Государственный внутренний и внешний долг.


Внутренний долг - долг в национальной волюте. Предельный объем внутреннего долга утверждается законом о бюджете на соответствующий год.
Предельный объём может быть превышен, если это снижает расходы по обслуживанию госдолга.
В Законе О бюджете утверждается предельный объём заёмных средств, направленный Российской Федерацией субъектам РФ или муниципальном образовании на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Для субъектов РФ этот предел не должен превышать 30% дохода бюджета на текущий, финансовый год без учёта финансовой помощи из бюджета, а для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета.
Предельный размер расходов на обслуживание госдолга не должен превышать 15% расхода бюджета соответствующего уровня, если эти расходы > 15%, то могут быть применены следующие санкции:
- ревизия бюджета,
- передача исполнения бюджета под контроль Министерства Финансов,
- иные меры.
Предельный объём внешнего государственного долга утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Внешние долги включают четыре категории:
1 категория - долги перед банками западных стран под гарантии правительства или при условии их страхования в государственных структурах (Парижского круга).
2 категория долгов - долги Лондонского клуба, куда входят банкиры - кредиторы на неофициальной основе (долги частным банкам). Эти долги предоставлены без государственных гарантий.
3 категория - задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам связанным с поставкой товара и оплатой услуг.
4 категория - долги международным финансово-кредитным организациям: МВФ, МБРР, (международный банк реконструкции развития), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития).
Кроме того, в структуру внешнего долга РФ включены долги бывшей Российской империи, принятые на себя Российской Федерацией.
Управление госдолгом - совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашения её займов, изменение условий уже выпущенных займов и определение условий выпуска новых государственных бумаг.
Управление государственным долгом осуществляется:
1. Изменением доходности займов,
2. Увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займов,
3. Объединение нескольких займов в один,
4. Обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько старых обмениваются на одну новую,
5. Отсрочка погашения займа,
6. Аннулирование государственного долга (когда происходит смена государственной власти, или государство объявляет себя банкнотом),
7. Реструктуризация задолженности т.е. изменения структуры долга.
Эти формы относятся и к внутреннему и внешнему долгу.
Управление использованием внешнего долга осуществляется в трёх формах:
- финансовое размещение - финансирования инвестиционных проектов и развитие экономики.
- бюджетное использование, когда происходит финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита гос. бюджета, в т.ч. обслуживания внешнего долга;
- смешанное бюджетно – финансовое размещение.
Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников погашения: бюджетных средств, золотовалютных ресурсов, новых заимствований и конвертации задолженности в акции предприятий.
В РФ в качестве источника погашения внешнего долга используются новые заимствования.
При управлении внешним долгом необходимо: а) оптимизировать его структуру по срокам, видам долга, по доходности; б) использовать проекты, финансируемые за счёт связанных кредитов; в) осуществлять конверсию долга: обмен на национальную валюту, выкуп долга с дисконтом, обмен на экспорт, обмен на собственность, обмен долга на долг;
г) управление внешними финансовыми активами: инвентаризация имущества РФ за рубежом, возврат долгов России и российского золота, создание АО на основе российского имущества, находящегося на территории иностранных государств с передачей контрольных пакетов федеральным государственным унитарным предприятиям для эффективного управления капиталом.

Еще по теме Государственный внутренний и внешний долг, управление государственным долгом.:

  1. 2. Внутренние и внешние государственные займы и особенности их правового регулирования Управление государственным долгом
  2. 3. Государственный долг РФ. Управление государственным долгом
  3. 12.4. Государственный долг (внутренний и внешний). Социально-экономические последствия бюджетногодефицита и государственного долга.Проблемы бюджетного дефицита и государственногодолга в Республике Беларусь

Государственный долг - это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Таким образом, с понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит государственного бюджета.

Различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг - это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг государства - это долг перед резидентами.

Внешний долг - это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний государственный долг - это долг перед нерезидентами.

Причины образования государственного долга в различных странах имеют свою историю.

Например , в США государственная задолженность, накопившаяся к концу 1980-х - началу 1990-х гг. (около 5,5 трлн. долл.), связана, во-первых, с войнами, требовавшими огромных государственных расходов и приводившими к дефициту государственного бюджета. Финансирование же его происходило за счет выпуска государственных облигаций.

Во-вторых, периодические спады, во время которых налоговые поступления уменьшались и, при прочих равных условиях, увеличивался бюджетный дефицит. Особо неблагоприятными в этом отношении были Великая Депрессия 1929-1933 гг., кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг., увеличение расходов на оборону и борьбу с терроризмом в 2001-2003 гг.

В-третьих, результаты действия правительства, действовавшего в русле макроэкономической политики, называемой «рейганомикой ». Одной из наиболее характерных ее черт было масштабное сокращение ставок налогов в 1980-е годы (налоговые реформы 1981 и 1986 гг.), аналогичные по духу налоговые реформы Дж.Буша в 2001-2003 гг.

На начало 2004 г. общая сумма внешнего долга США составила более 6 трлн. долл. а дефицит федерального бюджета, по расчетам аналитиков, составит 520 млрд. долл. в 2004 финансовом году.

31 декабря 2012 года долг достиг 16,432 трлн долларов. Дефицит бюджета США по итогам 2012 финансового года составил 1,2 триллиона долларов

Причины образования государственного долга в России (на начало 2013 г. сумма внутреннего и внешнего долга составляла около 11,8 трлн. руб.) имеют свою специфическую историю

Поскольку российскому правительству не удавалось вплоть до 2000 г. реализовать сбалансированный бюджет, дефицит покрывался, начиная с 1995 г, за счет внутренних и внешних займов.

Напомним, что до 1995 г. Министерство финансов покрывало дефицит за счет прямых заимствований у Центрального банка , т. е. осуществляло монетизацию государственного долга. Эта практика была прекращена в 1995 г.

Однако, прекратив финансирование за счет прямых кредитов ЦБ, правительство стало наращивать финансирование за счет внутренних займов . Выпуская ГКО-ОФЗ, правительство стремилось покрыть дефицит бюджета неинфляционным путем.

Однако мобилизованные средства использовались неэффективно , т. е. направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, убыточных отраслей (угольная промышленность), на субсидии депрессивным регионам, на чеченскую войну, на содержание непомерно разросшегося бюрократического аппарата и т. п.

Структурной же перестройке экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, продуманной промышленной политике не уделялось должного внимания.

Таким образом, расширения налогооблагаемой базы не происходило и, соответственно, собираемость налогов в госбюджет оставляла желать много лучшего. Тяжелое налоговое бремя, вообще отсутствие налоговой реформы способствовало «уходу в тень» многих предприятий, что также означало сокращение налоговых поступлений.

С другой стороны, финансовые структуры (коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды) приобретали ГКО в расчете на их чрезвычайно высокую (по меркам стран с развитой рыночной экономикой) доходность, составлявшую в отдельные периоды до 200% годовых.

Нерезиденты (на рынке ГКО к середине 1998 г. их доля составляла около 30%) также приобретали ГКО, привлеченные их высокой доходностью. Приходило время выплаты процентов и погашения по ГКО, но денег в бюджете на это не было, и государственный долг рефинансировался.

Рефинансирование долга - это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.

Таким образом, правительство России выстраивало «финансовую пирамиду », которая рухнула 17 августа 1998 г., когда было объявлено о замораживании выплат по внутренним долгам и 90-дневном моратории на выплату долгов коммерческими банками своим внешним кредиторам.

К сведению. Выражение « финансовая пирамида » используется здесь лишь как широко известная метафора.

РЕФЕРАТ

Государственный долг (внутренний и внешний) и пути его покрытия


1. Государственный долг, его виды


Государственный бюджет - ежегодная смета доходов и расходов государства, утверждаемая в форме государственного закона.

Расходная часть госбюджета включает:

.Расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата (государственное управление, судебная власть, национальная оборона, обеспечение внутреннего правопорядка, международная деятельность);

.Финансирование хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, связь и т.д.) и социальной инфраструктуры (здравоохранения, образование, наука, культура, СМИ т.д.);

.Обслуживание задолженности (выплата процентов и основной суммы государственного долга);

.Пополнение государственных запасов и резервов.

Государственный долг - сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время бюджетных излишков. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.

Оценить бремя долга можно по следующим показателям:

·Долг/ВВП;

·Долг / Экспорт товаров и услуг;

·Сумма обслуживания долга/ВВП;

·Сумма обслуживания долга / Экспорт товаров и услуг;

·Долг / Численность населения страны.

Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Различают два вида долга:

Внутренний долг - долг государства своему населению - предприятиям и гражданам, владеющим ценными бумагами, выпущенными правительством.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Внешний долг - долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

Может взиматься:

·правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов);

·кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.);

·напрямую крупными предприятиями страны;

·у кредитно-финансовых организаций других стран.

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.


2. Пути покрытия государственного долга и его влияние на экономику

экономика государственный долг бюджет

Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10-20% всех бюджетный затрат).

Широкая продажа государственных ценных бумаг предприятиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый «эффект вытеснения». С рынка ценных бумаг уходят иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

Государство не может безгранично увеличивать свой долг, так как при достижении определённого уровня, инвесторы и кредиторы начинают сомневаться в платежеспособности государства (пониженный бонитет). Оценка платежеспособности в свою очередь зависит от ставки рефинансирования и темпа экономического роста страны. То есть если ставка рефинансирования значительно ниже темпа роста ВВП, то возможны долгосрочные заимствования государства.

Для стран с высоким уровнем госдолга при новых заимствованиях повышаются не только процентные ставки по кредитам, но также уменьшается количество самих инвесторов, готовых предоставить свой капитал. Существует реальная опасность для страны с высокой задолженностью, попасть в замкнутый круг: с одной стороны - всё время растущие проценты по погашению существующей задолженности, а с другой стороны - всё более ограниченный доступ к финансовому рынку. Это может привести к потере платежеспособности и даже банкротству, особенно если долг в иностранной валюте.

Если государство имеет свою собственную национальную валюту, и его центральный банк в какой-то степени зависим от государства, то у правительства данного государства может возникнуть соблазн просто напечатать побольше денег и тем самым способствовать погашению своих долгов. Тем не менее, эти действия приводят к дальнейшей потере доверия и кредитоспособности и (за счет инфляции) к девальвации всех финансовых активов в этой валюте.

Значение государственного долга в экономике противоречиво: от «одно из самых страшных бедствий, которое когда-либо было изобретено человечеством» по мнению известного английского экономиста Давида Рикардо до оправдательного «повышенная задолженность стимулирует экономический рост» с точки зрения кейнсианства.

Мировая практика выработала следующие механизмы сокращения внешней задолженности:

.Выкуп долга - т.е. предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг причем по более низкой цене;

.Обмен долга на акционерный капитал(своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. Приэтом иностранный капитал получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность уменьшается;

.Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами, возможно по более низкой ставке процента.

Беднейшим странам-должникам со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба) предоставляются еще некоторые дополнительные льготы:

·Частичное аннулирование долга;

·Снижение ставок процента по обслуживанию долга;

·Продление сроков долговых обязательств.

3. Россия


Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4% ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

По данным Министерства финансов РФ внутренний долг составлял:


Использованные источники


1.Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, 2008 г.;

2.Максимова Е.В. «Макроэкономика». Москва, 2008;

.Максимова Е.В. Лекции по курсу «Экономическая теория». 2014 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

– это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

Общие положения

Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.

Идеальное состояние с исполнением госбюджета - полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность , т.е. наличие дефицита , когда расходы превышают доходы. Обратная ситуация, когда доходы превышают расходы, называется профицитом . Дефицит существует в большинстве стран, что связано с: ростом роли государства в экономике; увеличением расходов на социальные цели; увеличением расходов на содержание административного аппарата; циклическим развитием экономики.

Несбалансированность госбюджета - один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина дефицита госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:

Долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

Стадией экономического цикла, в которой находится страна;

Текущей политикой государства.

В теории различают также активный и пассивный дефициты .

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций, стимулирующих создание новых производств, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики в условиях максимально возможного использования экономических ресурсов. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне производства, максимально возможно использующего имеющиеся ресурсы. Разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом .

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает "бремя долга" в экономике.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.


Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета :

Кредитно-денежная эмиссия;

Долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;

Увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова.

Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих субъектов на финансовом рынке. Кроме того, действует эффект Барроу , который заключается в уменьшении свободных денежных средств на рынке капитала для частных лиц, что сдерживает объем инвестиций и, следовательно, экономический рост. Кроме того, финансирование государственных расходов за счет выпуска ценных бумаг может отрицательно сказаться на условиях внешней торговли и за счет этого еще больше сократить темпы роста экономики страны.

Внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета связано с умеренными издержками только в тех случаях когда:

Предложение финансовых ресурсов на национальном рынке относительно эластично;

Внешнее долговое финансирование ограничено или относительно дорого, в то время как внутренняя задолженность незначительна.

Внешнее льготное финансирование дефицита бюджета является наиболее привлекательным, так как такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако такие возможности ограничены. Поэтому внешнее финансирование увеличивает внешнюю задолженность и создает проблему ее обслуживания.

Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выпла-чены по указанным обязательствам. Текущий государственный долг — расходы по выплате дохо-дов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг делится на внутренний и внешний . В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг - это долг государства своему населению и предприятиям. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (свыше 5 лет).

Проблематичность внешнего долга зависит от его структуры по срочности и актуальности к погашению, от резервов страны, масштабов и конкурентоспособности её экономики.

В практике стран с развитой рыночной экономикой внешний долг рассматривается как серьезная проблема, если:

Отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%;

Отношение внешнего долга к объему экспорта превышает 273%;

Выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга по отношению к экспортной выручке превышают 30%.

В этом случае говорят о критическом уровне задолженности и угрозе потери экономической независимости страны.

Последствия существования значительного государственного долга (основные варианты):

1. Финансирование государственного долга за счет займов в частном секторе, как правило, приводит к росту нормы процента (правительство вынуждено предлагать все новые и новые государственные ценные бумаги , следовательно, цены на них падают и норма процента возрастает), рост нормы процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары (снижаются прежде всего инвестиции в основной капитал). Снижение инвестиций в основной капитал означает, что через некоторое время основной капитал в стране будет или снижаться или, по крайней мере, снизится темп его роста. Основной капитал, как известно, один из основных факторов производства продукции, а значит, при его уменьшении подрываются возможности роста реального ВНП .

2. Существование дефицита государственного бюджета и рост государственного долга приводит к увеличению налоговых ставок (так как правительство пытается получить больший доход). Рост налоговых ставок подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и стимулы к труду, что влечёт за собой снижение выпуска или снижение темпов его роста

3. В условиях экономического спада или депрессии, когда доверие к государственным ценным бумагам низкое, покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется через продажу прироста государственного долга центральному банку страны. Это приводит к росту монетарного базиса и в конечном итоге к усилению инфляции.

Следует отметить, что государственный долг нельзя понимать упрощенно. В макроэкономике существует понятие чистый государственный долг . Наряду с пассивами (в данном случае это государственный долг) правительство владеет еще и активами (различные элементы государственной собственности: акции предприятий с участием государства, просто государственные предприятия, золотовалютные запасы), то есть, говоря о государственном долге необходимо сопоставлять его с активами правительства.

Чистый государственный долг = государственный долг - стоимость активов правительства.

Очевидно, что ситуация весьма опасна, когда чистый государственный долг велик.

В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегать к рефинансированию государственного долга (т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов). Оно также применяется при выплате процентов и погашении займов по внешнему государственному долгу. Кроме того, в управлении государственным долгом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия — изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство при возможности снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов при необходимости срочных заимствований для государства.

Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже вылущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Обмен облигацийпо регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа (технический дефолт) используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.к. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов отодвигаются сроки, и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации займов владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.

Под аннулированием государственного долга (юридический дефолт) понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Существуют различные концепции регулирования государственного бюджета:

Ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

Экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

Функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:

Экономический рост ведет к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет;

Правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит;

Бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.