоятельное решение?

Если коротко, то этот федеральный закон предусматривает переход до 2020 года к расчету налога на имущество физлиц, исходя из его кадастровой стоимости, причем предложено установить минимальную цену продажи квартир, не облагаемую налогом. Несколько озадачились, так сказать, самые простые люди — у которых миллионов в кубышке или в офшорах нет, но у которых есть и квартира, и дача, и хорошая машина — не будет ли новый налог неким ударом по кошельку? Поскольку закон позволяет муниципалитетам повышать базовую ставку налога с 0,1 до 0,3 процента или понижать ее до нуля, смогут ли граждане оспаривать ставку налога, установленную, скажем, муниципалитетом? Например, те же пенсионеры?

"Вопросы закономерны, но ответы на многие из них уже появились и в прессе, и на официальных сайтах, — рассказал в интервью Pravda. Ru кандидат юридических наук, консультант Общественной палаты, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Шмидт . — Давайте заглянем в текст документа, который своевременно был опубликован на сайте Кремля, и внимательно, не спеша, просто его проанализируем — все ответы именно там. Итак, согласно закону, вводится трехуровневая ставка налога. Основная ставка в размере 0,1 процента будет установлена для существующих и строящихся жилых домов и помещений, предназначенных для жилья. Также она будет применяться для комплексов недвижимости, куда входит хотя бы одно жилое помещение, гаражей и машиномест, хозяйственных построек на садовых и дачных участках, площадь каждой из которых не превышает 50 квадратных метров.

Обычные граждане, не имеющие "палат каменных и алмазов пламенных", но относящиеся по нашим российским стандартам к среднему классу, в денежном выражении налога для себя изменений почувствовать не должны. Так называемые "богатые" (хотя где соответствующие стандарты — богатый ты вообще или нет?) могут воспользоваться услугами соответствующих специалистов, чтобы просчитать наиболее выгодный вариант своего налогообложения. Ну, а так называемые "бедные" — те могут вообще ничего не ощутить. Так что волнения тут излишни, во всяком случае, пока".

Итак, по совету юриста обратимся к первоисточнику. Налог для квартир в 0,1 процента будет рассчитываться по уже давно известной формуле "кадастровая стоимость квартиры минус кадастровая стоимость 20 квадратных метров от площади этой квартиры". При этом для жилых домов налогом будет облагаться, как указано в первоисточнике, "кадастровая стоимость дома минус кадастровая стоимость 50 квадратных метров от площади этого дома".

Налоговая база для комнаты сокращена на стоимость 10 квадратных метров площади комнаты. Налоговая база в отношении единых недвижимых комплексов, в состав которых входит минимум одно жилое помещение, определяется как "его кадастровая стоимость минус один миллион рублей". То есть закон позволяет муниципалитетам повышать базовую ставку налога с до 0,3 процентов или понижать ее вообще до нуля. Тут уж на усмотрение самих местных властей, ограничений к этому нет.

Кроме того, согласно документу, налог на имущество будет взиматься с торговых центров, офисов и объектов общепита. Ставка будет составлять два процента от кадастровой стоимости объекта. По этой же ставке будут облагаться объекты, кадастровая стоимость которых выше 300 миллионов рублей. Причем муниципалитеты не смогут ее изменить.

В отношении прочих объектов установлена налоговая ставка 0,5 процента. Закон устанавливает переходный период до 2020 года. В это время регионы смогут работать по существующей налоговой базе, рассчитывая налог по инвентаризационной, а не кадастровой стоимости. Любой гражданин сможет обжаловать оценку кадастровой стоимости. Вот такова суть.

Законодательство о налогах и сборах состоит из федеральных законодательных актов, законодательства субъектов РФ, а также нормативных правовых актов, в том числе муниципальных образований (п. 6 ст. 1 НК РФ). То есть существует 3 уровня нормативно-правового регулирования сферы налогов и сборов.

Законодательство РФ о налогах и сборах
Уровень
регулирования
Правовые акты законодательства о налогах и сборах
Федеральный уровень Налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах и сборах, принимаемые в соответствии с ним, нормативные правовые акты. Сюда же входят законы, которые вносят изменения в налоговое законодательство РФ, приостанавливают, отменяют, признают утратившими силу отдельные его положения (п. 7 ст. 1 НК РФ). Действуют на всей территории РФ
Региональный уровень Законы субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК РФ). Принимаются в соответствии с НК РФ. Действуют на территории конкретного региона
Местный уровень Нормативные правовые акты о налогах и сборах муниципальных образований, регулирующие (п. 5 ст. 1 НК РФ). Принимаются в соответствии с НК РФ. Действуют на территории конкретного муниципального образования

Налоговый кодекс определяет общие принципы налогообложения, сборов, страховых взносов и регулирует следующие аспекты (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов;
  • возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, порядок ее исполнения;
  • правила установления, введения в действие и прекращения региональных и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, контролирующих органов, иных участников налоговых отношений;
  • осуществление налогового контроля;
  • ответственность и санкции за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий/бездействия их должностных лиц.

Что регулирует законодательство о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах регулирует:

  • отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов;
  • отношения, возникающие при ведении налогового контроля, обжаловании актов налоговиков, действий должностных лиц, привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (п. 1 ст. 2 НК РФ).

Что не входит в законодательство о налогах и сборах

Таможенное законодательство, а также законодательство о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются частью законодательства о налогах и сборах (п. 2,3 ст. 2 НК РФ).

Кроме того, к законодательству о налогах и сборах не относятся разъяснения контролирующих органов - письма Минфина и ФНС, поскольку нормативно-правовыми актами они не признаются (а также письма Минтруда, Минэкономразвития, Росстата и др.).