Понятие туристического потенциала территории. Туристский потенциал территории (понятия и определения)

Российский туризм имеет свою историю развития. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

В последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

Отдых в России, точно так же как и отдых за рубежом, это прежде всего предложение брэндов. Знаменитые еще в советские времена брэнды туристских маршрутов можно пересчитать по пальцам: Карелия, Байкал, белые ночи в Ленинграде, Золотое кольцо России. В Советском Союзе внутреннему туризму уделяли большее внимание, чем сейчас. На высшем государственном уровне разрабатывались интересные туристические схемы, увлекательные экскурсии. Тогда понимали, что русское путешествие это отдых с легендой, историей, изюминкой. Потянуть формирование брэндов самим фирмам просто не под силу. Нужна поддержка государства. Современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.



Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде активно развивается санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние пять-шесть лет усилиями тур-операторов был создан ряд необычных экскурсионных продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали реальной альтернативой пляжному отдыху.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.

По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире.



По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента), производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6 процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2010 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов.

Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработки нефти.

Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования въездного туризма, предусматривающие льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований и развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров и т.д.

Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь соответствующего уровня, в частности Россия.

Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса. Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.

В России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.

Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

Образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

Действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

Неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;

Отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

Отсутствие государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств размещения через систему социального страхования;

Несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

При значительном расслоении населения по уровню среднедушевых доходов в высокодоходных семьях особенно быстро растет потребление услуг высокоэластичных по доходам (мобильная связь, отдельные виды транспортных и бытовых услуг, культуры, туризма и спорта, отдельных видов платных медицинских и образовательных услуг).

Сохраняется стойкий интерес российских граждан к выезду на отдых как в страны дальнего, так и ближнего зарубежья. Необходимо констатировать тот факт, что потребляют эти услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров.

Наличие коллективных средств размещения (гостиниц и аналогичных средств размещения - мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) занимает центральное место в туристской инфраструктуре и оказывает непосредственное влияние как на развитие как внутреннего, так и въездного туризма.

В России отмечается рост числа коллективных средств размещения, в том числе гостиниц, количество работающих, занятых в сфере гостиничного бизнеса составляет в настоящее время около 115 тыс. чел., появляются новые туристские маршруты.

Однако относительно невысокий процент номеров повышенной комфортности, малое число категорийных гостиниц (17%), острая нехватка гостиниц туристского класса 2-3 звезды, значительный моральный и физический износ материальной базы и отсутствие благоприятных условий для инвестиций не создает возможности для коренного изменения ситуации в развитии туристской инфраструктуры внутри России и не создает предпосылок для роста объема этих услуг.

В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в начале 90-х годов прошлого века подавляющую долю платных услуг населению оказывали предприятия государственной формы собственности, то в настоящее время их доля снизилась до 21%. Вместе с тем, на рынке отдельных видов услуг, доля предприятий государственной формы собственности еще значительна. Тогда как, по услугам правового характера, туристским, бытовым услугам она минимальна и колеблется от 1 до 3-х процентов.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

В настоящее время в стране насчитывается более 8 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2011 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн. человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.

Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. Однако, учитывая падение рубля и сложившуюся в стране ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах существенно ниже стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится выгодно приезжать в Россию.

Основные понятия, классификация видов туризма, направления модернизации

Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально - экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм - главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Индустрия туризма - это отрасль экономики, которая имеет благородную цель - развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.

Сфера туризма - давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм - важное и относительно новое направление развития экономики.

В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На доля въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.

В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения туризм подразделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм - это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.

Международный туризм - это систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм).

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» даются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма.

Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.

Туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

Туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц не проживающих постоянно в РФ.

В литературе также дается определение «внутренний турист». Это ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства, например, переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительство;

Лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие;

Лица, перемещающиеся между местностями в целях оплачиваемой работы или учебы;

Военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей;

Кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы;

Транзитные пассажиры;

Участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;

Члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда.

Государственная политика в сфере туризма - это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере туризма, Федеральный закон от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах турис-тской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

В России сейчас существует две организации, ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в Государственной Думе РФ.

Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.

По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания». Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 часов, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами - «иностранный туризм». По данным международных официальных туристских организаций, в 2000-2001 гг. от общего количества 1100-13000 млн. туристов в мире 75-80% приходится на внутренний туризм.

По форме и содержанию туризм разнообразен: прогулки, походы, экскурсии, лагеря, слеты и др.

В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на:

Познавательный (экскурсионный) - посещение чем-либо привлекательных мест, осмотр культурных, исторических, природных достопримечательностей;

Спортивный туризм - участие в спортивных мероприятиях;

Любительский - охота, рыболовство и прочее;

Пригородный туризм - массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха;

С социальными целями - участие в общественных мероприятиях;

Деловой - посещение объектов, представляющих профессиональный интерес;

Религиозный - посещение «святых».

В международной статистике туристические поездки на курорты, в дачные местности к родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы также принято считать туристскими. Турист, как правило, преследует несколько целей (например, поездку на курорт и осмотр достопримечательностей), в которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, время года, продолжительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья (гостиница, туристская база, палатка), с группой или индивидуально, с семьей, с собственным туристским снаряжением, на принципах самообслуживания. Цели и условия путешествия, в свою очередь, определяются материальными возможностями туриста, состоянием его здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и др., а также материально-технической базой туризма и социальной поддержкой (выплаты и дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам и туристским организациям).

Принято различать туризм организованный - путешествие по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный,-путешествие по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.

Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Туристическая экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Самой доступной и массовой формой туризма являются походы.

Туристический поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.

В зависимости от целей походы могут быть познавательной, оздоровительной, спортивной направленности.

Познавательные походы направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, хозяйства. Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха, значение которого огромно. Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, способствуют физическому совершенствованию.

Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции согласно Приложению. Выполнение указанной задачи требует:

Ø разработки и реализации рекламно - информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле-и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно - информационных кампаний в средствах массовой информации;

Ø издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно - информационной печатной продукции;

Ø организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

Ø обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно - информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;

Ø поддержки и обновления официального Интернет - портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

Ø организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

Ø проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

Ø организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;

Ø формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

Создание организационно - правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:

Ø определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

Ø введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

Ø эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;

Ø создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;

Ø создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;

Ø разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

Ø совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;

Ø разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:

Ø создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;

Ø создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;

Ø формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально - экономического развития.

Ø Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:

Ø разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

Ø разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;

Ø создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

Ø создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;

Ø реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;

Ø поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.

Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.

Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно - информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др.

В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально - экономического развития страны.

Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

Необходимое условие развития туризма – туристический потенци­ал, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д. Под туристическим потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-эко­номических предпосылок для организации туристической деятельности на определенной территории. Иногда туристическим потенциалом на­зывают отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристических ресурсов.

Туристический потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого территория расположена. В понятие «туристический потенциал» входит понятие «условия и факторы развития туристической деятельности».

На рисунке 2.1. представлена структура туристического потенциала, составленная российскими учеными А.С.Кусковым и Ю.А.Джаладяном. Туристиче­ский потенциал включает в себя туристические ресурсы и туристическую инфраструктуру. Туристические ресурсы подразделяются на три основные группы: природные, культурно-исторические и социально-экономические. Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристической инфраструктуры, управления а также трудовые, информационные, материально-технические, фи­нансовые ресурсы.

Рисунок 2.1 – Структура туристического потенциала территории

Под туристско-рекреационными ресурсами территории (региона) понимают природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-про­мышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма.

Туристско-рекреационные ресурсы имеют первостепенное значение при управлении туризмом и определяют формирование турбизнеса в том или ином регионе. Именно они составляют основу успешного развития туристического бизнеса, определяют специфику развития ту­ризма в регионе, служат исходным базисом для производства туристического продукта и при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики региона.

Российские ученые А.В.Даринский, Н.И.Панов включают в понятие «туристический потенциал» и понятия: «туристическая индустрия», «пропускной потенциал».

Пропускной потенциал(экологический, туристический, социальный, бытовой), показывает возможности любого туристического объекта в виде пропускных способностей, т.е. максимальной нагрузки, которую может иметь туристический объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения.

Природно-рекреационный потенциал территорий – одна из ведущих предпосылок развития туризма. Всесторонний анализ территорий с высоким природно-ресурсным потенциалом, основанный на использовании методологии системного порядка, предполагает выявление ряда свойств: уровень рекреационных ресурсов, их потенциал, природно- и социально-экономическую целостность, востребованность в настоящем и будущем.

Качество рекреационных ресурсов отражает восприятие челове­ком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной фор­ме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния. В ос­нову оценки положены следующие положения:

Высокое качество отдыха обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетиче­ских и проч.);

Первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;

Потребность человека в общении с «дикой природой» естествен­на и должна быть непременно удовлетворена;

Природные рекреационные ресурсы незаменимы, исчерпаемы,
имеют ограниченные возможности к восстановлению.

На основе исходных положений разработан методологический подход к оценке рекреационного потенциала территории. На первом этапе составляется шкала качественной балльной оценки по каждому компоненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительно­му и животному миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-историческим памятникам.

Климат комфортный или дискомфортный благоприятствует от­дыху или ограничивает пребывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал у территорий с благоприятным климатом, не имеющих ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воз­духе. Повышение дискомфортности климата, обусловленное совокуп­ностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание чело­века на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности территории.

Один из важных для человека компонентов ландшафта, определяющий качество его отдыха, – вода, как поверхностная, так и под­земная. Рекреационная значимость той или иной территории дифференцируется в зависимости от температурного режима открытых водоемов, одного из основных ограничительных факторов, площади их акватории, естественных речных препятствий, привлекательных для разных видов спорта, качественной питьевой и разнообразия минеральных вод.

При оценке достоинств других природных компонентов привлекательность ландшафта учитывается через многообразие их форм.

Кроме того, дополнительно принимается во внимание: при оценке рельефа – панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и животного мира – редкие и исчезающие виды, в том числе занесенные в Красную книгу ре­гиона, ненарушенный растительный покров, заказники по охране от­дельных видов животных и комплексные, мигрирующие виды; при оценке гидроминеральных ресурсов – их количество, значимость для областного и регионального использования. Отмечаются уникальные памятники культуры и природные объекты национального масшта­ба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные тер­ритории, считающиеся сокровищницами генофонда растительного и животного мира.

В итоге наибольшей привлекательностью обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных услуг, оставляющих право выбора вида отдыха за человеком. Рекреа­ционная ценность территории снижается по мере уменьшения раз­нообразия компонентов ландшафта, имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом климате, длительно ограничива­ющем пребывание на открытом воздухе, при дефиците воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов историко-культурного наследия.

Особенности определения и структура туристского потенциала. Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Иногда туристским потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов, что, по мнению авторов, не совсем верно.

Очень часто под туристским потенциалом понимается существование на территории определенных уникальных или по крайней мере интересных не только для местных жителей объектов.

Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена.

Структура туристского потенциала наглядно показана на рисунке 1. Сразу можно заметить, что туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Первые подразделяются на три основные группы - природные, культурно-исторические и социально-экономические. Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т. д.

Рисунок 1. Структура туристского потенциала территории.

Н. И. Панов оперирует понятием «туристско-рекреационные ресурсы» и пишет, что «под туристско-рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма».

Оценка рекреационного потенциала России (по К. В. Кружалину). На первом этапе исследования были определены основные виды и формы международного туризма, которые реализуются и будут реализовываться на территории России. В первую очередь к ним относятся познавательно-развлекательный, лечебно-оздоровительный и спортивный туризм. Эти виды туризма определили набор показателей, положенных в основу оценки рекреационного потенциала и последующей классификации регионов.

На втором этапе была создана серия карт комплексной оценки природных ресурсов для развития лечебно-оздоровительного туризма, типов природных провинций по условиям организации спортивного отдыха, распространения познавательных ресурсов туризма, экологического состояния регионов России, а также карта, отражающая уровень обеспеченности средствами размещения туристов. В исследовании применялся квалиметрический подход, суть которого - экспертное присвоение определенного весового коэффициента каждому показателю, характеризующему рекреационный потенциал, с последующим расчетом средневзвешенного значения, отражающего интегральную оценку рекреационного потенциала каждого из 88 субъектов Российской Федерации.



Из всей совокупности российских регионов, разнящихся по площади и численности населения, 52 характеризуются высоким и относительно высоким уровнем рекреационного потенциала. Эти регионы находятся в основном в европейской части страны, а семь из них - за Уралом и на Алтае, вокруг озера Байкал и на Камчатке.

Средним и низким рекреационным потенциалом обладает ряд старо-освоенных регионов европейской части, а также Русский Север и дальневосточные регионы. Из исследования не следует, что в регионах с низким потенциалом, занимающих около 60% территории страны, невозможно развитие международного туризма. В этих регионах есть уникальные природные, культурно-исторические и археологические объекты, позволяющие развивать определенные виды немассового туризма. Это в первую очередь экстремальный, экологический, научный туризм и т. д.

Оценка экономико-географических факторов и условий для международного туризма в России позволяет констатировать, что они отличаются заметным разнообразием и в сочетании с рекреационным потенциалом могут способствовать развитию международного туризма либо оказывать на него сдерживающее воздействие. Далее, основываясь на изучении экономико-географических факторов, влияющих на развитие въездного международного туризма, можно выделить определяющие, касающиеся нашей страны. К ним относятся прежде всего комплексные показатели, характеризующие состояние и перспективы экономического развития регионов, их экономический вес и общий инвестиционный потенциал.

Из всей совокупности регионов 25 характеризуются благоприятными и относительно благоприятными экономико-географическими условиями развития международного туризма. Из них только шесть располагаются в азиатской части России, а 2 / 3 - в европейской части страны и вытянуты в своеобразную цепочку с северо-запада (Калининградская и Ленинградская области) на юго-восток (Республика Башкортостан и Челябинская область).

К группе с недостаточно благоприятными условиями относятся 45 субъектов, т. е. чуть более 50%. Они занимают большую часть Сибири и Дальнего Востока, а также располагаются на севере и западе европейской территории страны. В группу с. неблагоприятными условиями попадают 18 субъектов, «разбросанных» по всей территории России, с районами концентрации на северо-востоке страны и юге Сибири.

Комплексный анализ влияния экономико-географических условий и рекреационного потенциала на развитие международного туризма позволяет оценить совокупный туристский потенциал регионов России. Проведенное исследование послужило основанием для введения понятия совокупного туристского потенциала и позволяет сделать заключение: регион обладает наилучшими перспективами развития международного туризма, если для него характерны высокий уровень рекреационного потенциала и благоприятные экономико-географические условия. В регионах с низким уровнем рекреационного потенциала и неблагоприятными экономико-географическими условиями развитие индустрии международного туризма весьма проблематично.

К первой группе, характеризующейся благоприятными условиями для развития международного туризма, а соответственно высоким совокупным туристским потенциалом, относится 21 субъект Российской Федерации, из которых лишь Новосибирская и Иркутская области находятся за Уралом. Остальные же регионы располагаются относительно компактно на северо-западе, центре, юге и юго-востоке европейской территории России.

Во второй группе с относительно благоприятными условиями для развития международного туризма, с соответствующим совокупным туристским потенциалом - 30 регионов. Это одна из наиболее крупных групп по количеству субъектов. При этом 19 регионов располагаются плотным кольцом вокруг центральных регионов с высоким туристским потенциалом, относящихся к первой группе. Шесть регионов сконцентрированы на юге России и примыкают к Ростовской области и Краснодарскому краю. Остальные регионы рассредоточены вдоль южной границы страны и не всегда соседствуют с регионами первой группы.

К группе, характеризующейся недостаточно благоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а соответственно средним совокупным туристским потенциалом, относится всего пять регионов, расположенных на юге европейской территории (Воронежская и Волгоградская области), на юге Западной Сибири (Тюменская область) и на юге и в центре Сибири (Кемеровская область и Красноярский край).

К группе, характеризующейся неблагоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а следовательно, низким совокупным туристским потенциалом, относятся 32 региона. Это самая большая группа по занимаемой площади (более 60% территории России). Ее регионы единым массивом занимают север, северо-восток, восток и юго-восток страны. Обособленное положение занимают Брянская, Тамбовская, Астраханская, Курганская области, Республики Калмыкия, Тыва и Хакасия, Чеченская Республика.

Исследование позволило сделать вывод, что высоким и относительно высоким совокупным туристским потенциалом обладает 51 регион России, занимающий почти 40% территории страны. Это в основном староосвоенные рекреационные районы со. сложившейся социально-экономической инфраструктурой, обладающие достаточно изученными и освоенными рекреационными ресурсами и разнообразным природным и культурным наследием. С точки зрения общего инвестиционного потенциала они относятся к регионам-«ядрам» или «сателлитам» и оцениваются как крупные и средние «полюса роста» по перспективам экономического развития.

Анализ территориальной дифференциации иностранных туристских потоков в соответствии с совокупным туристским потенциалом позволяет сделать выводы о его реализации и определить перспективы дальнейшего развития международного туризма в субъектах России. Статистика по прибытию иностранных граждан по регионам России на федеральном уровне не ведется. В сложившихся обстоятельствах Госкомстат России в статистическом сборнике «Туризм в России», основываясь на опросе руководителей туристских предприятий, опубликовал данные за 1999 г. о численности принятых туристов, анализ которых определил долю посещения иностранными туристами регионов России в общем числе туристов. На этом основании субъекты Российской Федерации разделены на три группы.

К первой группе субъектов, часто посещаемых иностранцами, с долей иностранных от общего числа туристов (включая и отечественных) более 50% относятся 20 регионов. Все они - периферийные (за исключением Москвы) и располагаются вдоль государственной границы страны от Калининградской области до Приморского края (в пределах основной зоны расселения), что способствует в ряде случаев интенсивному приграничному деловому туризму и шопинг-туризму. К этой группе также относятся Москва и Санкт-Петербург - традиционные лидеры по посещаемости иностранными гражданами. Во вторую группу субъектов со средней посещаемостью и с долей иностранных туристов от общего их числа 10-50% попадают 18 регионов, располагающихся как вдоль государственной границы, так и примыкающие к регионам первой группы. Часть регионов этой группы, такие как Московская, Ярославская, Владимирская и ряд других областей, - развитые туристские районы. К третьей группе субъектов, редко посещаемых, с долей иностранных туристов от общего их числа менее 10% относятся 44 региона. Они занимают внутреннее географическое положение, и четко выраженных закономерностей в их размещении не прослеживается.

Таким образом, ряд субъектов Российской Федерации характеризуется высоким совокупным туристским потенциалом и частой посещаемостью иностранными туристами. Это характерно в первую очередь для Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областей и некоторых других регионов, где международный туризм развивается высокими темпами.

Имеются регионы с высоким уровнем совокупного туристского потенциала и невысокой долей посещения иностранными туристами (менее 50%). К ним относятся: Московская, Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Белгородская, Ростовская, Свердловская и Челябинская области, Пермский и Краснодарский края, Республика Татарстан. Это не говорит о том, что количество иностранных граждан, принятых и обслуженных в этих регионах, невелико. Как правило, эти регионы характеризуются высокими абсолютными показателями по приему как иностранных, так и отечественных туристов. Перспективы дальнейшего развития международного туризма здесь высоки, особенно принимая во внимание тот факт, что развитие внутреннего туризма способствует развитию международного.

В ряде регионов, обладающих низким уровнем совокупного туристского потенциала, все же наблюдается активное посещение иностранными гражданами. Это характерно для Мурманской, Читинской, Амурской, Сахалинской и Камчатской областей, Республики Карелия, Агинского Бурятского автономного округа, Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев. Анализ специфики этих регионов дает основание утверждать, что поток въезжающих в них иностранных граждан будет и дальше возрастать, что объясняется, прежде всего, развитием делового туризма, связанного с активизацией торговых отношений и приграничным экономическим сотрудничеством с сопредельными государствами (создание совместных предприятий, шопинг-туризм, упрощение въезда и выезда и т. д.). Развитие делового туризма дает толчок к развитию «чистого» туризма, расширению предлагаемых услуг, формированию туристской инфраструктуры.

Для северных и северо-восточных регионов России свойственно вполне закономерное сочетание низкого уровня совокупного туристского потенциала и низкой посещаемости иностранными гражданами. Это не означает, что развитие здесь международного туризма невозможно, так как в этих регионах существуют уникальные природные и культурно-исторические объекты, представляющие большой интерес для реализации некоторых видов немассового, но высокодоходного научного и экологического туризма.

Оценка природно-рекреационного потенциала территории (по И. А. Башалханову и Л. Б. Башалхановой). Природно-рекреационный потенциал территории - одна из ведущих предпосылок развития туризма. Всесторонний анализ территорий с высоким ириродно-ресурсным потенциалом, основанный на использовании методологии системного порядка, предполагает следующее. Применительно к рекреационным территориям важно выявить ряд ее свойств: уровень рекреационных ресурсов, их потенциал, природно- и социально-экономическую целостность, востребованность в настоящем и будущем.

Качество рекреационных ресурсов отражает восприятие человеком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной форме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния. В основу оценки положены следующие положения:

Высокое качество отдыха обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетических и проч.);

Первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;

Потребность человека в общении с «дикой природой» естественна и должна быть непременно удовлетворена;

Природные рекреационные ресурсы незаменимы, исчерпаемы, имеют ограниченные возможности к восстановлению.

На основе исходных положений разработан методологический подход к оценке рекреационного потенциала территории. На первом этапе составлена шкала качественной балльной оценки по каждому компоненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительному и животному миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-историческим памятникам.

Климат комфортный или дискомфортный благоприятствует отдыху или ограничивает пребывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал у территорий с благоприятным климатом, не имеющих ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфортности климата, обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности территории.

Один из важных для человека компонентов ландшафта, определяющий качество его отдыха, - вода, как поверхностная, так и подземная. Рекреационная значимость той или иной территории дифференцируется в зависимости от температурного режима открытых водоемов, одного из основных ограничительных факторов, площади их акватории, естественных речных препятствий, привлекательных для разных видов спорта, качественной питьевой и разнообразия минеральных вод.

При оценке достоинств других природных компонентов привлекательность ландшафта учитывалась через многообразие их форм. Кроме того, дополнительно принималось во внимание: при оценке рельефа - панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и животного мира - редкие и исчезающие виды, в том числе занесенные в Красную книгу Российской Федерации и региона, ненарушенный растительный покров, заказники по охране отдельных видов животных и комплексные, мигрирующие виды; при оценке гидроминеральных ресурсов - их количество, значимость для областного и регионального использования. Отмечены уникальные памятники культуры и природные объекты национального масштаба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные территории, считающиеся сокровищницами генофонда растительного и животного мира.

В итоге наибольшей привлекательностью обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных, услуг, оставляющих право выбора вида отдыха за человеком. Рекреационная ценность территории снижается по мере уменьшения разнообразия компонентов ландшафта, имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом климате, длительно ограничивающем пребывание на открытом воздухе, при дефиците воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов историко-культурного наследия. Суммарная качественная оценка (в баллах) изменяется в пяти диапазонах: до 50, 51-150, 151-300, 301-600 и более 600, что соответствует вариациям коэффициента привлекательности от очень низкого (0, 2) до очень высокого (1, 0) и отражает степень существующих различий типичности ландшафта, биоразнообразия, памятников природы и историко-культурного наследия, благоприятности климата и вод для отдыха человека.

В основу оценки для определения рекреационного потенциала приняты теоретические расчеты удельной емкости, по Н. Ф. Реймерсу (1990), - 4 человеко-дня в год на один гектар площади туристской территории. Такие низкие нормативы гарантируют качество отдыха, отсутствие негативной реакции среды и ее сохранение на достаточно длительный период.

Туристский потенциал региона.

1. Факторы, определяющие туристский потенциал региона и его аттрактивность:

Природно-географические и климатические условия;

Историко-культурный потенциал

2. Факторы, косвенно воздействующие на туризм, а именно:

Социально-демографические.

Социально-экономические и политические.

Научно-технические факторы.

Социально-культурные факторы.

Туристский потенциал региона - это совокупность природных, историко-культурных объектов и явлений, а также социально-экономических и технологических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы, как доступную часть туристского предложения, так и его вероятную часть, не использующуюся в настоящее время по объективным причинам, но имеющую вероятность использования в дальнейшем.
Принципиальным моментом в исследовании состава совокупного туристского потенциала региона является рассмотрение его как системы. Один из теоретиков системного подхода к изучению туризма российский ученый И. В. Зорин считает, что туристская система формируется на стыке трех суперсистем - природы, общества, народного хозяйства - и содержит в себе компоненты всех указанных суперсистем: природные туристские ресурсы, туристы (формальная временная группа общества), туристские средства (материально-технические, энергетические и трудовые ресурсы, необходимые для обслуживания туристской системы).

Регион для обеспечения функционирования и развития своей туристской сферы использует не только собственные ресурсы, но и потенциалы более высокого уровня - страны, континента, мира. С другой стороны, значение многих региональных потенциалов в рамках совокупного туристского потенциала выходит за пределы самого региона (например, использование культурного потенциала некоторых регионов осуществляется жителями всего мира).
Рассматривая состав потенциалов региона, входящих в его совокупный туристский потенциал, необходимо выделить среди них ключевые. К ключевым относятся те из них, формирование и развитие которых способно обеспечить устойчивое функционирование и развитие туризма в регионе.
В структурном плане туристский потенциал региона целесообразно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих потенциалов: природно-ресурсного, историко-культурного, экономического и социального (рис. 2).


Рис. 2. Элементный состав туристского потенциала региона

Природно-ресурсный потенциал сферы туризма - способность природных систем без ущерба для себя (а, следовательно, и для людей) отдавать необходимую человечеству продукцию или производить полезную для него работу в рамках хозяйства данного исторического типа; возможности региона по использованию совокупных природных богатств в туристической деятельности.
Историко-культурный потенциал - выражает возможности для развития туризма, заложенные историко-культурными ценностями, находящимися в регионе;
Экономический потенциал сферы туризма - это составная часть экономического (хозяйственного) потенциала региона, характеризующий способность региона в области воспроизводства туристского продукта, т. е. потенциально пригодные силы и средства, необходимые для воспроизводства туристского продукта на региональном уровне (материальные, природные, трудовые и др.). В состав экономического потенциала входят:
- инфраструктурный потенциал - сбалансированные с требованиями производства туристского продукта возможности предприятий размещения, досуга, питания, транспорта и др. по обеспечению необходимых условий для осуществления туристской деятельности и удовлетворения потребностей их персонала и рекреантов;
- финансовый потенциал - характеризует объем средств, которыми регион может распоряжаться для осуществления туристской деятельности;
- информационный потенциал - это совокупность организационно-технических и информационных возможностей, которые обеспечивают подготовку и принятие управленческих решений и влияют на характер (специфику) производства туристского продукта путем сбора, сбережения, обработки и распространения информационных ресурсов;
- инвестиционный потенциал - совокупные возможности региона по инвестированию туристской деятельности;
- управленческий потенциал - это навыки и способности руководства всех уровней управления по формированию, организации, созданию надлежащих условий для функционирования туристской сферы региона.
Социальный потенциал сферы туризма - возможности региона по воспроизводству необходимой для осуществления туристской деятельности рабочей силы, т. к. используя только материальные ресурсы туризма, невозможно произвести, распределить, обменять и потребить региональный туристский продукт. Включает специально подготовленные квалифицированные кадры, способные осуществлять туристскую деятельность для достижения ее функциональных целей;
Представленный перечень потенциалов, входящих в туристский потенциал региона, не является окончательным и исчерпывающим, т. к. их количество зависит от поставленных целей, способов их достижения и необходимых для этого ресурсов.
В связи с тем, что туристский потенциал региона является системой, можно утверждать следующее:
1. Туристский потенциал региона можно рассматривать как совокупность относительно автономных элементов (потенциалов) с набором присущих им свойств, которые образуют друг с другом бесконечную цепь взаимосвязей и взаимозависимостей внутри системы.
2. Каждый потенциал в составе туристского потенциала должен быть объектом управления со стороны человека.
3. Управляющее воздействие со стороны субъекта управления преобразует соответственно заданным целям не только определенный потенциал (или потенциалы), но и туристский потенциал в целом.
4. Потенциалы в рамках туристского потенциала региона и, соответственно, туристский потенциал в целом, функционируют и развиваются не только по присущим им объективным законам, но и по программным установкам общества. Важно, чтобы между ними не было неразрешимых противоречий.
5. Туристскому потенциалу региона присуща иерархичность. Какое бы место в иерархии ни занимал потенциал, без него невозможно планомерное развитие туризма в регионе. Свойство системности туризма как раз и состоит в том, что исчезновение или ухудшение качества любого из его потенциалов может привести к серьезному изменению качества самой туристской системы.
6. Все потенциалы в рамках туристского потенциала региона способны к декомпозиции и синтезу, к трансформации и инверсии. Так, информационный потенциал накапливается и синтезируется в результате человеческой деятельности. Полезная информация из необходимой и достаточной (например, реклама туров) может инвертироваться в избыточную и бесполезную, которая будет нести в себе определенный потенциал угрозы (известно, что избыток информации отрицательно действует на психику человека).
7. Потенциалы в рамках совокупного туристского потенциала региона связаны между собой, то есть развитие одного потенциала стимулирует развитие других.
8. Туристский потенциал региона и его составные элементы, являясь системным образованием, имеют как естественную сущность, так и искусственную (антропогенную) природу. Значение соотношения природного и антропогенного факторов в каждом из потенциалов различно, что, по-видимому, и определяет необходимость разработки соответствующих механизмов управления ими. Формирование и использование антропогенных потенциалов не должно нарушать естественных, объективно существующих и действующих законов.
9. Каждый потенциал в рамках туристского потенциала региона изначально содержит в себе предпосылки к развитию определенных видов туристской деятельности.
Выполненный анализ потенциалов функционирования и развития туризма в регионе дает основание представить его туристский потенциал как совокупность потенциалов, а также выделить предмет управления туризмом. На взгляд автора, предметом управления туризмом являются свойства ресурсов, связи между ними, направления их использования.
Следует отметить, что на современном этапе более сложными становятся проблемы управления потенциалами, входящими в состав туристского потенциала региона, в связи с существованием серьезных межрегиональных различий, а также ввиду субъективности реализуемых в управлении взглядов и целей. Субъективный фактор в управлении приводит, в частности, к появлению неординарных проблем, решение которых требует высокопрофессионального творческого подхода. Поэтому управление регионом в сфере развития туризма, в том числе и его потенциалами, должно развиваться как синтез двух аспектов: совершенствования научно-практической деятельности и развития управления как искусства. Наука и искусство при управлении регионом не противопоставляются, а выступают как дополняющие друг друга практики.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Принципиальным моментом в исследовании состава совокупного туристского потенциала региона является рассмотрение его как системы.
2. В составе совокупного туристского потенциала региона с позиции системного подхода объект туризма (турист) формирует т. н. туристский потенциал потребностей, имеющий субъективную и изменчивую природу, а субъекты туризма являются основой формирования совокупного туристского потенциала возможностей, имеющим объективную природу.
3. В структурном плане совокупный потенциал региона представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих потенциалов: природно-ресурсного, историко-культурного, экономического и социального.
4. В связи с тем, что туристский потенциал региона является системой, можно выделить его основные особенности: динамичность, иерархичность, способность к трансформации, инверсии, развитию и т. д.
5. В связи с тем, что на современном этапе более сложными становятся проблемы управления потенциалами, входящими в состав туристского потенциала региона, управление регионом в сфере развития туризма, в том числе и его потенциалами, должно развиваться как синтез двух аспектов: совершенствования научно-практической деятельности и развития управления как искусства.