Основные изменения в мсфо. Аудит промежуточной консолидированной финансовой отчетности

Министерство финансов опубликовало на своём официальном сайте очередной аналитический обзор практики применения МСФО в России. Его на основе поступающих вопросов подготовила специальная межведомственная рабочая группа. Приводим самые острые моменты.

Преобразование и консолидированная финансовая отчетность

По российскому законодательству при преобразовании права и обязанности реорганизованной организации в отношении других лиц не меняются. Исключение – права и обязанности в отношении прежних и новых учредителей/участников (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

В целях составления консолидированной финансовой отчетности преобразованное юрлицо рассматривается не как новая организация, а как продолжающая деятельность реорганизованного предшественника.

Такая компания составляет консолидированную фин. отчетность:

  • за период, в котором произошла реорганизация (как если бы она существовала непрерывно с момента создания);
  • продолжая учет предшественника.

При этом нет обязанности составлять консолидированную фин. отчетность:

  • предшественника на день перед датой гос. регистрации возникшей организации;
  • возникшей организации на дату ее гос. регистрации.

В смысле МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» применение МСФО в России возникшей компанией происходит не впервые, если предшественник сдавал отчетность по МСФО за период, предшествующий тому, когда произошла реорганизация.

Ещё один важный момент: консолидированная фин. отчетность возникшей компании должна содержать сведения о факте реорганизации.

Cлияние или присоединение и консолидированная финансовая отчетность организации

В случае слияния юрлиц права и обязанности каждого переходят к возникшей организации (п. 1 ст. 58 ГК РФ). А при присоединении к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Возможны различные варианты составления консолидированной фин. отчетности по МСФО правопреемником. Это зависит:

  • от условий реорганизации;
  • условий, существовавших до ее проведения.

В итоге выбор варианта составления консолидированной фин. отчетности зависит в том числе от того:

  • осуществлял ли правопреемник контроль согласно МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» в отношении присоединяющейся или сливающейся фирмы до реорганизации;
  • продолжают ли эти организации находиться под контролем одних и тех же лиц.

Согласно практике применения МСФО, независимо от варианта составления консолидированной фин. отчетности не нужно составлять такую отчетность организации-правопреемника, а также организации, которая к ней присоединяется или с ней сливается, на день перед датой гос. регистрации такой реорганизации.
Также нет надобности составлять отчетности организации-правопреемника, возникшей слиянием, на дату ее гос. регистрации.

Консолидированная фин. отчетность правопреемника должна отражать факт реорганизации.

Вознаграждения сотрудникам и актуарные расчёты

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» рекомендует, но не требует (!), чтобы организация привлекала компетентного актуария для оценки всех существенных обязательств по вознаграждениям по окончании трудовой деятельности (п. 59).

Вместе с тем Закон от 02 ноября 2013 года № 293-ФЗ <Об актуарной деятельности в РФ˃ не требует проводить обязательную актуарную оценку объектов из указанного МСФО (IAS) 19.

Поэтому практика применения МСФО остановилась на том, что ведение деятельности, не отвечающей критериям объекта обязательного актуарного оценивания по указанному ФЗ, не обязана привлекать для этого ответственного актуария.

При раскрытии обязательств по вознаграждениям при окончании трудовой деятельности указание составителя консолидированной фин. отчетности на актуарные расчеты с привлечением актуария обоснованно только, если такой актуарий соответствует требованиям Федерального закона <Об актуарной деятельности в РФ˃.

Аудит промежуточной консолидированной финансовой отчетности

Промежуточная отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» или другими федеральными законами, подлежит аудиту или обзорной проверке в соответствии:

  • с МСОП 2400 (международный стандарт обзорных проверок);
  • либо МСОП 2410.

Приказ Минфина от 12 июля 2018 г. N 153н
В соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1385; 2013, N 36, ст. 4578), по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, приказываю:
1. Ввести в действие на территории Российской Федерации документ Международных стандартов финансовой отчетности "Внесение изменений в программу, сокращение программы или погашение обязательств по программе (Поправки к МСФО (IAS) 19)" (приложение).
2. Установить, что документ Международных стандартов финансовой отчетности, указанный в пункте 1 настоящего приказа, вступает в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения - со дня его официального опубликования; для обязательного применения - в сроки, определенные в этом документе.
Поправки к МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам"
Абзац (i) подпункта (c) пункта 57 изложить в следующей редакции:
(i) стоимость услуг текущего периода (см. пункты 70 - 74 и пункт 122A);
Пункт 99 изложить в следующей редакции:
99 Когда организация определяет стоимость услуг прошлых периодов или прибыль, или убыток от погашения обязательств по программе, она должна провести переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами на основании текущей справедливой стоимости активов программы и текущих актуарных допущений, включая текущие рыночные процентные ставки и другие текущие рыночные цены, отражающих:
(a) вознаграждения, предлагаемые по программе, и активы программы до внесения в нее изменений, до ее сокращения или полного погашения обязательств по программе; и (b) вознаграждения, предлагаемые по программе, и активы программы после внесения в нее изменений, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе.
После пункта 101 включить пункт 101A следующего содержания:
101A Когда происходит изменение программы, ее сокращение или полное погашение обязательств по программе, организация должна признать и оценить стоимость услуг прошлых периодов или прибыль или убыток от погашения обязательств по этой программе в соответствии с пунктами 99 - 101 и пунктами 102 - 112. При этом организация не должна учитывать влияние предельной величины активов. Затем организация должна определить влияние предельной величины активов после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе и признать изменение данного влияния в соответствии с пунктом 57(d).
Подпункт (a) пункта 120 изложить в следующей редакции:
(a) стоимость услуг (см. пункты 66 - 112 и пункт 122A) в составе прибыли или убытка;
После пункта 122 включить пункт 122A и заголовок к нему следующего содержания:
Стоимость услуг текущего периода
122A Организация определяет стоимость услуг текущего периода на основании актуарных допущений, определенных на дату начала годового отчетного периода. Однако если организация проводит переоценку чистого обязательства (актива) по программе с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99, она должна определять стоимость услуг текущего периода применительно к оставшейся части годового отчетного периода после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, исходя из актуарных допущений, использованных для переоценки чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99(b).
Пункт 123 изложить в следующей редакции:
123 Организация определяет чистую величину процентов по чистому обязательству (активу) программы с установленными выплатами путем умножения чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами на ставку дисконтирования, оговоренную в пункте 83.
После пункта 123 включить пункт 123A следующего содержания:
123A Для определения чистой величины процентов в соответствии с пунктом 123 организация должна использовать чистое (чистый) обязательство (актив) программы с установленными выплатами и ставку дисконтирования, определенные на дату начала годового отчетного периода. Однако если организация проводит переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99, она должна определять чистую величину процентов применительно к оставшейся части годового отчетного периода после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, с использованием:
(a) чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами, определенного в соответствии с пунктом 99(b); и (b) ставки дисконтирования, использованной для переоценки чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99(b).
При применении пункта 123A организация также должна учитывать изменения чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в течение периода в результате внесения взносов или выплаты вознаграждений.
Пункты 125 и 126 изложить в следующей редакции:
125 Доход от процентов по активам программы - компонент дохода от активов программы, который определяется путем умножения справедливой стоимости активов программы на ставку дисконтирования, оговоренную в пункте 123A. Организация определяет справедливую стоимость активов программы по состоянию на начало годового отчетного периода. Однако если организация проводит переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99, она должна определять доход от процентов за оставшуюся часть годового отчетного периода после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, на основе активов программы, использованных для переоценки чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99(b). При применении пункта 125 организация также должна учитывать изменения активов программы в течение периода в результате внесения взносов или выплаты вознаграждений. Разница между доходом от процентов по активам программы и доходом от активов программы включается в переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами.
126 Проценты по влиянию предельной величины активов - часть общего изменения влияния предельной величины активов, которая определяется путем умножения влияния предельной величины активов на ставку дисконтирования, оговоренную в пункте 123A. Организация определяет влияние предельной величины активов по состоянию на начало годового отчетного периода. Однако если организация проводит переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами в соответствии с пунктом 99, она должна определять проценты по влиянию предельной величины активов за оставшуюся часть годового отчетного периода после внесения изменений в программу, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, с учетом любых изменений влияния предельной величины активов, определенного в соответствии с пунктом 101A. Разница между суммой процентов по влиянию предельной величины активов и суммой общего изменения влияния предельной величины активов включается в переоценку чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами.
Подпункт (a) пункта 156 изложить в следующей редакции:
(a) стоимость услуг (см. пункты 66 - 112 и пункт 122A);
После пункта 178 включить пункт 179 следующего содержания:
179 Документом "Внесение изменений в программу, сокращение программы или погашение обязательств по программе" (поправки к МСФО (IAS) 19), выпущенным в феврале 2018 года, добавлены пункты 101A, 122A и 123A и внесены изменения в пункты 57, 99, 120, 123, 125, 126 и 156. Организация должна применять указанные поправки в отношении изменений программы, ее сокращения или полного погашения обязательств по программе, произошедших на дату или после начала первого годового отчетного периода, начинающегося 1 января 2019 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

В 2017 году ни один новый стандарт не вступает в силу, только изменения в действующие МСФО. Несмотря на то что Совет по МСФО планировал обязать с 1 января 2017 года применять новый МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», он перенес эту дату на 1 января 2018 года. Рассмотрим, что изменилось в отражении денежных потоков, отложенных налогов и раскрытия информации об участии в других организациях.

что нового в МСФО (IAS) 7

С 1 января организации при подготовке отчетности по МСФО обязаны руководствоваться изменениями в МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств». В 2016 году Совет по МСФО опубликовал документ «Инициатива по раскрытиям (Поправки в МСФО (IAS) 7)» («Disclosure Initiative (Amendments to IAS 7)», см. статью « »). В июле 2016 года Минфин России опубликовал официальный перевод этих изменений на русский язык (приложение № 2 к приказу Минфина России № 111н).

Рассмотрим, как эти изменения повлияют на подготовку отчетности по МСФО путем трансформации данных учета по РСБУ.

Нее статьи с отчетом о финансовом положении и отчетом о движении денежных средств.

При подготовке сверки остатков по обязательствам путем трансформации данных учета РСБУ необходимо учитывать важные различия между РСБУ и МСФО.

Основные различия между МСФО (IAS) 7 и ПБУ 23/2011. По аналогии с правилами МСФО (IAS) 7 российский стандарт требует разделять в отчете о движении денежных средств потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций (ПБУ 23/2011, утв. приказом Минфина России от 02.02.11 № 11н).

В соответствии с ПБУ 23/2011 денежные потоки организации от операций, связанных с привлечением финансирования на долговой или долевой основе, меняющих величину и структуру капитала и заемных средств организации, классифицируются как денежные потоки от финансовых операций.

Примеры денежных потоков от финансовой деятельности, перечисленные в пункте 11 ПБУ 23/2011, во многом совпадают с видами, приведенными в пункте 17 МСФО (IAS) 7. Среди них:

  • денежные поступления от выпуска акций или других долевых инструментов;
  • денежные выплаты собственникам для приобретения или погашения акций организации;
  • денежные поступления от выпуска долговых обязательств, займов, векселей, облигаций, закладных и других краткосрочных или долгосрочных заимствований;
  • денежные выплаты по заемным средствам.

Но есть и различия, которые нужно учитывать при подготовке отчетности по МСФО путем трансформации данных учета по РСБУ. Рассмотрим их.

Выплата дивидендов. ПБУ 23/2011 требует отражать выплату дивидендов в составе потоков от финансовых операций. В то же время МСФО (IAS) 7 позволяет признавать выплату дивидендов в составе потоков как от финансовой деятельности, так и от операционной деятельности. В составе финансовой – так как это затраты на привлечение финансовых ресурсов. В составе операционной – чтобы помочь пользователям оценить способность организации выплачивать дивиденды из денежных потоков от операционной деятельности (п. 34 МСФО (IAS) 7).

В учетной политике по МСФО организация может указать, что выплаты дивидендов отражаются в составе потоков от операционной деятельности. В этом случае при трансформации она реклассифицирует выплаты дивидендов из потоков от финансовой деятельности в состав потоков (выплат) от операционной деятельности. И при подготовке отчета по сверке остатков обязательств, обусловленных финансовой деятельностью, не учтет остатки обязательств по выплате дивидендов. Ведь если выплата дивидендов отражается в составе потоков от операционной деятельности, то и обязательство по выплате таких дивидендов следует классифицировать как обязательство, обусловленное операционной, а не финансовой деятельностью.

Выплата процентов по ПБУ 23/2011 признается денежным потоком от текущих операций, а возврат основной суммы долга – денежным потоком от финансовых операций (п. 13 ПБУ 23/2011). Допускается при погашении кредита выплачивать одной суммой основной долг и проценты. В таком случае ПБУ 23/2011 требует делить единую сумму на соответствующие части с последующей раздельной классификацией денежных потоков и раздельным отражением их в отчете о движении денежных средств.

Таким образом, по ПБУ 23/2011 выплаты процентов отражаются в составе денежных потоков от текущих операций. Но есть исключение – проценты, которые включаются в стоимость инвестиционных активов в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (п. 9е ПБУ 23/2011).

Возможность отражения выплаты процентов в составе потоков от финансовых операций в ПБУ 23/2011 не предусмотрена.

В то же время МСФО (IAS) 7 позволяет отражать выплаты процентов в составе денежных потоков от финансовой деятельности. А именно пункт 33 МСФО (IFRS) 9 указывает, что финансовые учреждения выплаченные проценты обычно классифицируют как денежные потоки от операционной деятельности. Но в отношении других организаций нет единого мнения по вопросу классификации таких денежных потоков. В результате выплаченные проценты могут быть классифицированы как денежные потоки от операционной деятельности, потому что они учитываются при определении прибыли или убытка или как денежные потоки от финансовой деятельности и представляют собой затраты на привлечение финансовых ресурсов.

Выплаты процентов компании могут отражать в составе выплат от финансовой деятельности и в случае, когда речь идет о выплате процентов, включенных в стоимость внеоборотных активов. В 2011 году Комитет по разъяснениям МСФО рассмотрел вопрос о том, как следует отражать в отчете о движении денежных средств выплаты процентов, величина которых включена в состав внеоборотных активов (например, строящихся основных средств или инвестиционной недвижимости). В итоге в 2011 году Совет по МСФО согласился, что пункт 16 МСФО (IAS) 7 нужно изменить: четко указать, что выплата процентов, включенных в стоимость основных средств, представляет собой пример выплат по инвестиционной деятельности. Был даже подготовлен и представлен на обсуждение проект изменений в МСФО (IAS) 7. Но в 2013 году по результатам анализа комментариев от организаций Совет по МСФО решил не вносить изменения, поскольку:

  • их трудно применять на практике (об этом писали ACCA, BP и British Tabacco);
  • они могут не согласовываться с выводами, которые сделает Комитет по разъяснениям МСФО после рассмотрения основополагающего принципа классификации денежных потоков (такого мнения придерживались Ernst&Young, PWC и KPMG);
  • потому что эти изменения не нужны.

Таким образом, сегодня организация может определить в своей учетной политике по МСФО, что выплаты процентов будет отражать в составе денежных потоков от финансовой деятельности. Следовательно, обязательство по уплате процентов признается обязательством, обусловленным финансовой деятельностью. Поэтому при подготовке отчетности по МСФО путем трансформации потребуется реклассификация выплат процентов в состав денежных потоков от финансовой деятельности.

Выплаты по финансовой аренде. В соответствии с ПБУ 23/2011 арендные платежи включаются в состав потоков от текущих операций. А по МСФО (IAS) 7 денежные выплаты арендатора, направленные на погашение обязательств по финансовой аренде, – это денежные потоки от финансовой деятельности. Поэтому при подготовке отчета о движении денежных средств по МСФО путем трансформации часто приходится делать реклассификацию выплат по финансовой аренде в состав денежных потоков от финансовой деятельности. Следовательно, обязательство по финансовой аренде признается обязательством, обусловленным финансовой деятельностью, и отражается в отчете о сверке остатков обязательств, обусловленных финансовой деятельностью.

Банковские овердрафты. Кредиты и займы от других лиц и возврат таких кредитов и займов признаются денежными потоками от финансовых операций (п. 11 ПБУ 23/2011). В то же время по МСФО (IAS) 7 банковские овердрафты, подлежащие выплате по требованию, можно включать в состав денежных средств и их эквивалентов (п. 8). Если в соответствии с учетной политикой по МСФО организация признает такие овердрафты в составе денежных средств и эквивалентов, то при подготовке отчетности по МСФО поступления и выплаты таких овердрафтов реклассифицирует из потоков от финансовых операций в состав внутренних перемещений. В результате в отчете о движении денежных средств по МСФО поступления и выплаты этих овердрафтов компания не отражает в составе денежных потоков от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. И обязательства по возврату таких овердрафтов не признает в отчете о сверке остатков обязательств, обусловленных финансовой деятельностью. Об этом нужно помнить при подготовке такого отчета путем трансформации данных учета по РСБУ.

Денежные потоки, возникающие в связи с изменением долей владения. Платежи в связи с приобретением акций (долей участия) в дочерних организациях включаются в состав денежных потоков от инвестиционной деятельности (п. 10 ПБУ 23/2011). Исключение – выплаты, связанные с приобретением акций (долей) в дочерних организациях для перепродажи в ближайшее время. В таких исключительных случаях выплаты в связи с приобретением акций (долей) компания включает в состав денежных потоков от текущих операций (п. 9з).

При этом по МСФО денежные потоки в результате изменений долей владения в дочерней организации, которые не приводят к потере контроля, должны классифицироваться как денежные потоки от финансовой деятельности (п. 42A МСФО (IAS) 7). Исключение – случаи, когда инвестиционная компания удерживает инвестицию в дочернюю организацию и ее требуется оценивать по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

Следовательно, при подготовке отчета о сверке остатков обязательств, обусловленных финансовой деятельностью, важно правильно отразить и обязательства, связанные с приобретением акций (долей) дочерней организации, когда контроль уже приобретен и организация покупает дополнительные акции своего дочернего предприятия. И при подготовке отчета о движении денежных средств необходимо реклассифицировать соответствующие выплаты в состав денежных потоков от финансовой деятельности.

19 января 2016 года Совет по МСФО опубликовал изменения в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Эти изменения организации должны применять при подготовке финансовой отчетности по МСФО за годовые периоды после 1 января 2017 года. Досрочное применение разрешено, следовательно, можно применить их при подготовке финансовой отчетности за 2016 год. Если компания решится на такой шаг, этот факт нужно раскрыть.

Применять изменения следует ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Но при первоначальном применении изменение собственного капитала на начало самого раннего сравнительного периода можно признать в составе нераспределенной прибыли на начало периода (или в составе другого компонента собственного капитала). Иначе говоря, при первом применении можно не разносить изменения между нераспределенной прибылью и прочими компонентами собственного капитала на начало периода. Если организация применит данное освобождение, она должна раскрыть этот факт.

Изменения разъясняют, как оценивать нереализованные убытки по долговому инструменту, будущую налогооблагаемую прибыль и возможность восстановления и комбинирования вычитаемых временных разниц.

Нереализованные убытки по долговому инструменту. На практике долговые инструменты нередко оцениваются по справедливой стоимости для подготовки отчетности по МСФО. Но в соответствии с требованиями законодательства, в частности пункта 3 статьи 280 Налогового кодекса РФ, такие долговые инструменты оцениваются по их первоначальной стоимости для целей налогообложения. Бывает, долговые инструменты обесцениваются, и их справедливая стоимость, по которой они отражаются в финансовой отчетности, становится меньше их налоговой стоимости. При этом убытки по долговым инструментам признаются вычитаемыми только в случае их реализации. Убытки, возникающие при продаже или погашении долговых инструментов, рассчитываются для целей налогообложения как разница между полученной суммой и первоначальной стоимостью таких долговых инструментов. В Российской Федерации такое правило установлено статьей 280 НК РФ .

В приведенных случаях организация может иметь намерение удерживать долговые инструменты до момента погашения. При этом вероятность получения всех платежей по данному инструменту (основного долга и процентов) может быть высокой. И уменьшение справедливой стоимости таких долговых инструментов связано исключительно с изменением рыночных процентных ставок, а не с ухудшением финансового состояния эмитента инструментов.

Некоторые организации не были уверены, что в упомянутых случаях возникают временные разницы. Ведь несмотря на уменьшение справедливой стоимости долговых инструментов, организация ожидает, что их первоначальная стоимость будет возмещена в полном объеме при погашении. Следовательно, она не планирует признавать реализованные налоговые убытки в будущем.

Чтобы разъяснить данный вопрос, Совет по МСФО изменил МСФО (IAS) 12 так, чтобы в случаях, подобных упомянутым выше, компании учитывали временные разницы независимо от того, как держатель долговых инструментов собирается возмещать их стоимость (путем продажи или погашения).

Расчет будущей налогооблагаемой прибыли. Поскольку в рассмотренных случаях возникают вычитаемые временные разницы, компания может признать отложенный налоговый актив. Но для этого она должна быть уверена, что у нее будет достаточно налогооблагаемой прибыли, чтобы зачесть такой отложенный налоговый актив, и обосновано ожидает, что сможет возместить всю первоначальную стоимость долговых инструментов при погашении. И у компании есть вполне обоснованная уверенность, что сумма, которую она получит при погашении, превысит текущую справедливую стоимость долговых инструментов. Можно ли разницу между суммой, которую компания ожидает получить при погашении, и текущей справедливой стоимостью долговых инструментов учесть при оценке будущей налогооблагаемой прибыли для расчета отложенного налогового актива? Совет по МСФО ответил на этот вопрос положительно (п. 29А МСФО (IAS) 12).

Пример

Определение достаточной величины налогооблагаемой прибыли

Организация переоценила свои облигации по справедливой стоимости на 31.12.16 и признала в отчетности по МСФО убыток от переоценки на сумму 1 000 000 руб. В 2017 году организация планирует продать облигации с убытком в 1 000 000 руб. В 2016 году убыток, признанный в финансовой отчетности, не признается реализованным для целей налогообложения. Но в 2017 году, когда облигации будут проданы, организация признает убыток реализованным для целей налогообложения в полном объеме.

Таким образом, по состоянию на 31.12.16 возникает вычитаемая временная разница на сумму 1 000 000 руб. Принимая решение о возможности признания отложенного налогового актива в отношении данной вычитаемой временной разницы, организация определяет, заработает ли она достаточную величину налогооблагаемой прибыли, чтобы зачесть такую временную разницу в будущем. Специалисты подразделения бюджетирования организации сообщают подразделению МСФО, что планируемая налогооблагаемая прибыль в 2017 году равна нулю. Означает ли это, что в 2017 году не будет налогооблагаемой прибыли, против которой можно будет зачесть временную вычитаемую разницу на сумму 1 000 000 руб.? Нет. Дело в том, что величина планируемой налогооблагаемой прибыли, которую сообщило подразделение бюджетирования, определена с учетом всех планируемых расходов. И эта величина уже уменьшена на сумму убытка в 1 000 000 руб., который планируется признать от продажи облигаций в 2017 году. Поэтому, чтобы сделать правильный вывод, нужно рассчитать величину налогооблагаемой прибыли без учета вычитаемой временной разницы в 1 000 000 руб., то есть без учета запланированного убытка от продажи облигаций. Нужно исключить будущий налоговый вычет, обусловленный восстановлением этой временной разницы.

Восстановление вычитаемых временных разниц. Совет по МСФО обратил внимание, что, принимая решение о признании отложенных налоговых активов, компания должна оценивать будущую налогооблагаемую прибыль, не уменьшая ее на величину временных разниц, подлежащих восстановлению. Оценивая перспективы получения достаточной налогооблагаемой прибыли в будущих периодах, компания сравнивает вычитаемые временные разницы с будущей налогооблагаемой прибылью, которая исключает налоговые вычеты, обусловленные восстановлением таких вычитаемых временных разниц. Такое сравнение показывает, насколько налогооблагаемой прибыли будет достаточно, чтобы организация вычла суммы, обусловленные восстановлением этих вычитаемых временных разниц. При этом она не учитывает налогооблагаемые суммы, возникающие из вычитаемых временных разниц, появление которых ожидается в будущих периодах, поскольку сам отложенный налоговый актив, возникающий из указанных вычитаемых временных разниц, потребует для своего использования наличия будущей налогооблагаемой прибыли (п. 29 МСФО (IAS) 12).

Возможность комбинирования вычитаемых разниц. Совет по МСФО разъяснил, что при оценке наличия налогооблагаемой прибыли, против которой можно зачесть вычитаемую временную разницу, нужно учитывать ограничения законодательством источников налогооблагаемой прибыли, против которой можно делать вычет при восстановлении такой вычитаемой временной разницы. В частности, Налоговый кодекс РФ содержит немало таких ограничений. Например, убыток от деятельности обслуживающих производств и хозяйств разрешается покрывать только за счет прибыли, полученной от деятельности таких производств и хозяйств, если не выполняются определенные условия (ст. 275.1 НК РФ).

Если налоговое законодательство не предусматривает ограничений в отношении определенных операций, организация оценивает вычитаемую временную разницу в совокупности со всеми прочими вычитаемыми временными разницами. Но если законодательство ограничивает зачет убытков вычетом из дохода определенного вида, вычитаемая временная разница оценивается только в совокупности с прочими вычитаемыми временными разницами определенного вида (п. 27А МСФО (IAS) 12).

Как поправили МСФО (IFRS) 12

8 декабря 2016 года Совет по МСФО опубликовал изменения в МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях». Их нужно применять ретроспективно при подготовке финансовой отчетности по МСФО за годовые периоды, начинающиеся 1 января 2017 года или позже. МСФО (IFRS) 12 требует представлять в примечаниях к финансовой отчетности сведения о дочерних организациях, совместных предприятиях, ассоциированных организациях, совместных операциях и неконсолидируемых структурированных организациях. Но требуется ли раскрывать такие сведения о дочерних и ассоциированных организациях, классифицированных как предназначенные для продажи?

Как видно, в 2017 году специалистам по МСФО предстоит немало потрудиться, применяя новые изменения, внесенные в действующие МСФО. И, конечно, уже нужно готовиться к применению новых важных стандартов – МСФО (IFRS) 15 и МСФО (IFRS) 9.

Международные стандарты финансовой отчетности – это всеобщая форма основы бухгалтерского отчета. Данная форма активна в не одной стране. Регулирует вид данной работы Совет по Международным стандартам финансовой отчетности .

Виды порядков (от самого приоритетного):

  • порядки МСФО;
  • разъяснение;
  • дополнение к порядкам МСФО;
  • разъяснения по порядкам МФСО, изданные Советом по МСФО.

Что признано в России

В России есть три стороны , по которым движется МСФО:

  1. Активизация в Российской Федерации и создание на их фундаменте национальных порядков учета.
  2. Применение в обязательном порядке.
  3. Активизация добровольно.

В 1992 году уже стало ясно, что национальный бухгалтерский учет нуждается в реформах. Это произошло по той причине, что рыночная экономика серьезно развилась, появились перспективы сотрудничества с зарубежными партнерами. Для того, чтобы это стало реальным, необходимо иметь такую форму отчета, который будет понятен иностранным партнерам.

Но не получалось все быстро развивать:

  1. 6 марта 1998 год №283 – принятие Программы преобразования бухгалтерского учета, чтобы сделать национальную систему бухгалтерского отчета в соответствие с настоящими требованиями.
  2. 25 декабря 2003 год №1363-У – Указ ЦБ РФ, который указывал на перевод банковской сферы на МСФО.
  3. 15 декабря 2004 год №04-1245/пз-н – принятие Положения о функционировании по структуре торговли на рынке .

Структура совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в РФ, в конце концов, была принята в 2004 году.

Было намечено совершенствование в области сближения с МСФО и бухгалтерского учета.

В 2010 году произошло грандиозное событие, так как был принят Федеральный закон №208-ФЗ , в котором говорилось о консолидированной финансовой отчетности :

  • признание официального статуса МФСО в Российской Федерации;
  • обозначение круга предприятий, составляющих отчет по МСФО в обязательном порядке.

Цель внедрения

МСФО необходимо внедрить в организации России. Ведь с его помощью улучшается внутренняя конструкция, отвечающая за управление организацией, ведь используемые единые системы методик учета обогащаются заинтересованными лицами. Именно так повышается конкурентоспособность.

Некоторые считают, что после внедрения данной системы российская экономика поднимется вверх. Но другие считают, что это принесет только большие объемы не нужной работы и новые затраты.

Те, кто уже воспользовались Международной стандартной формой отчетности, могут реально оценивать положение дел.

Отмечаются следующие цели внедрения :

  • повышение уровня данных, воссозданных в бухгалтерском учете и отчете
  • воссоздание комплекса обслуживающих структур, обеспечивающих фундамент работы системы активизации МСФО;
  • внутреннее корректирование управления бухгалтерского учета и отчета;
  • повышение уровня контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • значимое повышение квалификации сотрудников, которые организуют и ведут финансовый учет и отчет, а также пользователей финансовой отчетности.

Структурой намечен план развития данной области в среднесрочной перспективе.

Цель введения Международного стандарта финансового отчета в Российской Федерации заключается в изменении уровня качества бухгалтерского отчета организаций России, так, чтобы он соответствовал международным стандартам.

В то же время должны быть учтены потребности всех пользователей бухгалтерской отчетности, включая тех, кто не рассматривает КМСФО как приоритет.

Объединение некоторых правил, по которым создается отчет и финансовые данные, называется стандартом финансовой отчетности. В зависимости от политики организации, можно говорить об их соответствии или несоответствие. Создавая финансовую отчетность, можно основываться на следующее :

  • личные знания;
  • корпоративные документы;
  • национальные нормативные документы;
  • ненормативные методологические источники.

В Российской Федерации под стандартами понимаются признаки, объединение параметров, которым организация может удовлетворять или не удовлетворять бухгалтерская отчетность предприятия.

Получается, что отчеты российских предприятий должны соответствовать объединенным параметрам, которые предъявляет МСФО. Об этом и говорится в документе «Подготовка и представление финансовой отчетности» (отчет не может представляться стандартам МСФО, если он не соответствует заданным требованиям).

Для того чтобы успешно справиться с поставленной задачей, требуется отличать цель и средства (инструменты) ее получения.

Данная концепция с 2004-2010 года должна была развиваться следующим образом:

  1. На 2004-2007 год требуется в обязательном порядке перевести на МСФО консолидированной бухгалтерской отчетности особо важные хозяйственные объекты. Исключением являются объекты, которые запустили в оборот фондовых рынков других стран ценные бумаги, а также те, кто составляют отчеты по другим международным установленным порядкам. Принятие российского базового стандарта лично финансовой отчетности на базе МСФО.
  2. На 2008-2010 год нужно в обязательном порядке перевести на МСФО консолидированной бухгалтерской отчетности иных хозяйствующих субъектов, в том числе тех, те, которые направили ценные бумаги на фондовых рынках других стран, а также тех, кто составляет данный отчет по другим международно установленным порядкам.

Но на данном этапе цели развития не достигнуты. Все дело в том, что есть много нюансов и ситуаций, которые мешают массовому переходу на МСФО.

С 2010 года ситуация в данной области значительно улучшилась. С того периода были сделаны многие серьезные шаги, приняты важные законы:

  1. №208-ФЗ от 27 февраля 2011 года. Закон, говорящий о консолидированной финансово отчетности.
  2. №107 от 25 февраля 2011 года . Постановление, говорящее о положении и признании МСФО и разъяснений о порядке принятия на территории РФ.
  3. №66 от 2 июля 2010 года . Приказ Министерства Финансов.

Международный стандарт финансовой отчетности включает 5 фундаментальных элементов бухгалтерской отчетности, те в свою очередь делятся на две категории:

  1. Элементы, включенные в и определяющие финансовое положение: капитал, обязательства, активы.
  2. Элементы, указывающие на итоги хозяйственного функционирования и создающие отчет о доходах, расходах.

Капиталом принято называть часть собственных активов организации, которая осталась после вычета долгов. Общий капитал делится на две категории :

  • от своих акционеров;
  • от итогов собственной деятельности.

Обязательством называются настоящие долги организации, появившиеся в результате прошедших событий. Активами называются ресурсы и имущество, которыми распоряжается организация.

Расходами организации называют снижение экономической выгоды за отчетный период вследствие выбытия активов и/или появление новых обязательств, ведущих к уменьшению капитала, кроме снижения размеров вкладов по заключению участников.

Расходы делятся на две дополнительные подгруппы :

  • стандартные расходы, проводимые с целью получения прибыли;
  • иные расходы, без перспективы на доход.

Доходами организации называют рост экономических выгод компании.

Без совершенствования МСФО не получится достигнуть взаимопонимания. Эту область надо обновлять по мере потребности. Россия действует в правильном направлении, применяя МСФО адаптационно. То есть, процесс развивается постепенно .

Российские нормы учета и отчетности нацелены на создание финансовой информации в соответствии с международными порядками. Этот способ внедрения аналогичен подходу многих европейских стран, значит, приближает экономическую интеграцию, гармонизацию данных систем. Но все же существует много трудностей из-за методологического характера. Большинство из них появилось в результате адаптации оригинала текста МСФО к российской терминологии, правовым и экономическим условиям.

Пять составляющих отчетности МСФО представлены в данном вебинаре.