Что ждет украину, если белоруссия перестанет поставлять ей гсм.

Отдельно нужно подчеркнуть, что предсказание будущего любого персонализированного режима – неблагодарная задача, потому что перспектива всегда зависит от множества факторов: самого лидера, его физического состояния и непредвиденных событий. Поэтому эксперты, как правило, выделяют пути развития Белоруссии после Лукашенко с определённой долей условности. Так, в Центре Карнеги говорят о трёх общих среднесрочных и долгосрочных сценариях.

Первый – хаотическая и непредвиденная передача власти. При таком раскладе, уверены эксперты, поддерживаемые Кремлём политические силы, вероятно, будут признаны обществом легитимными, а у Запада не будет ни политической воли, ни ресурсов, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в стране.

«Внезапная и неожиданная передача власти в ближайшем будущем, скорее всего, приведёт к образованию ещё одного конституционного «супер-президентского» режима, но возглавит его кто-то с меньшей харизмой, чем Лукашенко», - считают в Центре Карнеги, поясняя, что в настоящее время номенклатура полностью очищена от людей с харизмой и при неожиданном транзите власти им просто неоткуда будет взяться.

Второй вариант развития событий, выделенный исследователями центра, заключается в постепенном переходе к «более мягкому авторитаризму». «Основанием для такого постепенного перехода, вероятно, будет экономика. Нервозность по поводу хронического экономического кризиса в стране уже приводит к ошибкам президента», - подчёркивают специалисты.

Параллельно с этим будут происходить и изменения в политике. К власти в течение пяти - пятнадцати лет, по прогнозам экспертов, придёт больше чиновников с рыночными взглядами, и в конце концов Белоруссия станет более олигархической – по аналогии с сегодняшней Арменией или Молдавией при президентстве Владимира Воронина.

Наконец, третий вариант – вынесение на референдум вопроса об изменении конституции. Ещё в начале 2017 года Лукашенко обсуждал с главой Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидией Ермошиной возможность перехода к смешанной избирательной системе, что означало бы увеличение роли политических партий.

В последний раз президент пообещал подумать над перераспределением своих властных полномочий в апреле, выступая с ежегодным обращением к парламенту. И произошло это на следующий день после того, как премьер-министр Армении Серж Сарксян ушёл в отставку после почти двухнедельных уличных протестов. Лукашенко заверил, что рекомендации относительно поправок уже разрабатываются конституционным судом.

Есть свои предложения и у общественности. Так, около года назад коллектив авторов во главе с идейным лидером национально-культурного возрождения страны Зеноном Позняком подготовил программу «Вольная Беларусь». Среди её предложений: вернуть конституцию 1994 года, которая ограничивала власть президента, перейти к парламентско-президентской форме правления, ввести местное самоуправление и смешанную избирательную систему, провести новое административно-территориальное деление страны, выйти из ЕАЭС, не стремиться в ЕС и НАТО, оставить государственным белорусский язык, а русскому придать статус языка межнационального общения.

Есть у Белоруссии и объективные причины надеяться на переход к либеральной демократии европейского образца, подчёркивает политолог Сергей Николюк. Например, в 1996 году 82% белорусов считали, что правительство должно нести ответственность за благосостояние людей, а 17% были уверены, что за это должны отвечать сами люди. К 2016 году соотношение стало уже 65 на 30, что само по себе говорит о большем интересе общественности к политике.

    Процессы, происходящие в экономике и обществе, заставляют с опасением смотреть на будущее нашей страны как самостоятельного государства, считают эксперты.

    Тарас: Вряд ли нас ждет процветание, которое позволит сохранить независимость

    Кризис в экономике будет только нарастать, и это не только делает Беларусь неконкурентной по отношению к соседним странам, но и представляет угрозу для ее существования.

    Общая картина достаточно грустная. Та модель, которая у нас есть, сегодня никуда не вписывается, мы отстаем от всех соседей по всем параметрам, - отметил во время дискуссии в Клубе интеллектуального общения историк, член Международной академии информационных технологий Анатоль Тарас. - Все понимают, что тот рост, который сейчас показывает статистика - это манипуляция, не имеющая ничего общего с реальностью.

    По мнению эксперта, не спасет Беларусь и цифровая экономика, на которую сегодня делает ставку власть.

    А как же все остальные отрасли? Не может же все общество стать программистами. Все равно кто-то должен пахать землю, растить животных, в конце концов, есть люди, которым это просто неинтересно, - поясняет Анатоль Тарас. - Должны быть и другие островки, возникать новые очаги трансформации. Общество не может жить среди руин. А наше государство делает все от него зависящее, чтобы эти островки погубить прямо на стадии возникновения.

    Кризис нарастает и в самом обществе. Негативные тенденции в виде роста алкоголизма, наркомании, суицидов, тому подтверждение.

    Все большая часть нашего общества не справляется с вызовами современности, - поясняет Анатоль Тарас. - Люди отказываются от этой борьбы и ищут в чем-то утешение. Чем больше таких людей, тем больше кризис общества. А какое общество - такая и власть. С другой стороны, нарастает экономическое отставание. В конечном счете, эти две линии сойдутся. И нас ждет крах. Неслучайно ведь многие западные политологи упорно твердят о том, что Польша в перспективе поглотит Беларусь.

    По мнению эксперта, это только с первого взгляда подобный сценарий кажется диким и странным, но если говорить о нескольких десятках лет, то стоит об этом задуматься.

    С одной стороны, есть процветающая страна, где уже сегодня зарплата 1500 долларов, с другой - отстающая, в которой все никак 500 долларов не получается и перспектив роста никаких. В истории известно много обществ, которые исчезли, погибли, - отмечает эксперт. - То, как сегодня развивается Беларусь, вызывает сомнение, что нас ждет процветание, которое позволит сохранить независимость. И тут у нас вариантов выжить немного: это добровольное присоединение к Польше или к России.

    Евмененко: Мы не нужны ни Польше, ни России

    Между тем магистр экономических наук Виктор Евмененко считает, что вряд ли соседние страны мечтают о том, чтобы заполучить себе Беларусь. Он напоминает, что Россия сама переживает не лучшие времена. Особенно после присоединения Крыма, который в прошлом году стал самым дотационным регионом России.

    Почти под 10% всех трансфертов получил только один Крым. Прибавьте к этому Дагестан и Чечню, и получится, что всем остальным 85 регионам нарисовали большую фигу. Даже если вдруг в чью-то голову придет желание присоединить еще и Беларусь, представьте, какое будет сопротивление в самом же российском правительстве, - считает экономист.

    Именно по этой же причине наша страна не нужна и Польше.

    Там тоже не дураки сидят, экономический блок Польши еще более разумный, и они прекрасно понимают, сколько бабла нужно вложить в нашу страну, - отмечает Виктор Евмененко. - Так что не нужны мы ни Польше, ни России.

    Между тем он не исключает, что на каком-то этапе Европа может обратить внимание на Беларусь. Как это наблюдается теперь по отношению к Балканам.

    Пытаясь решить свои внутренние задачи, Европа уже декларирует желание присоединить Балканы. При том, что эти страны не готовы ни ментально, ни экономически, есть только одна политическая воля, - поясняет Виктор Евмененко. - Так может случиться и с Беларусью. В какой-то момент Лукашенко уйдет и, возможно, нас заметят.

    Подобное произошло с Балтийскими странами, но стало возможно только потому, что они сами того захотели.

    А если ужасно хочется, то сначала стране выдается список требований, а потом уже идет финансовая и организационная помощь. Но никто тащить нас туда не будет, - уверен экономист.

    Так и будет, - уверен Анатоль Тарас. - Мы сами куда-нибудь захотим, поскольку ситуация все ухудшается. В результате, пусть не в ближайшей перспективе, нас неизбежно ждет присоединение к одной из соседних стран. В противном случае мы превратимся в бананово-картофельную республику.

    Оригинал взят у antisemit_ru в Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего.

    By courtesy of valery_brest_by . Я щас приведу оба эти прогноза и слегка откомментирую.


    Белорусский среднесрочный прогноз от Колерова

    (Модест Колеров : кандидат исторических наук, Действительный Государственный советник России 1-го класса, руководитель портала REGNUM.RU)
    1. Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
    2. Национализация номенклатуры сделает именно ее главным носителем националистические риторики.
    3. Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
    4. Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
    5. Транзит из России в Польшу и далее по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
    6. Политическая номенклатура приведет к власти одобренной Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
    7. Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
    8. Москва будет молча наблюдать за этими переменами, лишь изредка выступая с обращениями Государственной думы к Минску в защиту «великой дружбы»
    9. Западная граница Смоленской области снова станет полноценной границей России.

    Белорусский среднесрочный прогноз от Дзерманта

    (Алексей Дзермант : философ, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, руководитель портала IMHOCLUB.BY)
    1. «Разрядка» в отношениях с Западом имеет четкую «красную линию» — стратегические интересы России. И белорусское руководство не переступит эту черту.
    2. Республика Беларусь, как национальное государство, сохранит символическую и идеологическую преемственность с БССР и советским проектом. Восточноевропейский национализм по типу прибалтийского или украинского не станет в Беларуси идеологией власти.
    3. Отношения с Россией будут зависеть от готовности России строить равноправный союз с Беларусью, учитывать интересы партнеров по евразийской интеграции. Вариант вхождения Беларуси шестью губерниями в состав России исключен как самый деструктивный. Военно-политический союз России и Беларуси будет укрепляться, поскольку именно он является основной гарантией белорусского суверенитета.
    4. Именно Беларусь, согласовав свои действия с Россией, используя все доступные рычаги (дипломатические, экономические, политические) воздействия на Литву, будет основным лоббистом деблокирования Калининградской области.
    5. Беларусь, сохранив внутреннюю политическую устойчивость, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, и далее будет самым стабильным транспортным хабом между ЕС и ЕАЭС, а также станет одним из ключевых пунктов китайского Нового шелкового пути в Восточной Европе.
    6. Экономические реформы будут проводиться в Беларуси по китайскому сценарию — под жестким контролем государства, с сохранением значительной доли госсобственности в промышленности. Либеральные экономисты никакого реального влияния не получат.
    7. Государственная идеология будет оформляться в качестве социал-консерватизма, с креном в «левую» сторону. Либеральные и националистические идеи не выйдут из маргинального поля. В случае преобладания в России националистической, «белогвардейской» риторики, отрицающей субъектность Беларуси и ее политической элиты, это будет использовано внешними силами и их агентами в Беларуси для нагнетания антироссийских настроений. Оба национализма — русский и белорусский следует воспринимать как инструмент манипуляции и разжигания розни.
    8. В ближайшее время Москва должна будет определиться со своей стратегией интеграции, сделав ставку не на этнонационалистическую интерпретацию Русского мира, а на создание полноценного Евразийского союза, вобравшего в себя лучшие черты советской модели отношений с союзными республиками. Только в этом случае России удастся собрать вокруг себя жизнеспособный геополитический и геоэкономический блок.
    9. Слабое место России — отсутствие полноценного технологического суверенитета, невозможность существовать в режиме автаркии. Элитные разногласия также не позволят в ближайшее время запустить мобилизационный проект. Это будет вынуждать руководство России вовлекаться «разрядку» в отношениях с Западом, с ЕС. Беларусь, не позволяя втянуть себя в масштабное противостояние на стыке России и ЕС, не дает сомкнуться двум очагам напряженности: в Украине и Прибалтике. Статус Беларуси как регионального гаранта равновесия и безопасности может быть использован Россией как одно из условий и оснований будущей «разрядки».

    А теперь - демагогия от Антисемита .

    1. Делать какие-либо прогнозы на средний срок, умалчивая при этом главное - абсолютно бессмысленное занятие.

    2. А главное тут - сохранится или нет, в Беларуси, авторитарный режим Лукашенко.

    3. Предполагаю, что мой блог читают, в основном, здравомыслящие люди, с критическим мышлением. Потому мы такие заклинания, как "демократический выбор беларусского народа", "выборная процедура", "манипуляции голосами", даже обсуждать не будем. Постсоветская власть, в новообразованных государствах, давно научилась получать нужные ей результаты. И - переизбираться столько раз, сколько надо. Что, правда, иногда, дает осечки, о чем хорошо осведомлены бывшие "кыргызбаши" (их там двое, или больше, забыл уже?). Или - украинская панда. Но мы не о грустном же, а прогнозируем?

    4. Смена политической парадигмы, в постсовке, невозможна без массированного внешнего влияния . Покойный (ли?) Ислам Каримов, наглядно показал, что достаточно решительная тоталитарная власть умеет легко парировать такие попытки. А украинский Овощ, не менее наглядно, что менее тоталитарная - никак не сможет.

    5. РБ - достаточно тоталитарна. Потому, логично предположить, что никаких изменений, под действием внутренних ли сил, или внешнего влияния, не будет. Ни во внутренней политике, ни во внешней.

    6.Следовательно, вопрос, как долго протянет сам АГЛ. А здоровья у него - вроде как, хватает. Потому отбросьте все, какие-либо надежды, на "трансформацию режима". Не будет этого, не надейтесь даже!

    7. Немного про экономику. Никого же не удивляет, когда какая-нибудь крупная западная корпорация, экономически успешна? При этом, частного собственника там - нет . Не смешите мои тапочки, рассказывая, что собрание акционеров - это и есть тот самый частный собственник. Тут кроется самое большое либеральное суеверие и самый наглый обман, что наемный менеджмент, в акционерной компании, может обеспечить экономическую эффективность, а такой же, но в государственной компании - нет. Так что государственными ли будут основные производства РБ, частными, или акционированными, с участием государства, или без него - не суть важно.

    8. Я верю и в разум АГЛ, и в креативность и изобретательность белАрусских экономистов и менеджеров. По моему скромному мнению, они достаточно эффективно организовывали жизнь страны, в условиях всемирного экономического кризиса, с 2008 года. Думаю, в среднесрочной перспективе, экономические коллапсы и Республика Беларусь - в разных вселенных. Тем не менее, какие-то подвижки, небольшие реформы, однозначно, будут.

    9. Об отношениях РБ с Россией и т.н. "западом". Всё будет без изменений. Лукашенко будет маневрировать, российские "поцреоты" - его обличать, "запад" - давиться, но есть кактус. Не так и сложно кивать в обе стороны, тем более, за это плюшки могут быть. А долговременные интересы беларусов - в союзе с Россией. Если у той будет адекватное руководство. Вот в этом - вопрос...

    Необходимо четко представлять себе, что такое Беларусь, в чем состоят исторические основания белорусской государственности. Сегодня наиболее распространенными являются три позиции. Первая: Беларусь – часть Европы. (ВКЛ, Речь Посполитая). Вторая: Беларусь – часть русского народа либо очень близкий его «родственник». (Киевская Русь, период с раздела Речи Посполитой). Третья: Беларусь - «пограничье» между двумя цивилизациями. Однако ни одна из них не отражает сущности суверенной белорусской государственности. Отражает ее официально принятая в Беларуси идеология, в основе которой - общая для белорусского и других народов Победа во Второй мировой войне. Белорусы своей самоотверженной борьбой заслужили право в качестве суверенного государства подписать Устав ООН и стать сооснователями нового, более справедливого мирового порядка. Во время борьбы за Победу белорусы впервые стали активным субъектом всемирно-исторического, а не только регионального действия. Нации формируются великими победами, а не заучиванием национального языка и разговорами о необходимости формирования нации.

    Проблема, которая стоит сегодня перед Беларусью и перед всем миром, – это проблема нового общественного (цивилизационного) уклада. Поэтому сегодня Беларусь ни в коем случае не должна делать «геополитический выбор». Страсть Беларуси – это страсть по справедливому и правильному общественному укладу, а не геополитические предпочтения и борьба за сферы влияния.

    Экономика

    С учетом взятых кредитов и резко увеличившегося ныне дефицита платежного баланса Беларусь должна создать новые производства, которые принесли бы ей до $ 6 млрд в год чистой прибыли. Ключевым критерием, применяемым при осуществлении преобразований, должно быть реальное совершенствование структуры рынка труда в республике за счет резкого роста количества рабочих мест высокой и высшей квалификации. Ключевую роль в формировании белорусской экономики развития должен сыграть процесс белорусско-российской экономической интеграции. Только в едином с Россией, Казахстаном и, возможно, другими странами региона и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки. Для развития суверенной Беларуси нужно решать вопрос не о том, будет ли ее экономика либеральной или «административной», а о том, что и как она будет производить на мировом уровне.

    Проекты развития

    Доминирование АЭС

    В настоящее время складываются предпосылки для строительства в Беларуси как минимум двух атомных электростанций. Одна должна заместить выведенную из строя Игналинскую АЭС в Литве. Вторая должна заместить одну из планируемых к строительству АЭС в Польше, строительство которых вызвано необходимостью для Варшавы снизить выбросы углекислого газа в соответствии с правилами ЕС и закрыть из-за этого часть своих угольных ТЭЦ. Возможно также строительство третьей АЭС для внутреннего пользования. Однако она в обозримом будущем может быть с успехом заменена другим крупным энергетическим объектом: уже получившим предварительное согласование проектом строительства в Беларуси крупной угольной ТЭЦ (при участии немецко-польской компании), которая будет работать на дешевом польском угле.

    Реализация изложенных планов предполагает создание обширной международной коалиции, осуществляющей политическое и финансовое обеспечение проекта. Помимо РФ, стратегического партнера, в эту коалицию могли бы войти Польша и Литва (как потребители электроэнергии), а также Германия и Франция (как потенциальные строители одной из АЭС). Создание такой мощной энергетической инфраструктуры полностью изменит социально-экономический ландшафт Беларуси, сформировав вдоль западных границ своеобразный «энергетический пояс» – гарантию военной безопасности республики и стабильности ее отношений с Евросоюзом. Рядом с АЭС будут возводиться новые города, научные учреждения, производства. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест высокой и высшей квалификации. Именно промышленное развитие, организованное с опорой на дешевую избыточную электроэнергию АЭС, является главной целью строительства этих объектов.

    Безусловным приоритетом научных изысканий при создании белорусской ядерной энергетики будет являться создание совместно с зарубежными коллегами замкнутого ядерного топливного цикла и его промышленное применение, а также разработка отдельных технологий промышленного использования отработанного топлива и ядерных отходов своих и зарубежных АЭС. Вторичное использование отработанного топлива, переход к ураново-плутониевому, а потом и к ториевому топливному циклам обеспечивает для человечества практически неисчерпаемый источник энергии.

    Особое внимание должно быть уделено возрождению проекта строительства малых мобильных АЭС («Памир»), способного открыть для Беларуси обширный рынок сбыта. Таким образом, вокруг белорусских АЭС должен формироваться кластер промышленного развития.

    Новый станочный парк

    Необходим выход в седьмой технологический уклад, в основе которого лежат приборо - и роботостроение, биокомпьютерные системы и биомедицина.

    Качество жизни

    Пока не будет «разгадана тайна» привлекательности жизни на территории, мы будем строить агрогородки, обреченные на запустение.

    Существующая ныне система социальной защиты (и программа демографической безопасности) основывается на довольно примитивных представлениях о жизни человека, неадекватных тем парадоксам, которыми полно современное белорусское (и не только белорусское) общество. Например, с точки зрения старых подходов трудно объяснить, почему увеличение количества объектов для занятий спортом не ведет к росту числа людей, занимающихся спортом. Чтобы справляться с такого рода «парадоксами», система госуправления должна освоить инструментарий измерения и управления качеством жизни, а показатели качества жизни и комплексной мощи территории должны стать главными критериями социально-экономического развития страны.

    Белорусское государство должно будет найти совершенно новые формы организации местного управления и самоуправления, с опорой на церковные приходы традиционных для Беларуси религий; проживающих в регионах офицеров Вооруженных Сил и других силовых ведомств; школы и клубы патриотического воспитания; кружки по интересам, научные школы и другие сообщества научно-образовательного характера. Необходимо находить социальные и организационно-правовые формы, позволяющие этим сообществам реально включаться в благоустройство и перепроектирование своего быта.

    Это потребует создания сети общественно-государственных лабораторий качества жизни (ЛКЖ). Главная задача ЛКЖ - помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни.

    * Белорусская группа развития - коллектив , сформировавшийся на базе семинара « Теория и практика суверенного развития Беларуси ». Руководитель проекта - аналитик Юрий Царик .

    КОММЕНТАРИИ

    Григорий МИНЕНКОВ, кандидат философских наук, декан бакалаврской школы ЕГУ, профессор:

    Вопрос об исторической точке отсчета белорусской государственности - это область идеологии и мифологии. Главное все же не в том, за что нам зацепиться в истории, а в том, как ответить на не имеющие исторических аналогов вызовы сегодняшнего дня. А потому намного более серьезной является проблема субъекта выбора и механизма выбора. Мы должны вести тут речь о самостоятельной и автономной личности с критическим мышлением, делающей собственный выбор без всякой подсказки со стороны столь вездесущего в концепции государства. Да, в концепции присутствует принцип личности. Авторы пишут, что «рассмотрение личности каждого человека как безусловной и высшей ценности может быть принято как основа настоящего и будущего общественного уклада Беларуси». Но при этом ни слова не говорят о демократии, правах человека, гражданственности, развитии публичных пространств в Беларуси. История XX в. убедительно показала, что там, где государство выходит на передний план, превращая автономные личности в подданных, развитие останавливается, а затем начинается социальная деградация. Не спасает подобные схемы и обращение к важным историческим событиям. Конечно, каждая нация создает свою мифологию. Наверно, через пару столетий люди будут думать о роли Беларуси во Второй мировой войне и о значении Победы в нашей истории именно так, как предлагают авторы концепции. Но не сегодня, когда еще живы поколения, тяжело изживавшие плоды этой победы и восстанавливавшие страну после катастрофы, в которую ее втянула большевистская власть. Неужели авторы всерьез думают о том, что в результате победы в войне белорусский народ стал «субъектом всемирно-исторического действия», потому что БССР вследствие различного рода политических маневров приняли в ООН?

    Ольга ШПАРАГА, кандидат философских наук, редактор интернет-журнала «Новая Еўропа»:

    Если согласиться с тем, что «справедливый общественный уклад» - это, действительно, то, чего мы, белорусы разных социальных групп, хотим, то от геополитического выбора нам никак не удастся отказаться. Ведь идея «справедливого общественного устройства», создаваемого самими гражданами через легитимные государственные и общественные институты, родилась в Европе вместе с Великой Французской революцией, с ограничением монархических правлений и борьбой за независимость. Это значит, что справедливое общественное устройство всегда было целью демократических правлений, которые делали ставку не только на сильную государственную власть, но и на сильное гражданское общество и право людей на индивидуальную и коллективную свободу. И если мы действительно стремимся к справедливому устройству, то пути к нему пролегают через приближение к стандартам европейских демократий и Европу в целом.

    Анатолий ФИЛОНОВ, заместитель министра экономики РБ:

    Показатель $6 млрд в год чистой прибыли за счет новых производств нуждается в обосновании. Его достижение, по укрупненным расчетам, означает до 30% прироста ВВП в год, что является сверхмобилизационным уровнем.

    Национальная модель социально ориентированной экономики хо­рошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основ­ном будет сохранена в перспективе. Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики. Ключевая задача нового пятилетия – создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию V и VI технологических укладов.

    Идея строительства на территории Беларуси трех АЭС, на наш взгляд, является недостаточно обоснованной. Вряд ли Литва и Польша согласятся на такой вариант, поскольку энергетические стратегии этих стран ориентированы на создание собственных энергоисточников, включая АЭС. Литва планирует ввод новой АЭС в 2016 году, Польша – строительство не менее 2 АЭС до 2020 года. Таким образом, эти страны стремятся обеспечить производство электро- и теплоэнергии без использования импортных энергоносителей. Строительство до 2018 года сразу трех АЭС будет иметь для страны негативные макроэкономические последствия, поскольку потребует огромных финансовых вливаний в виде иностранных кредитов и займов, что в условиях нарастания отрицательного сальдо внешней торговли и внешнего долга еще более увеличит давление на валютный курс. Это может привести к дестабилизации финансовой системы, а через нее – и реального сектора экономики. Следует учитывать, что удовлетворение потребностей экономики в электроэнергии помимо ядерной энергетики будет идти в республике в рамках модернизации традиционной энергетики с применением высоких технологий, более широкого использования местных видов топлива, а также развития возобновляемой энергетики. Стратегией развития энергетического потенциала определено, что в 2011–2015 годах может быть построено ветроустановок суммарной мощностью до 300 МВт, ГЭС – мощностью около 120 МВт. Планируется строительство 161 энергоисточника на местных видах топлива суммарной электрической мощностью около 48 МВт и тепловой мощностью до 1026 МВт. В 2010–2012 годах будет построено 39 биогазовых комплексов мощностью 40,4 МВт.

    Леонид ЗЛОТНИКОВ, ученый-экономист:

    Намерения авторов самые благие: в промышленности перескочить с 4-го к 6-му и 7-му технологическим укладам, развить «новую промышленную систему» с «опорой на отечественные научные и промышленные заделы». Но при этом авторы концепции убеждены, что «только в едином с Россией, Казахстаном и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки». Это звучит наивно. И белорусские, и российские специалисты понимают, что за счет собственных заделов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИИОКР) ни в Беларуси, ни в России технологический рывок обеспечить уже невозможно. Даже М. Мясникович, глава Академии наук, который ранее заявлял об инновационном развитии Беларуси с опорой на разработки отечественных ученых, в одной из последних статей пишет, что для развития белорусских предприятий их необходимо включать в технологические цепочки зарубежных транснациональных корпораций.

    Марина НАРАНОВИЧ, член правления ОО «Белорусская ассоциация социальных работников»:

    Чтобы обеспечить качество жизни, нужно сначала узнать потребности людей. Сегодня в зарубежной практике социальной работы выдвигают на первый план человекоцентрированный подход: когда ориентируются на потребности человека, а не на возможности организации. Но для того, чтобы узнать реальные потребности каждого, необходимы технологии и механизмы опроса и включения местного сообщества в систему принятия решений. Такие технологии есть. Например, открытое пространство (open spase). Она дает возможность собраться людям с разными взглядами, статусами, образованием. Чиновники, заявляя проблему, знают о ней в общих чертах, с позиций теории, и могут только предполагать, какие, к примеру, проблемы испытывает семья с ребенком–инвалидом. Сами же нуждающиеся обозначают проблему и вид помощи объективней. Поэтому начинать нужно с широкого внедрения таких технологий. За качество жизни должна отвечать местная власть. Но для этого местному самоуправлению должны быть даны широкие возможности. В повестке «Восточного партнерства» стоит вопрос о возможности подписания Беларусью Европейской Хартии местного самоуправления. Это своевременно, если мы хотим реально повышать качество жизни во всех регионах, а не только в центре.

    «АиФ»-ФАКТ: Беларусь поднялась на 7 позиций в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала.

    По сравнению с данными аналогичного доклада 2009 года Беларусь поднялась на 7 позиций. Так, в соответствии с Докладом ПРООН «Реальное богатство народов: пути развития человека», Беларусь заняла 61-е место в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала и прочно удерживает в последние годы позицию в категории стран с высоким уровнем развития.

    Индекс развития человеческого потенциала - уникальный комплексный показатель, который позволяет отразить, в какой мере рост экономики отдельного государства трансформируется в конечном итоге в улучшение качества жизни людей и повышение уровня их благосостояния.

    Недавно в Беларуси была представлена концепция развития страны «Беларусь 2018: к региональному лидерству на основе суверенного развития страны». Авторы - «Белорусская группа развития»*- дискуссионая площадка, созданная в структуре общественного объединения «Белая русь». По мнению группы, Беларусь сегодня стоит перед лицом угрозы утери государственности, если не сможет организовать свое суверенное развитие. И, публикуя свое видение пути Беларуси, авторы призывают к широкой дискуссии. «АиФ» решил опубликовать некоторые тезисы этой аналитической работы (полный текст можно прочитать www.bgr.by) и взял первые комментарии. Ждем читательских откликов и мнения экспертов на эту тему.

    Эксперты сходятся во мнении, что в начале года зарплаты в Беларуси «просядут».

    – Сейчас власти искусственно – за счет премий, тринадцатых догоняют зарплату до 1000 рублей, но в январе-феврале изобразить красивые цифры по получке не получится, – рассуждает политический аналитик Александр Класковский .

    По мнению Вадима Иосуба , старшего аналитика «Альпари», в начале следующего года средняя зарплата по стране опустится примерно до 850 рублей, и вернуться к 1000 рублей «хорошо, если удастся к лету».

    Александр Класковский считает, что до конца следующего года «через выкручивание рук вертикали и директорату» зарплату в 1000 рублей будут стараться удерживать, но о средней получке в полторы тысячи рублей, о которой заявлял Александр Лукашенко , можно забыть.

    – Сейчас эта цифра уже не фигурирует. Видно, даже президент понимает, что нельзя задирать планку по зарплате, так как это будет чревато для экономики, – говорит Класковский.

    ВВП: рост будет, но недостаточный

    Белорусское правительство ожидает, что по итогам 2018 года ВВП в Беларуси вырастет на 3,5%. Независимые эксперты прогнозируют более скромный рост экономики – примерно на 1,5 – 2%.

    Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», говорит, что рост ВВП в Беларуси будет зависеть от мировых цен на нефть, на калийные удобрения, а также от экономической ситуации в России.

    – Если по всем этим параметрам все будет неплохо, можно надеяться на рост ВВП на 1,5 – 2%, – говорит Вадим Иосуб.

    По мнению политического аналитика Александра Класковского, учитывая то, что несколько предыдущих лет ВВП снижался, его рост в 2017 и, как ожидается, в 2018 годах дает основание для оптимизма. Но оптимизм этот, по мнению Класковского, относительный.

    – Такого темпа роста недостаточно. Среднемировой показатель роста ВВП – около 3,5%. А в развивающихся странах внутренний валовой продукт должен расти еще большими темпами, ведь им надо догонять развитые, богатые страны, – говорит Класковский. – Беларусь в этом плане отстает, и это отставание накапливается.

    По мнению собеседника, без решительных реформ экономика Беларуси продолжит «топтаться на месте», обеспечивая нашей стране позицию аутсайдера.

    В 2015 – 2016 годах ВВП в Беларуси снижался. В 2015 году падение в экономике составило 3,9%, в 2016 – 2,6%. По итогам 2017 года ожидается рост ВВП на 2%.

    Курс рубля: корзина валют подорожает на 7%

    Сильных потрясений на валютном рынке эксперты не прогнозируют, но и прогнозировать точный курс белорусского рубля к основным валютам не берутся.

    Вадим Иосуб считает, что стоимость валютной корзины в следующем году скорее всего будет расти. За год, по мнению эксперта, она подорожает примерно на 7%. Но о курсе белорусского рубля к конкретной валюте (доллару, евро, российскому рублю) судить сложно.

    – Все будет зависеть от внешних факторов. Например, мировых цен на нефть, курсов валют по отношению друг к другу, – говорит Вадим Иосуб.

    По мнению Александра Класковского, после нескольких девальваций экономические власти страны уже поняли, что «нельзя опять наступать на грабли», и Нацбанк проводит грамотную жесткую монетарную политику. Но вот волюнтаристские политические решения вроде «всем зарплату по 1000 рублей», которые диктуются популизмом и не основываются на реальных экономических условиях могут преподнести неприятные сюрпризы, считает собеседник.

    К тому же, отмечает Класковский, белорусская экономика зависит от России, которая в свою очередь «сидит на нефти», и ситуация на валютном рынке нашей страны будет зависеть от курса российского рубля.

    – Важно, какими будут цены на нефть, как будут складываться отношения Москвы с Западом. В феврале 2018 года начнет действовать новый пакет американских санкций против России. Если они обвалят российский рубль, незавидная перспектива ждет и белорусский, – рассуждает Класковский.

    Бизнес: рывка вперед не будет

    В ноябре в Беларуси подписали декрет №7. Документ, призванный раскрепостить бизнес, анонсировали как революционный. Эксперты считают, что декрет №7 – «это лучше, чем ничего», но импульс деловой инициативе в следующем году он вряд ли придаст. Вадим Иосуб не исключает, что предпринимателей в стране станет немного больше, это снизит напряженность на рынке труда, но кардинально ситуация в сфере предпринимательства не изменится.

    – Изменения, прописанные в декрете – косметические. Они правильные, но минимальные, их недостаточно, – говорит Вадим Иосуб.

    Александр Класковский считает, что в документ вошли не все предложения бизнес-сообщества, к тому же нет гарантии того, что декрет №7 не повторит судьбу директивы №4, подписанной несколько лет назад. Она тоже касалась послаблений для предпринимателей, но на практике большинство ее положений просто не реализовывалось.

    – Белорусский бизнес уже не верит в раскрепощение, в справедливость, – говорит Александр Класковский. – У нас порочна вся система – нет правового государства, нет уважения к закону, нет независимых судов. Сегодня могут красиво написать на бумаге, а завтра прийти и уничтожить этот бизнес, надеть на его хозяина наручники.

    Александр Класковский считает, что белорусские предприниматели «настолько биты», что боятся рисковать, расширяя свой бизнес, а новые люди в эту сферу вряд ли придут.

    С большой осторожностью, по мнению Класковского, смотрят на Беларусь и зарубежные инвесторы.

    – Были примеры, когда они оставались здесь без своих предприятий, поэтому к нашей стране они относятся с опаской, – рассуждает Класковский. – Все эти прогрессивные декреты в любой момент могут быть отложены в сторону ради каких-то якобы революционных решений. Они пишутся, но никаких гарантий их выполнения нет.

    Декрет №3 и протесты: новый документ не будет драконовским, но могут придумать новую «глупость»

    По мнению экспертов, спрогнозировать политическую активность белорусов в следующем году сложно, ведь «протесты всегда непредсказуемы, никто и никогда не предупреждал ни об одной революции, не предвидел февральский марш возмущенных белорусов».

    Нынешняя ситуация в стране, считают эксперты, не идеальна, но и поводов для политических волнений пока нет.

    – Современная белорусская экономическая модель очень шаткая, ведь советский потенциал исчерпан, подпитка со стороны России стала меньше, а собственных сил у белорусской экономики нет. Но если не будет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то поводов для серьезных социальных протестов в стране не предвидится. Власти не обеспечат чудес благосостояния народа, но и нищеты тоже не будет, – рассуждает Александр Класковский.

    По мнению собеседника, ушли в прошлое и народные возмущения по поводу самого скандального за историю страны документа – декрета №3. Он считает, что «протесты дармоедов стали для властей уроком», и этот декрет все еще не отменили лишь для поддержания имиджа руководства страны.

    – По сути, этот декрет выхолостили. Я думаю, что после внесения изменений это будет совсем другой документ, в котором не будет драконовских методов воздействия на тунеядцев, и его сверхзадачей будет не поднести спичку к бочке с порохом. Возможно, в будущем этот декрет и вовсе отменят, – говорит Класковский.

    При этом Вадим Иосуб не исключает, что в 2018 году неожиданно и непредсказуемо могут возникнуть новые поводы для недовольства людей.

    – Белорусские власти могут на ровном месте придумать очередную глупость наподобие декрета №3, которая вызовет волну протестов, – говорит Вадим Иосуб.