Феномен глобализации: социальный аспект. Глобализация экономики: современный этап

6.3 Особенности современного этапа глобализации.

Характеризуя особенности современного этапа глобализации производства, следует отметить, что на первом этапе (до первой мировой войны) вывоз капитала в форме прямых инвестиций имел главной целью эксплуатацию природных ресурсов на территориях, находившихся под контролем стран - экспортеров капитала. На втором этапе (в третьей четверти XX в.) вывоз капитала в форме прямых инвестиций был направлен на перемещение в другие страны производства тех товаров и услуг, которые завершили фазу быстрого роста в странах - экспортерах капитала.

Третий, современный этап характеризуется, не столько желанием ТНК приобрести природные ресурсы или рынки сбыта, сколько их стремлением рационализировать структуры капиталовложений и воспользоваться преимуществами глобальной либо региональной экономической интеграции, приобрести дополнительные технологические, организационные или рыночные возможности, чтобы более эффективно обеспечивать, сохранять и повышать глобальные конкурентные позиции.

Еще одна особенность деятельности ТНК в современных условиях - это стремление укрепить свои позиции на наиболее быстро растущих рынках. Именно в свете этой тенденции представляются грандиозными перспективы роста международных прямых инвестиций в странах Восточной Европы и СНГ в ближайшие десятилетия.


7. Россия и ТНК.

7.1 Проблемы создания ТНК в рамках СНГ.

Распад Советского Союза стал одним из главных кризогенных факторов для российской экономики, выступавшей ядром единого народнохозяйственного комплекса СССР. Реинтеграция пост союзного экономического пространства на новых, рыночных, началах есть одна из необходимых мер по приданию России устойчивого антикризисного состояния и обеспечению нормального функционирования ее экономики.

Задача кооперации специализированных и технологически увязанных производств и предприятий, оказавшихся в одночасье по разные стороны новых государственных границ возникла сразу после распада СССР. В условиях рыночной экономики эта проблема наилучшим образом решается посредством создания различного рода транснациональных предпринимательских структур. Создание транснациональных корпораций - единственный путь восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями и, наконец, средство совместного выживания.

О справедливости данного высказывания свидетельствует совокупность предлагаемых и уже реально задействуемых мер поддержки транснациональных предпринимательских структур, возникающих в ходе акционирования и приватизации пост союзных экономик. Руководители государств и правительств СНГ подписали, в частности, ряд соглашений, нацеленных на содействие образованию и функционированию транснациональных предпринимательских объединений, призванных обеспечить на новых, рыночных, началах рационализацию кооперативных отношений, оптимизацию проходящих через наши страны технологических цепочек.

Главное из них - подписанное 15 апреля 1994 г. главами правительств всех государств СНГ “Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешенных транснациональных объединений”

Документ имеет пятилетний срок действия и носит откровенно “рамочный” характер. В силу ряда причин заключение “Соглашения” не преследовало цели установления какого-то универсального алгоритма развертывания механизма создания и обеспечения деятельности разнообразных транснациональных структур в различных сферах хозяйствования и областях экономического и научно-технического сотрудничества.

Попытка выработки общего инструментария, который удовлетворял бы всех участников “Соглашения”, вряд ли имела шанс на успех прежде всего в силу существенных различий законодательств. Поэтому в настоящее время практика учреждения и функционирования транснациональных структур базируется на законодательстве государств, юридическими лицами которых они являются, с некоторыми оговорками, предусмотренными в межгосударственных договорах.

Еще одним препятствием в деятельности по формированию и обеспечению функционирования транснациональных объединений является неурегулированный комплекс общих вопросов экономического развития Содружества (налогообложение, цен, таможенных пошлин, системы расчетов и взаимоотношений банков, вопросы собственности).

Исключительно существенными представляются положения “Соглашения”, предусматривающие: а) условие, согласно которому дея­тельность транснациональных объединений не может противоречить антимонопольному на­циональному законодательству; б) участие в создании таких объединений в качестве учреди­телей государственных органов; в)возможность предоставления этим объединениям квот, ли­цензий, в том числе для реализации межправи­тельственных обязательств по поставкам това­ров для государственных нужд, по кооперации и для экспорта на рынки третьих стран; г) со­трудничество в рамках транснациональных объединений, предприятий различных форм собственности; д) выпуск и размещение ими акций и других ценных бумаг, участие в совмест­ных инвестиционных проектах.

Документом конституирована совокуп­ность устраивающих все стороны форм транс­национальных объединений. Допускается их создание в любых областях деятельности, не за­прещенных национальным законодательством, и в различных разновидностях, включая: сов­местные финансово-промышленные группы; международные хозяйственные объединения; корпорации; холдинговые компании; ассоциа­ции и союзы; совместные предприятия; торгово-посреднические организации типа торговых домов, агентств и международных бирж; совмест­ные коммерческие банки и их объединения; фи­нансовые и страховые компании. Перечислен­ные объединения могут осуществлять одновре­менно несколько видов деятельности.

Принципиально важны и следую­щие, установленные «Соглашением», право­вые нормативы деятельности транснациональ­ных предпринимательских объединений: 1) транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству го­сударства места их регистрации; 2) статус фи­лиалов (отделений) и представительств транс­национальных объединений определяется в уч­редительных документах в соответствии с зако­нодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств; 3) по­рядок оценки финансовых, материальных ре­сурсов и имущества, вносимых учредителями в уставной фонд транснациональных объедине­ний, устанавливается по согласованию между ними; 4) уставной фонд транснациональных объединений формируется при этом на согласо­ванных учредителями условиях путем объедине­ния их финансовых, материальных ресурсов и имущества; 5) условия распределения прибыли и возмещения убытков транснациональных объединений определяются их учредительными документами; 6) взаимоотношения предприя­тий, входящих в транснациональные объедине­ния, с соответствующим бюджетом государства их местонахождения, определяются законода­тельством этого государства; 7) инвестиционная деятельность транснациональных объединений, в том числе связанная с привлечением капитала из третьих стран, осуществляется в соответствии с законодательством государства, на террито­рии которого производятся соответствующие вложения, и договорами, заключенными между сторонами, о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности и о взаимной защите инвестиций.

Охарактеризованное “Соглашение” положило начало формированию международно-правовой базы учреждения и функционирования транснациональных экономических структур в рамках Содружества. В этой связи можно констатировать следующее.

Во-первых, после появления документа заметно усилилось внимание к проблеме интеграции стран Содружества. “Соглашение” переводится в практическую плоскость путем заключения более конкретных межправительственных соглашений (преимущественно - двухсторонних) рамочного характера и оформления на их основе договорных отношений между непосредственными участниками создаваемых транснациональных экономических структур.

Однако практическое создание транснациональных объединений идет крайне медленно; принимаемые в этой области межгосударственные решения не реализуются или реализуются крайне плохо. Вопросы создания и функционирования транснациональных объединений нуждаются в дополнительной законодательной и правовой проработке как в рамках органов СНГ, так и на национальных уровнях. Чтобы эффективно перейти от общих рамочных соглашений к практической работе по согласованию конкретных условий создания этих объединений, необходимо более энергичное сближение соответствующих национальных законода­тельств. Существенное значение в этом плане имели бы разработка странами СНГ совмест­ных проектов приватизации взаимосвязанных производств и развитие перекрестного акциони­рования смежных предприятий.

Ускорение процесса создания российских транснациональных структур сопряжено с инициируемой Россией унификацией соответствующих аспектов хозяйственных законодательств, с преодолением таможенных барьеров и с решением комплекса непростых вопросов, касающихся собственности участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и налогообложения (в частности на кооперируемую продукцию), других проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов пост союзных стран. Продвижение на данных направлениях, вкупе с доведением до логического конца линии по отмене необоснованных ограничений и бюрократических завалов на пути создания транснациональных объединений, а также с применением всего спектра законодательно предусмотренных в их отношении льгот - все это и формирует главные задачи системной государственной поддержки российских транснациональных структур.

Депрессивных явлений в отдельных отраслях промышленности; · транснациональные корпорации имеют возможность преуспевать вне зависимости от состояния национального хозяйства; · от улучшения конъюнктуры внутри страны транснациональные корпорации получают меньший выигрыш. · Таким образом, компании с международным характером становятся во многом независимыми от развития конъюнктуры в...

Монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран. Прямые зарубежные инвестиции в послевоенные годы росли очень быстро, и их рост напрямую связан с деятельностью транснациональных корпораций. Приоритетность сфер приложения капитала меняется под воздействием научно-технического прогресса. В последние десятилетия усилилась активность транснациональных корпораций в сфере...

... «мозговых трестах». Они обладают огромным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития. Транснациональные корпорации продемонстрировали свою способность нарушать изоляцию национальных экономик, вовлекая их в единый процесс с мировым экономическим сообществом. Они служат важнейшим средством передачи новых технологий, распространения информации о новых...

Неолиберализм

Min роль государства

Неомарксизм

3. Социал-демократы

Мин зар.плата - 4611 р. - РФ

ПАРАДИГМЫ

Парадигма Модернизации - неолибералы

Парадигма модернизации Маркса

Развитие - в перспективе все страны - развитые и развивающиеся - должны быть однотипными процветающими сообществами.

Толкат Парсонс: концепция модернизации «императив адаптации» - все страны должны адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям.

Майкл Леви , развил императив Парсонса и выдвинул «императив заинтересованности» : во всех странах есть индивиды и социальные группы, которые заинтересованы в модернизации общества. Следовательно это естественная тенденция и носит осознанный характер.

Энтони Гидденс и Улирих Бёх «теория рефлексивной глобализации»: глобализация и как причина и как следствие определенного поведения.

Теории парадигмы модернизации:

1) постиндустриального общества

2) конвергенции

Т.О. государствам необходимо приспосабливаться к переменам, чтобы выжить, иначе они либо погибнут либо будут влачить жалкое существование.

Парадигма Зависимости

2 подхода: критика теории модернизации, главный аргумент - парадигма модернизации оставляет в стороне проблему социального неравенства в глобальном масштабе, потому что страны находятся в принципиально разном положении друг к другу - структурная зависимость - > перед политиками и обществом стоит задача изменить структуру мировой экономической и политической системы.

1) Марксизм - «теория зависимости». Под сомнение ставится само развитие стран третьего мира. Суть: не существует общей линии движения человечества, но существует глобальная капиталистическая экономика, в рамках которой все подчиняется законам капиталистического производства, и глобальная экономика подчиняется законам капиталистического развития.

2) Немарксисткий - «теория зависимого развития ». Рауль Брегиш, Йохан Гальтунг.

Не ставят под сомнение саму возможность развития и считают, что термин «развивающиеся страны» можно использовать. Для того, чтобы это развитие было более интенсивным, развивающимся странам надо освобождаться от зависимости - необходим в обществе консенсунс между политиками, бизнесом и социальной сферой, а также необходимо изменить политику международных институтов (МВФ, Всемирный банк).

Теория зависимости - неомарксизм

Согласно неомарксизму все экономическое развитие подчиняется закону капиталистического производства.

1) сформировались центры накопления капитала (положение дел в различных частях мира зависит от их положения по отношению к центру накопления капитала - если они удалены, то им грозит хроническая неразвитость).

2) индустриальные страны обладают технологическими преимуществами, разрыв между ними и другими таков, что самостоятельно страны 3го мира преодолеть его не смогут, содействовать им в его преодолении не в интересах развитых стран, они не заинтересованы в конкурентах.

Но в рамках теории зависимости не отрицается развития. В неомарксизме само понятие развития развивающихся стран отрицается - у третьих стран нет развития.

В рамках неомарксистской методологии возникла теория миросистем , а в рамках нее существует 2 подхода:

1) концепция переферийной экономики - И. Валлерстайн]

2) Поход Андрэ Франка и Сэмира Амира - концепция мировой единой экономической системы. Мирсистема, по их мнению, сложилась примерно 5 тысяч лет назад, тогда перемещение товаров носило глобальный характер, она развивалась в 3 этапа:

1 - античные и феодальные империи (Древний Египет, Древний Рим, Китайская Империя, Османская Империя) - сложились в результате политического господства одного центра

2 - капиталистическая микроэкономика - объединяет множество наций и государтсв

3 - мировой социализм - наступит в будущем, но переход к нему возможен только в глобальном масштабе.

Хантингтон (ни левый, ни правый) - теория нелиберальной модернизации: модернизация в условиях углубления процессов глобализации, но только если она опирается на прочные политические институты, обеспечивающие стабильность и порядок. Главный из этих институтов - государство. Политический плюрализм, гражданское общество, демократия, выборы для модернизации неприемлемы. Для проведения авторитарной модернизации нужно контролировать участие масс в политике, это способна сделать лишь сильная бюрократия - гражданские демократы, которым подчиняется армия.

Т.О. основной движущей силой как модернизации так и глобализации являются бюрократические институты, главный среди них - национальное государство+ ТНК+ международные финансовые организации. Это движущие силы, потому что государства заинтересованы в привлечении капитала для образования стабильной социальной ситуации и прозрачных правил игры; ТНК и финансовые организации заинтересованы в привлечении капитала на развивающихся рынках и их развитии.

Т.О. с одной стороны в нелиберальной модернизации заинтересованы государства, а с другой - ТНК и международные финансовые институты, следовательно если такой конгломерат создан, то такие реформы проводятся без потрясений.

Концепция глобализации Малькома МалкУотерса. (нач. 2000х).

Глобализация наблюдается прежде всего в культурной сфере, а экономику и политику она затрагивает в меньшей степени. 2 феномена:

Тип обмена»

Материальные: локализируются потому что наиболее интенсивно они развиваются в рамках интеграционных группировок, в результате чего в экономке формируется особый порядок.

Политические: интернационализируются, потому что политические обмены привязывают социальный порядок в экономике к расширенным территориям, в сферу политических обменов включаются национальные государства, которые обладают нац-гос. суверенитетом.

Культурные: глобализируются, потому что это единственный тип обменов, который не привязан ни к какой теории. Через глобализацию культуры происходит углубление отношений как в экономике, так и в политике.

Территориальность»

Локализация

Интернационализация

Глобализация

В экономике происходит смещение от материальных обменов к властным - более крупные хозяйствующие субъекты имеют больше шансов на победу в глобальной конкуренции.

Происходит экспансия политики в ущерб экономике.

Экономическое господство достигается посредством культурного. Японское чудо - результат успешного менеджмента и рекламы этого чуда.

Улирих Бёх - концепция глобализации «глобальное общество риска»

Риск - это то, чего нельзя избежать, он не видим, не локализуем, его нельзя просчитать ни по глубине, ни по последствиям. Вывел три группы рисков:

1. технико-индустриальные, обусловленные стремлением к обогащению (озоновые дыры)

2. технико-индустриальные, обусловленные бедностью (вырубка лесов)

3. риски, связанные с угрозой применения оружия массового поражения. В целом, современное промышленное производство - индустрия нового риска. В условиях глобализации последствия высокорискового ведения двояки:

Риск уравнивает

Риск усиливает неравенство: богатые переносят опасные, грязные производства в страны 3го мира, где зак-во не столь жесткое.

В итоге риски распределяются неравномерно и со временем эта неравномерность усиливается. Вывод - современное общество - сплошной риск.

Мануэль Кастельс

Глобализация противоречива. Несет угрозу экономической и социальной стабильности, особую роль начинает играть информация. Главное - конкурентоспособность информационного сектора. Выделил 4 фактора его конкурентоспособности:

1) Обладание соответствующими технологическими мощностями; наличие технологических ресурсов; наличие соответствующих высокотехнологичных производственных мощностей

2) доступ на крупные интегрированные рынки

3) наличие разницы между производственными издержками страны - экспортера и ценами целевого рынка (низкие издержки производства, чтобы было больше добавочной стоимости)

4) управленческий ресурс национальных и межнациональных структур.

Особая роль государства

Лекция 8

Лекция 9

Показатели национальной конкурентоспособности

Существует множество параметров

I. Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчете. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. Авторы исследования подчеркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

На состояние экономики отрицательное влияние оказывают неэффективное управление государственными финансами и высокая инфляция, а положительный эффект могут оказать защита прав интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и повышение квалификации рабочей силы, постоянный доступ к новым знаниям и технологиям.

В исследовании представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). В настоящее время основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран являетсяИндекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году.

Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах), а на одну треть из общедоступных источников (статистические данные и результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:

3. Качество институтов.

4. Инфраструктура.

5. Макроэкономическая стабильность.

6. Здоровье и начальное образование.

7. Высшее образование и профессиональная подготовка.

8. Эффективность рынка товаров и услуг.

9. Эффективность рынка труда.

10. Развитость финансового рынка.

11. Уровень технологического развития.

12. Размер внутреннего рынка.

13. Конкурентоспособность компаний.

14. Инновационный потенциал.

Так, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, прочих недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия у выпускников учебных заведений возможности быть соответствующим образом трудоустроенными. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений. Предприниматели будут внедрять новые технологии только в том случае, если потенциальная прибыль превысит необходимые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

Эксперты при составлении Индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития.

Лекция 10.

КОРРУПЦИЯ

- Административная (преступная деятельность в рамках сложившегося законодательства, извлечение дохода, опираясь на существующий законопорядок)

- Политическая (захват государства -> смена команды; изменение законодательства в пользу победившей команды)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОРРУПЦИЯ

1) низовая коррупция 1:

Бытовая коррупция,

Носит случайный, несистемный характер

Не оказывает негативное влияние на экономический рост

Размер взятки незначителен

Развращающие действия

2) низовая коррупция 2:

Предсказуемый, системный характер

Связана со взаимоотношением малого бизнеса и органов государственной власти (например: получение лицензии, разрешения)

3) верховая коррупция:

Связана с распределением государственных инвестиций, выполнением государственных заказов

Пример: откаты

-> большие средства уходят за рубеж, инвестиционные проекты становятся дороже, а качество – ниже

Коррупция ведет к большим политическим потерям.

Пример политической коррупции – история с Лужковым (нарушение принципов свободной конкуренции)

Индекс восприятия коррупции – сфера взаимоотношений бизнеса и власти

Средство от коррупции – модернизация (государственные органы освобождают от части полномочий)

Индекс восприятия коррупции

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из 17 экспертных источников, предоставленных 13 организациями, включая Всемирный экономический форум (World Economic Forum), Всемирный Банк (World Bank), Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Африканский банк развития (African Development Bank), Фонд Бертельсманна (Bertelsmann Foundation), Economist Intelligence Unit, Freedom House, Global Insight, Political Risk Services, World Justice Project, International Institute for Management Development, Political and Economic Risk Consultancy. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и политическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

Индекс 2011 года охватывает 183 страны и территории и основан на данных из источников за два последние года. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.

Согласно данным Индекса восприятия коррупции Transparency International за 2011 год, коррупция по-прежнему остается одной из основных проблем во многих государствах мира. Данные исследования показывают, что правительства некоторых стран не могут защитить своих граждан от коррупции, будь то злоупотребления в области государственных ресурсов, взяточничество или принятие решений без ведома общественности. Идущие по всему миру акции протеста, под знаком которых прошел 2011 год, показывают возмущение коррупцией в политике и государственном секторе. Во многих случаях они спровоцированы коррупцией и экономической нестабильностью, что ясно показывает - граждане считают, что руководители и общественные институты их государств в недостаточной мере прозрачны и подотчетны, указывают авторы исследования.

Наивысшее место в Индексе заняла Новая Зеландия (индекс 9,5 балла), чуть ниже расположились Дания (9,4 балла) и Финляндия (9,4 балла). Самыми коррумпированными странами стали Сомали (1,0 балла) и Северная Корея (1,0 балла), которая была включена в рейтинг впервые в этом году. Соединенные Штаты впервые за 15 лет существования Индекса выбыли из ТОП-20, заняв 24 место (7,1 балла). Эксперты объясняют это пошатнувшимися этическими стандартами бизнеса вслед за кризисом на рынке производных ипотечных инструментов, а также финансовыми аферами и многочисленными финансово-политическими скандалами на уровне городов и штатов. Две трети стран, включенных в рейтинг, набрали менее чем по 5 баллов. Большинство стран, в которых развернулись события «Арабской весны», занимают позиции в нижней части Индекса с показателями ниже 4 баллов. Еще до этих событий специальный доклад Transparency International, посвященный данному региону, предупреждал о том, что даже наличие антикоррупционных законов лишь в малой степени сдерживает непотизм, взяточничество и раздачу должностей - настолько глубоко укоренились такие явления в повседневной жизни этих государств. Страны Еврозоны, страдающие от долговых кризисов, отчасти обязаны этим неспособности государственной власти справиться с взяточничеством и уклонением от уплаты налогов, ключевыми факторами, стоящими за кризисами такого рода, и показали худшие результаты среди государств-членов Европейского Союза.

Россия в 2011 году по уровню восприятия коррупции оказалась на 143 месте из 183 возможных с индексом 2,4 балла. Соседями России по рейтингу стали Азербайджан, Беларусь, Коморские Острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда. Если сравнивать нынешний показатель России в 2011 году с данными 2010 года (2,1 балла, 154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе и вводящего, в том числе, ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств, что позволило заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.

Однако, только если все принятые законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему, считают авторы исследования. Так, последняя треть нынешнего списка стран во многом состоит из государств, в которых коррупционные практики в последнее десятилетие претерпели мутацию, в результате которой все более значительную роль в системе коррупционных отношений стало играть не «добровольное» взяточничество, а коррупционное вымогательство. В некоторых странах оно приобрело институционные формы, имеет своей целью незаконное обогащение правящих кругов и практически полностью подменило систему государственного управления. В тех странах, где коррупция не только сказывается на качестве жизни населения, но и подрывает устойчивость экономического и социального развития, уничтожает принципы верховенства закона и равенства перед законом, начинает происходить глубокая коррозия демократических институтов, уничтожение политической и экономической конкуренции, свободы слова и института выборов. В результате исчезает политическая стабильности таких режимов.

Неспособность обуздать коррупцию Transparency International считает главным провалом администраций Владимира Путина и Дмитрия Медведева. «Казалось бы, все базовые необходимые законы приняты, указы подписаны, механизмы разработаны и озвучены, правильные слова сказаны, четкие указания даны, а никаких серьезных подвижек, ощутимых в повседневной жизни, не происходит», - указывает в комментарии к Индексу российское отделение организации. Реально работающими механизмами противодействия коррупции, по мнению экспертов, остаются СМИ, Интернет, общественные организации и отдельные активисты.

Что касается стран СНГ, то немногим лучше, чем в России, Азербайджане и Беларуси, дела обстоят в Молдове (2,9 балла), Казахстане (2,7 балла) и Армении (2,6 балла). На одну позицию в в рейтинге от России отстают Украина и Таджикистан (по 2,3 балла), Киргизия занимает 164 строчку рейтинга (2,1 балла), а Туркменистан и Узбекистан поделили 177 строчку рейтинга (по 1,6 балла).

Характерные черты и особенности современного этапа глобализации мировой экономики

Неолиберализм

Min роль государства

Глобализация - благо: богатые - богаче, а бедные получают модернизацию (переход дот доиндустриальной к индустриальной экономике и индустр. к постиндустр. обществу путем комплексных реформ, растянутых во времени).

Модернизировать надо сначала социальную сферу, а затем экономику.

Неомарксизм

Глобализация - прикрытие капитализма: богатые - богаче, бедные не развиваются, пользуются их ресурсами богатые.

3. Социал-демократы (антиглобализм, альтерглоюализм, неоконсерватизм).

Государство всеобщего благосостояния разрешается так как денег содержать социальное государство не хватает. Но богатые не так страдают, так как переводят свое производство в «дешевую рабочую силу».

Мин зар.плата - 4611 р. - РФ , Китай - 170$ (но у них цены ниже).


Развитие процесса глобализации в 90-е годы XX в. выявило множество граней этого крайне сложного и противоречивого процесса.
Новейшие, чаще всего плохо управляемые тенденции в мировой экономике, постоянные обсуждения хода процесса на крупных международных форумах, массовые протесты антиглобалистов - далеко не исчерпывающий перечень происходившего в течение последнего десятилетия.
Что же вызвало столь бурное социальное течение глобализации? В ее основе оставался процесс интернационализации хозяйственной жизни. Однако появилось множество новых сопутствующих явлений и процессов.
Первое. Обострение противоречий между тенденциями усиления глобальной взаимозависимости и нарастания дисбалансов в мировом развитии.
С одной стороны, налицо был факт глобализации международных отношений как усиления взаимозависимости всех объектов и сфер мирового социально-экономического развития. Усиливалось, например, воздействие результатов человеческой деятельности на природную среду, сферу социальных отношений и индивидуальную жизнь большинства людей, равно как ощущались и обратные действия.
С другой стороны, очевидным становилось все большее разрушение связей единого и целостного мира: взаимодействие разных сфер человеческих отношений чаще всего было конфликтным. Это проявлялось в следующем: учащении экологических и техногенных катастроф; разрастании локальных военных конфликтов; росте международного терроризма; увеличении числа самоубийств; общем падении культурных стандартов в наиболее экономически развитых странах; других проявлениях распада природных, индивидуальных и социальных общностей.
Второе. Все более явное обнаружение не просто различной интенсивности экономического развития разных стран, но и его разнона- правленности, разнокритериальности.
С одной стороны, глобализация ознаменовала собой новый этап мирового социального, экономического и технологического прогресса, цель которого - рост уровня жизни, благосостояния населения. Именно этот вектор был основным для глобализации мирохозяйственных связей. Ускорение хозяйственных операций всех видов в результате активизации информационных ресурсов мировой экономики и в итоге - невиданный рост мировых производства, торговли, инвестиций.
С другой стороны, как никогда явно обозначилось разное понимание благосостояния разными участниками глобальных процессов. Страновые социокультурные (политические, религиозные, бытовые и пр.) различия не могли не отразиться на стандартах экономического развития стран. Все страны стремятся к росту своих национальных доходов, все хотят повышения жизненного уровня своих граждан, но все применяют для этого различные способы.
Третье. Проблема унификации мировых правил ведения хозяйства. Неудачи в деятельности международных организаций.
С одной стороны, объективно закономерными были попытки мирового сообщества найти и привести в действие общие для всех стран правила поведения в мировом сообществе, в частности в мировой экономике. Глобализация как процесс, нивелирующий границы, особенно экономические, между странами, требует создания универсального «языка» хозяйственного общения - торговли, инвестиций, регулирования курсов валют разных стран. Это в конечном итоге воплотилось в деятельности международных экономических организаций - ВТО, МВФ, МБРР и др.
С другой стороны, с учетом отмеченной выше разнокритериальности развития стран сложившиеся в них традиционные способы ведения хозяйства приходили в противоречие с рецептами экономического устройства и регулирования экономических процессов, пред- латавшихся в качестве универсальных. Так, общее правило либерализации экономики в целом и внешнеэкономической деятельности в частности может привести к благу для страны, если либерализация не будет использована внешнеэкономическими партнерами для эксплуатации уже имеющихся межстрановых различий в развитии.
Четвертое. Концентрация ключевых страновых ресурсов.
Однако именно эти различия оказались определяющими в экономических отношениях стран. Проявилось это прежде всего в меж- страновом движении факторов производства - природного сырья, рабочей силы, капитала.
С одной стороны, возможности перемещения факторов производства из страны в страну в поисках наиболее эффективного применения увеличились именно благодаря глобализации.
С другой стороны, перемещение ресурсов носило не вполне рыночный характер «бегства»: сырье вывозилось по демпинговым ценам, национальный капитал уходил в схемы, не контролируемые правительствами, а рабочая сила искала за границей компенсации заработков, потерянных внутри страны.
В итоге доход на капитал (экологическая, финансовая и социальная ренты) получали не те страны, которые этот капитал создавали (которые им формально владеют). Развитые страны, несомненно, выиграли от либерализации, взвинтившей темп межстрановых перемещений. Выигрыш стран, отстающих в развитии, не столь очевиден.
Пятое. Проблема двойных стандартов в экономической политике развитых стран.
При этом проблема различий в уровнях развития накладывается на проблему глобальной политики развитых стран.
С одной стороны, развитые страны, будучи флагманами глобализации, объективно несут ответственность за все мировое сообщество и мировое хозяйство, в центре которого они находятся.
С другой стороны, действуют: таможенные барьеры, замаскированные под антидемпинговую политику; миграционные фильтры; ограничения на допуск нерезидентов к эксплуатации и владению национальными природными ресурсами; небезуспешное управление с помощью прежде всего рыночных рычагов ценообразованием на мировых сырьевых рынках, которое в итоге защищает развитые страны от того процесса глобализации, инициаторами которого они и являются.
Шестое. Формирование однополярного мира в экономике. Формирование нового мирового экономического порядка и нового мирового порядка в целом.

С одной стороны, в итоге глобализация выступала как процесс утверждения на мировой арене многих новых государств бывшего Советского Союза, бывшей Югославии, бывшей Чехословакии, как процесс реализации потенциала многополярного мира, который начал было образовываться после окончания холодной войны двух мировых супердержав. Многополярный мир - мир без стран- лидеров (ни одна из стран не обладает монопольной властью на мировых рынках), двустороннее сотрудничество стран в котором не испытывает серьезного влияния третьих стран.
С другой стороны, вскоре явно обозначился единственный центр глобализации - США и их европейские союзники, утверждающие свою власть в мировой политике и экономике. Однополярный мир - мир, в котором существуют страны-лидеры (обладающие монопольной властью на мировых рынках), а двустороннее сотрудничество стран подвергается влиянию со стороны третьих стран.
Таким образом, глобализация привела к формированию нового мирового порядка, при котором международные организации уже не столько действуют на основе норм международного права, сколько оформляют своими решениями силовую политику стран-лидеров.
Резюме
Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей - закономерный процесс, заключающийся в усилении взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития мирового сообщества. В широком понимании - это многофакторное взаимодействие разнообразных явлений международной жизни (экономических, экологических, нравственно-правовых, социальных, политических, этнических, религиозных, психологических и т.д.).
Процесс глобализации также правомерно рассматривать на уровне мирохозяйственных отношений как охватывающий всю систему МЭО, мировую экономику. Глобализация мирохозяйственных связей предполагает экстенсивные и интенсивные направления развития. Она несет преимущественно позитивные начала, но может иметь и негативные последствия.
В 90-е годы XX в. процесс глобализации шел по линии формирования однополярного мира в мирохозяйственных связях, в международных отношениях, что привело к усилению страновых диспропорций в мировом экономическом развитии и постепенному формированию нового мирового порядка.
Основные понятия
Глобализация международных отношений - усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений.
Глобализация мирохозяйственных связей - усиление взаимовлияния и взаимозависимости различных факторов и сфер экономики в области мирохозяйственных отношений.
Однополярный мир - мир, в котором существуют страны- лидеры, обладающие монопольной властью на мировых рынках, а двустороннее сотрудничество стран подвергается влиянию со стороны третьих стран.
Новый мировой порядок - устройство мирового сообщества, при котором международные организации не столько действуют на основе норм международного права, сколько оформляют своими решениями силовую политику стран-лидеров.
Контрольные вопросы В чем суть глобализации международных отношений и мирохозяйственных связей? Назовите основные факторы, обусловливающие процесс глобализации мирохозяйственных связей. Как можно определить и оценить роль и место основных форм МЭО, МЭИ в процессе глобализации мирохозяйственных связей? В чем, по вашему мнению, заключаются положительные моменты процесса глобализации? Каковы отрицательные воздействия и возможные последствия глобализации? Охарактеризуйте глобальные тенденции конца ХХ и начала XXI в. и дайте собственный прогноз течения процесса в ближайшем будущем.
Библиографический список Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития. Материалы «круглого стола» // Международная жизнь. 2000. № 11. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2003. Мировая экономика: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Ю.А. Щербанина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Наши взгляды на мировую экономику / Под ред. В. Рыбалкина и В. Кутового. М.: Научная книга, 2007. Фишер Г. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, направления, перспективы. М.: Научная книга, 2003. Gray J., Dawn Fals: The Delusions of Global Capitalism. L., 1998. Hanchler, D. Messner. Globale Trends. Munchen, 1998.

  • Глава 3 Свободные зоны - экономический и организационно-правовой инструмент мирового хозяйства
  • 3.1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания
  • 3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
  • Глава 4 Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
  • 4 1. Сущность процесса глобализации
  • 4.2. Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей
  • 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе
  • Раздел 2
  • 2. Учения а. Смита и д. Рикардо
  • 5.3. Теория факторов производства и их взаимосвязи
  • 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
  • 5.5. Концепция жизненного цикла
  • 5.6. Теория конкуренции м. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
  • Глава 6 Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
  • 6.1. Сущность и основы мэо
  • 6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка
  • 6.3. Принципы и особенности механизма мэо
  • Глава 7 Внешние факторы экономического роста
  • 7.1. Место и роль мэо
  • 7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
  • 7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
  • Глава 8 Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
  • 8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
  • 8.2. Торговля России со странами снг
  • 8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
  • 8.4. Иностранные инвестиции в России
  • 8.5. Россия и Всемирная торговая организация
  • Раздел 3
  • 9.2. Условия развития современных мэо
  • 9.3. Последствия изменений в мировом хозяйстве для мэо
  • 9.4. Тенденции и основные факторы развития мэо
  • Глава 10 Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры
  • 10.1. Углубление интернационализации и мэо
  • 10.2. Международная торговля на современном этапе
  • 10.3. Движение капитала и трудовых ресурсов
  • 10.4. Особенности современных валютно-кредитных отношений
  • Глава 11 Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
  • 11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
  • 11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  • 11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
  • 11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
  • 11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
  • Глава 12 Международное движение капитала: сущность и формы
  • 12.1. Сущность и формы международного движения капитала
  • 12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
  • 12.4. Место России, других стран снг в сфере международных инвестиций
  • Глава 13 Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
  • 13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
  • 13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
  • 13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
  • 13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
  • 13.5. Миграционная политика Российской Федерации
  • Глава 14
  • 14.1. Технология и информация - особые объекты мэо
  • 14.3. Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
  • Глава 15 Электронная торговля -новая сфера применения информационных технологий
  • 15.1. Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
  • 15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
  • Раздел 4
  • 16.2. Теоретические концепции
  • 16.3. Условия и предпосылки международной интеграции
  • Глава 17 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции
  • 17.1. Основные этапы развития международной экономической интеграции
  • 17.2. Зона свободной торговли
  • 17.3. Таможенный союз
  • 17.4. Единый рынок и экономический союз
  • Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
  • Глава 22-
  • Глава 23
  • 23.1. Международный валютный рынок. Основные виды валютных операций
  • 25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
  • Раздел 6
  • Глава 28
  • 28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
  • 28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс
  • 28.4. Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
  • Глава 29
  • 29.1. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций
  • 29.3. Международный франчайзинг
  • Глава 30
  • 30.1. Основные виды экономической информации
  • 30.2. Организация международной статистики
  • 30.3. Основные международные
  • 30.5. Переход России на международную систему учета и статистики
  • 30.6. Статистическая информация в Интернете
  • 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе

    Развитие процесса глобализации в 90-е годы XX в. выявило мно­жество граней этого крайне сложного и противоречивого процесса.

    Новейшие, чаще всего плохо управляемые тенденции в мировой экономике, постоянные обсуждения хода процесса на крупных ме­ждународных форумах, массовые протесты антиглобалистов - да­леко не исчерпывающий перечень происходившего в течение по­следнего десятилетия.

    Что же вызвало столь бурное социальное течение глобализации? В основе глобализации оставался процесс интернационализации хозяйственной жизни. Однако появилось множество новых сопут­ствующих явлений и процессов.

    Первое. Обострение противоречий между тенденциями усиления глобальной взаимозависимости и нарастания дисбалансов в мировом развитии.

    С одной стороны, налицо был факт глобализации международных отношений как усиления взаимозависимости всех объектов и сфер мирового социально-экономического развития. Усиливалось, напри­мер, воздействие результатов человеческой деятельности на природ­ную среду, сферу социальных отношений и индивидуальную жизнь большинства людей, равно как ощущались и обратные действия.

    С другой стороны, очевидным становилось все большее разру­шение связей единого и целостного мира: взаимодействие разных сфер человеческих отношений чаще всего было конфликтным. Это проявлялось в следующем:

    Учащении экологических и техногенных катастроф;

    Разрастании локальных военных конфликтов;

    Росте международного терроризма;

    Увеличении числа самоубийств;

    Общем падении культурных стандартов в наиболее экономи­чески развитых странах;

    Других проявлениях распада природных, индивидуальных и социальных общностей.

    Второе. Все более явное обнаружение не просто различной интен­сивности экономического развития разных стран, но и его разнонаправленности, разнокритериальности.

    С одной стороны, глобализация ознаменовала собой новый этап мирового социального, экономического и технологического про­гресса, цель которого - рост уровня жизни, благосостояния насе­ления. Именно этот вектор был основным для глобализации миро­хозяйственных связей. Ускорение хозяйственных операций всех видов в результате активизации информационных ресурсов миро­вой экономики и в итоге - невиданный рост мировых производст­ва, торговли, инвестиций.

    С другой стороны, как никогда явно обозначилось разное по­нимание благосостояния разными участниками глобальных процес­сов. Страновые социокультурные (политические, религиозные, бы­товые и пр.) различия не могли не отразиться на стандартах эконо­мического развития стран. Все страны стремятся к росту своих на­циональных доходов, все хотят повышения жизненного уровня сво­их граждан, но все применяют для этого различные способы.

    Третье. Проблема унификации мировых правил ведения хозяйства. Неудачи в деятельности международных организаций.

    С одной стороны, объективно закономерными были попытки мирового сообщества найти и привести в действие общие для всех стран правила поведения в мировом сообществе, в частности в ми­ровой экономике. Глобализация как процесс, нивелирующий гра­ницы, особенно экономические, между странами, требует создания универсального «языка» хозяйственного общения - торговли, ин­вестиций, регулирования курсов валют - разных стран. Это в ко­нечном итоге воплотилось в деятельности международных эконо­мических организаций - ВТО, МВФ, МБРР и др.

    С другой стороны, с учетом отмеченной выше разнокритериаль­ности развития стран сложившиеся в них традиционные способы ведения хозяйства приходили в противоречие с рецептами экономи­ческого устройства и регулирования экономических процессов, пред­лагавшихся в качестве универсальных. Так, общее правило либерали­зации экономики в целом и внешнеэкономической деятельности в частности может привести к благу для страны, если либерализация не будет использована внешнеэкономическими партнерами для экс­плуатации уже имеющихся межстрановых различий в развитии.

    Четвертое. Концентрация ключевых страновых ресурсов.

    Однако именно эти различия оказались определяющими в эко­номических отношениях стран. Проявилось это прежде всего в межстрановом движении факторов производства - природного сы­рья, рабочей силы, капитала.

    С одной стороны, возможности перемещения факторов произ­водства из страны в страну в поисках наиболее эффективного при­менения увеличились именно благодаря глобализации.

    С другой стороны, перемещение ресурсов носило не вполне рыночный характер «бегства»: сырье вывозилось по демпинговым ценам, национальный капитал уходил в схемы, не контролируемые правительствами, а рабочая сила искала за границей компенсации заработков, потерянных внутри страны.

    В итоге доход на капитал (экологическая, финансовая и соци­альная ренты) получали не те страны, которые этот капитал созда­вали (которые им формально владеют). Развитые страны, несо­мненно, выиграли от либерализации, взвинтившей темп межстрановых перемещений. Выигрыш стран, отстающих в развитии, не столь очевиден.

    Пятое. Проблема двойных стандартов в экономической политике развитых стран.

    При этом проблема различий в уровнях развития накладывается на проблему глобальной политики развитых стран.

    С одной стороны, развитые страны, будучи флагманами глоба­лизации, объективно несут ответственность за все мировое сообще­ство и мировое хозяйство, в центре которого они находятся.

    С другой стороны, действуют:

    Таможенные барьеры, замаскированные под антидемпинго­вую политику;

    Миграционные фильтры;

    Ограничения на допуск нерезидентов к эксплуатации и вла­дению национальными природными ресурсами;

    Небезуспешное управление ценообразованием на мировых сырьевых рынках, которое в итоге защищает развитые стра­ны от того самого процесса глобализации, инициаторами которого они и являются.

    Шестое . Формирование однополярного мира в экономике. Формиро­вание нового мирового экономического порядка и нового мирового по­рядка в целом.

    С одной стороны, в итоге глобализация выступала как процесс утверждения на мировой арене многих новых государств бывшего Советского Союза, бывшей Югославии, бывшей Чехословакии, как процесс реализации потенциала многополярного мира, который начал было образовываться после окончания холодной войны двух мировых супердержав. Многополярный мир - мир без стран-лидеров (ни одна из стран не обладает монопольной властью на мировых рынках), двустороннее сотрудничество стран в котором не испытывает серьезного влияния третьих стран.

    С другой стороны, вскоре явно обозначился единственный центр глобализации - США и их европейские союзники, утверждающие свою власть в мировой политике и экономике. Однополярный мир - мир, в котором существуют страны-лидеры (обладающие монополь­ной властью на мировых рынках), а двустороннее сотрудничество стран подвергается влиянию со стороны третьих стран.

    Таким образом, глобализация привела к формированию нового мирового порядка, при котором международные организации уже не столько действуют на основе норм международного права, сколько оформляют своими решениями силовую политику стран-лидеров.

    Резюме

    Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей - закономерный процесс, заключающийся в усилении взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития миро­вого сообщества. В широком понимании - это многофакторное взаи­модействие разнообразных явлений международной жизни (экономиче­ских, нравственно-правовых, социальных, политических, этнических, ре­лигиозных, психологических и т.д.).

    Процесс глобализации также правомерно рассматривать на уровне мирохозяйственных отношений как охватывающий всю систему МЭО, ми­ровую экономику. Глобализация мирохозяйственных связей предполагает экстенсивные и интенсивные направления развития. Она несет преимуще­ственно позитивные начала, но может иметь и негативные последствия.

    В 90-е годы XX в. процесс глобализации шел по линии формирова­ния однополярного мира в мирохозяйственных связях, в международных отношениях, что привело к усилению страновых диспропорций в миро­вом экономическом развитии и постепенному формированию нового мирового порядка.

    Основные понятия

    Глобализация международных отношений - усиление взаимозависимо­сти и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятель­ности в области международных отношений.

    Глобализация мирохозяйственных связей - усиление взаимовлияния и взаимозависимости различных факторов и сфер экономики в области мирохозяйственных отношений.

    Однополярный мир - мир, в котором существуют страны-лидеры, об­ладающие монопольной властью на мировых рынках), а двустороннее сотрудничество стран подвергается влиянию со стороны третьих стран.

    Новый мировой порядок - устройство мирового сообщества, при ко­тором международные организации не столько действуют но основе52

    I. Мировое хозяйство. Условия формирования и роль

    норм международного права, сколько оформляют своими решениями силовую политику стран-лидеров.

    Контрольные вопросы

    1. В чем суть глобализации международных отношений и мирохозяй­ственных связей?

    2. Назовите основные факторы, обусловливающие процесс глобализа­ции мирохозяйственных связей.

    3. Как можно определить и оценить роль и место основных форм МЭО, МЭИ в процессе глобализации мирохозяйственных связей?

    4. В чем, по вашему мнению, заключаются положительные моменты процесса глобализации?

    5. Каковы отрицательные воздействия и возможные последствия гло­бализации?

    6. Охарактеризуйте глобальные тенденции 90-х годов XX в. и дайте собственный прогноз течения процесса в ближайшем будущем.

    Библиографический список

    1. Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития. Материалы «круглого стола» // Международная жизнь. 2000. № 11.

    2. Долгов СИ. Глобализация экономики. Новое слово или новое яв­ление. - М.: Экономика, 1998,

    3. Международные экономические отношения. Интеграция: Учеб. по­собие / Ю.А. Щербанин и др. - М.: ЮНИТИ, 1997.

    4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. ЮА Щербанина. - М ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

    5. Рожков К., Рыбалкин В. Глобализация как вызов национальной экономике // Международная жизнь. 2001. № 1.

    6. Фишер Г. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, на­правления, перспективы. - М.: Научная книга, 2000.

    7. Энциклопедия рынка / Под ред. В. Рыбалкина. Т. 3. - М.: Росби, 1996.

    8. Gray J., Dawn Fals: The Delusions of Global Capitalism. - L., 1998.

    9. Hanchler, D. Messner. Globale Trends. - Munchen, 1998.

    Глобализация - наиболее характерная черта современного мира, когда люди, живущие в самых разных уголках планеты, оказываются тесно связанными между собой и зависимыми от событий даже в далеких от них странах. Иначе говоря, глобализация – это процесс, направленный на сближение стран, их унификацию в различных сферах .

    Этот процесс затрагивает экономику, культуру, технологию и управление. Отличительные особенности процесса глобализации :

    • появление мировых рынков валюты и капиталов, которые непрерывно обеспечивают совершение операций на расстоянии и в реальном времени;
    • новые средства коммуникации (интернет, сотовая связь, информационные сети);
    • активизация действующих во всемирном масштабе экономических организаций;
    • повышение роли многосторонних соглашений по вопросам торговли, услуг, интеллектуальной собственности, безопасности, экологии.

    Глобализация экономики - одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы.

    Следствием глобализации экономики стало формирование мировой экономики (мирового хозяйства) – совокупности национальных экономик в их постоянной динамике и развитии, взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга.

    Объективно становление современной мировой экономики обусловлено закономерностями развития производства и международного разделения труда, «втягиванием» в совокупный процесс общественного воспроизводства (в мировой воспроизводственный процесс) все новых субъектов, превращением мировой торговли в один из важнейших факторов экономического роста, необходимостью удовлетворения возрастающих потребностей в самых разнообразных товарах и услугах.

    Мировое хозяйство как целостная система оформилось на рубеже XX и XXI веков. Выделяют следующие этапы развития мировой экономики (мирового хозяйства) .

    Первый этап становления современной мировой экономики (XIV – конец XIX вв.) связан с появлением первых элементов мирового хозяйства - мировой торговли, зарождением, становлением и развитием мирового товарного рынка.

    Второй этап становления мировой экономики (конец XIX в. - начало XX в.) – в период перерастания капитализма в монополистическую стадию. Этот этап связан с монополизацией производства, резким увеличением вывоза капитала за границу, территориальным и экономическим разделом мира. В этот период расширялись формы международных экономических отношений - международный обмен товарами стал активно дополняться другими формами экономического взаимодействия между странами - международной миграцией факторов производства. Были заложены основы для международного разделения труда.

    Третий этап (между Первой и Второй мировой войнами) – разрушение многих, достигнутых ранее мирохозяйственных связей. Несмотря на ускорение экономического развития (появление международных корпораций), международная финансовая система отличается нестабильностью и неустойчивостью, оттоками долгосрочного капитала из индустриальных стран. В 1917г. из международных хозяйственных связей выпадает Россия. Появляются два типа мирового хозяйства: капиталистический и социалистический.

    Четвертый этап (после окончания Второй мировой войнами и до начала 90-х годов) – перестройка международных экономических отношений. Происходит поиск нового международного экономического порядка. Мировое хозяйство в этот период развивается под влиянием беспримерного экономического роста, повышения производительности труда, либерализации внешнеторговой политики, интенсивного научно-технического прогресса. На макроуровне возникла система экономических и финансовых организаций, отслеживающих и регулирующих мировое экономическое развитие (МВФ, Мировой банк, ООН, Мировая торговая организация). В 50-е гг. XX в. разрушилась колониальная система, связывающая экономики колоний и метрополий.

    Пятый этап (с начала 90-х гг.) – современный этап развития мирового хозяйства. Главные факторы развития - крах системы «реального социализма», переход бывших колоний и социалистических стран Центральной и Восточной Европы к рынку сделал экономику этих государств более открытой. Для современного этапа развития мировой экономики характерны следующие особенности : интернационализация хозяйственной жизни; либерализация внешнеэкономических связей; региональная экономическая интеграция ; унификация правил хозяйственной жизни, создание системы межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей; транснационализация капитала и производства.

    Современный мир, согласно статистике Всемирного банка, включает в себя более 200 стран и территорий. В этой связи сложилось острое противоречие между глобализацией и национальным суверенитетом (особенно в области экономики) многих государств. В условиях глобализации экономики на национальном уровне сложно так же эффективно, как прежде, использовать традиционный инструментарий макроэкономического регулирования: импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты и ставку рефинансирования Центрального банка.

    Особые трудности приспособления к вызовам глобализации испытывают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой из-за отсутствия у них эффективных механизмов регулирования открытой экономикой, механизмов, которыми располагают промышленно развитые страны.