Особенности общей системы налогообложения для малого бизнеса. Налоги на малый бизнес: особенности и нововведения

Любая деятельность человечества, приносящая доход, в современном мире облагается теми или иными взносами в пользу государства. Малое предпринимательство – не исключение. Но во всех странах налогообложение малого бизнеса имеет особенности, целью которых является развитие деятельности малых предприятий в тех или иных сферах путем предоставления условий и налоговых ставок, которые отличаются от общих в стране налоговых норм для бизнеса.

Что такое малый бизнес?

Прежде чем рассматривать налогообложение малого и среднего бизнеса, уточним, какой бизнес считается малым. Это индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства и предприятия, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. Предельный размер выручки от реализации товаров (без учета НДС):
    • малые – до 400 млн рублей.
    • средние — до 1000 млн рублей.
  2. Численность работников:
    • малые – до 100 человек.
    • средние — от 101 до 250 человек.
  3. Доля участия учредителей-юридических лиц – не более 25%.

Системы налогообложения в России

В целом режимы налогообложения в России разделяются на общий и несколько специальных. По умолчанию, если вновь открывшееся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не выбирает режим самостоятельно, уведомив об этом налоговую инспекцию, то к нему применяется общий режим. Общая система налогообложения малого бизнеса не имеет никаких особенностей. Организацией будут выплачиваться все федеральные налоги:

  • на прибыль;
  • НДФЛ;
  • единый социальный налог;
  • акцизы;
  • водный налог, налоги на добычу полезных ископаемых, за пользование природными ресурсами (объекты животного мира и водных биологических ресурсов).

Индивидуальный предприниматель на ОСНО выплачивает следующие федеральные налоги:

  • НДФЛ (13%) за себя и работников (если есть);
  • НДС (размер зависит от вида товара или услуги, 10% или 18%);
  • страховые взносы за работников (26% от суммы зарплаты работников);
  • фиксированные взносы за себя (в 2013 году сумма составляет 35 664,66 рублей). Эти же взносы выплачиваются и при применении специальных режимов.

Помимо федеральных существуют налоги региональные:

  • транспортный;
  • на имущество;
  • на игорный бизнес.

Наконец, есть еще местные налоги на землю и имущество физических лиц. С полным перечнем налогов можно ознакомиться в статьях 13, 14 и 15 Налогового кодекса. Более того, на ОСНО организация обязана вести налоговый и бухгалтерский учет в полной мере в соответствии с законодательством. Разумеется, для малого предприятия налоговое бремя ОСНО может оказаться непосильным. Поэтому предусмотрена система налогообложения малого бизнеса, включающая специальные режимы, которые освобождают малый бизнес от некоторых видов налогов. Рассмотрим вкратце каждый из режимов.

УСН

Упрощенная система налогообложения. Разрешается к применению только организациям с доходами не более 20 млн рублей в год, численностью работников не более 100, а также стоимостью имущества не более 100 млн. Данный режим заменяет НДС, а также налоги на имущество и прибыль единым налогом. Однако здесь есть исключения, перечень которых можно найти в Налоговом кодексе (статьи 174, 224, 284, 346 и некоторые другие). Облагаться налогом могут общие доходы (6%) или разница доходов и расходов (15%). При переходе на УСН допустимо выбрать только один вариант.

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход. Ранее режим был обязательным при определенных видах деятельности (они указаны в п.2 статьи 346.26 НК), которые велись в тех регионах, где был введен ЕНВД, но с 2013 года стал добровольным. При его применении организации выплачивают:

  • ЕНВД (налогом облагается не фактическая прибыль, а потенциальный, то есть вмененный доход);
  • НДФЛ (из заработной платы работников);
  • взносы в ФСС (с выплат работникам).

ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог. Соответственно, применим только к сельскохозяйственным производителям, да и то не ко всем. Предприятие должно заниматься именно производством, переработка продуктов не попадает под данный режим. Кроме того, для подачи заявления с целью перехода на этот режим, доля дохода, полученного от продажи товаров самостоятельного производства за последний год, должна быть более 70%. Режим предусматривает уплату следующих налогов:

  • ЕСХН;
  • НДФЛ, пенсионные взносы и взносы в ФСС с заработной платы работников.

Патентная система

Применима только для ИП. Суть состоит в том, что предприниматель приобретает так называемый патент на определенную деятельность (допустимо всего 69 видов деятельности, перечень которых указан в п. 2 статьи 346.25.1 НК) и на конкретный промежуток времени (не более одного календарного года). Получив патент, ИП платит 6% от потенциального дохода. Потенциально возможный доход устанавливается налоговыми органами субъектов РФ. В рамках данного режима ИП освобожден от налога на имущество, НДФЛ и НДС. Более того, сумма патента может уменьшаться на сумму страховых взносов, однако не более чем на 50%. Для работы на патентной системе необходима строгая финансовая дисциплина. Счета-фактуры, чеки и прочая документация должны быть в наличии и учитываться. Понятно, что не для всех ИП это возможно. Чтобы понять, насколько режим выгоден, стоит самостоятельно подсчитать свои потенциальные доходы и налоги и сравнить с теми, которые установлены государством.

Неприятные нюансы специальных режимов

Несмотря на все выгоды, которые предоставлены специальными режимами, есть и неприятные особенности налогообложения малого бизнеса. Например, освобождение от НДС создает препоны в сотрудничестве с крупными предприятиями, которые могут отказаться от работы с представителями малого бизнеса ввиду возникновения сложностей с отчетностью. Или, касаемо ЕСХН, если по итогам года выясняется, что нарушены условия применения ЕСХН, придется пересчитать налоги в соответствии с ОСНО, да еще и заплатить пеню за несвоевременную уплату. Кроме того, несмотря на то, что процесс учета и отчетности при специальных режимах упрощен, тем не менее, для каждого режима есть свои обязательные требования, которые непременно нужно изучить и соблюдать во избежание штрафных санкций и других проблем

Камни преткновения в совершенствовании российского налогообложения малого бизнеса

В наше время именно малый и средний бизнес является основой экономики. Поэтому государство должно поощрять данную деятельность. Со стороны складывается впечатление, что так и есть. Принимаются новые законы, упрощающие процесс налогообложения, создаются льготы, однако на практике проблемы налогообложения малого бизнеса остаются нерешенными. Масса перспективных идей зарубается на корню, когда будущий предприниматель начинает считать, сколько придется отдать государству, причем еще до того, как появится стабильный доход. Налогообложение малого бизнеса в России вообще развивается крайне неравномерно и непоследовательно. К примеру, для бизнеса в инновационных, научных и технических сферах предусмотрены существенные льготы. Но такой вид деятельности очень сложно начать, а потому на общую картину налогообложения он никак не влияет. В остальном же мы имеем следующее:

  • Непостоянство политики в налоговой сфере. Постоянные изменения, обновления и усложнения, причина введения которых непонятна.
  • Размеры взносов и налогов, оплачивать которые многим новичкам просто не из чего. Например, налог с прибыли за каждого нанятого сотрудника.
  • Оставляет желать лучшего организация работы налоговых учреждений и ведомств.
  • Сложность ведения отчетности на фоне постоянно меняющегося законодательства. Начинающий предприниматель сталкивается с тем, что его знаний не хватает, а ошибки в составлении отчетности грозят штрафами. Приходится обращаться к специалистам. В итоге бывает так, что доходов еще нет, а затраты на ведение учета уже стали постоянной статьей расходов.
  • Наконец, в 2013 году в два раза увеличился размер взносов в ПФР, которые, как известно, должны вносить все зарегистрированные предприниматели, независимо от того, ведут они деятельность или нет.

Иначе говоря, если в других странах налоговая нагрузка на новичков в бизнесе снижена, то наше государство сегодня создало такие условия, в которых начинать свое дело, не имея больших накоплений, крайне рискованно и затратно. Но, как говорится, кто ищет, тот найдет пути для развития. Напоследок отметим, что данная статья является обзорной. При выборе того или иного режима следует тщательно изучить все условия, налоговые ставки и размеры взносов. Они могут варьироваться в зависимости от количества работников, размера их заработной платы, вида деятельности предприятия и многих других факторов.

Зверева Наталья Александровна

студент 3 курса, кафедра экономики ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Солодовникова Ульяна Николаевна

научный руководитель, доцент ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности .

Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана. По состоянию на 2014 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Рассмотрим каждый из них более подробно:

Общая система налогообложения (ОСНО, традиционная, основная) - налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСНО является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют, те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода) .

Находясь на общей системе налогообложения, малый бизнес налоги платит все, предусмотренные законодательством, если, конечно, индивидуальный предприниматель не освобожден от их уплаты. В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов ИП;

· НДФЛ с доходов работников;

· страховые взносы с выплат в пользу работников и за свое страхование;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· водный налог;

· транспортный налог (который является региональным);

· земельный налог местный налог) .

Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка) - специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими специальными режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6 % от доходов или 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов) .

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):

· НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);

· налог на имущество физических лиц с имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

· Налог на добавленную стоимость (НДС) (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ) .

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) - специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД, является тот факт, что при исчислении и уплаты налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя от размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) представительными органами муниципальных образований .

Индивидуальные предприниматели, применяющие режим уплаты ЕНВД, уплачивают следующие налоги и взносы:

· страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование;

· НДФЛ из заработной платы наемных работников .

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 %.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ .

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН кроме сельхозналога уплачивают страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование, а также могут уплачивать НДФЛ из заработной платы наемных работников .

Патентная система налогообложения (ПСН) - специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России .

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ.

Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ.

Налоговым периодом признается календарный год или срок, на который выдан патент.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, освобождены от уплаты:

· НДФЛ (за себя);

· налог на имущество физических лиц;

При такой системе налогообложения необходимо платить страховые взносы во внебюджетные фонды .

Совмещение систем налогообложения:

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения .

Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году. С 1 января вступили в силу несколько значимых поправок по налогам УСН:

· Минэкономразвития приказом от 07.11.2013 № 652 установило коэффициент-дефлятор по УСН на 2014 год в размере 1,067. С учетом корректировки для перехода на УСН с 1 января 2015 года предельный размер доходов увеличен с 45 млн. руб. до 48,015 млн. руб. А для применения УСН на протяжении 2014 года нужно, чтобы доходы не превышали 64,02 млн. руб. (в 2013 году - 60 млн. руб.).

· Совокупная ставка страховых взносов в 2014 году осталась на уровне 2013 года - 30 %. В ПФР - 22 %, ФСС - 2,9 %, ФФОМС - 5,1 % (Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ). В 2014 году порог для начисления взносов составит 624 000 руб. «Упрощенцы», применяющие в 2014 году отдельные виды деятельности, могут по-прежнему использовать льготную ставку взносов - 20 %. Взносы уплачиваются только в ПФР до достижения уровня 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Суммы превышения взносами не облагаются, в то числе по ставке 10 %.

Предприниматели, купившие патент, могут в 2014 году, как и в 2013-ом, применять пониженные ставки страховых взносов (20 % вместо 30 %). За исключением тех, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.

Тарифы страховых взносов на травматизм в 2014 году также остались на уровне 2013 года (Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ). То есть в зависимости от класса профессионального риска. Минимальный тариф - 0,2 %, максимальный - 8,5 %. Льготы также сохранены: взносы на зарплату инвалидов начисляются со скидкой 60 %. Тарифы и скидки предусмотрены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

· Президент подписал федеральный закон об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2014 года. И теперь можно подсчитать размер страховых взносов, которые должны будут заплатить предприниматели на свое страхование за 2014 год. Ведь фиксированный платеж считается как раз на основе МРОТ. МРОТ увеличен с 5205 руб. до 5554 руб. А фиксированный платеж в ПФР за 2014 год составляет 17 328,48 руб., в ФФОМС - 3399,05 руб. Данные платежи нужно уплатить до 31 декабря 2014 года.

Если доходы предпринимателя за 2014 год превысят 300 000 руб., он должен будет доплатить в ПФР еще 1 % с доходов, превышающих эту сумму. Этот платеж нужно перечислить до 1 апреля 2015 года. Отметим, что 1 % считается с доходов без уменьшения их на расходы. Плательщики на УСН для расчета взносов в ПФР берут доходы, перечисленные в статье 346.15 НК РФ.

· Налоговики рекомендовали налогоплательщикам начиная с 2014 года в декларациях в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО. Эти рекомендации касаются и декларации по УСН, утвержденной приказом Минфина от 22.06.2009 № 58н. В письме от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 ФНС подчеркнула, что проставление кода ОКТМО носит рекомендательный характер до утверждения новых форм деклараций. Когда же декларации изменятся, указывать код ОКТМО нужно будет в обязательном порядке. Список налоговых деклараций, в которые внесены изменения. Узнать, какой код ОКАТО соответствует коду ОКТМО, можно на сайте Минфина.

С 2014 года изменены также правила заполнения платежек. В платежных поручениях, как и в декларациях, вместо кода ОКАТО нужно указывать код ОКТМО .

Желание каждого предприятия - платить меньше налогов.

Прежде всего, руководителей при выборе системы налогообложения интересует уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется, как на общих основаниях, так и с помощью специальных налоговых режимов.

Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого бизнеса за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.

Список литературы:

  1. Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году // Российский налоговый портал. - 2006-2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://taxpravo.ru/analitika/statya-345139-vajnyie_izmeneniya_v_zakonodatelstve_dlya_malogo_biznesa_v_2014_godu (дата обращения 17.11.2014).
  2. Налоговый кодекс РФ: часть 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014); часть 2 от 05.08.00 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014).
  3. Налогообложение малого бизнеса // Журнал Бухгалтерия ИП - практический журнал для индивидуальных предпринимателей. - 2011-2014. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.indpred.ru/nalogooblojenie_malogo_biznesa (дата обращения 17.11.2014).
  4. Одарченко А.В. Проблемы развития малого бизнеса // Налоги и налогообложение | лекции, рефераты и шпоры по налогам и налогообложению. - 2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nalogpro.ru/problemy-razvitiya-malogo-biznesa/ (дата обращения 17.11.2014).
  5. Системы налогообложения в России // Малый бизнес. - 2011-2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.malyi-biznes.ru/sistemy/ (дата обращения 17.11.2014).

Открывая собственное дело, каждый предприниматель, прежде всего, просчитывает налоговую нагрузку. Не секрет, что в России давление налогового бремени на малый бизнес достаточно серьезное, поэтому многие работают полулегально, скрывая свои реальные доходы.

Однако руководство страны понимает, что доля налогов малого бизнеса в бюджете значительна, и объем поступлений может увеличиться, если создать условия для развития этого сегмента.

Именно поэтому, сейчас много усилий прикладывается для оказания , а также для создания условий для выхода его из тени. О том, какой предстоит налог на малый бизнес 2015 и какие предусмотрены льготы, и поговорим далее.

  • Налоговые системы для малого бизнеса;
  • Новшества по налогам для малого бизнеса в 2015 году;
  • Три года без проверок;
  • Налоговые каникулы для ИП.

Системы налогообложения малого предпринимательства

Налоги для малого бизнеса – понятие обширное, включающее в себя целый ряд систем налогообложения. Чаще всего небольшие предприятия и ИП выбирают:

  • ОСНО;
  • патент;
  • ЕНВД.

ОСНО – это общая система налогообложения, на которую каждое юридическое и физическое лицо переводится сразу же после регистрации. Она предусматривает обложение бизнеса целым набором налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т.д.). Это наименее привлекательная система для малого бизнеса, поскольку объем налогов здесь наибольший, а также необходимо вести подробный бухгалтерский учет всех операций.

УСН – это один из налоговых спецрежимов, предназначенных именно для малого бизнеса. Налоговые сборы для малого бизнеса на УСН ограничиваются уплатой одного налога в размере:

  • 6% с прибыли;
  • 15% с оборота.

Малый бизнес чаще всего выбирает именно эту систему, поскольку она позволяет вести упрощенный учет, и объемы выплат при этом небольшие.

Патентная система доступна только микробизнесу. Ее еще называют торговым налогом на малый бизнес. Зачастую речь идет об ИП, которые оказывают бытовые услуги населению или торгуют различными товарами на рынках и в небольших магазинах. Сама по себе система предусматривает покупку патента на определенный срок (чаще всего год), уплаченная при этом сумма и является налогом с деятельности.

ЕНВД – это налоговый спецрежим, на который автоматически переводятся малые предприятия, занимающие определенными видами бизнеса. Расчет налога здесь основывается на специальных коэффициентах и физических показателях (торговая площадь, количество ТС и так далее). Налоговые поступления от малого бизнеса здесь ограничиваются одним налогом, а НДС, налог на прибыль и другие, как и в предыдущих случаях, не платятся.

Существуют и такие спецрежимы по налогам, как ЕСХН, которым могут воспользоваться только сельхозпроизводители. Кроме того, стоит учитывать, что в каждом субъекте федерации могут быть свои индивидуальные правила налогообложения, ставки налогов и другие нюансы,с учетом нововведений на налоги малый бизнес 2015, принятых руководством страны.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Налоги для малого бизнеса в 2015 году: нововведения

В июле президент подписал закон об особых налоговых режимах для малого и среднего бизнеса, который способствует снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Некоторые эксперты даже заговорили о новом налоге на малый бизнес, однако все несколько проще.

В частности, этот нормативный акт позволит региональным властям снижать ставки для тех, кто выбрал упрощенную систему НО. Налог, исчисляемый с прибыли, можно уменьшить с 6% до 1%, а в Крыму с 4% до 1%. Тем ИП, которые зарегистрировались впервые и собираются оказывать бытовые услуги гражданам, региональные власти могут устанавливать нулевую ставку налога при УСН и работе по патенту.

Изменения коснулись патентной системы. Количество видов деятельности, в рамках которых можно работать по патенту, увеличивается с 47 до 63. В частности, теперь патент смогут приобрести предприниматели, занимающиеся изготовлением продукции из молока, аквакультурой и рыболовством, ремонтом компьютерного оборудования, выращиванием овощей, заготовкой трав и семян и так далее.

Некоторые эксперты, правда, считают, что регионы не станут снижать ставки, опасаясь уменьшения налоговых поступлений от малого бизнеса. Потому для реализации данной программы в перспективе будут выделены соответствующие средства, чтобы в погоне за поступлением налогов от малого бизнеса местные чиновники не игнорировали нововведения.

Освобождение от проверок

Еще одной новостью по налогам для малого бизнеса стало освобождение от налоговых проверок. Соответствующий закон приняла Госдума первого июля текущего года. В соответствии с данным нормативным актом, малый бизнес с первого января 2016 года освобождается от различных проверок контрольно-надзорных органов сроком на три года. Освобождение касается тех предприятий и ИП, которые в течение предыдущих трех лет не допускали нарушений законодательства.

В то же время надзорные органы могут проверить малый бизнес в том случае, если ранее его должностные лица или само предприятие (ИП) были привлечены к административной ответственности за грубые нарушения законов, или деятельность была временно остановлена.

Освобождение не касается проверок по части пожарной, экологической и промышленной безопасности. По мнению авторов закона, он позволит снизить надзорное давление на бизнес, которое в значительной мере останавливает рост и развитие малого и среднего бизнеса.

Налоговые каникулы

В декабре минувшего года был принят еще один интересный закон, позволяющий малому бизнесу снизить налоговое бремя. В нем прописан не новый налог на малый бизнес, а специальный режим, который называется налоговыми каникулами. Налоговыми каникулами смогут воспользоваться ИП, которые зарегистрировались впервые. Им будет предоставлено право на нулевую ставку налога в течение двух налоговых периодов с момента регистрации. Программа, по которой бизнесу могут быть предоставлены налоговые каникулы, будет действовать с 2015 по 2020 год.

О каких налогах для малого бизнеса идет речь? Нулевая ставка будет устанавливаться для ИП, которые перешли на патентную систему или УСН. При этом сфера деятельности, в которой будет работать предприниматель, должна быть производственной, социальной или научной. ИП, имеющий право на нулевой налог на малый бизнес, должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя впервые.

Региональные власти имеют право устанавливать ограничения для льготников по количеству наемных работников или объему поступлений. Эксперты считают, что этот закон позволит тем, кто только начинает бизнес, освоиться в нем без лишних потерь, а тем, кто работает без регистрации, легализовать свой бизнес.

Налоги на малый бизнес в России, безусловно, всегда были менее обременительны и сложны в исчислении, однако есть немало спорных моментов, которые пугают потенциальных предпринимателей. Сегодня власти пытаются привлечь в малый бизнес как можно больше граждан, для чего и был принят ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономики России, поэтому для привлечения предпринимателей в малый бизнес государство разрабатывает более удобные и привлекательные системы налогообложения, чем для других форм хозяйствования. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства – одна из волнующих тем для начинающих бизнесменов.

Основные моменты и отличительные черты данного вида налогообложения раскроем далее.

Выбор формы налогового режима

Малому бизнесу предоставляется возможность самостоятельного выбора налогообложения, благодаря чему вновь создаваемые предприятия имеют комфортные и доступные условия для своего функционирования.

Малый бизнес, как и другой любой другой легальный бизнес, характеризует его универсальность. В малых предприятиях, так же как и в крупных, налоговые отчисления в казну государства имеют значительный удельный вес в финансовых потоках организации. Недосмотр этой стороны ведения бизнеса оборачивается для фирмы большими финансовыми потерями. Поэтому если Вы только начинаете работать или желаете обратитесь к хорошему бухгалтеру,а лучше станьте им сами.

Конечно, можно признать, что система налогов в РФ несовершенна, однако разумный подбор оптимального метода уплаты налогов вполне возможен.

На сегодняшний день, при создании малого предприятия есть возможность выбрать одну из нескольких действующих на данный момент налоговых систем, наиболее подходящую для планируемой деятельности компании.

Общий режим

Налогообложение предприятий всех форм собственности и видов по умолчанию устанавливается в виде общего режима – ОСНО. При данном режиме в обязанность предприятия входит . Если организация работает на ОСНО, оно платит государству следующие налоги:

  • на добавленную стоимость,
  • на организации,
  • на прибыль (юридические лица),
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели).

Преимущества ОСНО

К преимуществам данной системы можно отнести:

  • возможность заниматься различными видами деятельности, при этом, не имея лимита на размер выручки;
  • возмещение из бюджета НДС по разным основаниям;
  • большая привлекательность для контрагентов за счет возмещения их НДС;
  • обладание любым количеством наемных работников и другие.

Недостатки ОСНО

К недостаткам общего режима можно отнести:

  • обязанность уплаты большого количества налогов,
  • обязанность предоставления в налоговые органы и прочие государственные организации большого количества отчетности,
  • сложная форма ведения доходов и расходов,
  • сбор и обязательное хранение всей документации, связанной с деятельностью предприятия и другие.

Малый бизнес в сельском хозяйстве

Предприниматели, в деятельность которых входит только производство сельскохозяйственной продукции, и которые не перерабатывают ее, имеют возможность работать по системе ЕСХН.

В этом случае сбор налогов с малого бизнеса намного упрощается, так как организация вправе не уплачивать в казну следующие виды налогов:

  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

В том случае, если фирма хочет работать на данном режиме, ей необходимо показать удельный вес всего дохода от продажи произведенной продукции в общей выручке от реализации, причем его доля должна превышать 70% .

Отчетность сдается каждое полугодие, налоговым периодом является один год. Поэтому следует помнить, что перейдя на ЕСХН невозможно поменять режим налогообложения до окончания налогового года. Впрочем, при иных системах смена режима также затруднена и производится лишь с начала года. Причем, заявление на смену формы налоговых сборов необходимо подать заблаговременно в строго определенный период.

Патентная система налогообложения

Ранее малый бизнес имел право применять упрощенную систему налогов, платежи которого рассчитывались на основе патента. Сегодня положения законодательства существенно поменялись – с 2013 года введен новый самостоятельный режим – патентная система налогообложения. Поэтому сейчас особенности налогообложения малого бизнеса в части оплаты стоимости патента дифференцированы от налогообложения субъектов предпринимательства, работающих на других режимах, так как по новой системе необходимо уплатить только лишь стоимость патента.

Общая сумма патента рассчитывается по ставке 6% от предполагаемого годового дохода компании. Однако следует знать, что его теперь нельзя уменьшить как ранее, на сумму страховых взносов, выплаченных по обязательному страхованию.

Применение данного режима возможно только для индивидуальных предпринимателей. Помимо этого, патентное налогообложение применяется только при определенных видах деятельности – в законе их указано 69 и этот список окончательный. Следует помнить, что при покупке патента на срок меньше чем 6 месяцев , полную его стоимость необходимо оплатить в срок до 25 числа месяца после начала его действия. При большем сроке действия патента можно сначала оплатить его треть, а остальные две трети ближе к концу окончания срока его действия – но не позже чем за 30 дней до его прекращения.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Налоги для субъектов малого предпринимательства значительно изменилось в 2013 году. С этого года, а также и теперь, переход на единый налог на вмененный доход стал добровольным. Также подвергся изменению и расчет – теперь он рассчитывается, начиная со дня постановки на учет, исходя из количества дней, которые были отработаны фактически в данном месяце.

Рассчитывается он по формуле, куда входит величина базовой доходности, установленная субъектом федерации, коэффициенты, которые зависят от специфики работы предприятия и ставка налога. Быстро посчитать и оплатить налог помогут .

Предельный расчет количества наемного персонала рассчитывается не как ранее, а от средней численности рабочей силы. Число работников, как и ранее должно быть не более 100.

Преимущества ЕНВД

Налогообложение деятельности предприятия по ЕНВД имеет следующие преимущества:

  • освобождению от уплаты следующих налогов:
  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Как уже было отмечено ранее, по вышеуказанным налогам требуется ведение достаточно сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена указанного ряда налоговых выплат намного упрощает ведение учета и сокращает документооборот.

  • несложность расчета налога;
  • фиксированная сумма налога;
  • налог, который не зависит от реальной выручки предприятия, позволяет легально вести бизнес с различными оборотами без страха перед налоговыми органами;
  • легкость ведения простота учета доходов и расходов.

Недостатки ЕВНД

Налоговую нагрузку вполне реально рассчитать еще до открытия своего предприятия, поэтому высказывание о том, что огромные налоги неожиданно подкосили бизнес, несерьезны. При правильно составленном бизнес-плане налоги станут стабильными для бизнеса.

В том случае, если предприятие уже работает, выходом из запутанной ситуации станет налоговое планирование, при котором обязательно своевременное отслеживание всех изменений в законодательстве.

Проблемы налогообложения предприятий заключены, прежде всего, в отсутствии высококлассных специалистов, стоимость работы которых достаточно высока. На подобные издержки предприниматели часто не желают тратить свои доходы. В результате складывается противоположная ситуация – высокие налоговые платежи и штрафы снижают эффективность ведения бизнеса. Поэтому, чтобы получать высокую прибыль, следует уделять внимание оптимизации налогообложения предприятия и привлекать для этого профессионалов: или в штат, или работать со специалистами на аутсортинге (договор со сторонней компанией).

Только в этом случае оптимизация налогообложения малого бизнеса максимально приблизит предприятие к успеху.


1. Налогообложение малого бизнеса. Какие категории плательщиков к ним относятся, действующие варианты обложения налогами их доходов и применяемые к ним льготы

Список литературы


1. Налогообложение малого бизнеса. Какие категории плательщиков к ним относятся, действующие варианты обложения налогами их доходов и применяемые к ним льготы


Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Основным нормативным документом является Федеральный Закон от 24 июля 2007 года № 209 -ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Согласно статье 4. указанного Закона определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Льготы

Согласно ст. 7. Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

Современное налоговое законодательство позволяет субъектам малого предпринимательства применять различные режимы налогообложения, так называемые специальные налоговые режимы. К их числу относятся: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Из перечисленных систем налогообложения только ЕНВД является обязательным для применения, если Ваш вид деятельности попадает под его действие. Две остальные системы ЕСХН и УСН носят добровольный характер и могут применяться на усмотрение налогоплательщика.

С 1 января 1996 г. была введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (далее - УСН).

Этот специальный режим налогообложения вводился в действие законами субъектов РФ. Был установлен добровольный порядок перехода на УСН и возврата к общей системе налогообложения, а также следующие условия для перехода на УСН организаций и индивидуальных предпринимателей:

предельная численность работающих (независимо от вида осуществляемой ими деятельности) - не более 15 человек;

совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения УСН, не должен был превышать 100 тыс. МРОТ.

С 1 января 1999 г. был введен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, который также вводился в действие законами субъектов РФ и был обязательным к уплате на территориях субъектов РФ.

На уплату единого налога могли быть переведены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в общественном питании, розничной торговле, ремонте и строительстве, транспортном и бытовом обслуживании, консультировании и другие.

В целях стимулирования развития малого предпринимательства за счет упрощения системы налогообложения с 1 января 2003 г. введены в действие два специальных режима налогообложения: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26 и 26 НК РФ), которые заменили действовавшие ранее аналогичные режимы налогообложения.

Порядок применения вышеперечисленных режимов

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) установлен главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: - бытовые услуги населению;

оказания ветеринарных услуг;

оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

услуги платных автостоянок;

оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;

Розничной торговли;

общественного питания;

распространения и (или) размещения наружной рекламы;

Конкретный перечень из вышеперечисленных видов деятельности устанавливается нормативными правовыми актами каждого муниципального района, на территории которого вводится данный налог.

Кроме перечня видов предпринимательской деятельности местным органам власти предоставлено право устанавливать на своих территориях значение коэффициента К2. Это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг) сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т.д.

Необходимо знать, что для перехода на уплату ЕНВД введены ограничения, предусмотренные ст.346.26 Кодекса.

Основным является то, что при применении ЕНВД размер уплачиваемого налога не зависит от размера полученной прибыли. Кроме того, не уплачиваются такие налоги от предпринимательской деятельности как: налог на прибыль (для юридических лиц) и налог на доходы физических лиц (для предпринимателей), налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость. Перечисленные налоги заменяются уплатой единого налога, рассчитанного исходя из налоговой базы, которая определяется как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговая отчетность представляется 1 раз в квартал, не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода, налог уплачивается не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода.

Налог рассчитывается от физического показателя: площади, численности работников, количества транспортных средств и др.

Упрощенная система налогообложения (УСН) установлена главой 26.2 Кодекса. значит, кто не обязан уплачивать единый налог на вмененный доход, имеют право выбора, применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения.

Перейти на УСН вновь зарегистрированные налогоплательщики могут по заявлению, поданному в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, теряют право на её применение, когда полученные доходы превысят определенную величину + другие факторы (величина дохода подлежит ежегодной индексации).

Изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Преимущества этого вида налогообложения:

При УСН отсутствует необходимость в ведении бухгалтерского учета. Достаточно вести «Книгу учета доходов и расходов», которую следует зарегистрировать в налоговом органе.

Применение УСН предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и налога на доходы физических лиц для предпринимателей. При этом и те и другие не уплачивают налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость от предпринимательской деятельности.

Можно выбрать объект налогообложения. Это значит, что налог может уплачиваться только с доходов по ставке 6%, или с доходов, уменьшенных на величину расходов по ставке 15%.

Еще одно преимущество заключается в том, что с 2009 года налоговая декларация представляется в налоговые органы только один раз в год.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) введена главой 26.1 Кодекса и может применяться наряду с иными режимами налогообложения.

Переход на уплату ЕСХН носит добровольный характер.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации составляет не менее 70 процентов.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

Преимущества этого вида налогообложения:

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль (для организаций), налога на доходы физических лиц (для предпринимателей), налога на имущество, единого социального налога и налога на добавленную стоимость от предпринимательской деятельности.

С 2009 года декларация по единому сельскохозяйственному налогу представляется в налоговые органы только один раз в год.

налогообложение доход малый бизнес

Задача 1


Гражданка Иванова подала в суд общей юрисдикции заявление о разводе с супругом. В заявлении изложена просьба о разделении поровну совместно нажитого имущества стоимостью 3 млн. руб.

Исчислить государственную пошлину, подлежащую уплате в бюджет.

Ответ:

Согласно ст. 333.20. Налогового кодекса РФ «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям» государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса;

В нашем случае:

Согласно п.п 1 п.1 ст.333.19 НК РФ

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Кроме того, при подаче искового заявления о расторжении брака - 400 рублей; (пп..5п.1 ст. ст.333.19 НК РФ).

Сумма госпошлины составит:

Половина стоимости совместно нажитого имущества составит 1500 млн. рублей. Следовательно, сумма иска -1500 млн. рублей. Определяем госпошлину: 13 200 рублей +(0,5 % от 500 000 рублей) = 15 700 рублей.

400 рублей при подаче искового заявления.

Итог: 16 100 рублей (15 700 + 400).

Задача 2


В январе физическое лицо, не состоящее в родственных отношениях с другим физическим лицом, подарило ему квартиру стоимостью 1500 тыс. руб.

Определите, какие налоги подлежат уплате и рассчитайте сумму налогов.

Ответ:

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, отменен Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

С 1 января 2006 г. имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, является объектом обложения налогом на доходы физических лиц в порядке установленном:

п. 18 ст. 217 НК РФ по имуществу, переходящему в порядке наследования;

п. 18.1 ст. 217 и пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ по имуществу, переходящему в порядке дарения.

Доход в виде жилого помещения, полученного в порядке дарения одним физическим лицом от другого физического лица, подлежит налогообложению в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

При этом согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения этого имущества, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать) братьями и сестрами).

Таким образом, если физическое лицо - даритель является членом семьи или близким родственником в соответствии с Семейным кодексом РФ по отношению к одариваемому физическому лицу, то такой доход в виде недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

В иных случаях указанный доход подлежит обложению НДФЛ в общем порядке с применением налоговой ставки 13% (независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя). (Письмо Минфина России от 05.10.2009 N 03-04-05-01/724)

В нашем примере физические лица не состоят в родстве, следовательно, доходы, полученные в прядке дарения, подлежат налогообложению по ставке 13%. 1500 000 руб.* 13% = 195 000 рубля.


Список литературы


1. Александров и. М. Налоги и налогообложение. М., 2010.

Качур О.В Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М., 2009.

Миляков Н. В. Налоги и налогообложение. М., 2009.

Налоги: учебник для студентов вузов /Под ред. Д. Г. Черника, И. А. Майбурова, А. Н. Литвиенко. М., 2008.

Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. М., 2009.

Тарасова В. Ф. Налоги и налогообложение. М., 2009.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.06.2011).

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.