Экономическая составляющая налогов. Вопросы для самоконтроля

1 Введение

1.2 Сущность налога. Основные принципы налогообложения.

1.2 Классификация и виды налогов.

1.3 Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования.

2 Бюджетный федерализм.

2.1 Состав единой налоговой системы в Российской Федерации.

2.1.1. Налогообложение предприятий.

2.1.2. Налогообложение физических лиц.

3 Системы налогообложения развитых стран.

Недостатки налоговой системы РФ и пути ее усовершенствования. Тенденции ее развития.

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплатильщиков и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще… Таким образом, для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как экономической категории.

I . Налоги как экономическая категория.

Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономичкскую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."

Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

Структура налоговой системы Российской Федерации

1.1 Налоги как экономическая категория. Принципы налогообложения

Главным элементом рыночной экономики является система налогообложения. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст.57 Конституции РФ. В Налоговом Кодексе РФ (статья 8) подразумевается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и т.д., в целях обеспечения деятельности государства. Именно налоги являются главным источником доходов государственной казны. Появление налогов характеризуется возникновением самых первых общественных потребностей. С развитием и преобразованием государства преобразовывалась и налоговая система. Помимо фискальной функции, налоги используются как инструмент экономического воздействия на общественное воспроизводство, на направление социально-экономического развития.

Анализируя структуру постсоветского развития, экономисты пришли к выводу, что налоговая система Российской федерации постоянно реформировалась. Государство и её законодательные и исполнительные органы находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налоговой политики. Налоги, по своей сути, можно отнести к основополагающим категориям рыночного хозяйства. Налоги представляют собой перераспределительные отношения между государством и налогоплательщиками. Налогоплательщиками являются граждане (физические лица) и индивидуальные предприниматели, организации и учреждения (юридические лица).

Государство, которое является важным общественным институтом, практически не имеет самостоятельного дохода (государство получает доход от акций или же от государственного сектора экономики, но объем данных доходов нельзя сопоставить с объёмом его расходов). Доходы же хозяйствующих субъектов формируется в процессе производства и реализации товаров и услуг. Для осуществления своей деятельности, государство изымает часть доходов, которые были сформированы в рамках индивидуальных хозяйствующих субъектов.

Можно сказать, что наблюдается перераспределение совокупного дохода между его производителями и государством посредством налогов. Также, с помощью налогов, перераспределяется и ВВП (Валовой внутренний продукт). Целью распределения является формирование доходной части бюджета государства.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать такое определение налогам как экономической категории. Налоги есть совокупность отношений между налогоплательщиками (как физическими, так и юридическими лицами) и государством из-за перераспределения ВВП, чтобы сформировать централизованные денежные фонды в государстве.

Однако налоги воспринимаются по-разному, в зависимости от того, с чьей точки зрения рассматривать. С точки зрения государства, налоги - денежные доходы в казну, а с точки зрения населения - изъятие его собственного дохода. В отношениях между сторонами таких отношений всегда возникают противоречия. Государство, путём максимизации налогов, рассчитывает на получение большего количества денег в казну, что не устраивает налогоплательщиков, которые хотели бы платить низкие налоги, чтобы увеличить собственный доход. Большие усилия приложены обоими участниками налоговых отношения по защите их экономических интересов. Основной задача налоговой политики должна быть не только в том, чтобы собрать больше налогов, но и чтобы помочь развитию предпринимательской деятельности. Величина налогов должна соответствовать объему предоставляемых государством услуг.

Сущностью налогов являются их функции. Функции налогов? это те их свойства, с помощью которых налоги можно использовать как инструмент регулирования доходов государства, экономического развития и решения большинства проблем в стране.

Существует три основных функции налогов: фискальная, стимулирующая и регулирующая.

1. Фискальная функция является основной. С помощью реализации данной функции на практике, формируются государственные финансовые ресурсы, создаются материальные условия для функционирования государства. Она направлена на перераспределение первичных доходов юридических и физических лиц согласно существующей налоговой системе. Чем лучше она выполняется, тем успешнее осуществляются расходы.

2. Регулирующая функция нацелена на антикризисное регулирование, а также на возможность государства воздействовать на экономические и социальные процессы. Благодаря этой функции, государство может распределять налоговые платежи между юридическими и физическими лицами, а также регулировать доходы всех групп населения.

3. Стимулирующая функция осуществляется с помощью льгот, налогового кредита, пониженных ставок, что позволяет государству стимулировать технический прогресс. Также стимулирующая функция способствует более успешному развитию отдельного предприятия, отраслей, регионов.

Говоря о принципах налогообложения, можно сказать, что государство нуждается в полном удовлетворении потребностей, исходя из чего, оно устанавливает комплекс налогов, которые будут изыматься по единым законам и принципам. Впервые эти принципы выразил Адам Смит, который в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" пишет о четырех главных принципах налогообложения :

Принцип равенства и справедливости: всё население должно участвовать в формировании бюджета страны соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: все налоги, выплата которых обязательна, должны быть строго определены, определено время оплаты, способ и размер должны быть известны каждому налогоплательщику.

Принцип экономности взимания: система налогообложения должна быть экономична. Этот принцип подразумевает под собой, что под каждым конкретным налогом должна подразумеваться максимальная эффективность, которая выражена в низких издержках страны на сбор налогов и содержание налоговой системы. Иными словами, издержки по изъятию должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Принцип удобства: взимание налогов не должно причинять неудобства налогоплательщику. Все налоги должны взиматься в удобное время и место для каждого. Следовательно, необходимо устранить формальности и упросить акты уплаты налогов.

Именно Адам Смит заложил теоретические основы налогообложения, когда сформулировал и обосновал созданные им принципы налогообложения.

Адольф Вагнер, немецкий экономист, увеличил перечень, предложенный Адамом Смитом. Он изложил их девяти правилах, которые были объедены в четыре группы.

1. Финансовые принципы:

Достаточность налогообложения, то есть налоговых взиманий должно хватать для покрытия финансовых расходов государства;

Эластичность налогообложения, то есть возможность государства ввести новые налоги и отменить уже существующие, а также возможность варьировать налоговые ставки.

2. Экономико-хозяйственные принципы:

Надлежащий выбор объекта налогообложения - государство имеет возможность облагать налогом какой-либо объект;

Разумность построения налоговой системы, которая считается с последствиями и условиями их предложения.

3. Этические принципы:

Всеобщность налогообложения;

Равномерность налогообложения.

4. Принципы налогового администрирования:

Определенность налогообложения;

Удобство уплаты налогов;

Максимальное уменьшение издержек взимания.

Из чего следует, что в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

На практике вышеперечисленные принципы были применены лишь в начале XX в. после Первой мировой войны, когда в экономике большинства стран начала проходить реформация в налогообложении. Налоговая система ни тогда, ни сейчас, не ограничивалась классическими правилами. По мере развития налоговой системы развивалась и финансовая наука, которая уточняла старые и вводила новые принципы в систему налогообложения

Разработанные в XVIII-XIX вв. принципы, с учетом внесения современных изменений в области экономической и финансовой теории, сейчас сформировались в определенную систему. Данная система состоит из нескольких принципов.

Принцип равенства и справедливости. По данному принципу налогообложения, каждый налогоплательщик должен принимать участие в финансировании потребностей страны соразмерно своим доходам. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что при увеличении доходов должны и увеличиваться налоговые ставки, а также то, что если налогоплательщик получает материальные блага в большом размере, то он обязан платить больше налогов.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

При построении налоговой политики, эти аспекты довольно хорошо сочетаются, что позволяет создать благоприятные условия для развития важнейшего принципа налогообложения.

Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть данного принципа в том, чтобы налогообложение не мешало производству, проводя при этом политику стабилизации экономики нашей страны.

Эффективная налоговая политика должна помогать развиваться экономической сфере производства и государства в частности.

Принцип соразмерности налогов. Основой этого принципа является:

Состояние налогоплательщика, может ли он уплачивать налоги;

Налоги не могут быть произвольными, то есть, должно быть экономическое основание на изъятие;

Невозможность устанавливать сборы и налоги, которые ограничивают гражданина в реализации его конституционных прав.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Согласно этому принципу, налогоплательщику не должны причиняться неудобства из-за времени или места взимания налога. В современном мире находят решение рационального распределения налогов между налогоплательщиками, решение социальных проблем и так далее.

Принцип единства налоговой системы. Согласно этому принципу, нельзя устанавливать законы, которые нарушают единство экономического пространства страны. Запрещается устанавливать законы, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение товаров, услуг и тому подобное. Также запрещается вводить законы, из-за которых один из субъектов страны может сформировать свой бюджет за счет другого субъекта.

Выделяется еще один принцип налогообложения, научный подход к формированию налоговой системы, который характерен только для отечественной экономики. Согласно этому принципу, доля налогообложения должна быть такой, чтобы гражданин, который уплатил все налоги, имел такой доход, который позволил бы ему обеспечивать нормальную жизнь в обществе. Нельзя определять ставки налога только из-за срочности наполнения казны государства в ущерб интересам населения.

Стоит отметить, что перед использованием какого-либо принципа необходимо его проанализировать с научной точки зрения. Следуя мировой теории и практике, нецелесообразно применение всей системы или же какого-либо отдельного принципа. Однако, существуют и такие принципы, которые существуют и признаются как аксиомы. Основополагающими принципами, которые необходимо заложить в основу любой существующей системы налогообложения, являются принципы, которые были разработаны Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Множество принципов, таких как удобство, соразмерность взимания, экономность, достаточно легки в исполнении. Невозможно беспрекословное следование другим принципам, например, принципам равенства и справедливости, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Контроль налоговых служб за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Налоги как основной источник формирования государственного бюджета

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает...

Налоги. Налоговая система РФ

Налогообложение и тенденции налоговой политики

Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства. Налоговый кодекс РФ (ст.8) так определяет налоги: «1. Под налогом понимается обязательный...

Особенности функционирования налоговой системы в современной Российской Федерации

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. В 2001 г. на налоговые доходы приходилось, приблизительно 86% доходов Федерального бюджета РФ. Налоги - это обязательные платежи...

Проблемы игорного бизнеса в Российской Федерации

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов...

Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона

Бюджет государства, а государство выражает интере-сы общества, в силу необходимости является как бы связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом...

Роль финансов в расширенном производстве

Финансы появились вместе с возникновением государства, с целью создания материальной основы для выполнения им своих функций в политической, экономической, социальной областях...

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики...

Функции и свойства денег

Функции финансов

Этимология термина "финансы" имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом "Finis", означающим "уплачивать обусловленную сумму денег"...

Неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе выступают налоги, которые обеспечивают финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов, регулируют доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.

Налоги - это историческая, экономическая и правовая категория. Исторически их появление связано с разделением общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере эволюции общественных отношений. Вместе с ними менялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

На первом этапе (эпоха Древнего мира - начало Средних веков) налоги носили исключительный, нерегулярный характер: дань с побежденного народа, военные трофеи, жертвоприношения и др. Государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов и устанавливало лишь сумму средств, которую желало получить. Первопричиной существования налогов была потребность объединять усилия в целях жизнеобеспечения общества. В этот период налоги трактовались как общественно необходимое и полезное явление.

Вследствие роста государственных потребностей в денежных средствах, обусловленного расширением функций и увеличением числа задач, решаемых государством, налоги превратились в регулярные и обязательные платежи. В развитии налоговых форм и научных взглядов на налоги условно выделяется второй этап (XVI-ХVIII вв.). Преобладающими являлись прямые налоги (поземельные, поимущественные, подушные), распространялось косвенное налогообложение. Одновременно формировались теоретические основы Налогообложения. Законченную форму представления о налогах приобрели в XVII в.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли в экономической и социально-политической жизни общества, т.е. налоговая теория, представляет собой комплекс научно обоснованных знаний о принципах и видах налогов.

Первой самой общей теорией налогообложения стала теория обмена, которая базируется на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и др.

В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена - атомистическая теория (по другому - теория общественного договора, теория публичного договора - С. Вобан, Ш.Л. Монтескье). Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

В первой половине XIX в. была сформирована теория наслаждения (Ж. Сисмонди), согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за полученные им от общества наслаждения.

В тот же период складывается теория налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак Кулох). По мнению авторов этой теории, налоги есть страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а для того чтобы профинансировать затраты государства на обеспечение обороны и правопорядка.

Классическую теорию налогов обосновали А. Смит и Д. Рикардо. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, плата за услуги, страховой платеж) налогам не отводилась. А. Смит предложил принципы налогообложения: равномерность, определенность, удобство, дешевизна.

Развитие моно-капиталистических отношений в XIX-XX вв. - третий - четвертый этапы в эволюции налоговых форм, и научных взглядов на налоги - сопровождалось уменьшением количества налогов, формированием налоговых систем, основанных на принципах подоходного налогообложения. Признавалось рациональным сочетание прямого и косвенного налогообложения в целях балансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков. В обществе превалировали взгляды, согласно которым государство играло значительную роль в регулировании социально-экономических процессов, используя такие рычаги, как налоги. В финансовой науке развивались идеи о принудительном характере налога, возрастании значения права при его установлении и взимании, те происходил поворот к пониманию налога как осознанной необходимости. Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах русских экономистов И.М. Кулишера, И.Х. Озерова, В.Н. Твердохлебова, Н.И. Тургенева, И.И. Янжула и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т.е. ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования.

Согласно кейнсианской теории (начало XX в.) налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в 50-х годах XX в. М. Фридменом, принижала роль налогов (через налоги из обращения изымается «лишняя» денежная масса).

В теории экономики предложения, сформулированной в начале 80-х годов М. Бернсом, А. Лэффером, Г. Стайном, налоги рассматривались как один из факторов экономического развития и регулирования. При этом отмечалось, что высокий уровень налогообложения отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а это сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения, что приводит к уменьшению налоговых поступлений.

В нашей стране отношение к налогам было отрицательное. Провозгласив построение первого в мире государства без налогов, социалистическая наука постепенно утвердила положение, согласно которому государство, являясь собственником предприятий, использовало во взаимоотношениях с ними, так называемую систему отчислений в бюджет как нечто отличное от налогов. Соответственно в экономической литературе советского периода вопросы теории налогов не нашли должного отражения. Все сводилось к констатации текущих событий, Советские ученые М, М, Агарков, А, В, Бачурин, Г, Л, Марьяхин, М, И, Пискотин, ГП, Солюс и др, анализируя налоговые системы зарубежных стран, доказывали имманентность налогов при капитализме, а не при социализме, В трудах А, М, Александрова, А, М, Бирмана, Э, А, Вознесенского, В, П, Дьяченко и других исследователей раскрывались отдельные проблемы налогообложения. Налоговая теория в Российской Федерации вновь стала развиваться с начала 90Х годов. Особого внимания заслуживают труды российских экономистов по теории налогов и налогообложения: А, В, Брызгалина, И, В, Горского, Л, П, Павловой, В.Г, Панскова, И, Г, Русаковой, Д.Г. Черника, Т.Ф, Юткиной и др. Экономические преобразования в Российской Федерации требуют системного подхода. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей: Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким, образом оптимизировать эту роль. Практика немыслима без теории.

Сущность экономической категории «налог» останется невыраженной, если исследовать ее только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий - необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

1) должна быть объективной реальностью, т.е. не зависеть от воли и сознания отдельных людей или групп личностей;

2) выражать реально существующие экономические отношения;

3) иметь специфическое общественное предназначение, которое реализуется в выполняемых функциях.

Рассмотрим перечисленные признаки применительно к категории «налог». Налоги объективно возникают на определенном этапе экономического развития общества. При уплате налогов устанавливаются реальные отношения между государственной властью и корпоративными или индивидуальными собственниками, часть их доходов отчуждается для финансирования общегосударственных потребностей. В последнем и реализуется их общественное предназначение. При этом также осуществляется вмешательство в экономические и социальные процессы. Следовательно, можно заключить, что все три признака имеют место, значит, налог - экономическая категория. Поэтому целесообразно дать определение налога как экономической категории.

Налог - совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, без эквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле.

Конкретными формами проявления категории налога выступают виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. В узком смысле (с точки зрения организационно-правовой формы) налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Такое определение зафиксировано в Налоговом кодексе Российской Федерации. Анализ данного определения указывает на следующие признаки налога:

1) обязательный платеж, при уплате которого возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему;

2) индивидуальный платеж налогоплательщик не вправе переложить данную обязанность на других лиц, но может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя;

3) безвозмездный платеж, взимается обязательно в денежной форме.

Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Законодательство «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не распространяется на банки, кредитные учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковских операций и сделок; предприятия - по доходам страховой деятельности; предприятия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. От других видов деятельности названные предприятия, кроме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они также подлежат налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России на момент поступления доходов на валютный счет.

Налоги с предприятий составляют основную часть налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты России. Схему налогообложения предприятий можно представить:

Выручка от реализации продукта

Валовый доход НДС

Валовая (балансовая) прибыль Налог на имущество, местные налоги

Чистый доход (чистая прибыль)

Необлагаемая налогом прибыль Налогооблагаемая часть прибыли

Налог на прибыль, прочие налоги, пени

На исходной стадии процесса распределения формируется валовый доход предприятия. Он образуется за счет получения выручки от реализации продукции, товаров, услуг, от сдачи своего имущества в аренду и др.

Уже на этой стадии предприятие встречается с необходимостью платить налог на добавленную стоимость, если оно не освобождено от этого налога. НДС широко распространен в мире, такой вид налога взимается практически во всех европейских государствах. В России его предшественниками были налог с оборота и налог с продаж. НДС взыскивается с «добавленной стоимости», равной сумме дохода за вычетом затрат рпедприятия на приобретение материалов, полуфабрикатов со стороны. НДС относится к числу косвенных.

Основным объектом налогообложения предприятия является валовая прибыль, из которой взимаются налоги в местный и республиканский бюджет, целевые сборы.

Затем из оставшейся прибыли (чистого дохода) изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, штрафы, пени.

Налог на прибыль предприятия относится к числу, наиболее употребимых и значимых видов налогов в мировой практике налогообложения. Он обеспечивает сегодня более 30% всех налоговых поступлений в бюджет. Любое государство принуждает предприятие поделится своим чистым доходом. Следует заметить, изымаемая доля дохода весьма значительна и составляет в разных странах от 30 до 60 процентов прибыли. Облагаться налогом может не вся чистая прибыль, а только ее часть, именуемая налогооблагаемой прибылью. Например, часть прибыли предприятия, направляемая на развитие производства, повышение научно-технического потенциала предприятия часто освобождаются от налога на прибыль.

В РФ с 1 января 1996 г. упразднено нормативное налоговое регулирование оплаты труда, так как применявшийся метод увеличивал поступление средств в бюджет, но не регулировал средства на оплату труда. Практика свидетельствует о необходимости более жесткого контроля за расходованием заработной платы, так как ее рост провоцирует рост инфляции. Особенностью расчета налогообложения в России следующая: если фактические расходы на оплату труда не превышают удвоенную нормируемую величину, то превышение облагается по основным ставкам налога на прибыль (32 и 45%), если есть превышение удвоенной нормируемой величины-то по ставке 50%. В целом следует отметить, что в России налогообложение прибыли юридических лиц имеет следующие особенности: ставка налога меняется не в зависимости от суммы, а в зависимости от сферы его деятельности, объект налогообложения не зависит от формы собственности юридического лица.

Налог на имущество продприятия.

Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ.

Объектом налогообложения при установлении налога на имущество предприятий является стоимость основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансе предприятия в стоимостном выражении. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т.д.

Ставки налога на имущество предприятий определяются в зависимости от видов их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 1% от налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.

Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на финансовые результаты деятельности предприятия.

В целом в нынешней налоговой системе России центр тяжести перенесен на налогообложение труда и текущих доходов. Думается, однако, что стоимость наколенного богатства не должна определяться при игнорировании его полезности, именно ее, а не учетную стоимость следует рассматривать в качестве объекта налогообложения.

После уплаты предприятиями всех налогов и сборов, образуемых из прибыли в его распоряжении остается так называемая распределяемая (остаточная) прибыль, которую предприятия используют по своему усмотрению.

Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренным законодательством при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы:

Направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату;

В размере 30% от капитальных вложений на природоохранительные мероприятия;

Затрат (по нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;

Взносов на благотворительные цели, в различные фонды социально-культурные и оздоровительные, на восстановление объектов культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужащих и другие с учетом установленных ограничений по отношению к облагаемой налогом прибыли.

Особые льготы помимо общих установлены для малых предприятий, не превышающих 200 человек:

Исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;

Освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительных ремонтно-строительных и по производству строительных материалов - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории РФ.

Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржы и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%.

Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с других видов доходов и прибыли.

Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации в размере 0,03% от оборота.

Важное место в налоговой системе предприятий занимают платежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятости населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов по отношению к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности определен в размере 39%, в том числе фонд социального страхования - 5,4%, государственный фонд занятости населения - 2%, обязательное медицинское страхование - 3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%.

Налогообложение физических лиц, граждан представляет самостоятельную экономическую и социальную проблему. Важнейшими элементами данного налога являются вопросы: распределение налогового бремени между юридическими и физическими лицами, а также вопрос о том, что является объектом налогообложения: доход или прибыль.

Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц».

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. На сегодняшний день ставки подоходного налога следующие:

Для лиц, имеющих годовой доход менее 80 тыс. - 12%, 80 -200 тыс. - 20%, более 200 тыс. - 30%.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу.

Если физическое лицо получило доход от предпринимательской деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица, уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующего налога.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности), все виды пенсий, стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев. Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще 1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Действующая в России система личного подоходного налогообложения на следующих положениях:

· источник налогообложения может быть любой, если оп базируется на законодательстве России;

· налогообложение доходов граждан от предпринимательской деятельности осуществляется по той же шкале, что и налогообложение других доходов физических лиц;

· предусмотрен ряд налоговых льгот (в облагаемый доход не включаются пособия, пенсии, алименты);

· личный подоходный налог взимается по прогрессивной шкале.

Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог с физических лиц являются регулирующими доходными источниками, суммы отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский бюджет, краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах, определяемых при утверждении республиканского бюджета в составе России и бюджетов других уровней.

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.

Отдельные товары акцизами не облагаются.

Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

К федеральным налогам также относятся: налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на основе соответствующих актов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ и действуют на всей территории России.

К налогам республик в составе России, краев, областей и округов относятся следующие: налог на имущество предприятий. Суммы платежей по этому налогу равными долями зачисляются в республиканский бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения плательщика; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

К этой группе налогов относятся республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

Перечисленные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются по всей ее территории, а конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе России или решениями органов государственной власти краев и областей. Некоторые дополнительные налоги могут вводиться по усмотрению самих субъектов РФ.

К местным налогам относятся:

Налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по этому налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

Земельный налог.;

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор;

Сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается местными органами власти и уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

Сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак;

Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями.

Сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции;

Сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением законодательно оформленных операций с ценными бумагами). Сбор вносят участники сделки в размере не более 0,1% суммы сделки;

· сбор за уборку территории населенных пунктов.

К этой группе налогов относятся и вновь введенные налоги на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы (1,5% от стоимости работ и услуг) и налог на нужды образования. (1% фонда оплаты труда).

Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д.

Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

§ обязательность;

§ индивидуальная безвозмездность;

§ отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

§ направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

§ обязательность;

§ одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

§ Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

§ Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей. Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государств и выполняют следующие функции: 1) регулирующую – государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики; 2) перераспределительную – с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т. д.; 3) фискальную – налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90 % доходов; 4) контрольную – с помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов; 5) стимулирующую – через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

§ Классификация налогов:

§ 1. По объекту обложения – прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные и реальные. Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.

§ 2. По субъектам обложения – раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика.

3. По месту поступления – закрепленные и регулирующие.

4. По уровню управления – федеральные, региональные и местные.

5. По цели использования – общие и целевые.

6. По срокам оплаты – регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения).

Основные условия установления налога: категории налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок и порядок уплаты налога; налоговые льготы.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз)товаров на территорию России и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – национальный доход.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения: равное (подушное), пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Категория "система налогов и сборов" появилась в российском законодательстве сравнительно недавно - с принятием в 1998 году первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" использовал иную категорию - "налоговая система".

Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения, то есть, во-первых, государственные и муниципальные органы, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых, налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или, иными словами, различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов) . Уход от расширительного понятия налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие "система налогов" было заменено на "система налогов и сборов".


Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономичкскую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."

Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

потребностей.

С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета.

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две - фискальная и экономическая.

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.

Элементы налога и способы его взимания

Каждый закон должен конкретизировать следyющие элементы налога:

1) объект налога - это имyщество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

2) сyбъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденты);

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на грyппы по определенномy признакy. Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может слyжить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация - докyмент, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после полyчения дохода.

Примером может слyжить налог на прибыль.

3) y источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до полyчения дохода налооплатильщиком, причем полyчатель дохода полyчает его yменьшенным на сyммy налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства...

Как видно А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплатильщиков правил и норм изъятия налога;

определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплатильщиков.

Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в конце XVIII века. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно – хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом (1755г): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей» .

Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели, и, во-вторых, факторы политико-правового характера.

Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли.

Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к выбранному результативному показателю (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.). В России он составляет 30 - 60%.

Политико – правовые характеристики налоговой системы отражают:

Во-первых, пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;

Во-вторых, роль, налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;

В-третьих, степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

Сущность налогообложения проявляется при рассмотрении целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Участниками отношений в налоговой сфере являются: налоговые органы, налогоплательщики, налоговые агенты и др., причем интересы всех участников не всегда совпадают. В целом система налогообложения должна:

● обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;

● воздействовать посредством регулирующей функции на развитие экономики в целом, объем и структуру производства;

● обеспечить посредством социальной функции перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан и т. п.

При этом действия налогоплательщика характеризуются:

● осознанными шагами, связанными в определенной степени с признанием общественной необходимости уплаты налогов;

● активными и целенаправленными действиями на снижение налоговых платежей;

● волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при нарушении законодательства.

Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет вызывает ответную реакцию со стороны государства. В этой ситуации действия исполнительных органов государства характеризуются:

● действиями, направленными на защиту своих финансовых интересов, наполнение доходной части бюджета;

● действиями, направленными на противодействие уклонению от уплаты налогов, на выявление случаев незаконной «налоговой экономии»;

● действиями, связанными с применением налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоги претерпели существенную длительную эволюцию. Еще в рабовладельческом обществе существовали преимущественно натуральные сборы:

продовольственный фураж.

В период Римской империи уже применялись подобие современных налогов:

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно назвать жертвоприношения.

Простейшей, исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, т. е. Налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Однако первыми видами денежных платежей граждан явились не прямые налоги, а пошлины, т.е. плата за услуги, доставляемые государством отдельным гражданам. Налоги как таковые использовались в качестве чрезвычайной меры. Более того, обложение налогами собственных подданных, считалось сначала оскорбительным, напоминая дань с покоренных народов, и не совместимым со званием свободного гражданина. Более широкое распространение получили менее заметные косвенные налоги. Вплоть до XX века в большинстве стран мира эта форма налогообложения была основной. Косвенные налоги и по ныне не выполняют фискальную роль значительной силы практически во всем мире.