Студия евгения асса. здание: ревизия. Лучший объект архитектуры малых форм

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №54
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Исследовательский проект
«Архитектор­ это…»
Выполнил: Хабаров Александр
ученик 9 «В» класса
Руководитель: учитель
изобразительного искусства
Стратиенко Ирина Александровна

Волгоград 2018
Содержание
1. Введение.
Актуальность проекта
Проблема проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Ожидаемые результаты проекта
Ресурсы проекта
Планирование проекта

 Теоретическая часть
 Практическая часть проекта (описание этапов работы над
проектом)
3. Заключение
4. Список использованной литературы

1. Введение.
Архитектор­ это…
Актуальность нашего исследования состоит в том, что я ученик 8 класса,
и буквально через 3 года окончу школу, и мне предстоит выбрать
профессию, ту с которой нужно будет идти по жизни.
Причина – адаптация во взрослом мире
Цель: познакомиться с профессией архитектора, на практике выявить все
преимущества и суть профессии архитектор
Задачи
1) Изучить этапы работы архитектора.
2) Выступить на классном часе в 9, 10, 11 классе, для привлечения
внимания своих сверстников к профессии архитектор.
3) Исследовать уникальность, востребованность профессии архитектора.
4) Изучить месторасположения ВУЗов, для получения специальности
архитектора.
5) Самому определится в выборе профессии.
αρχι
­ (главный, старший) и др.­греч.
τέκτων
Архитектор (от др.­греч.
(плотник, строитель) - «главный строитель») - квалифицированный
специалист, который на профессиональной основе осуществляет
архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды),
включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно­
планировочных и интерьерных решений

Почему я выбрал эту профессию?
Всё просто…
­ Я, Хабаров Александр ученик 9 класса «МОУ СШ №54». Мой отец
Хабаров С.В. ­ строитель. Он немало сделал для города, его знают и уважают
многие в нашем городе. ОН мой идеал, к которому я стремлюсь и которого я
хочу превзойти. В данный момент отец и мой дядя возглавляют свою фирму
и занимаются строительством такого важного объекта как новый терминал
аэропорта «Волгоград». В общем, члены моей семьи работают в сфере
строительства. Поэтому я не хочу отставать от них.
Для меня эта профессия соответствует всем четырем критериям (на мой
взгляд):
1. Моя будущая профессия творческая и развивающаяся, в процессе работы
я буду общаться с большим количеством интересных людей.
2. Архитектура требует обладать определенными знаниями и способностями.
Каждый раз нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. Ведь если я не буду
узнавать новые тонкости профессии, то просто­напросто «застряну» в
прошлом и буду сидеть на месте.
3. То, что я буду делать, должно приносить пользу моей Родине, а значит и
обществу.
4. Моя будущая профессия должна нравиться мне, чтобы я каждый день не
просыпался с мыслью: «Я хочу в отпуск!»
2. Описание проектной работы и ее результаты
Что такое архитектурное проектирование?

объект
Говоря по­научному, это создание предметно­пространственной среды
обитания человека в различных формах ее предназначения, будь то жилье,
работа, досуг... Осмысливая потребности заказчика, архитектор создает
общую концепцию проекта, а затем прорабатывает ее до стадии, после
которой
реализован.
На деле это означает, что архитектор не только придумывает, как, например,
будет выглядеть здание, но и выбирает материал, анализирует геодезические
условия, вычисляет параметры устойчивости, надежности, безопасности.
Затем разрабатывает проект, включающий в себя всю информацию,
необходимую для строительства. Это значит, что должны быть учтены
государственные нормативы (и их надо знать), выбраны способы
строительства, последовательность выполнения разных этапов и так далее.
быть

На этапе строительства архитектору выпадает сложная работа ­ наблюдать за
тем, чтобы проект выполнялся именно так, как он задуман. Получается, с
одной стороны, архитектор ­ это художник и творец, а с другой ­ инженер,
прораб и администратор в одном лице.
Этапы работы над проектом
Специалисты условно разделяют весь комплекс выполняемых работ на
несколько этапов:
 Замысел и обоснование ­ архитектор выбирает место для возведения
здания, определяет его назначение, технические параметры.
 Создание эскиза – заключается в разработке основной концепции будущего
сооружения с составлением планов и разработкой внутренней планировки.
Обычно эта работа выполняется одним специалистом либо группой.
 Проектирование здания ­ делаются наброски плана, фасада, интерьера,
Проводятся
Выполняется генеральный план.
основных объёмов.
консультации со специалистами.

Рабочий проект – заключается в детальной проработке всех нюансов
строительства и завершается составлением генерального плана. Задача
ответственного архитектора на данном этапе – курировать все
выполняемые работы и следить за соответствием чертежей основному
плану.
 Создание макета – создание макета точно копирующего будущие
характеристики здания и его особенности.
 Начало строительства – большой труд большого количества
специалистов. Серьёзный контроль за строительством, за технологиями
и нормами.
От теории к практике
Практическое знакомство с этапами деятельности архитектора:
 Изучение архитектурных сооружений
 Выполнение эскизов
 Изучение приемов работы с бумагой и др. материалами
 Выполнение чертежей
 Склеивание модулей
 Разработка плана жилого комплекса

 Разработка эскизов жилого комплекса в графическом редакторе «Paint»
 Работа над общим макетом жилого комплекса
Исследования уникальности профессии?
Её нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже
несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей
профессии Архитектора, несмотря на то, что специалистов каждый год
выпускается немало.

В 10 классе был проведён опрос. 13 учащихся утверждают уникальность
профессии архитектора, 2 ­ нет.
Уникальность
13 человек
2 человека
Заработная плата
50000
40000
30000
20000
10000
0
Разновидности специальности
­Градостроительство
­Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
­Скульптура
­Строительство

­Строительство уникальных зданий и сооружений
Образование
Уровень образования
Высшее профессиональное образование.
Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии
Архитектора обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном
образовании по соответствующей специальности или по такой специальности,
которая позволяет работать Архитектором (смежная или похожая
специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для
того, чтобы стать Архитектором.
Эту профессию можно освоить здесь:
Волгоградский государственный архитектурно­строительный университет
Характеристика сотрудника
Архитектура – это искусство создания сооружений. Следовательно,
архитектор – это своего рода художник, которому характерны: воображение,
креативность,
чувство вкуса и стиля, пространственное мышление, цветоразличение,
твердость руки, способность создавать картину по словесному описанию,
развитый эстетический и художественный вкус.
Архитектор выполняет множество обязанностей: выбирает площадь под
строительство, разрабатывает идею, создает чертежи. При этом он должен не
забывать о водопроводе, электроснабжении,
вентиляции, пожарной безопасности, отоплении. Такая работа требует
хорошей памяти, бдительности и ответственности. Работа специалиста этого
профиля предполагает общение и согласование с заказчиком всех нюансов
проекта. Важно при этом быть пунктуальным, коммуникабельным и
тактичным.
Кому подходит профессия
Архитектора в нашем обществе относится к категории «мужские
профессии». Безусловно, это не означает, что женщинам запрещается
работать Архитектором. Просто данная профессия является физически
тяжелой или грубой для женщины, поэтому, ее принято считать
преимущественно мужской.

Уровень сложности профессии
Профессия Архитектора относится к профессиям исключительно
умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы
важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация
мышления и эмоциональной сферы. Архитекторы отличаются
эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим
складом ума.
Особенности карьерного роста
Архитекторы, работающие в государственных учреждениях, получают меньше
чем специалисты частных фирм. Карьера молодого специалиста обычно
начинается с должности подмастерья. При большом желании и таланте за 5­7
лет можно дослужиться до главного архитектора. Возможен вертикальный
карьерный рост: с помощника архитектора до ведущего специалиста. Не
исключено и должностное повышение до начальника отдела, управления и т.д.
Заключение
Вывод:
1) Мне представилась возможность больше поработать с интересной для меня
темой «Профессия архитектор», ведь мне в будущем предстоит сдача
экзаменов, и определится с выбором профессии.
2) В результате моего исследования я выявил уникальность,
востребованность, профессии архитектора.
3) Выступить на классном часе в 9, 10, 11 классе, для привлечения внимания
своих сверстников к профессии архитектор, где будет рассказано о
месторасположения ВУЗов, для получения специальности архитектора.
Цель доказать, все преимущества профессии архитектор достигнута, а
задачи ­ выполнены.
Выбирайте профессию архитектора, если: вы любите рисовать, обладаете
хорошим пространственным мышлением и "на ты" с математикой.

Я надеюсь, что уже поступившие в институт молодые люди покажут личным
примером хороший пример будущему поколению (выпускникам) и желаю им
успешной дальнейшей жизни.
Использованная литература
Гагарин Б.Г. Конструктирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 1998.
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. – М.:
Атлас чудес света. М.: БММ АО, 1997.
Вагъянц А.М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО
1.
2.
«Издательский и книготорговый центр А3», 1997.
3.
ЦК Компартии Узбекистана, 1998.
4.
5.
Искусство, 1980.
6.
7.
образования РСФСР. Научно­исследовательский институт школ, 1990.
8.
9.
10. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
11.
энциклопедия, 1996г. Составитель С.Т. Исмаилова.
Кириченко Е.И. «Русская архитектура 1830­1910­х годов».­ М.: Искусство, 1978.
Неменский Б.М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство
Рябцев Ю.С. История русской культуры XI­XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Энциклопедия для детей и юношества. История искусства. – М.: Русская


За Россией закрепилась репутация крайне консервативной и не готовой к изменению своего архитектурного облика страны, и, как показывает опыт, даже известное во всем мире имя архитектора не является гарантией того, что его российский проект будет реализован. В нашем обзоре представлены 15 поражающих воображение проектов для России от ведущих зарубежных архитекторов, которые так и не были реализованы.

1. Корпоративный университет «Сбербанка» в Московской области, архитектор Эрик ван Эгераат





Известный голландский архитектор Эрик ван Эгераат, которому нравится проектировать в России, в 2013 году выиграл конкурс на строительство современного корпоративного университета «Сбербанка» в Московской области. Согласно его затее, университет главного банка страны должен был состоять из учебных аудиторий, всевозможных помещений для тренингов, семинаров и мастер-классов, огромного общежития, нескольких спортивных объектов, таунхаусов и общественного центра. Все это голландец предлагал объединить в единую систему рекреационных зон, скверов, небольших водоемов, площадей и озелененных крыш. К сожалению, из-за финансовых проблем компании-заказчика на сегодняшний день судьба уже утвержденного проекта находится под большим знаком вопроса.

2. Проект реконструкции стадиона «Динамо» в Москве, архитектор Эрик ван Эгераат





Разработанный голландским зодчим Эриком ван Эгераатом в 2011 году проект реконструкции стадиона «Динамо» в Москве был утвержден компанией-девелопером "ВТБ Арена". Однако некоторое время спустя, в результате социального опроса болельщиков одной из самых прославленных футбольных команд страны выяснилось, что большинство из них крайне недовольны внешним видом будущего стадиона. В нем от старого, построенного еще в 1930-х гг, стадиона фактически остались одни стены. В итоге было принято решение отложить реконструкцию и отправить ее на доработку другому специалисту - американскому архитектору Дэвиду Манике.

3. Башня «Россия» в Москве, архитектор Норман Фостер





Легендарный архитектор современности Норман Фостер всегда испытывал весьма трепетные чувства к России, ведь в этой стране родился его главный кумир - инженер и архитектор Владимир Шухов. Главным трудом Фостера, посвященным самой большой стране в мире, стал проект 612-метровой башни "Россия", которая должна была стать самым высоким зданием Европы. Презентация этого роскошного объекта состоялась в марте 2006 года, после чего процесс осуществления проекта был взят под контроль бизнесмена Шалвы Чигринского. Однако стоит отметить, что именно финансовые трудности олигарха стали причиной заморозки строительства небоскреба в "Москва-Сити".

4. Музей истории казачества в Волгограде, архитектор Эрик ван Эгераат





Проект музея истории казачества в Волгограде, который был представлен Эриком ван Эгераатом на закрытом международном конкурсе в Риме, занял первое место. Музейный комплекс представлял собой три деревянных объема, соединенных мембранами из прозрачного стекла. В структуру музея должны были войти выставочные пространства, офисы, кафе и залы для конференций. Сам автор уверен, что современный музей способен стать настоящим центром притяжения волгоградцев, однако сегодня судьба его проекта находится в подвешенном и непонятном состоянии.

5. Экспо-центр в Москве, архитектор Заха Хадид





Известная своей любовью к пластическим формам, архитектор Заха Хадид спроектировала в 2006 году для столицы России Экспо-центр. Комплекс, состоящий из двух объемов - горизонтального (конференц-центр, 3 аудитории, рассчитанные в общей сложности на 1500 мест) и вертикального (26-этажная гостиница и апартаменты), должен был стать настоящим символом современной Москвы, однако его постигла печальная участь - реализация проекта была заморожена.

6. Многофункциональный комплекс «Хрустальный остров» в Москве, архитектор Норман Фостер





Проект гигантского вантового сооружения на полуострове в Нагатинской пойме был разработан Норманом Фостером в 2007 году. Планировалось, что небоскреб высотой 450 м и общей площадью 2,5 млн. кв.м станет самым вместительным сооружением в мире. Главная идея Фостера заключалась в том, чтобы возвести настоящий "город в городе", внутри которого он планировал разместить более 900 элитных квартир, различные отели, клубы, торговые и фитнес-центры, рестораны, международная школа для 500 учащихся, театр и многое другое. Главными причинами того, что "Хрустальный остров" так и остался на бумаге, стали финансовые трудности главного инвестора и смена московского градоначальника - новый мэр оказался не готов к столь радикальному изменению имиджа города.

7. Национальная библиотека и банк республики Татарстан в Казани, архитектор Эрик ван Эгераат





В 2007 году Эрик ван Эгераат выиграл конкурс на строительство Национальной библиотеки и банка республики Татарстан в самом центре Казани, на площади Габдулы Тукая. Современный комплекс, состоящий из двух зданий, согласно идее автора, должен был напоминать открытую книгу. К сожалению, этот смелый проект так и не был реализован, причем по весьма необычной причине - из-за банкротства архитектурного бюро ван Эгераата (в те годы из его компании было уволено 150 сотрудников).

8. Многофункциональный комплекс «Апельсин» на Крымском Валу в Москве, архитектор Норман Фостер





В 2008 году на международной выставке в Каннах архитектор Норман Фостер впервые представил на суд общественности свой новый московский проект - многофункциональный комплекс «Апельсин» на Крымском Валу. 15-этажный дом в виде разрезанного фрукта должен был собрать в единое пространство Третьяковскую галерею, гостиницу, офисы и элитное жилье бизнес-класса. Главной причиной отказа в строительстве этого здания называют резко негативное отношение к уникальному объекту Фостера известных деятелей культуры.

9. Отель на Самотечной площади в Москве, архитектор Фрэнк Гери



Проект отеля на Самотечной площади в Москве был разработан легендарным американским зодчим Фрэнком Гери в сотрудничестве с российским архитектором Андреем Романовым в 2009 году. И до сих пор неизвестно, почему столь неординарное по форме здание отеля, так и осталось лишь макетом.

10. Конгресс-центр «Константиновский» в Санкт-Петербурге, архитектор Эрик ван Эгераат





Конгресс-центр «Константиновский» в Санкт-Петербурге - очередной проект для России от Эрика ван Эгераата, который не был реализован. До сих пор называют разные причины отказа от строительства этого общественного центра, в числе которых запрет местных властей, перебои с финансированием и проблемы в бюро ван Эгераата. Сегодня многие жалеют, что здание конференц-центра так и не было построено, ведь оно бы наверняка привлекло сотни людей со всего мира и разнообразило традиционный облик Северной столицы.

11. Многофункциональный комплекс «Югра» в Ханты-Мансийске, архитектор Норман Фостер





Согласно проекту Нормана Фостера, разработанному им в 2007 году, многофункциональный комплекс «Югра» в Ханты-Мансийске должен был стать центральным архитектурным объектом всей Сибири. Этот 56-этажный небоскреб в форме бриллианта должен был достичь отметки в 280 м в высоту. Причина отказа от этого уникального проекта и по сей день неизвестна.

12. Музейный центр PermMuseumXXI в Перми, архитектор Заха Хадид





Проект музейного центра PermMuseumXXI в Перми от Захи Хадид был представлен на конкурсе и занял по его итогам третье место. Однако в следствие неразберихи, произошедшей через некоторое время спустя, было объявлено, что все-таки музей построят по проекту Хадид. К сожалению, строительство здания, выполненного в лучших традициях автора, было отложено на неопределенный срок.

13. Гостиница в Ханты-Мансийске, архитектор Эрик ван Эгераат


Штаб-квартира «Русской медной компании» в Екатеринбурге от Нормана Фостера: интерьер помещения


Разработка Норманом Фостером проекта штаб-квартиры «Русской медной компании» общей площадью офисных помещений в 14 тыс. кв. м в самом центре Екатеринбурга обошлась городской казне и местным девелоперам в 1 млрд. руб. Ожидается, что в современном бизнес-комплексе будет 13 этажей, подземный трехуровневый паркинг и внутренний двор с зоной отдыха сотрудников и гостей штаб-квартиры. Сейчас остается лишь надеяться, что строительство этого многообещающего объекта завершится в ближайшие 2-3 года.

15. Жилой комплекс на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге, архитектор Эрик ван Эгераат





Эрик ван Эгераат разработал проект шестиэтажного элитного жилого дома, расположенного вдоль набережной реки Мойка в самом центре Санкт-Петербурга. Согласно идее автора, новое жилое здание должно было состоять из 18 высококачественных квартир различных размеров и 2 просторных пентхаусов с собственной террасой на крыше, откуда открывается завораживающий вид на центр города. Согласно первоначальному плану, строительство жилого комплекса должно было завершиться в 2011 году, но сегодня стройка заморожена.

Недавно мы рассказывали, но сегодня остается лишь догадываться, насколько точны эти градостроительные прогнозы. Однако, порой Россия способна удивлять весь Мир современной архитектурой, как это было во время недавней Олимпиады в Сочи. Ознакомиться с потрясающими олимпийскими объектами в Сочи можно в нашей статье про .

В Москве заканчивается строительство Dominion Tower по проекту Захи Хадид на Шарикоподшипниковской улице. Правда, здание вряд ли станет архитектурной достопримечательностью - Хадид задумала его в первой половине 2000-х, и её идея уже устарела. Кроме того, во время кризиса 2008 года проект был изменён Николаем Лютомским, который сделал его значительно более дешёвым. LAM вспоминает другие громкие архитектурные проекты последних лет, над которыми работали знаменитые зарубежные архитекторы, и пытается понять, почему в процессе строительства они изменились до неузнаваемости.

Dominion Tower

Первоначальный проект: Zaha Hadid architects, Москва



Офисный комплекс на Шарикоподшипниковской улице в Москве Заха Хадид спроектировала ещё в первой половине 2000-х. Российский архитектор Лютомский отвечал за адаптацию замысла к местным реалиям. Он столкнулся со множеством проблем, несмотря на то что, по сравнению с проектами того же бюро, например, в Макао, здание Dominion Tower выглядит примитивно. В одном из интервью Лютомский рассказал, что главный архитектор проекта от иностранного бюро, запроектировал, например, большие горизонтальные террасы на всех уровнях, забыв о том, что в России бывает снег. Ещё пришлось менять облицовку фасада: Zaha Hadid Architects хотели использовать бесшовные панели, меняющие цвет, которых в России просто нет. Строили здание, как говорят, обычные гастарбайтеры. Так или иначе, здание уже обрело формы, не слишком отличающиеся от рендеров, и увидеть результат можно уже сейчас.

Бизнес-центр «Зенит»

Первоначальный проект: Лучано Перини, Москва


Формально проект нового корпуса для Академии народного хозяйства не принадлежит итальянскому архитектору Лучано Перини: его имя не упоминается в официальных данных. Однако ходят слухи, что объёмно-пластическое решение российские архитекторы Николай Лютомский и Яков Белопольский позаимствовали именно у него. Дополнительно подогреваются слухи и тем, что в строительстве итальянцы участвовали очень активно - от кредитования до производства металлического каркаса. Так или иначе, строить здание начали в неудачное для любых крупных государственных проектов время - в начале 1990-х. Здание несколько раз переходило из рук в руки, перезакладывалось, было незаконно приватизировано - всё это время стройка стояла. В 2006 году выяснилось, что на бумаге его вообще не существовало; сразу же после оформления регистрации порядком потрёпанный временем недострой, получивший название «Зенит», был объявлен федеральной собственностью.

Так только эпоха оказалась виновной в том, что первый в СССР пример современной западной архитектуры так и остался недостроенным и, вероятно, никогда не начнёт функционировать. Дальнейшие планы владельцев пока не известны: по одним данным, здание почти в полном порядке и простоит ещё 150 лет, по другим - с одного из фасадов заметен перекос здания высотой в целый этаж.

Новая сцена Мариинского театра

Победивший проект: Доминик Перро, Санкт-Петербург




Открытие второй сцены Мариинского театра в мае 2013 года стало поводом для горячей публичной дискуссии. Наиболее сдержанно высказался Кирил Асс, отметивший, что здание представляет собой обыкновенный образец модернизма - единственного общепринятого в России языка архитектуры. Тем не менее первоначальные предложения звучали совсем иначе. Первым тендер на строительство выиграл деконструктивист Эрик Мосс, чей проект «мешков для мусора» вызвал истерику и был быстро убран на полку. За ним последовал золотой параметрический купол Доминика Перро, который заказчик принял к реализации. Через 2 года внезапно выяснилось, что купол не предусматривает ни вентиляции, ни канализации и не годится. Однако проект у Перро выкупили, как говорят, за 20 миллионов евро, и ещё 2 года пытались что-то по нему построить. В 2009 году по личному указу Путина эту безнадёжную идею бросили и провели новый конкурс, в котором и победили канадцы Diamond & Schmitt, обладающие опытом сооружения концертных залов, но не блистающие оригинальностью объёмно-пластических решений.

По наиболее распространённому мнению, вина за то, что Мариинка получилась «никакой», лежит вовсе не на властях, а на Доминике Перро собственной персоной. Его предложение было впечатляющим, но непродуманным. Перро, привыкший к статусу звезды, попросту не слишком напрягся, разрабатывая здание, и проект ушёл к специалистам, не обладающим оригинальными идеями, но зато умеющим доводить дело до конца.

Башня «Исеть»

Первоначальный проект: Valode&Pistre, Екатеринбург



Башня «Исеть» в Екатеринбурге проектировалась французским бюро Valode&Pistre в составе комплекса Екатеринбург-сити, который планировалось сдать к саммиту стран Шанхайской организации сотрудничества в 2008 году. Из всего комплекса к 2014 году удалось полностью реализовать только два здания; ещё два (одно из которых «Исеть») сейчас достраиваются. Но это уже не первоначальная спиралевидная башня, придуманная французами. Вернер Зобек, ничуть не менее именитый архитектор, полностью переделал проект, сделав башню гораздо более лаконичной, экологичной, дешёвой (что немаловажно) и, надо признать, скучной. Строящаяся сегодня башня - это всего лишь очередной «высотный стакан», которых в Екатеринбурге и так немало.

Почему застройщик пошёл на этот шаг и заменил генпроектировщика уже заложенной постройки? Вероятно, в своих бедах он виноват сам: в 2008 году, когда начался кризис, Valode&Pistre узнали о том, что стройка замораживается. Французы были готовы подождать, но потом, как говорят, застройщик потребовал вернуть 13,5 миллиона евро гонорара, раз уж спроектированные здания не будут строиться, и деловые отношения уральцев с французами закончились. Строительство по проекту Вернера Зобека идёт успешно, если забыть, что сроки сдачи пропущены на два года.

Комплекс «Город столиц»



Голландец Эрик ван Эгераат был одним из первых по-настоящему известных западных архитекторов, попытавшихся зайти на российский рынок. В 2001 году его бюро начало сотрудничество с Capital group, спроектировав целый ряд построек; среди них был жилой комплекс «Русский авангард», о котором речь пойдёт дальше, и комплекс из башен «Москва» и «Петербург» в Москва-Сити.

Проект небоскрёбов был принят к реализации, но в какой-то момент застройщик решил, что проект Эгераат слишком дорогой, передал дальнейшую работу бюро NBBJ и отказался выплачивать автору остатки гонорара за его неудачный проект. Эгераат подал в суд, и экспертиза выявила, что переделке подверглись не больше 15-20 % проекта, а значит, авторство принадлежит голландцу. Деньги свои он отсудил, а башни, ставшие дешевле и конструктивно проще, достроили без его участия. После этого Эгераат заявил, что больше никаких небоскрёбов проектировать не будет - и вроде пока держится.

ЖК «Русский авангард»

Первоначальный проект: Эрик ван Эгераат, Москва


За несколько лет до скандала с «Городом столиц» Эгераат спроектировал для Capital Group жилой комплекс в Якиманском переулке. Этот по-настоящему выдающийся проект предусматривал строительство пяти жилых зданий, каждое из которых интерпретировало творчество одного из творцов русского авангарда: Родченко, Кандинского, Поповой, Экстер и Малевича. По большому счету, на той конкретной площадке эта идея была практически воплощением средового подхода: окна зданий выходили бы прямо на Третьяковку. Проект прошел все согласовательные процедуры, Эгераат уже триумфально раздавал интервью о том, что строить в России гораздо приятнее и легче, чем в Европе, и тут рендеры увидел Лужков, которому они не понравились. Застройщик ещё несколько лет пытался «пристроить проект на другое место» в Москве, потом перенёс его в Ростов, но и там строительство так и не началось. На площадке для ЖК «Русский авангард» построили «Имперский дом», изображающий одновременно сталинские высотки и Empire State Building.

Башня «Россия»

Первоначальный проект: Норман Фостер, Москва


Самый высокий в Европе небоскрёб, башня «Россия», должен был достигнуть высоты 612 метров и стать доминантой Сити. Решение построить в новом деловом комплексе сверхвысотное здание было принято ещё в 1992 году; с тех пор проект несколько раз принимали и отменяли. Самый интересный вариант предложил Норман Фостер: он решил построить здание, похожее на заострённый кристалл льда, чем-то напоминающий более поздний проект небоскрёба The Shard в Лондоне. Фундамент был заложен в 2007 году, через год застройщик разорился и стройплощадку переделали под автостоянку. Два года назад движение на участке возобновилось, теперь Renaissance там строят аккуратный, но безликий 300-метровый многофункциональный административно-деловой комплекс, спроектированный московским бюро Speech, совладельцем которого до недавних пор был главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Стадион «Фишт»

Первоначальный проект: Populous + «Моспроект-4», Сочи



Россия получила право проводить Олимпиаду-2014 во многом благодаря впечатляющему проекту застройки олимпийского городка в Сочи, созданному американцами Populous при поддержке нескольких российских бюро. Однако вскоре после презентации концепция начала меняться. Первый проект предусматривал оболочку стадиона, похожую на фасетчатый глаз насекомого. Второй - открытую конструкцию из двух похожих на горные вершины створок. Его начали строить, но в какой-то момент масштабный сценарий открытия и закрытия Игр потребовал, чтобы над ареной была крыша, и архитекторам пришлось срочно спроектировать навес. Потом понадобились технические помещения для декораций - пристроили и их. В итоге реализованная версия стадиона мало напоминает первоначальные стеклянные холмы, которые задумали построить архитекторы из Populous.

ЖК «Легенда Цветного»

Первоначальный проект: Behnisch architecten, Москва



Зенит-Арена

Первоначальный проект: Кисё Курокава, Санкт-Петербург



На закате карьеры, в 2006 году, японский архитектор и теоретик метаболизма Кисё Курокава cпроектировал один из самых дорогих футбольных стадионов в мире - «Зенит-Арену» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, где будут проходить матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Изначально строительство планировалось закончить в 2009 году - такую дату называли представители первого генерального подрядчика, строительной компании «Авант». Дата открытия постоянно переносилась, генподрядчиком был назначена компания «Трансстрой». В начале июня этого года она опубликовала рендеры обновлённого проекта стадиона - он значительно отличается от того, что задумал Курокава. Открытие стадиона намечено на 2016 год.

В начале учебного года студентам был предоставлен выбор между двумя дипломными студиями. Ректор школы Евгений Асс в своей студии «Здание: ревизия» вместе с Кириллом Ассом предлагал студентам окунуться в размышления о феномене здания как такого, чтобы в итоге создать концепции своих «абсолютных» зданий. Вторая студия «Сакральное-мирское: Соловки» под руководством Наринэ Тютчевой носила более прикладной характер. Целью студии стало изучение Соловецкого архипелага, где два противоположных друг другу явления — сакральное и мирское — переплетено уже на протяжении нескольких веков. Студенты приглашались заняться изучением этого феномена и прогнозированием его.

Сделав свой выбор, студенты на протяжении двух семестров занимались исследованиями, встречались, чтобы в последних числах мая представить результаты своих трудов на финальной презентации. Защита проектов проходила в стенах школы при поддержке друзей, родственников и всех интересующихся.

В жюри помимо руководителей студии вошли как преподаватели МАРШа — Александр Бродский и Сергей Ситар, так и приглашенные критики — партнеры бюро WOWHAUS Олег Шапиро с Дмитрием Ликиным. Забегая вперед, скажем, что большинство проектов были хорошо приняты жюри и получили высокую оценку, но что самое главное, вызвали большой интерес и дискуссию, при этом зашита двух студии растянулась на два долгих дня. Для читателей archspeech мы постарались их ужать в небольшой материал, показав вам по три наиболее интересных на наш взгляд проекта из каждой студии.

Студия Евгения Асса. ЗДАНИЕ: ревизия

Студия была посвящена размышлениям о том, что такое здание. Студентам было предложено переосмыслить проблему существования здания в сегодняшнем мире и заново взглянуть на здание как исторический культурный феномен, проанализировать различные аспекты его трансформации, сегодняшнего бытования и потенциальных модификаций.

Предваряла проектирование серия упражнений, лекций и встреч для более глубокого понимания проблематики вопроса. Например, в задании «Аналитическая реконструкция» необходимо было по заданной проекции фасада восстановить целое здание путем аналитической реконструкции, не имея представлений о его расположении, контексте, материал, размер. А одной из встреч стала лаборатория со слепоглухими людьми, чья непосредственность в восприятии послужила отличной мотивацией для большего проникновения в суть архитектуры и понимания первопричин проекта.

Отдельное внимание было уделено изучению аспектов архитектуры здания — анатомии, пространственной типологии, контекста, формы и восприятия — на примере конкретных построек. Во время этих исследований студентами создавались макеты каждого из анализируемых объектов в масштабе 1:1000. Когда все эти 100 макетов были поставлены в ряд, оказалось, что восприятие каждого отдельного здания сильно разнилось с реальностью. Многие здания казались намного больше, чем есть на самом деле и наоборот.

В итоге отразить все изученные аспекты и проанализированные материалы студенты должны были в своем манифесте идеального здания.

Алена Захарова
Манифест чувственной архитектуры

В работе здание рассматривается как набор ощущений. По словам автора, современная архитектура нацелена и работает на внешнее восприятие, ставит эстетические принципы в центр своей идеологии. Манифест призывает к тому, чтобы проектирование стало не формированием абстрактной геометрии, а моделированием системы образов, чувств и ощущений.

В результате получился институт философии, в котором собрано разнообразие пространственных решений. И если типологически планировка здания напоминает лабиринт, то в формировании объема важную роль играет башня, которая вступает в диалог с вертикалью Спасо-Андронникова монастыря, расположенного напротив участка проектирования.

Разнообразие пространственных решений создается не только с помощью геометрической конфигурации пространств, но и различным масштабом, разнообразием способов проникновения естественного света. В здании возможно ощутить целый спектр тактильных ощущений. Поверхности стен, полов, поручней. Они различаются от гладко-глянцевых до шероховато-вспененных.

Наталья Кузьмина
По-этическая повседневность

В манифесте к проекту ставится вопрос об однообразии и ординарности существования горожанина и привнесении в жизнь новых ценностей, нового образа повседневности, наполненной событиями. Все эти идеи вылились в проектирование на Сретенке жилого кооператива, с особой программой, правилами и составом жильцов.

Строгий, намеренно единообразный внешний фасад из деревянных реек контрастирует с главным элементом — наполненным жизнью внутренним двором, в котором, «обитание из индивидуалистического конвертируется в коллективно-дружественное».

Здание рассматривается не как набор функциональных ячеек с определенным количеством комнат, а как сложное, поэтическое пространство, где каждый житель будет определять свою собственную микро-вселенную. В проекте это отразилось в создании таких типологий, как квартира писателя, врача, модельера, музыканта и т.д.

Надежда Чадович
Архитектура идентичности

Идентичность в архитектуре автор описывает следующими принципами: воплощение в энергетическом и конструктивном устройстве здания естественного потенциала места, включение окружение в границы здания, создание архитектуры в месте особой силы, сохранение верности месту, создание устойчивого единства архитектуры и ландшафта, и получение уникальной формы из ассоциативного ряда, рожденного местом.

Для проверки этих принципов был выбран архипелаг Новая Земля, где проектом предполагается создание Культурно-творческой автономии (КТА). КТА, объединяющая философов и интеллектуалов разных сфер науки, призвана своей творческой деятельностью компенсировать ущерб, нанесенный проводившимися на Новой Земле ядерными испытаниями. На формирование генплана с компактным размещением жилых ячеек повлияли особенности местного климата с сильными холодными ветрами. Здания построены из местных материалов, полученных при разработке грунта под фундаменты, колония полностью энергетически автономна. Жилое пространство призвано сгладить жесткость и экстремальность Крайнего Севера, но не позволить о ней забыть. Аскетичное жилое пространство содержит минимальный набор вещей для удовлетворения необходимых потребностей: огонь в камине, стол у окна, шкаф, матрас на антресоли и кушетка для редкого гостя.

Студия Наринэ Тютчевой. Сакральное — Мирское. Соловки

В дипломной студии Наринэ Тютчевой студентам предлагалось поразмышлять над категориями сакрального и мирского и их отражением в архитектуре на примере Соловецкого архипелага, уникального место, в котором эти два компонента сосредоточены на очень небольшой территории и постоянно пересекаются уже на протяжении нескольких веков. Проекты студии посвящены изучению этого феномена и прогнозированию будущего архипелага в рамках современных социокультурных условий.

Началась работа студии с очень нетривиальной задачи: группе было дано задание на визуализацию своего сна об архитектуре. Вот как его описывает в своем дневнике одна из студенток Полина Ненашева:

«Как это обычно бывает, именно в эти дни мне ничего не снилось. Поэтому я решила нарисовать свои старые сны, каким-либо образом связанные с архитектурой, и нарисовать их нарочито по-детски. Ведь этим снам уже несколько лет. Обсуждение выполненных макетов и рисунков было похоже на сеанс психоанализа. Нас спрашивали, какие чувства вызывают у нас эти сны, оценивали наш внутренний мир и способность „архитектурно“ визуализировать эмоции».

В дальнейшем группа два раза ездила на Соловки, встречалась с жителями и работниками архипелага, уже в Москве состоялся разговор с вице-губернатором Архангельской области Романом Балашовым. Был составлен подробный каталог с описанием каждого здания на Большом Соловецком острове для оценки сохранившейся застройки. Для оценки использования территории были проанализированы наиболее характерные маршруты перемещения по поселку разных групп населения. Также были рассмотрены контекстные конфликты, в которых современная деятельность поселка накладывалась на другие культурные ландшафты: природу, исторические события, сакральные ценности, лагерное наследие.

В результате разностороннего исследования Соловков, студией была предложена общая стратегия развития поселка, при этом каждый студент разрабатывал отдельное направление. Вместе они нацелены на гармонизацию взаимоотношений всех групп местного населения и туристов как между собой так и с историческим наследием и природой.

Мария Куркова

Проекту предшествовало исследование поселка с точки зрения местных жителей, по итогам которого стало понятно, что отношения между поселком, монастырем и островом представляют собой клубок конфликтов практически во всех сферах жизни. Для решения этой проблемы было предложено создание особого общественного пространства — пространства диалога, где люди смогли бы ощутить себя частью общества, ощутить связь с окружающим миром, повысить свой культурный уровень и сообща искать решения конфликтов.

Этим пространством в проекте становится многофункциональная библиотека, которую предлагается разместить в здании бывшего овощехранилища. Эта постройка из числа заброшенных и пустующих на архипелаге имеет очень характерный образ, она буквально вросла в в землю, но именно это и придает ей выразительность. Важно также положение объекта, который находясь в буферной зоне между сакральным и мирским пространством, становится посредником между двумя мирами и населяющими их людьми.


Полина Ненашева

В рамках стратегии «Гостеприимство» для дальнейшей разработки был выбран комплекс зданий на берегу Банного озера в северной части посёлка: баня, амбар (памятник истории) и здание кожевенного завода.

Проект предполагает восстановление действующей бани, в здании амбара возможно размещение необходимой музею-заповеднику археологической экспозиции или проведение временных выставок. Здание кожевенного завода постройки 20-х годов прошлого века после реконструкции станет гостиницей. На месте деревянного ангара в западной части участка по проекту появится универсальный зал для мероприятий, необходимый посёлку.

Екатерина Ровнова

Новое функциональное зонирование жилой застройки позволяет найти баланс между поселком и монастырем, соблюсти равновесие между «сакральным» и «мирским», породнить жителей с местом обитания, дав им земельные участки в собственность. На мастер-план повлияли рельеф, направления превалирующих ветров, отношение участков и строений на участке к сторонам света, что позволило наиболее рационально использовать естественные условия для сохранения тепла и максимального естественного освещения жилых помещений.

Проектом предложена три типологии жилья: частный индивидуальный дом, блокированные дома и арендное жилье в многоквартирных муниципальных домах. При единой конструктивной системе разнообразие достигается за счет сочетания несущего каркаса и легко трансформируемых стен из деревянных панелей. Благодаря этому все новые дома выглядят единым ансамблем, органично произрастающем из ландшафта и окружающей соловецкой застройки, но при этом каждое отдельное здание — единственное, индивидуальное.