Развитие понятия богатства. Эволюция развития экономической науки

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Кафедра экономической теории

Реферат на тему:

Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения

Выполнила: Зотова Т.

студентка гр. Э-42

Проверила: Рогаткина Е.В.

Новосибирск, 2005

Введение

Развитие понятия богатства

Определение природы и состава общественного богатства

Статистика общественного богатства

Современный взгляд на богатство и его производство

Экономический круговорот

Заключение

Список литературы

Введение

Экономическая теория как наука (то есть систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII – XVIII вв. в период становления капитализма. Её основной задачей было, прежде всего, выяснить, «как государство богатеет».

Для начала, надо выяснить, что понимать под богатством. Издавна под богатством подразумевалась совокупность материальных благ, без которых невозможна человеческая жизнь – пища, одежда, жильё и иные средства существования, а также орудия, с помощью которых эти средства создавались. Однако, как признано, не хлебом единым жив человек. И действительно, современные представления о богатстве расширились: богатство включает всё то, что обеспечивает благосостояние людей, уровень и качество их жизни. Уровень и качество жизни охватывают все виды человеческой потребностей:

Материальные

Духовные

Социальные.

Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в улучшении удовлетворения его духовных потребностей: в увеличении свободного времени и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.

Богатство имеет несколько человеческих измерений, если его рассматривать с позиций одного человека, семьи или общества.

Каким образом, где и благодаря каким условиям создаётся богатство всего общества? Поиск ответа на этот и связанные с ним вопросы стал делом экономической теории.

Развитие понятия богатства

Впервые теоретическое изучение экономики началось в рабовладельческом обществе. Великий греческий мыслитель Аристотель ввел в оборот название науки – «экономия». В ней он рассмотрел, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца.

Исследовательский поиск дал неоднозначные результаты. Первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм. Она считала, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно всё купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден. В то время товары в одной стране обычно покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству: расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Между тем критики меркантилизма подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого материального богатства. Происходит лишь обмен денег на товар, и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, то созданное кем-то богатство только лишь перераспределяется в пользу одной сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не обогащается. Правда, в такой критике не учитывалось, что купцы оказывают людям материальные услуги, доставляя товары из места их производства до места потребления.

Вслед за этим появилось теоретическое учение физиократов. Попытка физиократов искать источник богатства в производстве выразилась в трактовке ими богатства как результата годового земледельческого труда. При этом они не разделяли накопленное и созданное в течение года богатство. Однако, разграничив «первоначальные» и «ежегодные» авансы, физиократы отметили важнейший пункт, отличающий ту часть богатства, которая накапливается и сохраняется в течение нескольких лет, от другой части, которая воспроизводится в течение года.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатство общества производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения, обмена и потребления, полезных вещей. Не ограничиваясь описанием явлений (например, обмена товара на деньги), классическая политическая экономия перешла к исследованию их сущности и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской политической экономии является Адам Смит. Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнёт и произвол, А. Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идёт в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Английские «классики» выяснили источники общественного богатства. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот (освоённые земли, недра и леса). Природа, образно говоря, - «мать» богатства, она снабжает людей средствами жизни (рыба в водоёмах, плодоносящие деревья и др.) и средствами производства (уголь, руды и т.п.). «Отцом» же богатства является труд людей.

Они создали трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создаёт их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достаётся им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты.

Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс. Историческая заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства как особой категории общественного воспроизводства наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями. Важнейшее значение имеет проведенное К. Марксом разграничение общего содержания богатства и его общественной формы. С точки зрения результата производства нет никаких объективных оснований для разграничения общественного богатства и произведенного продукта.

Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. То, что домарксовая политическая экономия не могла осознанно провести различие между богатством как обособившейся в процессе воспроизводства совокупностью потребительных стоимостей, и продуктом как совокупностью произведенных потребительных стоимостей, имеет теоретические и практические основания. С точки зрения стадий развития капитализма только машинное производство создает адекватный капитализму технический базис; только на этом этапе обнаруживается в полной мере всевозрастающая роль накопленного основного капитала как фактора ускоренного накопления, а непрерывность процесса воспроизводства становится объективной необходимостью для капитала. Однако классическая буржуазная политическая экономия развивалась, когда данные обстоятельства не проявились в должной мере.

Теоретические причины смешения национального богатства и продукта в домарксовой экономии коренятся в не разграничении производства и воспроизводства, а также в недостатках анализа содержания процесса труда. Процесс воспроизводства характерен для всех способов производства. Какова бы ни была общественная форма процесса производства, он, во всяком случае, должен быть непрерывным, т. е. должен периодически все снова и снова проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить.

Имея в виду определяющую роль производства, можно сказать, что категории и законы производства суть категории и законы воспроизводства, а определение богатства, характеризующее его как сумму потребительных стоимостей, сохраняется и в процессе воспроизводства. Однако необходимо видеть различия воспроизводства и производства, которые позволяют выделить особый круг законов и категорий воспроизводства и определяют различия между продуктом и собственно богатством.

В отличие от производства воспроизводство, во-первых, есть повторяющийся, непрерывный процесс. В процессе воспроизводства наблюдается повторяемость явлений и процессов как результат действия внутренних законов производства и воспроизводства. Результат производства характеризуется в процессе воспроизводства иначе, чем с точки зрения процесса производства. Результат процесса труда воплощен в продукте, натуральная форма которого отлична от формы факторов производства. Он уходит из процесса труда, покидает его. В процессе же воспроизводства продукт присутствует постоянно, возобновляется, появляется в нем снова и снова, а каждый новый цикл производства исходит из производственного продукта как имеющий предпосылки.

Воспроизводство предполагает, во-вторых, возобновление условий производства. «Процесс производства как содержащий в самом себе условия своего возобновления есть процесс воспроизводства». Нельзя трактовать данное положение К. Маркса узко, т. е. только по отношению к простому воспроизводству. Хотя каждый способ производства имеет свои особые формы обеспечения воспроизводства условиями производства, ни простое, ни расширенное воспроизводство в них невозможны до тех пор, пока не воспроизведены средства производства для возмещения и накопления и предметы потребления для воспроизводства рабочей силы. Собственный продукт труда - отмечал К. Маркс,- распадается на те две составные части, которые, если их рассматривать с вещественной стороны, представляют собой: одна - вещественные условия процесса труда, другая - вещественные условия сохранения и воспроизводства рабочей силы. В процессе воспроизводства, рассматриваемого абстрактно как непрерывный, повторяющийся процесс труда, обнаруживаются не только различия в использовании частей продукта на нужды возобновления вещественных факторов производства (средств производства) и воспроизводства рабочей силы, но и особенности воспроизводства различных составных частей вещественных условий производства. Применительно к средствам производства это выражается в том, что в ходе цикла производства продукта, или годового периода, полностью потребляется лишь определенная часть произведенных средств производства - предметы труда. Предметы потребления, как известно, не входят в процесс труда, а уничтожаются в процессе личного потребления. Однако процесс их потребления обнаруживает естественные особенности различных видов предметов потребления.

Названные особенности, как средств труда, так и предметов потребления неустранимы при любой форме производства, они вытекают из природы потребительной стоимости, из их вещественной формы. Тем самым в процессе воспроизводства определенная часть условий производства постоянно обособляется от другой части, которая потребляется производительно или непроизводительно в пределах данного цикла, или периода производства.

Таким образом, из богатства как мира произведенных потребительных стоимостей в процессе воспроизводства обособляется та его часть, которая накапливается в ходе воспроизводства и увековечивает себя все в новых и новых формах как в сфере производства, так и в сфере потребления.

Другое объективное основание выделения общественного богатства в процессе воспроизводства вытекает из того, что его непрерывность сочетается с периодичностью производства продуктов. К. Маркс, отмечая единство и различие непрерывности процесса труда и периодичности производства продуктов, писал: «Периодичность не имеет ничего общего с непрерывностью процесса труда постольку, поскольку последний - насколько это допускает природа потребительной стоимости - вообще является непрерывным, при самых различных как периодах, так и оборотах вообще...»

Определение природы и состава общественного богатства

Определение природы и состава национального богатства как экономической категории предполагает выявление его границ.

В конце 40 - начале 50-х годов М.В. Колганов выступил с идеей о том, что в состав богатства общества должны входить все потребительные стоимости, - составляющие материальные условия производства, независимо от того, произведены они трудом или нет. Решающий аргумент в подтверждении своей позиции М.В. Колганов видел в том, что «потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма».

По мнению ряда экономистов, под народным богатством понимается не вся совокупность потребительных стоимостей, созданных трудом, а только те из них, которые имеют вещественную форму, являются материальными предметами. Наиболее последовательно данную позицию отстаивали А. Вайнштейн, а также Я.А. Кронрод, уточняя определение богатства, отмечал, что «далеко не все элементы (продукта) накапливаются, как, например, транспортные перевозки, электрическая энергия и т. д.».

В 40-60-е годы также рассматривался вопрос о включении в национальное богатство рабочей силы с ее навыками, знаниями, квалификацией.

К середине 60-х годов господствующей стала точка зрения об ограничении состава богатства только материальными объектами, результатами труда.

В 80-х годах в экономической литературе сформировались две основные позиции по данному вопросу. Сторонники одной считают, что в состав национального богатства не могут входить природные ресурсы. По их мнению, в его состав входят лишь затраты на освоение ресурсов или их экономическая оценка. Наиболее последовательно эту позицию аргументировал А.Л. Вайнштейн.

В рамках другой позиции, которая заключается в обосновании необходимости включения в национальное богатство естественного богатства, имеется значительное разнообразие взглядов по поводу конкретных границ природного богатства. Эта позиция наиболее аргументировано отстаивалась в работах М.В. Колганова и др.

Сторонники данной позиции последовательны и правы, когда отмечают, что само по себе возрастание значимости природных ресурсов, а также факт влияния более благоприятных ресурсов на рост производительности труда и повышение эффективности производства не могут служить основанием для отнесения естественных ресурсов к национальному богатству. В этом случае в национальное богатство пришлось бы включить массу факторов, которые оказывают влияние на рост результативности производства.

Более существенными являются возражения противников включения природных ресурсов в состав национального богатства на том основании, что они не воспроизведены трудом, а лишь потенциально служат источником вещественного богатства.

Однако природные ресурсы не являются чем-то внешним по отношению к процессу труда. Они не являются пассивным источником потребительных стоимостей, произведенных обществом, а прямо включены в процесс труда в качестве его моментов. Последовательный материалистический подход к содержанию процесса труда, к его роли в развитии общества не может не обнаружить постоянное опосредование, взаимосвязь человека и природы. И наоборот, любое исключение природных ресурсов из процесса труда разрывает материальную связь человека и природы, превращает природу как объект воздействия и изменения человека в нечто внешнее, независимое от активной деятельности человеческого общества.

Именно потому, что природные ресурсы прямо включены в общественный процесс труда, они есть не просто источник потребительных стоимостей, а являются неотъемлемой частью производительного процесса и, следовательно, с его позиций не могут не входить в состав, непременных предпосылок непрерывности воспроизводства.

Статистика общественного богатства

Общественное богатство- это совокупность материальных и духовных благ (ресурсов), накопленных в стране в результате прошлого труда, а также учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми общество располагает в определенный момент времени.

Национальное богатство состоит из трех принципиально различных частей:

1. Природные ресурсы, учтенные и вовлеченные в оборот. Это невоспроизводимые блага.

б) Полезные ископаемые - минеральные ресурсы.

с) Вода - энергетические ресурсы.

д) Лес и животный мир.

2. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Воспроизводимые ресурсы.

3. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.

4. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).

a) Основные фонды.

б) Оборотные фонды.

с) Личное имущество.

д) Стратегические ресурсы.

Задачи статистики национального богатства заключается в характеристике объема, структуры, динамики и эффективности использования всего национального богатства и его составных частей; определение объема национального богатства на основе метода прямого счета.

Важным элементом национального богатства (НБ) и условием развития общественного производства служат природные ресурсы. Затраты труда на их поддержание, преобразование и приумножение превращают природные ресурсы в элемент созданного трудом НБ.

Природные ресурсы (ПР) - это естественные природные ресурсы страны, одно из условий обеспечения материальной жизни общества, повышения благосостояния народа. В состав ПР включают земельные фонды, лесные фонды, запасы полезных ископаемых, водные ресурсы, гидроэнергетические ресурсы, рыбные богатства и т.д.

ПР подразделяются на вовлеченные и не вовлеченные в процесс общественного воспроизводства. Вовлеченные в экономический оборот ПР включаются в состав НБ и становятся важным элементом производительных сил страны. Природа в той же мере источник потребительных стоимостей, а из них и состоит НБ, как и труд. Вовлеченные в процесс общественного воспроизводства или экономический оборот природные ресурсы выступают, с одной стороны, в качестве функционирующих средств производства, а с другой - используются на непроизводственные нужды. Не вовлеченные в процесс общественного воспроизводства ПР относятся к потенциальному богатству.

ПР учитываются в натуральном выражении, а некоторые виды ПР и в денежной оценке.

Статистика природных ресурсов разрабатывает свою специфическую систему показателей. Эта система позволяет отразить наличие, состав ПР, динамику и их использование. Основными составными частями статистики ПР являются статистика земельных фондов, лесных ресурсов, полезных ископаемых, водных ресурсов, гидроэнергетических ресурсов и т.д.

Задачи статистики ПР:

1. Контроль за ходом выполнения плана изучения ПР, их сохранения и восполнения.

2. Определяет объем запасов ПР по степени изученности и возможности вовлечения их в экономический оборот. Изучает размещение ПР по стране, характеризует динамику и прирост выявленных запасов ПР.

3. Призвана постоянно совершенствовать и улучшать систему показателей и методологию их исчисления, что позволит всесторонне и полно охарактеризовать ПР.

4. Более эффективное использование ПР. Необходимость усиления охраны природы.

5. Обеспечение рационального использования и воспроизводства ПР.

Статистика ПР, широко используя статистические методы, должна выявлять все возможности эффективного использования ПР, способствовать осуществлению мер по комплексному и рациональному использованию и охране земельных, лесных и водных ресурсов, полезных ископаемых. Важным этапом освоения ПР являются их разведка, изучение, составление кадастров по отдельным видам (земельный кадастр, лесной кадастр, водный кадастр, кадастр месторождений полезных ископаемых) и в территориальном аспекте.

Современный взгляд на богатство и его производство

В настоящее время дают следующее определение общественного богатства.

Общественное богатство – совокупность материальных, культурных благ, которыми располагает общество. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот. К богатству общества относится также всё многообразие продуктов трудовой деятельности людей, которых нет в природе. Экономический и социальный прогресс общества во всевозрастающей мере зависит от количества и качества вещей, созданных трудом. Поэтому такой прогресс вызывает возвышение всех видов человеческих потребностей.

Улучшение жизни населения проявляется прежде всего в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в более полном удовлетворении его духовных потребностей: в увеличении свободного времени (затрачиваемого для самосовершенствования людей) и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.

Движение от самой низкой ступени к более высоким уровням потребностей является следствием перехода от одной стадии развития производства к другой. За всю историю возникли три эпохи в экономике, порождённые гигантскими революциями в производстве:

1) доиндустриальная

2) индустриальная

3) постиндустриальная

Современное производство во всех развитых странах состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер. Одной из них является материальное производство, которое изготавливает вещественные блага (в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и иных) и оказывает материальные услуги (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.). Другая сфера – нематериальное производство, которое создаёт духовные, нравственные и иные ценности и оказывает аналогичные услуги (здравоохранение, образование, научное консультирование и другое). Общая структура производства представлена на рис.1.

рис.1 Современная структура общественного производства

Стало быть, увеличение богатства общества и степень удовлетворения его потребностей прямо и в решающей степени зависят от роста и качественного совершенствования производственной деятельности в двух её видах. В их развитии прослеживаются определённые тенденции.

Качественные перемены в структуре общественного продукта во II половине XX в. привели к новому показателю его объёма. Сейчас во всех странах применяется обобщающий показатель уровня экономического развития – валовой национальный продукт. Валовой национальный продукт – совокупная стоимость всей конечной продукции, созданной в сферах материального и нематериального производства. Сюда входят конечные результаты хозяйственной деятельности как внутри страны, так и за рубежом (так называемый чистый экспорт: разница между стоимостью вывоза товаров и услуг и стоимостью ввоза продукции из-за границы). Если из показателя валового национального продукта вычесть величину чистого экспорта, то получаем объём валового внутреннего продукта, который характеризует стоимость товаров и услуг, производственных в стране во всех отраслях экономики. Последний показатель позволяет достоверно сравнивать величину создаваемого богатства в разных странах.

Экономический круговорот

Как известно, вещество на Земле циклически совершает круговорот: повторяются процессы превращения и перемещения вещества в природе. Подобно этому ещё английские экономисты – «классики» открыли циклическое движение общественного богатства. Они установили, что богатство движется по такой колее: производство – распределение – обмен – потребление.

Исходным является непосредственное производство – процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей (выплавляют из железной руды чугун и сталь, изготавливают из древесины мебель и так далее). Эта фаза экономики имеет решающее значение. Ведь если блага не созданы, то нечего распределять, обменивать и потреблять.

Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. Доставшиеся при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, поскольку люди нуждаются в совершенно иных благах. Тогда происходит обмен – процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.

Потребление означает использование изготовленных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Полезные вещи исчезают в процессе потребления, в силу чего их нужно производить.(рис.2)

Рис.2 Движение продукта труда

В масштабе предприятий и общества производство, распределение, обмен и потребление находятся в гораздо более сложной связи: они взаимопроникают друг в друга и часто не разделяются по времени. В экономическом круговороте неразрывно связаны между собой начальный и конечный пункты.

Общественное производство возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение потребностей людей (осознанных ими запросов или нужд в чём-то). Потребности же имеют свойство изменяться. По мере удовлетворения ранее сложившихся запросов возникают новые, более высокого порядка. У человека происходит переход от одного, более низкого уровня потребностей и потребления к более высокому. Такой рост бесконечен. В человеческом обществе развитие производства порождает закон возвышения потребностей. Каждый может легко убедиться в этом, если сопоставит уровень и качество жизни знакомых ему людей и родственников за сравнительно длительный отрезок времени.

Таким образом, в процессе экономического круговорота возникает противоречие между достигнутым уровнем производства, с одной стороны, и возросшими – в количественном и качественном отношении – потребностями общества. Это противоречие – своего рода мотор, движущий вперёд экономику.

Настоятельная необходимость в расширении и улучшении производства приводит в действие закон повышающейся производительности труда. Каждая новая экономическая эпоха базируется на более высоком уровне выработки производственных работников. В результате движения общественного богатства в большинстве случаев представляет собой не замкнутый круг, а, скорее всего – спираль, движение по которой приобретает всё больший размах и высоту. Такова ведущая тенденция экономического прогресса.

Заключение

В заключении можно задаться вопросом о том, что кто же присваивает материальные условия существования людей и является их хозяином? Конкретнее говоря, кто владеет землёй, фабриками, магазинами, всеми сокровищами материального и духовного богатства?

Сущность такой экономической власти – в отношениях собственности на средства производства и его результаты, которая относится к основным устоям общества. Поэтому всякое государство разрабатывает юридические законы о собственности, охраняемые всей его мощью. Собственность в юридическом смысле устанавливает имущественные отношения. А именно, в правовых нормах определяется, как присваивается и распределяется материальное богатство между различными лицами (отдельными гражданами, социальными группами, классами, государством). Собственнику принадлежит указанное в законе имущество. Он получает полномочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами. Так государство и право закрепляют и защищают существующие в жизни действительные отношения собственности.

Собственность в экономическом смысле – это сложные хозяйственные отношения между людьми, которые существуют в производстве и имеют в нём глубокие корни. Ведь всякое производство материальных благ есть не что иное, как присвоение людьми природного вещества и энергии для пользы людей. Невозможно, естественно, что-либо присваивать вне общественных отношений, устанавливающих, кому принадлежат все природные и созданные людьми богатства. Поэтому отношения собственности касаются

Присвоения

Хозяйского использования материальных средств

Экономической реализации собственности

Всё это – самое важное содержание отношений «человек – человек» в производственной сфере.

Список литературы

1 Борисов Е.Ф. Как государство богатеет, М., 1992

2 Чепурина М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории, Киров,2005

3 Сандерс Ф., Бах Основные экономические понятия, М., 1995

Адам Смит справедливо относил теорию физиократов к "земледельческим системам политической экономии" , "которые признают продукт земледелия единственным или главным источником дохода и богатства каждой страны" .

В статье Н. Г. Чернышевского , посвященной Тюрго и учению физиократов, очень точно раскрывается основная идея физиократии – абсолютное преимущество земледельцев по сравнению с другими деятельными сословиями общества. Приведем вслед за Чернышевским цитату Франсуа Кенэ: "Ремесленник трудясь, философ размышляя, купец перевозя товары, артист доставляя нам наслаждение, – все они требуют средств к существованию. Откуда же получаются ими средства существования, как не из земли? Таким образом, земля кормит тех, которые не обрабатывают ее, кормит излишком, остающимся от пропитания тех, которые обрабатывают ее. Этим чистым доходом содержатся все труды промышленности, торговли, умственной деятельности. Поземельный собственник, владелец чистого дохода, – вот истинный раздаватель щедрот природы, сокровищ земли, вот истинный кассир промышленности. Кто, кроме хозяина, возделывающего землю, создающего чистый доход, имеет право на почетный титул производителя?

Конечно, ремесленник увеличивает ценность материи, которую перерабатывает; но что из того, если в продолжение своей работы он потребляет равную ценность? Имя производителя заслуживает один тот, кто создает не для себя одного, а также и для других. Это хозяин, обрабатывающий землю, потому что он извлекает из нее, во-первых, свое продовольствие и сверх того, во-вторых, чистый доход, то есть средства, на которые содержится источник, из которого почерпают торговцы, артисты, мануфактуристы, медики, писатели, адвокаты, ученые, словом сказать – все, которые, не обрабатывая земли, составляют другую деятельную часть человечества" .

Важно запомнить!

С позиций XXI в., вооруженные современными экономическими знаниями и системным подходом, мы без труда обнаружим, что принципиальная точка зрения физиократов имеет под собой реальные экономические причины:

  • экономика Франции в середине XVIII в. – аграрная система;
  • основная масса трудоспособного населения, несмотря на появление мануфактур, занята в сельском хозяйстве;
  • основная масса налогов в казну государства собирается с земледелия;
  • наконец, личные доходы аристократии (в том числе самих физиократов) обеспечиваются сельскохозяйственным трудом в их поместьях.

Вот почему для физиократов труд на земле является единственным видом производительного труда, создающего чистый продукт (разница между суммой произведенного продукта и затратами на его производство ). Само понятие чистого продукта, впервые введенного в экономическую теорию именно физиократами, существенно обогатило экономическую науку и используется до сих пор.

Труд на земле, создающий чистый продукт, является, по мнению физиократов , производительным трудом , а всякий другой полезный труд – непроизводительным трудом . Связь производительного труда с созданием чистого продукта – весьма продуктивная идея. Она используется позже и в классической школе, и в марксизме, с той лишь разницей, что представители этих школ видели производительный труд и чистый продукт не только в сельском хозяйстве.

Важно запомнить!

Франсуа Кенэ впервые применил в экономическом анализе деление общества на классы – группы людей, разделенных по социально-экономическим признакам. У физиократов таким признаком является роль класса в создании и распределении чистого продукта.

Были выделены три основных класса:

  • 1) производительный класс – земледельцы (создают чистый продукт);
  • 2) земельные собственники – аристократы (присваивают чистый продукт);
  • 3) бесплодный класс – ремесленники и мануфактурные купцы (преобразуют чистый продукт).

Источником богатства общества является труд на земле. Человеческий труд и земля рождают новый продукт. Природа для физиократов такой же творец богатства, как сам человек. Идея естественного порядка, естественной свободы и естественного человека, принадлежащая французским философам-гуманистам (Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье) нашла отражение в учении физиократов как экономический либерализм. Люди наделены разными природными способностями, талантами. Каждый человек знает, как наилучшим образом поступать и добиться для себя жизненных благ, поэтому труд должен быть свободным, так же как экономический выбор каждого человека. "Laissez faire, laissez passeri" – крылатая фраза физиократа Гурнэ как квинтэссенция экономического либерализма.

Важно запомнить!

Особое место в учении физиократов занимает , опубликованная в 1758 г. Можно с уверенностью утверждать, что данная работа оказалась абсолютно новой по методу исследования и форме изложения выводов. Франсуа Кенэ впервые предлагает модель экономического устройства общества , снабдив ее наглядной схемой и показав естественное движение продуктов и денежных средств между основными классами общества.

Класс земельных собственников участвует в создании годового продукта в экономике, неся издержки по улучшению качества земли. Такие издержки физиократия называет поземельными авансами . Улучшение земли дает возможность земледельцам улучшить урожайность, а землевладельцу – получать со временем больше денег за аренду земли. В дальнейшем представитель английской классической политэкономии Давид Рикардо свяжет с этими затратами возможность получения дифференциальной ренты второго рода.

Земледельцы , т.е. фермеры-арендаторы, участвуют в процессе создания годового продукта первоначальными и ежегодными авансами, которые тратятся для обработки земли. Это затраты на сельскохозяйственное оборудование, скот, семена, содержание семьи фермера, наемных рабочих. Первоначальными авансами называют издержки фермера по организации и ведению хозяйства в первый год аренды земли, пока он не получил с нее никакого дохода. В классической школе политэкономии эта категория будет названа авансированным капиталом. Ежегодные авансы – это текущие затраты по ведению хозяйства: на содержание скота, заработную плату работников, ремонт сельскохозяйственных орудий, зданий и технических построек. Говоря современным языком – это основной и оборотный капитал, составляющие издержки производства или себестоимость продукта. Они возмещаются в цене продукта производства после его реализации на рынке и уплаты ренты.

Рента , которую фермер уплачивает землевладельцу, не превышает величину чистого продукта, производимого в процессе сельскохозяйственного производства. Чистый продукт остается после полной оплаты всех необходимых производительных издержек.

Роль бесплодного класса, т.е. ремесленников и мануфактуристов , у физиократов сильно принижена. Они не создают чистого продукта. Их труд только возмещает вместе с прибылью тог капитал, который был вложен в производство. Прибыль предпринимателя приравнивается к его заработной плате и соответственно включается в себестоимость продукта.

Важно запомнить!

Логика рассуждений физиократа относительно разной роли фермерского и предпринимательского капитала заключалась в следующем: фермерский капитал обеспечивает прибыль фермера и доход третьего лица – ренту землевладельца; капитал предпринимателя обеспечивает только его прибыль, следовательно, труд в промышленности и коммерции не создает никакой новой стоимости.

Ремесленники, мануфактуристы, купцы могут увеличивать богатство общества, по мнению физиократов, лишь с помощью бережливости, воздерживаясь от излишних трат и расходования на них денежных средств из государственных фондов. Непроизводительный класс, таким образом, живет за счет производительного класса, который обеспечивает ему занятость, снабжает материалами и средствами существования.

Что касается самой Экономической таблицы (Таблицы Кенэ), то она отражает процесс простого общественного воспроизводства в аграрной феодальной экономике, какой была экономика Франции в XVIII в. Кенэ первым обратился к проблеме воспроизводства капитала, условиям, при которых процесс производства возобновляется снова и снова.

Исходные данные Экономической таблицы Кенэ :

  • а) первоначальные авансы производительного класса составляют 10 млрд ливров (в кругообороте не участвуют);
  • б) ежегодные авансы производительного класса составляют 2 млрд ливров;
  • в) годовой продукт производительного класса составляет 5 млрд ливров, в натуральном содержании: 1 млрд ливров – промышленное сырье; 4 млрд ливров – продовольствие;
  • г) таблица отражает момент окончания сбора урожая.

Процесс кругооборота на Экономической таблице (рис. 5.1) выглядит следующим образом: стоимость валового (общественного) продукта, созданного в сельском хозяйстве, составляет 5 млрд ливров, из них 3 млрд ливров – издержки при возделывании земли (ежегодные авансы и проценты от первоначальных авансов – амортизация). Эти 3 млрд ливров, полученные фермерами, после продажи урожая расходуются ими на оборотный капитал (сельскохозяйственная продукция) и возмещение изношенного основного капитала (продукция ремесленников).

Разница между стоимостью общественного продукта и издержками производства (5-3 = 2 млрд ливров) составляет чистый продукт, который получают землевладельцы в качестве земельной ренты – платы за аренду земли. Землевладельцы расходуют эти 2 млрд ливров на приобретение сельскохозяйственной продукции (1 млрд ливров) и промышленные товары (1 млрд ливров). В то же время ремесленники расходуют полученные ими 2 млрд ливров от продажи товаров землевладельцам и фермерам на приобретение сырья и продуктов, произведенных в сельском хозяйстве.

Рис. 5.1.

Мнение специалиста

Известный эксперт в области истории экономической науки, профессор Лондонского университета Марк Блауг в книге "Экономическая мысль в ретроспективе" (1962) показывает, что Экономическая таблица может быть представлена как система трех уравнений трехсекторной модели Василия Леонтьева "затраты – выпуск". Условия построения Таблицы Кенэ вполне удовлетворяют условиям построения модели "затраты – выпуск" (табл. 5.2). Все факторы, требуемые для производства совокупного продукта, используются в фиксированных пропорциях, стоимость продукции каждого класса полностью исчерпывается его совокупными платежами другим классам.

где X – годовой выпуск трех секторов – совокупный продукт; аij – соотношение затрат и выпуска (технологические коэффициенты); продукт i -го

класса (показан но строкам) используется в качестве ресурса для производства единицы продукции j-ro класса (показан по столбцам).

Таблица 5.2

Экономическая таблица в виде матрицы "затраты – выпуск"

Возможность изложения Экономической таблицы с помощью современных макроэкономических моделей безусловно говорит о выдающемся вкладе физиократов в экономическую теорию вообще и теорию воспроизводства общественного продукта в частности. Хотя с точки зрения современных экономических знаний Таблица Кенэ содержит явные недостатки. Помимо недооценки вклада бесплодного класса в создание чистого продукта, физиократы считали ренту абсолютно законным доходом владельцев земли, частную собственность – неприкосновенной привилегией аристократов, а последних – единственными реальными плательщиками налогов в государственную казну. Физиократы призывали ввести единый земельный налог , по предложению Кенэ составляющий примерно 1/3 чистого продукта, чтобы взимание налогов в обществе было проще и дешевле.

Важно запомнить!

Подведем итоги: школа физиократов фактически подготовила приход в науку классической школы политэкономии. Физиократы увидели источник богатства общества в сфере производства (пусть только сельскохозяйственного), а не в торговле. В качестве истинного источника богатства выступает производительный труд человека. Само богатство предстает в виде продукта человеческого труда. Физиократы выступают за естественный экономический порядок, т.е. за экономический либерализм и свободу конкуренции. Наконец, Франсуа Кенэ впервые рассматривает экономику страны как единый организм, в котором все взаимосвязано, говоря современным языком, как экономическую систему.

  • Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: пер. с англ. 4-е изд. М.: Изд-во "Дело ЛТД", 1994. С. 24.

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Кафедра экономической теории

Реферат на тему:

Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения

Выполнила: Зотова Т.

студентка гр. Э-42

Проверила: Рогаткина Е.В.

Новосибирск, 2005

Введение

Развитие понятия богатства

Определение природы и состава общественного богатства

Статистика общественного богатства

Современный взгляд на богатство и его производство

Экономический круговорот

Заключение

Список литературы

Введение

Экономическая теория как наука (то есть систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII – XVIII вв. в период становления капитализма. Её основной задачей было, прежде всего, выяснить, «как государство богатеет».

Для начала, надо выяснить, что понимать под богатством. Издавна под богатством подразумевалась совокупность материальных благ, без которых невозможна человеческая жизнь – пища, одежда, жильё и иные средства существования, а также орудия, с помощью которых эти средства создавались. Однако, как признано, не хлебом единым жив человек. И действительно, современные представления о богатстве расширились: богатство включает всё то, что обеспечивает благосостояние людей, уровень и качество их жизни. Уровень и качество жизни охватывают все виды человеческой потребностей:

Материальные

Духовные

Социальные.

Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в улучшении удовлетворения его духовных потребностей: в увеличении свободного времени и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.

Богатство имеет несколько человеческих измерений, если его рассматривать с позиций одного человека, семьи или общества.

Каким образом, где и благодаря каким условиям создаётся богатство всего общества? Поиск ответа на этот и связанные с ним вопросы стал делом экономической теории.

Развитие понятия богатства

Впервые теоретическое изучение экономики началось в рабовладельческом обществе. Великий греческий мыслитель Аристотель ввел в оборот название науки – «экономия». В ней он рассмотрел, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца.

Исследовательский поиск дал неоднозначные результаты. Первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм. Она считала, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно всё купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден. В то время товары в одной стране обычно покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству: расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Между тем критики меркантилизма подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого материального богатства. Происходит лишь обмен денег на товар, и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, то созданное кем-то богатство только лишь перераспределяется в пользу одной сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не обогащается. Правда, в такой критике не учитывалось, что купцы оказывают людям материальные услуги, доставляя товары из места их производства до места потребления.

Вслед за этим появилось теоретическое учение физиократов. Попытка физиократов искать источник богатства в производстве выразилась в трактовке ими богатства как результата годового земледельческого труда. При этом они не разделяли накопленное и созданное в течение года богатство. Однако, разграничив «первоначальные» и «ежегодные» авансы, физиократы отметили важнейший пункт, отличающий ту часть богатства, которая накапливается и сохраняется в течение нескольких лет, от другой части, которая воспроизводится в течение года.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатство общества производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения, обмена и потребления, полезных вещей. Не ограничиваясь описанием явлений (например, обмена товара на деньги), классическая политическая экономия перешла к исследованию их сущности и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской политической экономии является Адам Смит. Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнёт и произвол, А. Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идёт в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Английские «классики» выяснили источники общественного богатства. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот (освоённые земли, недра и леса). Природа, образно говоря, - «мать» богатства, она снабжает людей средствами жизни (рыба в водоёмах, плодоносящие деревья и др.) и средствами производства (уголь, руды и т.п.). «Отцом» же богатства является труд людей.

Они создали трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создаёт их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достаётся им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты.

Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс. Историческая заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства как особой категории общественного воспроизводства наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями. Важнейшее значение имеет проведенное К. Марксом разграничение общего содержания богатства и его общественной формы. С точки зрения результата производства нет никаких объективных оснований для разграничения общественного богатства и произведенного продукта.

Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. То, что домарксовая политическая экономия не могла осознанно провести различие между богатством как обособившейся в процессе воспроизводства совокупностью потребительных стоимостей, и продуктом как совокупностью произведенных потребительных стоимостей, имеет теоретические и практические основания. С точки зрения стадий развития капитализма только машинное производство создает адекватный капитализму технический базис; только на этом этапе обнаруживается в полной мере всевозрастающая роль накопленного основного капитала как фактора ускоренного накопления, а непрерывность процесса воспроизводства становится объективной необходимостью для капитала. Однако классическая буржуазная политическая экономия развивалась, когда данные обстоятельства не проявились в должной мере.

Теоретические причины смешения национального богатства и продукта в домарксовой экономии коренятся в не разграничении производства и воспроизводства, а также в недостатках анализа содержания процесса труда. Процесс воспроизводства характерен для всех способов производства. Какова бы ни была общественная форма процесса производства, он, во всяком случае, должен быть непрерывным, т. е. должен периодически все снова и снова проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить.

Имея в виду определяющую роль производства, можно сказать, что категории и законы производства суть категории и законы воспроизводства, а определение богатства, характеризующее его как сумму потребительных стоимостей, сохраняется и в процессе воспроизводства. Однако необходимо видеть различия воспроизводства и производства, которые позволяют выделить особый круг законов и категорий воспроизводства и определяют различия между продуктом и собственно богатством.

В отличие от производства воспроизводство, во-первых, есть повторяющийся, непрерывный процесс. В процессе воспроизводства наблюдается повторяемость явлений и процессов как результат действия внутренних законов производства и воспроизводства. Результат производства характеризуется в процессе воспроизводства иначе, чем с точки зрения процесса производства. Результат процесса труда воплощен в продукте, натуральная форма которого отлична от формы факторов производства. Он уходит из процесса труда, покидает его. В процессе же воспроизводства продукт присутствует постоянно, возобновляется, появляется в нем снова и снова, а каждый новый цикл производства исходит из производственного продукта как имеющий предпосылки.

Воспроизводство предполагает, во-вторых, возобновление условий производства. «Процесс производства как содержащий в самом себе условия своего возобновления есть процесс воспроизводства». Нельзя трактовать данное положение К. Маркса узко, т. е. только по отношению к простому воспроизводству. Хотя каждый способ производства имеет свои особые формы обеспечения воспроизводства условиями производства, ни простое, ни расширенное воспроизводство в них невозможны до тех пор, пока не воспроизведены средства производства для возмещения и накопления и предметы потребления для воспроизводства рабочей силы. Собственный продукт труда - отмечал К. Маркс,- распадается на те две составные части, которые, если их рассматривать с вещественной стороны, представляют собой: одна - вещественные условия процесса труда, другая - вещественные условия сохранения и воспроизводства рабочей силы. В процессе воспроизводства, рассматриваемого абстрактно как непрерывный, повторяющийся процесс труда, обнаруживаются не только различия в использовании частей продукта на нужды возобновления вещественных факторов производства (средств производства) и воспроизводства рабочей силы, но и особенности воспроизводства различных составных частей вещественных условий производства. Применительно к средствам производства это выражается в том, что в ходе цикла производства продукта, или годового периода, полностью потребляется лишь определенная часть произведенных средств производства - предметы труда. Предметы потребления, как известно, не входят в процесс труда, а уничтожаются в процессе личного потребления. Однако процесс их потребления обнаруживает естественные особенности различных видов предметов потребления.

Названные особенности, как средств труда, так и предметов потребления неустранимы при любой форме производства, они вытекают из природы потребительной стоимости, из их вещественной формы. Тем самым в процессе воспроизводства определенная часть условий производства постоянно обособляется от другой части, которая потребляется производительно или непроизводительно в пределах данного цикла, или периода производства.

Таким образом, из богатства как мира произведенных потребительных стоимостей в процессе воспроизводства обособляется та его часть, которая накапливается в ходе воспроизводства и увековечивает себя все в новых и новых формах как в сфере производства, так и в сфере потребления.

Другое объективное основание выделения общественного богатства в процессе воспроизводства вытекает из того, что его непрерывность сочетается с периодичностью производства продуктов. К. Маркс, отмечая единство и различие непрерывности процесса труда и периодичности производства продуктов, писал: «Периодичность не имеет ничего общего с непрерывностью процесса труда постольку, поскольку последний - насколько это допускает природа потребительной стоимости - вообще является непрерывным, при самых различных как периодах, так и оборотах вообще...»

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Кафедра экономической теории

Реферат на тему:

Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения

Выполнила: Зотова Т.

студентка гр. Э-42

Проверила: Рогаткина Е.В.

Новосибирск, 2005

Введение

Развитие понятия богатства

Современный взгляд на богатство и его производство

Экономический круговорот

Заключение

Список литературы

Введение

Экономическая теория как наука (то есть систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII – XVIII вв. в период становления капитализма. Её основной задачей было, прежде всего, выяснить, «как государство богатеет».

Для начала, надо выяснить, что понимать под богатством. Издавна под богатством подразумевалась совокупность материальных благ, без которых невозможна человеческая жизнь – пища, одежда, жильё и иные средства существования, а также орудия, с помощью которых эти средства создавались. Однако, как признано, не хлебом единым жив человек. И действительно, современные представления о богатстве расширились: богатство включает всё то, что обеспечивает благосостояние людей, уровень и качество их жизни. Уровень и качество жизни охватывают все виды человеческой потребностей:

Материальные

Духовные

Социальные.

Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в улучшении удовлетворения его духовных потребностей: в увеличении свободного времени и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.

Богатство имеет несколько человеческих измерений, если его рассматривать с позиций одного человека, семьи или общества.

Каким образом, где и благодаря каким условиям создаётся богатство всего общества? Поиск ответа на этот и связанные с ним вопросы стал делом экономической теории.

Развитие понятия богатства

Впервые теоретическое изучение экономики началось в рабовладельческом обществе. Великий греческий мыслитель Аристотель ввел в оборот название науки – «экономия». В ней он рассмотрел, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца.

Исследовательский поиск дал неоднозначные результаты. Первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм. Она считала, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно всё купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден. В то время товары в одной стране обычно покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству: расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Между тем критики меркантилизма подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого материального богатства. Происходит лишь обмен денег на товар, и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, то созданное кем-то богатство только лишь перераспределяется в пользу одной сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не обогащается. Правда, в такой критике не учитывалось, что купцы оказывают людям материальные услуги, доставляя товары из места их производства до места потребления.

Вслед за этим появилось теоретическое учение физиократов. Попытка физиократов искать источник богатства в производстве выразилась в трактовке ими богатства как результата годового земледельческого труда. При этом они не разделяли накопленное и созданное в течение года богатство. Однако, разграничив «первоначальные» и «ежегодные» авансы, физиократы отметили важнейший пункт, отличающий ту часть богатства, которая накапливается и сохраняется в течение нескольких лет, от другой части, которая воспроизводится в течение года.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатство общества производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения, обмена и потребления, полезных вещей. Не ограничиваясь описанием явлений (например, обмена товара на деньги), классическая политическая экономия перешла к исследованию их сущности и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской политической экономии является Адам Смит. Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнёт и произвол, А. Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идёт в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Английские «классики» выяснили источники общественного богатства. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот (освоённые земли, недра и леса). Природа, образно говоря, - «мать» богатства, она снабжает людей средствами жизни (рыба в водоёмах, плодоносящие деревья и др.) и средствами производства (уголь, руды и т.п.). «Отцом» же богатства является труд людей.

Они создали трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создаёт их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достаётся им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты.

Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс. Историческая заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства как особой категории общественного воспроизводства наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями. Важнейшее значение имеет проведенное К. Марксом разграничение общего содержания богатства и его общественной формы. С точки зрения результата производства нет никаких объективных оснований для разграничения общественного богатства и произведенного продукта. Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. То, что домарксовая политическая экономия не могла осознанно провести различие между богатством как обособившейся в процессе воспроизводства совокупностью потребительных стоимостей, и продуктом как совокупностью произведенных потребительных стоимостей, имеет теоретические и практические основания. С точки зрения стадий развития капитализма только машинное производство создает адекватный капитализму технический базис; только на этом этапе обнаруживается в полной мере всевозрастающая роль накопленного основного капитала как фактора ускоренного накопления, а непрерывность процесса воспроизводства становится объективной необходимостью для капитала. Однако классическая буржуазная политическая экономия развивалась, когда данные обстоятельства не проявились в должной мере.Теоретические причины смешения национального богатства и продукта в домарксовой экономии коренятся в не разграничении производства и воспроизводства, а также в недостатках анализа содержания процесса труда. Процесс воспроизводства характерен для всех способов производства. Какова бы ни была общественная форма процесса производства, он, во всяком случае, должен быть непрерывным, т. е. должен периодически все снова и снова проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить.Имея в виду определяющую роль производства, можно сказать, что категории и законы производства суть категории и законы воспроизводства, а определение богатства, характеризующее его как сумму потребительных стоимостей, сохраняется и в процессе воспроизводства. Однако необходимо видеть различия воспроизводства и производства, которые позволяют выделить особый круг законов и категорий воспроизводства и определяют различия между продуктом и собственно богатством.В отличие от производства воспроизводство, во-первых, есть повторяющийся, непрерывный процесс. В процессе воспроизводства наблюдается повторяемость явлений и процессов как результат действия внутренних законов производства и воспроизводства. Результат производства характеризуется в процессе воспроизводства иначе, чем с точки зрения процесса производства. Результат процесса труда воплощен в продукте, натуральная форма которого отлична от формы факторов производства. Он уходит из процесса труда, покидает его. В процессе же воспроизводства продукт присутствует постоянно, возобновляется, появляется в нем снова и снова, а каждый новый цикл производства исходит из производственного продукта как имеющий предпосылки.Воспроизводство предполагает, во-вторых, возобновление условий производства. «Процесс производства как содержащий в самом себе условия своего возобновления есть процесс воспроизводства». Нельзя трактовать данное положение К. Маркса узко, т. е. только по отношению к простому воспроизводству. Хотя каждый способ производства имеет свои особые формы обеспечения воспроизводства условиями производства, ни простое, ни расширенное воспроизводство в них невозможны до тех пор, пока не воспроизведены средства производства для возмещения и накопления и предметы потребления для воспроизводства рабочей силы. Собственный продукт труда - отмечал К. Маркс,- распадается на те две составные части, которые, если их рассматривать с вещественной стороны, представляют собой: одна - вещественные условия процесса труда, другая - вещественные условия сохранения и воспроизводства рабочей силы. В процессе воспроизводства, рассматриваемого абстрактно как непрерывный, повторяющийся процесс труда, обнаруживаются не только различия в использовании частей продукта на нужды возобновления вещественных факторов производства (средств производства) и воспроизводства рабочей силы, но и особенности воспроизводства различных составных частей вещественных условий производства. Применительно к средствам производства это выражается в том, что в ходе цикла производства продукта, или годового периода, полностью потребляется лишь определенная часть произведенных средств производства - предметы труда. Предметы потребления, как известно, не входят в процесс труда, а уничтожаются в процессе личного потребления. Однако процесс их потребления обнаруживает естественные особенности различных видов предметов потребления.Названные особенности, как средств труда, так и предметов потребления неустранимы при любой форме производства, они вытекают из природы потребительной стоимости, из их вещественной формы. Тем самым в процессе воспроизводства определенная часть условий производства постоянно обособляется от другой части, которая потребляется производительно или непроизводительно в пределах данного цикла, или периода производства.Таким образом, из богатства как мира произведенных потребительных стоимостей в процессе воспроизводства обособляется та его часть, которая накапливается в ходе воспроизводства и увековечивает себя все в новых и новых формах как в сфере производства, так и в сфере потребления.Другое объективное основание выделения общественного богатства в процессе воспроизводства вытекает из того, что его непрерывность сочетается с периодичностью производства продуктов. К. Маркс, отмечая единство и различие непрерывности процесса труда и периодичности производства продуктов, писал: «Периодичность не имеет ничего общего с непрерывностью процесса труда постольку, поскольку последний - насколько это допускает природа потребительной стоимости - вообще является непрерывным, при самых различных как периодах, так и оборотах вообще...»

Определение природы и состава общественного богатства

Определение природы и состава национального богатства как экономической категории предполагает выявление его границ.В конце 40 - начале 50-х годов М.В. Колганов выступил с идеей о том, что в состав богатства общества должны входить все потребительные стоимости, - составляющие материальные условия производства, независимо от того, произведены они трудом или нет. Решающий аргумент в подтверждении своей позиции М.В. Колганов видел в том, что «потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма».По мнению ряда экономистов, под народным богатством понимается не вся совокупность потребительных стоимостей, созданных трудом, а только те из них, которые имеют вещественную форму, являются материальными предметами. Наиболее последовательно данную позицию отстаивали А. Вайнштейн, а также Я.А. Кронрод, уточняя определение богатства, отмечал, что «далеко не все элементы (продукта) накапливаются, как, например, транспортные перевозки, электрическая энергия и т. д.».В 40-60-е годы также рассматривался вопрос о включении в национальное богатство рабочей силы с ее навыками, знаниями, квалификацией.К середине 60-х годов господствующей стала точка зрения об ограничении состава богатства только материальными объектами, результатами труда.В 80-х годах в экономической литературе сформировались две основные позиции по данному вопросу. Сторонники одной считают, что в состав национального богатства не могут входить природные ресурсы. По их мнению, в его состав входят лишь затраты на освоение ресурсов или их экономическая оценка. Наиболее последовательно эту позицию аргументировал А.Л. Вайнштейн.В рамках другой позиции, которая заключается в обосновании необходимости включения в национальное богатство естественного богатства, имеется значительное разнообразие взглядов по поводу конкретных границ природного богатства. Эта позиция наиболее аргументировано отстаивалась в работах М.В. Колганова и др.Сторонники данной позиции последовательны и правы, когда отмечают, что само по себе возрастание значимости природных ресурсов, а также факт влияния более благоприятных ресурсов на рост производительности труда и повышение эффективности производства не могут служить основанием для отнесения естественных ресурсов к национальному богатству. В этом случае в национальное богатство пришлось бы включить массу факторов, которые оказывают влияние на рост результативности производства. Более существенными являются возражения противников включения природных ресурсов в состав национального богатства на том основании, что они не воспроизведены трудом, а лишь потенциально служат источником вещественного богатства.Однако природные ресурсы не являются чем-то внешним по отношению к процессу труда. Они не являются пассивным источником потребительных стоимостей, произведенных обществом, а прямо включены в процесс труда в качестве его моментов. Последовательный материалистический подход к содержанию процесса труда, к его роли в развитии общества не может не обнаружить постоянное опосредование, взаимосвязь человека и природы. И наоборот, любое исключение природных ресурсов из процесса труда разрывает материальную связь человека и природы, превращает природу как объект воздействия и изменения человека в нечто внешнее, независимое от активной деятельности человеческого общества.Именно потому, что природные ресурсы прямо включены в общественный процесс труда, они есть не просто источник потребительных стоимостей, а являются неотъемлемой частью производительного процесса и, следовательно, с его позиций не могут не входить в состав, непременных предпосылок непрерывности воспроизводства.

Статистика общественного богатства

Общественное богатство- это совокупность материальных и духовных благ (ресурсов), накопленных в стране в результате прошлого труда, а также учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми общество располагает в определенный момент времени.

Главным представителем физиократов и основателем физиократизма является Ф. Кенэ (1694-1774). Он опроверг учение меркантилистов. По его мнению, источником богатства является превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии.

Термин «физиократизм» (власть природы) был введем в оборот Адамом Смитом. Сами французские физиократы называли себя экономистами. Теория физиократизма развивалась в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции эта система воззрений приобрела наиболее развитую форму и существовала в виде теоретической школы. Основателем физиократического учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817) и Жак Тюрго (1727-1781).

Физиократизм был естественной реакцией французских интеллигентов на недостатки меркантилистской политики кольбертизма, о которых было сказано в предыдущем разделе. Физиократы считали богатством не деньги, а «произведения земли». Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным самим Богом.

Для физиократов богатство нации прирастает в том случае, если существует и постоянно воспроизводится разница между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для производства этой продукции в течение года, т.е. так называемая земельная рента в натуральной форме. Кенэ называл эту разницу «чистым продуктом» и считал единственным «производительным классом» в обществе класс землевладельцев. Кенэ утверждал, что «среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие».

Главное произведение Ф. Кенэ «Экономическая таблица» (1758) содержит схему разделения общества на три основных класса:

  • · производительный класс земледельцев;
  • · класс земельных собственников;
  • · «бесплодный класс» -- люди, занятые не в сельском хозяйстве.

Все три общественных класса находятся в определенном экономическом взаимодействии. Через механизм покупки и продажи происходит процесс распределения и перераспределения «чистого продукта» и создаются необходимые предпосылки для постоянного возобновления производственного процесса, т.е. воспроизводства. Кенэ видит этот процесс, состоящим из следующих стадий:

  • · фермеры-земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников землю и выращивают на ней урожай;
  • · собственники земли скупают продукты у земледельцев и промышленные изделия у ремесленников, в результате чего часть полученных ими за аренду земли денег переходит к сельским хозяевам и ремесленникам;
  • · фермеры закупают промышленные товары у промышленников;
  • · промышленники закупают сельскохозяйственные товары у фермеров.

В итоге фермеры вновь получают денежные средства для аренды земли.

Таким образом, хозяйственный процесс представлялся физиократам как естественная гармония, которая может быть даже описана строго математически. Впоследствии эта идея получила дальнейшее развитие в различных попытках построения математических моделей производства и распределения продукции и в современной экономической науке существует в виде многочисленных отраслевых и продуктовых балансов, межотраслевых моделей, формализованных вариантов теорий макроэкономического равновесия и экономического роста.

Составной частью экономической теории физиократизма является идея невмешательства правительства в естественный ход экономической жизни. Если исходить из схемы, предложенной Ф. Кенэ, места для какой-либо сознательной, активной политики правительств*» в области экономики просто не остается. Точнее, по мнению Кенэ, государство должно установить такие законы, которые бы соответствовали «естественным законам» природы, и на этом экономические функции государства можно будет считать исчерпанными.

Попытку практической реализации экономической концепции физиократов предпринял француз Жак Тюрю, который в 1774 г. был назначен вначале морским министром, а затем в 1774-1776 гг. занял пост генерального контролера финансов. Находясь на этом посту, Ж. Тюрю провел ряд реформ физиократическою характера, острие которых было направлено на снижение роли французского государства в экономической жизни страны.

Были отменены ограничения на хлебную торговлю, упразднены цеховые корпорации и гильдии, крестьянские натуральные повинности в пользу государства заменены денежным налогом, были сокращены государственные расходы. Пожалуй, самым важным элементом реформ Тюрю было налогообложение дворянскою сословия, которое до этого вообще не платило налогов. В перспективе планировалось полностью отказаться от сбора налогов с крестьян, заменив их единым поземельным налогом с дворян.

Такая политика, естественно, сопровождалась серьезной оппозицией со стороны привилегированных сословий; начались придворные интриги, и в результате реформатор был вынужден уйти в отставку. После его ухода Людовик XVI отменю все нововведения Тюрю и Франция начала свое безудержное движение к социальным потрясениям Великой французской революции.

Ж. Тюрю не только прославился как видный государственный деятель, но стал известен и как один из крупнейших теоретиков. Главное его сочинение «Размышления о создании и распределении богатств» (1776) содержит не только положения физиократической школы в духе Ф. Кенэ, но и ряд новых для этого учения положений. Гак, в его работе содержится утверждение о том, что чистый продукт производится не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности; классовая структура общества по Тюрю более сложна, чем по Кенэ, за счет того, что внутри каждого класса существует дифференциация; «бесплодный класс» Ж. Тюрго делит на класс предпринимателей и наемных работников.

Кроме того, он закладывает научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда.

Серьезным вкладом Ж. Тюрю в развитие экономической науки была формулировка «закона уменьшения земельного продукта», согласно которому увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, т.е. действует закон убывающего плодородия почв, который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

Таким образом, если практическая реализация физиократического учения была явно неудачной, то теоретический вклад этой школы трудно переоценить. Во всяком случае, хорошо известно, что именно знакомство с трудами французских физиократов, а также личное знакомство и общение с ними стимулировало интерес к экономической проблематике основателя английской классической экономической школы Адама Смита.

Сравнительная характеристика взглядов меркантилистов и физиократов на развитие экономики

Меркантилисты

Физиократы

1. Где создается богатство

Богатство создается в результате внешней торговли, при обязательном протекционизме государства, при проводимой политике активного торгового баланса, в сфере обращения, где произведенные товары превращаются в деньги.

Богатство создается в результате производства, но только такого производства, где работает природа.

2. Кто создает богатство

^ Богатство создается купцами. Производство служит лишь предпосылкой для создания богатства.

Богатство создается производительным классом - теми, кто обрабатывает землю (крестьяне, арендаторы).

3. Кому достается чистый доход

Чистый доход достается государству

истый доход достается собственникам земли.

4. Отношение к торговцам

Основное требование государства - деньги должны оставаться в стране. Местные купцы должны возвращать выручку в свою страну, иностранным купцам предписывается тратить деньги внутри страны.

Бесплодный (непроизводительный) класс.

5. Отношение к ремесленникам

Люди, занятые во всех отраслях производства и обслуживающей сфере создают предпосылки богатства страны.

Непроизводительный класс.

6. Отношение к деньгам

Деньги - искусственное изобретение людей. Деньги - фактор роста национального богатства.

Деньги - техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена. Деньги - стихийно выделившийся в товарном мире товар.