Рейтинг "Глобальная конкурентоспособность". Досье

В этом году World Economic Forum – одна из наиболее авторитетных в этой сфере международных организация - оценила обеспечивая понимание движущих сил их производительности и благосостояния. Где же место нашей страны в глобальном мире? Какие наши сильные и слабые стороны? Что может стать нашими «драйверами» роста? И что же тянет нас на дно?

Председатель правления Харьковского областного союза "Молодежные Иництиавы", эксперт инициативы TEAM EUROPE

Украина на экономической карте мира

Население Украины, по данным экспертов (на апрель 2016), составляло 42,6 млн. человек, ВВП на душу населения- $2125,4 (для сравнения у наших ближайших соседей: Польша – $12495, Казахстан - $9795, Турция -$9437, Болгария - $6831, Грузия - $3788). Доля ВВП в мировой экономике – 0,3%.

Хотя, необходимо отметить, что количество баллов, полученных нашим государством, осталось примерно неизменным (в пределах 4,0-4,1 на протяжении последних 5 лет). Что говорит о том, что при «прочих равных» другие участники рейтинга стали чуть более конкурентоспособными.

Основные негативные факторы или что тянет нас на дно

Если говорить укрупненно, то абсолютно провальными можно назвать группу факторов «Развитие финансового рынка» (130 место), «Институциональная среда» (129) и «Макроэкономическая среда» (128) – основополагающие индикаторы, определяющие «состояния здоровья» экономики и ее возможностей для эффективной конкуренции. На этом фоне особенно явно выделяются провальная макроэкономическая политика государства, низкий уровень использования современных финансовых механизмов, а также крайне слабое развитие базовых (институциональных) принципов взаимодействия государства и бизнеса, которые должны быть обеспечены на законодательном уровне.

Факторами, которые наиболее негативно повлияли на наше положение в рейтинге (по которым наша страна в 10-ке антирейтинга) стали:

Прочность банковской системы (138 (!) место из 138);

Стабильность рынка ценных бумаг (137);

Инфляция (136);

Эффективность антимонопольной политики (136);

Защита прав миноритарных акционеров (136);

Качество дорог (134);

Налоговая политика по отношению к потенциальным инвесторам (133);

Защита прав собственности (131);

Таможенные процедуры (130);

Влияние на бизнес правил в отношение прямых иностранных инвестиций (130);

Независимость судебной системы (129);

Расточительность бюджетных расходов (129);

Значение аудиторских стандартов и стандартов отчетности (129).


Драйверы роста или где искать потенциальную энергию

Сейчас озвучу банальность, но по мнению международных экспертов потенциал нашей страны заложен именно в человеческом капитале, который выражается в уровне грамотности, качестве высшего образования и науки, а также способности к инновациям.

Что касается грамотности и образования, то комментировать особенно нечего, однако особенно стоит выделить высокую оценку уровня подготовки специалистов в математических и точных науках - 27 позиция в мире (не зря наши IT-шники являются желанными работниками по всему миру). В целом же, в отношении образования и науки, мы находимся в первой трети рейтинга. Настораживающим же фактором является крайне низкий показатель «Способность страны удержать талант» – 127 место.

Также сильной стороной Украины можно определенно назвать объем внутреннего рынка, который дает значительные возможности для развития бизнеса внутри страны. Достаточно конкурентоспособным является также соотношение оплаты труда к производительности, однако при этом подчеркивается негативное влияние налогообложения в сфере оплаты труда на стимул начать работать.

При достаточно высоких показателях, определяющих простоту ведения бизнеса: количество процедур (22 место) и количество дней для открытия бизнеса (42 место – 7 дней), немного насторожила негативная тенденция по отношению к конкурентам. Что еще раз показывает, что для того, чтобы быть конкурентоспособным, нельзя оставаться на месте и то, что вчера казалось революционным, завтра будет показателем ниже среднего.

Инновациям, а точнее способности их генерировать, также стоит уделить особое внимание. Несмотря на то, что удельный вес этого фактора для нашего уровня развития (согласно предложенной методики) составляет около 10%, именно здесь, по моему мнению, могут быть основные факторы конкурентоспособности. Имея тесную взаимосвязь с показателями развития образования и науки, инновационность может стать основой для значительного прорыва нашей экономики. Хотя, не стоит забывать, что перехода этой «энергии» из потенциальной в кинетическую, необходима благоприятная внутренняя бизнес-среда, которой мы пока похвастаться не можем.

Неплохим потенциалом мы обладаем и в сферах «Инфраструктуры» (пожалуй, за исключением качества дорог) и «Технологической готовности», которые демонстрируют достаточно высокую способность страны к быстрому развитию.

При этом относительно негативным фактором я могу назвать низкое количество пользователей Интернет – всего около 50% населения или 80 место. Неожиданным позитивным значением может порадовать индикатор «Количество абонентов мобильной связи» – с показателем 144 штуки на 100 человек мы заняли 26 место в мире.

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 сентября 2016 г. Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал очередной доклад "Глобальная конкурентоспособность" с очередным одноименным рейтингом на 2016-2017 гг. (по итогам 2015 г.).

Россия в нем поднялась с 45-го на 43-е место.

Доклад и рейтинг

Доклад "Глобальная конкурентоспособность" публикуется ежегодно с 1979 г. Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). В исследовании анализируются общедоступные статистические данные и результаты анкетного опроса руководителей более 14 тыс. компаний из 138 стран мира о бизнес-климате в их государствах.

На основе этих показателей формируется индекс глобальной конкурентоспособности стран (Global Competitiveness Index, GCI). Конкурентоспособность определяется как набор институтов, законов и факторов, определяющих уровень благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства. GCI измеряется в баллах от 1 (худший результат) до 7 (лучший результат). Принцип расчета рейтинга неоднократно менялся. GCI начал рассчитываться в существующем виде с 2000 г., он стал главным показателем в докладе по конкурентоспособности в 2005 г.

В настоящее время GCI учитывает 114 индикаторов, объединенных в 12 "опорных" категорий, среди которых - институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка и инновации.

В рейтинге 2016-2017 гг., составленном по итогам 2015 г., как и в прошлом году, первое место заняла Швейцария (5,81 балла), второе место у Сингапура (5,72 балла). Также в десятку вошли США, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг, Финляндия. Всего в рейтинге 138 стран, последнее место занимает Йемен (138-е место).

Показатели России

По итогам 2015 г. Россия заняла в рейтинге 43-е место (4,51 балла), опередив по сравнению с прошлогодним рейтингом Италию, Португалию, Латвию, Бахрейн, Казахстан, но вместе с тем пропустив вперед Панаму, Мальту и Индию. В результате пересчета показателей России удалось подняться по итогам года на два места, хотя в 2015 г. она получила на 0,37 балла меньше, чем в предыдущем (4,87).

Впервые после введения современной методики в 2000 г. расчета рейтинга Россия вошла в Топ-50 в 2015 г. - 45-е место (4,87 балла). Самую низкую позицию РФ занимала по итогам 2004 г. - 75-е (3,53 балла).

Среди сильных сторон РФ, обеспечивших повышение рейтинга конкурентоспособности в 2015 г., - размер рынка (6-е место), развитие инфраструктуры (35-е место), качество высшего образования и профессиональной подготовки (32-е место). В то же время отрицательно сказываются макроэкономические показатели, в том числе инфляция (91-е место), уровень развития государственных институтов, в частности защита интересов миноритарных акционеров и частые проверки бизнеса (88-е место), уровень развития финансового рынка (108-е место), а также уровень эффективности рынка товаров (87-е место).

ЖЕНЕВА, 28 сен - РИА Новости, Елизавета Исакова. Россия улучшила свои показатели конкурентоспособности, поднявшись за год на две позиции и заняв 43-е место из 138 стран. Об этом говорится в Отчете глобальной конкурентоспособности 2016-2017 года, подготовленном Всемирным экономическим форумом.

Аналитики прогнозируют российской экономике хрупкое восстановление Основные макроэкономические индикаторы РФ в четвертом квартале продолжат очень медленное восстановление, а динамика ВВП будет находиться близко к нулевой отметке, следует из прогнозов аналитиков.

Первое место в "Глобальном индексе конкурентоспособности" (ГИК), как и в прошлые годы, ВЭФ отдал Швейцарии. На втором месте разместился Сингапур, а на третьем — США. В первую десятку также вошли Нидерланды, Германия, Швеция, Япония, Гонконг и Финляндия.

Великобритания, этим летом проголосовавшая за выход из Евросоюза, поднялась на седьмое место с прошлогоднего десятого. Однако в ВЭФ отмечают, что при оценке конкурентоспособности британской экономики аналитики не принимали в расчет итоги Brexit, которые потенциально могут значительно ухудшить результаты Лондона.

Россия, согласно "Глобальному индексу конкурентоспособности", улучшила свои показатели, поднявшись за год сразу на два места - с 45-го на 43-е. Такой рост последовательно продолжается уже несколько лет.

"Как мы видим, конкурентоспособность России более-менее стабильная по сравнению с прошлым годом. Но с одной стороны мы видим большое падение в макроэкономической среде (с 40 места на 91-е - ред.), конечно, инфляция остается одним из основных факторов, мешающих вести бизнес в России. Среди других факторов — сокращение фондов, которые государство может инвестировать в улучшение конкурентоспособности в будущем. С другой стороны, мы видим, что Россия смогла активизировать внутри страны другие ресурсы", — заявил РИА Новости Роберто Кротти, ответственный за российский сектор при составлении ГИК.

По его словам, улучшения касаются, в первую очередь, эффективности внутреннего рынка, которая была также поддержана реформами российского законодательства для облегчения возможности открытия нового бизнеса и сокращения бюрократических проблем для лидеров рынка.

"Мы также наблюдаем усилия по улучшению качества образования в соответствии с нуждами экономики", — добавил эксперт ВЭФ.

В тоже время в ВЭФ отмечают, что финансовый сектор страны продолжает страдать из-за низкого притока капитала, связанного с доходами от продажи минеральных ресурсов, а также из-за "квази-закрытия международных финансовых рынков для российских участников", что сократило возможности займов и венчурного капитала.

Владимир Колычев: сделаем бюджетную политику предсказуемой для инвесторов Директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина РФ Владимир Колычев рассказал в интервью РИА Новости, как новое бюджетное правило поможет снизить ключевую ставку ЦБ и уменьшить волатильность курса рубля.

При этом, по словам Кротти, в России наблюдается работа по отходу от зависимости от энергоресурсов в сторону развития инновационных технологий.

"Очень тяжело делать прогноз. Конечно, существуют риски менее стабильной макроэкономической среды - там могут быть другие направления, благодаря которым Россия может свалиться назад. Но на данный момент мы придерживаемся нашей статистики, поэтому сегодня очень важно, чтобы частный и государственный сектора экономики действовали совместно для улучшения конкурентоспособной среды для российского бизнеса", — заключил он.

Швейцария возглавила рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016 (The Global Competitiveness Index 2015–2016), который опубликован аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ). Позиция России в рейтинге улучшилась с 53 до 45 места.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчёте. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 140 государствах. В отчёт также включён подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского Университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчёт содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта индекса. В докладе также содержится подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчёт также включены тематические разделы, посвящённые более детальному исследованию ряда стран и регионов.



Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016 возглавила Швейцария, которая занимает первое место уже седьмой год подряд. Второе место, как и в прошлом году, занимает Сингапур, а третье - Соединённые Штаты, которые по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг. Четвёртое место занимает Германия, пятое - Нидерланды. Далее в десятке лидеров рейтинга: Япония (6 место), Гонконг (7), Финляндия (8), Швеция (9) и Великобритания (10). Таким образом, ведущая десятка лидеров не изменилась с прошлого года (см. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014).

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран сохраняется на фоне усилий Европейского Союза по решению экономических проблем еврозоны. В то время как страны Северной и Западной Европы имеют сильные конкурентные позиции, государства Южной Европы, такие как Испания (33 место), Италия (43), Португалия (38) и особенно Греция (81), которые серьёзно пострадали от экономического кризиса и макроэкономической неустойчивости, продолжают значительно отставать, хотя за минувший год добились определённых успехов в повышении конкурентоспособности.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки, который продолжает страдать от геополитической нестабильности, лидируют Катар (14 место), Объединённые Арабские Эмираты (17), Катар (16) и Саудовская Аравия (25). Израиль занимает 27 место. Сильные позиции этих стран резко контрастируют со странами Северной Африки, где самой высокую позицию в рейтинге занимает Марокко (72 место).

Среди стран Африки южнее Сахары лидером стали Маврикий (46 место), Южная Африка (49) и Руанда (58). В верхней половине рейтинга фигурируют только указанные страны региона, тогда как большинству остальных государств региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности. Значительная часть африканских стран с низким уровнем доходов занимает нижние строчки рейтинга.



Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (35 место). Несмотря на стабильный экономический рост в предыдущие годы, ряд государств региона продолжает страдать от низких темпов производительности, которые обусловили общую стагнацию конкурентоспособности. Относительно стабильными экономиками региона остаются Панама (50 место), Коста-Рика (52) и Мексика (57).

Крупные развивающиеся экономики стран БРИК демонстрируют различные показатели. Китай (28 место) по-прежнему продолжает лидировать в группе. Бразилия (75 место) в этом году переместилась в рейтинге вниз, а Индия (55) и Россия существенно укрепили свои позиции.

Россия в этом году поднялась в рейтинге с 53 до 45 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Латвия и Маврикий. В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счёт макроэкономических факторов, в частности благодаря значительному пересмотру МВФ оценок паритета покупательной способности валют. Несмотря на то что российская экономика сейчас находится в рецессии, её основные макроэкономические показатели пока выгодно отличаются от показателей ряда других стран. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространённость высшего образования, развитие инфраструктуры, улучшение показателей бизнес-регулирования и внутренней конкуренции. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, слабая развитость финансового рынка и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. В этом году к указанным отрицательным факторам добавились ослабление внутреннего спроса, экономические санкции со стороны стран Северной Америки и Западной Европы, а также внешняя неопределённость относительно будущего цен на минеральные ресурсы. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперёд Эстонию (30 место), Литву (36), Латвию (44), Азербайджан (40) и Казахстан (42). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (66 место), Украина (79), Таджикистан (80), Армения (82), Молдова (82) и Кыргызста.

Заключение

Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

Проблема конкурентоспособности российских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Нельзя отрицать и положительные моменты, которые привнесла конкуренция в нашу экономику. Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.

Теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое несмотря на все трудности стремительно набирает обороты.

Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и дело в российской прессе появляются сообщения о веерных отключениях электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями. Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы столь же важную роль, как в России, потому что нет страны, сопоставимой с Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в сложных климатических условиях. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.

Список использованной литературы

1.Гражданский Кодекс Российской Федерации

2.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Всемирный экономический форум #"justify">Приложение

Россия продолжает подниматься в рейтинге конкурентоспособных экономик мира, который ежегодно составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ). В «Индексе глобальной конкурентоспособности 2017-2018» Россия заняла 38 место среди 137 стран, что на пять строчек выше, чем в прошлом году, следует из материалов, размещенных в среду, 27 сентября, на сайте ВЭФ.

Российские показатели в Global Competitiveness Index (GCI) начали улучшаться с 2012 года, когда Россия была на 67 месте. В 2013 году Россия на 64 месте, но осталась в списке ниже всех остальных стран БРИКС. В 2014 году заняла в рейтинге 53 место. В 2015 году - 45-е. В рейтинге 2017 году Россия поднялась с 43 на 38 строчку.

«Главной причиной роста в этом году было значительное улучшение макроэкономической ситуации (рост позиций с 91-го до 53-го места), в первую очередь, сокращение инфляции и рост сбережений», - отметил координатор программы по конкурентоспособности в России ВЭФ, партнер Strategy Partners Group Алексей Праздничных. В материалах ВЭФ подчеркивается, что значительным сдвигам в макроэкономической среде способствовал «решительный выход из рецессии 2015-16 годов».

В рейтингах 137 стран по 12 слагаемым конкурентоспособности Россия оказалась в верхней половине также по таким показателям, как «Размер рынка» (6-е место), «Инфраструктура» (35-е место), «Эффективность рынка труда» (60-е место), «Здоровье и начальное образование» (54-е место), «Высшее образование и профессиональная подготовка» (32-е место), «Технологический уровень» (57-е место), «Инновационный потенциал» (49-е место).

Тем не менее, отмечается в материалах ВЭФ, экономика России по-прежнему сильно зависит от экспорта полезных ископаемых и ее перспективы остаются неопределенными. Основными слабостями России в конкурентной борьбе названо состояние финансового рынка (по этому показателю страна оказалась на 107 месте), защита прав собственности (106-е) и независимость судебных органов (90-е).

В ВЭФ отметили, что принятые в России новые законы, в том числе об увеличении минимальной заработной платы (2015 год) и защите временной занятости (2016 год), на 18 позиций (с 57 на 75 место) понизили конкурентоспособность России по такому показателю, как гибкость рынка труда. Тем не менее, считают авторы «Отчета по глобальной конкурентоспособности 2017-2018», эти законы могут в результате иметь общий положительный эффект за счет восстановления внутренней покупательной способности, которая ранее снизилась из-за инфляции и ослабления рубля.

Главными проблемами для ведения бизнеса в России признаны коррупция, ставки налогов и доступ к финансированию. Годом ранее главной проблемой для российского бизнеса называлась инфляция. В среду, 27 сентября, доклад ВЭФ обсудят на семинаре в Минэкономразвития при участии министра Максима Орешкина.

Мировая гонка

Лидером мирового рейтинга конкурентоспособности девятый год подряд продолжает оставаться Швейцария. На второй строчке оказались США, опередившие Сингапур. В первую десятку стран с самыми конкурентоспособными экономиками мира вошли также Нидерланды, Германия, Гонконг, Швеция, Великобритания, Япония и Финляндия. Самая конкурентоспособная экономика среди стран БРИКС - в Китае, который оказался на 27 строчке в рейтинге ВЭФ. Ниже России оказались Индия (40 место), ЮАР (61 место) и Бразилия (80 место).

В отчете ВЭФ отмечается, что наибольшее беспокойство с точки зрения развития конкурентоспособности вызывает надежность финансовых систем, которые до сих пор не восстановились после кризиса 2007 года, грядущее сокращение большого числа рабочих мест в результате «подрывного» эффекта процессов автоматизации и роботизации и дисбаланс между уровнем инвестиций в технологии и степенью усилий, направленных на стимулирование их внедрения во всех
сферах экономики.

По мнению исполнительного председателя ВЭФ Клауса Шваба, глобальная конкурентоспособность будет все больше определяться инновационным потенциалом страны и ее таланты будут становится более важным, чем капитал. «Страны, готовые к четвертой промышленной революции и одновременно укрепляющие свои политические, экономические и социальные системы, станут победителями в конкурентной гонке будущего», - отметил Шваб.

ВЭФ рассчитывает рейтинг конкурентоспособности стран с 2005 года, анализируя 12 показателей, в том числе институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка, инновации.

Россия в экономических рейтингах

В рейтинге глобальной конкурентоспособности, ежегодно составляемом швейцарской бизнес-школой IMD (World Competitiveness Ranking), Россия заняла в 2017 году 46 место, опустивших за год на две строчки. Ниже за последние годы Россия находилась в этом рейтинге только в 2011 году (49 место).

В рейтинге стран мира по уровню экономической свободы, которыйежегодно готовится газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation, Россия заняла в 2017 году 114 место. За год страна поднялась в рейтинге на 39 позиций, но продолжала оставаться в списке 65 стран с преимущественно несвободной экономикой.

В опубликованном в октябре 2016 года рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) Doing Business-2017, отражающем условия ведения бизнеса в стране, Россия заняла 40-е место из 190 стран. Все остальные страны, входящие в БРИКС, оказались в рейтинге гораздо ниже России. ЮАР заняла 74 место, Китай оказался на 78-й, Бразилия - на 123-й и Индия - на 130 строчке.

За год до этого Россия находилась в рейтинге на . В 2013 году Россия была на 92 месте в рейтинге Doing Business, в 2014-м - 62 место. В указе «О долгосрочной государственной экономической политике», подписанном президентом Владимиром Путиным в мае 2012 года, перед правительством была поставлена задача улучшить позицию России в рейтинге Doing Business с 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году. Этот показатель должен был стать одним из основных индикаторов успешности проводимых реформ.

В ноябре 2016 года президент Путин 40 место России в рейтинге Doing Business 2017. «В целом это уже очень достойное такое место», - заявил Путин на заседании президиума госсовета по мерам по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации. Путин напомнил, что в стране за последнее время были реализованы дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы и запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах.