Технополисы и технопарки.

ТЕХНОПОЛИС

ТЕХНОПОЛИС

(от греч. techne - искусство и polis - город)

одна из форм свободных экономических зон, создаваемых для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффектному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологичной продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство. Технополисы пользуются государственной поддержкой.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ТЕХНОПОЛИС" в других словарях:

    Разновидность свободной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования. Технополисы пользуются разнообразными льготами и обеспечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и… … Финансовый словарь

    Одна из форм свободной экономической зоны, призванная активизировать инновационный процесс с помощью региональных центров по разработке и производственному освоению продукции высокого технического уровня. Многопрофильная деятельность Т.… … Юридический словарь

    Научно технический комплекс, состоящий из исследовательских лабораторий, венчурных, внедренческих, крупных промышленных, посреднических и других компаний, занимающихся разработкой, внедрением и производством современной продукции. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    технополис - Город или его окраинная часть, где сосредоточены высокотехнологичные производства, или специализированный главным образом на научно технических разработках (наукоград) … Словарь по географии

    Технополис - свободная зона средоточия интеллекта и капитала, где осуществляется создание и производство высоких технологий. Это, как правило, территория с комфортными условиями проживания. В эпоху научно технического прогресса сформировался новый… … Геоэкономический словарь-справочник

    Программа, разработанная в начале 80 х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности,… … Вся Япония

    Специально созданный научно производственный городок спутник промышленного или научного центра, население которого занято разработкой инновационных технологий, развитием наукоёмких производств и где ведётся подготовка научных кадров. Идея… … Географическая энциклопедия

    Одна из разновидностей свободных экономических зон, создаваемых для активизации, ускорения инновационных процессов, содействия быстрому и эффектному применению технико технологических новшеств. Ядро Т. образует региональный центр разработки и… … Энциклопедический словарь экономики и права

    М. Межотраслевой научно производственный комплекс, состоящий из наукоемких фирм, исследовательских лабораторий и некоторых других организаций, группирующихся вокруг крупного университета или научно исследовательского центра, и составляющий иногда … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Журнал Computerworld Россия № 05-06/2015 , Открытые системы. Computerworld Россия – ведущий международный еженедельник, посвященный информационным технологиям. В журнале вы найдете обзор важнейших событий ИТ-индустрии в России и в мире, материалы о… электронная книга

Что такое "технополис"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

технополис - программа, разработанная в начале 80-х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики. Эта программа строительства городов XXI в. предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы в Японии как многоцелевые и комплексные, что отличает их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Так, японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации. Технополисы коренным образом отличаются и от территориально-производственных комплексов, которые создавались в самой Японии в 60-70-е гг. Новизна их состояла прежде всего в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, как и разработка, и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса, находился в компетенции местных органов самоуправления. Технополисы должны были создаваться в различных уголках страны (но за пределами крупных городских агломераций) и стать опорными пунктами развития периферийных районов. Интересно, что первоначально МВТП не планировало большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высок, что было принято решение о расширении круга участников программы. К настоящему времени число технополисов достигло 26. В 1990 г. наступил срок завершения первого этапа работ для 20 технополисов, которые были утверждены до 1985 г., и департамент окружающей среды и размещения промышленности МВТП принял решение о разработке планов второго этапа развития технополисов и внесении корректив в общую стратегию. При этом были подведены некоторые итоги развития зон технополисов. За основу были приняты 4 основных показателя: отгрузки промышленной продукции, объем добавленной стоимости, созданной в промышленности, то же в расчете на одного занятого, численность занятых в промышленности. Результаты обследования состояли в том, что среднегодовые темпы прироста в 1980 –1989 гг. по всем показателям существенно отставали от прогнозных. Однако это не дает основания сделать вывод о несостоятельности самой идеи технополисов или ее практического воплощения. Сами прогнозные показатели носят ориентировочный характер. Программа строительства технополисов не является директивным планом, она определяет лишь общую стратегию развития, и с самого начала предполагалось, что она будет гибко корректироваться. Так, в 80-е гг. резко повысился курс иены, и в этих условиях промышленность устремилась не в провинцию, а за рубеж. В результате заложенные ранее в проект прогнозные показатели промышленного развития оказались завышенными. Кроме того, сказалась разная степень подготовленности префектур к реализации программы, наличие или отсутствие в той или иной местности крупных компаний, заинтересованных в участии в проекте, а также сильных лидеров, способных его возглавить. Практика показывает, что наиболее успешно развиваются те из технополисов, которые расположены в районах высокого и среднего уровня экономического развития - север Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай. При этом лидерами промышленного развития этих зон стали высокотехнологичные производства, что свидетельствует о качественных изменениях в отраслевой структуре промышленности в технополисах. Практически во всех технополисах заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры, которая является необходимым фундаментом будущего развития. И в этом, пожалуй, заключается самое большое достижение первого этапа программы "Технополис". В технополисах за 10 лет были построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизировались совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий. Интересно, что наметилась продолжительная тенденция к замедлению оттока выпускников местных университетов из родных мест, так как технополисы открыли перед ними перспективы применения их знаний. Учитывая эти обстоятельства, итоги первого этапа создания технополисов в целом оцениваются в Японии оптимистично. Во всяком случае, и правительство, и местные власти твердо намерены продолжать строительство сети технополисов в стране. В 1991 г. МВТП скорректировало общую линию развития технополисов. При этом подчеркивалось, что стимулирование размещения в провинции высокотехнологичной промышленности остается главной темой программы, но необходимо искать новые пути для эффективного соединения промышленности, науки и образования. На новом этапе жизни технополисов на первый план должна выйти поддержка НИОКР, направленная на воспитание "творческих" людей и "творческих" отраслей промышленности, усиление сферы услуг производственного характера ("мозги промышленности"), создание приятной жизненной среды, возможностей для занятий спортом и других видов активного отдыха. Предполагается также усилить аспект, касающийся связи между отдельными технополисами. По мнению МВТП, в сфере промышленного развития в зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения предприятий извне на поддержку местных предприятий. Поэтому при составлении планов второго этапа префектурам было рекомендовано создавать фонды поддержки технологического развития местной промышленности и ее оживления, улучшать "мягкую" инфраструктуру с тем, чтобы преодолеть разрыв в капиталоэффективности между привлеченными и местными предприятиями. Местные власти с энтузиазмом откликнулись на новые идеи и предложения МВТП. Во всех 20 технополисах разработаны новые планы дальнейшего развития, с которыми японские регионы войдут в XXI в.

свободная зона средоточия интеллекта и капитала, где осуществляется создание и производство высоких технологий. Это, как правило, территория с комфортными условиями проживания. В эпоху научно-технического прогресса сформировался новый функциональный тип свободных зон, соединивший науку и производство высоких технологий. Это научно-технологические зоны, различные по размерам, специализации и основным источникам финансирования. В 1984 г. создана Международная ассоциация научных парков, объединившая регионы: Европейский, Северо-Американский и Азиатско-Тихоокеанский. Штаб-квартира ассоциации находится в Ирландии (Шеннон), а представительство Генерального секретаря - во Франции. Опыт создания научно-технических зон представляет особый интерес для стран СНГ, вступивших на путь развития открытой экономики и мирохозяйственной интеграции.

Основные факторы создания научно-технологических зон: наличие технического университета или научно-исследовательского центра международного класса, наличие технологической инфраструктуры и венчурного (рискового) капитала, высококвалифицированная рабочая сила и комфортные условия жизни.

Как правило, государство формирует технологическую инфраструктуру и на основе инновационной политики определяет стратегию и типы развития научно-технологических зон. К началу 90-х годов сложилось три основных функциональных типа научно-технологических зон: инновационные центры и инкубаторы, научно-технологические парки и технополисы.

Технополис - наиболее перспективная форма интеллектуализации хозяйства, организации региональных научно-производственных комплексов. Это, как правило, новые города, в которых в отличие от технопарков не только осуществляется деловая активность, но и проживает население. В технополисе возрождена градостроительная идея организации древнегреческих городов-государств (полисов). Юридическим лицам, осуществляющим научную и производственную деятельность на территории технополиса, предоставляются налоговые льготы и другие режимы благоприятствования.

Технополис - это свободная зона эпохи высоких технологий, где осуществляется сочетание науки и технологии с мировой и традиционной национальной культурой. В результате создается новая общность творческих и всесторонне развитых людей. Сегодня в Японии реализуется проект технополисов третьего тысячелетия, где предпринята попытка соединить стратегию интеллектуализации всего японского хозяйства с учетом национального (исторического, этнического и культурного) разнообразия.

Технополис, включая промышленную, научно-исследовательскую и селитебную зоны, размещается в местности с комфортной средой обитания, культурными и рекреационными возможностями. Технополис должен быть расположен вблизи базового города, который обеспечивал бы его коммунальное обслуживание. Обязательными условиями является наличие аэропорта или станции скоростной железной дороги. Технополис означает создание комфортной среды обитания, способствующей творческой научной работе и мышлению.

Технополисы формируются на основе принципов конкурентной ориентации и организационной экономической эффективности. Создаваемый опытный продукт должен обладать конкурентоспособностью на мировом рынке. При организации технополисов и инновационных центров устраняются традиционные бюрократические формы управления. В Западной Европе большое внимание уделяют принципу субсидиарности в области технологической политики, предусматривающей делегирование более широких полномочий на региональный уровень. В процессе глобализации наибольшее преимущество получили технополисы и инновационные центры, где конкурентоспособность обеспечивается высокой степенью открытости для международного сотрудничества и привлечения талантливых разработчиков новых технологий со всего мира. Крупнейший в мире полюс высоких технологий расположен в Силиконовой долине (США).

Технополис - это специализированный территориально замкнутый научно-производственный комплекс, в котором в единое целое сливаются научно-исследовательская деятельность, наукоемкое производство и подготовка научных, инженерных и рабочих кадров, необходимых для функционирования такого комплекса.

Другими словами, это особая форма территориальной интеграции науки, производства и образования. Технополис с учетом буквального значения этого слова (от греч. techne - мастерство и polls - город) представляет собой компактный город, специализирующийся на разработке и производстве высокотехнологичной продукции, единую научно-производственную, образовательную, жилую и культурно-бытовую зону, объединенную вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований. Сформированная в таком городе «критическая масса» науки, наукоемкого бизнеса и образования порождает «цепную реакцию» научной и деловой активности международного, глобального масштаба.

Одним из крупнейших технополисов, получившим широкую известность в мире, является Силиконовая долина, расположенная на западном побережье США в Калифорнии, на территории протяженностью около 40 км и шириной в несколько километров, включающей ряд небольших городов. Корни бурного роста этого региона уходят к концу XIX в., когда владелец железнодорожной кампании Л. Стэнфорд основал недалеко от Сан-Франциско университет, ставший впоследствии од- ним из ведущих вузов США. В 1940-е гг. на базе университета создан Стэнфордский исследовательский институт, а в 1950-е гг. - первый научно-технологический парк. В 1960-е гг. на территории парка уже располагалось 25 высокотехнологичных фирм. Особенно быстрыми темпами регион развивался в 1970-1980-е гг. В середине 1980-х здесь функционировало еще 36 аналогичных парков, в которых размещались сотни различных фирм.

Стимулом для создания Силиконовой долины явились крупные правительственные заказы на разработку и производство новых видов продукции, преимущественно в области электроники, которые были получены рядом компаний. В соответствии с законодательством США часть прибыли компаний, которая вкладывается в развитие университетов и (или) научно-исследовательских институтов, считается благотворительностью и не облагается налогом. С учетом специфики новых заказов, предприниматели Калифорнии значительную часть средств передали Калифорнийскому университету, а также некоторым другим университетам, оговорив при этом направление проводимых ими научно-исследовательских работ. Объемы исследований были настолько велики, что университеты были вынуждены создавать новые лаборатории в пригородных зонах. Больше других повезло региону близ Сан-Франциско, где возник первый в мире научный городок, в котором основным видом деятельности стала научная деятельность. Сегодня Силиконовая долина - мировой центр электронной промышленности.

С образованием Силиконовой долины началась «технополисная лихорадка». Подобные технополисы были созданы в Северной Каролине, Техасе, Флориде, округе Колумбия, на Северо-Востоке, Среднем Западе и в других регионах США. Среди них, в частности, получил широкую известность технополис Шоссе 128 (около Бостона). В середине 1980-х гг. в США насчитывалось более 40 крупных зон развития высоких технологий.

Технополисы возникли и в Западной Европе: Милтон Кейнс и Кембридж в Англии, Силикон Глен в Шотландии, София-Антиполис и Мей-лан-Гренобль во Франции и др. «Эпидемия» создания технополисов распространилась на страны Юго-Восточной Азии. В Южной Корее построен технополис Даедук, в Китае - технополисы Шеньжень и Гуандун рядом с Гонконгом. Программы строительства технополисов осуществляются в Таиланде, Индонезии, Филиппинах, Малайзии. Особенно сильный размах получило создание технополисов в Японии.

Интенсивный рост технополисов был связан с рядом причин. Во-первых, были исчерпаны традиционные ресурсы развития промышленности, стала очевидной необходимость модернизации ее базовых отрас- лей с целью обеспечения их конкурентоспособности, что можно было сделать на основе широкого внедрения принципиально новых производственных средств: гибких автоматизированных технологических линий, промышленных роботов, компьютерной и телекоммуникационной техники. Во-вторых, возникла потребность в развитии приоритетных технологий и, соответственно, новых промышленных отраслей на базе этих технологий, которые будут определять экономическое лицо индустриально развитых стран в ближайшие десятилетия. Решение этих двух проблем предполагало резкое повышение наукоемкое™ производства, что в свою очередь требовало поиска новых форм взаимодействия науки и производства. Такой наиболее перспективной формой слияния научной и производственной деятельности и явились технополисы.

Развитию технополисов способствовали также возникшие в ряде индустриально развитых стран потребности в реконструкции крупных компаний и создании на их основе малых и средних инновационных фирм, в том числе с венчурным капиталом. Популярность идеи технополисов объясняется также тем, что их организация способствует более рациональному размещению производительных сил, децентрализации промышленности, выравниванию экономического уровня периферийных районов и центра. Кроме того, с созданием технополисов становится возможным решение актуальной задачи совершенствования системы образования, приближения его к потребностям развития современного наукоемкого сектора промышленности.

Практика реализации технополисных концепций в разных странах показывает, что основными принципами организации технополисов являются: их формирование на базе крупных научных учреждений, обычно университетов; ориентация их деятельности на новейшие наукоемкие технологии; специализация на определенных видах современных производств; органическое слияние научных, производственных и образовательных процессов; активное включение и повышение роли малых и средних наукоемких фирм; создание благоприятных для жизни специалистов жилищных, культурно-бытовых и экологических условий.

Необходимым условием эффективного функционирования технополисов является предоставление большой самостоятельности местным органам власти в регионах их размещения и активная их поддержка со стороны государства.

Создание технополисов требует большой подготовительной работы, предполагающей согласованные действия властных структур разного уровня, а также всех заинтересованных организаций: научных, промышленных, финансовых и т. д. Эти действия в первую очередь должны быть нацелены на решение следующих задач: выяснение наиболее важных потребностей регионов в высокотехнологичных отраслях производства; определение приоритетных направлений социально-экономического развития регионов с учетом возможностей, открываемых перед ними в случае создания на их базе технополисов; анализ наличия объективных предпосылок для создания технополиса, уточнение целей и перспектив их развития.

Как правило, технополисы содержат следующие основные структурно-функциональные элементы:

научно-исследовательский сектор, представленный научными подразделениями университета, а также другими научными организациями, входящими в состав технополиса либо сотрудничающими с ним;

производственно-технологический сектор, представленный малыми фирмами, входящими в состав технополиса, а также крупными компаниями, сотрудничающими с технополисом;

образовательный сектор, представленный учебной базой университета и другими организациями, входящими в состав технополиса либо сотрудничающими с ним;

сектор обслуживания, образованный системой инновационных центров или иных служб, который осуществляет различные виды услуг, способствующих оптимальному функционированию технополиса;

бизнес-инкубатор, предоставляющий необходимые условия (площади, имущество) для создания и функционирования малых фирм.

Наиболее типичным управленческим органом в технополисах является правление (комитет), куда входят руководители основных структурно-функциональных секторов, университета, ряда компаний, а также представители местных органов власти, банков, спонсоров и т.

Д. Правление технополиса осуществляет следующие основные функции: разработку общей стратегии развития технополиса, планирование его деятельности, распределение финансов; создание организационно-функциональной структуры и обеспечение оптимального взаимодействия между подразделениями технополиса; подготовку кадров; решение хозяйственно-организационных задач, связанных с материально-техническим обеспечением технополиса; контроль деятельности основных подразделений технополиса и исполнения решений правления; установление необходимых контактов с местными органами власти и другими организациями, взаимодействующими с технополисом.

Значительный интерес представляет технополисная политика Японии, где в 1982 г. был принят к реализации проект «Технополис». Схема создания технополисов была следующей. Японское Министерство внеш- ней торговли и промышленности объявило конкурс на создание технополисов. В условиях конкурса было оговорено, какие виды научной деятельности и производства должны развиваться в технополисах. Стимулом служило льготное налогообложение и частичное финансирование. Соискателями были префектуры больших и малых городов. Они предложили ученым своих университетов и технических институтов разработать проекты технополисов для конкретных префектур. Победителями оказались 16 префектур, в которых с 1985 г. началось строительство 19 технополисов, равномерно разбросанных по четырем японским островам. Выбор мест формирования технополисов производился в соответствии с Законом о технополисах, принятом парламентом Японии в 1983 г. Он устанавливал государственные требования, налоговые льготы и субсидии для технополисов. Все технополисы должны были удовлетворять следующим критериям:

занимать площадь не более 500 квадратных миль;

иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни условиями, культурной и рекреационной

инфраструктурой;

Находиться в живописных районах и гармонировать с местными

традициями и природными условиями.

Экономической основой японских технополисов являются акционерные общества, создаваемые правительством, префектурой, фирмами и частными лицами во главе с инновационными банками.

Губернаторы провинций создают для формирования технополисов специальные управления, которые координируют участие научных организаций, предприятий, промышленных ассоциаций в создании технополисов. Промышленные предприятия в своем составе открывают исследовательские центры, выделяют в правление технополиса своих представителей. Технополисы функционируют в соответствии с уставами и на хозрасчетной основе с учетом государственных субсидий и кредитов.

Организационное оформление технополиса начинается с назначения местными органами власти директора по планированию технополиса. В его задачу входит разработка стратегии технополиса и создание его правления. Как правило, директор назначается из числа ведущих ученых местного университета. В состав правления входят директор инно- вационного банка технополиса, руководитель центра по подготовке кадров, юрист, руководители отдельных программ, представители крупнейших спонсоров.

Все проекты, включенные в технополис, являются вертикально-хозрасчетными и строятся на принципах программно-целевого управления, планирования и проектирования. Если научное обоснование и выбор целей, определение задач и средств для их реализации, этапов их решения составляют основу стратегии и тактики технополисов, то программно-целевое управление, планирование и проектирование составляют технологию формирования и функционирования технополисов.

Первым японским технополисом стал Цукуба - своеобразный «город мозгов», расположенный в 35 милях к северо-востоку от Токио. В нем находится около 30% ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот город одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от обычных технополисов, главной целью которых является коммерциализация результатов научных исследований, предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба - город фундаментальных исследований.

В дальнейшем Япония пошла по пути строительства технополисов, которые имеют не только научную направленность, хотя она является ядром технополиса, но и чисто производственную. В настоящее время в Японии технополисы трансформируются в довольно крупные города (например, Хамамацу с населением свыше 500 тыс. человек), средние (например, Нагаока с населением свыше 260 тыс. человек) и мелкие города (например, Ямагути, полицентрический технополис, возникший на базе нескольких деревень). Многие технополисы возникают в центрах с традиционными отраслями, например автомобильной промышленности, которые не только не свертываются, но и получают дополнительный стимул, формируя вокруг себя высокие технологии: производство электроники, программного обеспечения, робототехники, биотехнологии, производство новых материалов и новых источников энергии.

Создание технополисов требует больших финансовых средств. Их величина зависит от ряда обстоятельств, в том числе: от основных направлений деятельности технополиса; размеров отводимой под него площади; объема планируемых строительных работ, количества и характера строящихся объектов; удаленности технополиса от «материнского» города и состояния транспортных и прочих коммуникаций между технополисом и этим городом; предполагаемого количества фирм технополиса, а также их специализации, требующей соответствующего технического оснащения, и т. д.

Типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государство, 30% - муниципалитеты, 30% - фирмы и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.

В каждом конкретном случае модель финансирования зависит от уровня экономического развития страны, экономической политики правительства, финансовых возможностей учредителей и множества других факторов.

Технополис — это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений и взаимодействия с университетами и научно-техническими центрами; особые компактно расположенные современные научно-производственные образования с развитой инфраструктурой, обеспечивающей необходимые условия для труда и отдыха, для функционирования научно-исследовательских и учебных институтов (организаций), входящих в состав этих образований, а также их предприятий, компаний и фирм, производящих новые виды продукции на базе передовых наукоемких технологий.

В технополисе объединяются наука, техника и предпринимательство, осуществляется тесное сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, местными и центральным органами власти. Основа технополиса — его научно-исследовательский комплекс, «мозговой центр» развивающихся в нем предприятий и отраслей. Он подготавливает радикальные прорывы в технологии на основе фундаментальных научных исследований. Технополис создают таким образом, чтобы в наибольшей степени облегчить и укрепить взаимодействие научно-исследовательского и промышленного секторов, обеспечить скорейшее освоение и коммерциализацию результатов научных исследований.

Наиболее известный технополис в России — Новосибирский академгородок — созданный по единому проекту комплекс научно- исследовательских институтов, конструкторских бюро. Помимо разносторонней научно-исследовательской деятельности здесь реализуется продуманная система подготовки научных кадров, ведутся постоянные поиски оптимальных форм взаимодействия науки с производством. Уникальность комплекса проявляется также в особенностях его размещения: близость к крупному городу, разветвленная сеть промышленных предприятий и научно-исследо- вательских организаций, компактность и наличие необходимых жилищно-бытовых и прочих услуг. В последние годы этот комплекс стали дополнять большим числом научно-технических кооперативов и малых предприятий, здесь возникло множество инициативных форм связи науки с производством.

Технопарки - это крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследовательский сектор представлен гораздо слабее, чем в технополисе.

Идея создания технополисов возникла в середине 1950-х гг. в США. Первыми технополисами были Силиконовая долина в Калифорнии и Рут-128 в Массачусетсе — ныне широко известные во всем мире форпосты соединения науки с производством. Сегодня такие суперсовременные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до производства и продажи новой продукции, превратились в центры наукоемкого производства и получили распространение во всем мире.

Существует несколько причин возникновения и интенсивного роста технополисов и технопарков :

  • исчерпание ресурсов развития промышленности, в первую очередь — традиционных ее отраслей: автомобилестроения, кораблестроения, металлургии, сталелитейного производства. Возврат конкурентоспособности и рентабельности этих отраслей прежде всего предполагал повышение их наукоемкости при одновременном снижении удельных затрат всех видов ресурсов при производстве продукции. Эта проблема могла быть решена главным образом путем развития нового высокотехнологического сектора экономики. В становление и развитие такого сектора определенную лепту и внесли научные и технологические парки;
  • острая потребность в развитии новых технологий, которые определяли бы состояние экономически развитых стран в будущем, а также новых наукоемких отраслей производства — электроники, биотехнологии, новых современных материалов, специальной химии, оптики, информационной технологии, индустрии досуга и др.;
  • необходимость преодоления относительной автономности науки и производства, превращения их в заинтересованных партнеров. Научные и технологические парки — наиболее перспективная форма такого взаимодействия;
  • появившаяся в некоторых странах Запада потребность в реконструкции крупных предприятий и создании на их базе мелких и средних инновационных компаний. Речь идет о появлении и развитии венчурного (рискового) наукоемкого бизнеса.

Создание и функционирование научных и технологических парков способствует выравниванию экономического уровня различных регионов страны, более рациональному размещению производительных сил, превращению отдельных экономически менее развитых регионов в научно-промышленные зоны с относительно высоким .

В зависимости от характера и объема выполняемых функций выделяют пять видов технополисов:

  • инновационные центры , предназначение которых — оказание содействия преимущественно новым фирмам, связанным с наукоемкими технологиями. В качестве примера инновационных центров можно привести западногерманские центры, в первую очередь получивший широкую международную известность Берлинский инновационный центр. Он был задуман как инкубатор фирм и с самого начала своей деятельности полностью соответствовал этому предназначению. Центр предоставляет малым инновационным фирмам помещения для размещения небольшого производства, сборочных и опытно- конструкторских работ; осуществляет финансовую поддержку, оказывает этим фирмам необходимую консультационную помощь в решении технологических и организационных проблем и др.;
  • научные и исследовательские парки, которые обслуживают как новые, так и вполне зрелые фирмы, поддерживают тесные связи с университетами или научно-исследовательскими институтами. Пример — Кембриджский научный парк, основу которого составляет всемирно известный университет. В Кембриджском научном парке в середине 1990-х гг. функционировало свыше 400 высокотехнологичных малых фирм, специализирующихся в области электроники, приборостроения, компьютерных средств и программного обеспечения и др. Кроме того, Кембридж — инкубатор новых венчурных компаний, разнообразных по видам своей деятельности (исследования, производство, консалтинг);
  • технологические парки, у которых имеется в распоряжении целая сеть наукоемких фирм и производств, но вместе с тем не налажены прочные связи с университетами или научно-исследовательскими институтами:
  • технологические центры - обслуживающие предприятия, создаваемые для развития новых высокотехнологичных фирм. Их главная задача — содействие малому наукоемкому бизнесу. Особенно много их в США (более 400). В качестве примера можно назвать Центр передовой технологии в штате Джорджия, созданный на базе местного технологического института. Центр консультирует новые фирмы и оказывает им в течение первых трех лет со дня создания финансовую помощь;
  • конгломераты (пояса) технокомплексов и научных парков , цель которых — превращение целых регионов в высокотехнологические зоны. Наиболее известный конгломерат — знаменитая во всем мире Силиконовая долина, состоящая из множества разнообразных по профилю научно-исследовательских организаций, институтов, наукоемких и обслуживающих фирм. Сейчас Силиконовая долина в основном исчерпала свои пространственные возможности, и ее новые исследовательские и промышленные компании перемешаются в города к ссвсру от нее. Аналогичным конгломератом в настоящее время является и Рут-128.

В России также накоплен определенный опыт организации научных и технологических парков. Однако перестройка и последовавшее за ней реформирование экономики нанесли определенный урон системе этих парков. Сократилось финансирование, многие научные работники покинули отрасль. Обострилась проблема сохранения и умножения инновационного потенциала страны. Именно технопарки и технополисы, а также другие организационные формы инновационной деятельности, функционирующие ныне в России, должны стать основой дальнейшего научно-технического прогресса. Происходивший в середине 1990-х гг. естественный процесс расслоения созданных в стране технопарков привел к их количественному росту и появлению технопарков, организуемых не при университетах, а на базе крупных научных центров, наукоградов, в академических городках и ранее закрытых поселениях.

В середине 2002 г. Государственный совет и Совет безопасности определили впоследствии утвержденные Президентом Российской Федерации девять основных направлений развития науки и 52 критические наукоемкие технологии, на которые предстоит сделать упор. Разработана концепция реформирования государственных научных центров с тем, чтобы программа развития науки оказалась выполненной.

Правительство Российской Федерации в 2006 г. одобрило государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», направленную на развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий, что является наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей — одной из основных движущих сил экономического роста страны.

Следует отметить низкий удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций в России. Так, в 2008 г. по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды эта величина составляла лишь 9,6%", а удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг — лишь 1,4%.

Существенно уменьшилось за последние годы число организаций, выполнявших научные исследования и разработки: так, если в 1992 г. число таких организаций составляло 4555, то в 2008 г. оно снизилось до 3666 (табл. 1.1).

Как видно из таблицы, наибольший урон понесли проектные и проектно-изыскательские организации, число которых за тот же период снизилось с 495 до 42.

Соответственно сократилась и численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками. Если на конец 1992 г. их было 15 326 тыс. человек, то на конец 2008 г. — лишь 761,3 тыс. человек. Особенно сильно сократилась численность исследователей — с 804,0 до 375,8 тыс. человек за указанный период (табл. 1.2).

Таблица 1.1 Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки

Таблица 1.2 Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (на конец года; тыс. человек)