Распоряжение о создании операционной кассы обособленного. Ведение кассовых операций и работа с денежной наличностью включает в себя

Многие организации торговли и общественного питания, а также аптеки имеют в своем составе обособленные подразделения, представляющие собой сеть магазинов, киосков, ресторанов, кафе, закусочных, аптек и т.д. Такие торговые точки работают с покупателями (клиентами) за наличный расчет или с применением пластиковых карт. Как правильно организовать учет кассовых операций?

Обязательные требования к ведению кассовых операций

Нормативными документами, регулирующими наличное денежное обращение в Российской Федерации и определяющими порядок ведения кассовых операций, являются:

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций);

Положение Банка России от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (далее - Правила денежного обращения);

Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".

Вопрос об особенностях ведения кассовых операций организациями, имеющими обособленные подразделения, на сегодняшний день не разъяснен. Поэтому в таких организациях нередко возникают проблемы с отражением операций в кассовой книге, нумерацией кассовых ордеров и установлением лимита кассы. Тем не менее правильно организовав документооборот, можно решить проблемы и избежать штрафов при проверках.

Примечание. Выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета применяют все филиалы, представительства и иные подразделения организации (в том числе выделенные на отдельный баланс) независимо от места нахождения (п. 10 ПБУ 1/98).

В обособленном подразделении, как и в самой организации, все хозяйственные операции оформляются первичными документами. Это установлено в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Причем документооборот должен быть организован в соответствии с требованиями действующего законодательства и принятой в организации учетной политикой. В п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сказано, что организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют учетную политику исходя из структуры, сферы бизнеса и других особенностей деятельности.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории России, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности (п. 4 ПБУ 1/98). В составе бухгалтерской учетной политики утверждаются также правила документооборота и технология обработки учетной информации.

Таким образом, порядок ведения кассовых документов, в том числе кассовой книги, закрепляется в учетной политике организации, имеющей обособленные подразделения, с учетом специфики ее деятельности.

Кассовая книга

Поступления и выдача наличных денег в компаниях учитываются в кассовой книге (форма N КО-4) <1>. Данное требование установлено в п. 22 Порядка ведения кассовых операций. В кассовой книге фиксируются суммы наличных денежных средств, ежедневно принимаемые и выдаваемые организацией, и остаток наличных денег в кассе на начало и конец дня.

Кассовую книгу должны вести все организации, в том числе применяющие такие специальные режимы налогообложения, как ЕСХН, УСН и ЕНВД (п. 3 Порядка ведения кассовых операций).

<1> Унифицированные формы первичных документов по учету кассовых операций N N КО-1, КО-2, КО-3, КО-4 и КО-5 утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Примечание. Вносить в кассовую книгу записи по операциям в территориально удаленном обособленном подразделении в момент их осуществления кассир данной организации не сможет.

Организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью, количество листов в ней обязательно заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера этой организации (п. 23 Порядка ведения кассовых операций). Для организаций, имеющих обособленные подразделения, никаких исключений законодательством РФ не предусмотрено. Кассовая книга у таких компаний должна быть единой и вестись в самой организации.

В соответствии с требованиями, установленными в Порядке ведения кассовых операций, кассир организации обязан сделать соответствующую запись в кассовой книге сразу же после получения или выдачи денег по каждому кассовому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Очевидно, что произвести подобные действия в ситуации, когда обособленное подразделение территориально удалено от головной организации или находится в другом городе, очень сложно.

Рассмотрим несколько способов ведения кассовой книги организациями, имеющими обособленные подразделения, которые наиболее часто применяются на практике.

Примечание. Косвенно правомерность этой операции подтверждается наличием строки для информации об обособленном подразделении на титульном листе кассовой книги унифицированной формы N КО-4.

Ведение отдельных разделов единой кассовой книги

в обособленных подразделениях

Некоторые компании кассовые операции территориально отдаленных обособленных подразделений отражают в отдельных разделах, томах или частях единой кассовой книги. Данный порядок документооборота нужно предусмотреть в бухгалтерской учетной политике.

В каждом обособленном подразделении открывается отдельный раздел, том или часть единой кассовой книги, и кассир подразделения самостоятельно выписывает приходные и расходные кассовые ордера со своей специфической нумерацией и последующим отражением их в единой кассовой книге организации.

Разделы кассовой книги удобнее вести автоматизированным способом, то есть формировать листы ежедневно в конце рабочего дня в виде распечаток с реквизитами, предусмотренными в унифицированной форме N КО-4. В конце отчетного периода они брошюруются.

На титульном листе каждого раздела (тома, части) указываются наименование организации, ее обособленного подразделения и номер раздела единой кассовой книги.

Поскольку в данном случае невозможно соблюдать сквозную нумерацию приходных и расходных кассовых ордеров в целом по организации, целесообразно приказом руководителя закрепить за каждым обособленным подразделением условное наименование или кодовый номер. Соответственно, при оформлении приходных и расходных кассовых ордеров (формы N N КО-1 и КО-2) им присваиваются дробные номера, где числитель - порядковый номер кассового ордера по журналу регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3), а знаменатель - код (условное наименование) обособленного подразделения.

Примечание. Порядок присвоения номеров каждому из разделов кассовой книги следует закрепить в учетной политике.

Пример. Головной офис ООО "УпаковкаПлюс" расположен в Москве. У организации два обособленных подразделения, не выделенных на отдельные балансы и не имеющих расчетных счетов. Одно из них находится в Одинцове, другое - в Твери. В соответствии с бухгалтерской учетной политикой ООО "УпаковкаПлюс" на 2008 г. единая кассовая книга организации состоит из трех отдельных разделов, которым присвоены коды:

01 - для раздела кассовой книги головной организации;

02 - для раздела кассовой книги обособленного подразделения в Одинцове;

03 - для раздела кассовой книги обособленного подразделения в Твери.

Согласно учетной политике при заполнении обособленными подразделениями организации кассовых ордеров используются дробные номера. Их числитель - порядковый номер кассового ордера в соответствующем обособленном подразделении, а знаменатель - код конкретного обособленного подразделения:

По головной организации: приходный кассовый от 08.09.2008 N 82/01, расходный кассовый ордер от 12.09.2008 N 76/01;

- по филиалу в Одинцове: приходный кассовый номер от 04.09.2008 N 236/02, расходный кассовый ордер от 04.09.2008 N 218/02;

По филиалу в Твери: приходный кассовый номер от 24.09.2008 N 179/03, расходный кассовый ордер от 26.09.2008 N 154/03.

Приказом руководителя организации необходимо установить периодичность передачи отдельных разделов единой кассовой книги, кассовых отчетов с приходными и расходными кассовыми документами, а также других первичных кассовых документов из обособленных подразделений в бухгалтерию головной организации.

Примечание. Переданные в головной офис разделы (тома, части) в совокупности будут составлять одну кассовую книгу организации. При этом организация должна обеспечить брошюровку ежемесячно получаемых документов, соблюдая хронологию и соответствие кодам, установленным для обособленных подразделений.

В случае когда обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет отдельного расчетного счета, в бухгалтерию головной организации передаются оригиналы первичных кассовых документов и разделов (томов, частей) кассовой книги. Копии этих документов остаются в обособленном подразделении.

Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет отдельный расчетный счет, в бухгалтерию головной организации передаются копии первичных кассовых документов и разделов (томов, частей) кассовой книги, заверенные печатью, подписями руководителя и главного бухгалтера обособленного подразделения. Оригиналы документов хранятся в обособленном подразделении.

По окончании отчетного периода подразделения передают в бухгалтерию головной организации первые экземпляры разделов (томов, частей) кассовой книги для составления сводной отчетности, а для подтверждения остатков денежных средств на местах оставляет у себя копии.

На основании первых экземпляров кассовой книги (отчетов кассира) и приложенных к ним кассовых документов обособленных подразделений бухгалтерия головной организации отражает операции по движению наличных денежных средств на счетах бухучета. Причем дата операции в учете должна соответствовать дате в кассовых документах.

Такой способ ведения кассовой книги с технической стороны удобен и головной организации, и обособленным подразделениям. В то же время у него есть существенный недостаток: требования Порядка ведения кассовых операций не выполняются. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., а на организацию - от 40 000 до 50 000 руб.

Ведение отдельной кассовой книги

обособленными подразделениями

Единая кассовая книга организации позволяет сконцентрировать все кассовые операции в одном месте. Поэтому организация сможет осуществлять надлежащий контроль за этими операциями. Наличие территориально удаленных обособленных подразделений затрудняет такой контроль. В связи с этим многие фирмы в нарушение требований Порядка ведения кассовых операций составляют в каждом таком подразделении отдельную кассовую книгу. В результате первичные документы по кассовым операциям оформляются обособленными подразделениями отдельно от документов головной организации и имеют собственную нумерацию.

Примечание. Головной организации и каждому обособленному подразделению заранее выдаются пронумерованные приходные и расходные кассовые ордера, за которые они отчитываются в конце каждого месяца и на основании которых в головной фирме формируется кассовая книга.

Как правило, такой способ организации кассовых операций применяется в отношении обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс и имеющих расчетный счет. Он наиболее оптимален с точки зрения организации бухгалтерского учета, технически удобен, но существенно нарушает требования Порядка ведения кассовых операций.

Ведение единой кассовой книги с заранее зарезервированным

диапазоном номеров кассовых ордеров

При указанном способе ведения кассовых операций головная организация заполняет кассовую книгу, заранее резервируя диапазоны приходных и расходных кассовых ордеров между обособленными подразделениями. Например, бланки документов с 1-го по 200-й остаются в головной организации, с 201-го по 400-й резервируются за одним обособленным подразделением, с 401-го по 600-й - за следующим обособленным подразделением и т.д.

Подобный способ организации документооборота для учета кассовых операций могут применять организации, филиальная сеть которых построена строго по территориально-производственному принципу, а филиалы не реализуют продукцию, работы или услуги за наличный расчет. Иначе говоря, при такой деятельности организации, когда возможно достаточно точно предусмотреть количество используемых бланков, например только для выдачи заработной платы, оплаты сырья и материалов исходя из графика поставок. Но даже для названных организаций существует риск применения штрафных санкций за несвоевременную сдачу неиспользованных наличных денег в кассу.

Кроме того, с технической точки зрения рассматриваемый способ не очень удобен. Возможна ситуация, когда у одного обособленного подразделения номер кассового ордера на раннюю дату может оказаться больше номера на более позднюю дату у другого обособленного подразделения. Это нарушает правила сквозной нумерации в хронологическом порядке по организации в целом (п. 21 Положения о ведении кассовых операций).

Ведение в обособленных подразделениях операционной кассы

Действующее законодательство позволяет организациям, в том числе имеющим обособленные подразделения, иметь так называемую операционную кассу.

Примечание. При необходимости организация вправе открывать субсчет "Операционная касса" к счету 50. Это предусмотрено Инструкцией по применению Плана счетов.

В соответствии с п. 28 Порядка ведения кассовых операций главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает кассирам операционных касс авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5). В свою очередь в конце рабочего дня кассиры операционных касс отчитываются перед ним в получении аванса и денег, принятых по приходным документам. Остаток наличных денег и кассовых документов по проведенным операциям сдается под расписку (в той же книге учета принятых и выданных кассиром денег).

В данном случае приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3).

Таким образом, в учетной политике организации можно предусмотреть, что основная касса расположена по месту нахождения головной организации, а в территориально удаленных обособленных подразделениях открываются операционные кассы. Кроме того, в учетной политике закрепляются порядок и периодичность передачи остатков денежной наличности из операционных касс в основную кассу головной организации (например, еженедельно).

Примечание. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после выдачи (п. 21 Порядка ведения кассовых операций).

Кассир головной организации помимо кассовой книги должен вести еще и книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств, которая открывается на год. Соответственно, кассиры операционных касс обособленных подразделений обязательно ведут операционные кассовые книги. В этих книгах они ежедневно отражают показания счетчиков контрольно-кассовой техники на начало и конец рабочего дня, суммы выручки за день и суммы денежных средств, сданные в кассу организации (суммы подтверждаются подписями ответственных лиц). Форму операционной кассовой книги необходимо утвердить в качестве одного из приложений к учетной политике, взяв за основу унифицированную форму N КО-4.

Несмотря на удобство и широкое распространение данного способа организации кассовых операций, он не исключает риска применения к организации санкций, предусмотренных в ст. 15.1 КоАП РФ, поскольку не соответствует обязательным требованиям, установленным в Порядке ведения кассовых операций.

Ведение единой кассы

Анализ перечисленных выше способов ведения кассовой книги, применяемых многими компаниями, имеющими филиалы, позволяет сделать вывод: подобная организация кассовых операций всегда будет сопряжена с риском предъявления претензий со стороны контролирующих органов - банков и налоговых инспекций. Дело в том, что их позиция по данной проблеме однозначна. Создание отдельных касс в удаленных обособленных подразделениях, ведение в них отдельных кассовых книг, отдельных томов или разделов единой кассовой книги компания не вправе обосновать положениями собственной учетной политики.

Примечание. Распорядительные документы и учетная политика организации не могут каким-либо способом изменять установленные законодательством правовые нормы и придавать им иной смысл.

Например, нельзя изменить положение п. 23 Порядка ведения кассовых операций о единстве кассовой книги организации, которое предназначено для предотвращения внесения записей в кассовую книгу задним числом. Кроме того, сформировать отдельные тома или разделы кассовой книги в одну со сквозной нумерацией страниц невозможно.

На сайте одного из региональных управлений ФНС России приведены следующие рекомендации по решению проблемы учета кассовых операций в компании с разветвленной филиальной сетью. Современные средства связи позволяют организовать документооборот между головной организацией и филиалом таким образом, чтобы данные о кассовых операциях поступали в головную организацию в момент их совершения. Не случайно в п. п. 2.4 и 2.5 Правил денежного обращения предусмотрен перевод платежей через предприятия Госкомсвязи России. Допускается ведение кассовой книги в виде компьютерной машинограммы (п. 25 Порядка ведения кассовых операций).

Буква закона. Кто проверяет кассовые операции в организации

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ (п. 2.15 Правил денежного обращения). Систематически (не реже одного раза в два года) банки проверяют:

Полноту оприходования денежной наличности, полученной в банке, и полноту сдачи денег в кассу банка;

Выполнение согласованных с банком условий расходования наличных денежных средств, поступающих в кассу организации;

Соблюдение предельных сумм расчетов наличными деньгами;

Соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе организации;

Ведение кассовой книги и других кассовых документов.

По результатам проверки оформляется два или три экземпляра справки о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью, которые подписывают руководитель, главный бухгалтер организации и представитель банка. Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются в банке. Затем третий экземпляр справки передается организации, а второй остается в банке. Если были установлены факты нарушения порядка работы с денежной наличностью, первый экземпляр справки направляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности. При отсутствии нарушений проверяющие заполняют только две справки. Таким образом, сотрудники банков не могут составлять протоколы об административной ответственности. Налоговые органы не вправе проводить проверки организаций по вопросам соблюдения установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами за товарно-материальные ценности, работы и услуги, выполнения порядка хранения свободных денежных средств и накопления в кассе наличных денег в пределах установленных лимитов. В то же время налоговые органы могут затронуть эти вопросы при проверке (например, применяет ли организация ККТ).

Вместе с тем такая организация наличных расчетов имеет недостаток: внедрение данного способа требует значительных затрат. Хотя не меньших затрат, видимо, потребуется, чтобы каждый филиал зарегистрировать как отдельное юридическое лицо.

Лимит кассы

Правилами денежного обращения установлено, что наличные деньги, поступающие в кассы организаций, подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на ее расчетный счет. В кассах хранятся наличные деньги только в пределах лимита, установленного обслуживающим банком по согласованию с руководителем этой организации. Лимит остатка наличных денежных средств в кассе утверждается на календарный год всем организациям, имеющим кассу и осуществляющим наличные денежные расчеты, независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Для этого организации представляют в банк, осуществляющий расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 <2>. По обоснованной просьбе установленный организации на год лимит в течение года может быть изменен.

<2> Данная форма содержится в Приложении 1 к Правилам денежного обращения.

Решение вопроса об установлении лимита кассы для организации, имеющей обособленное подразделение, зависит от того, выделено такое подразделение на отдельный баланс со своим расчетным счетом или нет.

Организации, в состав которой входят обособленные подразделения, не выделенные на отдельные балансы и не имеющие расчетных счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Посмотрим, как это происходит на практике.

1. Лимит кассы утверждается банком, в котором открыт расчетный счет головной организации. При наличии нескольких расчетных счетов в разных банках головная организация по своему усмотрению определяет банк, который будет утверждать лимит кассы.

2. Общая сумма установленного лимита кассы распределяется головной организацией на отдельные доли лимита для головной организации и для каждого структурного подразделения. Это распределение оформляется распоряжением руководителя организации, которое доводится до сведения руководителей всех структурных подразделений. Общая сумма всех долей должна быть равна общей сумме лимита кассы организации.

У организации есть обособленное подразделение, которое не выделено на отдельный баланс и не имеет своего расчетного счета, но в котором используется операционная касса. Как должна формироваться кассовая книга - читайте в статье.

Вопрос: Можно ли использовать счёт 50.2 операционную кассу при обособленном подразделении (головная организация нет кассы, есть магазин по другому адресу другой КПП обособленное подразделение) в головной организации по 50.1счету только займы учредителя в подразделении, розничная выручка, касса есть инкассируемая учредителем и вносит через банковский терминал. Как должна формироваться кассовая книга отдельно по обособленному подразделению отдельно и по головной организации или общая с использованием счёта 50.2? Должен ли быть лимит кассы в таком случае? Обособленное подразделение магазин не выделено на отдельный баланс и нет отдельного расчетного счёта.

Ответ: Да, можно.

Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды считают, что независимо от того, является или нет обособленное подразделение филиалом (представительством), оно должно вести кассовую книгу (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 № А56-59643/2012).

Однако есть примеры судебных решений, в которых говорится, что кассовую книгу обязаны вести только сама организация, ее филиалы и представительства (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 № А28-6462/2012 , Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 № А56-39499/2012). Следует учитывать, что на практике такой подход может привести к спору с проверяющими. Есть вероятность, что налоговая инспекция посчитает действия организации неправомерными и привлечет ее к ответственности (ч. 1 ст. 15.1 КоАП).

Как соблюдать лимит остатка денежных средств в кассе

Нужно ли устанавливать лимит обособленным подразделениям

Если организация имеет обособленные подразделения, лимит остатка денежных средств в кассе установите каждому из них. При этом порядок расчета лимита кассового остатка по структурным подразделениям организации (филиалам, представительствам, территориально отдаленным торговым точкам и т. д.) зависит от того, куда они сдают наличность.

Если обособленное подразделение зачисляет выручку на расчетный счет, минуя кассу головной организации, установите для него лимит без учета лимитов других подразделений и лимита головной организации. То есть в данном случае лимит остатка кассы нужно будет установить отдельно для:*

головной организации;

обособленного подразделения организации. При условии что деньги не сдаются в кассу головной организации.

А как быть, если обособленное подразделение создано недавно и движения денег в его кассе пока нет? Тогда для определения лимита воспользуйтесь формулой расчета исходя из ожидаемой наличной выручки, а при ее отсутствии - ожидаемого объема выдачи наличных денег. Такой порядок следует из пунктов и приложения к указанию ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У .

Пример определения лимита кассы для нового подразделения организации. Наличные деньги сдаются в банк*

В январе ООО «Торговая фирма "Гермес"» открыло обособленное подразделение. Выручку подразделение будет зачислять на расчетный счет. Расчет лимита кассового остатка производится исходя из ожидаемого объема поступлений за товары.

В подразделении установлена пятидневная рабочая неделя. Следовательно, расчетный период составляет 57 рабочих дней (17 дн. + 20 дн. + 20 дн.).

По плану объем продаж по месяцам:

в январе - 600 000 руб.;

в феврале - 800 000 руб.;

в марте - 800 000 руб.

Итого допустимый лимит остатка наличных денег в кассе:
- 115 789 руб. (2 200 000 руб. : 57 дн. * 3 дн.).

На основе этих данных руководитель организации установил своим распоряжением лимит кассового остатка для подразделения в сумме 115 789 руб.

1. Офисы продаж, находятся по адресам, отличным от юридического адреса компании (компания является малым предприятием, учет по ОСНО), однако офисы находятся в одном муниципальном образовании и подведомственны одному налоговому органу, являются ли они обособленными подразделениями? Каков порядок ведения кассы в данных офисах с 01.06.2014г.,учитывая то, что предприятие малое? Необходимы ли отдельный лимит и отдельная кассовая книга по каждому офису?

п. 2 ст. 11 НК РФ). Из определения следует, что для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места. Поэтому если в указанных офисах продаж оборудованы рабочие места на срок более одного месяца, организация должна встать на налоговый учет по местонахождению этих обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ).

абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).

Так как организация относится к малым предприятиям, вы вправе не устанавливать лимит остатка кассы по обособленным подразделениям.

При этом обязанность по ведению кассовой книги возложена на все обособленные подразделения организации, в которых совершаются кассовые операции. Такие разъяснения даны департаментом наличного денежного обращения Банка России в письме от 4 мая 2012 г. № 29-1-1-6/3255 . Аналогичной позиции придерживается и ФНС России в письме от 17 мая 2013 г. № АС-4-2/8827 .

Если обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, для постановки подразделений на учет организация вправе выбрать одну инспекцию по местонахождению любого из ее подразделений (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).* Это правило распространяется только на обособленные подразделения. Поэтому если в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то регистрироваться придется дважды (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).

Организация должна заявить в инспекцию о постановке на налоговый учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Для этого в инспекцию по местонахождению организации подайте:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма , формат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362 ;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма , формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488 . Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.

Вместе с сообщением и уведомлением организация вправе представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Внимание: если организация опоздает с подачей заявления о постановке на учет обособленного подразделения, то ей грозит штраф по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб. Если же в незарегистрированном обособленном подразделении организация начнет вести предпринимательскую деятельность, санкции могут быть более строгими.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.

Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то ответственность по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ не применяется. В этом случае организацию могут оштрафовать на 200 руб. на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Составом правонарушения будет не пропуск срока подачи заявления о постановке на учет, а то, что организация не представила документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена в письме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404 .

Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.

Инспекция, в которой подразделение встало на учет, присваивает подразделению его КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН подразделения является ИНН организации. Это следует из положений пунктов и Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435 .

Сергей Разгулин ,

2. Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения

Датой создания обособленного подразделения признается дата обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через данное подразделение.

Обособленным признается подразделение, территориально отдаленное от организации, в котором оборудованы рабочие места на срок более одного месяца (стационарные рабочие места) (п. 2 ст. 11 НК РФ). Из определения следует, что для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места.*

Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).

Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать дату окончания обустройства рабочего места, дату принятия первого сотрудника на работу или другую дату, связанную с началом деятельности подразделения. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28 , Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10 , Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19) , Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541) .

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Обособленные подразделения

Если организация имеет обособленные подразделения, лимит остатка денежных средств в кассе установите каждому из них.* При этом порядок расчета лимита кассового остатка по структурным подразделениям организации (филиалам, представительствам, территориально отдаленным торговым точкам и т. д.) зависит от того, куда они сдают наличность.

Если обособленное подразделение зачисляет выручку на расчетный счет, минуя кассу головной организации, установите для него лимит без учета лимитов других подразделений и лимита головной организации. То есть в данном случае лимит остатка кассы нужно будет установить отдельно для:

  • головной организации;
  • обособленного подразделения организации. При условии что деньги не сдаются в кассу головной организации.

Если обособленные подразделения сдают выручку только в головную кассу, то общая сумма лимита остатка в кассе в целом по организации должна включать в себя:

  • лимит остатка в кассе головной организации;
  • лимиты остатков по всем обособленным подразделениям.

Например, в данном случае можно рассчитать общий лимит в целом по организации с учетом выручки всех обособленных подразделений. А затем распределить его между главной (центральной) кассой и подразделениями исходя из доли выручки каждого подразделения. Распределение оформите приказом руководителя организации, составленным в произвольном виде.

Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды считают, что независимо от того, является или нет обособленное подразделение филиалом (представительством), оно должно вести кассовую книгу (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2013 г. № А56-59643/2012).

Однако есть примеры судебных решений, в которых говорится, что кассовую книгу обязаны вести только сама организация, ее филиалы и представительства (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2012 г. № А28-6462/2012 , Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2012 г. № А56-39499/2012). Следует учитывать, что на практике такой подход может привести к спору с проверяющими. Есть вероятность, что налоговая инспекция посчитает действия организации неправомерными и привлечет ее к ответственности (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Елена Попова,

Все организации независимо от их организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 , п. 5 ст. 346.26 НК РФ). В упрощенном порядке кассовые операции могут вести:*

  • субъекты малого предпринимательства (малые и микропредприятия);
  • индивидуальные предприниматели.

Расходование наличной выручки

Поступающую в кассу наличную выручку от реализации можно расходовать на следующее:

  • выдачу зарплаты;
  • социальные выплаты;
  • оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • выдачу сотрудникам под отчет (в т. ч. командировочных);
  • выплату денег при возврате товаров, отказе от выполнения работ или оказания услуг (при условии, что ранее они были оплачены наличными);
  • выплату страховых возмещений по договорам страхования граждан (при условии, что страховая премия была уплачена наличными);
  • выдачу денег в качестве банковского платежного агента (субагента);
  • использование денег на личные нужды предпринимателем, при условии, что выплата не связана с его предпринимательской деятельностью.

На эти цели можно расходовать только выручку от реализации собственных товаров (выполнения работ, оказания услуг). Наличные деньги, принятые от граждан в качестве платежей в пользу иных лиц (например, при посреднических договорах, оплате услуг мобильных операторов, комиссионной торговле), должны быть в полном объеме сданы в банк.

Сохранность наличных денег

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, их хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения инвентаризации кассы организации и предприниматели разрабатывают самостоятельно (п. 7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

За сохранность денег в кассе отвечает кассир или сотрудник, исполняющий его обязанности. Поэтому при приеме кассира на работу, помимо оформления обычных документов, нужно:

  • заключить договор о полной материальной ответственности ;
  • взять с кассира расписку о том, что он ознакомлен со своими должностными правами и обязанностями.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

6. Ситуация: можно ли обособленным подразделениям передавать друг другу наличные деньги, минуя кассу головной организации

Множество компаний осуществляет прием наличных денег от покупателей через струк­турные подразделения, расположенные вне места их государственной регистрации. Это может быть торговая сеть или пункты оказа­ния услуг населению. Нередко каждую подобную «точку» обслуживает один-един­ственный работник. Следует ли в таком под­разделении вести отдельную кассовую книгу?

К сожалению, простого и понятного от-вта на этот сугубо практический вопрос мы не найдем ни в базовом нормативном доку­менте - Положении о порядке ведения кас­совых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации утвержденном Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Поло­жение), ни в официальных разъяснениях Банка России, Минфина России или Феде­ральной налоговой службы.

Попытаемся разобраться самостоятельно.

Читаем нормативный документ

Положение (абз. 2 п. 1.2) буквально устанав­ливает следующее: обособленное подразде­ление (филиал, представительство) юриди­ческого лица, для совершения операций которого юридическим лицом открыт бан­ковский счет, устанавливает лимит остатка н а л и ч ны х де нег. Но кол ь с коро дол жен быт ь лимит, наличествует и касса (абз. 1 п. 1.2 Положения). Кассовые операции подлежат отражению в кассовой книге (абз. 9 п. 2.6 Положения). А если обособленное подраз­деление ее не ведет?

Невнесение записей в кассовую книгу рассматривается как неоприходование в кассу наличных денег (абз. 2 п. 6.1 Положения). Оно расценивается как админи­стративное правонарушение и влечет за собой весьма внушительные штрафы (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Контроль за полнотой учета выручки денежных средств осущест­вляют территориальные налоговые инспек­ции (п. 5 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой служ­бой государственной функции по осущест­влению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в органи­зациях и у индивидуальных предпринима­телей, утв. приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Поэтому каждой компании, работающей с наличными день­гами вне места своего нахождения, важно определиться с «кассовыми» обязанностя­ми работников своих подразделений.

Так в каком же значении в Положении применено понятие «обособленное подраз­деление»?

Лингвистический анализ

Для начала разберемся в конструкции «обо­собленное подразделение (филиал, предста­вительство) юридического лица (далее – обособленное подразделение)», использо­ванной в Положении. При перечислениях скобки в нем применяются не в целях уточ­нения (конкретизации, сужения) первого из перечисляемых терминов, а для обозна­чения альтернативных или дополнитель­ных к нему вариантов. Об этом свидетель­ствуют многочисленные примеры из текста:

  • банковский платежный агент (субагент);
  • печать (штамп);
  • кассовая книга (книга учета принятых и вы данных кассиром денежных средств);
  • расчетно-платежная ведомость (платеж­ная ведомость);
  • расходный кассовый ордер (расчетно-платежная ведомость, платежная ведомость);
  • наименование (фирменное наименование);
  • приходный кассовый ордер (расходный кассовый ордер);
  • полученные (выданные) наличные деньги.

Значит, «филиал» и «представительство» – это не расшифровки или пояснения к «обо­собленному подразделению», тем более что любой объект из интересующего нас переч­ня – «обособленное подразделение», «фили­ал» и «представительство» – в целях приме­нения Положения обобщенно именуется обособленным подразделением (с помощью оговорки «далее»). Казалось бы, обособлен­ное подразделение в «кассовом» понимании не сводится к общеустановленному значению термина «обособленное подразделение».

Справочно

Обособленное подразделение юридического лица непременно характеризуется расположенностью вне места его нахождения.

Формальный лингвистический анализ вынуждает нас признать, что обособленное подразделение, филиал и представитель­ство – равноценные с точки зрения Поло­жения понятия. А потому невозможно со­гласиться с мнением, что обособленными подразделениями в Положении считаются лишь филиалы и представительства.

Перечень объектов

Следующий шаг – разберемся со смыслом каждого из самостоятельных объектов – «обособленное подразделение», «филиал», «представительство».

На первый взгляд, речь идет о территори­альной обособленности, которая характеризуется адресом, отличным от адреса госу­дарственной регистрации компании.

Бухгалтеры склонны рассматривать обо­собленное подразделение в специальном значении, придаваемом этому термину на­логовым законодательством. Главным при­знаком такого обособленного подразделе­ния является срок, на который в нем обо­рудованы рабочие места. И если рабочее место существует менее месяца, то обособленного подразделения оно не порождает. Однако не следует забывать об ограничен­ном применении этого критерия. Такой признак обособленного подразделения, как срок, «работает» лишь в актах законода­тельства о налогах и сборах. Об этом прямо сказано в абзаце 1 пункта 2 статьи 11 На­логового кодекса. Положение, принятое Банком России, к подобным актам не отно­сится (п. 1 ст. 4 НК РФ). Оно предназначено для организации наличного денежного об­ращения (ст. 34 Закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)»).

Поясним сказанное на конкретном при­мере. Предположим, компания открыла торговую точку без определения срока и она функционирует менее месяца. С точ­ки зрения налогового законодательства обособленного подразделения у нее нет. Но это не означает, что такового не имеется в целях соблюдения кассовой дисциплины. Эту позицию поддерживает письмо Мин­фина России от 8 октября 2012 г. № 03-02-07/1-242. В нем подчеркивается, что органи­зация, в составе которой имеется «налого­вое» обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения такого подразделения. Но факт такого учета не может влиять на порядок ведения кассовых операций.

Определения терминов

Характеристики интересующих нас терми­нов мы найдем в статье 55 Гражданского кодекса. А в ней нас поджидает удивитель­ный сюрприз. Из формулировки статьи не следует, что обособленное подразделение юридического лица непременно характе­ризуется расположенностью вне места его нахождения, которое определяется мес­том его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Это в налоговых правоотно­шениях территориальная обособленность специально оговорена, то есть имеет прин­ципиальное значение.

Нетрудно представить себе обособлен­ные подразделения, находящиеся по «юри­дическому» адресу компании. Скажем, в одном задании, ей принадлежащем, могут размещаться несколько магазинов разного профиля (например, реализующих продук­ты питания и спортивные товары), ресторан и т. д. Под каждый вид деятельности выде­лено отдельное помещение, но в ЕГРЮЛ этот факт не отражается.

Филиал и представительство – особые разновидности обособленных подразделе­ний. Они должны быть, во-первых, располо­жены вне места нахождения юрлица, а во-вторых, непременно указаны в его учреди­тельных документах.

В итоге мы выявили источник трудно­стей в понимании требований Положения. И пришли к выводу: территориально-адресный признак – не обязательный кри­терий обособленности.

По мнению автора, в Положении филиа­лы и представительства выделены с тем, чтобы подчеркнуть гражданско-правовой статус обособленных подразделений. Но де­лать это было даже не обязательно. Ведь фи­лиалы и представительства – тоже обосо­бленные подразделения. А вот мнение от­дельных специалистов, что Положение определяет обособленные подразделения как филиалы и представительства, является заблуждением.

Внимание

Если подразделение ведет кассовые операции, оно обязано вести и кассовую книгу. Причем использовать банковский счет вовсе не обязательно.

Роль банковского счета

В Положении сказано, что лимит устанав­ливают обособленные подразделения, для совершения операций которых юридиче­ским лицом открыт банковский счет. Эта формулировка послужила еще одним источником разногласий. Казалось бы, если счет для обслуживания подразделения спе­циально не открывался, то нет оснований и устанавливать лимит. Ну и соответствен­но – вести кассовую книгу.

Но Банк России возражает против такого толкования. В письме от 4 мая 2012 г. № 29-1-1-6/3255 он разъясняет, что требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделе­нием, ведущим кассовые операции, незави­симо от наличия банковского счета юри­дического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением. Эту позицию взяли на вооружение нало­говые органы (п. 1 письма ФНС России от 12 сентября 2012 г. № АС-4-2/15195).

Спорить с этой точкой зрения трудно, по­скольку владельцем счета выступает не обо­собленное подразделение, а юридическое лицо. Возможность использования счета ра­ботниками подразделения устанавливается компанией и извне, со стороны банка, не ограничивается.

Если подразделение ведет кассовые опе­рации, оно обязано вести и кассовую книгу. Причем подразделению для соблюдения ли­мита использовать банковский счет вовсе не обязательно. Сверхлимитную налич­ность можно сдавать и в головную кассу (абз. 2 п. 1.5 Положения).

Выводы

В итоге остается единственный критерий наличия кассы – совершение подразделени­ем кассовых операций. Ну а кассовые опера­ции – это операции по приему наличных денег, включающие их пересчет, и выдаче наличных денег (абз. 2 п. 1.1 Положения). И если такие действия осуществляются непосредственно в обособленном помеще­нии, причем для этого назначены ответ­ственные лица, то подразделение обязано вести кассовую книгу.

Приходится признать, что главный при­знак обособленности – организационный. Ведь касса – это место для проведения кас­совых операций, определенное руководите­лем юридического лица (абз. 1 п. 1.2 Поло­жения). По мнению автора, налоговые спо­ры по неведению кассовой книги обособленным подразделением перспектив не имеют. Радует лишь то, что обязанности по специальному оборудованию и укрепленности касс ушли в прошлое.

Наличие в организации разветвленной структуры не является редким явлением - в настоящее время многие компании имеют в своем составе представительства, филиалы или иные структурные подразделения. При этом они могут осуществлять непосредственную продажу товаров (работ, услуг), в связи с чем возникает необходимость в наличных денежных расчетах, которые в соответствии с требованиями российского законодательства должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники. Рассмотрим, каким образом эти требования реализуются в обособленных подразделениях.
Обязанность применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) на территории Российской Федерации установлена Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
По общему правилу использовать ККТ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при наличных расчетах (в том числе с использованием платежных карт) в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Вместе с тем не применять ККТ вправе:
- организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению при условии выдачи бланка строгой отчетности, который подтверждает факт принятия наличных денежных средств от покупателя;
- организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых подлежит обложению ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели - налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения, при условии выдачи им по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
- организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
- аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, которые расположены в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при продаже лекарственных препаратов.
Таким образом, не применять ККТ могут только обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при продаже лекарственных препаратов. Все остальные обязаны применять на территории Российской Федерации контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных расчетов за товары, выполнение работ или оказание услуг.
В соответствии с п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, заявление о регистрации ККТ, которая подлежит применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Согласно п. 21 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н, ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением заявителя-организации, регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения данного обособленного подразделения.
Территориальные налоговые органы регистрируют ККТ заявителя-организации, осуществляющего деятельность через обособленные подразделения, которые находятся на территории одного муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и которые подведомственны разным территориальным налоговым органам, в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из обособленных подразделений, где заявитель-организация поставлен на налоговый учет.
Аналогичное мнение высказано в Письме ФНС России от 25.11.2013 N ЕД-4-2/21059.
Одним из наиболее сложных вопросов, касающихся кассовой дисциплины в организациях с обособленными подразделениями, является ведение кассовой книги. В соответствии с абз. 9 п. 2.5 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П) листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.
Согласно п. 5.1 Положения N 373-П платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги, предусмотренной в абз. 1 данного пункта, ведет кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом). Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру (расходному кассовому ордеру), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (п. 5.2 Положения N 373-П).
После выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня обособленное подразделение передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу (п. 5.6 Положения N 373-П).
Таким образом, Положением N 373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только организацией, но и каждым ее обособленным подразделением. Такая позиция изложена в Письме ФНС России от 17.05.2013 N АС-4-2/8827@.
Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой, в частности Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 по делу N А56-59643/2012. Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка полноты учета выручки и порядка работы с наличностью в обособленном подразделении общества, по результатам которой общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 с. 15.1 КоАП РФ, за неоприходование в кассу денежной наличности.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в суд с исковым заявлением. По мнению общества, Положение N 373-П указывает на необходимость ведения кассовой книги только филиалами и представительствами, а не обособленными торговыми точками и удаленными рабочими местами. Кроме того, общество считает, что денежные средства были инкассированы непосредственно с торговой точки (АЗС) и не поступали в главную кассу головного офиса общества, в связи с чем общество не имело возможности оприходовать выручку в кассовой книге.
Суд, принимая сторону налоговой инспекции, сослался на то, что ежедневная инкассация непосредственно в банк не освобождает общество от обязанности оприходования поступивших наличных денежных средств в кассовую книгу. Ведение журнала кассира-операциониста в обособленном подразделении также не освобождает его от предусмотренной Положением N 373-П обязанности ведения кассовой книги для учета поступающих в кассу наличных денег.
Доводы общества о том, что Положением N 373-П установлена обязанность ведения кассовой книги только филиалами и представительствами, а не обособленными торговыми точками и удаленными рабочими местами, в то время как АЗС не является филиалом или представительством общества (не наделена функциями юридического лица, не имеет положений о филиале или представительстве, не отражена в уставе общества), отклонены судом как основанные на неправильном толковании Положения N 373-П.
Требование Положения N 373-П о ведении кассовой книги, в которую вносятся записи на основании приходных и расходных кассовых ордеров, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением (Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255), и независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, а также вне зависимости от основания постановки на учет в налоговом органе согласно п. 3 или п. 4 ст. 83 НК РФ.
Рассмотрим вопрос об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации, имеющей в своей структуре обособленные подразделения.
В соответствии с п. 1.2 Положения N 373-П лимит остатка наличных денег - это максимально допустимая сумма денежных средств, которую можно хранить в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем организации (далее - касса), после выведения в кассовой книге суммы остатка денег на конец рабочего дня.
Обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица, которому для совершения операций в кредитной организации или Банке России открыт банковский счет, устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном Положением N 373-П, для юридического лица (абз. 2 п. 1.2 Положения N 373-П).
На основании п. 1.3 Положения N 373-П юридическое лицо устанавливает лимит остатка наличных денег в соответствии с Приложением к Положению N 373-П.
Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного абз. 2 п. 1.2 Положения N 373-П.
Таким образом, если обособленные подразделения не имеют отдельного расчетного счета, то максимально допустимая сумма денежных средств, которую можно хранить в кассе, устанавливается в целом по организации, т.е. с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях.
Если у организации есть обособленные подразделения, которым открыты расчетные счета, то лимит остатка наличных денег определяется отдельно для каждого такого подразделения в порядке, предусмотренном Положением N 373-П.
Согласно п. 1.4 Положения N 373-П организация обязана хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег. Накопление организацией наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы; выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае осуществления организацией в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита юридическим лицом не допускается.
В п. 1.5 Положения N 373-П определено, что уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, вносить наличные деньги юридическому лицу, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки наличных денег, инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки наличных денег, или в организацию федеральной почтовой связи для зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица.
Согласно п. 1.11 Положения N 373-П мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
В заключение отметим, что в соответствии с положениями ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет за собой наложение административного штрафа:
на должностных лиц - в размере от 4000 до 5000 руб.;
на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.