Государственное регулирование экономического роста в республике беларусь. Макроэкономика

Причины регулирования и его виды

Экономический рост является одним из важнейших звеньев социально-экономической системы страны. Необходимость регулирования темпов экономического роста обусловлена растущими потребностями экономики. Экономическое регулирование являются универсальным инструментом поддержки экономики страны. В условиях трансформации российской экономики, данный метод регулирования требует постоянных изменений и совершенствования.

Экономический рост содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести расширение перспектив общества и создание благоприятных условий для решения проблемы ограничения ресурсов страны. Помимо достоинств экономического роста существуют и недостатки. К ним относятся негативные воздействия на окружающую среду и невосполнимость потребляемых ресурсов, а также к одной из самых острых проблем относится увеличение безработицы в стране и вытеснение работников техникой.

Регулирование темпов экономического роста позволяет осуществлять программы борьбы с загрязнением окружающей среды, а также решать социально-экономические проблемы общества. К основным видам регулирования темпов экономического роста относят:

  • увеличение расходов, связанных с человеческими ресурсами (образование, профессиональное повышение квалификации, переподготовка кадров). Это позволяет повысить рост производительности и качество рабочей силы;
  • перестройка налоговой системы;
  • увеличение расходов на научные исследования, стимулирование научно-технического прогресса, поощрение грантами научных достижений.

Еще одним из основных направлений регулирования темпов экономического роста является в поддержании государством конкурентоспособности и оптимальной структуры производства за счет нормативного регулирования, стабилизации налогообложения, предоставления преимуществ и льгот, прямое или косвенное субсидирование за счет государственного бюджета. В частности, это касается развития транспорта и коммуникаций.

Особенности регулирования на современном этапе

Современное регулирование темпов экономического роста носит глобальный характер, которое зависит от конкурентоспособности определенных национальных экономик и определяется сложной системой детерминант, связанных между собой. Многолетний опыт регулирования не обеспечивает на современном этапе необходимого равновесия. Из-за этого возникают так называемые «побочные эффекты». Государству необходимо наращивать потенциал возможных факторов экономического роста инвестируя в производство и в каждого работника, в частности.

Еще одним из основных факторов регулирования является обеспечение динамики экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Большинство экономистов в условиях мирового кризиса рекомендуют использовать различные методы стимулирования темпов экономического роста. В частности, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой государство взяло бы на себя активную роль в регулировании темпов экономического роста.

Современному экономическому росту присущ неравномерный процесс и системообразование. При развитии его регулирования необходимо учитывать стратегические первоисточники и саморазвитие мировых национальных экономик. Это ядро является особым интегративно-инновационным образованием, единым и противоречивым сплавом наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Несмотря на то, что регулирование темпов экономического роста призвано развивать экономическую систему, в ее регламентировании имеются серьезные недостатки. Отсутствует комплексный подход в сфере реформ. Отсутствие комплексного подхода привело ко множеству противоречий в методики регулирования, что осложняет развитие экономического сектора.

Замечание 1

Регулирование темпов экономического роста создало хорошие макроэкономические предпосылки для роста конкурентоспособности государства в мировом сообществе. На современном этапе развития необходим кратный рост объемов финансовой поддержки сфер регулирования.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

Вступление

Важным показателем для каждой страны является экономический рост, который тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительностью жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего времени и т.д.

Впервые экономический рост возник в Англии, во второй половине XVIII в., в результате промышленной революции <#"606845.files/image001.gif">

Суть экономического роста можно отразить графически с помощью кривой, или границы, производственных возможностей (КПВ ) следующим образом. В экономике любой страны все отрасли материального и нематериального производства можно разделить на две группы:

производство инвестиционных товаров,

производство потребительских товаров.

Под инвестиционными товарами подразумеваются средства производства то есть те товары, которые используются для производства потребительских товаров.

К потребительским товарам относятся товары, работы и услуги, используемые для потребления, а не для производства.

По вертикальной оси отложим производство инвестиционных товаров (ИТ), а по горизонтальной производство потребительских товаров (ПТ) (рис.2).

Все точки, находящиеся на сплошной кривой (КПВ 1 ), представляют собой потенциальный объем ВВП страны. Экономический рост означает увеличение производства продукции. На графике это отражается сдвигом кривой вправо. Точки пунктирной кривой (КПВ 2 ) показывают новый потенциальный объем производства, или, что то же самое, новую границу производственных возможностей экономики страны.

С помощью модели совокупного спроса - совокупного предложения (модели АD-АS). Поскольку экономический рост представляет собой увеличение реального ВВП в долгосрочном периоде, то графически его можно представить как сдвиг вправо кривой совокупного предложения АS и рост объема выпуска от Y1 до Y2 (рис. 3)


Развитие экономики страны может происходить за счет разных факторов. Экономическая теория выделяет три типа экономического роста:

Экстенсивный экономический рост означает развитие за счет привлечения дополнительных факторов производства. Английское слою «extension» означает расширение, увеличение. Например, для увеличения производства сельскохозяйственной продукции можно вовлечь в оборот новые земли. Происходит увеличение такого фактора производства, как земля.

Интенсивный экономический рост выражается в увеличении производства продукции при сохранении существующего количества факторов производства. Рост происходит за счет снижения издержек, применения новых технологий, повышения квалификации персонала, появления новых покупателей и пр. Примером интенсивного развития может служить увеличение производства из-за снижения налогов или предоставления субсидий, появления более дешевых производственных материалов, новых рынков сбыта, удешевления энергоресурсов, экономии на масштабах и т.д. В данном случае не происходит увеличения количества производственных факторов.

· годовыми темпами роста ВВП;

В качестве основных показателей измерения экономического роста используются:

· коэффициент роста - отношение показателя ВВП изучаемого периода к показателю ВВП базисного периода;

· темп роста - коэффициент роста, умноженный на 100%;

· темп прироста - темп роста минус 100%.

Если известен среднегодовой темп прироста ВНП (ga - annual growth rate), то, зная исходный уровень ВВП (Y0) и используя формулу сложного процента, можно рассчитать величину ВВП через t лет (Yt):

t =Y 0 (1+g a) t ,

из чего следует, что среднегодовой темп прироста ВВП равен:


Итак, среднегодовой темп прироста ВВП представляет собой среднюю геометрическую темпов прироста за определенное количество лет.

Поскольку экономический рост характеризуется ростом производства, следовательно, он находится в зависимости от наличия в стране факторов производства и их использования. Этот очевидный факт заложен в основу различных производственных функций экономического роста.

Первыми, кто предложил модель производственной функции, были американские экономисты Ч. Кобб и П. Дуглас. Их модель указывает на функциональную зависимость роста объемов национального производства (Y) от труда (L) и капитала (К), поэтому она называется двухфакторной моделью:

где Y - объем производства,- затраты труда,- затраты капитала,- коэффициент соответствия L и K с учетом экономии на масштабе.

Позднее в 50-е гг. появилась производственная функция Р.Солоу. В ней производственная функция Кобба - Дугласа дополнена еще одним очень важным фактором - техническим прогрессом. Согласно этой функции, при отсутствии технического прогресса экономическая система достигает стабильного состояния, в котором возможно лишь простое воспроизводство.

В современных условиях нельзя не учитывать третий - природный - фактор производства. Поэтому более точной предстает трехфакторная модель экономического роста, в которой учитываются все три фактора производства, а также научно-технический прогресс:

Y = A*L*K*N*е,

где N - природный фактор,

е - темп научно-технического прогресса.

Фактор труда:

· численность занятых, в том числе вновь вовлекаемые работники;

· продолжительность рабочего времени, то есть сумма отработанных человеко-часов, в том числе динамика рабочего времени;

· квалификация работников, в том числе ее изменение;

· интенсивность труда, то есть сумма трудозатрат, в том числе ее изменение.

Фактор капитала:

· объем основных производственных фондов, его изменения;

· качество средств производства, их производительность, мощность, надежность;

· время использования средств производства, коэффициент сменности оборудования;

· технология производства как способ использования средств производства и отражение в ней технического прогресса.

Фактор земли:

· сельскохозяйственные, лесные площади, вовлеченные в производство, в том числе их прирост (сокращение);

· объем вовлеченных в экономику полезных ископаемых, его динамика;

· качество природных ресурсов (земельных, лесных, рудных и т.д.);

· качество природной среды, природно-климатические условия.

Фактор организации производства, обеспечивающий качественное и количественное соответствие между тремя факторами производства, их загруженность, занятость, интенсивность использования и т.д.

Экономическая конъюнктура внутри страны и состояние внешних рынков.

Эти факторы во многом определяют спрос на производимую продукцию, побуждая к расширению производства или, наоборот, к его сокращению.

. Государственное регулирование экономического роста

Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические. Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты для контроля за загрязнением предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.

Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции.

Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929--1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

В 80-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

· стимулирование НТП и развитие научных исследований;

· увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;

· глубокая перестройка налоговой системы.

Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.

В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:

Стимулировать внутренние инвестиции и сбережения.

Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны.

Стимулировать образование.

Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизни происходит благодаря росту технологических знаний, которые идут из исследований и разработок.

Защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены.

Стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическому достижению. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран звучит аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами не только позволяет развивающимся странам экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями.

Контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния.

Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет.

В настоящее время в Минэкономразвития России продолжается работа над проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.

Её цель- определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Согласно данной Концепции для экономического роста России необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития . Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:

· диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год - 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2-3 процентных пунктов (2006 год - 1,3);

· повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (по отдельным секторам - до 4 раз), а энергоэффективность - в 1,6-1,8 раза;

· высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год - 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35% (2005 год - 2,5%);

· активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год - 1% ВВП);

· повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год - 526 доллара США);

· опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников - 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год - 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год - 3,9%), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.

Анализируя данные анализа социально-экономического развития России за 2008 год сделанные Министерством Экономического Развития и Росстатом, можно сделать некоторые выводы.

Экономическое развитие России в 2008 году было неравномерным. До середины 2008 года благодаря рекордным экспортным доходам и интенсивному расширению банковского кредита экономика России развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России.

В 2008 году темп роста ВВПсоставил, по оценке, 105,6%, при последовательном замедлении от 8,5% в I квартале, 7,5% - во II, 6,2% - в III, до 1,1% - в IV квартале.

Наиболее значительное снижение темпов роста произошло в строительстве, транспорте и промышленном производстве.

В 2008 году значительно сократился темп ввода в действие жилых домов - до 104,5% к уровню предыдущего года (в 2007 году - 120,6 процента).

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2008 года составил 2,7%. В IV квартале произошло снижение на 5,8%, в том числе в декабре - на 11,6%. Рост реальной заработной платы за 2008 год составил 9,7%,в IV квартале - 2,5%, в декабре - снижение на 4,6 процента.

В IV квартале отмечено значительное увеличение просроченной задолженности по заработной плате - на 54,9% к предыдущему периоду, в целом за год она увеличилась на 75,2% и составила на конец декабря 4,7 млрд. рублей.

В целом за 2008 год общая численность безработных составила 4,8 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 4,3%. В IV квартале численность составила 5,4 млн. человек, что на 22,7% выше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Промышленное производство за 2008 г. выросло на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В IV квартале произошло снижение по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 6,1% - в основном за счет обрабатывающих производств (снижение на 7,7%). В ноябре и декабре произошел спад промышленного производства - соответственно на 8,7% и 10,3 процента.

Экспорт товаров(по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, в 2008 году составил 470,8 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8% (в 2007 году - на 16,8%). В IV квартале экспорт товаров снизился и составил 88,7% к соответствующему периоду предыдущего года.

Импорт товаров(по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, 2008 году составил 291,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 30,4% (в 2007 году - на 36%). В IV квартале импорт увеличился на 3,7% к уровню IV квартала предыдущего года.

По итогам 2008 года объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 10,8% и составил 427,1 млрд. долл. США по состоянию на 1 января 2009 года. В IV квартале объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 23,2%, при этом за декабрь снижение данного показателя составило 6,3 процента.

За январь-декабрь 2008 годаинфляция на потребительском рынке составила 13,3%, превысив показатели за последние пять лет, в том числе 2007 года (11,9%) - на 1,4 п.п. и 2006 года (9%) - на 4,3 п.п.


До октября ежемесячные темпы были достаточно высокими - а в целом за период январь-сентябрь инфляция составила 10,6%, что на 3,1 п.п. было выше, чем годом ранее.

Ведущую роль в повышении уровня инфляции в 2008 году в России, также как и в других странах, сыграл рост мировых цен на продовольствие начиная с середины 2007 года. В середине I полугодия 2008 года на мировых рынках цены стали снижаться на зерно, молоко и молочные продукты, в тоже время выросли мировые цены на мясопродукты, однако с сентября цены стали снижаться. Вместе с тем в России рост цен на продукты был наиболее высоким по сравнению с другими европейскими странами.

Рост цен в отдельных странах на продукты питания по международной классификации*

В 2008 г. внутренние цены на продовольственные товары выросли на 16,5%, после роста цен на 15,6% в 2007 году.

Выводы из анализа социально-экономического развития России январь-июль 2009 года:

По предварительной оценке Минэкономразвития России, в июле падение ВВП составило 9,3%, в январе-июле - 10,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Продолжается спад строительства и потребительского спроса. В то же время обозначился тренд восстановления промышленного производства и грузооборота транспорта, приостановился спад инвестиций в основной капитал. В результате с исключением сезонного фактора, по оценке Минэкономразвития России, рост ВВП продолжается второй месяц подряд - в июле ВВП увеличился на 0,5% по отношению к июню.

По предварительной оценке Росстата, во II квартале 2009 года физический объем валового внутреннего продукта снизился на 10,9% относительно II квартала 2008 года, относительно I квартала 2009 года вырос на 7,5 процента.

В июле продолжилось оживление промышленного производства - спад по отношению к июлю прошлого года снизился до 10,8% (в июне - 12,1%, соответственно), за январь-июль снижение составило 14,2% к соответствующему периоду предыдущего года. Наиболее сильный спад по-прежнему в обрабатывающих производствах - в июле на 14,7% (за период с начала года - на 20,3 процента). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды сокращение составило 9% (5,9%), в добыче полезных ископаемых - 1,6% (3,1 процента).

В июле впервые с августа 2006 года произошло снижение производства сельского хозяйства - на 1,3% к июлю прошлого года, за период с начала года прирост составил лишь 0,3 процента.

В июле усилилась тенденция к снижению реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы. Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 5,4% к июлю прошлого года, в январе-июле - на 0,9% к соответствующему периоду 2008 года. Вместе с тем с исключением сезонного и календарного факторов отмечается замедление спада: в июне - -3,7%, в июле - -1,6 процента.

Снижение реальной заработной платы составило в июле 5,8%, за семь месяцев - 3,0% к соответствующему периоду 2008 года. При этом по состоянию на 1 августа 2009 г. суммарная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 июля 2009 г. на 9,9% и составила 6478 млн. рублей. С исключением сезонного и календарного факторов реальная заработная плата в июле снизилась на 0,3 процента.

Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, составил в июле 25,0 млрд. долларов США (52,8% к июлю прошлого года, по сравнению с июнем текущего года - 101,9%), в январе-июле 2009 г. - 151,0 млрд. долларов США (53,1% к соответствующему периоду прошлого года).

Импорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, составил в июле 2009 г. 16,0 млрд. долларов США (55,9% к июлю прошлого года и 103,3% к июню текущего года), в январе-июле 2009 г. - 98,3 млрд. долларов США (59,8% к соответствующему периоду прошлого года).

Дефицит федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина России, в январе-июле текущего года составил 923,8 млрд. руб., или 4,3% ВВП против профицита в размере 2 118,9 млрд. руб. (9,3% ВВП) за аналогичный период годом ранее. При этом доходы бюджета составили 3 801,2 млрд. руб., или 70,0% к январю-июлю 2008 г, а расходы бюджета - 4 725,0 млрд. руб., или 132,8% к уровню января-июля 2008 года.

В июле инфляция на потребительском рынке составила 0,6% (так же как и в предыдущие два месяца), но это выше, чем в июле 2008 г. (0,5 процента). С начала года потребительские цены выросли на 8,1% (годом ранее - на 9,3 процента).

На продовольственные товары рост цен в июле начал ускоряться - 0,6% против 0,5% в июне. Без плодоовощной продукции прирост цен на продукты составил 0,2% (в июне - 0,1 процента). На плодоовощную продукцию цены в июле выросли на 3,2% (в июне - на 3,9 процента). Большинство социально-значимых товаров в июле как и в мае-июне продолжало дешеветь, однако темпы замедлились. Продолжился рост цен на бензин - в июле на 7,1 процента.

4. Практикум


Рассчитайте реальные объемы ВВП.

Рассчитайте темпы экономического роста во втором и третьем году.

Какие факторы экономического роста были определяющими в эти годы? Рассчитайте их влияние на экономический рост.

Как можно охарактеризовать экономическую динамику во втором и третьем году, как экстенсивный или интенсивный рост и почему?

1. Согласно системе национального счетоводства (СНС) реальный ВВП можно определить как трудозатраты (в человеко-часах ), умноженные на производительность труда (реальная часовая выработка на одного рабочего), то есть

ВВП = число отработанных часов * производительность труда.

Реальный объем ВВП за первый год:

ВВП 1 =800*50=40000 (долл.)

Реальный объем ВВП за второй год:

ВВП 2 =1000*50=50000 (долл.)

Реальный объем ВВП за третий год:

2. Коэффициент роста х исчисляется по формуле:

= y 1 /y 0 ,

где y 1, y 0 отношение показателя ВВП изучаемого периода к показателю ВВП базисного периода;

Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100%.

Темп роста = y 1 /y 0 *100

Темп роста во втором году равен:

ТР 2 =50000/40000*100=125%

Темп роста в третьем году:

ТР 3 =60000/40000*100=150%

Темп прироста является главным показателем экономического роста. Его можно определить по следующей формуле:

Q2-Q1/Q1 * 100%.

(50000-40000)/40000*100=25%

(60000-40000)/40000*100=50%

Исходя из полученных данных можем сделать вывод, что прирост ВВП второго года по отношению к базисному составляет 25%, а прирост третьего года к базисному - 50%.

3. К числу важнейших факторов, определяющих реальный ВВП, относятся численность занятых, среднее количество отработанных часов, технический прогресс , объем капитальных вложений , уровень образования и профессиональная подготовка работников, эффективность размещения ресурсов.

Во втором году по отношению к первому было увеличено количество отработанных часов (на 200 ч. или на 25%=(1000-800)/800*100%), при этом производительность труда осталась не изменой. Можно предположить, что был задействован такой фактор как увеличение численности занятых или просто увеличен рабочий день, что в свою очередь не повлияло на производительность труда.

В третьем году было увеличено еще и производительность труда при неизменном количестве труда как и во втором году (на 10 долл. 20%=(60-50)/50*100%).

Производительность труда могла быть увеличена с помощью увеличения капитальных вложений на внедрение нового оборудования (НТП).

Основным критерием экстенсивного типа экономического роста является неизменность средней производительности труда при увеличении количества факторов производства. По этому, экономическую динамику второго года можно охарактеризовать как экстенсивный рост, то есть увеличение количества труда, при неизменной производительности.

Важнейший критерий интенсивного экономического роста - это повышение производительности труда.

Основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.

По этому третий год можно охарактеризовать как интенсивный рост, при котором увеличилась производительность с неизменным количеством труда.

Заключение

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения.

Под экономическим ростом понимают рост ВНП либо рост ВВП в абсолютном измерении или на душу населения.

Основные факторы экономического роста: труд, капитал, земля, НТП.

Интенсивный экономический рост - экономический рост за счет более эффективного использования того же объема ресурсов.

Экстенсивное хозяйство - хозяйство, развивающееся путем нового строительства, освоения новых земель, использования нетронутых природных ресурсов, увеличения числа работающих.

Экономический рост измеряется двумя способами:

· годовыми темпами роста ВВП;

· годовыми темпами роста ВВП на душу населения.

Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические.

Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.

С середины 2008 по июнь 2009 г. Россия все еще имеет отрицательный прирост ВВП по сравнению с 2007 г., причиной которому является мировой финансовый кризис, что и отображает тесную взаимосвязь экономики России с международным рынком.

По поводу особенностей современного экономического роста России, то м 2006 года разрабатывается Концепция «Россия 2008-2020г.» согласно которой для экономического роста России необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Цель- определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Литература

1. Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Под ред.Т. Ю. Матвеевой. - М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. В. Е. Ланкина.- Таганрог: ТРТУ, 2006.

3. Макроэкономика: Учебник / Под ред. С. Н. Ивашковского. - М.: Дело, 2009.

Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Седова. - Челябинск: ЧГУ, 2008.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь . - 5-е изд., перераб. и доп.-М.: 2006.

6. Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики, 2005. №9.

Электронные ресурсы:

7. Федеральная служба государственной статистики:

Экономический рост и его государственное регулирование.

План

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Общая характеристика экономического роста.

1.1. Понятие экономического роста.

1.2. Факторы экономического роста.

Глава II. Теории экономического роста.

2.1. Кейнсианские модели экономического роста.

2.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.

2.3. Теория нулевого экономического роста.

Глава III. Государственное регулирование экономического роста.

Заключение.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Экономический рост составляет центральную задачу для всех наций.

В России в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. При этом снижение доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста.

Экономический рост - увеличение ВНП на душу населения. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета.

Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые экономистами на практике.

В данной работе я хотела бы рассмотреть понятие экономического роста, теории, с ним связанные, а также то, как государство воплощает их в жизнь в своей регулирующей деятельности.

Глава I . Общая характеристика экономического роста.

1.1. Понятие экономического роста.

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

Большинство моделей роста исходит из того, что увеличение реального объема, с выпуска происходит прежде всего под влияни-ем роста основных факторов производства -- труда (L) и капитала (К). Фактор "труд" обычно слабо поддаётся воздействию извне, тогда как величина капитала может быть скорректирована опре-деленной инвестиционной политикой (6, с. 93) . Как известно, запас капи-тала в экономике со временем сокращается на величину выбытия (амортизации) и увеличивается за счет роста чистых инвестиций. Вполне очевидно, что ценен не сам по себе, а в качестве основы повышения благосостояния населения, по-этому качественная оценка роста часто дается через оценку ди-намики потребления.

Анализ со стороны спроса необходимо соединить с факторами, опреде-ляющими динамику предложения, и выяснить условия дина-мического равновесия спроса и предложения в экономике. Стратегической переменной, с помощью которой можно управлять экономическим ростом, являются инвестиции.

Наиболее простой кейнсианской моделью роста являет-ся модель Е.Домара, предложенная в конце 40-х годов. Технология производства представлена в ней производст-венной функцией Леонтьева с постоянной предельной про-изводительностью капитала (при условии, что труд не явля-ется дефицитным ресурсом). Модель Домара исходит из того, что на рынке труда существует избыточное предложе-ние, что обусловливает постоянство уровня цен. Выбытие капитала отсутствует, отношение К/У и норма сбережений - постоянны. Выпуск зависит фактически от одного ресур-са - капитала. Для простоты можно принять также инве-стиционный лаг равным нулю.

Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвести-ции выросли на, то, и соответствии с эффектом мультипли-катора, совокупный спрос возрастет на ДI , то в соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на

ДYAD=ДIm=ДI(l/l-b)=ДI(l/S),

m- мультипликатор расходов,

b- предельная склонность к потреблению,

S -предельная склонность к сбережению.

Увеличение совокупного предложения составит ДYAS=aДK, где а - предельная производительность ка-питала (по условию - постоянна). Прирост капитала ДK обес-печивается соответствующим объемом инвестиций I, потому можно записать: ДYAS=aI.

Список использованной литературы.

Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М., БГЭУ, 1997.

Берман Б. , Дж. Р.Эванс. Маркетинг - М., 1990

Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрист, 1997

Булатов А.С. Экономика - М: Бек, 1997.

Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов - М.: 1995

Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 1996.

Кемпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Экономикс., т.1. - М., 1992.

Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории - “АСА”, Киров, 1997г.

Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 4.

Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2001г.

Роббинс Л. Предмет экономической науки., т. 1. - М.: 1993

Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: 1995

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений.

При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

кредитных организаций.

систему и т.п.).

правовых нормах. В то же время, отказываясь от непосредственного административно-командного стиля вмешательства государства в экономические процессы, необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допустить полного перехода к государственному воздействию на экономику гражданско-правовыми средствами.

й деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора. Государственное регулирование банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, - это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ. Регулирующее воздействие Российского государства на упорядочение процессов в банковской системе проявляется, например, в принятии соответствующими органами государственной власти федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. В рамках этой стороны государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры прямо или косвенно, влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве. С другой стороны, - государственное регулирование проявляется в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов при создании, организации, регистрации, лицензировании коммерческих организаций, включенных в банковскую систему РФ, и осуществлении ими банковской деятельности.

проявляется в широком смысле и связано с установлением единого государственного механизма регулирования надзора и контроля за банковской деятельностью в РФ, включая организацию и деятельность Банка России, то во втором случае речь идет по сути о государственном регулировании предпринимательской деятельности в одной из сфер российской экономики - сфере денег и кредита. Осуществляется такое государственное регулирование уже самим Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.

федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.

себе отдельные черты первичных методов - гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношению к ним.

Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций; д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначении арбитражных управляющих и т.п.

Федеральных судов РФ.

денежно-кредитных отношений.

Как представляется, подобный подход имеет больше политический, чем экономический или юридический характер. С точки зрения права, к государству и его органам термин монополизм вообще не может быть применен, поскольку любое государство по определению является монополистом в сфере регулирования общественных отношений на своей территории и это его право является одним из признаков государственного суверенитета.

на макроуровне со стороны государства.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Инструментами регулирования банковской деятельности являются:

  • 1. Учетная ставка ЦБ (ставка рефинансирования) - ставка, по которой ЦБ учитывает векселя, предоставляет кредиты другим банкам. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (ценные бумаги, валюта, золото, поручительства).
  • 2. Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже ценных бумаг (в основном государственных).
  • 3. Нормативное регулирование обязательных резервов - это часть ресурсов банков, которая должна быть депонирована на специальный счет в ЦБ. Эти резервы используются для выплаты кредиторам банка при его банкротстве.
  • 4. Экономические нормативы для кредитных организаций.
  • 5. Регулирующие кредиты ЦБ - кредиты, размещаемые в банках с целью поддержания ликвидности. ЦБ проводит аукцион, на который допускаются банки, действующие на финансовом рынке более года, регулярно представляющие отчетность в ЦБР, соблюдающие экономические нормативы, выполняющие резервные требования.
  • 6. Организация налично-денежного обращения.
  • 7. Количественное и качественное стимулирование или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий. ЦБ варьирует суммами кредитов, процентной ставкой и сроками предоставления. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством программу развития отрасли или территории.
  • 8. Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений. Осуществляется на основе отчетности банков.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора.

Банковский надзор, осуществляемый ЦБ, подразделяется на:

Пруденциальный надзор - осторожный, дистанционный, осуществляемый главным образом на документарной основе, обеспечивающей раннее реагирование на нарушения. Проводится Комитетом банковского надзора и соответствующими подразделениями территориальных главных управлений ЦБ;

Инспектирование - осуществляется на местах банковской инспекцией;

Контроль со стороны функциональных подразделений ЦБ - контроль организации бухучета в КБ, кредитования, расчетов, операций с ценными бумагами, валютных, кассовых и др.

ЦБ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

ЦБ публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций (КО) и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации КО, выдает КО лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение КО отдельных операций на срок до 6 месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний ЦБ об устранении нарушений, выявленных в деятельности КО, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ вправе:

  • 1) взыскать штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;
  • 2) потребовать от кредитной организации:
    • · осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры ее активов;
    • · замены руководителей;
    • · осуществления реорганизации;
  • 3) изменить на срок до 6 месяцев установленные обязательные нормативы;
  • 4) ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  • 5) назначить временную администрацию по управлению КО на срок до 6 месяцев;
  • 6) ввести запрет на осуществление реорганизации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства;
  • 7) предложить учредителям (участникам), которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов;
  • 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.

Если облагать необходимым налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога (налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц, домохозяйств и не корпоративных фирм). Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Стоит отметить, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Развитие сельского хозяйства в Рссии и современные отрасли находят применение новейших достижений в области науки и техники, селекции позволяют получать результаты даже в неблагоприятных условиях. В нашей стране не то чтобы не развивается, а вообще находится на грани исчезания. Развитие сельского хозяйства в России уже давно требуют к себе более пристального взгляда со стороны правительства. Наряду с промышленной, энергетической отраслями является основополагающей для экономики любого государства и необходимы пути развития.

История начинается в доисторические времена. Перспективы развития сельского хозяйства и технологий, внедрение новых способов растениеводства, животноводства и развитие экономики сельского хозяйства сопровождалось увеличением объема производимой продукции и в конечном итоге тенденции развития приводили к росту экономики государств в целом.

Эта отрасль широко развита. Без нее не было бы таких необходимых повседневных вещей на столе, как хлеб, молоко и большое множество овощей и фруктов. Для их приготовления и доставки до нашего стола проходит очень много времени. Не из за того что кто то не успевает доставить их быстро и не принужденно, а потому что процесс выращивания, обработки и приготовления занимает длительное время.

Даже посетив магазин мы всего лишь видим готовый продукт готовый к употреблению. Берем яблоки или груши идем домой, моем нарезаем или сок выжимаем, ну в общем употребляем. А для того чтобы вырастить яблоко необходимо длительное время. Посадить дерево. Привить его. Долгое время за ним ухаживать, в течение нескольких лет, заботиться, поливать. Зимой от грызунов защищать и еще целый год урожая ждать. Урожай не весь попадает на прилавок, а лишь самый лучший. Потому что, отправив яблоки на хранение, а потом в магазин они успевают немного подпортиться. А если отправить подпорченное яблоко, то оно вообще сгниет.

Сельским хозяйством называется особый вид деятельности человечества, связанный с возделыванием земли и разведением животных. Наряду с остальными отраслями промышленности является основополагающим для экономики любого государства. Развитие этой отрасли берет свое начало в доисторические времена, с того времени как древние люди начали, используя примитивные орудия труда, вспахивать землю и выращивать полезные для себя растения, одомашнивать диких животных. На протяжении веков менялись и совершенствовались системы земледелия, культивировались полезные признаки животных, создавались их многочисленные породы и сорта.

Оно в настоящее время производит продукты питания для населения и исходное сырье для многих отраслей промышленности, включает для себя следующие отрасли: земледелие (овощеводство, плодоводство и т.д.), животноводство (скотоводство, коневодство, свиноводство и т.д.). Главным средством производства сельского хозяйства является земля. Основными факторами, определяющими выбор выращиваемых сельскохозяйственных культур и средств земледелия, являются: физико-химические свойства почвы и климатические характеристики местности.

Например, зонах с умеренным и холодным климатом теплолюбивые растения удается выращивать только с применением особых технологий. К особенностям сельского хозяйства можно отнести то, что его объекты занимают обширные территории. Освоение земель пригодных для выращивания сельскохозяйственных растений сопровождалось масштабной вырубкой лесов, распашкой целинных земель, что не могло не отразиться на экологии данных регионов.

Развитие сельского хозяйства в России. Сельскохозяйственные работы продолжаются практически круглый год и носят циклический характер, который зависит от стадий развития растений и животных - основных средств производства данной отрасли. Так при выращивании зерновых можно выделить стадии: весенняя подготовка земли под посев (распахивание земли), посев, сбор урожая, подготовка урожая к хранению, кроме того, существует посев озимых зерновых, которые достигнув определенной стадии роста зимуют под снегом и дают урожай только на следующий год. Современное сельское хозяйство России - это высокотехнологичная отрасль, тесно связанная с наукой и техникой. Проблемами данной отрасли занимаются отдельные институты и университеты. Исследования в области селекции и генетики позволяют создавать более продуктивные сорта растений и породы животных, устойчивые к различным заболеваниям и другим неблагоприятным факторам. Машиностроение создает новую высокоэффективную сельскохозяйственную технику, позволяющую автоматизировать такие трудоемкие операции как, распашку земли, уборку урожая. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве в частности в животноводстве позволяет проводить оперативный мониторинг всех жизненных показателей животных и на ранних стадиях выявлять заболевания.

Реализация проекта "Сколково" возлагается на управляющую компанию - российское юридическое лицо, которое наделяется отдельными властными полномочиями как органов местного самоуправления, так и госвласти регионов. Земельные участки, входящие в состав территории центра, будут принадлежать управляющей компании на правах собственности, а она вправе передать их в аренду лицам, участвующим в реализации проекта.

Заметим, то, что ранее эта земля принадлежала на правах собственности каким-то российским юридическим и физическим лицам, мало кого интересует. В поручение правительства - предоставить Фонду соответствующие земельные участки - включена туманная формулировка «путем выкупа, обмена или иными способами». Ясно, что когда у нас в законе или подзаконном акте появляется фраза типа "иные способы", "и другие" и прочие неопределенности, начинается беспредел.

Например, под вынужденное переселение попадает НИИ сельского хозяйства со своими экспериментальными полями, занимающими более ста гектаров. Недостаточно инновационное?.. Но здесь выводятся и культивируются новые сорта пшеницы для средней полосы России - это около четверти всего отечественного хлеба. Казалось бы, самое что ни на есть инновационное предприятие, но оказалось на пути инновационной идеи президента - и предназначено к ликвидации. Полигон такого рода «переставить» с места на место, не погубив, очень непросто, и навряд ли кто-то будет с этим возиться.

Создание иннограда в данном конкретном месте - затея вообще довольно идиотская, если реальные цели проекта соответствуют заявленным. Если реальные цели - украсть побольше, то все понятно. Ведь 375 гектаров зоны "Сколково" буквально по живому вбиты в предельно дорогую, да к тому же насыщенную инфраструктурой, жильем, объектами бизнеса подмосковную землю - зачем? Логичный ответ только один - чтобы она стала еще более дорогой и, за счет президентской программы, - более ликвидной.

В противном случае зачем бы уничтожать важный, можно сказать, стратегический НИИ ради не известно еще каких будущих инноваций?

Есть в этом что-то лужковское - снести историческое здание (а хоть бы и МГУ - почему нет?) и на этом месте из стекла и бетона возвести что-то отдаленно напоминающее по очертаниям, но под бизнес-центр. Как назвать при этом - не важно. Хоть бы тоже университетом - по сути все равно получится бизнес-центр.

Вот и зона в "Сколково" - чистой воды офшор, но с "инновационным" имиджем.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индивидуальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.

Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулировании экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличении темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

экономический социальный население

Экономический рост сам по себе не решает социально-экономических проблем общества, которые в большинстве своем являются проблемами не производства, а распределения. Решение проблем экономического развития не может быть самостоятельно обеспечено работой рыночного механизма, а предполагает активность государства. Существуют различные точки зрения на вопрос о роли государства в регулировании экономического роста.

1.Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с позиции факторов спроса и утверждают, что с помощью фискальной и кредитно-денежной политики государство может его регулировать. Темпы прироста национального дохода зависят от нормы накопления и эффективности инвестиций. Государство может регулировать экономический рост, стимулируя расширение капиталовложений на основе низких процентных ставок, и ограничивая - путем их повышения.

2.Сторонники теории экономики предложения считают, что экономический рост связан в первую очередь с факторами предложения, которое должно регулироваться определенной системой налогообложения. В данном случае упор делается на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы и можно выделить три направления воздействия государства на экономический рост:

· стимулирование НТП и развитие научных исследований;

· увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;

· глубокая перестройка налоговой системы.

Одним из направлений государственного регулирования экономического роста является поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций , прямого и косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. «Государственные расходы на инфраструктуру: строительство дорог, портов, электростанций - прямо способствует ускорению товаропотоков и соответственно экономическому росту». В том числе большое значение придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Государство может взять на себя решение тех проблем, которые не решаются рыночным механизмом . Это увеличение расходов на фундаментальные исследования и разработки и стимулирование НТП, ликвидация дефицита бюджета, антиинфляционное регулирование, продуманная социальная политика.

Антицикличное регулирование предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги, чтобы привести его в соответствие с предложением и тем самым уравновесить рынки, избежать спадов, придать экономическому росту большую устойчивость.

Вопрос 47. Формирование экономического равновесия системы.

Под макроэкономическим равновесием понимают равновесие всей экономической системы в целом, которая характеризует сбалансированность, пропорциональность всех экономических процессов. Оно подразделяется на идеальное и реальное.

    Идеальное равновесие достигается при полной реализации экономических интересов субъектов хозяйства во всех отраслях и сферах экономики. Оно предполагает наличие условий совершенной конкуренции и отсутствие внешних эффектов.

    Реальное равновесие устанавливается в экономике в условиях несовершенной конкуренции и с учетом внешних факторов воздействия на рыночную среду.

В макроэкономике используют несколько моделей для определения макроэкономического равновесия. Модель совокупного спроса и совокупного предложения является базовой для изучения общего равновесия, колебаний объема национального производства и общего уровня цен, причин и последствий их изменений.

Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия , равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Точка пересечения кривых Е –это точка равновесия спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара QEмаксимальная цена, по которой его могут приобрести покупатели (цена спроса РD),совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения Ps),что и будет означать установление на данном рынке устойчивой равновесной цены РЕ,по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара QE.

Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия , когда под воздействием изменения факторов спроса или предложения рынок выходит из этого состояния. Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара.

Избыток товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. В выигрыше остается тот, кто предлагает более выгодные условия реализации товара. Таким образом рынок стремится вернуться в состояние равновесия.

Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает к нему внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. В результате система возвращается в состояние равновесия.

Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков.