Что происходит в голове сумасшедшего. Сумасшествие: виды, причины и методы профилактики

В наши дни сумасшествием называют психическое заболевание, которое является потенциально неизлечимым, хотя таким больным проводится специальное лечение, влияющее на их психическое состояние. Следует разобраться, что же именно подразумевается под определением «сумасшествие». Например, практически до окончания девятнадцатого столетия под сумасшествием подразумевалось неадекватное поведение личности, а также образ мышления, который не входил в рамки определенных социальных норм. В эту категорию относились люди, страдающие болезненными судорогами, или имеющие при неповрежденном рассудке.

В том числе, сумасшедшими считались те, кто совершал саморазрушающие или странные действия, в том числе, и попытки суицида. Проявлением безумия считалось и наличие у человека приступов контузии, проявления последствий травм черепа. Как видно на исторических примерах, данная терминология использовалась для определения значительного количества заболеваний психики. Тем не менее, современная психиатрия и медицина подобное определение использует довольно редко, хотя данный термин распространен в современной разговорной речи. Если определять более подробно, что обозначает слово сумасшествие, то можно утверждать, что оно является синонимом «безумия», и в буквальном смысле обозначает, что человек потерял ум.

Существующие формы сумасшествия очень разнообразны, и практически невозможно в данном случае произвести выделение определенных признаков. В виде общего критерия можно взять такие отклонения в поведении больного, как нарушение общепринятых социальных норм. Но и в этом случае список может быть достаточно велик. Начиная от ярко выраженной гиперактивности, имеющей патологический характер, и завершая депрессивными состояниями и кататоническим ступором. Что собой представляет так называемая патологическая гиперактивность? В этом случае больной не в состоянии сдерживать и контролировать собственные эмоции, сдерживать злобу, гнев, и прочее.

Особенности поведения при сумасшествии

Человек, который имеет диагноз сумасшествие, абсолютно не владеет мерами самоконтроля, его действия не имеют никакого смысла, или же они имеют строгую направленность на примитивное удовлетворение потребностей, считающихся инстинктивными. В данном случае, последствия для них не играют роли, так как их мышление нарушено. При сумасшествии происходит смешение внешнего и внутреннего мира, реальность воспринимается искаженно. Интересно, что огромное количество подобных примеров имеется в древнегреческой мифологии, когда Медея лишает жизни своих сыновей.

Еще одной отличительной чертой сумасшествия является меланхолия и глубочайшая депрессия. При этом, больной прекращает нормально общаться с окружающими, он становится безучастным к тому, что ранее вызывало у него живейший интерес. За всю многовековую историю человечество выявило различные формы сумасшествия, и выявило огромное количество признаков, определяющих данное нарушение. В категорию сумасшествия были отнесены такие современные понятия, как деменция, мания, аментивный синдром, ипохондрия, паралич, кома, и целый ряд других состояний психики. Известно, что до определенного времени сумасшествием считались не только психические нарушения, но и такие заболевания, как бешенство, ликантропия, и прочее.

Более того, помутнение рассудка, обусловленное приемом различных отравляющих веществ и наркотических средств, а также являющееся следствием злоупотребления алкоголем, тоже относились к проявлению сумасшествия. Были выявлены и другие формы сумасшествия, например, к ним относились различные врожденные патологии, а также потеря больным разума вследствие летаргического сна, коматозного состояния. Удивительно, но если человека одолевала скорбь в случае потери близкого человека, или он чрезмерно страдал из-за безответной любви, то он тоже считался сумасшедшим, лишенным разума. Литература в изобилии предоставляет примеры, где описываются такие виды сумасшествия, как глубокая не проходящая скорбь, истеричный плач с заламыванием рук, многодневная бессонница.

Как лечат сумасшествие?

Учитывая все перечисленные признаки сумасшествия, совершенно очевидно, что данное заболевание относится к психической сфере, и окончательную диагностику проводит врач-психиатр. Он выясняет, какое именно психическое заболевание, имеющее официальное название и методики лечения, послужило причиной сумасшествия. Признаки сумасшествия различны, и их диапазон чрезвычайно широк, поэтому в каждом индивидуальном случае необходимо тщательное исследование, которое всегда начинается с визуального осмотра, тестирования, беседы пациента с врачом. В случае необходимости врач назначает дополнительные исследования, например, часто требуется проведение томографии мозга, и других современных диагностических процедур.

Заболевание, называющееся сумасшествием, в официальной медицине именуется психическим расстройством. Современная психиатрия утверждает, что большинство психических расстройств обусловлены нарушением нейромедиаторного баланса. Это значит, что нейроны, составляющие мозг, не имеют между собой соединения. Между ними существует расстояние, называемое синоптической щелью, которая содержит нейромедиаторы, такие как дофамин, серотонин, и другие. Они предназначены для передачи импульсов нейронам. Но так как баланс нарушен, возникают психические расстройства, называемые в просторечии сумасшествием.

глубокое умственное расстройство. Термин «безумие», под который в прошлом веке подводили все умственные расстройства, является слишком общим и сейчас редко используется в психиатрии, разве что в составе некоторых специальных выражений. В прошлом безумные считались какими-то особенными существами. Затем было замечено, что в действительности каждый индивид несет в себе свою «теневую» сторону - импульсы и желания, вытесненные, укрощенные или направленные общественной жизнью в нужное русло. Человек в гневе на несколько мгновений превращается в безумного. Безумие возникает скорее в результате неуравновешенности между различными составляющими личности, между различными аспектами жизни.

Преимущественно оно имеет социальное значение и указывает на социально неприспособленное поведение: так, психологически безумный человек (например, эпилептик) может найти социально пригодную для него должность (в Индии он может стать шаманом, т.е. вдохновленным свыше жрецом). Общее понятие «безумие» указывает на потерю чувства ответственности или чувства реальности (психастения). Сегодня на смену этому термину пришли термины невроз (ухудшение отношений с другим) и психоз (разрыв отношений с другим). Сегодня безумный не изолирован от общества и не оставлен наедине со своей участью. Врачи пытаются его лечить с помощью впрыскивания химически активных веществ; но в действительности только психоанализ (психопатология) позволяет установить точные диагнозы и останавливать прогрессирование заболевания в тот момент, когда оно еще излечимо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗУМИЕ

Франц. FOLIE, DERAISON. Кардинальное понятие в системе мышления и доказательств М. Фуко. Согласно Фуко, именно отношением к безумию проверяется смысл человеческого существования, уровень его цивилизованности, способность человека к самопознанию и пониманию своего места в культуре. Иначе говоря, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит для Фуко показателем, мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. И в этом плане вся история человечества выглядит у него как история безумия.

Как теоретика Фуко всегда интересовало то, что исключает разум: безумие, случайность, феномен исторической непоследовательности - прерывности, дисконтинуитета - все то, что, по его определению, выявляет «инаковость», «другость» в человеке и его истории. Как все философы-постструктуралисты, он видел в литературе наиболее яркое и последовательное проявление этой «инаковости», которой по своей природе лишены тексты философского и юридического характера. Разумеется, особое внимание он уделял литературе, «нарушающей» («подрывающей») узаконенные формы дискурса своим «маркированным» от них отличием, т. е. ту литературную традицию, которая была представлена для него именами де Сада, Нерваля, Арто и, естественно, Ницше.

С точки зрения Фуко «нормальный человек» - такой же продукт развития общества, конечный результат его «научных представлений» и соответствующих этим представлениям юридически оформленных законов, что и «человек безумный»: «Психопатология XIX в. (а вероятно, даже и наша) верила, что она принимает меры и самоопределяется, беря в качестве точки отсчета свое отношение к homo natura, или к нормальному человеку. Фактически же этот нормальный человек является спекулятивным конструктом; если этот человек и должен быть помещен, то не в естественном пространстве, а внутри системы, отождествляющей socius с субъектом закона» (Foucault:1972a, с. 162).

Иными словами, грань между нормальным и сумасшедшим, утверждает Фуко, исторически подвижна и зависит от стереотипных представлений. Более того, в безумии он видит проблеск «истины», недоступной разуму, и не устает повторять: мы - «нормальные люди» - должны примириться с тем фактором, что «человек и безумный связаны в современном мире, возможно, даже прочнее, чем в ярких зооморфных метаморфозах, некогда иллюстрированных горящими мельницами Босха: человек и безумный объединены связью неуловимой и взаимной истины; они говорят друг другу эту истину о своей сущности, которая исчезает, когда один говорит о ней другому» (там же, с. 633). Пред лицом рационализма, считает ученый, «реальность неразумия» представляет собой «элемент, внутри которого мир восходит к своей собственной истине, сферу, где разум получает для себя ответ» (там же, с. 175).

В связи с подобной постановкой вопроса сама проблема безумия как расстройство психики, как «душевная болезнь» представляется Фуко проблемой развития культурного сознания, историческим результатом формирования представлений о «душе» человека, представлений, которые в разное время были неодинаковы и существенно видоизменялись в течение рассматриваемого им периода с конца Средневековья до наших дней.

Подобная высокая оценка безумия-сумасшествия несомненно связана с влиянием неофрейдистских установок, преимущественно в той форме экзистенциально окрашенных представлений, которую они приняли во Франции, оказав воздействие практически на весь спектр гуманитарных наук в самом широком смысле этого понятия. Для Фуко проблема безумия связана в первую очередь не с природными изъянами функции мозга, не с нарушением генетического кода, а с психическим расстройством, вызванным трудностями приспособления человека к внешним обстоятельствам (т. е. с проблемой социализации личности). Для него - это патологическая форма действия защитного механизма против экзистенциального «беспокойства». Если для «нормального» человека конфликтная ситуация создает «опыт двусмысленности», то для «патологического» индивида она превращается в неразрешимое противоречие, порождающее «внутренний опыт невыносимой амбивалентности»: «"беспокойство" - это аффективное изменение внутреннего противоречия. Это тотальная дезорганизация аффективной жизни, основное выражение амбивалентности, форма, в которой эта амбивалентность реализуется» (Foucault:1976, с. 40).

Но поскольку психическая болезнь является человеку в виде «экзистенциальной необходимости» (там же, с. 42), то и эта «экзистенциальная реальность» патологического болезненного мира оказывается столь же недоступной исторически-психологическому исследованию и отторгает от себя все привычные объяснения, институализированные в понятийном аппарате традиционной системы доказательств легитимированных научных дисциплин: «Патологический мир не объясняется законами исторической причинности (я имею в виду, естественно, психологическую историю), но сама историческая каузальность возможна только потому, что существует этот мир: именно этот мир изготовляет связующие звенья между причиной и следствием, предшествующим и будущим» (там же. с. 55).

Поэтому корни психической патологии, по Фуко, следует искать «не в какой-либо «метапатологии», а в определенных, исторически сложившихся отношениях к человеку безумия и человеку истины (там же, с. 2). Следует учесть, что «человек истины», или «человек разума», по Фуко, - это тот, для которого безумие может быть легко «узнаваемо», «обозначено» (т. е. определено по исторически сложившимся и принятым в каждую конкретную эпоху приметам, воспринимаемым как «неоспоримая данность»), но отнюдь не «познано». Последнее, вполне естественно, является прерогативой лишь нашей современности - времени «фукольдианского анализа». Проблема здесь заключается в том, что для Фуко безумие в принципе неопределимо в терминах дискурсивного языка, языка традиционной науки; потому, как он сам заявляет, одной из его целей было показать, что «ментальная патология требует методов анализа, совершенно отличных от методов органической патологии, что только благодаря ухищрению языка одно и то же значение было отнесено к «болезни тела» и «болезни ума» (там же. с. 10). Саруп заметил по этому поводу:

«Согласно Фуко, безумие никогда нельзя постичь, оно не исчерпывается теми понятиями, которыми мы обычно его описываем. В его работе «История безумия» содержится идея, восходящая к Ницше, что в безумии есть нечто, выходящее за пределы научных категорий; но связывая свободу с безумием, он, по моему, романтизирует безумие. Для Фуко быть свободным значит не быть рациональным и сознательным» (Sarup:1988, с. 69). Иными словами, перед нами все та же попытка объяснения мира и человека в нем через иррациональное человеческой психики, еще более долженствующая подчеркнуть недейственность традиционных, «плоско-эволюционистских» теорий, восходящих к позитивистским представлениям.

Проблематика взаимоотношения общества с «безумцем» («наше общество не желает узнавать себя в больном индивиде, которого оно отвергает или запирает; по мере того, как оно диагнозирует болезнь, оно исключает из себя пациента») (Foucault:1972a, с. 63) позволила Фуко впоследствии сформулировать концепцию «дисциплинарной власти» как орудия формирования человеческой субъективности.

Фуко отмечает, что к концу Средневековья в Западной Европе исчезла проказа, рассматривавшаяся как наказание человеку за его грехи, и в образовавшемся вакууме системы моральных суждений ее место заняло безумие. В эпоху Возрождения сумасшедшие вели как правило бродячий образ жизни и не были обременены особыми запретами, хотя их изгоняли из городов, но на сельскую местность эти ограничения не распространялись. По представлениям той эпохи «подобное излечивалось себе подобным», и поскольку безумие, вода и море считались проявлением одной и той же стихии изменчивости и непостоянства, то в качестве средства лечения предлагалось «путешествие по воде». И «корабли дураков» бороздили воды Европы, будоража воображение Брейгеля, Босха и Дюрера, Бранта и Эразма проблемой «безумного сознания», путающего реальность с воображаемым. Это было связано также и с тем, что начиная с XVII в., когда стало складываться представление о государстве как защитнике и хранителе всеобщего благосостояния, безумие, как и бедность, трудовая незанятость и нетрудоспособность больных и престарелых превратились в социальную проблему, за решение которой государство несло ответственность.

Через сто лет картина изменилась самым решительным образом - место «корабля безумия» занял «дом умалишенных»: с 1659 г. начался период, как его назвал Фуко, «великого заключения» - сумасшедшие были социально сегрегированы и «территориально изолированы» из пространства обитания «нормальных людей», психически ненормальные стали регулярно исключаться из общества и общественной жизни. Фуко связывает это с тем, что во второй половине XVII в. начала проявляться «социальная чувствительность», общая для всей европейской культуры: «Восприимчивость к бедности и ощущение долга помочь ей, новые формы реакции на проблемы незанятости и праздности, новая этика труда» (там же, с. 46).

В результате по всей Европы возникли «дома призрения», или, как их еще называли, «исправительные дома», где без всякого разбора помещались нищие, бродяги, больные, безработные, преступники и сумасшедшие. Это «великое заключение», по Фуко, было широкомасштабным полицейским мероприятием, задачей которого было искоренить нищенство и праздность как источник социального беспорядка: «Безработный человек уже больше не прогонялся или наказывался; он брался на попечение за счет нации и ценой своей индивидуальной свободы. Между ним и обществом установилась система имплицитных обязательств: он имел право быть накормленным, но должен был принять условия физического и морального ограничения своей свободы тюремным заключением» (там же. с. 48). В соответствии с новыми представлениями, когда главным грехом считались не гордость и высокомерие, а лень и безделье, заключенные должны были работать, так как труд стал рассматриваться как основное средство нравственного исправления.

К концу XVIII в. «дома заключения» доказали свою неэффективность как в отношении сумасшедших, так и безработных; первых не знали, куда помещать - в тюрьму, больницу или оставлять под призором семьи; что касается вторых, то создание работных домов только увеличивало количество безработных. Таким образом, замечает Фуко, дома заключения, возникнув в качестве меры социальной предосторожности в период зарождения индустриализации, полностью исчезли в начале XIX столетия.

Очередная смена представлений о природе безумия привела к «рождению клиники», к кардинальной реформе лечебных заведений, когда больные и сумасшедшие были разделены и появились собственно психиатрические больницы - asiles d&alienes. Они так первоначально и назывались: «приют», «убежище» и их возникновение связано с именами Пинеля во Франции и Тьюка в Англии. Хотя традиционно им приписывалось «освобождение» психически больных и отмена практики «насильственного принуждения», Фуко стремится доказать, что фактически все обстояло совершенно иначе. Тот же Сэмуэл Тьюк, выступая за частичную отмену физического наказания и принуждения по отношению к умалишенным, вместо них пытался создать строгую систему самоограничения; тем самым он «заменил свободный террор безумия на мучительные страдания ответственности... Больничное заведение уже больше не наказывало безумного за его вину, это правда, но оно делало больше: оно организовало эту вину» (там же, с. 247). Труд в «Убежище» Тьюка рассматривался как моральный долг, как подчинение порядку. Место грубого физического подавления пациента заняли надзор и «авторитарный суд» администрации, больных стали воспитывать тщательно разработанной системой поощрения и наказания, как детей. В результате душевнобольные «оказывались в положении несовершеннолетних, и в течение длительного времени разум представал для них в виде Отца» (там же. с. 254).

Возникновение психических больниц (в книге «Рождение клиники», 1963) (Foucault:1978b), пенитенциарной системы (в работе «Надзор и наказание», 1975) (Foucault:1975) рассматриваются Фуко как проявление общего процесса модернизации общества, связанной со становлением субъективности как формы современного сознания человека западной цивилизации. При этом ученый неразрывно связывает возникновение современной субъективности и становление современного государства, видя в них единый механизм социального формирования и индивидуализации (т. е. понимает индивидуализацию сознания как его социализацию), как постепенный процесс, в ходе которого внешнее насилие было интериоризировано, сменилось состоянием «психического контроля» и самоконтроля общества.

В определенном смысле обостренное внимание Фуко к проблеме безумия не является исключительной чертой лишь только его мышления - это скорее общее место всего современного западного «философствования о человеке», хотя и получившее особое распространение в рамках постструктуралистских теоретических представлений. Практически для всех постструктуралистов было важно понятие «Другого» в человеке, или его собственной по отношению к себе «инаковости» - того не раскрытого в себе «другого», «присутствие» которого в человеке, в его бессознательном, и делает человека нетождественным самому себе. Тайный, бессознательный характер этого «другого» ставит его на грань или, чаще всего, за пределы «нормы» - психической, социальной, нравственной, и тем самым дает основания рассматривать его как «безумного», как «сумасшедшего».

В любом случае, при общей «теоретической подозрительности» по отношению к «норме», официально закрепленной в обществе либо государственными законами, либо неофициальными «правилами нравственности», санкционируемые безумием «отклонения» от «нормы» часто воспринимаются как «гарант» свободы человека от его «детерминизации» господствующими структурами властных отношений. Так, Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как и не может быть человека без элемента безумия внутри себя.

Еще дальше тему «неизбежности безумия» развили Делез и Гваттари с их дифирамбами в честь «шизофрении» и «шизофреника», «привилегированное» положение которого якобы обеспечивает ему доступ к «фрагментарным истинам». У Делеза и Гваттари «желающая машина» (желание) по сути дела символизирует свободного индивида - «шизо», который как «деконструированный субъект», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто просто от своего имени, не спрашивая на то разрешения: это желание, не испытывающее ни в чем нужды, поток, преодолевающий барьеры и коды, имя, не обозначающее больше какое-либо «это». Он просто перестал бояться сойти с ума» (Deleuze, Guattari: 1972, с. 131). Если спроецировать эти рассуждения на ту конкретно-историческую ситуацию, когда они писались - рубеж 60-х-70-х гг., - то их вряд ли можно понимать иначе, как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

С древних времен люди сталкивались с проявлением безумия. Кто-то считал это неизлечимой болезнью, кто-то же, напротив, божественным даром. Что же такое безумие? В чем его причины? Поддается ли оно лечению? И если да, то какими способами?

Что означает слово безумие?

Вплоть до окончания 19 века словом безумие называли целый ряд психических расстройств человека. Сюда относили галлюцинации, бред, эпилепсию, судороги, попытки совершения суицида, депрессии - в общем, любое поведение, выходящее за рамки нормального и привычного.

В настоящее время безумие - это устаревшее понятие, которым, однако, люди все же активно пользуются в разговорной речи. Теперь каждому конкретному нарушению психики присвоен свой диагноз. Сумасшествие же является обобщенным понятием, которым можно назвать любое отклонение в

Формы безумия

Существует множество различных классификаций сумасшествия. С точки зрения влияния на окружающих выделяют полезное и опасное безумие. К первому типу относят магический дар предвидения, поэтические и другие виды вдохновения, а также восторг и экстаз. Опасное безумие - это ярость, мания, истерия и другие проявления сумасшествия, в ходе которых больной может нанести травмы и окружающим.

По характеру проявления безумие делится на меланхолию и манию или истерию. Первая форма психических отклонений выражается в подавленности, полной апатии ко всему происходящему. Люди, страдающие этим заболеванием, испытывают душевные терзания и мучения, длительное время пребывают в угнетенном состоянии.

Истерия и мания являются полной противоположностью меланхолии. Они проявляются агрессией больного, его возбужденным состоянием и свирепостью. Такой человек может совершать импульсивно необдуманные действия, которые часто имеют ужасные последствия.

Также безумие можно классифицировать по степени тяжести (слабое, серьезное и острое). При слабом расстройстве психики люди испытывают нежелательные симптомы достаточно редко, либо они проявляются в легкой форме. Серьезное безумие - это с которым человек не в состоянии справиться самостоятельно. Симптомы становятся более частыми и мощными. Острое сумасшествие характеризуется сильными расстройствами психики, носящими постоянный характер.

Причины безумия

В связи с тем, что формы и разновидности сумасшествия очень разнообразны, очень сложно выделить общие факторы, которые могут довести до безумия. Обычно различают сверхъестественные и физические причины помешательства.

В древности безумие часто связывали с божественной карой за грехи. Высшие силы, делая человека сумасшедшим, таким образом наказывали его. Что же до полезного безумия, то его, напротив, считали божественным даром. Еще одной сверхъестественной причиной такого состояния считали одержимость демонами. Как правило, в этом случае поведение больного сопровождалось неконтролируемыми действиями.

Очень часто моральные и душевные проблемы могут вызвать безумие. Это повторение неприятностей изо дня в день, большое горе, сильная ярость или гнев. Все эти состояния могут вывести разум человека из-под контроля. К физическим причинам безумия относят также травмы, в результате которых повреждается головной мозг человека. Приводит к сумасшествию и нарушение нейромедиаторного баланса.

Симптомы безумия

В связи с многообразием форм и разновидностей безумия невозможно выделить единые симптомы, характеризующие это состояние. Единственной общей чертой любого сумасшествия является отклоненное от привычных норм поведение.

Очень часто безумие - это полная потеря контроля над собой и своими действиями. Оно проявляется в виде агрессии, страха, гнева. При этом действия человека лишены смысла либо направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей. Самоконтроль и осознание своих поступков полностью отсутствуют. В некоторых случаях безумие - это точное повторение бессмысленных и бесполезных действий.

Симптомами меланхолического сумасшествия являются подавленное состояние, апатия, отрешенность от внешнего мира. Человек замыкается в себе, слабо реагирует на внешние раздражители, не идет на контакт с окружающими.

Часто безумие характеризуется такими симптомами, как потеря ощущения реальности и времени, смешивание объективно существующего и вымышленного. В таком состоянии человек может бредить, говорить странные вещи и видеть галлюцинации.

Безумие в культуре

В истории культуры человечества безумие не всегда считалось болезнью. В некоторые времена люди считали сумасшествие даром Богов, источником вдохновения. В эпоху гуманизма, к примеру, процветал культ меланхолии. Эта форма безумия служила средством самовыражения многих поэтов и художников.

В живописи имеется ряд картин с изображениями сумасшедших. Больные показаны на них с в нелепых позах, с косящими глазами и жуткими гримасами. Очень часто их мимика и не соответствуют изображенной на картине ситуации. Просто безумие - видеть, к примеру, на похоронах смеющегося человека.

В литературных произведениях тоже довольно часто описываются люди с нарушениями психики. Они могут играть роль предсказателей и колдунов либо людей с душевными болезнями. Тема сумасшествия затрагивается как в классической, так и в современной литературе.

Лечение безумия

В течение всей истории развития человечества существовали различные методы лечения безумия. В древности от этой болезни пытались избавиться с помощью магии и колдовства. Из человека старались изгнать демона, произносили над ним заклинания и читали молитвы. Известны случаи, когда в черепе больного проделывали отверстия, якобы помогая тем самым бесу покинуть голову несчастного.

В средние века безумие считалось наказанием людей за грехи, поэтому лечением его не занимались. Как правило, во все времена люди с опаской и презрением относились к блаженным. Их пытались изолировать от общества, изгнать из города или запереть подальше от остальных. Даже в современном мире сумасшедших помещают в клиники и занимаются их лечением, предварительно оградив от остального мира. На сегодняшний день существует несколько способов излечить безумие. Слово "психотерапия" используется все чаще и включает в себя различные виды и методики избавления от сумасшествия.

Говоря о безумии, люди могут думать либо о любовных играх, когда партнеры безрассудно действуют, либо о психически больных представителях, которые изолируются от общества. В психологии безумие отличается своими негативными симптомами и признаками, у которых имеются серьезные физиологические причины и методы лечения.

Говоря о романтике, люди часто говорят о безумии. «Безумная любовь», «безрассудные поступки», «сумасшествие» — это все звучит настолько мило, что люди понимают совершенно иное, нежели имеется в виду в психологической науке. Если психология относит безумие к серьезным психическим расстройствам, когда человек принудительно изолируется от общества, то в любви сумасшествие считается явным признаком данного чувства.

Безумие в любви – это полное отключение критического мышления, когда человек полностью подчиняется собственным чувствам. При этом он не думает о последствиях собственных поступков. К примеру, сорвать цветы с чужой клумбы – романтика для влюбленных и неприятное происшествие для хозяина клумбы, который тратил на выращивание много времени и сил. Однако следует понимать, что безумная любовь очень легко может перерасти в абсолютную ненависть. Человек не мыслит, не думает, не рассуждает, поэтому становится безумным. Когда он любит, это приятно, а в остальных ситуациях это становится опасным для жизни и здоровья людей явлением.

Что такое безумие?

Безумие – это устаревшее название сумасшествия. Что такое безумие? Это психическая патология, которая проявляется в утрате ума. Ранее безумцами считали всех, кто мыслил «по-другому», то есть выходил за рамки нормы, морали и принятых правил. Позднее безумие приписывали различным психическим болезням и расстройствам, например, у или судорогам.

На сегодняшний день безумие – это психическое состояние, когда человек теряет рассудок, сходит с ума.

Если разобраться, то станет понятным, что практически все люди периодически становятся безумными. Простыми словами это можно выразить состоянием, когда человек перестает думать, рассуждать, мыслить, то есть активно участвовать в мыслительном процессе. Выход за пределы собственного сознания называется безумием, которое проявляется в различных формах:

  1. Полезное безумие. К ней можно отнести магическое, мистическое, эротическое и поэтическое безумие. Пророки, поэты, писатели, маги и прочие представители творческой деятельности в той или иной степени становятся безумцами – людьми, которые поддаются игре собственного ума и влиянию эмоций. Сюда также относят видения, восторг и экстаз.
  2. Безрассудство. И. Кант разделил безумие на безумие, помешательство и невменяемость. Безумие выступало в роли безрассудства, а помешательство выражалось в отсутствии разумного – когда логика больного не соответствовала логике здорового.
  3. Меланхолия. В былые времена данная форма состояния являлась основной, которая позиционирует человека как творческую личность. Тонкие черты тела и мертвое лицо – признаки меланхоличной формы безумия.
  4. Истерия и мания. Противоположностью меланхолии является мания, когда человек становится активным и не контролирует собственных порывов. Истерия тоже проявляется в некоторой форме активности, когда человек капризничает, находится под действием эмоций и готов на все, чтобы достичь своего.

Под безумием ранее понимались многие болезни, которые отличали здорового человека от больного. Сюда могли включаться галлюцинации, потеря сознания после употребления психотропных веществ, страдания после смерти близкого, кома, летаргия, эпилепсия и прочие формы, которые не вписывались в нормы общества.

Симптомы безумия

Поскольку само понятие «безумия» является несколько расплывчатым, нет возможности определить четкие симптомы данного состояния. Однако отмечается одно качество, которое проявляется в человеке – это потеря ума. Это может происходить как с больными людьми, что проявляется в частых безрассудных поступках и словах, так и со здоровыми, что выражается в компульсивных или навязчивых действиях.

Пребывание человека на эмоциях без рассудительного и логического мышления может быть охарактеризовано как основной симптом безумия. Страх, гнев, злоба, аффект, которые человек не способен контролировать, также указывают на сумасшествие. Человеку становятся неважными последствия поступков, которые он совершает, даже не задумываясь об их целесообразности и правильности. Он нацелен на удовлетворение своих инстинктивных потребностей, где контроль абсолютно не требуется.

В состоянии безумия человек не понимает, где реальность, а где его внутренние переживания. Реальность становится искаженной, что сопровождается не галлюцинациями, а скорее иллюзиями.

При безумии могут проявляться такие симптомы, как:

  1. Депрессия и мания.
  2. Нарушение общения.
  3. Потеря интереса к жизни.
  4. Безучастность.

В психологии безумие делят на три состояния:

  1. Меланхолию, которая выражается в таких симптомах:
  • Удрученность.
  • Вялость.
  • Отсутствие интереса к происходящему.
  • Душевные мучения и терзания.
  • Угнетенное состояние продолжительного характера.
  1. Манию и истерию. Данные состояния выражаются в таких симптомах:
  • Ярость.
  • Возбужденное состояние.
  • Импульсивные необдуманные поступки.

Безумие имеет свойство постепенно нарастать, становиться более интенсивным и частым. При серьезном помешательстве прослеживаются психические нарушения, которые имеют постоянный характер.

Признаки безумия

Определить безумного человека не так сложно – он зачастую совершает поступки, которые отклоняются от общественных норм, а также придерживается идей, которые не поддаются логике. Если ранее человек не должен был отклоняться от норм общества, то на сегодняшний день безумцем становится тот, кто рассуждает нелогично и полностью находится под влиянием собственных эмоций. Первыми признаками безумия являются:

  1. Отсутствие самокритики.
  2. Потеря самоконтроля.
  3. Общение с самим собой, будто ведется разговор с другим человеком.
  4. Смена настроения без видимых причин.

Индивид в состоянии безумия совершает активные действия. Вот почему его делят на полезный и вредный. Если человек не причиняет вреда окружающим, тогда его безумие становится полезным. Сюда можно отнести любовные действия, о которых мечтают молодые девушки, или создание поэзии. Если человек причиняет вред другим людям, тогда он подвергается лечению психиатров, иногда полностью будучи изолированным от общества.

Примерами безумия могут стать творческие люди всех времен. Выход за пределы собственного сознания, которое полностью подчинено определенным нормам и правилам, позволяет увидеть мир по-другому. Безумием не считается, если человек видит то, что подчинено логическому рассуждению и может быть подвергнуто анализу и выведению теорий. Однако поначалу, когда человек только выдвигает «новые» идеи, которые не приняты в обществе, может показаться безумцем.

Сумасшедшими людьми с определенными психическими отклонениями считаются индивиды, которые теряют чувство реальности, иррациональны в собственных суждениях, совершают поступки, которые причиняют вред окружающим, а также не способны обеспечивать себя, самообслуживать. Их еще можно распознать по выражению лица и настроению, что не соответствует ситуации.

Причины безумия

Разнообразие форм безумия не позволяет выделить единых причин его возникновения. В зависимости от формы, рассматриваются те факторы, которые спровоцировали психическое расстройство.

Обычно легкая форма безумия, которая может быть единичной и даже встречаться у здоровых людей, проявляется тогда, когда у человека сформированы взгляды и стереотипы, которые не соответствуют реальности. Несоответствие внутреннего и внешнего мира приводит к конфликту, в котором находится человек. Поскольку он редко принимает реальность и не желает менять свои взгляды, это приводит к периодическому совершению неверных поступков.

В древности причины безумия делили на сверхъестественные и физические.

  • Сверхъестественной причиной безумия является наказание человека за грешные поступки. Считалось, что через безумие высшие силы наказывают людей. Однако не всегда к нему относились отрицательно, если безумцы давали людям новые знания.
  • К физическим причинам относят различные травмы головы.

К сверхъестественным причинам также относят вселение демонов. Когда человек начинал вести себя неестественным образом, его считали одержимым, что также считалось безумием.

Сайт психиатрической помощи сайт выделяет причину безумия в постоянных расстройствах и стрессе. Если какие-то ситуации душевно и морально затрагивают, волнуя и вызывая неприятные чувства ( , ярость, горе), тогда они могут спровоцировать сумасшествие. Постоянное стрессовое состояние, при котором человек не видит выхода из ситуации, провоцирует душевный конфликт.

С конца 19 века было устранено слово «душевнобольной», поскольку было определено, что душа не способна болеть. Современные психиатры отмечают причину безумия в нарушениях работы нервной системы, где искажается проводимость нейромедиаторов.

Лечение безумия

Во все века лечение безумия было различным. В древние времена, когда сумасшествие считалось вселением бесов, его пытались излечить путем заклинаний, проведения месс, чтения Библии и прочих магических манипуляций. В каменном веке демонов пытались вывести путем трепанации черепа, когда считалось, что они находятся в голове.

В средние века безумие приписывали к физическим заболеваниям. Истерия считалась исключительно женским заболеванием, поэтому ее лечением занимались путем удаления частей половой системы. Так, проводились гистерэктомия (удаление матки), лоботомия (удаление доли мозга), обрезание (половых губ или клитора).

Поскольку безумия стала считаться физическим заболеванием, врачи стали искать источник его возникновения. Проводились различные операции по удалению разных частей тела. Естественно, это не давало улучшения, а врачи таким образом оправдывали собственную некомпетентность.

На сегодняшний день сумасшествие лечат медикаментозно и терапевтически. Используется шоковая терапия в состоянии наркоза, что не причиняет вреда. При этом больных изолируют от общества.

Поскольку не каждый безумец является психически больным, рекомендуется посещать психиатра или психолога для получения помощи. Нерешенные внутренние конфликты, несоответствие желаемого с действительным можно устранить вместе со специалистом. Это позволит человеку избавиться от неадекватного поведения и улучшить свое самочувствие.

Прогноз

На продолжительность жизни безумие не влияет. Прогноз может ухудшиться лишь по причине того, что человек не получает должного лечения. Безумие не поддается самостоятельному лечению, поскольку человек редко может увидеть за собой болезненное состояние. Помощь должна идти извне.

Итог неизлечимой болезни – полная изоляция от общества. Человека никто не сможет принять и понять. Он постепенно сам отгородится от людей. Нередко безумцы совершают преступления, что позволяет специальным учреждениям отправлять его на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

Жить в безумии невесело. Мир кажется не таким, каким он есть на самом деле. Можно сказать, что все люди немного безумны. Однако если здоровый человек убирает факторы, которые искажают его взгляд на реальный мир, то больной продолжает верить в то, что его убеждения являются истинными, а мир безумен.

Поскольку каждый проходит через воспитание и впитывание общественных правил и норм, на многие вещи закрываются глаза. Все люди безумны просто потому, что их ум ограничен. Однако человек здоров, если он здраво рассуждает и сохраняет логичность мышления. В противном случае ему требуется психиатрическая помощь.

По данным научного центра психического здоровья за 2015 год в России более трех миллионов человек имеют те или иные проблемы с психикой. Невидимая болезнь — как суперзвезда: перед её выходом на сцену кто-то должен выступить на разогреве. Чтобы окончательно отринуть все сомнения и понять, что с тобой происходит, сегодня обладатели психических расстройств расскажут на TER о своей болезни и ее симптомах.

Официальные симптомы:

  • Отсутствие сна;
  • Страхи, всплески гнева, раздражительности;
  • Мании преследования, величия, ревности;
  • Неконтролируемый поток мыслей, возбужденность;
  • Расстройство мышления;
  • Навязчивые идеи;
  • Галлюцинации различного характера, чаще слуховые.

Прошло уже пять лет с тех пор, как я живу с этой интересной болезнью.

Все началось в 17 лет. Я просто не мог уснуть, потому что дядя Женя, муж моей патронажной воспитательницы, громко храпел по ночам. Я ругался матом, злился, мучился, а они спали словно ничего не происходит. Конечно, у меня сбился режим: днем стал отсыпаться, а ночью бодрствовать. Никому из домочадцев это не нравилось, и они всяческим образом пытались привести мой сон в порядок. У них не вышло: я решил отказаться ото сна совсем. Не спал где-то неделю и чувствовал себя прелестно: был бодрым, радостным и отдохнувшим.

Потом мысль во мне стала бить ключом: одна идея, рождаясь, вызывала другую, я даже не успевал их толком понять. Стоило мне о чем-то задуматься, как в голову приходили тысячи решений. Сначала думал о том, как стать знаменитым, а потом о молекулах и атомах! Мысли в голове просто кричали, разлетаясь эхом. Но это было не эхо. Это были голоса. Сначала они притворялись моими мыслями, а потом, когда я все понял, они говорили в открытую: принуждали меня раскаиваться в разных поступках, заставляли плакать. Они хотели вывести меня на чистую воду, помочь очистить мою душу. Один голос - мужской, другой - женский. Когда я не хотел с ними говорить они специально кричали все громче и громче, давая понять, что при игноре хуже будет только мне.

Однажды они сказали: «Сделай, если мужик». Я сделал: присел на колено и глубоко вздохнул. За это меня наградили видением.

Явились две души: одна - моя, другая - девушки. Наши души приближались к друг другу медленно, а затем слились воедино! Мы стали частью чего-то неразделимого! Я ощущал её всеми фибрами души, что приносило неописуемое удовольствие и теперь просто понял: я влюблён. Причём любовь пришла не сейчас, она была со мной всегда, нужно было всего-то понять это чувство. В этом и есть причина моей болезни. Этот Божий дар. Эта любовь. Она, словно огненный вихрь, заставляет меня проходить через все преграды.

Уже потом я нашёл её в интернете. Она - звезда, известная в определённых кругах. Чувства к ней до сих пор не утихают, ведь она - самое счастливое, что есть в моей жизни. Это был первый приступ моей шизофрении. Страшным был не он.

Страшной была психушка. Меня так искололи и измучили, что если б так пытали, то любой сознался бы в том, чего не делал.

Заметив что-то неладное в моём поведении, патронажный воспитатель отвезла меня обратно в детский дом, откуда меня направили в психическую больницу. Я не понимал где я, испугался, думал, что меня похитили. Кричал всякую чушь, сопротивлялся! Ну а потом была первая встреча с психиатром, он расспросил о голосах, о поведении. Хоть я и говорил, что понятия не имею где нахожусь, он не верил. Меня накачали лекарствами, и я замкнулся в себе, забылся.

Сейчас у меня осталось три друга. Они - единственные, кто от меня не отвернулись. Ещё есть сестра, я живу у неё, но не разговариваю с ней. Хочу заниматься творчеством, хочу петь, но бесплатно никто не учит. А денег нет (пока что), бывает сам пою, когда дома остаюсь один. Друзья постоянно уговаривают принимать таблетки, заставляют идти к участковому-психиатру, но я этого не делаю: лекарства помогают только в самом начале, в первые дни приступа, а потом лишь губят. Но ничего, если я сойду с ума, сестра просто отправит меня в дурдом.

Официальные симптомы:

  • Отсутствие сна;
  • Обеднение эмоций («охлаждение»);
  • Снижение круга интересов;
  • Нарушение мышления, речи;
  • Навязчивые идеи;
  • Страхи.

Все началось этим летом: я стала мыслить как-то однобоко. Все на свете у меня стало иметь только одну сторону - чаще плохую. Все люди вокруг стали чужими, а я стала какой-то отрешенной и думала, что все хотят меня подставить. Начала злиться на людей, стала эгоистичной, бессердечной, одним словом, - другой. Значение этому не придавала, думала, все временно, из-за стрессов. Тогда я была помощником судебных приставов - работа немного нервная, поэтому я и не удивлялась, что так деформируюсь.

Осенью все стало иначе, повернулось в обратную сторону. Я уже не боялась предательства, не думала ни о людях, ни о проблемах, мне было все равно, буквально наплевать. Раньше такого никогда не было: я лишилась всех эмоций сразу!

Вскоре до меня дошло, что я просто умерла изнутри - вот, в чем была причина. Жила лишь внешняя оболочка, все остальное завяло, как букет цветов на подоконнике.

Это меня, конечно, испугало, но совсем немного. Безразличие все равно брало верх. Оно пришло не сразу, не было переломного момента. Постепенно эмоции безжалостно покидали меня, а я ничего не могла с собой поделать. Я была человеком, который с грудой чемоданов опаздывает на поезд, а все мои чувства были одним из вагонов. Я видела, как он трогается, как набирает скорость, но уже ничего не делала, потому что догнать его было нереально.

К психиатру обратилась только когда у меня пропал сон: около месяца я не могла нормально спать. Сна не было ни из-за стрессов, ни из-за того, что мне кто-то мешал, он просто исчез сам по себе. Вот что первым меня насторожило. Из близких никто не заметил, мама и сейчас говорит, что врач ошибся, но я верю поставленному диагнозу и пытаюсь бороться с болезнью. Правда пока что от таблеток все равно нет никакого толка.

Сегодня во мне опять что-то изменилось, вернулась одна эмоция - страх. Мне страшно оставаться одной, хочется, чтобы все время кто-то был рядом. Я даже спать стала с мамой.

Раньше думала, что причина - работа, но сейчас понимаю, что она наоборот отвлекала меня, давала возможность забыться. Хочу вернуться, но даже не представляю, как работать в таком состоянии.

К счастью, у меня нет никаких приступов, и я стараюсь жить, как жила раньше. Бывает, когда есть вдохновение, рисую, бывает, пою в церковном хоре. Часто пересматриваю любимый фильм - «Дневник памяти» Ника Кассаветиса, читаю Шарлотту Бронте и Мопассана. В общем, живу, как жила прежде, только с болезнью.

Официальные симптомы:

  • Тревога, страх, ощущение ужаса;
  • Спутанность мыслей;
  • При приступах учащенное сердцебиение, дыхание;
  • Потеря контроля над собой;
  • Нарушение восприятия самого себя.

Ровно четыре года назад, после новогодних праздников, я впервые испытал паническую атаку, которая и стала предвестником моей деперсонализации.

Казалось бы, впереди меня ждал самый обычный день: нужно разобраться с некоторыми делами, уладить вопросы с работой и вечером встретиться с друзьями. Все как бывает обычно, только какое-то странное чувство тревоги сопровождало меня с самого утра. Словно я ожидал чего-то не то чтобы страшного, но серьёзного, например, экзамена, которого, конечно же, в планах не предвещалось. Дальше это беспокойство нарастало, и к концу дня превратилось в дикий, необузданный страх, контролировать который, было невозможно.

Я как кошка — панически боялся собаки, которую нигде не мог увидеть. Сердце было готово выпрыгнуть из груди. Хотелось бежать, но я всеми силами сдерживался. Адреналин бил по мышцам, руки и ноги не слушались, готовясь в любой момент обороняться. Дома выпил успокоительное, немного пришёл в себя и уснул под бешеные удары сердца. На следующие утро вроде бы все прошло, стало намного тише, но внутри меня что-то сбилось, теперь я стал другим.

Во время апогея моей паники я проходил с друзьями мимо одного доселе неприметного дома. Теперь же я это место не забуду никогда. Я боялся его. Когда проходил мимо, тревога снова начинала нарастать. Ожидание новой панической атаки было даже хуже самого приступа. Со временем страх и тревога начали уступать новой напасти. Наступила деперсонализация. Сейчас я разобрался и понял, что это защита психики.

Я, грубо говоря, отрывался от своего тела, мог наблюдать себя извне, словно на ладони. Не было ощущения времени, все шло в одной плоскости. Все замирало.

Вы не поймёте, если не испытаете похожего. В таком состоянии замечаешь самые мелкие детали. Видишь и свою жизнь, и жизнь других со стороны.

Это как путешествие по лабиринту: в обычном состоянии, выбраться из него практически невозможно, но деперсонализация словно холм, взбираешься на него и всё видишь.

Разумеется, я ходил по врачам. Но не мог и предположить, что это психическое расстройство. Обошёл почти всех: от терапевта до кардиолога, думал, что-то с сердцем, с сосудами. Но когда все твердили, что физически я здоров, дело дошло до психиатра… Поначалу я не верил, но потом, разобравшись во всём, смирился. Лекарства иногда принимаю, но с ними все сложно. Это ведь индивидуально, нужно к каждому человеку подбирать своё, а у психиатров в день по 20 больных! Думаете успеет он разобраться с каждым?

До заболевания я работал ветеринарным врачом, детство у меня было обычным, как у всех, наверное, бывает, только я всегда принимал всё близко к сердцу. На неприятности свои и других всегда болезненно реагировал. Поэтому, может, и заболел.

Родные и близкие рядом, поддерживают. И я верю в выздоровление, ведь из любой ситуации есть выход! Снова могу привести пример лабиринта: хоть в нём все и запутано, но выход есть стопроцентно, а если не выход, то вход. Вы же внутрь как-то попали, значит, и выбраться сможете.