Экономика аргентины кратко. Экономика аргентины, основные черты экономики аргентины

экономика аргентины, экономика аргентины нийслэл
Экономика Аргентины развивается благодаря большому запасу полезных ископаемых, высокой грамотности населения и обладает крупным сектором, ориентированным на экспорт сельскохозяйственной продукции. Кроме того, ей присуща диверсифицированная индустриальная база. На протяжении истории страны экономические показатели Аргентины были неравномерны. начале ХХ века она являлась одной из перспективных стран, однако на протяжении многих лет её экономика испытывала противоречия и кризисы, повлиявшие негативно. На данный момент Аргентинская Республика считается одной из главных развивающихся экономик. свою очередь, объём ВВП и экономический рост позволяют Аргентине быть частью «Большой двадцатки».

Аргентина - индустриально-аграрная страна. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности валют 14,2 тыс. долларов США (в 2008 году, 2-е место в Латинской Америке, после Чили).

  • 1 Сельское хозяйство
  • 2 Добывающая промышленность
    • 2.1 Рыбная промышленность
    • 2.2 Лесная промышленность
    • 2.3 Производство и строительство
      • 2.3.1 Общий фонд регионального развития
  • 3 Внешняя торговля
    • 3.1 Торговля с Россией
  • 4 Структура ВВП (в 2008 году)
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Сельское хозяйство

Процентное соотношение зерновых культур (га) в Аргентине. Видно, что доля сои (зелёным цветом) увеличивается, а других - уменьшается

Производство продуктов питания - традиционно одна из главных отраслей экономики (8-9 % ВВП), относительно высоким уровнем которого Аргентина выделяется среди стран Латинской Америки. Сельское хозяйство Аргентины почти полностью удовлетворяет собственные потребности в продовольствии, являясь при этом одним из ведущих сельскохозяйственных экспортеров. Особенно развито производство зерновых и масличных культур, которые лидируют в экспорте страны. частности, производство сои (совместно с бобами, картофелем, маслом, мукой и биотопливом) является, как и производство бензина, основной экспортной деятельностью. Страна занимает второе место в Южной Америке и третье место в мире по производству и экспорту сои. Практически 100 % производимой сои имеет трансгенное происхождение. Кроме того, вырубка леса под соевые поля привела на севере страны к обезлесению.

Сельскохозяйственные угодья занимают в стране 138 миллионов гектаров, но обрабатывается только пятая часть из них. Остальные площади занимают луга и пастбища.

Ведущую роль в сельском хозяйстве страны играет животноводство.

Скотоводство, вырабатывающее сырьё для мясной промышленности, - особо значимый сектор, насчитывающий в 2010 году порядка 48 млн голов скота (одно из первых мест в мире), хотя в последние годы, культивация сои заставила перевести под эту отрасль менее ценные земли. Введённые заградительные пошлины в 2005 году привели к уменьшению поголовья скота на 15 %.

Овцеводство - одно из важнейших отраслей сельского хозяйства Аргентины

Молочное производство составило 10,1 млн т в 2009 году и продолжает расти, причём 20 % молока экспортируется. Отдача молока с коровы значительно увеличилась за последнее время. Однако молочным животноводам приходится конкурировать за землю с производителями сельскохозяйственных культур. Около 45 % переработанного молока идёт на производство сыра. Зоны молочного животноводства сложились вокруг Буэнос-Айреса, на юге провинции Санта-Фе и в некоторых районах Кордовы. Говядина входит в основу питания населения. 2011 году было произведено 2,5 млн метрических тонн мяса в пересчёте на убойный вес.

Сельское хозяйство также специализируется на овцеводстве, которое является второй крупной отраслью.

Некоторую значимость имеет производство овощей и фруктов, которые составляют 3 % экспорта. Центры по производству яблок и груш находятся в сельских районах Патагонии; в северо-восточных регионах производится сахар, цитрусовые и табак; на востоке развивается животноводство, отрасль, которую переместили во «Влажные пампы» после разработки земель под сою и другие культуры. Аргентинском Междуречье выращиваются цитрусовые, а в Куйо располагаются крупные плантации оливок, кроме того здесь производятся яйца и особенно вино. Область является первым производителем вин в Латинской Америке и четвёртым в мире (16 млн гекалитров в год).

Добывающая промышленность

Второй строкой экспорта Аргентины является бензин, природный газ, продукты нефтехимии, составляющие 20 % общего объёма экспорта. Основные месторождения находятся в Патагонии, Куйо и северо-востоке; провинция Неукен расположена в центре производственной зоны углеводородов. Сеть нефтепроводов и газопроводов производит их перекачку в Баия-Бланка, основной пул нефтехимии, а также в промышленную конурбацию между Росарио и Ла-Платой, посередине которой находится Большой Буэнос-Айрес.

Исторически добыча полезных ископаемых в Аргентине была незначительной, но в последние десять лет она начала расти, главным образом благодаря рудам: золоту, платине, цинку, марганцу, урану, меди и сере. Минеральные ресурсы сосредоточены вблизи Кордильер на протяжённом участке длиной 4,500 км. Экспорт добытого сырья принёс в 1996 году 200 млн долларов, а в 2004 году - 1,200 млн долларов, что составляет более 3 % всего объёма.

Газгольдеры в Хенераль-Серри

Рыбная промышленность

Аргентинское море расположено над протяжённой морской платформой, чрезвычайно богатой морскими ресурсами. Она простирается на 550 км к 52º параллели и составляет 1,890,000 км². Изначально рыболовство развивалось как второстепенная отрасль, и из-за вызванного нерегулируемой ловлей в 1990-е кризиса популяции мерлузы, главного морского продукта в Аргентине, её экспорт снизился с 3 % до 2 %. 2010 год стал рекордным по экспорту рыбы (на сумму 1,33 млрд долларов). До сих пор страна потребляет не более 5-7 % выловленной рыбы, поскольку рацион аргентинцев привязан к мясу.

Лесная промышленность

На сегодняшний день территория лесных массивов Аргентины составляет 33 миллиона 190 тысяч гектаров, страна потеряла около 70 % своих лесов за прошедшие 100 лет.

Заготовка леса и производство мебели, в основном из сосны и эвкалипта расширяется. Центрами производства являются провинции Междуречья. Экспорт превышает 2 % общего объёма.

Туризм играет важную роль в экономике Аргентины. Сан-Карлос-де-Барилоче, Патагония

Производство и строительство

Промышленное производство является главным сектором по вкладу в ВВП, около 23 % от объёма (2005). К тому же промышленный сектор является основным с точки зрения генерации занятости населения (совместно с торговлей и госсектором). Согласно Переписи 2001 года в секторе работало 12 % населения и этот показатель продолжает расти. Вклад строительства в ВВП составляет 5 % (2005).

Начиная с 2003 года промышленность вступает в фазу обновления, рост которой зависит, в основном, от высокого доллара. Хотя промышленное производство было ориентировано на перемены, автомобилестроение приносило порядка 7 % экспорта, а металлургия - 3 %. Другими важными отраслями являются текстильная, обувная, пищевая, химическая, бумажная, лесная и деревообрабатывающая.

Большой Буэнос-Айрес - одна из важнейших индустриальных зон страны, где сконцентрирована большая часть производственной деятельности Аргентины. Другими важными центрами являются Кордова, Росарио, Тукуман, Мендоса, Сан-Луис и Огненная Земля, которые способствуют децентрализации промышленности.

Общий фонд регионального развития

Программа FONDER, в рамках которой правительство Кристины Фернандес укрепляет процессы регионального производства.

Внешняя торговля

Начиная с момента ввода «Закона о конвертируемости валют» в 1991 году, аргентинский экспорт - как сельскохозяйственный, так и промышленный, показывал значительный рост (произошло утроение объёмов 2001 года в размере 26,500 млн долларов), одновременно с ним на фоне благоприятного климата появились новые направления и выровнялся торговый баланс. Так главными направлениями торговли являются Меркосур, Европейский Союз и НАФТА, но торговый обмен с Китаем, Россией, Индией и другими странами позволил стране увеличить инвестиции на мировом рынке.

Экспорт, 2007. Развитие экспорта 1991-2007.

В первичном секторе экономики, продукция сельского хозяйства занимает главное место по объёму, но также и вторичный сектор - добыча и энергетика - увеличивают объём, начиная с 1990-х.

Промышленные товары, еда, напитки и табак фигурируют в качестве основных. Товары длительного пользования (автомобильная промышленность) и машиностроение в целом уменьшили долю экспорта за последнее десятилетие. Природные ресурсы необходимы для передового производства в сфере обычных и высоких технологий.

Состав экспорта 2006 года: Производство сельскохозяйственного происхождения (исп. Manufacturas de Origen Agropecuario (MOA)) - 33 %; Производство промышленного происхождения (исп. Manufacturas de Origen Industrial (MOI)) - 32 %; Сырьё (исп. Productos Primarios (PP)) - 19 %; остальные 16 % - Топливо и Энергия (исп. Combustible y Energía (CyE)).

Состав импорта разделяется по значимости на товары промежуточного назначения, средства производства, предметы и аксессуары средств производства, товары потребления, пассажирские средства передвижения, топливо и смазки. Этот импорт осуществляется из Бразилии (главный торговый партнёр), США, Германии, Италии, Японии и Испании. процентном соотношении импорт распределяется следующим образом: товары промежуточного назначения - 35 %, средства производства - 25 %, предметы и аксессуары средств производства - 17 %, товары потребления - 12 %, пассажирские средства передвижения - 6 % , топлива и смазки - 5 %.

Экспорт составил в 2008 году 70,589 млн долларов, а импорт - 57,413 млн долларов. Меркосур продолжает оставаться главным торговым партнёром, с которым происходит 23 % отгрузок и 16 % доставок. C начала финансового кризиса 2009 года, экспорт упал до 56,060 млн долларов, а импорт - до 35,214 млн долларов.

Торговля с Россией

В структуре российского экспорта в 2010 году доминировала продукция химической промышленности (в основном минеральные удобрения) - 89,1 %. Около 10 % составил экспорт машин и оборудования. Аргентина поставляла преимущественно (87,2 %) продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Текстиль, кожевенные и химические товары заняли 11 % в структуре импорта в РФ. Товарооборот составил 1,1 млрд долл. и снизился на 17 % по сравнению с 2009 годом. Однако за десятилетие торговый оборот увеличился более чем в 10 раз. Товарооборот между двумя странами в 2012 году составил $1,57 млрд.

Структура ВВП (в 2008 году)

  • Сельское хозяйство - 9,9 %. Растениеводство (пшеница, кукуруза, подсолнечник, фрукты), животноводство (мясное скотоводство, мясо-шерстяное овцеводство).
  • Промышленность - 32,7 %. Машиностроение (в том числе транспортное, сельскохозяйственное, станкостроение), пищевая (в том числе мясохладобойная, зерномельная), металлургия, добывающая, нефтепереработка, нефтехимическая, деревообрабатывающая.
  • Сфера услуг - 57,4 %. Туризм, торговля и т. д.

Внешняя торговля:

  • Экспорт: 70,6 млрд долларов США (в 2008) - соевые бобы, нефть и газ, автомобили, пшеница, кукуруза, цветные металлы.

Основные покупатели - Бразилия 22,3 %, Китай 11,4 %, США 7,6 %.

  • Импорт: 54,6 млрд долларов США (в 2008) - машины и оборудование, транспортные средства, химические товары, металлы, пластмасса.

Основные поставщики - Бразилия 32,7 %, США - 15,3 %, Китай 11,5 %.

Внешний долг - 129 млрд долл. (в 2008).

Денежная единица Песо. 5,00 песо за 1 доллар США. (10.02.2013г)

См. также

  • Аргентинский экономический кризис

Примечания

  1. Argentina Inflation Rate.
  2. Empleo y desempleo.
  3. 1 2 3 4 5 Сельское хозяйство Аргентины| fb.ru
  4. 1 2 The Promise and the Perils of Agricultural Trade Liberalization. Lessons from Latin America | Mamerto Pérez, Sergio Schlesinger, and Timothy A. Wise with the Working Group on Development and Environment in the Americas
  5. Alternative financing model for agriculture investment in Argentina|John Kennedy|Alternative Latin Investor
  6. 1 2 The decline of Argentina’s beef industry| BBC News|22 июля 2011 года
  7. Argentina milk and dairy products| S.C.| Teatro Naturale International
  8. Argentina Beef and Veal Meat Production by Year|IndexMundi
  9. La Franco Argentine
  10. Ministerio de Economía
  11. My Argentina - Аргентина теряет леса
  12. F.O.N.D.E.R.
  13. Экспорт - INDEC (архив excel)
  14. Quorumtuc.com.ar - Состав и цель аргентинского экспорта от Horacio Rovelli
  15. Импорт - INDEC (архив excel)
  16. Импорт по странам - INDEC (архив excel)
  17. Informe Económico de Coyuntura - CPCECABA Nº 272 - Marzo de 2007
  18. «Brusca caída de las exportaciones e importaciones en diciembre» (28 de enero de 2009). | clarin.com
  19. Экспорт 2009 - INDEC Импорт 2009 - INDEC
  20. Поменяют статус. Привлекательность аргентинского рынка для российского бизнеса повысится | Российская бизнес-газета.05.04.2011
  21. Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья | Госкомстат
  22. Глава МИД России совершит официальный визит в Аргентину // ИА REGNUM

Ссылки

  • В. Ингульченко. История аргентинского дефолта
  • Когда век прошел впустую. Лента.Ру. Проверено 24 ноября 2014.
  • Аргентина: 100 лет упадка. ПрессОрг 24. Проверено 24 ноября 2014.

После провозглашения независимости Аргентины от испанской короны 9 июля 1816г. политическая жизнь страны характеризовалась борьбой между различными группами олигархии за власть, много­численными переворотами и контрпереворотами. В страну усиленно проникал иностранный капитал, в основном английский, а затем и аме­риканский. С 1946 по 1955гг. президентом Аргентины был генерал X. Д. Перон. Его политику отличали социальное маневрирование, национализм, приверженность так называемому "третьему пути", подразумева­вшему широкомасштабную национализацию, вмешательство госуда­рства в экономику.

В 1955г. Перон был свергнут. С 1955 по 1983гг. большую часть времени у власти находились правительства военных (1955-58; 1966-73; 1976-83гг.). Годы пребывания у власти по­следнего военного режима характеризовались в целом обострением внутренней обстановки, что особенно стало заметно после англо - аргентинского вооруженного конфликта в Южной Атлантике в апреле-июне 1982г.

Этот конфликт привел к поражению Аргентины и занятию Фолклендских (Мальвинских) островов (являющихся спорной территорией между Великобританией и Аргентиной), английским экспедиционным корпусом.

30 октября 1983г. в Аргентине были проведены всеобщие выборы. Прези­дентом был избран кандидат партии Гражданский радикальный союз Р. Альфонсин.

Во внутренней политике правительство пыталось найти выход из кризисного положения в экономике за счет создания новых современных отраслей, привлечения иностранного капитала, активизации деловой жизни. Однако принимаемые меры не принесли желаемых результатов.

Во внешней политике правительством наряду с приверженностью страны "западным ценностям" проводилась линия на координацию действий на международной арене с латиноамериканскими государствами, другими развивающимися странами, активное сотрудничество с Движением неприсоединения.

Острый экономический кризис, переживаемый страной, отразился и на политической ситуации; недовольство трудящихся катастрофическим ростом цен вылилось в крупные социальные потрясения. На состоявшихся в мае 1989г. всеобщих выборах победу одержал кандидат Хустисиалистской партии К. С. Менем.

Новое правительство приняло решение о помиловании военных, виновных в нарушении прав человека в годы правления военных дик­татур, а также участников левацких военизированных групп. В октябре 1989г. после переговоров в Мадриде были восстановлены консульские, а в феврале 1990г. дипломатические отношения с Великобританией. Благодаря этому повысился уровень связей с другими государствами Запада, прежде всего с ЕЭС.

Во внешней политике правительство К. Менема взяло курс на более полное приобщение Аргентины к строительству нового мирового порядка, объявило о принадлежности страны к так называемому "первому миру". Аргентина вышла из Движения неприсоединения, на международной арене старается ориентироваться на позицию США, других развитых стран.

Статистические показатели Аргентины
(по состоянию на 2012 год)

Большое значение придается развитию экономической интеграции с Бразилией, другими странами региона. В марте 1991г. было подписано соглашение между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем о со­здании южноамериканского общего рынка - МЕРКОСУР.

Экономическое положение Аргентины

Аргентина - одна из наиболее развитых в экономическом отношении стран Латинской Америки. ВВП на душу населения более чем вдвое превышает средний уровень по региону.

Страна обладает очень разно­образным природно-экономическим потенциалом: обширными масси­вами плодородных земель, крупными ресурсами энергоносителей (нефть, природный газ, гидроэнергия, крупнейшие в регионе запасы урановых руд), разнообразными, хотя и не очень большими залежами полезных ископаемых (цинк, медь, бериллий, железная руда и др.). По запасам древесины уступает в Латинской Америке лишь Бразилии и Чили.

Правительство К. Менема в течение ряда лет проводило курс на оздоровление экономики, важнейшими элементами которого являются приватизация предприятий госсектора (предполагается сохранить под контролем государства только оборону, юстицию, образование и здра­воохранение), жесткий бюджетный контроль, открытие внутреннего рынка для конкуренции иностранных компаний, новый налоговый режим.

В 1991г. ему удалось добиться перелома в экономической ситуации и после долгих лет стагнации рост ВВП составил 6,5% (один из лучших показателей в регионе). При поддержке США аргентинское правительство достигло соглашения с международными валютно-финансовыми организациями о вступлении страны в так называемый "план Брейди" по ре­финансированию внешнего долга страны, составляющего в настоящий момент свыше 62 млрд. долларов.

Аргентинская энергетика долгое время ориентировалась на нефть и газ; в последние два десятилетия этот крен частично преодолен в результате перехода (особенно в электроэнергетике) к использованию более разнообразных источников энергии (ГЭС и АЭС).

Значение добывающей промышленности сравнительно невелико; главную роль в ней играет добыча нефти (3-е место в регионе).

Уровень развития, достигнутый аргентинской обрабатывающей промышленностью, позволяет в большой степени обеспечивать внутренние потребности в промышленной продукции за счет национального производства.

В структуре аргентинской обрабатывающей промышленности в последние десятилетия произошли заметные изменения и в настоящее время около 1/2 стоимости совокупного промышленного производства приходится на металлургическую, машиностроительную, нефтеперерабатывающую и химическую отрасли, тогда как удельный вес традиционных отраслей - пищевкусовой и текстильной - снизился до 1/3.

Металлургия представлена выплавкой черных металлов - в основном из привозного сырья (в 1991г. произведено 1, 4 млн. т чугуна и ферросплавов, 3,1 млн. т стали). Из отраслей цветной металлургии развиты: производство свинца, цинка, меди, алюминия на базе собственного и привозного сырья. Аргентина входит в десятку ведущих стран по запасам урана. Страна известна своими научными разработками в области ядерной энергетики и урановой промышленности.

Получили развитие транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство несложных типов металлорежущих станков, электротехники, труб, цемента и т. д. Машиностроение занимает ведущее место по стоимости продукции в тяжелой промышленности. Наиболее развиты транспортное машиностроение (свои заводы в Аргентине имеют Ford, Crysler, Toyota, Peugeut и др.), сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для пищевой промышленности, электротехника (заводы IBM, Siemens). В транспортном машиностроении лидирует автомобилестроение (Буэнос-Айрес, Кордова), развиты судостроение (Буэнос-Айрес, Энсенада), авиастроение (Кордова).

Среди экспортных отраслей особое место занимает мясохладобойная - традиционная и специфическая для страны отрасль. Аргентина принадлежит к числу самых значительных производителей мяса, в основном говядины, и его экспортеров. Из других отраслей пищевой промышленности экспортное значение имеют производство растительных масел в последние годы - соевого, мукомольная, маслобойная, виноделие. На внутренний рынок ориентирована плодоовощная, консервная, сахарная отрасли промышленности, производство напитков. Одна из типичных отраслей аргентинской промышленности - кожевенно-обувная.

Во многих отраслях аргентинской обрабатывающей промышленности, особенно самых передовых и динамичных, велико влияние иностранного капитала.

Сельское хозяйство обеспечивает практически все внутренние потребности в продовольствии и промышленном сырье (за исключением тех их видов, для производства которых в стране отсутствуют необходимые климатические условия) и во многом продолжает характеризовать положение Арген­тины в международном разделении труда.

По объему производства зерновых (21,8 млн. т в 1990/91гг.), говядины, шерсти, винограда и т. п. страна занимает 1-е место в Латинской Америке. Она остается крупным поставщиком на мировой рынок многих видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья умеренного пояса.

Отличительной чертой сельского хозяйства Аргентины по сравнению с другими странами Латинской Америки является тот факт, что она не только полностью обеспечивает себя продовольствием, но и экспортирует его. По потреблению продовольствия на душу населения страна превосходит остальные страны региона, а по потреблению мяса - развитые страны. Продукция сельского хозяйства и животноводства дает свыше 50% экспортных доходов.

По поголовью крупного рогатого скота Аргентина занимает шестое место в мире, по производству мяса на душу населения - пятое, а по его потреблению - первое. Мясо - национальная пища аргентинцев. В растениеводстве главное место традиционно занимают зерновые и масляничные культуры экспортного значения. По сбору пшеницы Аргентина - одна из ведущих стран мира.

В послевоенный период аргентинское сельское хозяйство переживает застой, что в немалой степени обусловлено сохранением архаичной системы землевладения и землепользования. Главный сельскохозяйственный район страны - Пампа. Основные экономические характеристики Аргентины:

  • Длина железных дорог (используемых) - 34,1 тыс. км; шоссейных - 54,6 тыс. км.
  • Главный морской порт - Буэнос-Айрес.
  • Имеются 4 международные авиакомпании, 10 международных аэропортов. Основные статьи экспорта - зерно, мясо, шерсть, вино, фрукты, изделия обрабатывающей промышленности; импорта - машины, оборудование, топливо,химические товары, оборудование для электростанций.
  • Внешнеторговый оборот (1991г.) - 18,6 млрд. долларов; активное сальдо - 4 млрд. долларов.
  • Основные торговые партнеры - страны Западной Европы, США, Япония, Бразилия.
  • В Аргентине свыше 50 университетов, крупнейший из которых - Универ­ситет Буэнос-Айреса - насчитывает около 200 тыс. студентов.
  • Среди наиболее крупных периодических изданий газеты: "Кларин" (тираж - 480 тыс. экз.), "Кроника" (330 тыс.), "Насьон" (210 тыс.) и др.
  • Действует более 200 радиостанций и свыше 60 телецентров.
  • Имеются правительственное информационное агентство "Теленотисьоса американа" (Телам) и два частных.

Аргентина – одна из крупнейших, потенциально самых богатых латиноамериканских стран, которая по размерам валового внутреннего продукта на одного жителя, степени урбанизации, грамотности населения, уровню квали

смотреть на рефераты похожие на "Экономика Аргентины"

I. Особенности развития экономики Аргентины

Аргентина – одна из крупнейших, потенциально самых богатых латиноамериканских стран, которая по размерам валового внутреннего продукта на одного жителя, степени урбанизации, грамотности населения, уровню квалификации рабочей силы, стандартам питания принадлежит к числу латиноамериканских лидеров.

В последние годы все больший интерес во многих странах вызывает экономическая политика, проводимая правительством Аргентины, ее опыт по проведению обширной программы приватизации, обузданию инфляции, достижению стабильности в валютно-фииансовой сфере, постепенному уменьшению протекционистских барьеров, поддержанию постоянного паритета аргентинского песо. В результате осуществления начатых реформ экономика Аргентины – впервые с 70-х годов – восстановила свой динамизм и развивается весьма стабильно.

1.1. Экономический потенциал.

Аргентина располагает весьма разнообразными природными ресурсами, в том числе минеральными и энергетическими, которые до сих пор освоены в незначительной степени. Для экономической деятельности характерен крайне высокий уровень территориальной концентрации, прежде всего в прибрежной зоне Пампы. Особенно велик аграрный потенциал, который до сих пор остается основной специализацией страны в международном разделении труда.

В последнюю четверть века заметно возрос потенциал промышленности.
Ускорилось создание энергетики, металлургии, химических и нефтехимических производств, машиностроения. Удельный вес этих отраслей в валовом промышленном продукте страны превышает 50%. На всю же промышленность приходится в настоящее время около 30% ВВП.

Заметно выросли производительность труда и концентрация производства, достигнуто самообеспечение многими видами оборудования, главным образом низкой и средней степени сложности, а также полуфабрикатами и топливом.
Начали складываться отдельные наиболее современные промышленные отрасли, определяющие сегодня важнейшие направления научно-технического прогресса
(электроника, информатика, атомная промышленность). Заметный импульс получило развитие промышленности во внутренних районах (хотя еще рано говорить о серьезных переменах в ее исторически сложившейся территориальной структуре). Весьма существенные успехи достигнуты в промышленном экспорте, в том числе за счет нетрадиционных изделий.

Возможности развития энергетики, горнодобывающей промышленности и в целом минерально-топливной базы значительны, и в обозримом будущем, по крайне мере с макроэкономической точки зрения, ресурсный фактор вероятно не будет лимитировать экономический рост.

Запасы полезных ископаемых в Аргентине не так велики, как разнообразны.
В стране есть месторождения нефти и природного газа, угля и урана, руд черных, цветных и легирующих металлов, а также серы, графита, барита и т.д.
Вместе с тем геологическая изученность территории в целом низка. Можно сказать, что одна из основных проблем развития данной группы отраслей заключается не в отсутствии отдельных видов сырья (хотя до сих пор ощущается нехватка бокситов, коксующихся углей, минералов, пригодных для производства калийных удобрений), а в его крайне неблагоприятном размещении
– преимущественно в окраинных районах.

Сложность освоения сырьевой базы ограничивает потенциал металлургии, во всяком случае отдельных ее спектров. Характерной чертой отрасли остается наличие довольно многочисленных и сравнительно небольших предприятий, ориентирующихся на импорт промежуточных продуктов (металлолома, кокса, меди) и сосредоточенных, как правило, в прибрежном районе, вдали от местных источников металлургического сырья. В то же время в последние два десятилетия накоплен немалый технологический опыт, снизилась капиталоемкость отрасли (речь прежде всего идет о предприятиях по прямому восстановлению железа из руды), проводится модернизация действующих предприятий и созданы некоторые новые направления (например, производство первичного алюминия). Эти сдвиги дают основание ожидать в перспективе частичного оздоровления отраслевой структуры и уменьшения производственных диспропорций, достижения в целом самообеспечения черными и некоторыми цветными металлами.

К числу перспективных групп производств относится химическая и особенно нефтехимическая промышленность, для развития которой в стране имеются благоприятные предпосылки: наличие разнообразного химического сырья, самообеспечение в последнее десятилетие нефтью и открытие крупных месторождений природного газа, сравнительно разветвленная сеть трубопроводов, создание при участии государства ряда нефтехимических центров (полюсов) по производству базовых углеводородов ("Петрокимика
Хенераль Москони", "Петрокимика Вайя-бланка", "Петрокимика Рио-Терсеро" и некоторые другие).

Скорее всего в предстоящие 10-20 лет усилится тенденция к самообеспечению важнейшими химическими и нефтехимическими продуктами, а отчасти и к расширению их экспорта. Это объясняется как ресурсными факторами, так и необходимостью сократить импортные расходы и наличием повышенного спроса на целый ряд химикатов (прежде всего со стороны агропромышленного комплекса). Одновременно реализация этой тенденции закладывает основу для более интенсивного развития таких современных производств, как тонкая химия, биотехнология, фармацевтика. Потенциальные экспортные возможности отрасли значительны, однако их претворение в жизнь требует более глубокой переработки исходного углеводородного сырья и увеличения на этой основе поставок различных нефтехимических продуктов, прежде всего в рамках интеграционных процессов стран Южного конуса.

Комплекс машиностроительных отраслей выпускает весьма разнообразную продукцию. Значительного уровня развития достигло производство сельскохозяйственных машин, оборудования для легкой и пищевой промышленности, многих товаров бытового назначения. Одной из наиболее весомых, стержневых отраслей остается автомобилестроение, которое отличается разветвленностыо производственных, организационных и территориальных связей. В 70-ые годы автомобилестроение вышло на первое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по объему производства, потеснив пищевую промышленность. Предприятия отрасли были созданы при активном участии иностранного капитала и выпускают автомобили (в основном легковые) европейских и американских марок. В настоящее время отрасль переживает серьезные трудности в связи с узостью внутреннего рынка (об этом свидетельствует исчезновение в последнее десятилетие ряда автомобильных компаний и закрытие заводов-терминалов). Делаются попытки оздоровить ситуацию за счет развития интеграционных связей с Бразилией (пример этому – создание совместной автомобильной компании "Аутолатина", действующей на рынках обеих стран).

В то же время отдельные современные подразделения машиностроения
(электроника, станкостроение, производство промышленных роботов и автоматизированных линий и т.д.) представлены недостаточно. Со сравнительно слабым развитием ряда названных ключевых производств связаны в конечном счете многие трудности и проблемы современного аргентинского машиностроения: слабость внутри- и межотраслевых связей, невысокая конкурентоспособность, зависимость от импорта машин и оборудования.
Несомненно, что для расширения выпуска и экспорта машиностроительной продукции, предназначенной для сложившихся, нуждающихся в технической перестройке секторов экономики (например, сельского хозяйства, пищевой индустрии, энергетики, транспорта), имеются немалые резервы, в том числе определенная технологическая база, опыт, кадры. Но это потребует глубокой качественной и весьма капиталоемкой перестройки машиностроительной отрасли.
Этот факт не отрицает возможности увеличения уже в ближайшей перспективе выпуска и экспорта отдельных классов относительно сложной машиностроительной продукции, в том числе металлообрабатывающих станков с
ЧПУ, персональных компьютеров и периферийных устройств, ядерного оборудования.

Значительное развитие получили отрасли, базирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья, и прежде всего пищевая промышленность. Эти традиционные отрасли до сих пор во многом определяют "лицо" страны, ее специализацию в мировом хозяйстве. В настоящее время их развитие серьезно ограничивается трудностями сбыта их продукции и необходимостью модернизации и технического переоснащения производственной базы. Однако, оценивая перспективы, следует подчеркнуть, что финансовые и технологические потребности этой группы отраслей (на единицу конечной продукции) относительно невелики и, что особенно важно, в стране имеется мощная и крайне разнообразная сырьевая база для наращивания их производственных мощностей.

Аргентина обладает исключительно благоприятными общими предпосылками для развития сельского хозяйства, в том числе одной из плодороднейших и крупнейших по размерам черноземных областей в мире, относительно низкой плотностью населения, чрезвычайно разнообразными природными и климатическими условиями на протянувшейся на тысячи километров с севера на юг территории.

Традиционно сельское хозяйство занимает ключевые позиции в экономике.
Здесь занято около 12% экономически активного населения. Аграрный сектор обеспечивает почти 17% ВВП и порядка 70% экспортных поступлений (включая экспорт промышленных изделий, базирующихся на несложной переработке сельскохозяйственной продукции: мясо, сахар, растительные масла, кожа, шерсть и т.д.). Именно аграрная продукция до сих пор определяет место
Аргентины в международном разделении труда.

Возможности вывоза аграрной продукции, включая ее непосредственные производные, ограничиваются, по крайней мере в ближайшее десятилетие, преимущественно внешними факторами. Среди них – протекционистские барьеры в отношении ряда продуктов на традиционных рынках сбыта, медленное увеличение платежеспособного спроса в развивающихся странах, растущая конкуренция между США и ЕЭС, ухудшающая условия сбыта зерновых и некоторых других товаров. Сказывается и удаленность Аргентины от основных потребителей ее сельскохозяйственной продукции. Необходимо тем не менее подчеркнуть, что качество этой продукции сравнительно высоко, а себестоимость низка. Надо также указать, что на мировом рынке постоянно увеличивается спрос на экологически чистую продукцию, для производства которой в Аргентине есть необходимые условия и предпосылки. Все это в целом, по-видимому, главное для оценки экспортного потенциала на длительную перспективу.

Учитывая, что в условиях относительно низкой освоенности минерально- сырьевой базы, отставания научно-технических разработок, сохраняющейся зависимости от импорта сырья, промежуточных продуктов и технологии, аграрному сектору, по-видимому, будет принадлежать центральная роль практически в любой долговременной программе или стратегии хозяйственного развития. В этом плане весьма существенно, что расширение аграрного производства связано с гораздо меньшими относительными затратами по сравнению, например, с энергетикой или обрабатывающей промышленностью.
Кроме того, в данном контексте представляется немаловажным и специализация этой отрасли на выпуске базовых пищевых продуктов (зерна и мяса), спрос на которые будет расти.

Подчеркнем, наконец, что незначительно используются возможности ряда пока еще нетрадиционных для экспорта страны, но характерных для ее региональных экономик направлений сельскохозяйственного производства. Это, в частности, выращивание фруктов в умеренной зоне в северной Патагонии, винограда и овощей, цитрусовых и табака – в провинциях Запада и Северо-
Запада, чая – на Северо-Востоке. Крайне низка и степень освоенности рыбных богатств, как пресноводных, так и морских.

В целом резервы наращивания аграрной продукции значительны. Напомним, что территория страны составляет 2,8 млн. кв. км, из них только 13% – возделываемые земли. Данный тип угодий, как и в предыдущие годы, скорее всего будет расширяться за счет введения в оборот новых земель, проведения землеустроительных и мелиорационных работ, сокращения пастбищ. Кроме того, применение сельскохозяйственной техники, удобрений, средств защиты растений остается низким. Несомненно, что даже незначительное повышение технификации и химизации сельского хозяйства приведет к повышению урожайности и существенно скажется на масштабах производства.

Характерной особенностью аргентинской экономики является исторически сложившаяся высокая степень территориальной концентрации населения и хозяйственной деятельности в Пампе, и в особенности в ее прибрежной зоне. В настоящее время на территории всего лишь трех провинций – Буэнос-Айрес
(вместе со столицей), Санта-Фе и Кордова – проживает почти 70% населения, причем половина этого количества жителей приходится на столицу и ее пригороды, т.н. Большой Буэнос-Айрес. Пампа, как и раньше, остается главным сельскохозяйственным районом страны. На долю трех вышеназванных провинций приходится более 80% площади обрабатываемых земель, и они дают более 2/3 стоимости сельскохозяйственной продукции, главным образом мясо и зерновые.
В Пампе сосредоточен и основной промышленный потенциал страны, причем в промышленности отмечается особенно сильная территориальная концентрация производства.

Огромная территория за пределами Пампы заметно отстает по уровню своего хозяйственного развития, хотя здесь и сосредоточены основные сырьевые, топливные и энергетические ресурсы страны. Для внутренних районов (пожалуй, за исключением Патагонии) характерна преимущественно аграрная специализация. Сельское хозяйство здесь базируется на таких технических культурах, как хлопок, сахарный тростник, чай, табак, а также на виноградарстве и плодоводстве (ареалы возделывания этих культур в силу природных факторов лежат за пределами Пампы); Патагония является районом специализированного овцеводства.

В отличие от промышленности побережья, характеризующейся разносторонней отраслевой структурой, промышленность внутренних районов имеет ограниченный круг отраслей. Заметная роль здесь принадлежит горнодобывающей промышленности. В структуре же обрабатывающей промышленности наблюдается преобладание отраслей по первичной переработке сырья, поставляемого сельским хозяйством, лесной и горнодобывающей промышленностью.

Внутренние районы располагают значительными природными ресурсами, которые могли бы послужить хорошей базой для ускорения хозяйственного развития страны. В этой связи стоит несколько подробнее остановиться на аргентинской Патагонии, чья обширная и богатая территория остается еще практически неосвоенной (занимая по площади около 30% территории страны,
Патагония насчитывает лишь 3% ее населения).

Освоение природных богатств Патагонии требует значительных капиталовложений. Но в силу целого ряда причин природного и экономического характера – довольно суровые климатические условия, общая хозяйственная неразвитость, малочисленность населения, нехватка рабочей силы, узость регионального рынка, значительная удаленность от главных хозяйственных центров страны и слабая обеспеченность инфраструктурой – налаживание здесь хозяйственной деятельности оказывается не только малопривлекательным, но часто просто непосильным для частных предпринимателей.

В целях содействия хозяйственному развитию Патагонии аргентинским правительством предпринимаются специальные меры, направленные на создание в этом районе более льготных условий в целях стимулирования предпринимательской деятельности. Поддержка хозяйственного развития
Патагонии становится одним из важнейших направлений региональной политики государства. В 80-е годы у аргентинского руководства даже появились планы переноса столицы страны в Патагонию, в г.Вьедма – административный центр провинции Рио-Негро.

Усиление внимания к этому району объясняется в первую очередь экономическими соображениями. Дальнейшее наращивание промышленного производства, сосредоточенного в подавляющей своей части в прибрежной зоне, практически лишенной собственных источников сырья, топлива и энергии, настоятельно требует подъема экономики внутренних районов страны, располагающих значительными природными богатствами. В Патагонии отмечается благоприятное сочетание источников минерального сырья и топлива, энергии, водных и лесных ресурсов. Несмотря на крайне слабую разведанность и освоенность территории этого района, на него приходится половина продукции горнодобывающей промышленности страны. Особенно велика роль этого района в снабжении страны топливом – нефтью и природным газом. Здесь же имеются месторождения угля. Провинции Патагонии богаты и рудными ископаемыми
(прежде всего железной руды), имеются значительные запасы горнохимического сырья и сырья для производства строительных материалов. Значительным, но пока еще малоиспользуемым богатством Патагонии являются гидроэнергетические ресурсы, и здесь уже осуществляется ряд крупных гидропроектов (например, комплекс "Эль Чокон-серрос Колорадос", ГЭС "Футалеуфу" и др.). Предгорные районы Патагонии располагают значительными лесными ресурсами. Ее прибрежные воды богаты рыбой. Многообещающие перспективы связаны с развитием самых различных видов туризма.

Освоение огромного природного потенциала страны и вовлечение в оборот новых источников сырья и топлива, хозяйственный подъем внутренних районов, преодоление исторически сложившихся региональных диспропорций и гипертрофированной концентрации производства в прибрежной зоне, а также углубление интеграционных процессов в Южном конусе теснейшим образом связаны с совершенствованием транспортной системы. По протяженности железных дорог Аргентина занимает первое место в Латинской Америке. Но эта сеть, сформировавшаяся преимущественно в прошлом столетии, отличается низким уровнем технического оснащения и электрификации, разноколейностью, сосредоточена главным образом в зоне Пампы. В результате основная часть грузоперевозок в настоящее время осуществляется относительно более дорогим автомобильным транспортом. В области морского транспорта узким местом остается портовое хозяйство. Основные порты страны (Буэнос-Айрес, Ла-Плата,
Росарио, Байя-Бланка), расположенные на побережье Пампы, не справляются с возросшими грузопотоками и сталкиваются с серьезными трудностями в обслуживании современных крупнотоннажных судов.

Несомненно, что приоритетным направлением в сфере транспорта остается модернизация железных дорог и портового хозяйства. Не менее важно, в том числе и в плане выхода на рынки соседних стран и расширения экспорта нефти и природного газа (например, в Бразилию), строительство новых трубопроводов. Стабильное обеспечение энергетических потребностей страны требует также завершения кольцевания региональных энергосистем и формирования единой сети высоковольтных линий электропередач. Более полная реализация экономического потенциала страны (как и повышение эффективности национального производства в целом) немыслимо без известного изменения исторически сложившейся конфигурации транспортной сети и преодоления недостатков, присущих ярко выраженной радиальной схеме транспортных магистралей, "завязанных" на столицу.

Анализируя экономику Аргентины, необходимо коротко охарактеризовать один из важнейших ее компонентов – трудовые ресурсы. По региональным меркам эти ресурсы значительны, причем многие их качественные параметры весьма высоки. В стране насчитывается более полумиллиона лиц с высшим образованием; действует разветвленная система ВУЗов; неграмотность не превышает 5%. По охвату населения начальным и средним обучением страна лидирует в регионе, приближаясь в ряде случаев к уровню отдельных западноевропейских государств.

Таким образом, речь идет о сложившейся системе образования, которая, несмотря на многие ее недостатки, в целом может служить основой кадрового обеспечения экономического роста, и прежде всего национальных НИР.
Аргентинское руководство отдает себе отчет, что эта отрасль в условиях технологической перестройки, происходящей в мировой экономике, носит стратегический характер, и без ее самостоятельного развития невозможно создание многих современных стержневых производств. В последние два десятилетия углубилась тенденция к расширению национальных НИР. Достигнуты несомненные успехи на некоторых исследовательских направлениях. Так,
Аргентина первой в Латинской Америке построила экспериментальный атомный реактор, в 1974 г. ввела первую в регионе АЭС, в настоящее время осуществляет поставку исследовательских реакторов за границу.

Хотя по научно-техническому потенциалу Аргентина выделяется в регионе, она уступает в этом отношении промышленно развитым странам. Абсолютные размеры затрат на НИР, как и их удельный вес в ВВП, находятся на невысоком уровне, составляя в последние годы порядка 0,5%. Ассигнования, которые государство в условиях длительной политической нестабильности и огромной внешней задолженности в состоянии было выделить для этой сферы, невелики.
Существенным недостатком является смещение центра тяжести в сторону фундаментальных, общетеоретических работ, тогда как удельный вес ученых и инженеров, занимающихся прикладной инженерно-технической и сельскохозяйственной тематикой, остается невысоким.

Центральную роль в рассматриваемой области играет государство. На него приходится подавляющая часть всех расходов на НИР, под его контролем находятся крупнейшие научно-исследовательские учреждения и институты
(такие, как Национальный совет по атомной энергии, Национальный институт сельскохозяйственной технологии и Национальный институт промышленной технологии), которые наряду с университетами сосредотачивают разработку и адаптацию современных производственных методов. В то же время производственный сектор до сих пор играет скромную роль в научно- исследовательских разработках: на его долю приходится, по различным оценкам, от 3 до 10 % общих затрат на финансирование НИР. Филиалы иностранных компаний, занимающие ведущие позиции в наиболее передовых промышленных отраслях, как правило, удовлетворяют свои потребности в технологии за счет поставок материнских компаний, и поэтому слабо заинтересованы в проведении самостоятельных НИР.

Несомненно, что уже в ближайшей перспективе влияние НИР на подъем производительных сил, равно как и спрос на новую технологию и заинтересованность в ее самостоятельной разработке, в Аргентине будут расти, Это связано с необходимостью технического переоснащения производства, с такими устойчивыми, прогнозируемыми тенденциями, как дальнейший рост тяжелой индустрии, и прежде всего машиностроения, расширение вывоза готовых промышленных изделий. В стране есть реальные предпосылки для более активного развития информатики, биотехнологии, атомной энергетики, исследований мирового океана. Осуществление этих тенденций в условиях тяжелого финансового положения потребует более четкого определения исследовательских приоритетов, концентрации сил и средств на отдельных перспективных направлениях НИР и усиления их связи с практическими запросами экономики, более активной мобилизации с этой целью потенциала региональных научных и университетских центров, обладающих давними традициями (Кордова, Тукуман, Сан-Карлос-де-Барилоче и др.).

1.2. Современная экономическая ситуация и политика правительства.

Аргентина, несмотря на свой значительный экономический потенциал, до последнего времени находилась в тисках глубокого кризиса. Он проявился в стагнации основных отраслей обрабатывающей промышленности, затухании инвестиционного процесса, гиперинфляции, ослаблении позиций страны на мировом рынке1, резком спаде производства в первой половине 80-х годов и абсолютном снижении валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, а также в росте явной и скрытой безработицы, падении реальной заработной платы, общем ухудшении положения миллионов аргентинцев.

Стратегия импортозамещения, проводимая длительное время, и определяемый ею закрытый характер экономики обусловили формирование производственной структуры, сильно зависимой от государства и емкости внутреннего рынка.
Находящийся практически вне условий международной конкуренции промышленный сектор оказался сильно зависим от реализации аграрной продукции на внешних рынках, обеспечивавшей ресурсы для финансирования импорта. Протекционизм, необходимый на начальных этапах индустриализации, в последние два десятилетия превратился в тормоз экономического развития Аргентины.
Финансовая ситуация в Аргентине характеризовалась многолетней неустойчивостью. Расширение относительно неэффективного госсектора увеличивало дефицит госбюджета. Эмиссионное финансирование последнего с начала 70-х годов подтолкнуло инфляцию. На рубеже 1986-1987 г.г. эмиссия была временно приостановлена. Но возникли новые проблемы. Провинциальные власти продолжали получать кредиты у местных банков, связанных с
Центральным банком системой переучета векселей, что усугубляло общий дефицит госсектора, вело к финансовым потерям госкомпаний.

В 1989 г. страна оказалась в гиперинфляционном кризисе: инфляция приблизилась к 5000%. В этих условиях пришедший к власти в середине 1989 г. президент Аргентины Карлос С. Менем начал проводить жесткую экономическую политику, чтобы восстановить равновесие на потребительском рынке, ликвидировать дефицит госбюджета и стимулировать производство. В основе его программы лежит политика отказа государства от вмешательства в экономику, приватизация госпредприятий, переход к свободному рынку товаров и услуг.
Первоначально предполагалось сохранение фиксированного обменного курса аустраля, постепенное снижение инфляции, относительно низкие банковские ставки. Этот сценарий не был осуществлен главным образом по политическим причинам, включая давление профсоюзов.

В декабре 1989 г. был отменен контроль над ценами (за исключением цен на газ, электричество, воду, телефон, автобусное и пригородное сообщение), введен единый свободный валютный курс (определяемый спросом и предложением без вмешательства Центрального банка) и сняты ограничения на открытие счетов, продажу и покупку валюты, сокращены налоги на экспорт и импорт, гарантированы банковские платежи по фиксированным депозитам и другие сбережения без введения замораживания или иных ограничений; запрещена новая эмиссия без реальных источников покрытия, увеличена зарплата рабочих
(дифференцированно для государственного и частного секторов); гарантированы обеспечение информацией о ценах и условия "прозрачности" рынков для товаров и услуг.

В январе 1990 г. сбережения вкладчиков были преобразованы в 10-летние гособлигации, причем основная сумма и проценты гарантированы в долларах.
Продавать облигации разрешалось лишь небольшими порциями.

Были отменены различные субсидии и контроль государства в ряде отраслей, приняты правительственные программы по стимулированию промышленного производства и экспорта. Чтобы сократить дефицит бюджета, были повышены государственные транспортные тарифы и плата за энергоносители, контроль над госкапвложениями передай министерству экономики.

В начале 1991 г. были отменены квоты на добычу, переработку и сбыт нефти и регулирование цен на бензин на заправочных станциях. Реформа налогообложения включала увеличение налога на добавленную стоимость с 13 до
15,6% и его распределение на сферу услуг, а также ужесточение налогового контроля, увеличение штата инспекторов. Весной 1991 г. министерство экономики искусственно поддерживало курс национальной валюты путем продажи больших партий иностранной валюты из резерва Центрального банка (при падении курса свыше 10 тыс. аустралей за 1 долл. банк выбрасывал доллары на рынок, при росте до 9700 аустралей – скупал).

С 1 апреля 1991 г. начато осуществление очередного плана оздоровления экономики. Выла отменена действовавшая в течение 5 лет система индексации доходов, введена свободная конвертируемость валюты, включая фиксацию на уровне 1 долл. - 10 тыс. аустралей, отменены пошлины на импорт продовольствия, сырья и оборудования, сокращена численность госперсонала.
Отмена госконтроля над отраслями энергетики, в частности добычей энергоносителей, положительно сказалась на развитии отрасли. Отказ от протекционистской политики способствовал притоку в страну импортных товаров
(бытовой электроники, электроприборов, автомобилей) и снижению цен на аналогичные местные товары.

Проблема внешнего долга Аргентины, типичная для большинства латиноамериканских стран, будет решаться. Руководство МВФ подтвердило свое доверие к начавшимся в стране экономическим преобразованиям. Пересмотр условий погашения большей части внешнего долга (около 60 млрд. долларов), несомненно будет содействовать дальнейшей стабилизации финансовой обстановки в стране.

Средства для выплаты внешнего долга еще активнее аккумулировались за счет приватизации национального имущества, т.е. обмена долговых обязательств на акции приватизируемых госкомпаний (что уже в 1990 г. позволило сократить задолженность на 7 млрд. долл.). В августе 1991 г. индекс инфляции упал до 1.3%, в ноябре еще ниже – до 0,4% – самого низкого показателя за последние 20 лет. Снижение инфляции и приостановка экономического спада обеспечили необходимую стабильность, что в сочетании с резким снижением учетных ставок повысило доверие компаний и потребителей и обусловило тем самым промышленный рост и утроение размеров банковских депозитов в 1991 г.

Перед правительством, по мнению президента, стоит задача полностью отказаться от государственного регулирования экономики. За ним сохранится лишь оборона, юстиция, образование и здравоохранение. Президент Мемем сузил сферу деятельности государства в экономических процессах: снижены таможенные пошлины, отменены ограничения на обмен валюты, контроль над ценами и процентными ставками. Значительная часть акций национализированных предприятий продана в частные руки, в том числе, в обмен на долговые обязательства, прекращено вмешательство в установление заработной платы в частном секторе, осуществляется приватизация госсектора и сокращение бюрократического аппарата.

В ноябре 1991 г. Менем ликвидировал 10 федеральных учреждений, регулировавших производство и реализацию говядины, зерна, сахара, табака, вин, отменил запрет на коллективные переговоры в отраслях, когда компаниям нельзя было самим заключать соглашения с рабочими и служащими по вопросам заработной платы.Реформы продолжались несмотря на забастовки врачей, учителей, банковских служащих, рабочих-нефтяников. Социальная защита обеспечивалась через стабилизацию расстроенной финансовой системы и формирование предпосылок экономического роста. Реальная зарплата за последние два года выросла на 40%, а уровень безработицы снизился, хотя душевой доход все еще ниже, чем в 1970 г.

Аргентина относится к числу стран, в которых государственное предпринимательство получило значительное развитие. В 1980-е годы на долю госсектора приходилось около 15% ВВП, свыше трети валовых инвестиций и четвертая часть работающих по найму. Государственные инвестиции традиционно направлялись на развитие сырьевой базы и капиталоемкой инфраструктуры, а также некоторых отраслей тяжелой промышленности, характеризующихся длительными сроками окупаемости. Госсектор контролировал 2/3 добычи нефти, всю добычу угля, природного газа и урановой руды, почти 90% –серы, свыше
1/2 – железной руды, обеспечивал 90% производства и распределения электроэнергии. В госсекторе сосредоточен весь железнодорожный и подавляющая часть морского и воздушного транспорта, строительство шоссейных дорог, мостов и туннелей, значительная часть средств связи. Индустриальная база госсектора представлена главным образом отраслями металлургической, нефтехимической и химической промышленности. Он располагает значительными финансовыми ресурсами (сосредоточивая более 1/2 банковских депозитов и кредитов). Основные позиции среди крупнейших компаний по объему продаж постоянно занимали госпредприятия.

В ноябре 1991 года президент Аргентины Карлос Менем издал декрет, по которому в 1992 г. будут переданы в частные руки или сданы в концессию практически все госпредприятия. Аргентина может стать одной из стран, где проводится самая широкая приватизация государственной собственности.

Попытки приватизации госсектора в Аргентине были и раньше. В частности, во время военного правления 1976-1983 г.г. приватизация была объявлена стержнем экономической программы, К началу 1981 г. было распродано 1407 объектов государственной недвижимости, приватизирован ряд крупных предприятий в металлургической, нефтехимической, мясохладобойной, текстильной, пищевой и некоторых других отраслях. В результате количество компаний в этот период в составе госсектора сократилось с 750 до 400.

Приватизация осуществляется в различных формах и различными методами: создание консорциумов, смешанных предприятий, использование широкого акционирования, поэтапная продажа акций с учетом насыщения рынка, капитализация внешнего долга. Приватизация может быть полной, частичной и
"периферийной" (в последнем случае государство остается владельцем центрального, производственного звена предприятия, а частные фирмы получают возможность распоряжаться подразделениями сбыта, распределения и инфраструктуры).

Основная часть программы "реформирования государства" – приватизация госкомпаний, повышение эффективности экономики за счет отказа от громоздких государственных структур. В программу приватизации входят и меры по реорганизации госпредприятий, ликвидации их дефицита и снижению уровня госинвестирования.

Первой была приватизирована в 1989 г, крупная государственная телефонная компания "ЭНТЕЛ". Ее преобразовали в консорциум, где государство сохранило 30% акций, а затем эта доля была продана крупным и мелким вкладчикам. Первым "рядовым покупателем" стал президент Карлос Менем.
Оценка рентабельности компании позволяет правительству рассчитывать на получение 585 млн. долл., установленных в качестве стартовой цены для своего пакета акций.

В результате приватизации госкомпаний "Аэролинеас Архентинас" группой иностранных инвесторов во главе с испанской авиакомпанией "Иберия" аргентинское правительство получило 260 млн. долл. и смогла выкупить облигации своих внешних займов на сумму 1610 млн. долларов,

В целом продажа акций "Энтел" и "Аэролинеас Архентинас" позволила правительству приобрести 14% всех внешних обязательств страны международным коммерческим банкам.

Подготовлен проект приватизации государственной нефтяной компании
"ЯПФ", занимающей 1-е место среди 100 крупнейших предприятий по объему продаж – более 5 млрд. долл. Продажа половины ее акций должна принести чистую прибыль около 4 млрд. долл. Она будет происходить поэтапно, в 4 года, начиная с 1993 г.: в первый год – 20% акций, во второй, третий и четвертый – по 10% на биржах
Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Лондона. Другую половину акций приобретут национальные и провинциальные власти, а 10% из них будет выделено для продажи служащим "ЯПФ". Последняя превращается в акционерную компанию, контролируемую государством и частным капиталом. Компания реорганизуется: персонал сокращен с 37 до 29 тыс.чел., планируется уменьшение расходов на 1 млрд. долл. (за счет продажи флота компании – 26 судов – и трех заводов по переработке нефти).

В ближайшее время процесс приватизации затронет и мощную металлургическую госкомпанию – "Сосъедад микета сидерурхика Архентина"
("СОМИСА"). По заявлению ее руководителя Х. Триакки, 40% акций компании будут проданы с торгов, 50% – на бирже Буэнос-Айреса, 10% – переданы в руки работников компании. План приватизации предусматривает сокращение 4700 рабочих мест, создание на базе компании сети мини-предприятий. Приватизация госкомпании такого уровня невозможна без одобрения парламента. Если аргентинские законодатели сочтут этот план неприемлемым, то правительство вынуждено будет сократить расходы "СОМИСА" путем приватизации сферы обслуживания и ряда объектов недвижимости, принадлежащих компании.

В конце 1991 г. одобрен проект приватизации 30 предприятий военно- промышленного комплекса. В проекте указано, что средства, полученные в результате продаж, будут направлены на реорганизацию армии, повышение эффективности ее административного аппарата и вспомогательных служб.

Весной 1991 г. был принят закон о продаже частным компаниям госпредприятий, обеспечивающих население водой, газом, электроэнергией и другими коммунальными услугами. Это – ведущие предприятия среди 100 крупнейших по объему продаж компаний страны: электрическая компания "СЭГБА"
(объем продаж в 1990 г. – более 1,3 млрд. долл.), газовая "Гас дель Эстадо"
(объем продаж 1,3 млрд. долл.), угольная "Ясимьентос Карбониферос
Фискалес", водоочистка "Обрас санитарис де ла насьон".

Программа приватизации включает продажу четырех крупнейших нефтегазовых месторождений Аргентины, основных государственных железнодорожных веток (5 тыс. км.), управление крупными портами страны, 5 линий метрополитена столицы, двух телевизионных каналов, 16 радиостанций, 10 тыс. км. шоссейных дорог.

Ряд проблем тормозит эффективную реализацию намеченных мер: подбор надежных инвесторов, которыми, как правило, являются европейские госкомпании и громоздкие аргентинские конгломераты; низкая культура менеджмента и недостаточная квалификация госперсонала, неэффективное регулирование деятельности новых компаний.

Помочь в решении этих и других проблем, в частности, создать регулирующие механизмы для наблюдения за компаниями после приватизации, призваны приглашенные в Аргентину эксперты Международного валютного фонда и
Международного банка реконструкции и развития. Они будут работать в комиссиях по приватизации, созданных под эгидой министерства финансов.

Ситуация в экономике страны начала меняться к лучшему лишь в конце 1991 года. Впервые за долгие годы кризиса аргентинцы встречали новый, 1992 год в обстановке спокойствия и экономической стабильности. Улучшением финансово- экономического положения Аргентина обязана энергичным мерам правительства.

Согласно заявлению президента, страна находится на подъеме. "Наша цель
– рыночная экономика, борьба за сбалансированный государственный бюджет и фронтальное наступление на нашего внутреннего врага – дефицит".

Первый раз за много лет преодолен хронический дефицит государственного бюджета, побеждена гиперинфляция; в ноябре 1991 г. ее месячный уровень составил 0,4% (самый низкий показатель за последние 20 лет). Уровень безработицы в стране снизился за последний год с 12 до 5% экономически активного населения.

Снижение инфляции и приостановление экономического спада обеспечили необходимую стабильность, осуществляется восстановление расстроенной финансовой системы и формируются предпосылки экономического роста. В течение 1992 г. ожидается рост инфляции не более чем на 10% и полная стабилизация розничных цен, увеличение валового продукта на 5-8%.

По результатам опросов общественного мнения более половины аргентинцев поддерживают деятельность правительства Менема. Вместе с тем они считают, что правительство уделяет недостаточное внимание вопросам повышения заработной платы, пенсионного обеспечения, общественной безопасности, не принимает эффективных мер против коррупции. Острыми остаются проблемы улучшения системы здравоохранения, снижения безработицы.

Именно надежда на стабилизацию политической и экономической ситуации и первые признаки такой стабилизации являются основным фактором, побуждающим практически все политические партии и профсоюзы, большинство аргентинцев поддерживать меры правительства, даже с учетом негативных социальных последствий приватизации.

В интервью газете "Комсомольская правда" (18.12.1991 г.) К. Менем отметил, что за два года, что у власти находится его правительство, средняя заработная плата аргентинцев выросла с 30 до 300-350 долл. "...Мы дали людям свободу – экономическую свободу, разрубив все бюрократические рогатки на пути смелых и предприимчивых".
-----------------------

По данным местных источников, около 60% аргентинского парка машин и оборудования имеет изношенность более 10 лет.

1 Так, доля Аргентины в мировом экспорте составляла в 1970 г. 0,57 %, в 1980 г. – 0,40%, в 1990 г. – 0,37%.

Преимущества Аргентины заключаются в богатых природных ресурсах, высоко грамотном населении, ориентированном на экспорт сельскохозяйственном секторе, и диверсифицированной промышленной базе. Будучи одной из богатейших стран 100 лет назад, в течение 20 века Аргентина испытывала многократные экономические кризисы, постоянные бюджетные дефициты и дефициты текущего счета, высокую инфляцию, возрастающий государственный долг, и отток капитала. Серьезное ухудшение экономики Аргентины, растущая государственная и внешняя задолженность, и беспрецедентный отток банковских вложений – все это привело в 2001 году к самому серьезному экономическому, социальному, и политическому кризису за всю бурную историю страны. Временно исполняющий обязанности президента Аргентины того времени, Адольфо Родригес Саа, объявил дефолт на внешний долг правительства (крупнейший на тот момент) в декабре того года, и сразу же ушел в отставку, спустя всего несколько дней с момента принятия должности. Его последователь, Эдуардо Дуальде, объявил в начале 2002 года о конце десятилетней привязке песо к доллару на уровне 1 к 1. Экономика рухнула в тот же год, с реальным ВВП на 18% меньшим, чем в 1998 году, и с почти 60% аргентинцами, живущими за чертой бедности. Реальный ВВП начал восстанавливаться, и расти в среднем на 8,5% ежегодно на протяжении последующих шести лет, благодаря ранее не использовавшимся промышленным мощностям и рабочей силе, сильной реструктуризации долга и снижению долгового бремени, отличным международным финансовым условиям, и экспансионистской денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике. Однако также увеличилась инфляция, уже во время правления Нестора Киршнера, который отреагировал тем, что ввел сдерживание цен на бизнес, а также налоги и ограничения на экспорт. Кристина Фернандес де Киршнер сменила своего мужа на посту президента в конце 2007 года, и стремительный экономический рост прошлых лет начал резко уменьшаться на следующий год, по мере того, как политика правительства сдерживала экспорт, и в мировой экономике началась рецессия. Экономика Аргентины в 2010 году значительно восстановилась от рецессии 2009 года, но начала уменьшаться с конца 2011 года, хотя правительство и продолжало экспансионистскую фискальную и монетарную политику, которая значительно уменьшала инфляцию. Правительство расширяло вмешательство государства в экономику на протяжении 2012 года. В мае 2012 года конгресс одобрил национализацию нефтяной компании YPF. Правительство расширило формальные и неформальные меры по ограничению импорта на протяжении того же года, включая меры по регистрации и предварительного одобрения всех импортируемых товаров. В июле 2012 года правительство еще больше усилило валютный контроль в попытке укрепить валютные резервы и остановить отток капитала. На протяжении 2013 года правительство продолжило экспансионистскую фискальную и монетарную политику, и контроль над импортом и иностранной валютой, чтобы ограничить отток валютных резервов Центрального банка, который, не смотря ни на что, все же уменьшился на 12 миллиардов долларов за год. ВВП вырос на 3%, а инфляция осталась на прежнем уровне в 25%, согласно частным исследованиям. В начале 2014 года правительство предприняло ряд более ортодоксальных экономических политик. Оно девальвировало песо на 20%, значительно ужесточило денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, и предприняло меры по восстановлению связей с международным финансовым сообществом, включая взаимодействие с ВМФ с целью улучшения экономических отчетных данных, и др.

Иммигранты из Европы осваивали Аргентину, применяя свои традиционные трудовые навыки и создавая отрасли экономики, процветающие на их исторической родине.
В колониальный период своего существования (до 1816 г., когда была объявлена независимость от Испании) была экономически слабо развитой окраиной в обширной колониальной Испанской империи. Одной из основных причин такого положения дел была малонаселенность территории страны.
Именно поэтому правительство Аргентины уже в XIX в. всерьез занялось поощрением иммиграции. В принятой в 1853 г Конституции Аргентины, помимо слов о развитии промышленности, создании ее новых отраслей, строительстве железных дорог, каналов и заселении пустующих земель, были высказаны и принципы привлечения в страну иммигрантов. Для ускорения развития Аргентины федеральному правительству предписывалось «содействовать европейской иммиграции», для чего не ограничивать и не облагать налогом «любой вход на аргентинскую территорию иностранцев, которые въезжают с целью обработки земель, совершенствования промышленности и преподавания науки и искусства».
В Конституции для таких иммигрантов гарантировались все гражданские права, возможность заниматься любым промыслом, торговлей и профессиональной деятельностью, обладать недвижимым имуществом, покупать и продавать его, делать завещания, плавать на судах по рекам и в прибрежных водах. В 1876 г был принят закон «Об иммиграции и колонизации», поощрявший заселение неосвоенных территорий, в 1898 г создано Общее иммиграционное управление, а также открыты гостиница для иммигрантов и больница для них же.
Сегодня большая часть населения Аргентины потомки европейских иммигрантов. Помимо переселенцев из Испании и Италии, которые составляли основной поток иммиграции, в Аргентину переехало немало англичан, немцев, ирландцев, а также русских, украинцев, евреев и представителей иных национальностей. Иммигранты часто организовывали сельскохозяйственные колонии на окраинах страны.
Пожалуй, именно вклад иммигрантов в строительство новой экономики Аргентины привел к тому, что ей удалось из мирового захолустья стать страной, вовлеченной в мировую экономику. В период 1869-1914 гг Аргентина получила крупные долгосрочные европейские инвестиции. За это время иммиграция дала прирост населения на 6,2 млн человек. Уже к концу XIX в. 80% владельцев промышленных предприятий и 60% наемных рабочих были иммигрантами. В основном это были энергичные молодые люди, часто имеющие хорошую квалификацию.
В начале XX в. Аргентина показывает высокие темпы экономического развития, идет рост промышленности и сельского хозяйства, строительство инфраструктуры, экспорт превышает импорт. К середине 30-х гг возросла роль промышленности и сформировался средний класс за счет роста численности инженерно-технического персонала. Рост благосостояния в стране продолжался вплоть до середины XX в.
С 4 сентября 1949 г ежегодно в Аргентине празднуется День репатрианта.

Дефолт

На южноамериканском континенте экономический потенциал Аргентины - второй после Бразилии. Несмотря на объявленный в 2001 г. дефолт, немалую внешнюю задолженность и социальные проблемы, экономика Аргентины по-прежнему остается одной из крупнейших в мире. С 2003 г. экспорт увеличивается, уровень безработицы и инфляция уменьшаются.
В середине XX в. основательно разбогатевшая Аргентина «прозевала» техническую революцию. Серьезное технологическое обновление Европы и США уже в конце 40-х гг стало отодвигать Аргентину на вторые роли. Попытка генерала Хуана Перона (1895-1974), президента Аргентины (в 1946-1955 гг и в 1973-1974 гг.), усилить роль государства в экономике явно не удалась, поскольку эффективность управления национализированными предприятиями оказалась не на высоте. Политические кризисы, военные перевороты и многократные смены правительств дело только ухудшали. К концу 80-х гг в Аргентине царили гиперинфляция и безработица, внешний долг рос.
Пришедший к власти в 1989 г. президент Карлос Менем осуществил неолиберальную реформу экономики. Роль государства была сведена к минимуму, большая часть госпредприятий приватизирована, курс национальной валюты песо привязан к доллару, а внутренний рынок широко открылся для импорта. Консультировали этот процесс специалисты из МВФ.
Вначале заговорили об «аргентинском чуде» - формально уровень жизни значительно повысился: граждане стали покупать больше товаров, отдыхать за рубежом, брать ипотечные кредиты. Пришедшие в Аргентину транснациональные корпорации и зарубежные фирмы брали на работу молодых аргентинцев и платили им высокую зарплату. В страну опять хлынул поток иммигрантов, правда, теперь уже в основном из стран Азии и Восточной Европы.
Печальная реальность проявилась буквально через несколько лет Конкуренцию на внешнем рынке большая часть аргентинской промышленности не выдержала, а внутренний рынок был уже занят импортом. Финансовая политика страны и связка «доллар-песо» делали экспорт слишком дорогим. Внешний государственный долг увеличивался, и, выполняя требования кредиторов (МВФ), приходилось урезать социальные расходы до минимума. Безработица росла, внешний долг достиг к 2000 г 140 млрд долларов США. Решение власти ограничить снятие денег со счетов до 250 долларов в неделю привело к социальному взрыву - начались «кастрюльные бунты», подавить которые не удалось.
23 декабря было объявлено о введении моратория на платежи по ряду внешних обязательств Аргентины. Общая сумма дефолта (почти 100 млрд долларов) была самой крупной за всю историю подобных мероприятий. Но мораторий не касался долгов перед МВФ, Всемирным банком и еще несколькими организациями.
Меры, принятые в дальнейшем, означали возврат государства в экономику. Были восстановлены инвестиции в инфраструктуру и госкредиты частному сектору, введены жесткая финансовая дисциплина и поддержка экспорта, чему немало способствовала девальвация песо. С 2003 г начался рост экономики, к 2008 г она выросла на 70%, в стране вырос уровень жизни и существенно сократилась безработица. С 2006 г правительство Аргентины не пользуется займами МВФ и консультациями его специалистов.
В настоящее время Аргентина продолжает реструктуризацию долговых обязательств, по которым в 2001 г был объявлен дефолт.


Общая информация

Официальное название : Республика Аргентина.
Государственное устройство : президентская республика.
Административно-территориальное деление : 23 провинции и автономный столичный округ.
Столица : , (3 050 728 чел., агломерация - 13 356 715 чел. (2009 г.)).
Язык : испанский.
Религия : католицизм.
Денежная единица : аргентинское песо.
Крупнейшие города : Буэнос-Айрес, Кордоба, Росарио и др.
Главные морские порты : Буэнос-Айрес, Ла-Плата, Баия Бланка.

Важнейшие аэропорты : международный аэропорт Буэнос-Айрес Министро Пистарини, международный аэропорт «Буэнос-Айрес» Хорхе Ньюбери, международный аэропорт Кордоба Пахос Бланкос.
Важнейшие реки : Ла-Плата (эстуарий, образованный слиянием рек Парана и Уругвай), Рио-Колорадо, Рио-Негро, Чубут.
Крупнейшие озера : Архентино.
Соседние страны : Чили, Боливия, Парагвай, Бразилия, Уругвай.

Цифры

Площадь : 2 766 890 км 2 .
Население : 40 134 425 чел. (2009 г.).
Плотность населения : 14,5чел./км 2 .
Экономически активное население : 16 270 000 чел.
Урбанизация : более 80%.
Самая высокая точка : , 6962 м.
Протяженность границ : 9665 км.
Протяженность береговой линии : 4989 км.

Экономика

ВВП (номинальный) : $338,7 млрд (2009 г.), го данным Всемирной книги фактов (ВКФ).
ВВП (ППС) : $585 млрд (2008 г.), по данным ВКФ.
ВВП на душу населения (ППС) : $14 500 (2008 г.), данные ВКФ.
ВВП по секторам экономики : сельское хозяйство 9,9%; промышленность 32,7%; сфера услуг 57,4%.
Объем экспорта : $70,6 млрд (2008 г.).
Промышленность, наиболее конкурентоспособные области : нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая, добывающая промышленность, электроэнергетика, транспортное машиностроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, металлургия, нефтепереработка; собственная добыча нефти полностью обеспечивает потребности страны; создана единая энергетическая система.
Сельское хозяйство : пшеница, кукуруза, подсолнечник, фрукты, животноводство (мясное скотоводство, мясо-шерстяное овцеводство), виноделие; Аргентина - один из ведущих мировых экспортеров мяса и зерна.
Сфера обслуживания : туризм, торговля.
Особенности экономики : последствия дефолта 2001 г., которые пока не позволяют привлекать заемные средства на внешнем рынке на выгодных условиях.

Любопытные факты

■ В XVI в. испанские монахи начали историю аргентинского виноделия. Вплоть до конца XX в. аргентинские вина в основном производились для внутреннего потребления. Однако в последние годы Аргентина прочно вошла в пятерку ведущих мировых производителей вин В основе аргентинских вин - европейские сорта винограда, французские, испанские и итальянские. Настоящим винным »брендом» Аргентины стало вино на основе винограда сорта мальбек. Три четверти аргентинских вин производятся в предгорьях Анд, в провинции Мендоса.
■ Уникальная репутация аргентинской говядины появилась благодаря совершенно особым способам выращивания скота. Во-первых, никому не приходит в голову требовать удоев от коров мясной породы - их дело - кормить телят. Во-вторых, круглый год животные питаются свежей травкой на экологически чистых пастбищах. За каждым теленком ведется индивидуальное наблюдение от рождения и до того самого момента, когда ему суждено будет поддержать репутацию знаменитой аргентинской говядины.
■ В начале XX в. Аргентина была одной из богатейших стран мира - в Париже 20-х гг была в ходу поговорка: «Богат, как аргентинец». И неудивительно - ведь приезжавшие в Париж аргентинские «олигархи» везли с собой даже бычков, сомневаясь, что в Европе можно найти мясо подобного качества.
■ Сохраняя нейтралитет во время Второй мировой войны, Аргентина продавала зерно и мясо всем воюющим сторонам. В это время уровень жизни в стране невероятно вырос, а золотой запас был самым большим за всю историю страны.
■ Главная сельскохозяйственная область Аргентины называется Пампа. Здесь на территории, составляющей 1/5 страны, производится почти 90% всего сельскохозяйственного экспорта. Прибрежные районы, примыкающие к Пампе, где находится и Буэнос-Айрес, дают 80% промышленного производства.