Налоги во Франции: на имущество, недвижимость, роскошь – актуальная информация. Налоги на доход во франции

Во Франции налоговые ставки пересматриваются каждый год, учитывая изменения в бюджете и политике страны.

Налоговое законодательство Франции утверждается каждый год Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета. Ставки пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Сразу перечислим главные особенности налоговой системы Франции - это ее очевидная социальная направленность, преобладание косвенных налогов над прямыми налогами (косвенные налоги дают около 60% общего бюджета), особая роль подоходного налога в налоговой системе, учет территориальных аспектов страны, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, а также открытость для международных налоговых соглашений.

В валовом внутреннем продукте большой процент занимают налоговые поступления и взносы в фонды социального значения. Налогообложение - это главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

Налоговая служба включает три уровня: национальный, региональный и низовый.

На национальном уровне действуют:

— Управление национальных и международных проверок (контроль за крупными предприятиями, которые обеспечивают 40-50% совокупных налоговых поступлений).
— Управление проверок налогового положения (контроль за физическими лицами с выскими и «сложными» налогами: журналисты, артисты, спортсмены, руководители крупных предприятий).
— Национальное Управление налоговых расследований (сбор информации о налогоплательщиках).

Что означает «учет территориальных аспектов страны» в налоговой системе Франции? Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

На низовом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Уплата налогов происходит на основе декларации о доходах и контролем за ее правильным составлении.

Контроль осуществляется двумя свособами:

— по данным документов;
— по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.

Налоги во Франции можно разделить на

косвенные

прямые

гербовые.

К Федеральным налогам Франции относятся:
— НДС,
— Налог на прибыль,
— Подоходный налог с физических лиц,
— Налог на собственность,
— Таможенные пошлины,
— Акцизы,
— Пошлины на нефтепродукты,
— Налог на прибыль от ценных бумаг и др.
— Налоговая система строго делится на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Рассмотрим некоторые виды налогов.

Налог на добавленную стоимость дает 45% всех налоговых поступлений, это основной косвенный налог. Он взимается методом частичных платежей.

Есть четыре вида ставок НДС:

— 19,6% нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

— 22% предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

— 7% сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

— 5,5% на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

(нужно помнить, что ставки пересматриваются каждый год).

Некоторые виды деятельности освобождены от уплаты НДС. К ним относится медицина, образование, страхование и все, что попадает под определение «общественная и благотворительная деятельность».

Другие виды деятельности имеют право выбирать между НДС и подоходным налогом: это «сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности»; «финансы и банковское дело»; «литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство».

Подоходный налог составляет 20% налоговых доходов бюджета.

Налог высчитывается по единой прогрессивной шкале, но, учитывая гибкость французской налоговой системы, он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика.

Ставки налога – от 0 до 54% в зависимости от доходов.

Обратите внимание: налог взимается не с физических лиц, а с семьи. (Неженатый человек — это тоже семья из 1 человека).

Другие виды «семейных» налогов:
-Налог на жилье,
-земельный налог на здания и постройки,
-Налог на землю,
-Налог на профессию,
-Налог на уборку территории,
-Налог на использование коммуникаций,
-Налог на продажу зданий.

Налог на прибыль

Физические лица платят прогрессивный налог на прибыль: от 10% до 42% (в среднем – 34%)

Налог на доходы полученные от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом.

Прибыль от операций с недвижимостью облагается налогом в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Максимальная ставка применяется, если срок менее двух лет. При увеличении срока ставка сокращается.

Прибыль от операций с ценными бумагами облагаются по ставке 16%.

Прибыль от операций с движимым имуществом. Налогом облагаются сделки на сумму свыше 20 тысяч евро. Ставки: 4,5%, 7%- для предметов искусства и 7,5% -для сделок с драгоценными металлами.

Юридические лица дополнительно уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда: налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5% — 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налоги на собственность

В эту группу прогрессивных налогов входят налог на имущество хозяйствующих субъектов (до 1,5% стоимости); налог на жилье; налог на земельный участок; налог на автотранспорт.

Социальный налог на заработную плату (для работодателей) также прогрессивен:

ставки 4,5%, 8,5% и 13,6%.

В случае укрытия существует жесткая система ответственности:

— при ошибке заполнения налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год;

— если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;
— при серьезном нарушении возможно тюремное заключение.

Для тех, кто живет в стране по любой визе, уклонение от налогов (но даже неуплата счетов за газ или электричество) послужит причиной окончательного отказа в визе.

Новые виды налогов во Франции.

Франция всегда отличалась гибкостью к изменяющимся реалиям времени, и готовностью отразить новые требования в законодательстве. Тоже касается налоговой системы. К новым видам налогов, например, оносится

Налог на богатых

Французы, чей ежегодный доход превышает 1 млн. евро, будут платить больше налогов, чем граждане с меньшим заработком. Самые крупные налоги будут платить самые богатые представители населения.

Увеличение налога для богатых является частью французского плана по сокращению бюджетного дефицита страны. Предполагается, что правительство Франции откажется от налоговых льгот вместо сокращения расходов, чтобы обеспечить плановую экономию в 5-10 млрд. евро.

Туристический налог

Вместе с другими странами ЕС, куда ежегодно приезжают миллионы туристов, Франция ввела государственный налог на проживание или отдых с предоставлением туристических услуг, то есть при размещении в отелях на территории Франции.

Сумма налога составляет от 0,20 € до 1,50 € с человека в день (в зависимости от уровня комфорта и условий проживания) и не включает в себя дополнительный налог, который устанавливается местными органами управления. Сбор налога осуществляется при размещении в отелях, гостиницах, пансионах и т.д. и суммируется к оплате за проживание.

Налог на Кока-Колу

Пока еще обсуждаемый налог на сахаросодержащие безалкогольные напитки. По расчетам Национальной ассоциации пищевой промышленности, ставка налога составит 4 цента на бутылку в 1.5 литра. Налоги на нездоровые продукты существуют в Дании и Венгрии. В США налог на колу и гамбургеры принят в ряде штатов, другие штаты уже задумываются о его введении.

Франция - одно из ключевых государств-членов Европейского Союза и Европейского Экономического Сообщества. Данное обстоятельство имеет как положительные, так и отрицательные последствия, в частности, в области фискальных механизмов. Налоги во Франции традиционно считаются одними из самых высоких в Западной Европе, что непосредственно связано с исключительно значимой ролью страны на политической и экономической арене Европы.
В государстве установлена двухступенчатая система обложения, поскольку налоги во Франции взимаются как на общегосударственном, так и на местном уровне. Это типично для многих стран Европы.


Основные налоги во Франции можно условно разделить на три крупные группы:
  • с доходов (как юридических, так и физических лиц);
  • потребительские (акцизные сборы, НДС);
  • на имущество и капитал субъекта (налог на недвижимость, на транспортные средства и прочие).

Что платят физлица

Все субъекты, которые интересуются тем, какой налог во Франции им придется уплачивать со своих доходов, зачастую оказываются неприятно удивлены полученным ответом, потому что ставки очень и очень значительные, в особенности для тех категорий населения, которые имеют чрезвычайно высокие доходы. Подоходный налог во Франции несколько лет назад претерпел значительные изменения, и повышения ставок вызвали большой общественный резонанс. Многие категории населения поддержали политику правительства в отношении сверхбогатых граждан, но при этом был ряд видных деятелей, которые предпочли демонстративно отказаться от французского гражданства, дабы избежать чрезмерных отчислений.


Для того чтобы узнать, сколько процентов налог во Франции должно уплатить то или иное физлицо, необходимо сначала определить, к какой группе плательщиков данный человек относится. От этого будет зависеть размер ставок, применяемых к поступлениям.
Подоходный налог во Франции установлен по прогрессивной шкале, которая традиционно считается более социально справедливой, позволяет избежать так называемой «уравниловки» в налогообложении разных слоев населения. Диапазон величин составляет от 0 до 56%.
Если сравнивать французский подоходный налог с аналогичным по крупнейшим западноевропейским странам, а также США, то можно сделать вывод, что именно здесь установлены самые высокие ставки.
Чтобы рассчитать, какой налог во Франции подлежит уплате с поступлений гражданина, необходимо также обратить внимание на семейное положение. Дело в том, что подоходный платеж рассчитывается по-разному для одиноких граждан и для членов их семей. Важны и другие нюансы:
  • гражданин может быть разведен, но иметь несовершеннолетнего ребенка;
  • при налогообложении семей учитывается также количество малолетних детей и другие обстоятельства.

При определении базы при расчете НДФЛ крайне важно перед оплатой произвести все необходимые вычеты из полученных средств - другими словами, вычесть все расходы, которые не облагаются (например, на медицинское обслуживание, на образование детей, расходы по обеспечению членов семьи, которые не имеют собственного источника средств, и так далее). Грамотное использование вычетов позволяет значительно уменьшить базу.


Отдельные льготы предоставляются некоторым категориям граждан: военнослужащим, лицам, которые осуществляют активную благотворительную деятельность, и так далее. Все обстоятельства, на которые ссылается плательщик для получения льгот, должны быть надлежащим образом подтверждены официальными документами.
Помимо подоходного налога трудоустроенные граждане также уплачивают суммы по социальному и медицинскому страхованию. Они удерживаются работодателем из зарплаты сотрудника.

Фискальные обязательства предприятий

Налог на прибыль во Франции обязаны уплачивать все юридические лица, занимающиеся той или иной коммерческой деятельностью. Не только предприятия-резиденты, но и иностранные корпорации определены в законодательстве. Налог на прибыль во Франции для нерезидентов распространяется на всю прибыль, полученную на французской территории.


Чтобы определить, сколько процентов налог во Франции должно перевести в бюджет коммерческое предприятие, надо сначала рассчитать сумму чистой прибыли за отчетный период. Это связано с тем, что для корпоративного налога установлена прогрессивная ставка:
  • Если сумма ЧД за год не превышает 38120 евро, для плательщика устанавливается сниженная ставка -15%.
  • В случае превышения вышеуказанного размера ЧД предприятие будет платить на общих основаниях по ставке 33,33%.

При определении общего размера ЧП из всех поступлений компании за год вычитаются расходы и убытки, связанные с коммерческой деятельностью.

Налог на добавленную стоимость

Многие специалисты считают, что НДС изначально ведет свое происхождение именно из Франции. В данном государстве он имеет чрезвычайно обширную сферу применения, обеспечивает значительный объем поступлений в государственный бюджет. При этом предусмотрен ряд товаров/услуг, в стоимость которых не включаются надбавки, например, образовательные и медицинские услуги, а также деятельность казино.

  • Обычная ставка НДС во Франции установлена в размере 20%.
  • Для некоторых товаров/услуг может применяться повышенная ставка - до 33%. Это касается в основном предметов роскоши, алкогольной и табачной продукции и так далее.

Как поступать с недвижимостью

Как собственники, так и арендаторы недвижимого имущества обязаны уплачивать соответствующий взнос. Чтобы определить, какой налог во Франции следует внести в казну с того либо иного объекта, нужно учитывать различные характеристики имущества, в том числе, его стоимость, местонахождение, целевое назначение и многое другое.


При этом если арендаторы жилой недвижимости относятся к числу малообеспеченных лиц, они имеют возможность получить освобождение от обязательной уплаты данного налога.
При продаже недвижимости также придется понести значительные расходы, в частности, оплату нотариальных услуг и пошлину при оформлении договора купли-продажи. Кроме того, продавец будет выступать плательщиком налога на прирост капитала - в том случае, если цена продажи недвижимого имущества будет выше цены его покупки. Если продавец владел проданным недвижимым имуществом более 5 лет, он получает право на льготы - при уплате налога на прирост капитала применяется сниженная ставка. Если же гражданин владел таким имуществом свыше 22 лет, то он вообще освобождается от уплаты налога на прирост капитала.
Чтобы гарантированно правильно определить базу для налогообложения доходов во Франции, обратитесь к консультантам «Прифинанса» – они не только предоставят актуальную информацию о действующих нормах, но и подскажут варианты оптимизации выплат.

Налоги во Франции

Налоги -- одна из самых больных тем при иммиграции в ЛЮБУЮ страну. Конечно, можно не платить налоги и спать спокойно, но в этой самой стране вас будут стараться заставить заплатить положенное всеми силами.

Общая информация

Во Франции налоги платят два раза (если, конечно, вы работаете легально:-)). Первый раз вы платите социальные налоги - они вычитаются каждый месяц из вашей зарплаты, и из них государство выплачивает вам компенсации на визиты к врачам, лекарства, больничные, пособия по безработице, и т.д. Если вы не миллионер, то можно считать, что социальные налоги составляют 18-20% от вашей "грязной" зарплаты.

Второй раз вы платите налоги с совокупного годового дохода (т.н. impots). Раз в год и довольно много (или сравнительно мало, но это если знать как:-)).

Обычно запрос на декларацию о доходах приходит к вам по почте в феврале. Декларацию надо заполнить и отослать в свой местный центр по налогам (centre des impots) -- типа нашей налоговой инспекции -- до 20-х чисел марта (в 2003-м году, например, 24 марта -- последний день подачи декларации).

ВНИМАНИЕ: если вы работаете первый год и налогов еще не платили, Вы САМИ должны пойти в centre des impots и потребовать там декларацию. Или сразу же отослать ее им, но пометить в ней, что налоги вы платите в первый раз.

Во второй и последующие годы налог с годового дохода платится в три приема -- в первый раз вы платите 1/3 от налога за предыдущий год (письмо из налоговой приходит где-то в середине-конце января, платить надо до середины февраля, за задержку -- штраф 10%), второй транш платится где-то в середине мая (письмо из налоговой инспекции приходит в середине апреля), а остаток выплачивается в сентябре после подачи декларации и перерасчета налогов за текущий год.

За задержку в подаче декларации штрафуют. За указание неверных сведений -- тоже.

Декларированию подрежат все ваши доходы за прошлый год, как-то зарплата, доходы от недвижимости (если вы ее кому-то сдаете), налог на вашу недвижимость, проценты по вашим банковским счетам и т.д.

Декларация о доходах

Скачать бланк декларации о доходах за 2004-й год можно отсюда. Как можно узнать, сколько налогов надо платить в этом году?

Калькулятор для подсчета налогов можно найти здесь.

Для вашего удобства я привожу здесь эту сравнительную табличку (данные на 2003-й год, "грязный" годовой доход -- от 40.000 до 60.000 в год). Она позволит вам быстро сориентироваться в порядке суммы, которую придется платить.

Анализ налогов

Анализ налогов

Годовой доход, брутто, EUR

40 000,00 41 000,00 42 000,00 43 000,00 44 000,00 45 000,00 46 000,00 47 000,00 48 000,00 49 000,00

Облагаемый налогом доход, EUR

32 600,00 33 415,00 34 230,00 35 045,00 35 860,00 36 675,00 37 490,00 38 305,00 39 120,00 39 935,00

Расчет налогов (за 2003 год)

Налог для 1 человека (холостого) , EUR

4 135,00 4 359,00 4 586,00 4 812,00 5 038,00 5 264,00 5 615,00 5 716,00 5 942,00 6 169,00

Налог для семьи из 2 человек (детей нет), EUR

1 951,00 2 066,00 2 182,00 2 298,00 2 414,00 2 530,00 2 646,00 2 761,00 2 877,00 2 993,00

Налог для семьи из 3 человек (один ребенок), EUR

1 280,00 1 396,00 1 512,00 1 627,00 1 743,00 1 859,00 1 975,00 2 091,00 2 207,00 2 322,00

Остается после налогов

Для 1 человека (холостого), EUR

28 465,00 29 056,00 29 644,00 30 233,00 30 822,00 31 411,00 31 875,00 32 589,00 33 178,00 33 766,00

Для семьи из 2 человек (детей нет), EUR

30 649,00 31 349,00 32 048,00 32 747,00 33 466,00 34 145,00 34 844,00 35 544,00 36 243,00 36 942,00

Для семьи из 3 человек (один ребенок), EUR

31 320,00 32 019,00 32 718,00 33 418,00 34 117,00 34 816,00 35 515,00 36 214,00 36 913,00 37 613,00

Как можно уменьшить годовой налог

Легальных вариантов немного, и надо внимательно смотреть, применимы ли они к вам.

Вариант 1: жениться/выйти замуж. Супруги платят налоги с средней суммы дохода. То есть если вы зарабатываете, к примеру, 30,000 евро в год, а жена не зарабатывает ничего, то доход на члена семьи у вас составит 15,000 евро, и налоги вы будете платить исходя из него. Этот вариант работает только в том случае, если ваш брак оформлен легально. Если вы просто живете с другом/подругой, французскую налоговую службу эти детали не интересуют. Вы можете иметь хозяйство, заводить детей, но вот налоги вы будете платить порознь.

Если надумаете "оформлять отношения", то лучшее время года, чтобы это сделать -- лето. И не только потому, что птички поют и солнышко светит, а еще и потому, что ваш налог будет рассчитываться исходя из двух частей -- "до" и "после". Обе части будут достаточно маленькими, чтобы не попасть на большие налоги. То есть платить налоги за этот год вы будете три раза -- сначала индивидуальные декларации о доходах (до того момента, как вы поженились), а потом совместную декларацию.

Вот так, невероятно, но факт. Жена, оказывается, это очень выгодное экономическое приобретение.

Вариант 2: дети. Если вы обзаведетесь детьми, то платить вы будете еще меньше. Каждый ребенок, не достигший 18-ти лет, считается за 1/2 человека при расчете дохода на члена семьи. Третий ребенок и так далее считаются уже за 1 человека.

Кроме того, если вы платите за обучение своих детей (колледж, университет, школа), то эти сведения тоже можно декларировать.

Вариант 3: если родители живут с вами и не имеют доходов. В этом случае вы можете декларировать порядка 2.800 евро в год на каждого такого члена семьи без подтверждения расходов. Чем этот вариант плох для нас -- родители обязательно должны жить вместе с вами. Кроме того, непонятно, как им пользоваться, если родители -- нерезиденты Франции.

Вариант 4: помощь родителям. Вы можете оформлять какую-то часть своих доходов как помощь родителям, но при этом заявленная сумма будет вычитаться из вашего дохода и будет добавляться к доходу родителей, с которого они также будут платить налоги. Налоговая требует подтверждение этих расходов (банковский перевод или перевод по почте). Кроме того, непонятно, как это будет работать, если родители живут не во Франции и не платят французских налогов.

Вариант 5: декларирование расходов на профессиональную деятельность. Вы можете задекларировать определенную часть своего дохода как расходы, свыязанные с вашей профессиональной деятельностью. Это имеет смысл делать, если ваши расходы превышают 10% от вашего годового дохода (налоговая служба автоматически вычитает 10% вашего годового дохода при расчете налогов). К этим расходам относятся транспортные расходы -- например, если вы ездите на работу на своей машине, расходы на обеды, на спецодежду, на обучение и сертификационные экзамены, покупка инструментов (с учетом амортизации) и т.д. Еще раз -- эту кашу имеет смысл затевать только если ваши расходы превышают 10% от годового дохода. И будьте готовы к тому, что придется подтверждать эти расходы.

Вариант 6: благотворительность. Вы можете задекларировать до 470 евро как свои расходы на благотворительность (помощь общественным некоммерческим организациям, пожертвования, и т.д.). Для этих расходов обязательны подтверждающие документы. Имеет смысл заниматься благотворительностью, если вы немного превышаете планку доходов, после которой вы попадаете в другую налоговую категорию -- то есть при этом ваши налоги могут быть существенно больше. Пользуйтесь калькулятором, чтобы подсчитать ваши налоги в случае отчислений на благотворительные нужды и без них.

Налог на проживание -- taxe d"habitation

Это -- еще один налог, который вы платите в бюджет того города-деревни, где живете. Зависит от места (например, в Париже он больше, в пригородах -- меньше), размера и удобств вашей квартиры или дома, сколько людей живет у вас... Я сейчас воюю с этим видом налога, отпишу поподробнее, когда что-нибудь прояснится.



Введение

Как известно, в основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные основоположником классической политической экономии шотландским экономистом А. Смитом, который еще в 1776 г. в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" впервые сформулировал четыре основных правила налогообложения. Дополненные немецким экономистом А. Вагнером, эти правила были уточнены в XX веке с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики. В настоящее время принципы налогообложения сформированы в определенную систему, сочетающую в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Соблюдение основополагающих принципов налогообложения провозглашено и подтверждено при построении российской налоговой системы. Отдельные из них достаточно четко изложены в Налоговом кодексе РФ. В частности, в ст. 3 прямо указывается, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, а при их установлении должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Вместе с тем, к сожалению, в числе обозначенных в НК РФ принципов налогообложения отсутствует один из основополагающих, сформулированный еще А. Смитом, - принцип равенства и справедливости, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства.

Отсутствие данного принципа в НК РФ ни в коей мере не должно означать, что он не должен учитываться при формировании налоговой системы. Принципы налогообложения существуют объективно и не могут быть отменены или видоизменены по воле законодателей. Между тем в строящейся и близкой к завершению российской налоговой системе делается попытка абстрагироваться от данной объективной реальности, игнорируя отдельные важнейшие принципы налогообложения. Это проявляется и в действующих главах Кодекса, посвященных налогам, взимаемым с физических лиц.

Как представляется, для выполнения функции регулятора и перераспределителя доходов физических лиц более всего подходит налог на доходы физических лиц, который занимает особое положение в ряду налогов, уплачиваемых гражданами. Он, пожалуй, самый массовый налог из всех известных в мировой практике, и объектом его обложения является получаемый физическими лицами доход. Как известно, именно способность налогоплательщика платить налоги является одним из основных принципов налогообложения. В этих условиях не совсем логичным выглядит нынешняя плоская шкала налогообложения доходов физических лиц.

Налог с доходов физических лиц, как никакой другой, должен реализовывать также и свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. По данным Госкомстата России, почти половина денежных доходов населения концентрируется у группы населения с наиболее высокими доходами. Произведенное с 2001 г. резкое снижение ставки подоходного налога для этой группы налогоплательщиков еще более усиливает расслоение населения по уровню обеспеченности.

Веским аргументом в пользу прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц является то обстоятельство, что практически нигде в мире не существует плоской шкалы данного подоходного налога. При этом установленная в Российской Федерации с 2001 г. ставка налога в размере 13% является более либеральной, чем ставки аналогичного налога в других развитых странах, где прогрессия достигает больших величин. В США, например, максимальная ставка подоходного налога на граждан равна 31%, во Франции - 54%, а в Дании - 63%. При этом в бюджетах этих стран поступления налога на доходы физических лиц занимают доминирующее положение, достигая 60% в общей сумме налоговых доходов.

Более подробно предлагается рассмотреть подоходный налог с физических лиц на примере такой страны, как Франция.


1. Налоговая система Франции

Налоги и сборы формируют около 90% бюджета страны и осуществляются единой службой. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы, причем преобладают косвенные налоги, из которых 50% составляет НДС.

Характерные черты налоговой системы Франции:

Стимулирующее воздействие на повышение эффективности экономики;

Социальная направленность;

Учет территориальных аспектов.

Все вопросы по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея), где ежегодно уточняются ставки. Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, вместе с тем сочетающаяся с гибкостью, а правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.

Все налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. При этом в течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление, в подчинении которого находится 80 000 служащих, работающих в 830 налоговых и в 16 информационных центрах. Налогообложение опирается на обязательную государственную систему бухучета. Однако существует еще и упрощенная система.

Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлении. Существует контроль двух видов:

1. по данным документов;

2. детальный контроль - по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.

Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты. Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлением.

В случае укрытия существует жесткая система ответственности:

При ошибке заполнения налог взимается в полной сумме, также и налагается штраф в размере 0,75% в месяц, или 9% в год;

Если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;

При серьезном нарушении возможно тюремное заключение.

Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет:

1) основные Федеральные налоги:

Подоходный налог с физических лиц;

Налог на прибыль предприятий;

Пошлины на нефтепродукты;

Акцизы (на продукты, а также спички, минеральную воду, услуги авиатранспорта);

Налог на собственность;

Таможенные пошлины;

Налог на прибыль от ценных бумаг и др.;

2) основные местные налоги:

Налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);

Налог на профессию;

Налог на уборку территории;

Налог на использование коммуникаций;

Налог на продажу зданий.

Местные налоги в целом составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

Систему налогообложения доходов физических лиц во Франции можно свести в таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика системы по налогу на доходы

физических лиц во Франции

Франция
Общая характеристика налоговой системы Двухуровневая. Существует четкое разграничение на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет
Принципы налогообложения доходов физических лиц Налогообложению подлежит совокупный доход семьи. Используются специальные семейные коэффициенты, которые определяют средний доход на каждого члена семьи. Только после этого можно определить налоговую ставку, под которую попадает данный доход. Общая сумма налога находится как результат от умножения налога «в части» на тот же семейный коэффициент. Доходы подразделяются на восемь групп, по каждой существует своя методика, в какой сумме их учитывать для целей налогообложения
Учет доходов и расходов при исчислении базы для расчета налога Существует налогооблагаемый минимум в 4 191 € на члена семьи или в среднем 7 380 € (8 060 € для лиц, которым более 65 лет) на семью. Общая сумма доходов уменьшается на сумму расходов, связанных с профессиональной деятельностью (расходы на спецодежду, транспортные, расходы на обеды и т.д.) и выполнением семейных обязанностей (содержание детей в детских садах, охрана детей, обучение в колледже и т.д.)
Налоговые ставки Прогрессивная налоговая ставка. Диапазон ставок от 0 до 49,58%
Дополнительные особенности налога на доходы Существует подоходный налог на состояние, превышающее 720 000€. Ставка налога прогрессивная до 1,8% с суммы превышения

2. Подоходный налог с физических лиц во Франции

Французская Республика - это благополучное европейское государство с давней историей и традициями, высоким качеством жизни и стабильной экономикой. Вопросы, связанные с повышением уровня занятости, справедливой зарплатой и равными условиями труда для каждого работника всегда были приоритетными дня местных властей. После президентских и парламентских выборов 2017 года эта тема стала еще актуальней.

Одним из главных препятствий для развития рынка труда Франции считается безработица, которая в 2018 году составляет 9-10%. К примеру, в Германии и Великобритании этот показатель не превышает 4-5%. В течение нескольких лет французское правительство пытается провести ряд трудовых реформ, в том числе, направленных на создание рабочих мест.

Но эффективность вводимых мер вызывает сомнение у местных профсоюзов, что в итоге приводит к множеству забастовок и демонстраций. Далее, узнаем какая минимальная и средняя зарплата во Франции в 2018 году, обозначим ставки налогов и уровень оплаты труда по профессиям.

Минимальная зарплата во Франции в 2018 году (с 1 января) составляет 1 498,47 евро в месяц до уплаты налогов. После обязательных налоговых и социальных отчислений в распоряжении местного работника остается 1 160 евро . Почасовая ставка равняется 9,88 евро. Годовой доход французского специалиста, занятого полный рабочий день, не может быть менее 17 981,64 евро или 13 920 евро после уплаты налогов. Отметим, что сегодня рабочая неделя во Франции длится 35 часов .

Право на получение минимальной зарплаты во Франции гарантируется каждому работнику в независимости от национальности, расы, пола и других факторов. Это положение фиксируется в коллективном договоре. Даже если трудовой контракт предусматривает меньшую сумму работодатель обязан выплатить разницу. Ставка минимальной оплаты труда во Франции пересматривается ежегодно по состоянию на 1 января . Кроме того, правительство может принять решение об увеличении этого показателя в любое время.

Французские работники в возрасте до 18 лет , не имеющие 6 месяцев профессионального стажа в конкретной отрасли, получают минимальную зарплату на следующем уровне:

    до 17 лет - 7,9 евро в час

    до 18 лет - 8,9 евро в час

В сравнении с 2017 годом ежемесячная минимальная оплата труда во Франции увеличилась всего на 18,2 евро . Было 1 480,3 евро, стало 1 498,47. То есть рост составил чуть более 1%. Молодые французы в возрасте от 16 до 25 лет, которые испытывают проблемы с трудоустройством, имеют право на специальное пособие (garantie jeunes) в сумме 460 евро в месяц . Это нововведение действует с 2017 года.

Средняя оплата труда во Франции не регулируется на государственном уровне. Оптимальный размер вознаграждения устанавливается посредством переговоров между работником и работодателем, после чего фиксируется в трудовом контракте. Учитываются минимальные ставки по стране, работа в сверхурочное время, различные бонусы и надбавки.

Кроме того, на доход специалиста влияет образование, опыт и квалификация. Многое зависит от отрасли экономики, профессии, возможностей компании и региона. Например, работа в Париже обеспечит более высокий оклад, чем во многих других городах, около 2500 евро чистыми. В целом средняя зарплата во Франции в 2018 году составляет 2 957 евро в месяц . После уплаты налоговых и социальных взносов остается в районе 2 225 евро .

Самые высокооплачиваемые профессии во Франции связаны с областью управления. Ежемесячные оклады членов советов директоров крупных компаний могут доходить до 20000 евро. Для сравнения обычные работники туристической отрасли и сферы услуг зарабатывают до 2000 евро. Кстати, французские полицейские в среднем получают более 6000 евро в месяц, что является одним из самых высоких показателей в Европе.

ЗАРПЛАТА ВО ФРАНЦИИ ПО ПРОФЕССИЯМ

ПРОФЕССИЯ ЕВРО В МЕСЯЦ
Практикующий врач 9 800
Управляющий компанией 9 600
Брокер 9 500
Государственный служащий 8 500
Пилот воздушного транспорта 7 300
Финансовый консультант 6 250
Адвокат 6 100
Полицейский 6 000
Бухгалтер 3 500
Инженер 3 400
Строитель 3 300
Программист 3 250
Научный сотрудник 2 750
Переводчик 2 500
Неквалифицированные работники до 2 000

Налоги с зарплаты во Франции

Во Франции действует прогрессивная шкала подоходного налога. То есть чем выше зарплата, тем большую сумму придется отдать в пользу государства. Минимальная сумма годового дохода, которая не подлежит налогообложению составляет 9807 евро. С оставшейся части взимаются налоги по ставке от 14 до 45%. Поэтому реальна сумма подоходного налога становится меньше.

Кроме того, налоги с зарплаты во Франции снижаются за счет детей, находящихся на иждивении (1512 евро на одного ребенка), а также в законодательстве предусмотрены ряд льгот для лиц с низким уровнем дохода.

Подоходный налог во Франции в 2018 году

Годовой доход (евро) Ставка налога (%)
До 9 807 0
От 9 807 до 27 086 14
От 27 086 до 72 617 30
От 72 617 до 153 783 41
Более 153 783 45

Пример. Работник получает зарплату во Франции равную 25 000 евро в год. Из этой суммы вычитается не облагаемая налогом сумма 9807 евро. Затем с остатка в 15 193 евро берется 14%. В итоге налог с зарплаты равен 2127,02 евро. То есть фактически ставка подоходного налога снижается до 8,5%.

В целом за счет всевозможных льгот и субсидий около половины жителей Франции вообще не платят подоходный налог, а ставка 45% применяется к менее чем 1% граждан.