Население стран зарубежной европы таблица. Население Зарубежной Европы: характеристика

Технологическая карта урока учебной дисциплины ОУД.16 «География»

по теме «Население Зарубежной Европы»

Разработала:

Преподаватель географии

БКТиГ

Арсланова Рима Вахитовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи урока

Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе

Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету

Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации

Планируемые результаты

Предметные

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Личностные

развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать о населении стран Зарубежной Европы; формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Универсальные учебные действия

Познавательные

самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям воспроизвоство,депопуляция, миграции населения, урбанизация, субурбанизация. характеристику национальному и религиозному составу;структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ, отбор информации,перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и одногруппниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Организация образовательного пространства

Учебник географии, атлас по географии для 10-11 классов, политическая карта мира, проектор, презентация учителя, ЦОРы: социальная сеть работников образования nsportal .ru , www .wikipedia .org

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Здравствуйте, ребята. На предыдущем уроке мы начали знакомство со странами Европы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Население Зарубежной Европы». (Слайд 1)

Более 40 государств на карте Европы таких разных как сама Европа: древняя и юная, со старыми замками и современными городами, с бушующем морем и спокойной гладью озёр, с цветниками и пастбищами, с населением, говорящем на десятках языков.

Население… За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад. Живут сейчас и будут жить в будущем. Какие понятия, связанные с населением вам уже знакомы?

рождаемость, смертность, плотность, национальный, половой и возрастной состав, миграция, занятость. Всё это облегчит нашу задачу – охарактеризовать население Европы. Сегодня мы должны продемонстрировать свои знания, творческие способности, умение аргументировано высказывать свою точку зрения. (Слайд 2)

Постановка цели урока

Вступление в беседу. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цель урока – выявить особенности воспроизводства населения, национального, религизного, полового, возрастного состава, миграций Зарубежной Европы.

Регулятивные Коммуникативные

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Давайте вспомним, что мы знаем о Европе.

Какую площадь занимает Европа? (5, 4 млн км 2)

Каковы особенности ЭГП европейских стран

Расположены компактно, большинство стран имеет выход к океану, сильная изрезанность береговой линии, дающая возможность для развития морского транспорта

Ситуативные задания

Политическая карта Европы за всю историю своего формирования претерпела множество изменений. Как изменилась политическая карта Европы вXX веке?

Сколько государств насчитывается на ПК Европы сегодня?

Каковы природные условия Европы?

Какими природными ресурсами она обладает?

Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона. (страны «большой семёрки»)

Работа с картой.

3 раза: после 1 мировой войны, после 2 мировой войны, в 90 –е годы. После 2 мировой войны – раскол Германии, 90- гг – Чехия и Словакия, из состава Югославии в 1991-1992 гг вышли Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и Македония, в начале 2006 Югославия распалась на Сербию и Черногорию и фактически перестала существовать, в связи с распадом СССР -26 декабря 1991 г – образовались Украина, Беларусь, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония)

Свыше 40

Большая часть – равнины (60 %) и возвышенности (24%), Высокие горы только на юге (6 %) рельеф и климат позволяют развивать многие отрасли хозяйства, климат умеренный на большей территории

Балтийский щит – рудные, уголь - бассейны Рура, Саара, Йоркшира, Уэльса, Верхней Силезии, нефть и газ – на шельфах Северного и Каспийского морей, в предгорьях Пиренеев, юг Польши – сера, железная руда – Лотарингский бассейн во Франции и Кируна - Швеции, гидроэнергетические и лесные ресурсы – Норвегия, Швеция, Финнляндия;

Великобритания, Германия, Франция, Италия – страны Западной Европы

Познавательные Коммуникативные

Индивидуальные задания двум учащимся -Задание: (проверка в парах )

Какие пары верны:

а) страны – соседи: б) страны – столицы:

Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

ФРГ – Словакия Швеция – Осло

Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

Бельгия – Люксембург

Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

Исландия – Дания Польша – Варшава

Испания – Андорра Албания – Тирана

Монако – Франция Словакия – Любляна

Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

Греция – Венгрия Швейцария – Берн

Приложение1 .

Двое учащихся работают в парах

Какой вывод вы можете сделать о Зарубежной Европе из всего сказанного?

Учащиеся формулируют вывод: Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно – ресурсного потенциала. Этот регион занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. В частности, по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Коммуникативные Познавательные

3.Изучение нового материала

а.Численность населения

б.Возрастной состав

в.Половой состав

г.Воспроизводство населения

д.Национальный состав

е.Религиозный состав

ж. Плотность и урбанизация

з. Миграции

1.Население Зарубежной Европы составляет 740 млн. человек. (Слайд3) Этот регион имеет весьма сложную и не очень благоприятную демографическую ситуацию. На мировом фоне он имеет самые низкие показатели рождаемости и естественного прироста. (Слайд4) Такое явление демографы называют демографической зимой. В большинстве стран региона появилась тенденция к снижению рождаемости. В результате по данным 2014 года средний показатель рождаемости составляет 11 человек на 1000 жителей (Россия – 11 с небольшим человек). Причины такого низкого показателя рождаемости разнообразны. Но главными среди них следует считать общие демографические процессы. (Слайд 5) Это увеличение средней продолжительности жизни (76 лет), (в России – 65, женщины – 73, мужчины - 59) резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии. Кроме этого политические, социальные и другие проблемы, которые потрясают современную Европу. Уровень смертности, который в среднем для всего региона составляет 11 человек на 1000 жителей, превышает среднемировой. Результат этого старение населения, нарушение полового состава. (Слайд 6) Но нельзя не учитывать и такие факторы, как производственный травматизм, профессиональные заболевания, несчастные случаи, алкоголизм, наркомания и т. д. На дорогах Европы ежегодно гибнут более 100000 человек и более 2 млн получают увечья. Поскольку в большей мере это относится к мужчинам, то численность мужчин в Европе значительно ниже численности женщин. .

Задание 1. Перед вами лежит таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы». Проанализируйте таблицу. В маршрутной карте укажите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста (1 гр). 2 гр. – укажите страны, имеющие самые низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Постарайтесь сделать вывод. (3мин.) (Слайд7, 8, 9)

2.По национальному составу (Слайд 10) население Европы сравнительно однородно. На территории Европы проживают представители 80 этносов. (карта в конце учебника) Большинство населения относится к индоевропейской языковой семье. Наиболее многочисленные группы – это Славянская (поляки, чехи, сербы, болгары, русские, украинцы, хорваты..), германская (шведы, немцы, англичане, голландцы, исландцы…), романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны, португальцы..). В Европе присутствуют языки уральской семьи, на которых говорят финны, эстонцы, венгры и др.

Вспомните, какие страны называются однонациональными, а какие – многонациональными?

Задание 2.

Какие из европейских государств относятся к каждой из этих групп? Проанализируйте карту атласа, дополнительную информацию, результаты оформите в виде таблицы в маршрутной карте.

В Европе немало государств со сложным национальным составом, в которых наблюдается обострение межнациональных отношений. Давайте заслушаем доклад, который приготовил для вас

3.(Слайд 11) В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, центр которого находится в Ватикане. В Северной Европе – протестантизм, а в Средней Европе эти конфессии представлены практически поровну. Православие исповедует население Восточной и Юго- Восточной Европы. Это население таких стран, как Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Черногория.

Ислам исповедуют в Боснии и Герцеговине, Албании и частично признанной республике Косово. В последнее время происходит усиление исламского фактора за счет притока мигрантов из исламских стран.

4. (Слайд 12) Зарубежная Европа – один из густонаселённых регионов мира. Средняя плотность населения – 100 человек на 1 км2. Но население распределено неравномерно от 3 чел. на 1 км 2 в Исландии до 406 чел – в Нидерландах.Самая высокая плотность в Монако 15 000 чел. Размещение населения определяется в первую очередь географией городов. Уровень урбанизации в Европе один из самых высоких в мире. В Бельгии он составляет 99 %, в Дании – 87%, во Франции – 78%. Общее количество городов достигает несколько тысяч, они размещены компактно и образуют агломерации.

С помощью карты атласа, (стр 15 атласа) дополнительной информации распределите страны Европы на сильно -, средне – и сильноурбанизированные. Результаты оформите в виде схемы в маршрутной карте. (индивидуально ) (5 мин). (Слайд 13,14,15,16,17,18)

5. Зарубежная Европа со времён Великих географических открытий была главным поставщиком мигрантов за океан.(Слайд19 В настоящее время Европа является основным центром притяжения рабочей силы. В конце 90 –х годов количество мигрантов только в странах Европейского Союза по некоторым данным превысило 20 млн человек, а доля Европы в общем объёме мировых миграций увеличилась до 20 %. В это число входят мигранты по разным причинам, Но основную массу пришлых людей составляют трудовые мигранты, так называемые гастарбайтеры. Приток мигрантов привёл к обострению многих социальных противоречий, как на рынке рабочей силы, так и в общем демографическом плане, что связано с гораздо большим естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении.

Проследите направления миграций, результаты отразите в виде таблицы в маршрутной карте.

Вступают в беседу, вспоминают численность населения Зарубежной Европы.

Записи в тетрадь.

Определяют, используя диаграммы в учебнике возрастной и половой состав Европы.

Приложение2.

Анализируют таблицу, делают выводы о самых неблагополучных странах в плане воспроизводства. Все страны Зарубежной Европы относятся к I типу воспроизводства населения, кроме Албании. Причины высокого естественного прироста в Албании – влияние ислама.

Вспоминают языковые семьи и группы.

Записи в тетрадь

Приложение 3.

Заполняют таблицу.

Делают выводы.

Доклад учащихся

Вспоминают направления христианства.Определяют принадлежность к ним разных народов.

Приложение 3.

Учащиеся по атласу выявляют сильноурбанизированные, среднеурбанизированные и слабоурбанизированные страны, результаты записывают в маршрутную карту.

Делают выводы, что довольно невысокий уровень урбанизации в странах Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Дают определение миграции, виды, причины миграций.

Учащиеся заполняют таблицу по миграциям в приложении и делают выводы о том, чточто существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии. Приложение 3.

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

4.Закрепление

Предлагает тест для закрепления. 1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

5. Европа – главный центр распространения:

А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.

Работа с тестом.

Приложение 4.

Коммуникативные Познавательные

5. Рефлексия

Что при изучении темы вам показалось сложным?

Для чего мы изучаем эту тему?

Какой вклад каждый из вас может внести для нормального взаимодействия разных национальностей?

Ответы учащихся

Коммуникативные

6. Домашнее задание. Оценки

Изучить параграф 17, на контурных картах отметить страны Европы и их столицы.

Записывают домашнее задание.

Литература и сайты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.

3. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Максаковский В.П. М.: Просвещение. 2007.

5. Материалы сайта:

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // . wikipedia . org

    Приложение 1

    Задание: (проверка в парах)

    Какие пары верны:

    а) страны – соседи: б) страны – столицы:

    Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

    ФРГ – Словакия Швеция – Осло

    Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

    Бельгия – Люксембург Португалия – Рим

    Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

    Исландия – Дания Польша – Варшава

    Испания – Андорра Албания – Тирана

    Монако – Франция Словакия – Любляна

    Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

    Греция – Венгрия Швейцария – Берн

    Приложение 2

    Воспроизводство населения

    Рождаемость

    Смертность

    Естественный прирост

    Герцеговина

    Болгария

    Великобритания

    Ирландия

    Исландия

    Македония

    Нидерланды

    Норвегия

    Португалия

    Словакия

    Словения

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Приложение 3

    Маршрутная карта

    Задание 1.

    Задание 2.

    Задание 3.

    INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET

    Задание 4.

    Приложение 4

    Тест для закрепления урока.

    1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

    A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

    2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

    A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

    3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

    А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

    4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

    A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

    5. Европа – главный центр распространения:

    А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.


Видеоурок посвящен теме «Население Европы». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Европы. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Европы, приведет примеры крупнейших народов.


Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Население Европы

Население Европы составляет более 500 млн. чел. Регион имеет достаточно сложную демографическую ситуацию.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Почти для всех стран Европы характерен современный тип воспроизводства населения. Страны с минимальными показателями естественного приросты (убыли населения): Украина, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Польша, Венгрия.

Рис. 1. Карта роста/снижения населения в странах Европы (зеленый цвет - рост численности населения, красный - снижение). ()

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 18 - 20 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом.

Типы государства по национальному составу:

Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);

Двунациональные (Бельгия);

Многонациональные страны, со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Самые распространенные языки в Зарубежной Европе: французский, немецкий, итальянский, английский.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной — протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан. В юго-восточных и восточных странах Зарубежной Европы исповедуют православие. Ислам исповедуют в Албании, Боснии и Герцеговине.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 74%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы - очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Наибольшее количество мигрантов едут в следующие страны: Франция, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Бельгия, Австрия. Кроме того, для Зарубежной Европы характерна миграция внутри региона - и востока на запад.

Рис. 3. Лондон - один из крупнейших городов Зарубежной Европы ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. В чем особенности размещения и воспроизводства населения в Зарубежной Европе?

2. Приведите примеры стран Зарубежной Европы с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Население Зарубежной Европы

Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.

Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.

Сравниваемые черты

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

1. Численность

2. Тип правления

3. Форма административно-территориального деления

4. Тип воспроизводства

5. Возрастная структура

6. Демографическая политика

7. Плотность населения

8. Уровень урбанизации

9. Национальный состав

10. Религиозный состав

Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.

Учитель. Зарубежная Европа - регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.

Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости - Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)

В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)

Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)

Воспроизводство населения в Зарубежной Европе

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Герцеговина

Болгария

Великобритания

Ирландия

Исландия

Македония

Нидерланды

Норвегия

Португалия

Словакия

Словения

Финляндия

Хорватия

Швейцария

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.

В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.

В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

Миграции

На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии.)

Урбанизация

Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов - миллионеров по их географическому положению:

Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании - 7, ФРГ - 6, Италия - 5, Франция - 3, Польша - 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора - центральная ось развития.)

Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)

Национальный состав населения Европы

Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие - многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Швейцария,

Великобритания,

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:

Индоевропейская семья

Уральская семья

Славянская

Балтийская

Германская группа

Кельтская

Романская

Греческая группа

Албанская

Финно-угорская

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Проблема межнациональных конфликтов в Европе

Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.

Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны - на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.

Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.

Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.

В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.

В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства - многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты - мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы - православные, словенцы, хорваты - католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.

В регионе живет более 500 млн человек, или около 9% населения мира.

Размещение населения

Зарубежная Европа – один из самых густонаселенных районов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 вк. км. При этом размещение населения, прежде всего, определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире – 74 %, а в некоторых странах до 80 и даже 90%.

Урбанизация в зарубежной Европе имеет свои отличительные черты:

    очень густая сеть городов;

    особый западно-европейский тип городов (наличие «старого города» с главной площадью, ратушей и собором и расходящимися от площади радиальными узкими улочками, а также новых застроек);

    с 70-х годов 20-го века рост концентрации населения в крупных городских агломерациях сменился процессом субурбанизации (роста пригородных зон и городов-спутников); это приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон;

    граница между городской и сельской местностью становится все более условной.

Национальный состав населения

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье.

Тем не менее, этническая карта региона очень сложна. Наряду с однонациональными государствами здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений.

Религиозный состав населения Европы довольно сложен. Господствующая религия - христианство. В целом можно сказать, что на севере преобладает протестанство, на юге – католицизм, в центре – их различное соотношение. Кроме того, в некоторых странах преобладает православие.

Воспроизводство населения зарубежной Европы характеризуется очень сложной демографической ситуацией с депопуляцией и «старением наций». Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Все это привело к изменению роли региона в системе внешних миграций населения: из главного очага эммиграции зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции (12-13 млн иностранных рабочих). Значительная часть иностранных рабочих находится на положении не граждан, а временных гостей-рабочих («гастарбайтеров»).

Основные направления трудовых иммиграций:

    из Португалии, Испании, Италии, Греции, Боснии и Герцеговины, а также стран северной Африки во Францию ;

    из Испании, Италии, а также Индии, Пакистана, Ирландии и стран Африки в Великобританию ;

    из Италии, Хорватии, Греции, Турции в Германию .

Для структуры занятости населения характерна большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занятого в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы).

Европа…Это географическое имя о чем нам говорит? § Зарубежная Европа - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. § Этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике. Это географический регион на западе Евразии, площадью 10 млн. км 2, в том числе 5, 1 млн. км 2 приходится на зарубежную (по отношению к СНГ) Европу, что составляет около 4% всей обитаемой суши. Территория зарубежной Европы протягивается с Севера на Юг от Шпицбергена до Крита на 5 тыс. км, с Запада на Восток от атлантического побережья Португалии до черноморского побережья Румынии на 3100 км.

Европа… Это географическое имя напоминает и о древнегреческом мифе про дочь финикийского царя Агенора, правителя Сидона, Европу. Согласно мифу, Европа была похищена Зевсом, принявшим облик быка. На спине этого быка она проплыла по Средиземному морю от Финикии до Крита, где и стала его женой.

Одна из ассоциаций с именем Европа – Проанализируйте форзац учебника и «Политическую карту Европы» и ответьте на вопросы: регион, т. е. мозаика стран. 1. Какая страна самая большая по площади территории? 2. Назовите микрогосударства Европы. 3. Приведите примеры стран расположенных на: островах полуостровах 4. Приведите примеры стран: внутриконтинентальных с приморским положением 5. Назовите страны с монархической формой правления. Какой вид монархии им характерен? 6. Назовите федеративные государства? 7. Как различаются страны по экономическому уровню развития? Назовите страны входящие в «большую семёрку» .

Политическая карта региона на протяжении XX в. претерпевала большие изменения трижды: после первой и второй мировых войн и в последние годы (объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Восточной Европы). Политической консолидации региона способствует деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в состав которой входят 53 страны (она включает также США, Канаду, страны СНГ). Все большую роль начинает играть и Совет Европы. Наряду с этим сохраняется и даже возрастает влияние блока НАТО.

Какими чертами характеризуются особенности ЭГП региона? § Т. 6 § 1 п. 1 1. ………………. 2. ……………….

Природно-ресурсный потенциал Природные предпосылки для промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. В северной части распространены как рудные полезные ископаемые связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам. В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше. Таким тектоническим строением территории в значительной мере объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в отдельных странах.

Природно-ресурсный потенциал § Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор. Во многих странах они уже полностью использованы. § Природные предпосылки для сельского хозяйства региона относительно благоприятны и широко используются уже в течение многих столетий. В результате резервы для расширения обрабатываемых земель практически уже исчерпаны, а «нагрузка» на них возрастает. Поэтому небольшие приморские страны, и прежде всего Нидерланды, продолжают наступление на прибрежные участки морей. § Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном, а на юге - в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании. § Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Недаром в народе говорят: «Финляндия без леса, что медведь без шерсти» . § Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

Население § В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. § В некоторых странах происходит убыль населения, депопуляция, которую не могут предотвратить и меры демографической политики. Такая депопуляция находит отражение на возрастно-половых пирамидах, имеющих «суженное» основание. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей. Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. § Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12- 13 млн иностранных рабочих и членов их семей, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостейрабочих (по-немецки «гастарбайтеров»). Для стран, принимающих большое число трудовых мигрантов (а также беженцев), подобный приток людей создает много сложных проблем. Он влияет на численность населения, на его воспроизводство, возрастнополовую структуру, размещение и в особенности на качество населения.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 км 2.

§ При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 74 %, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западно-европейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья. § Долгое время характерной чертой урбанизации зарубежной Европы служила очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии, вместе взятых. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Нижнерейнско-Рурская. Однако в 70 -е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил наименование субурбанизации. В то же время субурбанизация приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон.

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношении. В зарубежной Европе господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладают католицизм, в Северной - протестантство, а в Средней они находятся в равных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма -Ватикан.

Практическая работа. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы 1. На контурную карту Европы нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых Зарубежной Европы. 2. Условными знаками обозначьте на карте основные регионы размещения неминеральных ресурсов: лесных, рыбных, агроклиматических, гидроэнергетических, геотермальных. 3. На отдельном листочке, вложенном в карту, выпишите наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами страны Зарубежной Европы. 4. Назовите основных поставщиков и укажите наиболее предпочтительные для европейских стран пути перемещения основных видов сырья: нефти и газа, угля, руд чёрных и цветных металлов.

Практическая работа. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы 5. Подпишите на карте красным цветом страны с преобладание эмиграции, а синим - иммиграции. 6. Стрелками покажите главные пути перемещения мигрантов по территории Зарубежной Европы. 7. Различными цветами заштрихуйте территорию стран Северной, Средней, Южной и Восточной Европы 8. Зелёным цветом подчеркните на карте странычлены Европейского Союза. 9. Укажите положительные и отрицательные стороны свободного перемещения труда, ресурсов и капитала в условиях ""Объединённой"" Европы.

Условные обозначения Цифрами на карте обозначены: 1 - Нидерланды 7 - Албания 2 - Чехия 8 - Португалия 3 - Венгрия 9 - Швейцария 4 - Хорватия 10 – Австрия 5 - Югославия 11 - Бельгия 6 - Болгария 12 - Люксембург

Реши задачи № 1. Через какие страны протекают реки: Дунай Днепр Западная Двина Рейн № 2. Какие пары верны: а) страны – соседи: б) страны – столицы: Болгария – Румыния Белоруссия – Киев ФРГ – Словакия Швеция – Осло Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик Бельгия – Люксембург Португалия – Рим Норвегия – Финляндия Латвия – Рига Исландия – Дания Польша – Варшава Испания – Андорра Албания – Тирана Монако – Франция Словакия – Любляна Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген Греция – Венгрия Швейцария – Берн

№ 3. Какие страны располагаются: а) на полуостровах: в) на островных архипелагах: Скандинавский Нормандские Пиренейский Балеарские Аппенинский Канарские Балканский Шетландские Пелопоннес Шпицберген Ютландия Фарерские б) на островах: Ионические Кипр Киклады Сицилия Корсика Зеландия Гренландия Лесбос Родос