Структура иностранных инвестиций в рф. Формы осуществления иностранных инвестиций в российской федерации - реферат

Иностранные инвестиции - капитальные средства, вложенные в экономику другой страны. Инвесторы рассчитывают сохранить и нарастить свои капиталы, обеспечить высокий доход. Регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года. Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании. Согласно Постановлению Правительства РФ за N 87 от 26 января 2017 года, сделки зарубежных инвесторов, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны РФ.

Зарубежные инвестиции подразделяются на предпринимательские (вложения в бизнес, например, ) и ссудные (предоставление средств на заемной основе в целях получения процента).

Формы ПИИ — прямых иностранных инвестиций:

  • горизонтальные ПИИ осуществляются через создание предприятий и производственных мощностей в целях получить доступ на новые рынки, если сбыт своей продукции на зарубежном рынке невыгоден из-за высоких и таможенных барьеров, при наличии за рубежом дешевых факторов производства;
  • вертикальные ПИИ осуществляются фирмами, делящими производство географически. Зарубежные предприятия создаются для обеспечения материнской компании нужными составляющими, если за рубежом их производить дешевле;
  • слияние и поглощение зарубежных компаний (СиП) путем приобретения долей в уставном капитале.

Принимающей стороне ПИИ (кроме СиП) позволяют получить технологии, создать новые производства и рабочие места, добиться конкуренции на внутреннем рынке. СиП дает возможность предельно быстро получить доступ к иностранным активам, однако наращиванию собственных производственных активов приход иностранных средств способствует далеко не всегда.

О роли иностранных инвестиций в экономике России

Приход прямых иностранных инвестиций в экономику позволяет:

  • привлечь капитал и технологии;
  • ускорить рост ВВП и модернизацию производства;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации;
  • ускорить процесс диверсификации экспорта;
  • повысить производительность труда и улучшить организацию производства;
  • снизить уровень аварийности на промышленных объектах (см. ).

В структуре ПИИ, поступивших в Россию, большой объем составляет финансовая деятельность, хотя в последние годы эти вложения упали. По-прежнему неплохо инвестируют в розничную и оптовую торговлю. Зарубежные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. При этом рост иностранных вложений в 2016 году во многом обусловлен покупкой международным консорциумом (Швейцария, Катар) 19,5% акций компании «Роснефть».

Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. В нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности амортизация оборудования - более 80%. Сырьевую экономику РФ характеризует низкая наукоемкость. Развитие недропользования сдерживают отсутствие инфраструктуры в районах добычи и наличие устаревшей технологической базы. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых , в том числе российского арктического континентального шельфа, где сосредоточены колоссальные запасы углеводородов (до 30% мировой добычи). Необходимо развивать горное и нефтегазовое машиностроение. Россия нуждается в инвестициях в геологоразведку, в модернизации приборной и аналитической базы.

Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение, которые пока приходится модернизировать своими силами. Иностранные инвестиции нужны для развития химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение , рост , ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики.

Консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов, который представляет собой перспективный анализ влияния на приток ПИИ политических, экономических и регуляторных изменений, происходящих в странах мира. Россия, которая в 2013 году была на 11-й позиции в рейтинге, начиная с 2014 года в ТОП 25 больше не входит. Рейтинг Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index строится на основе сведений, полученных в ходе опроса руководителей трехсот ведущих мировых корпораций.

Как увеличить приток иностранных инвестиций в Россию?

Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов - одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны (см. ), улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.

Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.

Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА.». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.

Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.

Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями. У российской экономики большой потенциал для развития. Возможности для выгодного инвестирования существуют во всех регионах страны.

Уоррен Баффетт — крупнейший в мире инвестор, состояние на март 2017 года 75.4 млрд долл. США.

В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая (см. ). В 2015 году многие инвесторы ушли с российского рынка. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.

Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары. Американская фармацевтическая компания Pfizer строит новую фабрику, а производитель продуктов питания Mars Inc расширяет свою сеть кормов для домашних животных, шоколадного драже и жевательной резинки.

В ноябре 2016 года состоялся визит в Россию миссии Международного Валютного Фонда. По прогнозам экспертов МВФ, российская экономика показывает первые признаки оздоровления. Рецессия закончилась. Темпы экономического роста в 2017 году составят 1,4%. Правительство РФ прогнозирует рост экономики и промышленного производства в 2%. По данным Росстата в первом квартале 2017 года экономический рост составил 0,1%.

Россия занимает 40-е место в рейтинге условий для бизнеса Doing Business-2017. Пять лет назад страна была на 124-й позиции, а в 2016 году занимала 51 место. Со второй половины 2016 года наблюдается рост инвестирования в активы российских компаний. Глобальные фонды, которые ориентированы на российские активы, завершили 2016 год с пятикратным увеличением объема инвестиций, а в начале 2017 года фиксируется их недельный прирост. Агентство Bloomberg сообщило, что в 2016 году в фонды, инвестирующие в российские акции, вложено 1,14 млрд долларов против 208 млн в 2015 году. Но это не означает, что в РФ потоком хлынут стратегические иностранные капиталы и начнется создание перспективных промышленных производств. Не резиденты стремятся минимизировать риск вложения капитала путем скупки акций и ценных бумаг, предоставляя кредиты, ссуды и займы.

Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.

К началу XXI в. международная миграция капитала приняла значительные масштабы. Однако если объемы и динамику прямых иностранных инвестиций можно оценить достаточно точно, то с портфельными инвестициями дать оценку ситуации сложнее: па­кеты акций часто перепродаются, капитал может быстро прийти в страну, но так же быстро и уйти из нее.

В целом же на протяжении XX в. для мировой экономики была характерна тенденция нарастания динамичности движения капи­тала. При этом наблюдался сложный период с 1914 по 1945 г. (до конца Второй мировой войны), сопровождавшийся мировым экономическим кризисом 1929- 1933 гг., когда иностранные ин­вестиции в целом увеличились только на 1/3.

различаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные вложения.

После второй мировой войны начался динамичный рост иностранных инвестиций. За 10-летний период (с 1946 по 1955 г.) они возросли в 2 раза, впоследствии их увеличение вдвое проис­ходило примерно каждые 6 - 7 лет. С 1981 по 1990 г. иностранные инвестиции возросли примерно в 4 раза. В итоге к 1990 г. прямые накопленные иностранные инвестиции составили 1,76 трлн. долл., а в 2000 г. они уже достигли уровня 6,3 трлн. долл., что в 3,3 раза превышало уровень 1990 г. По своей стоимости это примерно одна шестая часть мирового ВВП. В конце 90-х гг. ежегодный приток прямых иностранных инвестиций превысил 1 трлн. долл., соста­вив в 2000 г. 1 271 млрд. долл. Однако в 2001 г. этот показатель снизился, по данным ЮНКТАД, до 735 млрд. .долл., а в 2002 г. до 651 млрд. долл. В 2003 г. приток прямых иностранных инвести­ций начал постепенно увеличиваться.

В XX в. произошли кардинальные сдвиги в географическом рас­пределении экспорта капитала. В колониальную эпоху основными объектами вывоза капитала являлись преимущественно колонии и зависимые страны. После распада колониальной системы на­правление потоков капитала изменилось: начался интенсивный капиталообмен между промышленно развитыми странами. В 80-х гг. даже существовали опасения, что развивающиеся страны окажут­ся на обочине международного движения капитала.

а) страны - экспортеры капитала (США, Великобритания, Япо­ния, Германия, Франция, Нидерланды, Швейцария, Италия, Гонконг, Канада);

б) страны импортеры капитала (США, Великобритания, Ки­тай, Германия, Франция, Канада, Австралия, Нидерланды, Ис­пания, Бельгия).

Анализ данных по экспорту и импорту прямых иностранных инвестиций свидетельствует о следующих характерных тенденци­ях в международной миграции капитала.

    В «десятку» ведущих стран экспортеров капитала входят все7 ведущих промышленно развитых стран мира «большая семерка» (США, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Ита­лия, Канада).

    США являются лидером и по экспорту и импорту прямых инвестиций (с превышением экспорта над импортом).

Если в 1980 г. суммарный отток (экспорт) капитала из США более чем в 2,6 раза превышал его приток (импорт), то в ре­зультате рейганомики (экономической политики времен пре­зидента Р. Рейгана) суммарный объем накопленного притока капитала приблизился к объему оттока, и это положение со­хранялось на протяжении 90-х гг. Приток капитала, вне сомнения, стал одним из факторов стимулирования экономического роста США в период 90-х гг.

    В списке ведущих стран экспортеров капитала Япония за­нимает 3-е место, а в «десятке» ведущих стран - импортеров капи­тала она отсутствует (это связано с тем, что на протяжении 90-х гг. Япония ограничивала приток в страну иностранных инвестиций и лишь в 1999 г. она несколько ослабила ограничения).

    Хотя оба списка (экспортеров и импортеров капитала) со­стоят в основном из развитых стран, однако в списке стран -импортеров капитала 3-е место уже в 1999 г. занял Китай, последние 20 лет активно привлекающий иностранные инвестиции.

    В «десятку» ведущих стран экспортеров капитала входят 6 ев­ропейских государств (Великобритания, Германия, Франция, Ни­дерланды, Швейцария, Италия). Кроме Швейцарии, все они явля­ются членами ЕС. В целом же в Западной Европе сконцентрировал­ся мощный экспортный потенциал прямых иностранных инвести­ций, причем характерно, что основная их часть перемещается внутри самой Западной Европы (прежде всего в рамках ЕС). Вне Европы главным объектом вывоза капитала западноевро­пейских стран являются США и Канада.

    В целом в общей совокупности потоков экспорта и импорта капитала в мировой экономике господствует «триада»: США и Канада - ЕС - Япония. На эти страны приходится примерно 4/5 общего накопленного объема вывезенных и ввезенных прямых иностранных инвестиций.

    Однако несмотря на господство указанной «триады» государств в мировой экономике происходит расширение круга стран, участвующих в мировом инвестиционном процессе. Фактически в этот процесс вовлечены все страны мира, выступающие как экспортеры, импортеры капитала, либо и в том и в другом качестве одновременно.

    Развивающиеся государства в целом сохраняют свое положе­ние стран- импортеров капитала. В 90-е гг. XX в. приток капиталов развивающиеся страны в относительном выражении опережал его ввоз в развитые страны.

Причины указанных выше сдвигов не только в сфере полити­ки. На первом этапе после обретения независимости развиваю­щиеся страны прилагали активные усилия по национализации и ограничению иностранного капитала. Еще более важным яви­лось то обстоятельство, что распад колониальной системы со­впал с началом мирового технологического сдвига, предъявляв­шего повышенные требования к качеству подготовки рабочей силы. Страны, освободившиеся от колониальной зависимости, в большинстве своем не имели современной системы образования и высококвалифицированной рабочей силы, поэтому не могли представлять серьезный интерес для ТНК, действующих в обра­батывающей промышленности. А кроме того, увеличение объе­мов внешнего долга развивающихся государств в 70-х гг., пере­росшее в 80-х гг. в кризис задолженности, также не способство­вало росту зарубежных инвестиций в эти страны.

Однако ситуация начала быстро изменяться в 90-е гг. Повыше­ние уровня экономического развития и качества подготовки ра­бочей силы в освободившихся странах, а также фундаментальные сдвиги в мировом хозяйстве привели к значительному увеличе­нию перетока частного капитала на периферию мирового хозяй­ства. В 2000 г. накопленный объем прямых частных инвестиций там превысил 2 трлн. долл., а на конец 2002 г. - 2,33 трлн. долл.

Тем не менее приток частного капитала увеличивается только в те страны, где ему может быть найдено прибыльное использование с приемлемой степенью риска, поэтому в государствах Тропиче­ской Африки суммарные (т. е. без ЮАР) прямые частные инвести­ции на конец 2002 г. составили 120 млрд. долл. Для сравнения: в экономику Сингапура было на ту же дату вложено на ту же дату вложено 124 млрд. долл.

Однако целый ряд развивающихся стран (например, Гонконг, другие новые индустриальные страны) выступают в роли круп­ных экспортеров капитала, осуществляя весьма выгодные вложе­ния за рубежом. Так, доходы Кувейта от заграничных вложений во второй половине 90-х гг. превысили 40 % суммарного экспорта этой страны. В абсолютных размерах накопленный объем вывезенного из развивающихся стран капитала в 1990 2000 гг. увеличился бо­лее чем на 710 млрд. долл.

9. Роль стран с переходной экономикой (к числу которых от­носится и Россия) в мировом инвестиционном процессе остает­ся скромной. Однако в 90-е гг. значительно активизировалось при­влечение иностранного капитала в страны Центральной и Вос­точной Европы (прежде всего в Венгрию, Польшу и Чехию). По накопленным прямым иностранным инвестициям этот регион обогнал развивающиеся страны Африки (что служит косвенным подтверждением того, что современное производство требует не только благосклонного отношения государства к иностранным инвестициям, но прежде всего квалифицированной рабочей силы).

Глобализация мировой экономики в конце XX в. придала но­вый импульс перемещению капиталов между странами. В конце 90-х гг. ежегодный приток иностранного капитала вплотную подо­шел к отметке 1 трлн. долл. Однако в начале текущего десятилетия он снизился прежде всего по причине замедления темпов эконо­мического роста в группе стран с развитой рыночной экономикой. В 2000 г. приток прямых иностранных инвестиций впервые приблизился к 1,3 трлн. долл.

В целом можно сделать следующий вывод: несмотря на нерав­номерность распределения вывоза капитала, между различными регионами мира и отдельными странами формируется более це­лостный (интегрированный) мировой рынок капиталов, который становится глобальной системой аккумулирования свободных де­нежных ресурсов и их предоставления в распоряжение деловых структур и государственных органов различных стран на принци­пах конкуренции.

  1. Иностранные инвестиции в Российской Федерации

    Реферат >> Банковское дело

    ... иностранных инвестиций …….5 1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций …………………………………5 1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства…………………………………………………………….8 Глава 2 Иностранные инвестиции в Российской Федерации ...

  2. Инвестиционный потенциал и расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций , в который составляет...

  3. Иностранные инвестиции в российскую экономику

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    ... иностранные инвестиции . Иностранные инвестиции (согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ...

  4. Иностранные инвестиции в Сибири

    Реферат >> Финансы

    На конец 1996 г. инвестиций . По инвестициям , осуществленным в иностранной валюте, доля портфельных в... занимающихся иностранными инвестициями . Созданы Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих...

  5. Иностранные инвестиции : необходимость и сферы применения

    Курсовая работа >> Экономика

    ... Российской Федерации ; Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации ; Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного ...

2.1 Региональная структура иностранных инвестиций в экономике РФ

В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда, где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой.

В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны. В связи с этим возрастает необходимость учета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведение исследований, имеющих отраслевой и региональный аспекты.

Характерной чертой для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных районов, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.

То есть можно говорить о территориальном дисбалансе в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80 % иностранных инвестиций поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов – Тюменскую область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия).

Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получают иностранных инвестиций.

Решение о капиталовложениях в тот или иной регион иностранный инвестор принимает на основе рейтингов инвестиционной привлекательности регионов страны.

«Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражаются в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков.

Уровень некоммерческого инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Инвестиционный потенциал включает:

1. природно-ресурсный – средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;

2. производственный – совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

3. потребительский – совокупная покупательная способность населения;

4. инфраструктурный – экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность;

5. трудовой – трудовые ресурсы и их образовательный уровень;

6. институциональный – ступень развитии ведущих институтов рыночной экономики;

7. финансовые – объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона;

8. инновационный – уровень внедрения достижений научно-технического прогресса;

9. туристический – объем притока туристов.

Инвестиционный потенциал российских регионов в 2007-2008 гг., рассчитанный консалтинговым агентством «Эксперт-Регион», представлен в Приложении 7.»

Основными центрами притяжения иностранных капиталов, как видно из таблицы, являются крупные городские агломерации – Москва, Санкт-Петербург (Таблица 2).

Таблица 2 - Инвестиционный потенциал российских регионов в 2007-2008 гг.

Ранг потенциала 2007-2008 Регион (Субъект Российской Федерации) Доля в общеросс. потенциале2007-2008
1 Москва 17,519
2 Санкт-Петербург 6,086
3 Московская область 4,541
4 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 3,074
5 Свердловская область 2,871
6 Краснодарский край 2,612
19 Новосибирская область 1,375
22 Волгоградская область 1,164
24 Белгородская область 1,159
43 Владимирская область 0,699
58 Астраханская область 0,518
83 Республика Калмыкия 0,126
88 Корякский автономный округ 0,045

Согласно данным рейтинга Волгоградская область занимает 22 место (2007 г. - 20 место), по инвестиционному потенциалу среди регионов Российской Федерации. Это не удивительно, так как Волгоградская область сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся промышленно-аграрных регионов Южного федерального округа Российской Федерации, привлекательным для иностранных инвесторов. Даже не смотря на отрицательную динамику иностранных инвестиции, предприятия и организации Волгограда развивали деловые контакты с иностранными партнерами в сфере услуг во внешнеэкономической деятельности.

Для сравнения Астраханская область занимает 58 место в рейтинге, Республика Калмыкия 83. Краснодарский край занимает 6 место.

Высокая доля инвестирования приходится на обрабатывающие производства, особенно в производстве пищевых продуктов и нефтепродуктов - 26 процентов от общего объема инвестиций.

Увеличивается инвестирование сельского хозяйства. По наличию сельскохозяйственных угодий в составе субъектов Российской Федерации Волгоградская область занимает третье место после Алтайского края и Оренбургской области. Уникальные почвенно-климатические условия Волгоградской области позволяют организовать крупное производство высококачественного продовольственного зерна, крупяных культур, маслосемян подсолнечника и горчицы, овощей, фруктов, продукции животноводства. Потребности в инвестициях перерабатывающей промышленности из расчета возможных производства и переработки сельхозпродукции весьма значительны.

Администрацией Волгоградской области особое значение придается привлечению иностранных инвестиций в экономику региона в качестве основного инициатора в создании образа открытого региона для иностранного капитала.

Активизации инвестиционной деятельности способствует наличие развитой финансовой инфраструктуры.

Перспектива развития региона в значительной степени определяет рациональное освоение богатейшей минерально-сырьевой базы и развитие уникальных рекреационных территорий для туризма.

«На территории области разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительный песок, минеральные воды. Особенно следует отметить наличие больших запасов углеводородов - свыше 500 млн. тонн нефти, 1,2 трлн. куб. метров газа и свыше 450 млн. тонн газового конденсата. Уникальны огромные (более 250 млрд. тонн) разведанные залежи бишофита (хлормагниевой соли). Волгоградская область располагает крупнейшим в мире месторождением этого ценного природного минерала, который в своем составе содержит почти все элементы таблицы Менделеева. Регион характеризуется разнообразными рекреационными ресурсами: климат, лечебно-оздоровительные условия, минеральные воды, лечебные грязи и рапа озера Эльтон.»

За период 1993-2008 гг. в экономику области было вложено 860,1 млн. долл. США инвестиций, в том числе прямых инвестиций - 333,3 млн. долларов США. Вложение средств в основном производилось в предприятия металлургии, топливно-энергетического комплекса и перерабатывающих отраслей. За первое полугодие 2008 года в регион поступило 50 млн. долл. США иностранных инвестиций. Практически вся эта сумма направлена на развитие предприятий цветной и черной металлургии и пищеперерабатывающей промышленности. Кроме того, иностранным инвесторам предлагается возможность инвестировать другие значимые для государства проекты, такие как реконструкция Волгоградского международного аэропорта, Волго-Донского судоходного канала, строительство мостового перехода через реку Волга, Центра по трансплантации почки и диализа и ряд других.

К вышесказанному хотелось бы добавить, что к основным направлениям эффективного развития Волгоградской области и улучшения инвестиционного климата можно отнести инновационную деятельность, в первую очередь - организацию ритмичной работы создаваемой в регионе инновационной инфраструктуры, разработку механизмов, позволяющих обеспечить гармоничное, а главное, конкурентоспособное развитие производства, образования и науки.





Для общества, по отношению к нарушителям прав интеллектуальной собственности. Таким образом, несовершенство Российского законодательства в отношении прав собственности, а также низкая культура корпоративного управления, является весомым фактором, препятствующим притоку иностранных инвестиций в экономику. 7. Законодательство и судебная защита Для инвестора самое важное - стабильность...


Нормативной базой регулирования иностранных инвестиций. В связи с этим в ближайшее время необходимо принять закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, призванный скорректировать имеющиеся в действующем законе просчёты, снижающие его эффективность в качестве базового правового акта, призванного обеспечить благоприятные условия...

На общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным. 3. Расширение форм привлечения иностранных инвестиций в РФ Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно...





Применение мер, традиционных для рыночной экономики на микроуровне, другими словами преодоление системного кризиса. III. Анализ иностранных инвестиций в реформируемой российской экономике. Экономическое развитие стран с переходной экономикой и развивающихся стран ограниченно несформированностью рыночного механизма и узостью капитальной базы. Страны со зрелой...

Приступая к анализу динамики и структуры поступления иностранных инвестиций в Россию необходимо отметить, что в общем объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными. Однако с 1996 года, когда на рынок ГКО-ОФЗ были допущены нерезиденты, объемы прочих инвестиций резко пошли вверх в силу появившейся возможности зарабатывать "легкие" деньги, рискуя при этом минимально.

Соответственно, это повлекло за собой значительное сокращение средств, направляемых в прямое инвестирование. Так, если в 1996 году структура иностранного капитала, привлеченного в Россию из-за рубежа по данным Госкомстата выглядела следующим образом: прямые инвестиции - 67,7%, портфельные - 1,3% и прочие - 31%, то по уже итогам 1998 года это соотношение составило: прямые - 28,6%, портфельные - 1,6%, прочие -69,8%, а в 2004 г. соотношение стало следующим: прямые - 23,3%, портфельные - 0,8%, прочие -75,9%.

Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится, прежде всего, к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе.

И, тем не менее, иностранные инвестиции идут в Россию (см. табл. 2.1 и рис. 2.1-2.4).

Таблица 2.1

Объем иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США

Портфельные

Рис. 2.1.

Рис. 2.2.

Рис. 2.3.

Рис. 2.4.

Данные таблицы 2.1 и рисунков 2.1-2.4 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Исключение составляет только 2000 г.

Наибольший рост иностранных инвестиций произошел в 2004-2005 гг.

В 2004 г. рост иностранных инвестиций по сравнению с 2003 г. составил 150,1%. В 2005 г. в экономику России поступило 40,5 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2004 году (см. табл. 2.2).

Приведенные цифры, с одной стороны, дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала. В итоге дело, как известно, закончилось финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных инвестиций.

Таблица 2.2

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2004г., по видам

2004 г. в % к

млн. долл. США

Инвестиции, всего

прямые инвестиции

в том числе:

взносы в капитал

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

прочие прямые инвестиции

портфельные инвестиции

в том числе:

акции и паи

долговые ценные бумаги организаций

прочие инвестиции

в том числе:

торговые кредиты

прочие кредиты

на срок до 180 дней

на срок свыше 180 дней

иностранный инвестиция экономический

Ситуация 1997 г. показала, что ко всякого рода оптимистическим прогнозам необходимо относиться с осторожностью. По этой причине можно выразить ряд сомнений в устойчивости и "прогрессивности" инвестиционного роста.

В первой главе данной работы отмечалось, что наиболее желательными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они могут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики (в отличие от девальвации национальной валюты или положительного торгового сальдо). Кроме того, их приход сопровождается притоком технологий и ноу-хау.

Рассмотрим структуру иностранных инвестиций в экономику России в 1996-2005 гг. (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Структура иностранных инвестиций в экономику России, %

Портфельные

Рис. 2.5.

Рис. 2.5.

Сравнивая данные в таблице 2.3 и рис. 2.4, 2.5 нетрудно заметить, что структура иностранных инвестиций в 2002-2005 г. не претерпела принципиальных изменений и продолжает оставаться неблагоприятной. По-прежнему в ней заметно преобладают "прочие инвестиции", в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшая привлекательность детерминируется платностью - кредиты надо отдавать с процентами. В этом контексте Россия сильно отличается от большинства развитых экономик, где примерно 90% совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции.

Кредиты от зарубежных организаций в последние годы имеют устойчивую тенденцию к повышению (см. табл. 2.2). Увеличение иностранных инвестиций по этой статье можно объяснить двумя причинами. Во-первых, часть поступающих инвестиций - это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старых долгов. Таким образом, внутрь статьи "прочие прямые инвестиции" как бы встроен механизм, действующий в направлении повышения показателей. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно. Достаточно сказать, что разница между депозитными и кредитными ставками в российских банках варьируется в пределах 12-15% против зарубежных 5-7%.

Доля прямых иностранных инвестиций по итогам 2005 г. в сравнении с 2004 г. имела незначительную тенденцию к росту - с 22,8% до 23,3% - и по-прежнему не может считаться удовлетворительной. Доля портфельных инвестиций продолжала оставаться очень незначительной и имела тенденцию к уменьшению (в 2005 г. - 0,8%; в 2004 г. - 1,4%, в 2003 г. - 2,4%).

Благоприятное отношение к прямым иностранным инвестициям и портфельному капиталу определяется тем, что в отличие от кредитов эти вложения объединяют риски инвестора и производителя и осуществляются не на условиях платности, срочности и возвратности.

Фондовый рынок в современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций.

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: существенного притока портфельного капитала в экономику РФ в обозримой перспективе ждать не стоит. Тем не менее, привлечение средств в компании, не имеющие выхода на внешние рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка.

Происходящий рост иностранных инвестиций происходит на фоне прогрессирующего бегства капитала.

Крупнейшие государства-инвесторы в экономику Российской Федерации по итогам 2005 года представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец 2005 года, млн. долларов США

Накоплено

В том числе

Поступило в 2005 г.

в % к итогу

портфельные

Всего инвестиций

из них по основным странам-инвесторам

в том числе:

Нидерланды

Люксембург

Германия

Великобритания

Виргинские о-ва (Брит.)

Швейцария

Из таблицы 2.4 и рис. 2.6 видно, что основные страны-инвесторы - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится 80,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Рис. 2.6.

Обращает на себя внимание, что офшоры Кипр и Виргинские острова являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на конец 2005 года равнялась 19,1%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.

Отличительной особенностью инвестиций развитых стран является их секторальная направленность - большая доля инвестиций направляется в высокотехнологичные и финансовые сектора.

В России же в настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления) (см. рис. 2.7).

Рис. 2.7.

Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль вкладывается больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании - очень крупные предприятия "стратегического" значения. Кроме того, существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

Из-за сложного политического и экономического положения в России перспективы иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль остаются неясными. Тем не менее, международные нефтяные компании имеют опыт работы в развивающихся странах и умеют преодолевать специфические трудности, связанные с отсутствием нормальной рыночной среды и произвольными действиями властей. Однако в любом случае вряд ли будет возможно самостоятельное освоение крупных месторождений иностранными компаниями, что создало бы конкуренцию российским нефтедобывающим гигантам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для "импорта" современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

Совсем немного сообщений имеется в средствах массовой информации об инвестировании в предприятия черной металлургии. По-видимому, в настоящее время не реализуется ни одного крупного инвестиционного проекта со значимым участием иностранного капитала в этой области.

Помимо общеэкономических причин слабой активности иностранных инвесторов можно назвать ряд факторов, снижающих интерес иностранного капитала к предприятиям черной металлургии.

При покупке предприятия перед иностранным инвестором встает задача создания системы сбыта продукции и закупок сырья.

В настоящее время на внутреннем российском рынке трудно создать подобную систему в том виде, который бы удовлетворял западного инвестора. Сложилась ситуация, при которой для получения необходимых гарантий инвестор должен поставить под контроль всю технологическую цепочку, особенно поставщиков сырья, а это часто невозможно.

Использование иностранной компанией собственной закупочно-сбытовой системы также затруднено. Доставка сырья из-за границы и (в меньшей степени) вывоз готовой продукции за рубеж требуют высоких транспортных расходов из-за удаленности большинства российских металлургических заводов от морских портов.

Нельзя забывать, что избыточные сталелитейные мощности - проблема многих развитых стран, и в них имеются жесткие ограничения на импорт стали. Это также затруднило бы для иностранной компании сбыт продукции российского предприятия.

На большинстве российских металлургических заводов используются устаревшие технологии, что снижает желание иностранного капитала приобретать их акции.

Тем не менее, потенциально черная металлургия могла бы привлекать иностранных инвесторов. Несмотря на высокие транспортные расходы на экспорт идет около половины производимой продукции, что говорит о хороших экспортных возможностях отрасли. С развитием рыночной экономики иностранные фирмы могут начать ориентироваться и на внутрироссийский рынок.

В настоящее время в отрасли реализуются лишь отдельные, сравнительно небольшие проекты с участием иностранного капитала.

Одной из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность. Довольно высокий интерес к данной отрасли можно объяснить рядом факторов. Основная составляющая в себестоимости алюминия - электроэнергия. Сравнительная дешевизна электроэнергии в России и удачное расположение многих алюминиевых заводов (например, Братский завод находится рядом с двумя крупными гидроэлектростанциями, у которых практически нет других крупных потребителей энергии) позволяют получать высокую прибыль.

В алюминиевой отрасли эффективно использование толлинговой схемы (работа на давальческом сырье), что позволяет легко включить российское предприятие в технологическую цепочку иностранного партнера, решить проблемы поставок сырья и реализации продукции, уменьшить налоги и таможенные сборы, уменьшить оборотные средства предприятий (которым не надо самим закупать сырье), обойти квоты на поставку российского алюминия на Запад.

Рентабельность производства повышается также благодаря относительной дешевизне российской рабочей силы и хорошему состоянию оборудования на многих предприятиях.

Иностранные инвесторы проявляют высокий интерес ко многим крупным алюминиевым заводам.

Ситуацию с иностранными инвестициями в медной промышленности можно сравнить с положением в черной металлургии. Высокие транспортные расходы и необходимость крупных вложений в повышение эффективности производства препятствуют иностранным инвестициям.

Мировое производство некоторых цветных металлов контролируется крайне ограниченным числом компаний-монополистов. Такие компании могут стараться поставить под контроль соответствующее производство в России исходя из стратегии экспансии и нежелания пускать на мировой рынок независимых конкурентов. При этом экономическая целесообразность может отойти на второй план.

Некоторым иностранным компаниям удалось захватить ведущие позиции в той или иной отрасли цветной металлургии промышленности России (или даже СНГ). Интересы иностранных инвесторов в цинковой промышленности СНГ распределились следующим образом: Челябинский электролитный завод - швейцарская компания Euromin, Лениногорский комбинат - компания Gerald Metals, Алмалыкский завод (Казахстан) - компания Glencore.

Несмотря на высокий интерес иностранного капитала к цветной металлургии, перспективы иностранных инвестиций в отрасль остаются неопределенными. Это связано, прежде всего, с общеэкономической и общеполитической ситуацией. Кроме того, инвестирование в гигантские предприятия (какими являются наиболее рентабельные алюминиевые заводы) в российских условиях сопряжено с дополнительным политическим риском.

Некоторые отрасли химической промышленности, благодаря богатым природным ресурсам, обладают хорошим экспортными перспективами (например, производство минеральных удобрений). Это делает их потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.

Высокий внутренний спрос на товары бытовой химии способствует иностранным инвестициям в предприятия этого профиля. Инвесторов также привлекает возможность вкладывать средства в небольшие предприятия.

Неплохими экспортными возможностями и хорошим внутренним спросом характеризуется также нефтехимия. Имеются примеры вложения иностранных средств в предприятия отрасли в рамках проектов, реализуемых крупными российскими нефтяными компаниями.

Недостатком химической отрасли является то, что многие производства были созданы с военными целями.

Химические предприятия крайне разнородны и вряд ли можно говорить о каких-либо перспективах химической промышленности в целом. Однако в любом случае ожидать масштабных иностранных инвестиций в ближайшее время не приходится, хотя в настоящее время и реализуется ряд проектов.

Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Лесоматериалы - традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как, например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.

В целом, следует отметить, что структура иностранных инвестиций в экономику России по отраслям экономики сложилась в силу значительного расхождения уровней рентабельности в разрезе отраслей - высокие прибыли главным образом генерируются нефтедобывающим сектором, в то время как другие либо не прибыльны, либо малоприбыльны. Проблема обостряется тем, что сырьевые сектора в целом сильно зависимы от внешней конъюнктуры, что наводит на мысль о необходимости диверсификации источников роста. Поэтому основной задачей государства, как регулятора экономического развития, должно стать перенаправление инвестиционных потоков в "нужные" отрасли. В частности, это возможно за счет изменения системы налогообложения нефтяного сектора, который в настоящее время не обладает "встроенным механизмом" адаптации к изменениям во внешней среде". Отрасль испытывает большие трудности при низких ценах на нефть и, наоборот, в периоды высоких цен генерирует сверхприбыли, тем самым, привлекая больший капитал. В данном контексте можно говорить о необходимости занижения доходности в нефтяном секторе при одновременном ее повышении в других, не способных априори достичь такого уровня.

Помимо динамики и структуры иностранных инвестиций, важное значение имеет также оценка его уровня. А он, несмотря на положительную динамику остается очень низким - чуть больше одного процента ВВП. Для сравнения - в других развивающихся странах или странах Восточной Европы приток иностранных инвестиций эквивалентен 6-7% ВВП. В Бразилии (сопоставимой по населению стране) ежегодно привлекаемый объем прямых иностранных инвестиций находится на уровне 25 млрд. долларов США, в то время как в России в 2005 г. - только 9,42 млрд. долл. США. Если же приводить показатель объема ПИИ в расчете на душу населения, то Польша и Чехия будут заметно превосходить российские показатели (Чехия - 560 долл. США, Польша - 180 долл. США против примерно 60 долл. в России).

На наш взгляд, низкий уровень привлечения иностранных инвестиций в Россию во многом связан с особенностями сложившегося инвестиционного климата.