Виды расходов в предпринимательской деятельности. Глава VIII

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Суть упрощенной системы налогообложения и ее недостатки. Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов, раздельный учет доходов и расходов. Налоговый учет и отчетность при упрощенной системе налогообложения, особенности ее применения.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2009

    Нормативно-правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей. Системы налогообложения: общий режим; единый налог на вмененный доход. ИП Ефимов П.К. как налоговый агент. Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2010

    Ведение учета доходов и расходов индивидуальным предпринимателем, работающим по общеустановленной системе налогообложения. Применение кассового метода. Расчет налога на доходы физических лиц. Реализация основных средств и нематериальных активов.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2015

    Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей. Хозяйственные операции, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Порядок учета доходов и расходов, начисления амортизации, заполнения Книги учета доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    Законодательное регулирование порядка определения доходов и расходов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Особенности одновременного применения УСН и единого налога на вмененный доход.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Законодательные основы деятельности индивидуальных предпринимателей. Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей. Порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход. Совершенствование налогообложения предпринимателей.

    отчет по практике , добавлен 16.01.2012

    Особенности налогообложения малого предпринимательства: категории плательщиков, действующие варианты обложения налогами их доходов, льготы. Достоинства и недостатки двух режимов: единый налог на вмененный доход и упрощенная система налогообложения.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2014

    Анализ структуры и динамики баланса, ликвидности и платежеспособности предприятия, его финансовой устойчивости, прибыли и рентабельности. Налогообложение торговой деятельности индивидуального предпринимателя Иванова А.П. Единый налог на вмененный доход.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

1. Основные принципы определения расходов предпринимателя

В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право умень­шить налогооблагаемый доход на суммы фактически произведенных ими и документально под­твержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (это так называемые профессиональные вычеты, о которых уже упоминалось в разделе «Льготы по подоходному нало­гу - налоговые вычеты»).

Какие нормативные акты определяют состав расходов индивидуального предпринима­теля?

Указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при ис­числении налога на доходы организаций, в соответствии с соответствующими статьями главы «Налог на доходы организаций» НК РФ (п. 2 ст. 221 НК РФ).

Учитывая, что данная глава второй части Налогового кодекса еще не действует, применяется статья 28 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), гласящая, что «ссылки в действую­щих главах части второй Кодекса на положения недействующих глав части второй Кодекса при­равниваются к ссылкам на действующие федеральные законы о конкретных налогах и сборах».

Таким образом, следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учиты­ваемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1992 г. (в ред. от 31 мая 2000 г.). Об этом же говорится и в Методических рекомендациях налоговым органам о порядке применения главы 23 «налог на доходы физических лиц» части вто­рой Налогового кодекса. Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415.

Каковы основные принципы при решении вопроса о возможности учета расходов пред­принимателя для уменьшения налогооблагаемого дохода?

Индивидуальный предприниматель при решении вопроса об отнесении тех или иных затрат к расходам, уменьшающим налогооблагаемый доход, должен учитывать следующее.

1. В состав расходов включаются только те затраты, которые непосредственно связаны с по­лучением конкретной суммы дохода.

2. В целях налогообложения могут быть приняты на все связанные с производством расходы, а только те, которые приходятся на долю той продукции, тех товаров (работ, услуг), от реализации которых в отчетном периоде получен доход в денежной или натуральной форме.

3. В составе расходов могут учитываться только текущие затраты, не носящие долговремен­ного (капитального, инвестиционного) характера.

4. Затраты, произведенные предпринимателем в иностранной валюте, принимаются в сум­мах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату фактического перечисления или передачи средств.

5. В целях налогообложения могут быть приняты только те расходы, которые могут быть подтверждены документально (в том случае, если предприниматель не воспользовался альтерна­тивным порядком профессиональных вычетов).

Затраты - выраженные в денежной форме расходы хозяйствующих субъектов.

Затраты делятся на две группы: затраты на производство и реализацию продукции и затраты непроизводственного назначения, обслуживающие социально-культурные нужды хозяйствующего субъекта.

Затраты первого рода формируют прибыль предприятия, вторые же покрываются из прибыли.

Классификации затрат:

· по учетному признаку (по элементам);

· для целей калькулирования;

· в зависимости затрат от объема производимой продукции;

· по характеру участия в процессе производства

По характеру участия в процессе производства затраты на производство и реализацию продукции подразделяются на:

Затраты и расходы, относимые по экономическому содержанию и назначению на производство и реализацию продукции (текущие затраты) называются издержками, которые делят на издержки производства и издержки обращения. В российской литературе и практике под текущими издержками понимают себестоимость продукции.

По учетному признаку:
Для целей калькулирования.

Для определения средних затрат производства и установления себестоимости продукции осуществляется калькуляция себестоимости. Состав статей калькуляции различен в разных отраслях и строго не регламентируется.

Для целей калькулирования затраты делятся на две основные группы: прямые и накладные (косвенные) затраты

Прямые затраты – затраты, непосредственно связанные с производством данного вида продукции, включаемые в себестоимость продукции. В системе бухгалтерского учета к прямым расходам относятся расходы, которые можно прямо, по первичному документу, отнести на себестоимость единицы изделия (например, материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация).

Накладные затраты - затраты, сопутствующие основному производству, связанные в целом с ним, а не с конкретным видом продукции (такие расходы невозможно соотнести с конкретным видом изделий в момент их возникновения). Например, затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость конкретной продукции пропорционально элементу прямых затрат или их сумме в конце налогового периода.

Различают себестоимость производственную и полную.

Производственная себестоимость включает валовые затраты с учетом изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей.

Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости, внепроизводственных (коммерческих) и управленческих расходов.

На себестоимость оказывают влияние различные факторы. Если в структуре себестоимости большой удельный вес имеют материальные затраты, значит производство материалоемкое и в управлении затратами следует направить свои усилия на снижение материальных затрат. Если оплата труда с начислением социального налога занимает наибольший удельный вес в себестоимости, то это трудоемкое производство и следует заниматься повышением производительности труда, что приведет к удельному снижению себестоимости. Если амортизация основных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то это производство – фондоемкое. Следует изучить степень эффективности использования основных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры к улучшению использования имеющихся основных фондов.

В финансовом планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат.

Смета затрат на производство и реализацию продукции.

Элементы затрат на производство и реализацию продукции
1 Материальные затраты ВСЕГО

В том числе:

· сырьё и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты

· вспомогательные материалы

· топливо и энергия

· прочие материальные затраты

2 Затраты на оплату труда ВСЕГО

В том числе:

· заработная плата за выполненные работы

· выплаты стимулирующего и компенсационного характера, включаемые в себестоимость

· материальная помощь, включаемая в себестоимость

· прочие материальные выплаты, включаемые в себестоимость

3 Отчисления ЕСН ВСЕГО

В том числе:

· в Федеральный бюджет

· в Фонд социального страхования РФ

· в Федеральный фонд ОМС РФ

· в Территориальный фонд ОМС РФ

4 Амортизация основных фондов ВСЕГО

В том числе:

· собственных основных фондов

· арендованных основных фондов

· прочих (утраченных)

5 Прочие затраты ВСЕГО

В том числе:

· отчисления в бюджетные фонды

· местные налоги и сборы

· оплата информационных и аудиторских услуг

· оплата банку, в т.ч.проценты за кредит и услуги

6 Затраты на производство ВСЕГО
7 Списано затрат на непроизводственные счета
8 Изменение остатков незавершенного производства (+, -)
9 Производственная себестоимость продукции, работ, услуг (6-7-8)
10 Управленческие расходы
11 Коммерческие расходы ВСЕГО

· представительские расходы

· прочие расходы

12 Полная себестоимость произведенной продукции, работ, услуг на год (9+10+11)
13 Остатки нереализованной товарной продукции (работ, услуг) на начало года по полной себестоимости
14 Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) на конец года по полной себестоимости
15 Полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) на год (12+13-14)
16 Операционные расходы
17 Внереализационные расходы
18 Чрезвычайные расходы
19 Общие затраты и расходы организации на год (15+16+17+18)

Затраты в зависимости от объема производимой продукции делятся на:

К постоянным затратам обычно относят амортизацию, расходы на содержание зданий, долгосрочную аренду помещений, оплату расходов по содержанию административно-управленческого персонала, проценты по кредитам.

Выделяют также условно-постоянные затраты, которые слабо зависят от объема производимой продукции.

Полные затраты включают суммирование переменных и постоянных затрат (см. рис.) Управление затратами является предметом финансового менеджмента и имеет своей целью определение точки безубыточности. При планировании постоянных затрат необходимо определение нужного объема выпуска продукции при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат. Для определения минимального объема выпуска продукции ниже которого производство продукции становится нерентабельным используется показатель порога рентабельности.

Порог рентабельности = постоянные затраты/ (выручка – переменные затраты)

Полные затраты = постоянные затраты +переменные затраты

Переменные затраты

Постоянные затраты

Объем производства

Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия можно решить вопрос оптимизации величины прибыли, такая зависимость называется эффектом производственного рычага. Он проявляется в силе его воздействия.

С помощью формулы можно определить рост прибыли зная данные о росте выручки от реализации и силу воздействия производственного рычага. Например, при силе воздействия производственного рычага равной 4, при росте выручки на 50%, прибыль увеличится на 200% (50%*4). Показатель силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастет прибыль при 1%-ом росте выручки от реализации продукции. Очевидно, чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия производственного рычага.

Они учитываются раздельно от других расходов организации. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.
Порядок налогообложения некоммерческих организаций аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Однако он имеет ряд особенностей, связанных с тем, что некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.
Состав налогов, уплачиваемых некоммерческими организациями, зависит от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет. Если организация не занимается предпринимательской деятельностью, то она тем не менее уплачивает налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческая организация, так же как и коммерческая, уплачивает все налоги, предусмотренные налоговым законодательством. В частности, помимо налогов, уплачиваемых при осуществлении основной деятельности, уплачивается налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и другие региональные и местные налоги.
Налог на прибыль организаций уплачивается некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в порядке, установленном для коммерческих организаций. При обложении налогом на добавленную стоимость некоммерческих организаций применяется общий порядок, однако не подлежат налогообложению конкретные операции по реализации и выполнению работ применительно к отдельным организациям. В частности, освобождены от уплаты налога операции, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ по восстановлению культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций; реализация паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах; реализация предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности; реализация товаров, работ, услуг, производимых общественными организациями инвалидов, и др.
В некоторых некоммерческих организациях (например, потребительских кооперативах) после уплаты налогов в бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, могут быть нап-равлены на создание различных фондов. Потребительские кооперативы вправе формировать неделимый фонд, фонд развития потребительской кооперации и резервный фонд.

Еще по теме 3. Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности:

  1. 5. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. Расходы, связанные с осуществлением страховой деятельности
  4. Анализ исполнения сметы доходов и расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
  5. ГЛАВА VII. Предпринимательская деятельность и предпринимательский капитал.
  6. Достижение внутреннего и внешнего равновесия при осуществлении политики изменения расходов и переключения расходов. Диаграмма Свона.
  7. Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство

"Консультант", N 10, 2004

Бюджетному учреждению поставщиком предъявлен счет на оплату услуг теплоснабжения здания, переданного учреждению в оперативное управление и числящегося на его балансе, которое используется учреждением для ведения как основной, так и предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Расходы по оплате указанных услуг, как и многих других связанных с организацией и управлением деятельностью учреждения в целом, нельзя сразу отнести к какому-то одному виду деятельности, их надо распределять. Как это сделать?

По мере развития рыночных отношений в России и расширения состава их участников бюджетные учреждения все активнее вовлекаются в предпринимательскую деятельность, которая ставит перед ними новые задачи. При этом изменяется и методология бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В наибольшей степени это коснулось, в частности, учета расходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к расходам бюджетных учреждений относят денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В бухгалтерском учете этому определению соответствует понятие кассового расхода. Для обеспечения допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности используется понятие фактических расходов.

При этом определение фактических расходов в нормативных документах отсутствует, указывается только, что факт признания расхода не зависит от момента оплаты.

В п.163 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н (с изменениями и дополнениями; далее - Инструкция N 107н), приводится примерный перечень фактических расходов, включающий расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, начисленной заработной плате, стипендиям и др.

Классификация расходов Руководствуемся бюджетной классификацией

Большое значение для правильной организации учета расходов имеет их классификация.

Все расходы делятся на текущие и капитальные. Такое деление устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ (ЭКРБ), в соответствии с которой ведется учет фактических расходов по их видам в бюджетных учреждениях.

При этом необходимо руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утв. Приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н (с изменениями и дополнениями; далее - Указания N 127н) в соответствии со ст.11 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

К текущим относятся расходы бюджетных учреждений, обеспечивающие их текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

К ним, в частности, относятся оплата труда (код 110100), начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (код 110200), приобретение предметов снабжения и расходных материалов (код 110300).

Под капитальными понимают расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность.

В их состав включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта (код 240300) и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований, например, приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования (код 240100), капитальное строительство (код 240200).

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений амортизация не начисляется, поэтому все произведенные расходы, как капитальные, так и текущие, учитываются в полном объеме в составе расходов учреждения в момент их осуществления.

Прямые и накладные расходы

Инструкция N 107н предусматривает деление расходов бюджетных учреждений за счет средств внебюджетных источников в зависимости от порядка их включения в стоимость товаров (работ, услуг) на прямые и накладные (косвенные).

Под прямыми понимают расходы, связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), которые можно прямо и непосредственно включать в их стоимость. К ним относятся расходы: материалов; по оплате труда производственных рабочих, научных сотрудников и т.п.; по начислениям на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по оплате электроэнергии; расходы прошлых лет, относимые на стоимость продукции отчетного года; другие прямые расходы.

Накладные (косвенные) расходы образуются в связи с организацией и управлением производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг) и относятся к деятельности организации в целом. К накладным относятся следующие расходы: на содержание аппарата управления и обслуживающего персонала, в т.ч. расходы по оплате труда, начислениям на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по аренде помещений; по оплате отопления, освещения, водоснабжения, текущего ремонта и прочие косвенные расходы.

Распределение накладных расходов на практике вызывает серьезные затруднения, поэтому в статье будет подробно рассмотрена именно эта проблема.

Учет фактических расходов

Для бухгалтерского учета расходов по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) предназначен субсчет 220 "Расходы по предпринимательской деятельности".

Все расходы по изготовлению продукции (выполнению работ и оказанию услуг) относятся в дебет субсчета 220.

При выпуске готовой продукции и передаче ее на склад (кладовую) производится запись по дебету субсчета 080 "Готовая продукция" и кредиту субсчета 220.

Передача заказчикам выполненных для них работ, услуг в бухгалтерском учете отражается записью по дебету субсчета 280 "Выполненные и сданные заказчикам продукции, работы и услуги" и кредиту субсчета 220 по фактической стоимости работ, услуг.

Остаток по субсчету 220 соответствует сумме расходов незавершенного производства только по продукции, находящейся в процессе производства, и незавершенным работам.

Аналитический учет расходов по предпринимательской деятельности ведется по видам выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг (темам - для научных учреждений) по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ (ЭКРБ).

В случае нескольких источников финансирования или производства нескольких видов продукции (товаров, работ, услуг), когда в момент возникновения расходов они не могут быть отнесены на определенный вид деятельности, определенный вид изделия или продукции, накладные расходы и расходы будущих периодов предварительно учитываются на субсчете 210 "Расходы к распределению".

Включите расходы в смету

Одной из основных особенностей учета в бюджетных учреждениях расходов, влияющих на величину финансового результата, является непосредственная связь между признанием расходов в бухгалтерском учете и отражением их в смете доходов и расходов.

Средства, которые получает бюджетное учреждение, включая внебюджетные средства, расходуются в соответствии со сметой доходов и расходов (ст.161 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает самостоятельность бюджетного учреждения в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов. Тем не менее согласно разъяснениям Минфина России в Письме от 12.11.2001 N 3-01-01/12-333 "О порядке реализации Приказа Минфина России от 21.06.2001 N 46н бюджетными учреждениями" такая самостоятельность заключается в следующем.

На основании ст.ст.42, 159, 161, 221 БК РФ вышестоящий распорядитель средств бюджета соответствующего уровня утверждает подведомственным бюджетным учреждениям составленные ими в обязательном порядке сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (внебюджетным средствам) и представляемые в органы казначейства.

Процедура составления, утверждения и внесения изменений в сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам бюджетных учреждений нормативным правовым актом Минфина России не установлена. Поэтому для бюджетных учреждений указанный порядок устанавливается вышестоящим распорядителем средств бюджета соответствующего уровня.

В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств в структуре кодов ЭКРБ. При расходовании бюджетным учреждением внебюджетных средств в размере, превышающем сметные назначения по соответствующему коду ЭКРБ, необходимо привести в соответствие смету и представить ее в орган казначейства по месту открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств. В противном случае расходы, не вошедшие в смету, не будут приняты к исполнению органами казначейства.

Таким образом, одним из критериев признания расходов в бюджетных учреждениях является их включение в смету.

С другой стороны, в смете не осуществляется привязка расходов за счет внебюджетных средств к конкретным источникам образования этих средств, т.е. критерий связи произведенных расходов с получением дохода отсутствует.

Распределение расходов...

Распределение накладных расходов - одна из наиболее сложных задач в процессе учета расходов бюджетных учреждений. Отметим, что Инструкцией N 107н не предусмотрена возможность отнесения полной суммы накладных расходов за месяц на финансовые результаты без предварительного распределения по видам деятельности.

Вначале производится распределение накладных расходов по источникам финансирования между бюджетной, предпринимательской и иной приносящей доход (внебюджетной) деятельностью. Затем расходы по предпринимательской деятельности распределяются по видам продукции (работ, услуг).

...по источникам финансирования

При учете на субсчете 210 "Расходы к распределению" накладных расходов, подлежащих распределению между источниками финансирования, существует проблема определения отличительного признака не только для самого субсчета, но и для корреспондирующих с ним счетов.

Бюджетные учреждения вынуждены в течение месяца для отражения расходов к распределению временно использовать дополнительный отличительный признак, не предусмотренный Инструкцией N 107н, например, отличительный признак "4", либо временно вести синтетический учет вообще без отличительного признака.

В конце отчетного месяца расходы, собранные на субсчете 210, распределяются по видам деятельности в соответствии с принятым в учреждении расчетным методом. Лишь в момент такого распределения представляется возможным присвоить отличительные признаки "1", "2", "3" суммам, ранее отнесенным в течение месяца в дебет субсчета 210 и в кредит корреспондирующих счетов. При этом необходимо произвести такое распределение не только в части сумм, подлежащих дальнейшему списанию в конце месяца с кредита субсчета 210, но и в части сумм, остающихся на субсчете 210 в качестве остатка на конец отчетного периода. Поскольку бюджетные организации составляют два баланса - по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников, то распределение остатка по субсчету 210 по источникам финансирования необходимо, но затрудняет в дальнейшем учет расходов к распределению и расходов будущих периодов.

Поэтому на практике часто накладные расходы в момент их возникновения в полном объеме учитываются как расходы по бюджету по дебету субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия". В конце месяца часть расходов, приходящихся на предпринимательскую деятельность, отражают по дебету субсчета 220 "Расходы по предпринимательской деятельности". Одновременно уменьшаются расходы, отнесенные ранее в дебет субсчета 200. Данную операцию принято называть восстановлением фактических расходов.

Рассмотрим ее применение на примере.

Пример 1 . Согласно приказу руководителя учреждения расходы распределяются пропорционально объемам средств, полученных по каждому из источников финансирования.

За текущий месяц получено финансирование на текущую бюджетную деятельность в объеме 1 480 000 руб., доходы от оказания платных услуг составили 520 000 руб. (без НДС).

Удельный вес доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме финансирования составляет 26% (520 000: (1 480 000 + 520 000)).

Оплата расхода электроэнергии за месяц - 129 800 руб. (в т.ч. НДС - 19 800 руб.).

При поступлении расчетных документов от поставщика в учете была сделана проводка:

Д 200-1 - К 178-1 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" - 129 800 руб. - отражена по коду ЭКРБ 110730 "Оплата электрической энергии" задолженность перед энергоснабжающей организацией.

В конце месяца производится распределение расходов по элементам между бюджетной и предпринимательской деятельностью.

Величина расходов по оплате электроэнергии, подлежащих отнесению на предпринимательскую деятельность, составляет 33 748 руб. (129 800 руб. х 26%):

Д 220-2 - К 178-2 - 33 748 руб. - отражена по коду ЭКРБ 110730 задолженность перед энергоснабжающей организацией за счет средств предпринимательской деятельности.

Одновременно производится запись методом "красное сторно" по коду ЭКРБ 110730:

Д 200-1 - К 178-1 - 33 748 руб. - красное сторно восстановлены фактические расходы по бюджету на сумму расходов, подлежащих отражению по предпринимательской деятельности.

...по видам предпринимательской деятельности

Накладные расходы, подлежащие распределению между видами предпринимательской деятельности, собираются в течение месяца по дебету субсчета 210. Аналитический учет расходов по субсчету 210 ведется в разрезе кодов ЭКРБ.

В конце месяца накопленные расходы распределяются по видам продукции (работ, услуг) пропорционально выбранному показателю. В соответствии с п.168 Инструкции N 107н накладные расходы могут распределяться пропорционально занимаемым площадям по видам деятельности, численности контингента и т.п.

Выбор показателя, на основании которого распределяются накладные расходы, имеет существенное значение. Базу для распределения необходимо выбирать с учетом следующих критериев.

  1. Экономическая обоснованность.

Выбранный показатель для распределения расходов должен реально отражать долю расходов, приходящуюся на конкретный вид деятельности.

  1. Простота.

База, используемая в расчетах, должна легко определяться и не усложнять расчеты.

  1. Учет требований налогового законодательства.

Особую значимость это требование приобретает в случае осуществления учреждением в рамках предпринимательской деятельности операций, как подлежащих налогообложению НДС, так и освобожденных от этого налога.

В накладных расходах суммы НДС, предъявленные учреждениям-налогоплательщикам, осуществляющим такие операции, учитываются в зависимости от того, для осуществления каких операций, облагаемых налогом или освобожденных от налогообложения, они произведены.

Суммы НДС учитываются в накладных расходах, если расходы произведены в рамках ведения деятельности, освобожденной от налогообложения.

Если накладные расходы произведены для ведения деятельности, облагаемой НДС, то суммы НДС принимаются к вычету в установленном порядке.

Накладные расходы, предназначенные для осуществления одновременно как облагаемой, так и не облагаемой НДС деятельности, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для указанных целей.

Согласно ст.170 НК РФ указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Если в отдельных налоговых периодах доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство, то налогоплательщик имеет право не применять указанные выше положения к таким налоговым периодам, а принять предъявленные суммы НДС к вычету в установленном порядке.

Таким образом, в момент осуществления расходов (до их распределения) неизвестно, какая часть НДС будет увеличивать расходы, а какая в дальнейшем может быть принята к вычету. Поэтому в целях оптимизации учетной работы учреждениям, осуществляющим операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС, целесообразно использовать в качестве базы для распределения накладных расходов долю стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) по каждому виду осуществляемой деятельности.

Однако распределение накладных расходов пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) не может применяться в том случае, если в силу особенностей деятельности такое распределение приводит к искажению величины расходов по видам деятельности (т.е. нарушается требование экономической обоснованности).

При использовании доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в качестве базы для распределения накладных расходов следует учитывать следующие особенности.

  1. Доходы в бухгалтерском учете бюджетных учреждений традиционно признаются в момент их оплаты. До этого момента стоимость реализованной продукции вместе с суммами НДС учитывается на субсчете 401 "Доходы будущих периодов", если учреждением установлена учетная политика "по оплате" для момента определения налоговой базы по НДС.

Поэтому при определении доли определенного вида продукции в общей величине доходов учитывается не величина денежных поступлений по данному виду деятельности, а величина доходов будущих периодов, уменьшенная на сумму НДС (оборот по кредиту субсчета 401), поскольку НК РФ установлено, что пропорция распределения расходов выбирается исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).

  1. Пропорция, в соответствии с которой накладные расходы распределяются по видам деятельности, определяется за налоговый период.

В общем случае налоговый период, установленный для НДС, составляет один календарный месяц. При объеме ежемесячных в течение квартала сумм выручки от реализации без учета НДС, не превышающих 1 млн руб., налоговый период составляет один квартал.

Право самостоятельного выбора налогового периода налогоплательщику не предоставлено. Именно в случае, когда налоговый период по НДС составляет квартал, у налогоплательщика возникают дополнительные трудности.

Накладные расходы, как правило, распределяются один раз в месяц.

Однако база для распределения расходов будет известна только в конце квартала, по окончании налогового периода. В этом случае можно рекомендовать в бухгалтерском учете распределять накладные расходы один раз в месяц на основании данных о стоимости отгруженных за месяц товаров, а в конце квартала в случае необходимости производить корректировку сумм НДС.

  1. Расходы по приобретению основных средств, предназначенных для использования при осуществлении различных видов деятельности, которые в момент их возникновения невозможно отнести на конкретный вид деятельности (накладные расходы), в течение месяца учитываются по дебету субсчета 210.

После распределения сумм НДС, увеличивающих первоначальную стоимость основного средства, его стоимость отражается по счету 01.

Рассмотрим порядок распределения накладных расходов на конкретном примере.

Пример 2 . Учреждение осуществляет три вида платных услуг.

А - платные медицинские услуги (деятельность не облагается НДС);

В - НИОКР, финансируемые за счет бюджета (не облагается НДС);

С - консультационные услуги (деятельность облагается НДС).

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц.

Объем реализации без учета НДС соответственно по видам деятельности составил:

А - 99 750 руб.;

В - 50 750 руб.;

С - 24 500 руб.

Величина накладных расходов:

  • заработная плата административному персоналу (код по ЭКРБ 110110) - 5000 руб.;
  • начисления на заработную плату (код по ЭКРБ 110200) - 1790 руб.;
  • расходы по текущему ремонту административного помещения (код по ЭКРБ 111030) - 35 400 руб., в т.ч. НДС - 5400 руб.;
  • расходы на приобретение компьютера - 11 800 руб., в т.ч. НДС - 1800 руб.

В учете операции, произведенные учреждением в течение месяца, отражены следующей корреспонденцией субсчетов:

Д 210-2 - К 180-2 - 5000 руб. - отражены расходы по начислению заработной платы административному персоналу (код по ЭКРБ 110110);

Д 210-2 - К 19 (соответствующие субсчета) - 1790 руб. - отражены расходы по начислениям в фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (код по ЭКРБ 110200);

Д 210-2 - К 178-2 - 30 000 руб. - отражены расходы (без НДС) по текущему ремонту административного помещения (код по ЭКРБ 111030);

Д 210-2 - К 178-2 - 5400 руб. - отражен уплаченный НДС по расходам на текущий ремонт помещения (код по ЭКРБ 111030);

Д 210-2 - К 178-2 - 10 000 руб. - отражены расходы по приобретению компьютера (без НДС) (код по ЭКРБ 240120);

Д 210-2 - К 178-2 - 1800 руб. - отражен уплаченный НДС по расходам на приобретение компьютера (код по ЭКРБ 240120).

В конце месяца производится распределение накладных расходов по видам деятельности по каждому коду экономической классификации. Базой для распределения служит удельный вес полученных доходов (см. табл.).

Вид деятельности А В С Итого
Объем услуг (без НДС), руб. 99 750 50 750 24 500 175 000
Доля в доходах, % 57 29 14 100
Величина расходов, руб. 2 850 1 450 700 5 000
Величина расходов по
коду 110200 "Начисления на
фонд оплаты труда (единый
социальный налог), включая
тарифы на обязательное
социальное страхование от
несчастных случаев на
производстве и
профессиональных
заболеваний", руб.
1 020,3 519,1 250,6 1 790
Величина расходов по
коду 111030 "Оплата текущего
ремонта зданий и сооружений"
без НДС, руб.
17 100 8 700 4 200 30 000
НДС, руб. 3 078 1 566 756 5 400
Подлежит отнесению на
расходы, руб.
20 178 10 266 4 200 34 644
НДС к вычету, руб. 756 756
Величина расходов по
коду 240120 "Приобретение и
модернизация
непроизводственного
оборудования и предметов
длительного пользования для
государственных и
муниципальных учреждений
без НДС, руб.
5 700 2 900 1 400 10 000
НДС, руб. 1 026 522 252 1 800
Подлежит отнесению на
расходы, руб.
6 726 3 422 1 400 11 548
НДС к вычету, руб. 252 252

Распределенные расходы отражаются по видам деятельности и кодам ЭКРБ по дебету субсчета 220 и кредиту субсчета 210.

По коду ЭКРБ 110110 по каждому виду деятельности отражены расходы по заработной плате:

А: Д 220-2 - К 210-2 - 2850 руб.;

В: Д 220-2- К 210-2 - 1450 руб.;

С: Д 220-2- К 210-2 - 700 руб.

По коду ЭКРБ 110200 по каждому виду деятельности отражены расходы по начислениям на фонд оплаты труда:

А: Д 220-2 - К 210-2 - 1020,3 руб.;

В: Д 220-2- К 210-2 - 519,1 руб.;

С: Д 220-2- К 210-2 - 250,6 руб.

По коду ЭКРБ 111030 по каждому виду деятельности отражены расходы по текущему ремонту помещения:

А: Д 220-2 - К 210-2 - 20 178 руб.;

В: Д 220-2 - К 210-2 - 10 266 руб.;

С: Д 220-2 - К 210-2 - 4200 руб.

Учтен НДС по ремонтным работам, подлежащий вычету.

С: Д 171-2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам" - К 210-2 - 756 руб.

По коду ЭКРБ 240120 по каждому виду деятельности отражены расходы по приобретению компьютера:

А: Д 223-2 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли" - К 210-2 - 6726 руб.;

В: Д 223-2 - К 210-2 - 3422 руб.;

С: Д 223-2 - К 210-2 - 1400 руб.

Учтен НДС по приобретенному основному средству, подлежащий вычету:

С: Д 171-2 - К 210-2 - 252 руб.

Таким образом, после распределения расходов остаток по субсчету 210 по каждому виду деятельности и коду ЭКРБ равен нулю, а на субсчетах 220, 223 отражены расходы в разрезе экономических кодов и видов деятельности.

Ю.А.Абрамова

Зам. главного бухгалтера