Трансфертом в снс называется. Понятие, сущность и функции национального счетоводства

Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена на принципах двойной записи и бухгалтерских балансов.

Основоположником метода национального счетоводства считается представитель школы физиократов Франсуа Кенэ. Он провел анализ общественного воспроизводства путем установления балансовых пропорций между натурально-вещественными и стоимостными элементами общественного продукта. Теоретическим фундаментом системы национальных счетов явились работы А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца и т.д.

Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936 год. Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления экономик развитых государств потребовала централизованных государственных инвестиций, увеличения государственного сектора, подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией.

Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 году, Великобритании - 1946 году. Перспектива европейской интеграции и растущая интернационализация экономики послужили главной причиной создания международной системы национального счетоводства. В 1947 году статистическим бюро ООН был опубликован доклад “Измерение национального дохода и организация национального счетоводства” . В 1953 году под руководством Р. Стоуна была разработана система национального счетоводства, которая учитывала опыт отдельных государств в указанной области. В последующие годы эта система неоднократно пересматривалась и совершенствовалась. В ней стала применяться разбивка производства по отраслям экономики, межотраслевой баланс, был введен баланс имущества и т.п.

Традиционно страны с централизованным планированием использовали собственную систему национальных счетов - систему балансов народного хозяйства. И при переходе к рыночной экономике стала необходимость отказаться от прежней практики в этой области и перейти к СНС. Этот переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на сектора, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории “резидент” и “нерезидент” , внутренняя и национальная экономика.

Границы производства в СНС. Основное значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концепции производства. Их две:

  • во-первых, марксистская
  • во-вторых, расширенная концепция производства

Кроме них, имелась и промежуточная, применяемая во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 году. В соответствии с последней экономическая деятельность включала производство материальных благ и рыночных услуг. А бесплатные услуги исключались из национального продукта. В соответствии с расширенной концепцией производство включает создание материальных благ и услуг, которые получаются в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяют потребности и обладают определенной стоимостью или ценой. При таком подходе в состав производства войдут блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления, некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления.

Если попытаться структурировать понятие “производство” , применяемое в рамках СНС, то оно включит в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов:

  • во-первых, товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке
  • во-вторых, товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру
  • в-третьих, товаров и услуг, производимых и предоставляемых в качестве натуральной формы оплаты труда
  • в-четвертых, любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия

Помимо указанных моментов, производство включает следующие виды деятельности:

  • во-первых, незаконное производство, то есть то, которое запрещено законом и (или) легальная деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление
  • во-вторых, скрытое производство и подпольная экономика. Это - легальные виды деятельности, однако они преднамеренно скрываются от государственных органов, чтобы избежать налогообложения
  • в-третьих, незавершенное производство
  • в-четвертых, производство товаров домашними хозяйствами
  • в-пятых, использование наемной домашней прислуги
  • в-шестых, капитальный ремонт жилищ
  • в-седьмых, арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями

Из понятия “производство” исключаются следующие виды деятельности:

  • домашние услуги (уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за больными и т.п.)
  • аренда предприятиями собственных зданий
  • деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение среды, мусор, вымогательство, взятки, кражи и т.п.)

Категории внутренней и национальной экономики. Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики. Для этого употребляются понятия “экономическая территория ”, “резидент” , “центр экономического интереса” .

Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Помимо этого, данное понятие включает в себя воздушное и водное пространство, а также территориальные анклавы” за рубежом (посольства, консульства и т.д.).

Резидент - институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения (на экономической территории или нет), то мы имеем дело с национальной экономикой. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства.

Группировка счетов по отраслям и секторам

Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасль включает в себя всех производителей однородных продуктов и услуг. Они могут быть классифицированы по четырем категориям:

  • во-первых, отрасли, производящие товары и рыночные услуги
  • во-вторых, отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений
  • в-третьих, отрасли, производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций
  • в-четвертых, отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами

Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией, выделяются следующие элементы:

  • во-первых, нефинансовые предприятия - это субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг
  • во-вторых, финансовые учреждения - институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (кредитные и страховые учреждения)
  • в-третьих, государственные учреждения - институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и богатства
  • в-четвертых, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это главным образом деятельность в сфере образования, здравоохранения, отдыха, социального обслуживания, политические партии, профсоюзы и т.п.
  • в-пятых, домашние хозяйства - предпринимательская деятельность, которая не может быть отделена от домашнего хозяйства ни с юридической, ни с экономической точки зрения. Этот сектор также охватывает индивидов в качестве потребителей
  • в-шестых, остальной мир - экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данного государства

При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Последние представляют собой действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, преобразования или уничтожения стоимости. По характеру осуществления экономические операции разделены на две группы:

  • во-первых, это операции, реализуемые на компенсационной основе, то есть когда поток товаров и услуг имеет встречный - денежный.
  • во-вторых, трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Примерами могут служить налоги, штрафы, рента, процент и т.д.

Если в основу классификации экономических операций положить иной критерий - характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы:

  • во-первых, операции с продуктами и услугами. Они относятся к производству, распределению и обмену продуктов и услуг в разных секторах экономики
  • во-вторых, распределительные операции - деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в производстве
  • в-третьих, финансовые операции - деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики.

Методология СНС

Она базируется на принципах двойной записи, бухгалтерских балансов и теории равновесия. Рассмотрим их подробнее.

Теория равновесия представляет собой основу национального счетоводства. Она базируется на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются следующие:

  • основой жизнедеятельности является рыночная экономика
  • экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения
  • основной целью производства является извлечение максимума прибыли
  • цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат
  • макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг

Теория равновесия является базисом для построения балансов, так как позволяет рассматривать какое-либо явление, состояние взаимосвязанных величин, качественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны другу друга уравновешивать. Само же понятие баланса представляет форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйственного субъекта. Оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть - актив - указывает на состав и размещение средств; а правая - пассив - показывает источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, когда каждая хозяйственная операций проводится через актив и пассив.

Модель народнохозяйственного оборота

Модель народнохозяйственного оборота лежит в основе системы национальных счетов, поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами. Модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей.

Анализ следует начать с наиболее простой версии кругооборота в экономической системе, в которой отсутствует правительство и финансовые рынки а также иностранный сектор экономики. Чтобы еще более упростить исследование, предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу после осуществления процесса производства.

Домашние хозяйства и фирмы связаны друг с другом двумя группами рынков: продуктов и ресурсов. Потоки товаров и услуг движутся через эти рынки, причем они сбалансированы потоками денежных платежей. Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, приобретаемые ими на рынках продуктов. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за денежные платежи, которые принимают форму заработной платы, процента, рентных платежей. Факторы производства, которые находятся в собственности фирм, принято учитывать как покупки у домашних хозяйств, являющихся конечными собственниками этих фирм. Таким образом, все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые фирмами у домашних хозяйств. Если у фирмы остается некоторый остаток после того, как она покроет все издержки, она получает прибыль.

Из всех потоков заслуживают пристального внимания два. Первый из них - национальный доход. Под национальным доходом понимают суммарную величину заработной платы, ренты, процента и прибыли, составляющих суммарный доход домашних хозяйств. Другой поток - суммарные расходы на национальный продукт. Под национальным продуктом понимают оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Суммарные расходы на национальный продукт представляют поток денежных платежей, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг. В рассматриваемой упрощенной схеме величины национального дохода и национального продукта равны между собою.

Величина ежегодных расходов домашних хозяйств несколько меньше величины их доходов, в то время как фирмы тратят больше, чем получают от продажи своих товаров. Существует система специальных экономических институтов, функции которых состоят в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средств от домашних хозяйств, собственников сбережений к фирмам, которые являются заемщиками. Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных относят банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации.

С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая проблема. Существует два пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продуктов:

  • прямой - через осуществление потребительских расходов
  • косвенный, при котором сбережения превращаются в инвестиции при посредничестве финансовых рынков.

В соответствии с этим действует две группы лиц, принимающих самостоятельные решения:

  • домашние хозяйства
  • предприниматели

Следующим шагом является включение в модель государственного сектора. Участие этого элемента осуществляется тремя способами:

  • через налоги
  • государственные закупки
  • займы

Налоги являются изъятиями денежных средств у населения. Однако этот поток частично возмещается потоком трансфертных платежей, к числу которых относят выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Чтобы получить достоверную оценку чистой величины потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств правительству, необходимо вычесть трансфертные платежи из налоговых поступлений. Полученная величина есть чистые налоги. Рассмотрим следующий вид связи между правительством и рынками товаров. Одну категорию государственных расходов - трансферты - мы уже учли при характеристике чистых налогов. Другая категория государственных расходов представлена государственными закупками, которые являются платежами правительства за товары и услуги, приобретенные у частных фирм, а также заработную плату государственных служащих. В целях упрощения будем считать, что зарплата и жалованье государственных служащих на пути к домашним хозяйствам проходят через рынки продуктов.

Правительство должно стремиться поддерживать баланс своих доходов и расходов. Это не всегда выполнимо и может возникнуть ситуация бюджетного дефицита. В этом случае правительство прибегает к займам на финансовых рынках. Обычно займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг иным хозяйствующим агентам.

Переход от замкнутой к открытой экономической системе позволяет учесть иностранный сектор экономики. Последний связан с экономикой тремя способами. Прежде всего это импорт товаров и услуг. Следующее звено - это экспорт. Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и импорту называется чистым экспортом. Третий способ связи национальной экономики с внешним миром - осуществление международных финансовых операций.

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. Система национальных счетов (CНC): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

Система национального счетоводства: сущность, роль и функции

История развития национального счетоводства насчитывает несколько десятилетий. Целесообразность ее использования была испытана макроэкономической практикой статистики многих стран. Первый международный стандарт системы национальных счетов (СНС) был предложен ООН в 1950 г. Усовершенствованный вариант СНС, принятый Статистической комиссией ООН в 1968 г., был основой национального счетоводства стран до 1993 г. Последний вариант методологии СНС разработан Статистической комиссией ООН и принят в феврале в 1993 г. Сегодня СНС заказная ООН и другими международными организациями и разрабатывается больше как в 150 странах мира.

Национальное счетоводство в широком понимании являет собой масштабную систему макроэкономического первобытного бухгалтерского учета и статистики, которая базируется на методологических принципах и завершается построением системы национальных счетов (СНС). На основании системы показателей СНС отражаются взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями. СНС - своего рода модель экономики, которая используется для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основании взаимозасчитывающихся балансов (счетов), которые отражают потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе осуществления ими экономических операций.

Сущность СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на разных стадиях процесса создания и взаимного согласования этих показателей между собой. СНС являет собой систему взаимозасчитывающихся статистических показателей, построенную в виде определенной подборки счетов и таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности страны.

При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент -- это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения.

Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз -- как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики.

В основе национального счетоводства лежат процессы создания, распределения, перераспределения и использования дохода, в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Каждой стадии воспроизводительного цикла - производству продуктов, услуг и связанного с этим процесса образования доходов, первобытному и вторичному их распределению и использованию, - отвечает счет или группа счетов. Счета разрабатываются для национальной экономики в целом, а также для секторов, отраслей и регионов.

Следовательно, структура национальной экономики в рамках СНС определяется секторами, отраслями и регионами. Первую из отмеченных структур необходимо объяснить.

Секторы национальной экономики образуют так называемые институционные единицы. В СНС единица считается институционной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, то есть может самостоятельно принимать решение, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Сектор являет собой совокупность институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В соответствии с действующей концепцией национального счетоводства, согласно типов экономического поведения, институционные единицы объединяются в следующие секторы: нефинансовые предприятия, финансовые предприятия, государственные учреждения, - сектор общего государственного управления, некоммерческие организации, которые обслуживают домашние хозяйства. Выделяют также сектор “Домашние хозяйства” и сектор “Внешний мир”.

В СНС проводится четкое разграничение между внутренней (национальной) экономикой и “остальным миром” (внешним миром). Для понимания разницы между этими категориями необходимо осознать следующие понятия: “экономическая территория”, “центр экономического интереса”, “резидент”.

Под экономической территорией понимают географическую территорию, на которой могут свободно перемещаться лица, товары и денежные средства. К ней принадлежит также национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы, в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные и научные базы, и т.п.). В то же время части собственной географической территории страны, которые используются другими странами, не включаются в состав ее экономической территории.

Институционная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она расположена строением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного времени (как правило не меньше одного года).

Резидент - институционная единица, которая имеет центр экономического интереса на экономической территории страны. Иначе говоря, резиденты - предприятия, организации, учреждения, домашние хозяйства, граждане данной страны, которые принимают участие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока времени (не менее года), а также лица (физические и юридические), которые проживают, или осуществляют экономические операции на территории страны более одного года. Следовательно, понятие “резидент” не совпадает с понятием “гражданство” или “национальность”.

Каждый счет СНС являет собой балансовую таблицу, где каждая операция отображается дважды: один раз в разделе “использования”, второй раз - в разделе “ресурсы”. Расчеты ведутся с помощью балансовой статьи.

В СНС используются две классификации. Первая классификации, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом:

  • а) Отрасли производства товаров и услуг;
  • б) Органы общего государственного управления;
  • в) Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  • г) Домашние хозяйства.

Вторая классификация -- институционная -- используется в счетах расходов и доходов и в счетах финансирования капитальных затрат:

  • а) нефинансовые предприятия;
  • б) финансовые учреждения;
  • в) органы общего государственного управления:
  • г)частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства;
  • д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия.

Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица. В ней разделены финансовые и нефинансовые предприятия в графе "отрасли производства товаров и услуг": производственная деятельность домашних хозяйств и мелких производственных предприятий отражается в графе "домашние хозяйства"; и государственные производственные предприятия в ней относятся к графе "общие государственные органы управления", а не к графе "отрасли производства товаров и услуг".

При расчете показателей СНС накладываются определенные ограничения, связанные с исключением избыточности учета:

  • а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным операциям, так и по отдельным счетам;
  • б) счета не должны отражать операций внутри одного и того же экономического агента. Однако на практике такие сделки могут учитываться как фиктивные купли и продажи одного и того же агента. Это необходимо для более точного расчета национального продукта, например, потребление фермером крупной части своей продукции;
  • в) теоретически счета не должны отражать также операций между экономическими агентами одной группы. На практике такие операции иногда отражаются в ресурсах и использовании данной группы агентов на одну и ту же сумму.

Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Выделяют следующие функции СНС:

  • 1) экономической политики;
  • 2) экономического прогнозирования;
  • 3) оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран;
  • 4) связи экономической теории с практикой.

Первые две функции - основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем.

Вторые две функции - более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

Через систему национальных счетов видятся новые подходы к изучению динамики материальных и финансовых потоков при помощи дефляторов цен на товары и услуги конечного потребления и инвестиционного назначения. Рядом с направлением изучения рыночных процессов по методологии национальных счетов находятся вопросы статистического моделирования и анализа эффективности производства и производительности труда.

Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.

Подводя итог, отметим, национальное счетоводство -- информационная система, отвечающая требованиям комплексного исследования экономики посредством статистического моделирования, анализа и прогнозирования рыночных экономических процессов на макроуровне. В структуру СНС входят определенные блоки, в которые включаются счета. Счета являются основной и наиболее развитой формой представления экономических явлений, прежде всего, экономического оборота. СНС позволяет измерить и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Для эффективного регулирования рыночной экономики необходима совокупность макроэкономических показателей, скоординированных между собой. Такой макроэкономической моделью стала система национальных счетов (СНС), получившая широкое распространение после второй мировой войны.

СНС – это макростатистическая модель экономики страны, которая строится с помощью статистического метода балансовых построений.

Задача СНС – отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса воспроизводства.

В модели НС отражаются разделы:

    производство;

    потребление;

    капитальные вложения;

    внешнеэкономическая деятельность.

Методы изложения СНС для всех стран едины и включают:

    систему простых бухгалтерских счетов;

    балансировочные таблицы;

    системы уравнения;

Необходимо усвоить принципы:

    классификация экономических операций и их виды (трансферты, текущие, капитальные)

    группировки хозяйствующих субъектов

    построения схем основных счетов СНС (продуктов и услуг; производства; образования доходов; распределения доходов; использования доходов; капитальных затрат; текущих операций «остального мира»).

В современных условиях Украина переходит к рыночной экономике, поэтому вводятся международные стандарты системы национальных счетов.

Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, НД.

Для эффективного регулирования рыночной экономики необходима совокупность макроэкономических показателей, скоординированных между собой. Такой макроэкономической моделью стала система национальных счетов, получившая широкое распространение после II Мировой войны. Первые подсчеты НД по СНС - Германия, США, Япония, Франция - начало 30-х гг. нашего столетия. Статистика НД стремилась определить объем НД, чтобы определить потенциал страны, что делалось с помощью сводных показателей

Переход к замкнутой системе счетов является значительным достижением зарубежной экономической и статистической мысли.

В 51-53 гг. комитет экспертов по рекомендации статистического комитета ООН руководство "Система национальных счетов и система стандартных таблиц ООН". Эта методология пересматривалась в 1958, 1964, 1968 гг. В 1968 - 1991 гг. использовалась система ООН63, с 1993 г. - ООН93. В 1956 г. издается справочник ООН "Ежегодник по статистике национального счетоводства".

Система национальных счетов - макроэкономическое бухгалтерское цифровое отображение доходов за определенный хозяйственный период (1 год, обычно).

Макроэкономическое - всеобщий анализ экономического процесса.

Бухгалтерское - двойная запись хозяйственных операций по системе бухгалтерских счетов.

Система национальных счетов - макростатистическая модель экономики страны, стоится с помощью статистического метода балансовых построений.

В СНС народное хозяйство рассматривается как:

Конечная единица учета

Увеличенная копия частной компании с многочисленными подразделениями.

Задача системы национальных счетов - отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса производства.

Особенность - запись в бухгалтерских счетах относится к обороту дохода, учитываются потоки доходов, имеющих место за определенный хозяйственный период.

Методы изложения системы национальных счетов.

Деление экономики на сектора:

1). предприятия:

производственные единицы, производящие товары и услуги с целью их реализации и получения прибыли (АО, корпорации и некоторые ИЧП)

2). правительство:

все органы государственного управления вне зависимости от источника их финансирования.

3). домашние хозяйства:

объединение всех равотников наемного труда, их семей, в том числе частных некомерческих учреждений, обслуживающих сектор домашних хозяйств (профсоюзы, общества, клубы)

4). остальной мир:

все остальные экономические единицы.

В модели национальных счетов:

Производство

Потребление

Капитальные вложения

Внешнеэкономическая деятельность

Все страны используют следующие методы изложения системы национальных счетов:

1). система простых бухгалтерских счетов

2). балансировочные таблицы

3). система уравнений

5). матрицы

Пример.

Потоки доходов.

Два сектора: домашние хозяйства и предприятия.

а). сектор предприятий выплатил сектору домашних хозяйств заработную плату в размере 100 млн. руб.

б). сектор домашних хозяйств купил у сектора предприятий товары на 80 млн. руб.

в). сектор домашних хозяйств оставил 20 млн. руб. на собственные сбережения

г). сектор предприятий начислил в амортизационный фонд 10 млн. руб.

д). сектор предприятий осуществил капиталовложения на сумму 30 млн. руб.

1). Метод простых бухгалтерских счетов - принцип двойной записи.

Каждая операция записывается дважды:

В качестве использованных средств

В качестве ресурсов.

Дважды происходит списание каждой операции:

В счете плательщика

В счете получателя.

Получение денег, товара и т.п. регистрируется в правой стороне счета; предоставление услуг другим секторам - в левой стороне как использование ресурсов.

Предприятия Домашние хозяйства Накопления

Использован-ные ресурсы

2). Балансировочные таблицы.

Предприятия

Домашние

хозяйства

Накопления

Название операции

Предприятия

Домашние

хозяйства

Накопления

1). выдача з/п

2). покупка прод.

3). сбережения

4). амортизация

5). капитало-вложения

3). Уравнения

Капиталовложения = з/п + амортизация + товар

Накопления = капиталовложения - сбережения

5) Матрицы.

Позволяется обозначение в одной записи, характер операции определяется положением записи.

Дебит счета - по строкам, кредит по столбцам, к примеру.

Р Е С У СЫ - К Р Е Д ИТ

Предприятия

Домашние хозяйства

Накопления

Итоговая строка

Предприятия

И С П О Л Ь -

Домашние хозяйства

З О В А Н Н Ы Е

Накопление

Р Е С У Р С Ы

Итоговая строка

Классификация экономических операций.

Участие экономической единицы в предпринимательской деятельности отражается посредством экономической операцией, показывающей взаимоотношение двух сторон, одна из которых покупает, а другая продает.

Экономическая операция - первичная единица учета. Все экономические операции происходят не в один момент.

Операция реализации товара включает в себя:

Смена собственника товара

Доставка

Предъявление счета

Получение денежной суммы

Платеж происходит при смене собственника товара. Если поставка товара и платеж происходит частями, то идет речь об операциях кредитования:

1). операции торгового кредитования, если покупатель производит платеж после получения товара

2). кредит предоставляется продавцу, если покупатель обязуется произвести постепенный платеж до срока поставки товара.

Обязательства могут относиться к:

Определенному моменту (уплата налогов, пособия по социальному обеспечению)

Периоду (арендная плата, определенные виды налогов)

Идеология балансировочного построения предусматривает отражение не факта выплаты и поступления, а отражения потоков сумм, подлежащих оплате или получению.

Классификация экономических операций в зависимости

от значения:

Двусторонние - большинство операций с товарами и услугами

Односторонние - потребление фермером части своей продукции

Промежуточные

от объекта:

Материальные - покупка товаров, услуг, выдача заработной платы, налоги, субсидии

Финансовые - валютя, золото, акции, недвижимость.

Виды экономических операций:

Трансферты - не вызывают встречных потоков (социальное страхование, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, получение недвижимости на средства):

1). текущие - операции с товарами и услугами для немедленного пользования (социальное обеспечение)

2). капитальные - операции по увеличению национального богатства.

Различие между текущими и капитальными операциями - методологическая основа системы национальных счетов (СНС).

Производственная деятельность:

1). рыночная - с целью получения прибыли

2). нерыночная - без получения прибыли (производство для собственного потребления)

СНС не охватывает:

1). теневую экономику, т.е. производство товаров и услуг, участвующих в экономических отношениях, но не подлежащих учету

2). бесплатные услуги домашних хозяйств - от 25% до 51% от ВНП, часто отдельно от основных услуг:

метод отличия:

1). метод выпуска (по рыночной цене)

2). исходит из оценки временных затрат.

Реальные сектора в системе национальных счетов (СНС):

1). сектор нефинансовых предприятий - институциональная единица, основной функцией которой является производство товаров и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства

2). финансовые учреждения - финансовая или состоящая из институтов единица, которая занята финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию (коммерческие банки, страховые компании).

3). сектор общегосударственное управление - институциональная единица, предоставляющая рыночные услуги для конечного потребления, также осуществляющая функции перераспределения Национального Дохода и Национального Богатства; занимается финансированием сфер:

Социальное обеспечение (фонды социального страхования)

Общее управление, финансовая деятельность, регулирование и планирование экономики, научно-исследовательская деятельность, защита окружающей среды, обеспечение правопорядка и национальной обороны, бесплатное и льготное обслуживание в области культуры и образования; доходы сектора образуются за счет налогов, сборов, уплачиваемых хозяйственными единицами.

4). негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства - все единицы, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам: - общественные организации

Политические партии

Профсоюзы

Церковь;

доходы складываются из добровольных взносов и пожертвований.

5). сектор домашних хозяйств - население, как потребитель продукции, работники наемного труда, члены их семей.

6). сектор "остальной мир" охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в которой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

Характеристика адаптированной СНС в Украине

1992 г. - СНС, которая базируется на европейской системе интегрированных счетов (ЕСИЭС)

1993 г. - Последний вариант счетов ООН

Экономические операции, отражающиеся в СНС:

(по группам)

1). операции с продуктами и услугами

2). распределительные операции

3). финансовые операции.

Схемы счетов СНС макроуровня, отраслей экономики и схемы счетов секторов национального хозяства идентичны, носят сквозной характер.

Для всех счетов характерно, что итоги экономических операций каждого счета балансируются с помощью балансировочной позиции. Балансировочные позиции необходимы для перехода к следующему счету, для компетентного экономического анализа.

Система цен в СНС

Промежуточное потребление

Оплата труда

Валовая прибыль

Чистые налоги на производство

Чистые налоги на продукты и импорт

Торгово-транспортная наценка

ФАКТОРНАЯ СТОИМОСТЬ

ОСНОВНАЯ СТОИМОСТЬ (ЦЕНА)

ЦЕНА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (РЫНОЧНАЯ ЦЕНА)

ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ

Факторные цены - первичные затраты: заработная плата, прибыль, амортизация.

Основные цены = факторные цены + чистые налоги на производство

Цена производителя (рыночная цена) = основная цена + чистые налоги на продукты и импорт =факторные цены + все налоги

1). прямые:

на доход, прибыль, имущество

2). косвенные:

на производство

косвенные товарные налоги - взымаются пропорционально стоимости произведенной или проданной продукции (НДС, акцизы, налог с продаж), продукты и импорт

косвенные нетоварные налоги (на продукты и импорт) - взымаются в связи с использованием факторов производства, уплачиваются в связи с разрешением на производство чего-либо или на пользование чем-либо (налоги на численность занятых, налог с владельцев строений, гербовые сборы, специализированные платежи, налоги на импорт)

1). текущие

2). единовременные (налог на капитал)

Субсидии - дотации государства того или иного вида деятельности: производство, продукты, импорт.

Схемы основных счетов СНС.

Схема счета продуктов и услуг - отражение формирования ресурсов продуктов и услуг за счет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление и экспорт.

Валовой выпуск продуктов и услуг включает

Реализованную продукцию

Продукцию, произведенную предприятием, им же потребленную для основного и непрофильного производства, личного и коллективного потребления своих работников и членов семей

Продукцию, передвижную в ходе натурального обмена

Продукцию, произведенную в домашних хозяйствах для собственного потребления

Рыночные услуги наряду с фактическими рыночными услугами включает

Услуги, предоставленные предприятиями своим работникам бесплатно и по льготным ценам

Проживание в собственном жилище

Условно исчисленную оплату финансовых посредников

Нерыночные услуги государственных учреждений подразделяются на:

Удовлетворяющие индивидуальные потребности

Удовлетворяющие коллективные потребности.

Сальдированный налог = Налоги - Субсидии

Налог на импорт - поступление в бюджет частного дохода в результате различий между внешнеторговыми и внутренними ценами по экспорту и импорту, а также импортные пошлины и реализованное наложение.

Промежуточное потребление - начальная фаза использования валового выпуска произведенной продукции и оказанных услуг, или произведенных совокупных ресурсов:

Использованные в текущем производственном процессе продукты и материальные услуги - покупные и собственного производства, кроме оставшихся в запасах и относящихся к основным фондам

Оплата нематериальных услуг

Дополнительные расходы в интересах текущего производства: командировочные; для обеспечения нормальных условий труда; на спецодежду, спецпитание, средства индивидуальной защиты; возмещение работникам затрат на приобретение инструмента; представительсккие расходы; оплата за обучение работников

Покупки продуктов питания и напитков гостиницами, ресторанами, кафе и т.п., медицинскими и учебными заведениями

Расходы домовладельцев на текущий ремонт домов

Питание и обмундирование военнослужащих

Расходы на покупку военной техники

Схема счета производства - отражение операций, относящихся к процессу производства в сфере материального производства и в сфере нематериальных услуг.

Схема счета образования дохода - отражение распределительных операций, непосредственно связанных с процессом производства, которые приводят к формированию первичных доходов его участников: оплата труда, чистые налоги на производство, валовая прибыль предприятий и смешанные доходы населения.

Использование

Оплата труда работников

Налоги на производство (включая налоги на продукты) и импорт

в том числе

на производство (включая налоги на продукты)

на продукты

на собственно налоги

на импорт

Валовая прибыль/валовой смешанный доход

в том числе

потребление основных фондов

чистая прибыль/чистый смешанный доход

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

Субсидии на производство (включая субсидии на продукты) и импорт

в том числе

на производство (включая субсидии на продукты)

на продукты

на собственно налоги

(другие налоги, связанные с производством)

на импорт

Оплата труда работающих по найму

Оплата за труд

Оплата за кратковременное отсутствие на работе (отпуск, квота по болезни)

Премии, участие в прибылях, предусмотренные в трудовом соглашении, контракте

Прибыль - финансово-экономическая характеристика результативности деятельности по национальному хозяйству в целом и по отдельным его структурным составляющим.

Смешанный доход - применяется в тех случаях, когда сложно или невозможно доход интерпретировать как оплату труда или только как прибыль.

Схема счета распределения дохода - отражение общей величины доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов; отражение потоков доходов (прибыли, смешанного дохода, оплаты труда), полученных в результате производственной деятельности институционных единиц; отражение вторичных доходов (доходов от собственности, текущих трансфертов).

Доходы от собственности - проценты по ссудам, полученные и уплаченные банками, дивиденды, другие доходы от участия в акционерном капитале, чистая земельная рента, плата за разработку полезных ископаемых, лесных и рыболовных угодий, реинвестированный доход иностранных компаний.

Текущие трансферты - доходы перераспределительного характера: страховые платежи и возмещения, налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пособия по социальному обеспечению, штрафы и пеня, добровольные взносы, обязательные платежи и сборы.

Налоги на доходы и имущество отличны от налогов на производство и налогов на капитал, а пособия по социальному обеспечению как прочие текущие трансферты - от капитальных трансфертов.

Располагаемый доход - результативный показатель распределения доходов.

Схема счета использования доходов - отражение расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и государственных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и оставшейся части располагаемого дохода, представляющего собой валовое сбережение.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств

Услуги социально-культурного характера, предоставляемые бесплатно предприятиями работникам

Социальные пособия в натуральной форме от государственных учреждений и общественных организаций

Продукты, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления

Условная стоимость услуг по проживанию в собственном жилище

Национальное потребление домашних хозяйств = потребление домашних хозяйств на экономической территории - потребление нерезидентов на экономической территории + потребление резидентов за границей.

Расходы на конечное потребление государственных учреждений и общественных организаций подразделяются на расходы:

Государственных учреждений и общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства или удовлетворяющие индивидуальные потребности

Государственных учреждений и общественных организаций, удовлетворяющих коллективные потребности

Валовое национальное сбережение = валовой национальный располагаемый доход - конечное национальное потребление.

Схема счета капитальных затрат - отражение формирования ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных

средств, приобретение земли и нематериальных активов.

Накопление в СНС определяется в валовой форме, т.е. до вычета из капитальных вложений за год годового потребления основных фондов, исходя из нормы амортизационных отчислений.

Накопление основных фондов считается в виде изменения запасов материальных оборотных средств. Размеры накопления оборотных фондов определяются в виде суммы изменений:

Запасов материальных ценностей, используемых при производстве продукции и оказания услуг (сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов и т.п.)

Объемов готовой продукции, находящейся на складах изготовителей или торгово-снабженческих организаций

Незавершенного (неоплаченного) производства

Запасов государственных резервов.

Капитальные трансферты, переданные за границу или полученные из=за рубежа, подразделяются на субсидии на капитальные вложения, налоги на капитал и другие.

Операции с землей учитываются только между резидентами и по одной цене покупателя и продавца, включаются в накопление основных фондов.

Схема счета текущих операций "остального мира " - отражает движение продуктов, услуг, доходов.

Использование

Экспорт продуктов и услуг

Конечное потребление домашних хозяйств-"не резидентов" на экономической территории страны

Оплата труда работников, резидентов нанимателями-"не резидентами"

Субсидии на производство и импорт, полученные от "остального мира"

Текущие трансферты, полученные от "остального мира"

Импорт продуктов и услуг

Конечное потребление домашних хозяйств-"резидентов" за рубежом

Оплата труда наемных работников-"нерезидентов" "резидентами"

Налоги на производство (включая налоги на продукты) и импорт, уплаченные "остальному миру"

Доходы от собственности, переданные "остальному миру"

Текущие трансферты, переданные "остальному миру"

Сальдо текущих операций с "остальным миром"

Особенность - ресурсы и использование ресурсов показываются с точки зрения "остального мира".

Импорт и экспорт продуктов охватывают в счете текущих операций "остального мира" соответственно ввоз из других стран и вывоз в другие страны "видимых" товаров и услуг, состав которых предусмотрен международными стандартами.

Импорт "видимых" товаров - ввоз товаров в страну.

Экспорт и импорт "видимых" товаров включают:

Вывоз (ввоз) немонетарного золота, серебра и других драгоценных металлов, которые не поступают в качестве платежного средства

Товары, предоставленные в счет взносов в фонд технической помощи ООН в качестве даров, безвозмездной помощи

Вывоз (ввоз) электроэнергии, воды, товаров по трубопроводам (нефть, газ)

Бункерное топливо, продовольствие и материалы, проданные для иностранных судов, самолетов и грузовых автомобилей

Улов рыбы и других морских продуктов, проданных (купленных) в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий)

Вывоз (ввоз) кино- и телефильмов, включая оплату лицензий на них

Вывоз (ввоз) ценных бумаг, банкнот и монет, не находящихся в обращении.

Разница между экспортом "видимых товаров", услуг материального и нематериального характера и импортом "видимых товаров", услуг материального и нематериального характера образует сальдо экспорта-импорта. Сальдо экспорта-импорта - сводный показатель внешнеторгового баланса.

Текущие трансферты, полученные от "остального мира":

Платежи по страхованию от несчастных случаев

Текущие налоги на доходы и имущество

Отчисления на социальное страхование

Пособия по социальному обеспечению

Обязательные платежи и сборы домашних хозяйств государственным учреждениям

Штрафы и пени

Добровольные взносы

Прочие текущие трансферты

Капитальные трансферты, переданные "остальному миру" или полученные от него:

Субсидии на капитальные вложения, предоставленные другим странам или полученные от других стран безвозмездно

Налоги на капитал

Другие капитальные трансферты.

Схема счета капитальных затрат "остального мира" - отражение движения капитала.

Внедрение СНС в России началось в 1992 г. на основании Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

СНС – это своего рода классификатор экономики страны. Она может быть представлена как совокупность счетов, описывающих различные аспекты процесса воспроизводства: каждой стадии воспроизводства (производства продукта, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, стадии использования доходов) соответствует специальный счет или группа счетов, которые содержат обобщающие показатели, взаимоувязанные между собой.

СНС как совокупность счетов представлена в табл. 6.3. Счет представляет собой таблицу, включающую две группы показателей: ресурсы и их использование. Левая и правая части каждого счета уравниваются при помощи сальдовой (балансирующей) статьи (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Схема счета

Балансирующая статья каждого счета представляет собой самостоятельный обобщающий показатель, который характеризует соответствующую стадию процесса воспроизводства, а также позволяет увязать счета в единую систему. Сальдовая статья каждого предыдущего счета есть основная ресурсная статья последующего счета.

Национальные счета являются счетами потоков, т. е. отражают сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления и накопления.

Таблица 6.3

Основные счета снс

Использование

Ресурсы

Формула расчета балансирую щей статьи

Счет производства

Промежуточное потребление (ПП)

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Валовой выпуск продуктов иуслуг в основных ценах (ВВ)

Чистые налоги (налоги за вычетом субсидий) на продукты и импорт (ЧНПИ)

ВВП= =ВВ+ЧНПИ–ПП

Счет образования доходов

Оплата труда наемных работников (ОТ)

Налоги на производство и импорт (Н)

Субсидии на производство и импорт (С)

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (ВП/ВСД)

ВВП в рыночных ценах (на уровне всей экономики)

Валовая добавленная стоимость (ВДС) (на уровне отдельного сектора или отрасли экономики)

ВВП–ОТ–Н+С

Счет распределения первичных доходов

Доходы от собственности переданные (ДохПр)

Валовой национальный доход (ВНД)

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (ВП/ВСД)

Оплата труда наемных работников (ОТ)

Налоги на производство и

импорт (Н)

Субсидии на производство и импорт (С)

Доходы от собственности полученные (ДохПо)

ВНД =ВП/ВСД+ +ОТ + Н–С+

ДохПо–ДохПр

Счет вторичного распределения доходов

Текущие трансферты переданные (ТТПр)

Валовой национальный распо лагаемый доход (ВНРД)

Валовой национальный доход (ВНД)

Текущие трансферты полученные (ТТПо)

ВНРД = ВНД + +ТТПо–ТТПр

Счет использования располагаемого дохода

Расходы на конечное потребление (КП)

Валовое сбережение (ВС)

Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

ВС = ВНРД–КП

Счет операций с капиталом

Валовое накопление основного капитала (ВНОК)

Изменение запасов материальных оборотных средств (ИЗМОб)

Чистое приобретение ценностей (ЧПЦ)

Чистое приобретение земли и нефинансовых непроизведенных активов (ЧПЗННА)

Чистое кредитование (ЧК, + ),

чистое заимствова ние (ЧЗ. - )

Валовое сбережение (ВС)

Капитальные трансферты полученные (КТПо)

Капитальные трансферты переданные (–) (КТПр)

ВС+КТПо –

–КТПр–ВНОК–

–ЗМОб–ЧПЦ–

Финансовый счет

Приобретение финансовых активов

Принятие финансовых обязательств

Чистое кредитование (ЧК, + ),

чистое заимствова ние (ЧЗ.-)

Финансовый счетпоказывает, как на чистые кредиты или чистые долги влияют приобретение или ликвидация финансовых активов. В этом счете нет конечной балансирующей статьи. Чистое приобретение финансовых активов должно быть равно чистому приобретению финансовых обязательств. Тем самым заканчивается вся цепь операций, которая началась с производственной деятельности в счете производства. Своеобразной сводной таблицей является счет товаров и услуг (табл. 6.4).Как и все счета, он состоит из двух частей, однако все его статьи перенесены из других счетов. Он характеризует общий объем ресурсов, складывающихся из выпуска продуктов и услуг и импорта, и их использование на потребление – промежуточное и конечное, накопление основного и оборотного капитала, экспорт. Счет не имеет балансирующей статьи, он сбалансирован по определению.

Таблица 6.4