Налоговым периодом по водному налогу признается. Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог сравнительно недавно присутствует в НК РФ и изменениям подвергается редко. Однако каждое изменение по водному налогу приводит к принципиальной корректировке его элементов. Попробуем разобраться, что представляет собой водный налог на сегодняшний день.

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог .

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • при использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • при использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • при лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог . Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

О новых правилах сдачи крупнейшими налогоплательщиками деклараций по другим налогам читайте в статье .

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). До 2015 года ее величина составляла 70 рублей за 1 000 куб. м.

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога , предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015-2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях.

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Порядок расчета водного налога

Водный налог рассчитывают в том же порядке, который был предусмотрен НК РФ до внесения в 2015 году изменений в гл. 25.2. Изменился порядок расчета ставки по основным видам водопользования. Теперь ее определяют путем перемножения ставки водного налога , указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога , установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2016 - 2017 годах и кто его платит?

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу .

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000 , где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты , размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Общая сумма налога составит:

133 056 руб + 23 760 руб = 156 816 руб.

Деятельность плательщиков этого налога подлежит обязательному лицензированию.

Общие сведения

Чтобы правильно уплачивать водный налог, необходимо понимать, что это за налог такой, какие существуют по нему льготы, а также сроки его уплаты и порядок составления отчётности.

Водный налог – это прямой или косвенный налог, и в какой бюджет он уплачивается? Это прямой налог, который уплачивается в федеральный бюджет.

Что это такое?

Водный налог – является налогом за пользование водными ресурсами и объектами в соответствии с действующим законодательством РФ.

Это налог введён в действие с 01 января 2005 года. До этого, пользователи водных ресурсов уплачивали налог за пользование водными объектами.

Водный налог не относится к региональным налогам, а является федеральным налогом, то есть он уплачивается в федеральный бюджет, а льготы по этому налогу, а также порядок и сроки его уплаты устанавливает государство.

Характеристика элементов

Любой налог, в том числе и водный, имеет свои элементы:

Наименование элемента Описание
Плательщики Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица
Объект налогообложения Факт, наличие которого обязывает уплачивать налог. В данном случае – наличие лицензии на пользование водными ресурсами и объектами.
Налоговая база Стоимостная характеристика объекта. В данном случае, она зависит от вида пользования водным объектом
Налоговый период В данном случае, квартал
Налоговая ставка Зависит от вида пользования водными объектами, а также экономической зоны, в которой расположены бассейны рек, озёр и морей. Если вода забирается в целях её предоставления населению, то плата взимается за водопользование в размере 81 рубля за 1000 кубических метров.

Объектами налогообложения водным налогом признаются:

  1. Забор воды из водных объектов.
  2. Использование водных объектов, кроме переправы леса на плотах и кошелях.
  3. Использование воды для целей гидроэнергетики.
  4. Использование воды для сплава леса на плотах и кошелях.

Может быть равной:

  • объёму забранной воды;
  • площади предоставленного водного пространства;
  • количеству произведенной электроэнергии;
  • объёму сплавленной на плотах и кошелях древесины.

В том случае, если в отношении водного объекта установлено несколько налоговых ставок, то сумма к уплате рассчитывается исходя из каждой ставки налога.

Налоговые ставки установлены в рублях за 1 000 куб. м. Их размер, в зависимости от экономических зон расположения акваторий, приведён .

Налоговые ставки, по которым начислен водный налог, и которые указаны в п. 1 данной статьи, учитываемые в соответствии с п. 2, 4 и 5 этой же статьи, в 2015 году применяются с поправочным коэффициентом 1,15.

При расчёте ставки с использованием этого коэффициента, её необходимо округлять до целого рубля. Копейки в расчёт не берутся.

Правовое регулирование

Водный налог регулируется главой 25. 2 НК РФ. Плательщиками этого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются водными ресурсами на основании .

Не являются налогоплательщиками по этому налогу те физические лица, а также организации, которые пользуются водными ресурсами по договорам, которые были заключены до введения в действие .

Экономическая сущность

Водный налог – это какой налог с экономической точки зрения? Сущность водного налога заключается в платности пользования водными объектами, которые являются собственностью государства.

С введением в действие Водного кодекса, власти субъектов страны потеряли возможность самостоятельно устанавливать ставки за пользование водой.

Теперь круг налогоплательщиков значительно расширился – в него введены и физические лица. Плата за пользование водными ресурсами относится к категории, формирующей доходную часть федерального бюджета.

По сути, водный налог это выраженная в рублях стоимостная характеристика ценности водных ресурсов нашей страны. Как уже упоминалось, все водные объекты являются собственностью государства.

Муниципальная и частная собственность разрешается только на небольшие по площади водные объекты, которые не имеют гидравлической связи с крупными водными объектами.

Эти лица могут пользоваться водными объектами на основании:

  1. Права ограниченного пользования – это водный сервитут.
  2. Права долгосрочного пользования.
  3. Права краткосрочного пользования.

Порядок исчисления и уплаты налога на потребление водных ресурсов

Сроки оплаты

Как сказано в ст. 333.14 НК РФ, водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-ого числа следующего месяца, который идёт за кварталом.

То есть, за 1-ый квартал необходимо уплатить до 20-ого апреля, за 2-ой квартал – до 20-ого июля, за 3-ий квартал – до 20-ого октября, а за 4-ый квартал – до 20-ого января.

Если 20-ое число приходится на выходной или праздничный нерабочий день, по крайний срок оплаты – первый рабочий день, следующий за 20-ым числом.

К этому же сроку необходимо представить и в налоговую инспекцию, находящуюся по месту нахождения используемого водного объекта. Налог платить на реквизиты этой же налоговой, то есть налог платить по месту нахождения водного объекта.

Если налогоплательщик водного налога относится к разряду крупных, то он сдаёт декларацию по этому налогу в ФНС по месту, где он состоит на учёте как крупный налогоплательщик. Налог уплачивается сюда же.

Если налогоплательщик является иностранным лицом, как юридическим, так и физическим, то уплачивать водный налог и сдавать копию декларации они обязаны в налоговую по месту нахождения органа, который выдал этим налогоплательщикам .

В какой бюджет необходимо уплачивать налог – в местный или федеральный? В соответствии со , водный налог в размере 100% зачисляется в федеральный бюджет.

Налоговые льготы

Налоговым законодательством не установлены льготы по уплате водного налога. Это означает, что власти субъектов федерации не имеют права предоставлять льготы на региональном уровне, так как это федеральный налог.

КБК

Чтобы правильно внести плату за пользование водными объектами, нужно не только правильно его рассчитать, но и правильно заполнить .

В поле 104 необходимо указать КБК – код бюджетной классификации. Он необходим для того чтобы налог, пени или штраф «ушли» по назначению. В противном случае, сумма платежа может оказаться в невыясненных, а у налогоплательщика образуется долг.

Бухгалтерский учет (проводки)

Для бухгалтерского учёта водного налога необходимо использовать следующие проводки:

Часто возникающие вопросы

Несмотря на всю прозрачность водного налога, у налогоплательщиков есть вопросы. Которые возникают довольно часто.

Проблемы водного налога

Введение в действие Водного Кодекса в 2005 году несколько усовершенствовало пользование водными объектами и получении платы за это. Однако уже и этот документ устаревает.

Последние несколько лет в Государственной Думе обсуждаются поправки, которые будут внесены в этот закон. В 2005 году, когда был введён ВК РФ, предполагалось, что роль государства будет достаточно сильной.

Однако это не так! Поэтому идёт активное осуждение поправок, которые бы вновь вернули государству контроль над водными объектами.

Исчисление налога в Крыму

Как известно, с марта 2014 года, Крым входит в состав РФ. Теперь эта территория называется республика Крым. Сейчас эта республика находится на переходном положении от налогообложения Украины к налогообложению России.

В связи с этим, Правительство Крыма утвердило .

В этом Положении сказано, что до начала 2015 года все предприятия и ИП, находящиеся в Крыму, должны присоединиться к России и применять налоговую систему нашей страны. Это говорит о том, что с 01.01.2015 года, водный налог в Крыму уплачивается по ставкам и в порядке, который установлен в РФ.

Если нет лицензии

Как известно, для пользования водными объектами и ресурсами, которые являются собственностью государства, у исполнительного органа по месту нахождения водного объекта, потенциальный налогоплательщик должен получить лицензию.

Видео: водный налог

Следовательно, водный налог уплачивается при наличии специальной лицензии. С 01.01.2007 года безлицензионная деятельность по использованию водных объектов запрещена.

Если же налогоплательщик имеет «на руках» , который заключён с органами исполнительной власти по месту нахождения объекта до 01.01.2007 года, то такой договор является аналогом лицензии на пользование водными ресурсами.

Водный налог в Крыму

Чтобы предприятие, находящееся в Крыму, смогло осуществлять свою деятельность в соответствии с российским законодательством, ему необходимо пройти перерегистрацию. Пройти такую регистрацию необходимо было до 01.01.2015 года.

Как только предприятие прошло регистрацию, с этого же дня оно перешло на российское налоговое законодательство, и начинает уплачивать налоги, в том числе и водный, по российским законам.

До прохождения такой процедуры, предприятие уплачивает налоги по законодательству Украины. Это сделано в целях избежание двойного налогообложения.

Однако в марте 2014 года, Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу законопроект, который подразумевает создание особой экономической зоны на территории полуострова Крым и г. Севастополь.

Согласно этому законопроекту, резиденты этой особой экономической зоны, имеют льготы по уплате налога на прибыль, а также полностью освобождены от уплаты земельного, транспортного и водного налогов.

Этот законопроект рассчитан до 2064 года, то есть Крым и Севастополь будут освобождены от уплаты этих налогов на протяжении 50 лет.

Как уже упоминалось, льготы будут иметь только организации – резиденты. Для того чтобы стать резидентом, мало находится на территории полуострова, необходимо внести 150 млн. рублей. Такой взнос даст право пользоваться льготой.

Деньги эти пойдут на развитие полуострова, его инфраструктуры, культуры, образования, медицины и других жизненно важных отраслей.

Как показывает практика применения этого законопроекта, организации предпочитают один раз заплатить необходимую сумму, но при этом не уплачивать налоги.

Пока законопроект разработан на ближайшие 10 лет, затем, при успешном его использовании, в него будут вноситься изменения и поправки. Согласно ему, организации – резиденты будут освобождены от уплаты водного налога на неопределённый срок.

Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена общими положения НК РФ.

Если налогоплательщик пропустит срок уплаты налога и сдачи декларации, то он должен будет уплатить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога и в размере 5% от суммы указанной в декларации соответственно.

Все лица, как физические, так и юридические, используют воду в различных целях. Каждое государство за это взимает налог. СодержаниеОсновные моменты Какая ставка применяется при уплате (таблица) Как рассчитать водный налог Особенности расчета Но все ли обязаны его платить, есть ли льготы и какие ставки стоит использовать при...

Как и при уплате любого налога, следует знать основные правила подачи отчетностей, ориентироваться в сроках и разбираться, как заполнять бланки. Это позволит своевременно погасить все задолженности перед государством и спокойно вести свой бизнес предпринимателям и юридическим лицам. СодержаниеЧто нужно знать Сроки сдачи...

Налоги платятся не только за недвижимость и транспортное средство, но и за использование водного объекта в различных целях. СодержаниеОсновные моменты Кто является плательщиком водного налога Контроль со стороны государства Кто относится к категории плательщиков такого налога? Какие нюансы стоит знать, чтобы...

Относится к разряду федеральных сборов. Российская Федерация имеет богатые ресурсы, не только обширные территории, но и водные объекты: реки, моря, озёра.

Промышленное производство использует эти воды для различных целей, от забора до сплава древесины. Такие виды водопользования вместе с налогоплательщиками образуют систему налогообложения водного налога. Главными её элементами являются субъекты и объекты. О том, что они собой представляют, пойдёт речь в статье.

Субъекты

Субъекты водного налога, то есть его плательщики, оговорены в ст. 333.8 НК РФ. Это могут быть любые лица, физические и , а также отдельные бизнесмены. Они должны иметь на руках , так как их деятельность должна быть связана с особым использованием вод в промышленных целях.

Представляет собой документ, который устанавливает рамки использования водного объекта. В нём должны быть чётко прописаны:

  • сведения о лице, которое будет использовать водоём, вид его деятельности;
  • данные государственного органа, выдавшего документ;
  • площадь объекта для целевого использования;
  • срок для начала работ и срок окончания;
  • обязательства, связанные с ;
  • установленные лимиты;
  • требования по защите окружающей среды, по рациональному использованию водного объекта, которые должно соблюдать лицо в процессе разрешённого водопользования.

Водные объекты рассматриваются законодательством как недра, поэтому предоставление вод в пользование и выдача соответствующих лицензий регулируется Законом РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 года. Согласно его положениям одно лицо может иметь несколько лицензий, то есть осуществлять не один, а несколько видов особого водопользования. Поэтому часто одно крупное предприятие может иметь разрешение не только на забор воды, но и на использование акватории водоёма.

Вступивший с начала 2007 года Водный Кодекс устанавливает свои правила пользования водными объектами. С этого момента водопользователи заключают специальные договора и получают соответствующие решения от органов государственной власти. Поэтому не считаются субъектами водного налога организации и индивидуальные предприниматели, которые на основании Водного Кодекса осуществляют:

  • изъятие поверхностных вод;
  • использование акватории;
  • производство электричество на гидроэлектростанциях без забора воды.

После того, как у налогоплательщика закончится срок лицензии на водопользование, его деятельность попадает под действие Водного Кодекса. С этого момента с него снимается обязанность по уплате водного налога. Согласно положениям ВК РФ он обязуется вносить регулярные платежи за водопользование, однако теперь они будут носить неналоговый характер.

Таким образом, в настоящее время лица могут пользоваться водными объектами, как на основании лицензий, так и на основании договоров, заключенных после 01.01.2015 года. Наличие специального разрешения накладывает на предприятия, или физические лица обязанность и платить водный налог.

Объекты водного налога

Объектами налогообложения водного налога являются только определённые виды специального водопользования. Установлено только 4 случая, когда лицо приобретает обязательства по водному налогу:

  1. забор (изъятие) вод;
  2. пользование акваторией;
  3. отдельно выделено использование рек для сплава леса в специальных ёмкостях;
  4. для производства электроэнергии без изъятия вод.

Между тем статьёй 333.9 НК установлен более длинный список видов пользования водой, которые объектами налогообложения ВН не признаются. В нём перечислено 15 пунктов, среди них:

  • изъятие минеральных и термальных подземных вод;
  • использование воды для тушения огня во время бедствий и катастроф;
  • при изъятии вод водным транспортом для технологических нужд;
  • забор и использование вод для ловли рыбы;
  • эксплуатация акватории для плавательных средств, их стоянки и передвижения;
  • использование специальных сооружений для водоотвода;
  • при пользовании водоёмов для отдыха ветеранов, инвалидов или детей;
  • для оборонительных целей и государственной безопасности;
  • для нужд сельского хозяйства (полив, орошение, водопой животных).

Законом установлен закрытый перечень объектов ВН и тех видов водопользования, которые не входят в их число. Поэтому любой вид деятельности, не указанный в списке объектов налогообложения, к их числу не относится.

Большое значение имеет информация, указанная в лицензии у налогоплательщика. Например, у предприятия есть разрешение на забор воды из скважины, но эта вода используется только для тушения пожара. В этом случае предприятие не освобождается от водного налога, если в лицензии не будет указана цель использования вод для пожаротушения. Налогоплательщик должен будет внести в документ соответствующие изменения.

Важная информация

Любая деятельность по использованию водного объекта в промышленных целях должна быть лицензированной. Самовольное использование водоёма без оформления лицензии или специального договора в соответствии с КОАП РФ грозит привлечением ответственного лица к административной ответственности. При этом отсутствие специального разрешения на водопользование не освобождает организацию от уплаты водного налога.

Не соблюдение или уплаты налога приводит к административной ответственности в виде штрафа. Нарушением также считается уплата налога не в полном объёме или искажение налоговой базы.

Лицензионное использование водных ресурсов обязывает отчислять в бюджет водный налог. Основные моменты, связанные с его уплатой, рассмотрены в статье.

Чем руководствоваться

На практике многие специалисты до сих пор путаются: водный налог – федеральный или региональный? На самом деле данный налог законом отнесён к обязательным платежам федерального уровня.

Таким образом, водный налог – это федеральный налог, который установлен Налоговым кодексом РФ. А именно – его главой 25.2. Региональные и местные власти не могут вмешиваться в те правила, которые закреплены по водному налогу НК РФ. Например, статьей 333.12 Кодекса, которая определяет ставки водного налога в 2017 году.

Объект

Согласно статье 333.9 НК РФ, объектом налогообложения по водному налогу признаются следующие действия и сферы:

  • взятие воды из поверхностных и подземных водных объектов;
  • забор морских вод;
  • использование определенной надводной акватории;
  • использование акватории поверхностных морских вод;
  • гидроэнергетика;
  • сплав дерева.

Правда, для водного налога Налоговый кодекс установил массу исключений, когда объекта нет. Например:

  • взятие подземных лечебных/термальных вод;
  • пожарная безопасность и т. п.;
  • технические нужды судов;
  • ловля рыбы и охота;
  • судоходство;
  • использование акватории для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • взятие воды для сельскохозяйственных нужд.

Изменения

Принципиальные изменения по водному налогу в 2017 году отсутствуют. И вообще законодательные правила в отношении него меняются нечасто.

Единственное – коэффициент водного налога в 2017 году (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). По сравнению с прошлым годом он вырос с 1,32 до 1,52. Базовую ставку водного налога в 2017 году перемножают на него в случае:

  • сверхлимитного забора воды;
  • отсутствия измерительных приборов;
  • добычи воды для продажи.

Как рассчитать

В Налоговом кодексе чётко не расписано, как рассчитать водный налог. Однако мы расскажем. Сначала нужно взять из таблицы соответствующую водному объекту ставку. При этом учтите, что, например, одна река может проходить по территории России через несколько экономических регионов сразу. И в каждом из них – своя ставка по данному объекту.

Затем ставку при определенных условиях перемножают на особый коэффициент, о которым мы сказали выше. Его значение в 2017 году – 1,52. И не исключено, что напоследок сверхнормативное число кубов воды придется умножить на 5 (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

ПРИМЕР

ООО «Гуру» во II квартале 2017 года забрало из артезианской скважины 150 000 куб. м воды. Из них – 100 000 куб. м в пределах квартального лимита, а 50 000 куб. м – сверх того. Скважина предприятия расположена в селе, которое находится рядом с бассейном реки Кубань. Это Северо-Кавказский экономический район.

Базовая налоговая ставка для этих подземных вод составляет 570 рублей за тысячу кубических метров. Итоговая налоговая ставка равна:

570 руб. за тыс. куб. м × 1,52 (коэффиц. в 2017 г.) = 866,4 рубля за тыс. куб. м.

Сумма налога за II квартал 2017 года:

100 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м + 50 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м × 5 = 303 240 рублей.

КБК

Чтобы правильно оформить декларацию (строки 010) и платёж поступил по адресу, необходимо знать актуальный КБК водного налога в 2017 году. Его значения приведены ниже в таблице.

Отметим, что КБК по водному налогу для организаций в 2017 году не поменялись.

Сроки уплаты и сдачи

На основании статьи 333.11 НК РФ налоговым периодом по водному налогу признается квартал. То есть это тот редкий случай, когда отчётных периодов законом не предусмотрено.

К тому же надо отметить, что сроки уплаты водного налога и сроки сдачи водного налога в 2017 году совпадают. В силу прямого указания НК РФ этот вопрос регулирует общая норма – п. 1 ст. 333.15 Кодекса.

Предприятия и предприниматели, ведущие деятельность с водной лицензией, сдают декларации и отчисляют налог поквартально – не позже 20-го числа месяца, который идёт за соответствующим кварталом. То есть в 2017 году крайняя дата попадает на.