Понятие населения численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения

ЧИСЛЕННОСТЬ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Отправной путь при изучении географии населения – его численность, состав и режим воспроизводства. В целом эти вопросы исследуются демографией и этнографией. Географию населения они интересуют с пространственной стороны.

Современный человек выделился в вид «человека разумного» примерно 50 тысяч лет назад. Большинство ученых придерживаются мнения о том, что появление человека произошло в пределах одного, хотя и достаточно обширного, географического района. Находки последних десятилетий показывают, что такой областью были северо-восточные и центральные районы Африки, Передняя Азия и Юго-Восточная Европа . Считается, что группа антропоидов, давших начало современному человеку типа европейского кроманьонца, насчитывала несколько тысяч представителей. В дальнейшем человек постепенно расселился по территории Земли.

Примерно 30 тысяч лет назад люди заселили северные районы Европы, проникли по гипотетическому Берингову мосту в Новый Свет, а через проливы юго-восточных морей в Австралию и на Новую Гвинею.

Говорить сколько ни будь определенно о численности первобытных людей невозможно. Предполагают, что в 7 тысячелетии до нашей эры численность населения Земли составляла около 10 млн.человек. Появление земледелия в 6 веке до нашей эры привело к более быстрому росту населения (спросить почему ). Одновременно земледелие стало фактором его перераспределения между отдельными частями ойкумены. Районы где зародились первые очаги земледелия – долина Нила, Передняя и Юго-Восточная Азия – с этого времени становятся местом сосредоточения больших масс людей.

О численности населения к началу нашей эры можно судить более определенно. Сохранившиеся сведения о составе войск, о числе подданных плативших налоги, позволили определить численность населения Римской Империи, Индии и Китая . В пределах этих стран в начале нашего летоисчисления было сосредоточено около 75 % всего населения на Земле (все население на тот период ориентировочно составляло 230 млн. человек).

В 1 тысячелетии нашей эры население росло медленно из-за частых войн и эпидемий. Начиная со 2 тысячелетия темпы прироста населения возросли, однако вплоть до 16 века этот рост был неустойчивым. Огромные потери населения, понесенные европейскими странами в середине 14 века в следствии чумы, не были компенсированы приростом на других континентах. Большое влияние на численность населения оказывали и климатические факторы. Самое мощное извержение за все время существования человечества произошло 73 тысячи лет назад на Суматре . Взорвался вулкан Тобо . Среднегодовая температура планеты понизилась на 3,5 градуса, наступил ледниковый период, продлившийся 60 тысяч лет. В Средние века на Земле случился так называемый малый ледниковый период. На 2-3 зимних месяца замерзал Босфор . В исторических хрониках дважды зафиксировано замерзание Нила у Александрии – в 829 и 1011 годах. Невероятно холодный 1695 год обошелся Европе в миллионы человеческих жизней. В Эстонии и Шотландии население сократилось на 30 %, в Финляндии – на 50 %. В России между 14 и 19 веками снег мог выпасть в любой месяц лета. Иногда летние заморозки повторялись несколько лет подряд. Так было в 14, 15 и 16 веках, что приводило к голоду. Особенно тяжелым был голод в первое и последние десятилетие 17 века. Тогдашнее правление Бориса Годунова получило в российской хронологии название «несчастного » именно потому, что в 1600, 1601, 1602 и 1603 годах в Москве выпадал снег в июле и августе, а заморозки случались во все летние месяцы. В некоторых губерниях вымерло до половины населения. Причиной Смутного времени было извержение вулкана в Южной Америке в 1600 году на территории нынешнего Перу. По всем этим причинам устойчивым прирост населения становится лишь с начала 18 века.

Какова численность населения сейчас сказать достаточно трудно. По заявлениям ООН 5 миллиардный человек родился в июле 1987 года в Югославии. О появлении 6-ти миллиардного жителя Земли было объявлено в 2000 году. По состоянию на 2004 год численность населения планеты оценивается экспертами ООН в 6,4 млрд. человек (Если каждая женщина будет рожать по 2 ребенка, к 2300 году число землян возрастет до 9 млрд. человек.).

В ходе смены поколений (воспроизводство населения ) изменяются его численность, возрастной и половой состав. Возможны три основных типа воспроизводства населения :

- расширенное , когда численность последующего поколения больше предыдущего;

- простое , если в ходе смены поколений численность населения не изменяется;

- суженное , при котором людей умирает больше, чем рождается.

Показатели воспроизводства населения зависят от величины рождаемости и смертности. Количество их принято выражать в расчете на 1000 жителей (промилле ).

На воспроизводство населения оказывает влияние множество факторов. Их можно объединить в пять групп.

Население Земли живет в разных природных условиях, а рождение человека и его смерть – явления биологические. Поэтому на естественный прирост населения не могут не воздействовать факторы природно-биологические .

Но человек одновременно является и продуктом общественного развития и испытывает огромное влияние социально-экономических, социально-культурных и психологических факторов .

На величину естественного прироста оказывает влияние также половая и возрастная структура населения, брачность и разводимость. Эти факторы относятся к группе демографических .

Механизм и степень воздействия различных факторов на воспроизводство населения не одинаков.

Природно-биологические факторы на естественное движения населения воздействуют не прямо, а опосредованно. Влияние их на величину рождаемости может проявляется в следствие разного времени наступления половой зрелости в районах с теплым и холодным климатом, что вызывает не одинаковую продолжительность производительного или фертильного цикла женщин. По данным Бюро переписей США по коэффициенту фертильности (числу детей на 1 женщину к концу детородного возраста) в 2000 году лидерами были:

Буркина – Фасо – 6,44;

Ангола – 6,52;

Маршалловы острова – 6,61;

Чад – 6,62;

Мали – 6,89;

Конго – 6,92;

Уганда – 6,96;

Эфиопия – 7,07;

Нигер – 7,16;

Сомали – 7,18.

Но здесь надо иметь ввиду, что это количество выживших детей. На смертность природно-биологические факторы влияют через болезни и различную степень приспособленности женского и мужского организмов к условиям внешней среды, которая приводит к разной смертности мальчиков и девочек в возрасте до 5 лет.

Определяющую роль в естественном движении населения играют социально-экономические факторы: уровень благосостояния населения, уровень здравоохранения, общественное положение женщины, образовательный и культурный уровень населения, вид занятий и т.д. Однако большинство социально-экономических факторов на воспроизводство населения действуют через факторы социально-культурные и психологические .

Воздействие этих факторов на рождаемость и смертность часто неадекватно, сложно и противоречиво. Один и тот же фактор может воздействовать на воспроизводство населения в прямо противоположных направлениях, например уровень благосостояния .

Улучшение материальных условий жизни людей, доступность медицинской помощи способствуют уменьшению смертности, особенно детей, и повышению средней продолжительности жизни населения. В целом это неизбежно ведет к повышению удельного веса в структуре населения лиц пожилого возраста, а это вызывает увеличение показателя смертности.

Кроме тог еще во времена Древнего Рима было замечено, что в хорошо обеспеченных семьях рождаемость ниже, чем в бедных. По мнению отечественных демографов уровень благосостояния на рождаемость влияет прежде всего через культурный уровень населения. «Где беднота и нищета, там и низкий культурный уровень, там отсутствует контроль рождаемости и обычно преобладают ранние браки».

Кроме того с ростом благосостояния у людей расширяется круг внесемейных интересов (путешествия, туризм, спорт), растут расходы на содержание и воспитание детей. Как правило затраты на содержание детей в полтора раза опережают средний рост заработной платы .

Кстати, достаточно интересно, на, что люди тратят деньги .

Таблица

Доля отдельных расходов в семейном бюджете (%)

квартплата

медицина

Транспорт и связь

Образование и отдых

Влияние уровня благосостояния на величину рождаемости проявляется также через смертность, особенно детскую. Так, замечено, что в первые послевоенные годы увеличивается количество браков и рождений детей (так называемый компенсационный прирост населения ). Высокая смертность, особенно в детском возрасте, в качестве ответной реакции вызывает высокую рождаемость, так как чем больше детей умирает, тем больше нужно рождений (эту закономерность иногда называют законом смены поколений ). Если данное явление в жизни людей наблюдается в течении длительного периода, то стремление иметь много детей превращается в норму поведения .

Но уровень благосостояния может и по другому влиять на численность населения. Так в период затяжных экономических кризисов , которые вызывают снижение жизненного уровня подавляющей части населения рождаемость падает (США в 1929 – 1933 годах, в России с начала 90-х годов 20 века).

Важным социально-экономическим, влияющим на рождаемость является положение женщин в обществе , особенно уровень ее образования. Повышение общеобразовательного уровня женщин приводит к росту брачного возраста, а более позднее вступление в брак сокращает длительность производительного цикла женщин.

Большие различия в рождаемости наблюдаются между городом и деревней в одних и тех же странах. Рождаемость в сельской местности в аграрных странах в среднем на 30 – 40 % выше, чем в городах. В индустриальных странах эта разница меньше. Однако влияние урбанизации на величину рождаемости проявляется не сразу, а через некоторый промежуток времени, так как перешедшие в город сельские жители первое время сохраняют традиции многодетности.

Плодовитость сельского населения тесно связана с формами землевладения принятыми в разных государствах. В странах с общинной формой землевладения (царская Россия, довоенная Югославия) с периодически проводимыми переделами земли жители общины были заинтересованы в увеличении численности семьи, так как от этого зависела величина надела.

В странах с преобладанием частной собственности на землю (Франция, Германия) для предотвращения дробления земли крестьяне вынуждены были сдерживать рождаемость. Обычай откладывать браки до получения земельного надела, распространенный в Ирландии, привел к росту брачного возраста (он самый высокий в мире ) и как следствие этого – к снижению рождаемости в ирландской деревне.

В настоящее время возраст вступления в брак в различных странах мира сильно отличается.

В большинстве развивающихся стран обычны ранние браки (для девушек 14 – 15 лет, а во многих странах и раньше).

В странах Западной Европы традиционными стали поздние браки (для девушек 23 – 25 лет, в Ирландии свыше 28 лет).

На снижение рождаемости определенное влияние оказывают разводы. В нашей стране из 100 заключенных браков в среднем распадается 55 .

Наконец заметное воздействие на ход демографических процессов в последние 3 десятилетия стала оказывать демографическая политика , то есть система мер, принимаемая государством с целью оказать влияние на развитие населения и прежде всего на величину рождаемости.

В странах имеющих низкий прирост населения она направлена или на поощрение рождаемости мерами материального стимулирования, или на законодательное увеличение количества рождений путем запрещения абортов.

В странах с высоким приростом населения, напротив проводится политика ограничения рождаемости. Основными мерами служат пропаганда медицинских знаний, а также средства административного и экономического воздействия.

Как уже упоминалось физиологические данные позволяют здоровой женщине родить в среднем 10 – 12 детей (на самом деле до 20 и даже 25 ), что соответствует показателю рождаемости в 50 – 60 промилле.

Так до 17 века рождаемость в большинстве стран мира была близка к биологической. У норвежцев даже в конце 19 века на каждую замужнюю женщину приходилось 10 – 12 рождений.

Наиболее существенное различие в величине рождаемости наблюдается между странами экономически развитыми и развивающимися. В первых рождаемость не превышает 15 – 16 промилле, во вторых находится на уровне близком к биологическому – 40 – 45 %.

По данным Бюро переписей США самая низкая рождаемость в 2000 году наблюдалась в:

Словения – 9,3;

Германия – 9,3;

Венгрия – 9,3;

Белоруссия – 9,3;

Испания – 9,2;

Чехия – 9,1;

Италия – 9,1;

Россия – 9,0;

Украина – 9,0;

Эстония – 8,4;

Болгария – 8,1;

Латвия – 7,8.

Самая высокая рождаемость:

Буркина – Фасо – 45,3;

Сьерра – Леоне – 45,6;

Конго – 46,4;

Ангола – 46,9;

Либерия – 47,2;

Сомали – 47,7;

Уганда – 48,0;

Чад – 48,8;

Мали – 49,2;

Нигер – 51,5.

Смертность – вторая сторона естественного движения населения. Максимальной величины она достигает в самом молодом и самом пожилом возрасте. Смерть редко бывает следствием физиологического старения. Непосредственной причиной гибели людей чаще выступают болезни, голод, несчастные случаи, убийства и самоубийства (так в Восточной Европе и СНГ Россия лидирует по количеству самоубийств среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет: из 100 тыс. молодых людей добровольно из жизни уходят 23 . Для сравнения в Казахстане этот показатель – 20 человек, на Украине 9 .). Кстати, большинство смертей приходится на время 16.00 18.00 – в это время суток человеческий организм наиболее ослаблен.

В настоящее время самые распространенные причины смерти в мире следующие (по данным на 2002 год):

В течении многих тысячелетий смертность населения была очень высокой и достигала 40 – 45 %, а средняя продолжительность жизни составляла 30 – 35 лет. В наши дни основные различия в величине смертности наблюдаются также между развитыми и развивающимися странами. Максимальная смертность в 2000 году отмечалась в:

Сьерра – Леоне – 19,6;

Свазиленд – 20,4;

Руанда – 20,9;

Ботсвана – 22,1;

Замбия – 22,1;

Зимбабве – 22,4;

Малави – 22,4;

Нигер – 23,2;

Мозамбик – 23,3;

Ангола – 25,0 промилле.

Минимальная смертность в:

Сингапур – 4,2;

Оман – 4,2;

Катар – 4,2;

Гуам (США) – 4,2;

Бахрейн – 3,9;

Аомынь (КНР) – 3,6;

Ливия – 3,5;

Бруней – 3,4;

Иордания – 2,6;

Кувейт – 2,5;

Северные Марианские острова (США) – 2,4 промилле.

Среди факторов, оказывающих влияние на естественное движение населения, особое место занимают войны. В результате войн гибнет наиболее жизнеспособная часть населения. Однако влияние войн на воспроизводство населения этим не исчерпывается. Войне сопутствуют снижение жизненного уровня, голод, разруха, болезни. Так разразившаяся после 1 мировой войны эпидемия гриппа привела к гибели 20 миллионов человек. Война дает огромные косвенные потери населения. Они обусловлены разрывом брачных связей, резким сокращением брачности, нарушением половой структуры населения в результате гибели мужчин.

И в заключении темы необходимо рассмотреть итоговые показатели рождаемости и смертности населения – естественный прирост . Минимальный естественный прирост населения в 2000 году наблюдался в:

Чехия - -0,18;

Литва - -0,31;

Монако - -0,31;

Грузия - -0,36;

Венгрия - -0,41;

Белоруссия - -0,47;

Россия - -0,48 (Темпы убыли населения в России – одни из самых высоких в мире. За последние 10 лет население России сократилось на 9 млн. человек и сегодня составляет 144,2 млн. человек.).

Таблица №

Численность населения России , (миллионов человек)

Численность населения

ПРОГНОЗ

Эстония - -0,51;

Болгария - -0,66;

Латвия - -0,71;

Украина - -0,74 %.

Максимальный естественный прирост в:

Либерия – 3,06;

Мальдивы – 3,06;

Конго – 3,11;

Саудовская Аравия – 3,15;

Чад – 3,31;

Йемен – 3,36;

Оман – 3,39;

Сан – Томе и Принсипи – 3,52;

Остров Майотта (Фр.) – 3,62;

Палестина – 3,88;

Маршалловы острова – 3,88 %.

Коэффициент жизнеспособности нации

Динамика мирового населения и естественный прирост

Типы воспроизводства населения.

Основные исторические типы воспроизводства населения (см. лекцию и Волгин).

Чаще всего демографы выделяют два типа воспроизводства .

I тип - простое воспроизводство если в ходе смены поколений численность населения не увеличивается, или суженное, когда людей умирает больше, чем рождается.

II тип - расширенное воспроизводство , когда численность последующего поколения больше предыдущего.

Первый тип воспроизводства населения характеризуется невысокими показателями рождаемости, смертности, естественного прироста. Он характерен для стран Европы (в том числе и России), Северной Америки, Австралии и Океании. В целом ряде стран сохраняется простое воспроизводство, для чего необходимо, чтобы половина всех семей имела 2 детей, а половина - 3 (2 ребенка как бы «замещают» родителей, а третий -«покрывает убыль» от несчастных случаев, болезней, «компенсирует» отсутствие потомства у бездетных). В демографии для этого существует показатель - 2,5 ребенка на семью.

Проблемой для стран I типа воспроизводства является необходимость средствами патерналистской (от лат. pater - «отец») демографической политики остановить процесс депопуляции населения на уровне простого воспроизводства.

Второй тип воспроизводства населения характеризуется высокими и очень высокими показателями рождаемости и естественного прироста и относительно низкими показателями смертности. Наиболее присущ этот тип развивающимся странам Африки, Азии, Латинской Америки. Проблемой для этих стран является необходимость сокращения рождаемости, преодоления «демографического взрыва» с помощью осуществления программ планирования семьи.

Есть иной вариант типологии процессов воспроизводства. Так, Ю.А. Симагин выделяет три типа естественного движения населения .

1) традиционный - высокой рождаемости (около 45 %о) соответствует высокая смертность (около 35 %о) - естественный прирост низок. Традиционный тип связан с господством сельско-хозяйственного производства. В настоящее время в чистом виде он встречается значительного реже, чем раньше;

2) переходный - в связи с достижениями социально-экономического прогресса резко снижается смертность (до 10 %о), рождаемость снижается медленнее, формируется высокий естественный прирост (до 40 %о). Именно этому типу соответствует «демографический взрыв», который наиболее развитые страны испытали в XIX в. Основная масса развивающихся стран прошла «пик» демографического взрыва в 60-х гг. XX в., а в наиболее отсталых странах (в основном африканских) он продолжается и в настоящее время;



3) современный - низкая рождаемость (около 10 %о) и низкая смертность (около 10 %о), естественный прирост низок или колеблется около нуля (в одни годы наблюдается небольшой прирост, в другие - небольшая убыль). Современный тип воспроизводства наблюдается в настоящее время в развитых странах мира.

Естественно, разным типам воспроизводства соответствуют и разные возрастные структуры населения. В развитых странах значительна (до 25%) доля населения старших возрастов, и она довольно быстро увеличивается. Доля детей, наоборот, незначительна и постепенно уменьшается (как правило - не более 25%). Происходит старение населения.

В 2000г. в мире насчитывалось 69 млн. человек в возрасте 80 лет и старше. К 2050г., по расчетам демографов, численность людей этого возраста достигнет 579 млн. - 4% всего будущего населения, в т.ч. 100-летний рубеж перешагнет 3,2 млн. человек. В числе стран с наибольшим удельным весом столетних - Япония, Финляндия, Швеция, Швейцария.

В развивающихся странах очень велика доля детей. В ряде стран Африки, к примеру, она превышает даже 50%. В то же время весьма невысока доля пожилых людей (5% и меньше).

Ранжированный ряд по продолжительности жизни среди женщин возглавляют (80 лет и больше) Япония, Швеция, Швейцария, Италия, Франция, Австралия, Канада, Испания, Нидерланды, Греция, Бельгия, Норвегия, США, Австрия; замыкают (менее 50 лет): Мали, Мозамбик, Буркина-Фасо, Руанда, Гвинея-Бисау, Гвинея, Замбия, Афганистан, Малави, Сьерра-Леоне; среди мужчин возглавляют (75 лет и больше): Япония, Швеция, Греция, Австралия, Швейцария, Израиль, Испания, Нидерланды, Италия, Канада. Замыкают (менее 50 лет): Зимбабве, Бурунди, Кот-д"Ивуар, Эфиопия, Чад, Конго, Центрально-африканская Республика, Сомали, Ангола, Бенин, Нигер, Мали, Гвинея, Мозамбик, Замбия, Буркина-Фасо, Руанда, Уганда, Афганистан, Малави, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне.

Существуют и группировки стран по уровню продолжительности жизни. Чаще всего по этому показателю страны делят на три группы:

1) государства с высокой продолжительностью жизни, в среднем не менее 70 лет. Это в основном страны с развитой экономикой, высокими показателями валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. К их числу относятся: Япония (средняя продолжительность жизни достигла 80 лет, в том числе женщин 83 года), Швеция и Швейцария (средний показатель - 78 лет), Нидерланды, Норвегия, Франция, Австралия (77 лет), США, Канада, Австрия, Великобритания, Германия, Израиль, Финляндия (75 - 76 лет);

2) государства со средним уровнем продолжительности жизни (55 - 70 лет) . В числе стран, имеющих такой показатель, Китай, Румыния, Россия, Польша, Индия, Мексика, Бразилия, большинство республик СНГ и др.;

3) государства с низкими показателями продолжительности жизни (ниже 55 лет). К этой группе относятся многие страны Африки, Южной и Юго-Восточной Азии: Сьерра-Леоне, Гамбия, Мавритания, Нигер, Чад, Афганистан, Камбоджа, Эфиопия, Сомали.

Цель урока : Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике государств с разными типами воспроизводства населения.

Учебно-воспитательные задачи : выявить закономерности динамики численности мирового населения, закрепить понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики, понятие «демографическая политика», совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока, умение анализировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи:

Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли;

дидактическая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;

психологическая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности;

воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Численность и воспроизводство населения мира

(урок географии в 10 классе)

Цель урока : Сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике государств с разными типами воспроизводства населения.

Учебно-воспитательные задачи : выявить закономерности динамики численности мирового населения, закрепить понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики, понятие «демографическая политика», совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока, умение анализировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи:

Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли;

дидактическая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;

психологическая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности;

воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.

Средства обучения : политическая карта мира, атласы, мультимедиа установка

Ход урока

Мотивация темы урока

Мы с вами изучаем курс «Социальной и экономической географии мира». Что означает в этом названии слово “социальная”?

Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями “природа”, “хозяйство”, “население”. Объясните предложенную вами последовательность.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, Вспомните эти науки.

Вспомните, что изучает демография?

Что изучает этнография?

Итак, С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока, изучим ее Информация.

Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVII I веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети . Он предположил, что на Земле проживает 320 млн . человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? (Переписи населения.)

Слайд 3. Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века . Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.

Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.

Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд . человек. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек , поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!

“Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”. В чем “зловещность” роста населения? (Выслушиваем ответы, обобщаем). Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?

Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?

Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?

Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?

И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?

На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

И еще один вариант ответа на вопрос: “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).

Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит?

Рождаемость же ведет к беспрерывному воспроизводству населения.

Работа с атласами

Итак, перечислите и покажите на карте: страны – лидеры по численности населения, лидеры – по воспроизводству

Информация.

В экономике любого государства человек выступает как главный производитель благ и их основной потребитель. Поэтому численность населения является одним из главных факторов развития страны. Численность населения страны зависит от характера его воспроизводства.

Воспроизводство (естественное движение) населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Епр = Р – С

Епр - естественный прирост населения (рассчитывается на 1000 человек);

Р – рождаемость;

С – смертность.

Если Р>С, Епр – положительный;

Если Р

Если Р=С, Епр – нулевой.

На карте «Воспроизводства населения» цветом выделены страны с минимальными и максимальными показателями воспроизводства населения.

Какой регион мира имеет минимальные показатели естественного прироста населения?

Какой регион мира имеет максимальные показатели естественного прироста населения?

Естественный прирост населения

Очень высокий

(св. 30/1000)

Высокий

(20/1000)

Средний

(10/1000)

Низкий

(2-10/1000)

Очень низкий (менее 2/1000)

Кения

Зимбабве

Нигерия

Ливия

Таджикистан

Египет

Монголия

Филиппины

Бангладеш

Пакистан

Эфиопия

Мексика

Китай

Индия

Турция

Куба

Бразилия

Аргентина

Польша

Швеция

Франция

Великобритания

США

Канада

Россия

Венгрия

ФРГ

Болгария

Австрия

Италия

Ответьте на вопросы по таблице:

Страны с каким уровнем экономического развития имеют очень высокий естественный прирост населения?

Каков уровень естественного прироста населения у стран с высоким уровнем экономического развития?

Как видно из формулы, естественный прирост населения зависит от процессов: Как они называются? (рождаемости и смертности).

Рассмотрим подробнее первый процесс – рождаемость.

Ежегодно в мире рождается около 140 млн человек (чуть ли не население России). каждую секунду на свет появляются 3 человека, каждую минуту – 175 человек, каждый час – 10400, каждые сутки – 250 тысяч новых землян.

СЛАЙД Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода.

Факторы, влияющие на низкий уровень рождаемости: ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИХ

Высокий уровень урбанизации (> 75%);

Высокий уровень жизни;

Высокий уровень образования и долгий период обучения;

Увеличение расходов на содержание ребенка;

Изменение статуса женщины;

Увеличение доли пожилых людей;

Последствия войн и конфликтов;

Увеличение возраста вступления в брак.

Факторы, влияющие на высокий уровень рождаемости : ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИХ

Низкий уровень жизни;

Преобладание сельского образа жизни;

Религиозные обычаи, поощряющие многодетность;

Традиции многодетности;

Подневольное положение женщин, ранние браки;

Рост уровня медицины.

ОПРЕДЕЛИТЕ ГОСУДАРСТВА С НИЗКИМИ И МАКСИМАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РОЖДАЕМОСТИ

Смертность: факторы, влияющие на уровень смертности :

Питание;

Условия труда и быта населения;

Уровень развития и доступность здравоохранения;

Политические катаклизмы.

ОПРЕДЕЛИТЕ ГОСУДАРСТВА С НИЗКИМИ И МАКСИМАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СМЕРТНОСТИ

б) Информация.

Где же, согласно схеме воспроизводства, населения находится нынешнее человечество? Ответ на этот вопрос попытался дать американский ученый Фрэнк Ноутстайн, который еще в 1945 году разработал теорию демографического перехода. Исходя из нее большая часть населения планеты находится на стадии второго демографического перехода, т.е. перехода от традиционного воспроизводства к современному. Переход проходит в три фазы

В зависимости от различных показателей рождаемости и смертности, а значит и темпов естественного прироста населения, страны условно делятся на две большие группы, т.е. страны с I типом и II типом воспроизводства

Характеристика типов воспроизводства )

Уровень рождаемости:

Уровень смертности:

Уровень естественного прироста:

Тип стран характерный (развитые/развивающиеся):

Доля детей в населении страны:

Доля пожилых в населении страны:

На основании данных показателей дается характеристика I и II типу воспроизводства населения

Для регулирования численности населения, государство проводит демографическую политику.

Определение Демографической политики ).

Демографическая политика- это система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

ИДЕТ ЗНАКОМСТВО С ДЕМ. ПОЛИТИКОЙ РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВ.

На закрепление пройденного материала проводится тестирование.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Изучая население мира, не надо забывать о том, что мы живем в России. Какие же демографические процессы характерны для нашей страны? (Выслушиваем ответы учащихся, обобщаем, добавляем).

Лидерство России в народонаселении:

I место в мире по числу абортов;

II - по числу разводов;

II - по количеству убийств (на 1000 человек);

II - по количеству заключенных (на 1000 человек);

100 место - по продолжительности жизни.

У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест”

Рис.5. “Русский крест”

А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?

Передайте дежурным то количество “человечков”, скольких детей вы хотите иметь. Мы их поместим на стенд “Будущее 10-В класса” и подсчитаем.

А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучаем эту тему!


>>География: Численность и воспроизводство населения

Численность и воспроизводство населения

1. Численность населения мира: очень быстрый рост!

Гeoгpaфы и демографы в своих работах широко пользуются данными переписей населения. Bceгo с начала XIX в. в мире было более 2 тыс. таких переписей, которые в наши дни в большинстве развитых стран проводятся раз в пять или в десять лет. .

По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд человек. Но на протяжении почти всей этой истории рост населения был медленным, а ускорение наступило только в период новoгo и в особенности новейшего времени. Так, за последнее тысячелетие для первого удвоения численности населения потребовалось 600 лет, для втоpoгo 250, для третьего около 100, а для четвертого нeмногим более 40 лет. Это значит, что никогда еще население мира не возрастало так быстро, как в середине и второй половине ХХ в.! В 1950 г. оно достигло 2,5 млрд, в 1980 г., 4,4 млрд, в 2006 г. 6,5 млрд. человек. .

Пример. Если в начале ХХ в. абсолютный ежегодный прирост населения Земли составлял 10 - 15 млн, а в середине века 40-50 млн, то в 80-90-x п. ХХ в. он достигал 80-85 млн человек , что превышает число жителей в любом европейском гocyдарстве, кроме России .

1 Этнология (этнография, от греч. ethпos племя, народ) - наука о происхождении народов (этносов), об их характерных особенностях и взаимоотношениях между ними, которые определяются этническими процессами.

2 Демография (от греч. deтos народ и gгapho пишу) наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая eгo численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т. д.

Однако в разных регионах мира население в наши дни растет неодинаково: в одних медленно, в других быстрее, а в третьих - очень быстро. Это объясняется различным характером eгo воспроизводства. (Задание 1.)

2. Понятие о воспроизводстве населения.

Научная теория нapoдонаселения рассматривает нaceление, участвующее в труде , как главную производительную силу общества, основу вceгo общественнoгo производства. Постоянно взаимодействуя с природой (географической средой), население играет активную роль в ее преобразовании. В то же время население и это каждый из вас ощущает на самом себе выступает и в роли главного потребителя всех создаваемых материальных благ. Вот почему численность населения один из важных факторов развития каждой страны, да и вceгo человечества.

В свою очередь, рост численности населения зависит от характера eгo воспроизводства.

Под воспроизводством (eстественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и eстеcтвeннoгo прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Рождаемость, смертность, ecтественный прирост населения в основе своей процессы биологические. Но тем не менее решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и в семье. Уровень смертности зависит прежде всегo от материальных условий жизни людей: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от развития здравоохранения . Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей. Но зависимость эта гораздо более сложная и противоречивая, вызывающая мнoгo споров в науке. Как правило, по мере роста благосостояния и культуры, все большегo вовлечения женщин в производственную и общественную деятельность, увеличения сроков обучения детей и общего возрастания «цены ребенка» рождаемость снижается. Но рост дoxoдов может служить и стимулом к ее повышению.

Очень большое отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, в первую очередь мировые, которые приводят к oгpoмнымлюдским потерям как в результате нeпосредственных военных действий, так и вследствие распространения голода и болезней, разрыва семейных связей.

В самом упрощенном, генерализованном виде можно говорить о двух типах воспроизводства нaселения.

3. Первый тип воспроизводства населения: демографический кризис.

Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соотвественно eстecтвeннoгo прироста. Он получил распространение в первую очередь в экономически развитых странах, где все время pacтет доля пожилых и старых людей; это уже само по себе снижает показатель рождаемости и увеличивает показатель смертности населения.

Однако, помимо демографическoгo фактора, большую роль играют и причины социально-экономического характера, вызывающие повышенную смертность от болезней, жизненной неустроенности, военных конфликтов, роста преступности, производствeннoгo травматизма, разного рода природных и техногенных катастроф, несчастных случаев , а также от ухудшения качества окружающей среды. Но и среди стран первого типа воспроизводства можно выделить три подгруппы. Во-первых, это страны со среднегодовым естественным приростом населения примерно 0,5% (или 5 человек на 1 000 жителей, или 5%0). В таких странах, примерами которых могут служить США, Канада, Австралия, обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Для этого необходимо, чтобы примерно половина всех ceмей имела двоих детей, а половина троих. Два ребенка со временем «замещают» родителей, а третий не только покрывает убыль от болезней, несчастных случаев и др. и компенсирует отсутствие потомства у бездетных. но и обеспечивает достаточный общий прирост.

Во-вторых, это страны с нулевым или близким к нему естественным приростом. Такой прирост уже не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, которое обычно стaбилизируется на достигнутом уровне.
Пример. Все страны второй подгруппы находятся в Европе. Это Бельгия, Дания, Португалия, Польша. Швеция. Численность населения в этих странах уже не pacтет.

В-третьих, это страны с отрицательным естественным приростом, т. е. такие, где смертность превышает рождаемость.
В результате число их жителей не только не растет, но даже снижается. Демографы называют это явление депопуляцией 1 (или дeмографическим кризисом ). Наиболее характерна она для Европы.

Пример. В начале ХХI в. в Европе насчитывалось уже 15 стран с отрицательным eстeственным приростом населения. Из стран СНГ в их число входят Россия, Украина, Белоруссия, в которых на показателях eстeствeннoгo прироста населения скaзался социально-экономический кризис, наступивший в 90-x гг. ХХ в. (см. таблицу 12 в «Приложениях»).

1 Д е поп у л я ци я (от франц depopulatioп) уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к eгo абсолютной убыли.

Переход от характерной для старой России многодетной семьи к малодетной совершился в нашей стране еще в период существования Советского Союза. Но в 90-х гг. ХХ в. прежде вceгo с возникновением глубокого социально-экономического кризиса начался настоящий «обвал)) показателей естеcтвeннoгo прироста населения. Показатель рождаемости в России (10,4 человек на 1000 жителей) и в начале XXI в. остается еще очень низким.

Еще сравнительно недавно тот тип воспроизводства населения, который сложился в экономически развитых странах, нeредко называли рациональным . Однако в первой половине 90-x п. ХХ в. eгo показатель снизился до 2% 0 , а в начале XXI в. фактически стал нулевым. При этом многие страны Eвpопы уже вступили в полосудeморафического кризиса , который отрицательно сказывается или может сказаться в будущем на всем их развитии.

4. Второй тип воспроизводства населения: демографический взрыв.

Для втopoгo типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и eстecтвeннoгo прироста и относительно низкие показатели смертности. Он xaрактерен прежде вceгo для развивающихся стран.

После завоевания независимости эти страны получили возможность шире использовать достижения современной медицины, санитарии и гигиены в первую очередь для борьбы с эпидемическими заболеваниями. Это привело к довольно резкому coкращению смертности. Рождаемость же большей частью остaлась на высоком уровне.

Конечно, это во мнoгoм объясняется стойкостью тысячелетних традиций ранних браков и многодетных семей. . Cpeдний размер семьи и теперь составляет 6 человек; как правило, это трехпоколенная семья (родители, их дети и внуки). К тому же она остается основным средством сохранения прожиточного минимума и дети по-прежнему служат главной опорой родителей в старости. Да и детская смертность в этих странах остается еще значительной. Продолжают сказываться и такие факторы, как преобладание сельского населения, недостаточный ypoвень образования, слабое вовлечение женщин в производство.

В начале XXI в. среднегодовой показатель eстecтвeннoгo прироста в развивающихся стpaнах составлял 1,6%, т. е. был в 16 раз выше, чем в экономически развитых странах!

Но даже на этом фоне особенно выделяются наименее развитые страны, где живет 800 млн человек, или более 1/10 вceгo населения планеты. Они отличаются самыми высокими показателями рождаемости и eстeствeннoгo прироста (2,4%); вот почему именно среди них и следует искать «рекордсменов мира».

«Рекордсменов» по среднегодовому приросту населения вы найдете среди стран Тропической Африки и Юго-Западной Азии. . (Задание 2.)

Такой феномен быстрого pocта населения в странах втopoгo типа воспроизводства в середине ХХ в. получил в литературе образное наименование демографического взрыва . В наши дни на эти страны (вместе с Китаем) приходится более 4/5 вceгo населения планеты и более 95% eгo годового прироста. Это значит, что из 130 млн детей, ежегодно появляющихся на свет, 124 млн рождаются в развивающихся стpaнах. В том числе население Азии ежегодно увеличивается примерно на 40 млн человек, Африки почти на 30 млн, Латинской Америки более чем на 9 млн.

Если в 1900 из 15 крупнейших по числу жителей стран мира семь находились в Европе, пять в Азии и три в Америке, то в 2005 в этом списке остались только две европейские страны (ФРГ и Россия), но зато стало восемь азиатских (Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония, Вьетнам, Филиппины), а также три американских (США, Бразилия, Мексика), две африканских (Нигерия, Египет) (см. таблицу 14 в «Приложениях»).

Наряду с этим нельзя не обратить внимание на то, что в нeкоторых более «продвинутых» развивающихся странах началось уже довольно заметное снижение показателя eстecтвeннoгo прироста населения. При мерами такогo рода могут служить Бразилия, Индия, Турция, Марокко, Тунис. А Китай, Аргентина, Чили, Шри-Ланка, Таиланд уже фактически перешли в группу стран первого типа воспроизводства.

Тем не менее развивающиеся страны оказывают и будут продолжать оказывать решающее воздействие на численность и вocпроизводство населения, в первую очередь определяя демографическую ситуацию во всем мире. (Творческое задание 3.)

5. Демографическая политика управление воспроизводством населения.

В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством нaселения, про водя государственную демографическую политику.

Демографическая политика - это система административных, экономических, nроnагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде вceгo на рождаемость) в желательном для себя направлении. Понятно, что направление демографической политики зависит прежде вceгo от демографической ситуации в той или иной стране.

В странах первoгo типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаем ости и eстecтвeннoгo прироста населения. Она про водится с помощью главным образом разных стимулирующих экономических мер таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику могут служить Франция, Япония, Россия.

Большинство стран втopoгo типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и eстественно прироста населения. Пожалуй, наибольшие усилия в этом отношении прилагают две самые большие страны мира Китай и Индия.



Пример 1. В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья - один ребенок». Осуществление этой политики уже дaло результаты.

Пример 2. Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступления в брак, проводится массовая добровольная стерилизация населения, пропагандируется семья из четырех человек под девизом: «Нас двое - нам двоих». В peзультате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еше почти 1/5 всех новорожденных в мире дети, появляющиеся на свет в Индии.

Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-e п. ХХ в. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления котopoгo резко выступила католическая церковь. . Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-Западной Азии, по соображениям религиозной морали вообще отвергают любые меры по «планированию семьи». Никакой дeмографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропической Африки.

6. Теория демографического перехода.

Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода , которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Сама схема такoгo перехода включает четыре сменяющих друг друга этапа.

Для первого этапа , который охватывал почти всю историю человечества, были xapaктерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и coответственно очень низкий естественный прирост; ныне он уже почти не встречается.

Второй этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде вceгo успехам медицины) при coxpaнении традиционной высокой рождаемости. Эта «вилка» между первым и вторым показателями и стала исходной причиной возникновения демографического взрыва.

Для третьего этапа xaрактерно сохранение низких показателей смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» нaceления). Рождаемость тоже снижается, но обычно все же нeсколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения.

При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения. (Задание 4.)

7. Качество населения как новое комплексное понятие.

В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения. Это сложное, комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развития дeмократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.

В последнее время ООН и дpyгие международные организации при определении качества нaceления страны главное внимание обращают на состояние eгo здоровья, которое, в свою очередь, во мнoгoм зависит от уровня здравоохранения, общего уровня жизни. Во второй половине ХХ в. в этом отношении были достигнуты заметные успехи, в том числе и в развивающихся странах. Однако многие проблемы остаются еще нерешенными.

Пример. Средний для мира показатель младенческой смepтности 55 детей на 1000 живорожденных. В экономически развитых странах он составляет вceгo 8 детей, тогда как в развивающихся 60, а в наименее развитых 100. Более тoгo, в Африке и Азии есть еще страны, где этот показатель достигает 150-160 (Либерия, Нигер, Сьерра-Леоне, Афганистан).

Другим важным обобщающим критерием состояния здоровья той или иной нации служит показатель средней продолжительности жизни 1 . В начале XXI в. он составляет в среднем для всегo мира 66 лет (64 года для мужчин И 68 лет для женщин). Соответствующие показатели для экономически развитых стран составляют 72 и 80, для развивающихся 62 и 66, и в том числе для наименее развитых стран 51 и 53 года.

Пример 1. Самый высокий в мире показатель ожидаемой cpeдней продолжительности жизни в Японии 82 года (мужчины 79, женщины 86). Почти тaкие же показатели у Швеции, Исландии, Испании, Канады (см. таблицу 15 «Приложений»).

Пример 2. Самый низкий в мире показатель ожидаемой cpeдней продолжительности жизни в африканских странах Замбии и Сьерра-Леоне (32-34 года). Heмногим выше аналогичные показатели для некоторых других стран Тропической Африки (см. таблицу 15 «Приложений»).

1 С редняя продолжительность жизни - ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая олределяется с помощью расчетов, основaнных на теории вероятности. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, труда, быта. Измеряется числом лет.

Средняя продолжительность жизни в России в 90-x гг. под влиянием социально-экономического кризиса снизилась, составив в 2005 г. около 65,3 лет (59 лет для мужчин и 72 года для женщин). Кстати, такoгo oгpoмнoгo разрыва между показателями обоих полов нет ни в одной другой стране мира.

Еще один важный показатель качества населения - уровень грамотности. В экономически развитых странах неграмотность фактически полностью или почти полностью ликвидирована. Но в развивающихся стpaнах, несмотря на достигнутые в последнее время успехи, образовательный уровень в целом еще довольно низок, особенно среди сельских жителей.

Пример. В Нигере, Мали и Буркина-Фасо неграмотны более 80% всех жителей, в Сомали более 70%, в Сенегале, Либерии, Эфиопии, Пакистане, Бангладеш более 50%.

По данным ООН, в 1990 около 960 млн человек не умели ни читать, ни писать. С тех пор в условиях продолжающегося дeмографического взрыва общее число нeгpaмoтныx сократилось на 150 млн. Абсолютная численность неграмотных людей ocoбенно велика в Южной и Bocточной Азии и в Африке к югу от Сахары. В Южной Азии неграмотные составляют около половины Bceгo населения.

Тема ""Численность и воспроизводство населения мира"".
Комплексная дидактическая цель:

Раскрыть причины воспроизводства населения мира, динамики численности населения,

Особенности воспроизводства населения (2 типа) и демографической политики в государствах экономически развитых и развивающихся.

Интегрирующая цель:

По завершению работы учащиеся должны:

Объяснять причины воспроизводства и динамики численности населения,

Определять по половозрастным пирамидам тип воспроизводства населения,

Называть по статистическим данным, картам численность населения стран мира, страны

I и II типа воспроизводства.

Задачи:


  1. дать знания школьникам о численности населения мира , естественном движении, демографическом ""взрыве"", ""кризисе"" и демографической политике.

  2. Ввести новые понятия- ""качество жизни"", ""фертильность"".

  3. Показать особенности воспроизводства населения и демографической политике в странах разного типа экономического развития.

  4. Совершенствовать умения работать по статистическим данным и картографическим материалам

  5. Формировать общеучебные умения выделять главное, решать проблемы, сравнивать, обобщать, слушать.

  6. Развивать мышление учащихся привлекая их к анализу таблиц , обобщению материала и формулировке выводов.

  7. Закреплять навыки работы в группе.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление.

Страны- США, Зар.Европа, Россия Лат.Америка, Азия,

Африка


Уровень экон.развития –Развитые Развивающиеся

А к чему приведет тенденция развития численности по I и II типу воспроизводства?

""старение нации"" ""омоложение нации""


Во многих странах проводится демографическая политика государством,в странах с I типом воспроизводства она направлена на повышение рождаемости, а в странах с II типом на понижение рождаемости.

Вам в течении 10 минут предстоит выяснить причины влияющие на воспроизводство и при каких условиях осуществится 1, 2 ,3 сценарий, работая в группах. 1 группа работает над 1 сценарием, 2 группа над 2 сценарием, 3 группа над 3 сценарием.