Возврат на основании статьи 78. Прекращается ли течение срока давности актом сверки с инспекцией

В судебной практике возник спор о применении правовых последствий при нарушении налоговым органом срока возврата излишне взысканной им суммы налога.

Статьей 78 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Согласно статье 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким образом, в Налоговом кодексе РФ предусмотрено взыскание процентов в пользу налогоплательщика как в случае излишней уплаты им суммы налога (статья 78), так и в случае излишнего взыскания с его счета суммы налога налоговым органом (ст.79).

Статья 78 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление процентов в пользу налогоплательщика, беря за основу дату подачи им заявления о возврате излишне уплаченного налога. Если в течение одного месяца возврат налога не произведен, на сумму излишне уплаченного налога начисляется пеня.

В отличие от статьи 78 статья 79 Налогового кодекса РФ моментом, с которого начисляются проценты за несвоевременный возврат налога (пени), называет день, следующий за днем взыскания подлежащей возврату суммы налога. Таким образом, при применении статьи 79 проценты начисляются за более длительный период.

Приведенные различия в правовых последствиях для участников налоговых правоотношений объясняют стремление налогоплательщиков получить проценты за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ, поэтому именно данная норма зачастую выдвигается в качестве основания иска о взыскании процентов. Налоговые инспекции, напротив, стремятся к расширительному толкованию статьи 78 Налогового кодекса РФ.

По одному из рассмотренных дел с налогоплательщика в 1999 г. в бесспорном порядке была взыскана сумма пени за несвоевременную уплату декадных платежей по налогу на добавленную стоимость. В связи с тем, что 14.12.2000 Конституционный Суд РФ вынес Определение N 258-О "По жалобам АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская"" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" о незаконности данного вида пени, предприятие в 2001 г. обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате пени с начислением на сумму пени процентов за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ со дня, следующего за днем взыскания. Налоговым органом сумма пени была возвращена налогоплательщику, однако от уплаты процентов, начисленных за период с 1999 г. по день возврата, налоговая инспекция отказалась.

Представляется, что в создавшейся ситуации проценты не могут начисляться с момента взыскания пени налоговым органом. Позиция налогоплательщика основывается только на факте излишнего списания пени в бесспорном порядке. Однако самого факта бесспорного списания недостаточно, чтобы применить статью 79 Налогового кодекса РФ.

Как было отмечено, более жесткие правовые последствия для государства объясняются наличием в действиях налоговых органов элемента противоправности.

В 1999 г., когда происходило взыскание пени по декадным платежам по налогу на добавленную стоимость, у сторон правоотношения не было сомнений в законности действий налоговой инспекции. Законодательство о налоге на добавленную стоимость предусматривало такой вид пени. В дальнейшем ситуация изменилась в связи с правовыми выводами, сделанными Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше Определении. На момент списания пени действия налогового органа были правомерными, в связи с чем начисление процентов с момента взыскания пени необоснованно.

И.В. Пальцева,судья, канд. юрид. наук, стаж работы в Федеральном арбитражном судеСеверо-Кавказского округа - 6 лет

Страницы : | 2

Хотя дополнения в статью 78 НК вносились 2 различными нормативными актами, даты начала их применения полностью совпали. Таким образом, с 01.07.2015 вступили в законную силу следующие нововведения:

  • Возможность подачи заявления для возврата или зачета переплаты в счет предстоящих платежей через аккаунт на сайте ФНС. Введена законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 04.11.2014 № 347-ФЗ.
  • Положение о непризнании излишне уплаченными сумм налога, уплаченных номинальным владельцем имущества при оформлении им декларации. Добавлено законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

На кого распространяется действие ст. 78 НК РФ в новой редакции?

Под действие ст. 78 подпадают все налогоплательщики: как самостоятельно уплачивающие налоги за себя, так и выступающие в качестве посредников при уплате за других лиц. При этом необходимость в переводе или зачете излишка средств может возникнуть не только по текущим платежам и авансам, но и по пеням, штрафам, суммам, причитающимся к возврату в результате применения льгот по налогам.

К числу получателей излишне уплаченных сумм от инспекции могут относиться:

  • частные предприниматели;
  • юридические лица;
  • граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Случаи, когда может появиться излишне уплаченная сумма налога

Перечень оснований для возврата переплат достаточно широк:

  • Возникновение разницы между суммой предварительных выплат и размером налога, полученным в декларации за отчетный период. Подобная ситуация может возникнуть в отношении транспортного налога, налога на прибыль, акцизов, земельного налога и др.
  • Возврат НДС.
  • Ошибки в расчете налога с последующим предоставлением уточненки, приводящие к снижению его суммы.
  • Корректировка суммы НДФЛ для физлица.
  • Изменение размера пеней в результате подачи нескольких уточненных деклараций, первоначально увеличивающих, а затем уменьшающих сумму налога.
  • Судебное решение, предписывающее частично вернуть ранее уплаченную сумму налога.
  • Нововведения в нормативных актах, приведшие к уменьшению суммы причитающегося к уплате налога.
  • Случайная или преднамеренная уплата налога в сумме, превышающей заявленную в декларации.

Критерии определения переплаты по статье 78 НК РФ

При корректном осуществлении учетных процедур, расчетов по налогам и правильном составлении отчетности специалисты компании самостоятельно узнают о наличии переплаты. Сам факт перечисления лишней суммы выявляется при представлении декларации или сразу после перевода денег со счета.

В то же время судебные органы считают, что счетная ошибка - недостаточное основание для признания факта переплаты. Это отметили судьи в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10.

При обнаружении излишка денежных средств по какому-либо налогу инспекцией она в течение 10 суток с указанной даты должна сообщить об этом компании или предложить провести встречную проверку расчетов.

До того как начали применяться последние изменения в НК, точнее до января 2016 года, инспекторы могли узнать о переплате по подоходному налогу от самой компании-работодателя или после проведения выездной проверки, так как им не представлялась соответствующая отчетность. С введением в 2016 году обязанности налоговых агентов по НДФЛ сдавать отчеты по форме 6-НДФЛ ежеквартально эта проблема была решена.

При определенных обстоятельствах появление излишне перечисленных сумм налога может быть выявлено только в суде. В этом случае могут иметь место следующие ситуации:

  • Появление новых разъяснений законодательства со стороны Минфина по спорным вопросам, приводящих к уменьшению текущей задолженности по налогу. Подобный прецедент рассмотрен в постановлении ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 по делу № А65-18995/2012.
  • Излишек отчислений в бюджет найден в процессе выездной налоговой проверки (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 по делу № А55-16126/2011).
  • Предписание органа ФНС о необходимости доплатить налог в бюджет отменено судом.
  • Инспекцию обязали признать факт излишней уплаты через суд.
  • Суд признал компанию освобожденной от уплаты отдельного вида налога, как в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 по делу № А81-4526/2010.
  • Несогласие инспекции с предоставлением льготы по налогу признано противоречащим законодательству, примером может служить постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П.
  • Расчетные банковские документы признаны недействительными.
  • В результате сложившихся правоприменительных отношений не может возникать разногласий по поводу переплаты.

Нередко источником возникновения излишних перечислений в бюджет служат изменения нормативной базы. Ярким примером могут служить письма Минфина России от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 и ФНС России от 01.07.2015 № БС-4-11/11486@, согласно которым налогоплательщик имел право на льготу по НДФЛ, начисленному со взносов, сделанных за него компанией на добровольное страхование жизни с 2008 года. День обнаружения переплаты существенно влияет на период, в течение которого можно подать в инспекцию заявление о возврате налога.

Порядок оформления заявления на возврат

Если до апреля 2015 года типовой формы обращения за возвратом просто не существовало и его можно было подать в свободной форме, то с появлением приказа ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ ситуация поменялась. Теперь для написания заявления следует пользоваться утвержденным бланком. Получить указанную форму можно по ссылке, приведенной на сайте.

В 4 и 5 пунктах ст. 78 разрешается подавать в инспекцию подобное заявление на бумажном носителе, используя информационные сети или путем размещения его в личном кабинете на сайте ФНС.

В какой срок принимается обращение на возврат?

По общему правилу, согласно п. 7 рассматриваемой статьи, заявление о возмещении налога может быть подано в течение 3 лет со дня перечисления его суммы. Однако существуют ситуации, которые относятся к разряду исключений:

  1. Уплата налога производится частями в течение отчетного периода, и его окончательная сумма будет известна только по завершении выплат. В этом случае датой начала отсчета срока давности становится день сдачи итоговой отчетности. В качестве аргументов можно привести постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, информацию ФНС России от 07.09.2015.
  2. Лишние суммы в казначействе появились вследствие перевода денежных средств в несколько этапов по разным расчетным документам. В таком случае возможны два варианта определения разрешенного периода подачи заявления: со дня каждого платежа или с даты самого последнего из них. Обоснованием данных точек зрения служат постановления Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04, ФАС Московского округа от 01.11.2008 № КА-А40/10257-08, постановление ФАС Поволжского округа от 06.10.2009 по делу № А55-16617/2008.
  3. По сумме возврата, если ожидается согласование со стороны инспекции, срок должен отчитываться со дня официального признания ИФНС права на него.

Процедура получения суммы переплаты

На изучение всех обстоятельств и вынесение решения по заявлению инспекторам отводится 10 дней, по истечении которых они должны дать ответ на обращение. Итогами проверки заявления работниками налоговой, благоприятными для компании, могут быть:

  • принятие излишков в качестве оплаты по будущим начислениям налога в день вынесения решения;
  • перечисление суммы переплаты в срок не более 1 месяца со дня подачи заявления.

Как всегда, для сроков осуществления каких-либо действий в законодательстве есть исключения из общего порядка. Предположим, что форма обращения на возврат подана одновременно с декларацией по НДФЛ. Десятидневный срок начинает отсчитываться со дня завершения периода контрольных процедур и анализа отчетности (до 3 месяцев) либо ее фактического окончания. Данная точка зрения содержится в письме ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@.

Органы ФНС могут самостоятельно произвести зачет при выявлении излишне перечисленных сумм налога, при этом за плательщиком сохраняется право подать заявление на возмещение, если его позиция расходится с точкой зрения инспекции. В этом случае закон будет на стороне обращающейся компании. Именно такой позиции придерживались судьи в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 по делу № А33-15051/2011.

Содержание п. 6 ст. 78 НК РФ

Сделать возврат излишка по одному виду налога при наличии недоплаты по-другому можно только после закрытия долга за счет переплаты. Таково буквальное содержание п. 6 ст. 78 НК РФ. Получается, что налоговый орган при обращении компании за возвратом сначала спишет часть излишне уплаченной суммы в счет погашения имеющейся недоимки, а оставшуюся после этого сумму переведет на счета фирмы (при условии, что остаток будет).

При этом наличие неоплаченных сумм по одному налогу не может быть причиной для отказа в приеме заявления на возврат переплаты от налогоплательщика по-другому. Об этом сообщил Минфин РФ в своем письме от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317.

Такое же правило распространяется и на зачет суммы переплаты в счет погашения будущих начислений по налогу. В подобных ситуациях в зачет идет также только остаток после закрытия имеющейся текущей задолженности. Единственное исключение из данного требования - начало процедуры банкротства в отношении фирмы-заявителя. Такое мнение привели судьи в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 по делу № А19-4247/2012.

Сложные моменты в процедуре возмещения НДФЛ

Для сумм НДФЛ, удерживаемых работодателем и предъявляемых к возврату, существуют специфические правила. Все операции в подобных случаях выполняет налоговый агент (работодатель).

Если сотрудник самостоятельно заявляет право на получение вычета в инспекцию по итогам периода, подавая декларацию по форме 3-НДФЛ, то перечисление излишка налога инспекция осуществляет только в некоторых случаях:

  1. Банкротство компании-работодателя.
  2. Работник не писал заявление на социальный вычет работодателю.
  3. Желание использовать имущественный вычет появилось после первого года приобретения жилья.
  4. Необходимо предоставить возврат в связи с расходами на благотворительные цели и дополнительными взносами в ПФ РФ.
  5. Плательщик налога самостоятельно сдает уточненную декларацию о доходах отчетного года.

С 2016 года на основании закона от 06.04.2015 № 85-ФЗ возврат налога по оплате за обучение и расходам на лечение может предоставлять предприятие-работодатель. Кроме того, нужно учитывать, что максимальный срок принятия решения по возврату будет рассчитываться с момента окончания срока завершения камеральной проверки без учета даты предоставления заявления.

Выплаты налоговых органов за пропуск ими сроков возврата и алгоритм расчета таких выплат

Как гласит п. 6 ст. 78, на перечисление возврата налогоплательщику ИФНС отводится ровно месяц. В случае если деньги не поступят на счет компании по окончании этого периода, она может на законных основаниях требовать выплаты ей штрафных санкций за просрочку. Размер пеней рассчитывается при этом в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждые сутки после конечной даты. При этом все 12 месяцев укладываются в 360 дней, а месяц приравнивается к 30 суткам. Такого подхода придерживаются налоговики, ориентируясь на письмо ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@. В то же время в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13 указывается, что продолжительность года следует рассматривать исходя из 365 или 366 дней. Налоговое ведомство выразило намерение пересмотреть свою точку зрения, опираясь на указанное решение ВС.

Источник перечисления переплаты при смене инспекции

Переход из одного отделения ФНС в другое никак не должен влиять на процедуру возврата излишне уплаченного налога.

Возврат сумм со сроком более 3 лет

При пропуске срока обращения с заявлением компания может воспользоваться ст. 200 ГК, согласно которой его исчисление начинается со дня, когда ей стало известно о переплате. Однако подобный подход к решению проблемы придется реализовывать через суд.

Прекращается ли течение срока давности актом сверки с инспекцией?

По данному вопросу сформулировано две позиции:

  • Проведение сверки взаиморасчетов с оформлением соответствующего акта никак не влияет на определение конечного срока подачи документов на возврат.
  • День согласования акта сверки считается моментом, с которого стало известно о переплате, и становится точкой отсчета.

Что произойдет с остатком переплаты по истечении 3 лет?

Как только заканчиваются отведенные для возврата или зачета 3 года, обязательство прекращается одним из следующих действий:

  • Указом руководящего состава ФНС в отношении налогоплательщиков, не предоставляющих декларацию.
  • Судебным постановлением, отказавшим в зачете в связи с пропуском срока.
  • По просьбе компании.

Несмотря на незначительный объем ст. 78 НК РФ, она достаточно информативна. В то же время в ней до сих пор остались неразрешенные спорные моменты, которые требуют более пристального изучения.

Каждый человек мечтает открыть свой собственный бизнес, работать исключительно на себя, развиваться в выбранном направлении. Естественно, эту мечту сейчас реализовать проще, чем когда-либо, так как в современном мире созданы все условия для того, чтобы стать частным предпринимателем. Однако многие люди романтизируют подобную деятельность, наивно полагая, что, открыв фирму, они смогут стать большими боссами, которым ничего не нужно делать. К сожалению, все происходит с точностью наоборот. Если вы открываете собственную фирму, то вам приходится работать в два раза больше. Более того, вам необходимо не только разбираться в собственной сфере деятельности. Вам впредь придется заниматься налогами собственной фирмы, пока она не станет достаточно большой, чтобы вы могли взять на работу соответствующего специалиста. К счастью, сейчас вы можете узнать все, что вам необходимо, из открытых источников. И в данной статье будет в деталях разобрана ст. 78 НК РФ, которая зачастую вызывает у людей вопросы. О чем в ней говорится? Вы можете понять немного больше, если прочитаете ее полное название. А называется она так: «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа». Все еще мало о чем говорит? Тогда читайте дальше, чтобы узнать абсолютно все подробности про ст. 78 НК РФ и окончательно с ней разобраться, и тогда вы станете на один шаг ближе к эффективному ведению бизнеса.

Суть статьи

Итак, ст. 78 НК РФ - это статья, в которой рассказывается о том, что именно происходит с излишней суммой уплаченного налога. Например, вы оплачивали какой-либо из налогов и каким-то образом (из-за ошибки, неточности, опечатки и так далее) заплатили больше, чем было необходимо. В данном случае эти деньги не уходят в никуда. Налоговые органы всегда детально проверяют суммы налогов, поэтому, когда эта излишняя сумма будетобнаружена, вы получите возможность зачислить ее в счет любого из других уплачиваемых налогов либо в счет будущего платежа за этот конкретный налог. Таким образом, основная информация, которая предоставляется в ст. 78 НК РФ, сообщает о том, что ваши деньги, которые вы переплатили за тот или иной налог, не пропадают, а зачисляются в счет других налоговых платежей. Однако все не так просто, как может показаться, и существует большое количество важных моментов, о которых вам стоит знать, если вы хотите эффективно оперировать налогами своей фирмы.

Где производится возврат?

Если вы хотите узнать, где именно производится возврат переплаченных средств, то вам стоит прочитать текст ст. 78 НК РФ с комментариями 2016 года. Однако текст этой статьи очень велик, поэтому многие люди пропускают ее и не узнают важную информацию. Именно для этого и написан данный материал: вы сможете прочитать нужную информацию в доступной форме. Итак, если вы интересуетесь тем, где именно будет обрабатываться эта сумма, то здесь нет никаких больших сюрпризов. В большинстве случаев работа с переплаченной суммой по налогам проводится в налоговом органе по месту учета налогоплательщика. Отдельно стоит упомянуть, что эта сумма не облагается никакими процентами. Как видите, вам абсолютно не обязательно читать весь текст ст. 78 НК РФ с комментариями 2016 или 2017 года, чтобы узнать необходимую информацию, так как все необходимое может быть обнаружено в этой статье.

Оповещение об излишней уплате

Следующий момент, о котором пойдет речь далее, - это п. 3 ст. 78 НК РФ. О чем там говорится? Этот пункт уточняет необходимость и сроки оповещения налогоплательщика в случае обнаружения излишней суммы уплаты налога. Во-первых, налоговые органы действительно обязаны оповестить налогоплательщика о том, что по его налоговой ведомости была произведена чрезмерная оплата. Во-вторых, сделано это должно быть в течение срока, не превышающего десяти календарных дней с того момента, как было обнаружено внесение излишней оплаты, чтобы эта ситуация могла быть разрешена как можно скорее. Обратите внимание на то, что ст. 78 НК РФ в новой редакции также включает в себя абзац, сообщающий о том, что и налоговый орган, и налогоплательщик имеют возможность запросить совместную с налоговым органом сверку всех необходимых расчетов по уплаченным вами налогам для выяснения всех обстоятельств. Так что если вас это интересует, вы можете воспользоваться такой возможностью.

Заявление

Теперь пришло время рассказать про п. 4 ст. 78 НК РФ, в котором рассказывается о том, после чего зачисляется излишняя сумма, заплаченная по налогу. Как видите, процедура является многоуровневой и далеко не самой простой, как могло показаться, когда вы только начинали читать данный материал. Таким образом, пришло время узнать, что вам необходимо сделать, если вы получили извещение от налоговой, в котором вам сообщают, что вы заплатили слишком большую сумму по вашим налогам. Вам необходимо написать заявление в адрес налоговой, в котором вы сообщите, на какие будущие налоговые оплаты вы хотите потратить переплаченную сумму. Это заявление может быть составлено в свободном виде и переслано почтой на адрес налогового органа, который определяется по месту налогового учета плательщика, но также, с учетом развития современных технологий, вы можете сделать это с помощью компьютера. Во-первых, вы можете использовать электронную подпись на обыкновенном текстовом документе, чтобы он обрел не меньшую силу, чем обычный бумажный документ с вашей подписью и печатью. Во-вторых, если у вас нет электронной подписи, то вы можете воспользоваться электронным кабинетом на сайте налоговой. Если же ни один из этих вариантов вам не подходит, то вам остается только придерживаться классической бумажной почты. Обратите внимание на то, что заявление по ст. 78 НК РФ, отправленное вами, будет рассматриваться в течение срока, который не превысит десять дней с того самого момента, как налоговый орган его получит. После этого должно быть принято окончательное решение по вашему вопросу

Зачисление в счет задолженностей

Казалось бы, что еще вам нужно знать? Но все же п. 5 ст. 78 НК РФ привносит некоторые уточнения. Оказывается, если у вас имеются какие-либо задолженности, штрафы, неоплаченная пеня и так далее, налоговый орган имеет полнейшее и обоснованное право самостоятельно зачесть переплаченную сумму в счет штрафов или задолженностей налогоплательщика, если таковые имеются. Таким образом, в течение 10 дней после обнаружения факта зачисления излишней суммы средств по налогам, налоговый орган выносит свой вердикт по зачислению этих средств в счет разнообразных задолженностей, которые имеются у налогоплательщика. Будучи налогоплательщиком, что вы можете сделать в данном случае? Естественно, при наличии задолженностей и штрафов, вы не сможете использовать эти деньги для оплаты налогов и счетов в будущем, как это описывалось выше. Однако, в соответствии со ст. 78 НК РФ в новой редакции, вы все же можете написать заявление в соответствующий налоговый орган, чтобы уточнить, на оплату каких задолженностей вы хотите потратить свои средства. Опять же, ваше желание не является окончательным, поэтому в течение десяти дней с момента получения вашего заявления налоговый орган примет решение о его удовлетворении или неудовлетворении.

Возврат

О чем же говорит п. 6 ст. 78 НК РФ? Оказывается, описанные выше варианты еще не являются исчерпывающими. Дело в том, что вы можете не только зачислить переплаченные за налоги средства в счет будущих оплат по налогам или оплатить ими свои штрафы и задолженности. Если вы напишете необходимое заявление в ваш налоговый орган, то вы можете запросить возврат средств на ваш счет. Когда это заявление будет рассмотрено, излишняя сумма должна быть зачислена на ваш счет в течение тридцати дней, то есть одного месяца. В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ, заявление подобного рода можно высылать даже в том случае, если у вас имеются какие-либо задолженности. Оно будет рассмотрено, средства будут списаны в счет погашения задолженностей, и если останутся еще какие-либо средства, то они будут зачислены обратно на ваш счет в течение одного месяца. Это значит, что вы всегда можете спокойно написать такое заявление, чтобы получить хоть какую-либо часть своих средств обратно.

Срок давности

Отдельные вопросы вызывает п. 7 ст. 78 НК РФ - комментарии к нему помогают разобраться в проблеме. Суть заключается в том, что налогоплательщик может отправить заявление о зачислении средств в счет других налоговых платежей или о возврате средств на собственный счет в течение трех лет. Однако у людей возникали вопросы: можно ли каким-либо образом вернуть эту сумму по истечении данного срока? Именно для этого и были созданы комментарии, которые поясняют данный пункт довольно развернуто. Нет смысла переписывать весь большой комментарий к этому пункту, достаточно лишь вкратце рассказать, о чем там идет речь. А речь там идет о том, что такой возврат возможен, но только через суд. Суть пункта закона заключается в том, что через три года налогоплательщик теряет право выбирать, как распоряжаться этой суммой переплаты. Однако если вы докажете, что ваше исчисление трех лет отличается от того, что предлагает налоговая служба, то вы сможете вернуть себе это право и после истечения трех лет. Естественно, для этого должны быть полноценные обоснования: например, вам нужно представить доказательства того, что вы получили решение в определенный момент времени, с которого и должен начинаться отсчет трех лет. Как видите, предложенные в ст. 78 НК РФ комментарии зачастую могут пролить свет на непонятные моменты самой статьи. И обо всем этом рассказывается в данном материале, чтобы значительно облегчить вам жизнь и работу.

Принятие решения о возврате

Если вы приняли решение о том, что вы хотите вернуть себе те средства, которые оказались излишними при оплате того или иного налога, то вам, как вы уже поняли, необходимо написать соответствующее заявление и отправить его в нужный налоговый орган. Однако выше не было указано, как долго вам нужно ждать вынесения вердикта по вашему заявлению. Оказывается, никаких отклонений от стандарта нет. Решение по вашему заявлению о возврате этих средств принимается в течение десяти дней с момента получения этого заявления. Итак, если вы хотите вернуть себе деньги, которые оказались излишними при уплате налогов, то вам придется подождать до десяти дней, пока вас оповестят о наличии подобной суммы, также до десяти дней нужно будет подождать уже после отправки заявления, и если ваши требования будут удовлетворены, то к ожиданию возврата суммы прибавится еще до тридцати дней. В сумме вся операция занимает не более двух месяцев. Вам также стоит обратить внимание на то, что ст. 78 и 79 НК РФ являются тесно между собой связанными, так что если вы не найдете ответов на интересующие вас вопросы в этой статье, то вам стоит взглянуть на следующую по порядку статью.

Оповещение о принятии решения

Еще один пункт этой статьи посвящен определению сроков того, когда вы будете оповещены о принятии конкретного решения по вашему заявлению. Именно поэтому выше было сказано, что вам, возможно, придется ожидать два месяца, хотя все пункты складывались в пятьдесят дней. Дело в том, что десять дней налоговому органу требуется непосредственно на вынесение обоснованного вердикта по вашему заявлению. А после этого у него, в соответствии с данной статьей Налогового кодекса, имеется пять дней на то, чтобы оповестить вас о принятом решении. Естественно, сроки могут быть короче максимального показателя, они могут накладываться друг на друга, поэтому время ожидания возврата средств может значительно сократиться, однако вам все равно стоит держать в уме, что процессы далеко не всегда являются очень быстрыми, поэтому два месяца - это тот максимальный срок, на который вам стоит ориентироваться.

Просрочка возврата

Еще один очень важный элемент, который вам стоит знать, описывается в п. 10 ст. 78 НК РФ. Это пункт, в котором уточняются сведения, данные в пункте номер шесть той же статьи закона. Насколько вы помните, шестой пункт рассказывает о том, когда именно производится зачисление возвращенных средств. Однако бывают случаи, когда это не происходит, то есть происходит просрочка платежа. Что на этот счет говорит законодательство? В данном пункте этой статьи Налогового кодекса сказано, что такая ситуация возможна, и если она все же случается, то за каждый день просрочки (то есть после истечения месяца, обозначенного в шестом пункте) налогоплательщику начисляется процент. Процентная ставка по данной выплате приравнивается к ставке рефинансирования, актуальной на момент просрочки платежа.

Возврат и уведомление

За возврат средств отвечает конкретный орган Федерального казначейства РФ. Когда же он осуществляет возврат, он обязан уведомить налоговый орган, к которому привязан налогоплательщик, о том, когда именно был совершен возврат, а также о том, какой конкретно была возвращенная сумма средств, о которых идет речь. Этот пункт статьи не несет особо важной информации для налогоплательщика, однако всегда важно знать о том, какие именно структуры отвечают за выполнение тех или иных функций в процессах, в которые вы оказываетесь вовлечены.

Неполный возврат

Двенадцатый пункт статьи повествует на ту же тему, которая была начата в предыдущем пункте, а именно о возврате излишних средств Федеральным казначейством налогоплательщику. Существуют ситуации, в которых проценты от просроченного платежа, например, выплачиваются не в полном размере, и тогда налогоплательщик имеет полное право обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением. Это заявление будет рассмотрено, и недостающие средства будут вам возвращены, если будет решено, что ваши требования являются законно обоснованными.

Валюта оплаты

Отдельный пункт сообщит вам о том, что все возвраты по излишним суммам налоговых платежей осуществляются в официальной действующей валюте РФ, то есть в российских рублях. Естественно, это касается только возвратов денежных средств, так как если у вас имеются какие-либо задолженности, которые будут погашаться за счет этой переплаты, или же вы решите эту переплату использовать для оплаты конкретного налога в будущем, то данный пункт будет для вас неактуальным. Он актуален лишь для тех, кто собирается вернуть себе сумму средств, которая была излишне внесена при оплате налогов.

Судебная практика

Естественно, отдельно стоит поговорить о том, как эта статья Налогового кодекса используется на практике, а именно в суде. Ведь многие статьи законов зачастую привлекаются для рассмотрения конкретных дел в суде, является ли этот случай исключением? На этот вопрос нельзя ответить ни положительно, ни отрицательно, так как данная статья практически никогда не используется в суде. В большинстве случаев не возникает абсолютно никаких проблем с возвратом средств или зачислением их в счет последующих налоговых платежей. Однако в редких случаях дело доходит и до суда, причем практически всегда речь идет о том, что налогоплательщик не уложился в обозначенный трехлетний срок подачи заявления, поэтому он пытается оспорить в суде свое право на возврат денежных средств. Существуют также случаи, когда налогоплательщик пытается вернуть переплаченную сумму налога уже после того, как его фирма была ликвидирована. Однако, как показывает судебная практика, сделать это невозможно, так как налогоплательщиком является не физическое, а юридическое лицо, которого уже не существует. Так что в данном случае невозможно применить правило, в соответствии с которым у вас имеется 3 года на подачу описанного выше заявления, так как счета, на который их можно вернуть, уже не существует. Более того, заявление на возврат средств можно подать только за месяц до ликвидации предприятия. Как показывает судебная практика, требования налогоплательщиков, которые хотят вернуть себе средства, переплаченные по налогам, менее чем за месяц до ликвидации фирмы, не удовлетворяются.

Что ж, теперь вы знаете абсолютно все, что вам нужно знать касательно данной статьи Налогового кодекса РФ, однако не стоит забывать, что кодекс очень большой, поэтому вам не удастся ограничиться всего одной статьей. Даже если не говорить о других тематиках, на тему возврата перерасхода на оплату налогов существует сразу несколько дополняющих друг друга статьей: ст. 78, 79, 176, 203 НК РФ. Так что не ограничивайтесь прочтением только этого материала. Если вы хотите, чтобы ваша компания работала с максимальной эффективностью, а также чтобы у вас не возникало никаких проблем с налоговой, вам обязательно нужно подробно ознакомиться с налоговым законодательством Российской Федерации, потому что только так вы сможете обеспечить безопасность своей фирмы.

  • Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
    • Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
    • Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
  • Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ) (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
    • Глава 14.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ УЧАСТИЯ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ
    • Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ
    • Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ) В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
    • Глава 14.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ. ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
    • Глава 14.4-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 14.5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
    • Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА (введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
    • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 78 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

    //=ShareLine::widget()?>

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

    Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

    1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

    (п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

    3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

    В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

    (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ , от 03.07.2016 N 243-ФЗ )

    Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

    4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

    Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

    (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

    В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

    Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ , от 04.11.2014 N 347-ФЗ )

    6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ , от 04.11.2014 N 347-ФЗ )

    Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

    6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    (п. 6.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

    7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ , от 23.06.2014 N 166-ФЗ )

    8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

    (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

    Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

    Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

    В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

    (абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    (абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

    11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

    12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

    До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

    13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

    13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

    (п. 13.1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

    14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

    (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ , от 03.07.2016 N 243-ФЗ )

    Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

    Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

    (абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

    Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

    (абзац введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

    15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

    (п. 15 введен Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

    16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям - налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

    (п. 16 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

    17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

    Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

    Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

    (п. 17 введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 322-ФЗ)

    Можно ли вернуть сумму излишне уплаченного налога, если он был уплачен в 4 квартале, при том что организация ликвидировалась в конце 4-го квартала?

    Из Налогового Кодекса с комментариями 2016 г. следует, что у налогоплательщика есть три года, чтобы подать заявление о возврате излишне уплаченного налога с момента обнаружения ситуации (п 7 ст. 78 НК РФ). Но, если организация ликвидирована, возвращать переплату по сути некому и некуда – самого налогоплательщика уже не существует. Поэтому все мероприятия по возврату излишне уплаченного налога необходимо провести с тем расчетом, чтобы сумма переплаты могла поступить на расчетный счет организации перед тем, как она будет ликвидирована. Успеет или нет данная организация вернуть на свой счет переплаченные средства, зависит от того как быстро будет обнаружена ошибка. Так как в нашем случае организация уже находится в стадии ликвидации на момент обнаружения просчета, то чем раньше будет написано и передано в налоговый орган соответствующее заявление о возврате, тем лучше. По ст. 78 НК РФ после получения заявления, налоговый орган за 10 дней выносит свое решение, затем, если оно положительно, направляет поручение в орган Федерального казначейства, который уже перечисляет сумму на расчётный счет компании. По закону общий срок осуществления всех этих операций не может длится более одного месяца со дня подачи заявления организацией. Перед ликвидацией организация обязательно проходит налоговую проверку. Скорее всего в ходе такой проверки и будет выяснено, что ликвидируемая компания переплатила некоторую сумму в бюджет за определенный квартал. Если при этом у фирмы нет долгов перед налоговой, то эта переплата подлежит возвращению в течение месяца со дня обнаружения. То есть сумму излишне уплаченного в 4 квартале налога можно вернуть в том случае, если соответствующее заявление будет подано не позднее чем за месяц до фактической ликвидации организации.

    Возможен ли возврат переплаты по налогу на прибыль, если прошло больше трех лет с его уплаты?

    Рассмотрим ст 78 нк рф с комментариями 2016 г. По этой статье заявить о возврате переплаченного налога плательщик может в течение трех лет с его уплаты. Иное может быть указано в законодательстве. Как быть организации, пропустившей этот трехлетний срок? Здесь всё будет зависеть от причин пропуска. В любом случае добиться чего-либо в такой ситуации можно только через суд. Конституционный суд РФ признаёт допустимым обращение с иском о возврате переплаченного налога при пропуске сроков. При этом будут действовать общие сроки исковой давности. Исчисляться срок давности начнёт с того дня, когда фирма узнала или должна была понять, что нарушено её право. Чтобы осуществить возврат переплаты по налогу на прибыль при пропуске трехлетнего срока обращения за этой переплатой, организации потребуется доказать, что срок был пропущен по существенной причине. А именно, что фирма узнала об этом после уплаты налога. Судя по судебной практике, доказать такое не просто, но возможно. Например, если фирма узнала об излишней уплате из акта сверки, то она может настаивать в суде, чтобы трехлетний срок начинал исчисляться с момента сверки. Или она узнала о налоговой ошибке от аудиторов, и тогда может считать отправной точкой дату выдачи аудиторского заключения. Если организация пропустила срок возврата переплаты, это не значит что она навсегда лишается права использовать свои средства. Даже если суд не поможет перенести срок возврата, переплаченные деньги можно зачесть в счёт будущих недоимок по налогам, или в счёт штрафов и пеней. Правда для этого важно всё равно подать заявление о возврате, несмотря на то, что три года уже прошли. Инспекция в возврате откажет, но будет зафиксирован факт переплаты. То, что ст 78 НК РФ ограничивает срок подачи заявления о зачёте или возврате переплаченного налога 3 годами, указывает лишь на то, что плательщик по прошествии трех лет больше не может сам решить - вернуть свои деньги или зачесть в счёт других налогов. Налоговая инспекция может самостоятельно погашать недоимки по другим налогам или штрафы из суммы этой переплаты. Итак, по нормам налогового права с комментариями 2016 года возврат переплаты по прошествии трех лет возможен, если доказать в суде иное исчисление этого срока (которое расходится с представлениями налоговой службы). Зачесть же переплату в счёт недоимок или штрафов налоговая инспекция обязана в любом случае - срок здесь не имеет значения. Если налоговый орган этого не сделает, и несмотря на наличие излишне заплаченных сумм будет взыскивать налог равный или меньший по размеру, то суд может обязать инспекцию засчитать переплату.

    Может ли заявление о зачёте излишнего налога быть представлено в произвольной форме?

    Ст 78 НК РФ в новой редакции допускает зачёт переплаченного налога в счёт будущих платежей. Делается это по решению Налоговой службы и по заявлению налогоплательщика. По новым правилам оно может быть как письменным, так и электронным. Если заявление передаётся в электронной форме, то на нём обязательно должна стоять электронная подпись. Таковы нормы п 4 ст 78 НК РФ в новой редакции. ФНС России в приказе от 03.03.2015 N ММВ-7-8/ разработала форму такого заявления. Но при этом в Налоговом кодексе нигде не содержится указания, что заявление о зачёте переплаты должно подаваться в форме, разработанной ФНС. Значит, произвольная форма заполнения такого заявления тоже допустима. Ст 78 НК РФ содержит случаи отказа в зачёте или возврате переплаченного налога. Такого основания для отказа, как подача заявления не по форме ФНС, там нет. Поэтому отказать в зачёте денег в счёт будущих платежей из-за формы документа Налоговая служба не вправе.

    1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.


    Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.


    1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.


    2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.


    3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.


    В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.


    Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.


    4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.


    Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.


    5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.


    В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.


    Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.


    6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.


    Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).


    6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.


    7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


    8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.


    До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


    9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.


    Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.


    Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.


    В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.


    Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.


    10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.


    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.


    11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.


    12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.


    До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.


    13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.


    13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.


    14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.


    Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.


    Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.


    Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.


    15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.


    16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям - налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.


    17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.


    Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.


    Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.