Налог имущество из расчета кадастровой стоимости. Срок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество

По материалам БухОнлайн

Как учесть налог на имущество при упрощенке

По общему правилу организации на упрощенке налог на имущество не платят . Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. С этих объектов налог на имущество нужно платить на общих основаниях (). Если организация рассчитывает единый налог с доходов, то уплаченный налог на имущество налоговую базу не уменьшит (). Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, сумму налога на имущество включается в состав расходов в том периоде, когда она была перечислена в бюджет ( , п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

С 1 января 2015 года некоторые компании в отношении торговых, административно-деловых центров и некоторых других видов недвижимости, по которым налог взимается исходя из кадастровой стоимости объектов, компаниям на УСН и ЕНВД придется платить налог на имущество.

Примечание : Изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 02.04.14 № 52-ФЗ.

В первом полугодии 2014 г., налогоплательщики, которые применяют УСН и ЕНВД, были освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2 , п. 4 ). В новой редакции этих статей сделана оговорка: после слов "налога на имущество организаций" дополнить словами "(за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом)".

С 1 января 2014 года в отношении отдельных объектов недвижимого имущества юридических лиц при расчете налога применяется их по состоянию на 1 января налогового периода. К таким объектам отнесены, в частности:

  • административно-деловые и торговые центры;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.

Примечание : Читайте материал . ИП освобождены от уплаты налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется "специальная" система налогообложения (ЕНВД, УСЕ, ПАТЕНТ), за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 . Т.е. Предприниматели на УСН, ЕНВД и ПСН обязаны платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости.

Организации на ЕНВД - вмененке обязаны платить налог на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости. Эта обязанность установлена для них с 1 июля 2014 года пунктом 4 (в редакции Федерального закона от 02.04.14 № 52-ФЗ) .

Организации на УСН - упрощенке обязаны платить налог на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости. Эта обязанность установлена для них с 1 января 2015 года пунктом 2 (в редакции Федерального закона от 02.04.14 № 52-ФЗ) .

Eсли «кадастровые» объекты не переданы в доверительное управление или концессию, платить за них налог на имущество должны только их собственники или организации, которые владеют этим имуществом на праве хозяйственного ведения. Все это следует из положений пункта 1 статьи 374, подпункта 3 Налогового кодекса РФ.

КОГДА ОРГАНИЗАЦИЯ или ИП ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО, ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ?

Платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания, строения, сооружения или помещений в них (далее - объект)) () должны организации:

  • применяющие ОСН - за периоды начиная с 2014 г.;
  • применяющие УСН - за периоды начиная с 2015 г. ();
  • уплачивающие ЕНВД - за периоды начиная с 1 июля 2014 г. (п. 4 ) . Причем платить "кадастровый" налог надо даже тогда, когда недвижимость используется исключительно во вмененной деятельности (Письмо Минфина от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195) .

Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия (п. п. 1, 2, 7, 10, пп. 2, 3 п. 12 НК РФ, Письма Минфина от 21.05.2014 (N 03-05-05-01/24062 , от 19.05.2014 N 03-05-04-01/23641) :

1) объект принадлежит организации на праве собственности;

2) объект по правилам бухгалтерского учета учтен на балансе в составе основных средств (на счете 01 "Основные средства" или 03 "Доходные вложения в материальные ценности") (Письмо ФНС от 06.06.2014 N БС-4-11/10837@) ;

3) объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень должен быть определен субъектом РФ (его уполномоченным органом), в котором находится объект недвижимости, и опубликован на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) не позднее 1 января текущего года (Письмо ФНС от 14.08.2014 N ПА-4-11/16089) ;

4) кадастровая стоимость самого объекта или здания, в котором находится объект (помещение), определена по состоянию на 1 января текущего года. Кадастровую стоимость объекта по состоянию на 1 января можно узнать, направив в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении кадастровой выписки об объекте или кадастровой справки. (Письмо ФНС от 08.05.2014 N БС-4-11/8876

Примечание : . Статья поможет грамотно провести оспаривание кадастровой оценки и стоимости помещения, земельного участка, квартиры.

Если по состоянию на 1 января текущего года в перечне субъекта РФ объекта нет, или не определена его кадастровая стоимость, налог за этот год надо рассчитывать и платить исходя из балансовой стоимости объекта.

Если ни здание, ни отдельные помещения в нем не включены в упомянутый выше перечень, то в отношении данных помещений налог на имущество организаций платить не нужно. Если же здание в перечень не включено, но отдельные помещения в перечне упомянуты, то организация на УСН обязана платить налог на имущество в отношении таких помещений.

Кроме того, с 2015 года "кадастровым" налогом облагаются принадлежащие организациям жилые дома и помещения, которые не учтены у них на балансе в составе основных средств (пп. 4 п. 1 ).

Что такое административно-деловые и торговые центры

Определение административно-деловых и торговых центров приведено в пунктах 3 и 4 .

Административно-деловой центр - это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое удовлетворяет хотя бы одному из двух условий.

  1. Один из видов разрешенного использования земли, расположенной под зданием, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
  2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Торговый центр (комплекс) – это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из двух условий.

  1. Один из видов разрешенного использования земли, расположенной под зданием, предусматривает размещение объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.
  2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.

Как определить предназначение и фактическое использование здания

В каком случае нежилые помещения облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости

Здание многофункционального бизнес-центра может облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, если не менее 20 процентов общей площади здания либо уже используется для размещения, либо предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и (или) объектов бытового обслуживания. То же правило распространяется и на отдельные нежилые помещения. Такие разъяснения приводят специалисты Минфина России в письме от 27.09.17 № 03-05-04-01/62449 .

Предназначение здания нужно определять по кадастровому паспорту или документу технического учета (инвентаризации). Если по этим бумагам не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры (централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковок), то здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Если же не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то здание предназначено для размещения объектов торговли, общепита и бытового обслуживания.

Фактическое использование нежилого помещения для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания - это использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения данных объектов.

Налог на имущество по кадастровой стоимости

Чтобы рассчитывать налог по кадастровой стоимости в том или ином субъекте РФ, власти этого субъекта должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Также должен быть принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Далее уполномоченный орган субъекта РФ обязан не позднее 1 января определить (и опубликовать) перечень объектов недвижимости, по которым налог должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости.

Таким образом, если в конкретном регионе предусмотрен расчет налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, то «упрощенщикам» и «вмененщикам» со следующего года придется платить налог на имущество для компаний на УСН и ЕНВД.

Если перечень объектов с кадастровой стоимостью не определен, платить налог не нужно

Чтобы рассчитывать налог по кадастровой стоимости, региональные власти должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Также должен быть принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Далее уполномоченный орган субъекта РФ обязан не позднее 1 января определить (и опубликовать в законе) перечень (вид) объектов недвижимости, по которым налог должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости.

Для того, чтобы платить налог, исходя из кадастровой стоимости недвижимости необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • власти соответствующего субъекта РФ утвердили результаты кадастровой оценк и объектов недвижимости;
  • принят региональный закон , устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

Примечание : Смотрите Регионы России, в которых приняты законы, в которых и указан перечень объектов, предусматривающие расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

Чтобы в регионах использовать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости, исполнительные органы региона должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. После этого принимается региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

В этом законе, в числе прочего, полагается указать величину налоговой ставки для вышеуказанных объектов. Ее верхний предел задан в новом подпункте 1.1 . Например, для Москвы максимально допустимое значение составит в 2014 году 1,5%, в 2015 году - 1,7%, а в 2016 году и далее - 2%. Для остальных регионов максимально допустимое значение ставки будет равно 1% в 2014 году, 1,5% – в 2015 году, 2% – в 2016 году и далее.

Причем, уполномоченный орган субъекта РФ обязан каждый год не позднее 1 января определять перечень объектов недвижимости, подпадающих под новшества. Данный перечень по электронной почте направят в ИФНС по местонахождению объектов и разместят в интернете.

Указанный перечень объектов должен быть официально опубликован на официальном сайте субъекта РФ не позднее 1 января нового налогового года. Если же он не будет размещен на сайте в указанный срок, то собственник объекта недвижимости не обязан уплачивать налог исходя из кадастровой стоимости. В этом случае сумма налога и авансовых платежей за весь налоговый период будет исчисляться по прежним правилам, то есть исходя из среднегодовой стоимости объекта.

Поэтому, сейчас налогоплательщикам не нужно самостоятельно решать, относится ли недвижимость к торговому комплексу или офисному центру. За него это сделают чиновники, а собственника имущества ставят перед фактом. Если налогоплательщика не уведомили, что он должен считать от кадастровой стоимости, тогда считаем по старым правилам.

Сумма налога по указанным выше объектам равна кадастровой стоимости по состоянию на 1 января соответствующего года, умноженной на ставку налога. Если в регионе введены отчетные периоды (квартал, полугодие и девять месяцев), то в течение года компания должна перечислять авансовые платежи. Размер авансового платежа равен одной четвертой кадастровой стоимости, умноженной на ставку. Перечислять налог и авансовые платежи нужно в бюджет по местонахождению каждого объекта.

У многих организаций, владеющих торговыми комплексами и деловыми центрами, на балансе есть еще и «обычное» имущество. Налоговую базу для такого имущества нужно определять отдельно от налоговой базы объектов, которые подпадают под новшества, а именно от налоговой базы по торговым и деловым центрам.

Пример расчета налога на имущество

Например, фирма владеет торговым комплексом и производственным оборудованием (не относящимся к движимому имуществу). Кадастровая стоимость торгового комплекса составляет 50 000 000 руб. Остаточная стоимость оборудования равна значениям, указанным в таблице.

В данном регионе ставка по налогу на имущество для торговых комплексов равна 1%. Ставка для прочего имущества - 1,1%.

Величина налога для торгового комплекса. Она составила 500 000 руб.(50 000 000 руб. х 1%).

Налоговая база для производственного оборудования равна 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1)). Величина налога в отношении оборудования составила 13 200 руб.(1 200 000 руб. х 1,1%).

По состоянию на: Остаточная стоимость оборудования (руб.)
01 января 1 500 000
01 февраля 1 450 000
01 марта 1 400 000
01 апреля 1 350 000
01 мая 1 300 000
01 июня 1 250 000
01 июля 1 200 000
01 августа 1 150 000
01 сентября 1 100 000
01 октября 1 050 000
01 ноября 1 000 000
01 декабря 950 000
31 декабря 900 000

Если кадастровая стоимость не определена

Бывают случаи, что кадастровая стоимость для некоторых объектов не определена и не указана в кадастровом паспорте. В таком случае расчет налога будет зависеть от вида объекта недвижимости.

Для административно-деловых центров и торговых комплексов налог необходимо рассчитать по общим правилам, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Для недвижимости иностранных компаний, не открывших постоянных представительств в РФ, размер налоговой базы приравнивается к нулю. Это же правило действует и в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности через постоянные представительства.

Совмещение ЕНВД и ОСНО, кадастровая стоимость не определена

Согласно письма Минфина России от 16.10.14 № 03-11-06/3/52084 сказано, что в отношении иного имущества, а также недвижимости, по которой не определена кадастровая стоимость или не принят соответствующий региональный закон, «вмененщики» налог на имущество организаций не платят (п. 4 ).

Но как в таком случае рассчитать налог, если такое имущество используется и в деятельности, переведенной на ЕНВД, и в деятельности, налогообложение которой осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения? В этом случае, как полагают в Минфине, налог на имущество рассчитывается с учетом доли выручки (или площади), полученной (приходящейся) на систему налогообложения в виде ЕНВД.

За какой период в 2014 году и в каком размере уплачивать налог на имущество?

Поскольку для «вмененщиков» поправки вступают в силу уже в этом 2014 году, то как же платить налог на имущество нужно только за III и IV кварталы этого года или исчислять налог придется за весь 2014 год? В письме Минфина РФ от 02.06.14 №03-05-05-01/26195 сказано, что «вмененщикам» нужно будет уплатить авансовый платеж по налогу на имущество за 9 месяцев и налог на имущество за 2014 год. Алгоритм расчета следующий.

Сумма авансового платежа за 9 месяцев 2014 года исчисляется как 1/4 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 года, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Налог на имущество за год должен исчисляться только за период с 1 июля по 31 декабря 2014 года (поскольку в I и II кварталах для «вмененщиков» еще действовало освобождение от уплаты). Чтобы рассчитать сумму налога, нужно взять ½ кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 года, умножить на налоговую ставку, а затем вычесть сумму авансового платежа за 9 месяцев 2014 года.

Порядок уплаты налога на имущество с инженерных сетей здания, налог по которому рассчитывается на основе кадастровой стоимости

Минфин разъяснил, нужно ли отдельно платить налог на имущество с инженерных сетей, если налог в отношении здания рассчитывается по кадастровой стоимости

Если объект недвижимости облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, то отдельно платить налог за водопровод, отопление, лифты и другие инженерные системы, входящие в состав здания, не нужно. Это правило действует и в том случае, когда упомянутые инженерные системы учитываются в бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты. Подробности - в письме Минфина России от 26.05.16 № 03-05-05-01/30114 .

Минфин России также в письме от 26.05.14 № 03-05-05-01/25079 напомнил, что налог по инженерным системам такого здания отдельно рассчитывать не нужно. Такие системы подлежат налогообложению в составе здания.

Существуют следующие категории объектов, в отношении которых российские организации рассчитывают налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов. Согласно пункту 1 , это:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Здание, как объект налогообложения налогом на имущество, представляет собой объемную строительную систему, в состав которой, помимо прочего, включаются сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения, связи и т п.). Это следует из положений Федерального закона от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, если налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости здания, то инженерно-технического системы обеспечения здания подлежат налогообложению в составе этого здания. Это обстоятельство применяется и в том случае, когда инженерные сети являются отдельными инвентарными объектами в бухучете организации. Проводки делайте на основе

В 75 субъектах РФ налог на торгово-офисные помещения исчисляется по кадастровой стоимости

В 2018 году в 75 субъектах Российской Федерации организации исчислят налог на торгово-офисные помещения исходя из кадастровой стоимости данных объектов. В 2015 году такой порядок исчисления налоговой базы в отношении торгово-офисной недвижимости действовал в 28 субъектах Российской Федерации.

В 2018 году только в 9 регионах НЕТ соответствующих региональных законов и НЕ определены перечни объектов торгово-офисной недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется по кадастровой стоимости. Это
Владимирская область, Город Севастополь, Красноярский край, Ненецкий автономный округ, Орловская область, Оренбургская область, Республика Крым, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Чукотский автономный округ.

В некоторых субъектах Российской Федерации на основе кадастровой стоимости налогом облагаются только торговые центры (комплексы) и помещения в них. В других субъектах кроме торговой недвижимости налогом на имущество по кадастровой стоимости облагаются также административно-деловые центры и помещения в них.

Кроме того, некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались правом исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по нежилым помещениям , в которых размещаются офисы, торговые точки, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

Некоторые законодательные органы субъектов Российской Федерации установили ограничения по площади объектов , облагаемой на основе кадастровой стоимости.

Соответствующие перечни объектов, налоговая база в отношении которых в 2015 году исчисляется исходя из кадастровой стоимости, налогоплательщики могут найти на сайтах уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации, определивших перечни, или на сайтах субъектов Российской Федерации.

Признавайте месяц полным и учитывайте при расчете коэффициентов, если:

  • право собственности (изменение характеристик) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно;
  • право собственности прекращено после 15-го числа соответствующего месяца.

Не признавайте месяц полным и не учитывайте при расчете коэффициентов, если:

  • право собственности (изменение характеристик) возникло после 15-го числа соответствующего месяца;
  • право собственности прекращено до 15-го числа соответствующего месяца включительно.

В бухгалтерском учете налог на имущество начисляется проводками

Д 26 (44) - К 68 - Начислен авансовый платеж по налогу на имущество (если региональным законом установлены отчетные периоды по налогу на имущество)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Приведена информация об объекте налогообложения, сроках подачи декларации, ставках и льготах по налогу на имущество. Можно бесплатно скачать формы в формате Excel форму по КНД 1152026. Авансовый платеж. Пример заполнения Декларации налог на имущество 2019.

  2. За движимое имущество налог не платится с 1 января 2013 года

  3. Организации, имеющие вне места нахождения головного офиса несколько филиалов и объектов недвижимого имущества в различных муниципальных образованиях обязаны представлять налоговую отчетность и уплачивать налог по каждому муниципальному образованию отдельно.

  4. Статья поможет узнать как считается кадастровая стоимость недвижимости, как можно узнать кадастровую стоимость здания или земельного участка.

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 " ").

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З " ", налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие "в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…". То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/9464@ " ", данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные "налоговые" нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с , перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП " ";
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

В данной статье мы рассмотрим налог на имущество в Московской области. Узнаем о льготах по уплате налога и разберемся в таблице их ставок.

В случае, если у физического или юридического лица в собственности имеется какое-либо имущество – на него автоматически ложится обязанность по уплате налога на имущество. В Московской области существует своя особенность налогового бремени. Именно об этом детально будет описано в данной статье.

Налог на имущество в Московской области для физических лиц

Налог на имущество физических лиц в Московской области регулирует Закон Московской области от 18.10.2014 г. № 126/2014-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

В соответствие с данным нормативным актом с 01 января 2015 года налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Данный порядок налогообложения распространяется на все города и населённые пункты Московской области.

Ранее расчёт налога на имущество физических лиц производился исходя из инвентаризационной стоимости. Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости существенно отличается от кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость очень сильно приближена к рыночной. Пример:

Инвентаризационная стоимость однокомнатной квартиры в доме 1980-х годов постройки в г. Котельники составляет порядка 600000 рублей, кадастровая стоимость – порядка 3,5 миллионов рублей.

Налог на имущество в Московской области для юридических лиц

Налог на имущество для юридических лиц в Московской области регулируется Законом Московской области от 21.11.2003 г. № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» (с изменениями от 07.04.2017 г.).

В качестве налоговой базы определяется кадастровая стоимость следующих объектов:

  • торговые центры от 1000 кв.м.;
  • недвижимость иностранных компаний, которые не осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • недвижимость иностранных компаний, не относящаяся к деятельности данных компаний в Российской Федерации через постоянные представительства.
  • жилые фонды, не учитываемые в качестве объектов основных средств.

Налоговая база для уплаты налога на имущество

В случае, если начисление амортизации на объект не предусмотрено, его среднегодовую стоимость определяют по следующей формуле:

* величина износа определяется по установленным нормам амортизационных отчислений

При определении кадастровой стоимости необходимо взять данные на объект недвижимости на сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии https://rosreestr.ru/.

Льготы по уплате налога

Для юридических и физических лиц существуют определённые льготы по уплате налога на имущество. Налог на имущество физических лиц регламентирован ст.407 НК РФ:

Физические лица Льготы
· Герои Советского Союза

· Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы

· Ветераны Великой отечественной войны

· Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства

· Граждане, подвергшиеся воздействию радиации во время аварии на Чернобыльской АЭС

· Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по выслуге лет, состоянию здоровья, оптимизации штата, имеющие стаж военной службы 20 лет и более

· Лица, принимавшие участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия

· Члены семей военнослужащего, потерявшие кормильца

· Пенсионеры

· Граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и в других странах

· Лица, получившие лучевую болезнь в результате испытаний ядерных установок

· Родители и супруги военнослужащих и гос.служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей

· квартира или комната

· жилой дом

· гараж или машино-место

Физические лица, занимающиеся профессиональной творческой деятельностью Льгота действует в отношении специально оборудованных помещений и на протяжении всего периода использования:

· творческие мастерские

· жилые помещения, используемые в качестве музеев, галерей, библиотек

Владельцы земельных участков Льгота применяется в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м., расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС

Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика. Для получения льготы на уплату налога на имущество физических лиц налогоплательщику необходимо предоставить заявление и документы, подтверждающие право на льготу, в налоговый орган по своему усмотрению.

Например:

У пенсионера Скворцова С.С. в собственности зарегистрированы двухкомнатная квартира, комната в общежитии, расположенные в г. Химки, гараж.

Льготы по уплате налога на имущество юридических лиц регламентируется Законом Московской области от 24.11.2004 г. № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (с изменениями на 28.12 2016 г.):

Юридические лица Льготы
Организации, участниками которых являются общественные организации инвалидов · освобождение от уплаты налога на имущество
Организации, применяющие труд инвалидов и пенсионеров по старости · освобождение от уплаты налога на имущество в размере расходов на организацию труда инвалидов и пенсионеров по старости
Религиозные организации · освобождение от уплаты налога на имущество в отношении имущества, не используемого для осуществления религиозной деятельности
Организации, участниками которых являются религиозные объединения
Организации народных художественных промыслов · уменьшение суммы налога на имущество на 50%
Товарищества собственников жилья · освобождение от уплаты налога на имущество (за исключением имущества, сдаваемого в аренду и имущества, не используемого в целях эксплуатации дома).
Организации, принявшие на бухгалтерский учёт в качестве основных средств объекты инженерной, транспортной, инновационной инфраструктуры в целях обеспечения функционирования технико-внедренческой особой экономической зоны · освобождение от уплаты налога на имущество в отношении объектов инженерной, транспортной, инновационной инфраструктуры.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам.

Организации, обеспечивающие функционирование данных образовательных организаций.

· освобождение от уплаты налога на имущество в отношении объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры
Дошкольные образовательные организации
Общеобразовательные организации · снижение ставки налога на имущество на 50%.
Участники инвестиционных проектов · установление ставки налога на имущество 0-1,5% в зависимости от реализуемого проекта.
Организации с выставочными залами для проведения выставок · снижение ставки налога на имущество на 50% в отношении имущества, используемого для проведения выставок.
Организации, заключившие концессионное соглашение о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации имущества аэродромов аэропортов · освобождение от уплаты налога на имущество в отношении зданий, сооружений, оборудования, предназначенных для взлёта, посадки, руления, стоянки самолётов
Организации, реализующие инвестиционные проекты по строительству и последующей эксплуатации электростанций, функционирующих на основе использования отходов · освобождение от уплаты налога на имущество в течение 15 лет.

Таблица ставок налога на имущество

В соответствии со ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований. Так, в Московской области каждое муниципальное образование работает в соответствии принятым самостоятельно нормативным актом.

Но, проанализировав Решения Совета депутатов различных муниципальных образований, расположенных на территории Московской области, можно сделать заключение о том, что практически во всех муниципальных образованиях ставки едины и не противоречат налоговому законодательству:

Объект налогообложения Ставка налога, % от кадастровой стоимости
Объекты, кадастровая стоимость которых не превышает

300 млн.рублей

Квартиры, комнаты 0,1%
Жилые дома 0,3%
Объекты незавершённого строительства (жилой дом) 0,3%
Комплекс недвижимости, в состав которого входит жилое помещение 0,3%
Гараж, машино-место 0,3%
Хозяйственные строения и сооружения, площадь которых не превышает 50 кв.м., расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС 0,3%

Размер ставок налога на имущество для юридических лиц определяется нормативным актом муниципального образования, но в основном процентные ставки следующие:

Объект налогообложения Процентная ставка
· магистральные трубопроводы;

· линии электропередачи;

· сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью данных объектов

2016 год – 1,3%

2017 год – 1,6%

2018 год – 1,9%

· железнодорожные пути общего пользования;

· сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

2017 год – 1%

2018 год – 1,3%

2019 год – 1,3%

2020 год – 1,6%

Объекты, подлежащие налогообложению исходя из кадастровой стоимости:
· административно-деловые, торговые центры и помещения, расположенные в них

· нежилые помещения, предусматривающие размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

· недвижимость иностранных компаний, которые не осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;

· недвижимость иностранных компаний, не относящаяся к деятельности данных компаний в Российской Федерации через постоянные представительства;

· жилые фонды, не учитываемые в качестве объектов основных средств.

2%
Объекты налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн.рублей 2%
Прочие объекты налогообложения 0,5%
Среднегодовая стоимость объекта недвижимости 2,2%

Налог на имущество в Московской области: порядок расчёта

Для послабления налогового бремени предусмотрены налоговые вычеты на величину кадастровой стоимости:

  • комната – 10 кв.м.
  • квартира – 20 кв.м.
  • жилой дом – 50 кв.м.
  • комплекс недвижимости с жилым домом – 1 млн.рублей.

Например:

У Сорокина С.С. площадь двухкомнатной квартиры, расположенной в г. Химки, составляет 52 кв.м. Кадастровая стоимость квартиры 4,65 млн. рублей. Для того, чтобы определить налоговую базу для уплаты налога, необходимо применить налоговый вычет. В данном случае вычет на квартиру составит 20 кв.м. Таким образом, налогообложению подлежит 36 кв.м.

Сорокин С.С. произведёт расчёт налога на имущество физических лиц с 2989285,70 рублей.

Законодательством предусмотрены поправочные коэффициенты , т.к. кадастровая стоимость значительно выше инвентаризационной стоимости:

  • 0,2 – первый налоговый период
  • 0,4 – второй налоговый период
  • 0,6 – третий налоговый период
  • 0,8 – четвёртый налоговый период.

Начиная с пятого налогового периода, поправочные коэффициенты не применяются.

Итак, с учётом поправочных коэффициентов, сумма налога будет исчисляться из следующей формулы:

Ним = ( Нк Ни ) * ПК + Ни

Ним – налог на имущество физических лиц

Нк – налог, исчисленный из кадастровой стоимости

Ни – налог, исчисленный из инвентаризационной стоимости

ПК – поправочный коэффициент

Например:

У Сорокина С.С. двухкомнатная квартира площадью 56 кв.м., расположенная в г. Химки имеют следующую стоимость:

  • инвентаризационная стоимость – 860 тыс. рублей
  • кадастровая стоимость – 4,65 млн.рублей.

Налоговый вычет за квартиру составляет 20 кв.м.

Уплату Сорокин С.С. в соответствии с изменённым законодательством будет производить во второй раз, в связи с чем поправочный коэффициент составит 0,4.

Ставка налога – 0,1%

Расчет налоговой базы:

  • исходя из инвентаризационной стоимости: (860000 / 56) * 36 = 552857,11 рублей
  • исходя из кадастровой стоимости (4650000 / 56) * 36 = 2989285,70 рублей

Расчёт сумм налога:

  • исходя из инвентаризационной стоимости: 552857,11 * 0,1% = 552,86 рубля
  • исходя из кадастровой стоимости: 2989285,70 * 0,1% = 2989,29 рублей

Налог на имущество Сорокина С.С. составит: (2989,29 – 552,86) * 0,4 + 552,86 = 1527,43 рубля.

Расчёт налога на имущество юридических лиц несколько отличается от расчёта налога на имущество физических лиц. Для расчёта налога используется как среднегодовая стоимость объектов недвижимости, так и кадастровая.

Расчёт налога на имущество в соответствии со среднегодовой стоимостью:

В соответствии со ст. 476 НК РФ средняя стоимость объекта недвижимости рассчитывается по следующей формуле:

СС = (С1 + С2 + С3) / (НП + 1)

СС – средняя стоимость

С1

С2 – стоимость имущества на последнее число каждого месяца налогового периода

С3 – стоимость имущества на 1 число месяца, следующего за отчётным периодом

НП – количество месяцев налогового периода

Юридические лица производят уплату налога на имущество авансовыми платежами. Исходя из средней стоимости, можно рассчитать сумму авансовых платежей:

Ав = СС * СтН / 4

Ав – авансовый платёж

СС – средняя стоимость

СтН – ставка налога

Для определения суммы налога за налоговый период необходимо определить среднегодовую стоимость имущества:

СГС = (С1 + С2 + + С13) / 13

СГС – среднегодовая стоимость

С2 и … – стоимость имущества на 1 число каждого месяца налогового периода

СГС – среднегодовая стоимость

СтН – ставка налога

Юридические лица в обязательном порядке производят авансовые платежи, поэтому на конец года остаётся лишь доплата, которая рассчитывается по следующей формуле:

Расчёт налога на имущество в соответствии с кадастровой стоимостью:

Доплата, оставшаяся на конец года:

Сроки уплаты налога на имущество

В соответствие с Законом Московской области от 18.10.2014 г. № 126/2014-ОЗ физические лица производят уплату налога на имущество в срок до 1 декабря года, следующего за отчётным налоговым периодом .

Налог на имущество за 2016 год необходимо уплатить до 01 декабря 2017 года. В соответствие с Законом Московской области от 21.11.2003 г. № 150/2003-ОЗ юридические лица производят уплату налога на имущество путём авансовых платежей. Сроки уплаты авансовых платежей регулируются ст.379 НК РФ и зависят от отчётных периодов:

Штрафные санкции за несвоевременную уплату налога

В случае несвоевременной уплаты налога в отношении физического лица вступает в силу ст.75 НК РФ. Данный нормативный акт регулирует размер взыскания в виде начисления пени, процентная ставка которой равна 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в текущее время. Пеня начисляется за каждый день просрочки.

Например:

Скворцов С.С. должен был уплатить налог на имущество в размере 2140 рублей. Уплату за 2015 год он произвёл лишь 28 декабря 2016 года. Ставка рефинансирования ЦБ РФ 9,75%.

Таким образом, размер пени составил 2140 * 27 * 0,0325% = 18,78 рублей. К уплате Скворцову С.С. полагается сумма 2140 + 18,78 = 2158,78 рублей. В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пеня не начисляется в следующих случаях:

  • на имущество налогоплательщика наложен арест налоговыми органами;
  • приостановлены операции по счетам налогоплательщика по решению суда.

Вопросы и ответы

Вопрос №1 . Наша организация применяет УСН. Должны ли мы производить уплату налога на имущество юридических лиц?

Ответ: Организации, применяющие УСН, освобождены от уплаты налога на имущество, но при условии, что Вашим имуществом не являются объекты недвижимости, упомянутые в ст. 378.2 НК РФ.

Вопрос №2 . Наша организация приобрела транспортное средство, которое полностью самортизировано, но продолжает эксплуатироваться. Как быть с налогом на имущество?

Ответ: В соответствии с налоговым законодательством при проведении расчётов Ваше транспортное средство будет иметь нулевую среднегодовую стоимость, а, следовательно, сумма налога тоже равна нулю.

Вопрос №3 . Я являюсь пенсионером, но продолжаю свою трудовую деятельность. В собственности у меня трёхкомнатная квартира, комната в общежитии и дом. Распространяются ли на меня льготы по уплате налога на имущества?

Ответ: Законодательство не разграничивает работающих и не работающих пенсионеров в части предоставления льготы. В связи с этим. Вы, как пенсионер, имеете право не платить налог на имущество с одного объекта. Остальные два объекта недвижимости подлежат налогообложению.

С 2016 года налог на имущество считается по кадастровой стоимости. В 2018 году желание присоединиться к новой системе выразили еще 12 регионов (в 2015 году их было 28, в 2016 – добавился еще 21 субъект). Итого: из 85 регионов РФ в 61 из них налогоплательщики получат уведомления по новым правилам.

Интересно: согласно НК субъекты РФ самостоятельно решают, когда им переходить на новую систему. Список объектов можно уточнить на сайте ФНС.

В этой статье

Сущность нового способа исчисления налога

В чем разница между старым и новым способом? Ранее базой для исчисления была инвентаризационная стоимость, учитывавшая только себестоимость использованных для строительства материалов и их износ. Теперь используется сумма, которая более четко отражает рыночную стоимость – кадастровая.

Кадастровая оценка проводится 1 раз в 3 года, и учитывает и другие факторы, влияющие на стоимость объекта:

  1. Экономика, особенности региона, вплоть до экологии.
  2. Износ здания.
  3. Историческая ценность строения.

Методика определения кадастровой стоимости тоже претерпела свежие изменения. Все вышеперечисленные факторы учитываются с 1 ноября 2016 года.

Узнать кадастровую стоимость легко на сайте Росреестра. Достаточно воспользоваться этим сервисом . Сведения предоставляются бесплатно. Необходимо заполнить одно из полей. Проверяйте сумму по: кадастровому номеру, по условному номеру, адресу.

Список объектов, которые облагаются налогом, составляется каждым регионом отдельно. Перечень размещается на официальном сайте ответственного муниципального органа (например, в Москве это Правительство Москвы). Проверить собственный объект в этом регионе можно кликнув на баннер с соответствующей надписью на сайте depr.mos.ru (функционал сайта доступен после регистрации).

Что изменилось в 2018 году?

Изменения следует рассматривать на региональном уровне, от региона к региону они отличаются. Например, в Москве в 2017 году ставка выросла с 1,3 до 1,4 %, существенно (в три раза) расширился перечень облагаемого по новым правилам имущества.

Полный список изменения в Москве в 2018 году:

  1. Облагаемыми стали магазины и офисы с площадью до 3 тыс. кв. м.
  2. Любые здания небольшой площади (1-2 тыс. кв.м.), если не меньше 1/5 в них предназначены под заведения общественного питания, оказания бытовых услуг, торговли, офисы.
  3. Любые здания, находящиеся в пешеходных зонах, предназначенные для магазинов, офисов, заведений общепита.
  4. Каждый 3-й налогоплательщик может вздохнуть более свободно благодаря льготной системе. Всего в Москве 15 категорий граждан, которым полагаются льготы, в эти категории входят наиболее уязвимые слои населения.
  5. В 2017 году те компании, которые используют объекты для производства, платят налог на имущество с кадастровой стоимости со скидкой 75 % (то есть, в 4 раза дешевле).
  6. Скидка 75 % предоставляется и тем, кто владеет только отдельным помещением в здании. В этом случае для получения льготы необходимо, чтобы 1/5 площади такого здания приходилась под производство, и 1/5 была отведена администрации и вспомогательному персоналу.
  7. Понижающий коэффициент для граждан по налогу за 2017 год составит 0,6, а в 2018 — 0,8. В 2017 году (по налогу за 2016 год) москвичи платили сумму с учетом коэффициента 0,4. Полная сумма к уплате будет только в 2020 году. Власти специально ввели систему коэффициентов, чтобы переход к новому порядку налогообложения был более комфортным для плательщиков, поскольку с нововведениями суммы налога стали существенно больше.
  8. Есть и вычеты: 20 м2 каждой квартиры не облагаются налогом (для комнаты в коммунальной квартире – 10 м2, для дома – 50 м2).

Расчет налога

Налоговые ставки также подвержены региональным колебаниям. Согласно закону, муниципальные органы власти могут снижать их или увеличивать не больше чем в три раза от федеральных нормативов, которые установлены в пределах 0,1-0,3 %. Общие ставки приведены ниже:

Эти ставки в Москве касаются только определенного вида имущества (жилые дома, плюс хоз. постройки площадью не более 50 кв. м.). Ставки налога для других объектов приведены в таблице.

Дано : в собственности квартира площадью 65 кв. м. расположена Москве. Узнать кадастровую стоимость можно на сайте Россреестра. По результатам проверки по номеру, стоимость здания составила 2 млн. 560 тыс. руб. Ставка налога – 0,1 %.

Расчет:

  • В регионе действует вычет по типу объекта. Следовательно: 2 560 000/100*20 кв. м. = 512 000 руб.
  • Исчисление налоговой базы: 2 560 000 – 512 000 = 2 048 000 руб. Эта сумма, от которой рассчитывается налог.
  • Расчет налога: 2 048 000*0,001 = 2 048 руб.
  • С учетом понижающего коэффициента 0,6 налог: 2 048 руб.*0,6 = 1 228 руб. 80 коп.

Налог с этого объекта составит 1 тысячу 228 рублей. 80 коп.

Квитанции по налогу за 2017 год придут налогоплательщикам ориентировочно в июне-ноябре 2018 года. Оплатить их нужно будет до 1 декабря 2018 года.

А если кадастровая стоимость неверна?

Не всегда собственник может быть согласен с тем, как ему рассчитывают налог, тем более что новые правила оценки кадастровой стоимости начали действовать совсем недавно. Ситуации, когда кадастровая стоимость оказывается много выше рыночной, не так уж редки. Кроме того, не всегда ясно, какие именно сведения специалисты по кадастру использовали для оценки объекта, вполне вероятно, что какой-то важный параметр не был учтен.

Чтобы оспорить неверную сумму, обратитесь в специальную комиссию при Росреестре. В течение 1 месяца заявка будет рассмотрена.

Помимо заявления следует подать пакет документов:

Внимание: если поводом для обращения в комиссию является расхождение рыночной стоимости имущества с указанной в кадастре, и разница составила не меньше 30 %, следует предоставить экспертное заключение по форме полностью соответствующей законодательству.

Возможно и обращение в суд , сразу же, или по результатам работы комиссии (если заявитель все еще не согласен с ее решением).

Таковы основные положения, касающиеся исчисления налога на имущество в 2017 году. Более точную информацию, с учетом региональной специфики, смотрите на сайтах соответствующих муниципалитетов. Предварительный расчет суммы налога удобно производить при помощи

Последние поправки в налоговое законодательство наводят на мысль о полном реформировании этой сферы.

Того требует сложная экономическая ситуация в стране и стремление увеличить бюджетные поступления. Правительство идет по пути ужесточения собираемости обязательных платежей, поднимает налоговые ставки. И тут проще всего «прижать» владельцев недвижимости.

Правила оплаты для юридических и физических лиц

Имущественный налог находится в ведении регионов. В 2019 году, до 1 декабря, вносятся платежи за период-2018.

Физические лица

Заплатить налог придется любому человеку , в чьей собственности есть недвижимость, указанная в ст.401 НК.

Базой начисления признается кадастровая оценка по ЕГРН (ст. 403 гл.32). Обязательно учитываются законные пути уменьшения платежной суммы.

Юридические лица

Организации и предприятия всех форм также платят налоги. Все основные моменты этого отражает глава 30 НК.

Чтобы недвижимость попала в поле зрения налоговиков, требуются всего два условия :

А вот способ имущественного обладания у предприятия куда больше, чем у гражданина, начиная с привычной собственности и заканчивая непонятными порою для обывателя вариантами:

  • временным владением/распоряжением;
  • доверительным управлением, концессией;
  • и другими.

В целом налоговая система для юридических лиц значительно сложнее, чем «гражданские» правила. До настоящего времени многие объекты юридических собственников облагаются налогами по среднегодовой оценке.

Кадастр применим для следующего имущества:

  • административно-управленческие комплексы, торговые сооружения;
  • нежилые помещения с использованием под офисы, общепит или бытовое обслуживание;
  • недвижимость иностранных предприятий, работающих в РФ без представительств;
  • не балансовые жилые помещения (то же служебное жилье, к примеру).

Налоговая ставка имущественных платежей из кадастрового расчета находится в ведении местных органов власти, которые определяют точное значение ставки, согласно ст. 380.

Изменения в законодательной базе по данному вопросу

Громкие изменения определил ФЗ № 284 от 04.10.14 о дополнении Налогового Кодекса главою 32 «Налог на имущество физических лиц». В соответствие с п.1 ст.402 инвентаризационная оценка для исчисления недвижимости заменяется на кадастровую стоимость объекта. Фактически можно говорить о совершенно новом налоге на недвижимость.

Соответствующие поправки в законодательство начали действие 01.01.15. Тот год стал экспериментальной площадкой по отработке новых положений. Платежки за налоговый период-2015, обсчитанные по кадастровому принципу, собственники получили в 2016 г.

Для нивелирования недовольства граждан и более мягкого перехода к жесткой схеме «удовольствие» от роста налогов растянули во времени до 2020 года :

  • в предстоящие 5 лет ставки растут за каждый год на 20%;
  • применяются понижающие коэффициенты;
  • регионы подключаются поэтапно в зависимости от экономической обоснованности реформ (то бишь, платежеспособности населения и числа бюджетных «дыр»).

Основные направления ФЗ № 335, принятого в ноябре прошлого года, удивили тем количеством изменений, которые коснулись налогов на имущество. Довольно неприятным сюрпризом для многих явилось налогообложение для категорий лиц, выступающих плательщиками ЕНДС с 1 января 2018 года. Правило действует и в 2019 году. Если до этого момента перечисление было обязательным для организаций, работающих по общему режиму отчислений, ЕНДВ, УСН и по патентной форме, то теперь нововведения коснулись и производителей товаров сельскохозяйственной группы.

В то время как для организаций налог стал обязателен только на имущественные объекты, облагаемые кадастровой стоимостью, для тех, кто относится к категории плательщика НДС – он введен абсолютно по всем формам имущества, как движимого, так и недвижимого.

С этого года налоговая нагрузка вырастет не только в области ввода НДС, но и вводе бюджетных отчислений на все основные средства, не имеющие прямого отношения к сельскохозяйственной сфере.

Кроме того, новый закон регламентирует, что физические лица теперь будут отчислять 0,1% от кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Ставки

Определены следующие величины:

Оценка имущества (рублей) Налог (%)
До 10 000 000 0,1
От 10 000 000 до 20 000 000 0,15
От 20 000 000 до 50 000 000 0,25
От 50 000 000 до 300 000 000 0,35
От 300 000 000 3
гаражи/машино-места 0,1
частное незавершенное строительство 0,3
прочая недвижимость 0,5

По замыслу тяготы новой системы в первую очередь почувствуют владельцы дорогостоящей элитной недвижимости. Повышение для собственников строений среднего класса и эконом не столь значительны.

Так считается. Однако на первом ценовом уровне самый широкий диапазон социальной принадлежности людей. В трехкомнатной квартире могут проживать семья, а в «однушке» – не требовательный к условиям бизнесмен.

Отметим, что приведенные в таблице ставки являются базовыми для регионов. На местах законотворческая власть вправе их изменять.

Как и ранее, в текущем году ставки увеличены в основном для собственников дорогостоящих объектов недвижимости, остальные категории владельцев жилья повышение практически не коснулось.

Виды объектов недвижимости

До изменений мы все платили налог за четыре категории «недвижки»:

Поскольку в последние годы в собственности граждан обозначились абсолютно новые формы владений, привычный список пополнился следующим имуществом (ст. 401) :

  • машиноместа;
  • дачи и подобные им постройки на участке;
  • объекты недостроя;
  • единый недвижимый комплекс (ЕНК) – включает несколько построек, объединенных технологически и по расположению в одну систему правоустанавливающими документами собственника (ст. 133.1 ГК РФ).

Регионы применения

Для граждан

В настоящее время большинство регионов перешло на новую налоговую схему – 61 субъект.

Процесс реформирования происходил так:

  1. С 2015 года схема запущена в качестве «пилотного» проекта в 28 регионах страны. Список «первопроходцев» открыли Бурятия, Ингушетия, респ. Коми, Забайкальский край, Удмуртия, Татарстан, г. Москва и некоторые другие регионы страны с приемлемым качеством жизни населения.
  2. На следующий год налоги по кадастру начали взимать еще в 21 субъекте. В 2017 году реформы пришли в Оренбуржье, Адыгею, в Карелию, в Астраханскую, Мурманскую, Орловскую и Тамбовскую области, в Еврейскую область и Чукотскую автономию.
  3. В 2019 году актуально действие программы в 57 регионах РФ. Список пополнил ряд крупных промышленных областей, где качество жизни населения на порядок выше.

Для юридических собственников

Здесь изменения не столь стремительны: в регионах не торопятся применять законодательные новшества.

Кадастровая стоимость для административных объектов, торговых и деловых центров по налоговым периодам применяется следующим образом :

  • 2015 – ввели 29 регионов;
  • 2016 – подключились 19 субъектов;
  • 2017 – список дополнили 8 местностей;
  • 2018 — список субъектов федерации, где изменения, принятые на законодательном уровне, вступили в силу и активно применяются, составляет 64 региона, что в 2,5 раза больше, чем в 2015.

Предоставление льгот и вычетов

В «бочке дегтя» есть «капля меда» – инициаторы новой схемы налога сохранили применяемые налоговые преференции.

Налогоплательщикам по-прежнему предоставляется возможность уменьшить налоговые расходы, а то и вовсе не платить.

Категории льготников

Статья 407 НК определяет круг лиц, полностью освобожденных от имущественных платежей.

В списке льготников:

  • всех категорий;
  • инвалиды детства;
  • граждане, пострадавшие от радиации после различных аварий на гражданских объектах;
  • лица, принимавшие участие в термоядерных испытаниях особого риска;
  • ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
  • члены семьей военнослужащих, погибших на службе;
  • представители творческих профессий в отношении объектов, используемых непосредственно в такой деятельности;
  • физлица – на хозяйственные постройки до 50 «квадратов», находящиеся на садово-огородных участках, под ИЖС.

Государство пресекает попытки переоформления недвижимости на льготника. Поэтому исключения предоставляется на один объект каждого типа недвижимости по выбору собственника. Если же он не делает этого, ФНС поможет определиться, но не в пользу льготника.

Таким образом, можно одновременно не платить за дом, квартиру и гаражный объект, но вот избежать платежей сразу за две квартиры не выйдет.

Налоговые вычеты

Уменьшить налоги может каждый путем снижения налогооблагаемой площади.

Вычеты предоставляются на такие типы недвижимости (в кв. метрах):

  • комнаты – 10;
  • квартиры – 20;
  • частный дом – 50.

Это общероссийские нормы. Муниципалитеты и власти городов с федеральным статусом вправе увеличивать вычеты.

На практике процедура осуществляется путем вычета из общей оценки кадастровое начисление за льготную площадь. Иногда применение вычетов приводит к отрицательному значению. Собственник может порадоваться: налоговая база считается равной нулю, и платить ничего не придется.

Порядок расчета

Кадастровая стоимость устанавливается субъектом с применением 135-го закона «Об оценочной деятельности».

Периодичность пересмотра :

Узнать актуальную стоимость можно на портале Росреестра через раздел справочной информации. Также можно обратиться к сервису налоговой службы. Но для этого понадобится кадастровый номер объекта.

Собственник не обязан считать налог на свою квартиру самостоятельно. За него это сделает налоговая служба и уведомит соответствующей квитанцией. Однако, в связи с последними изменениями, лучше заранее узнать сумму, которую предстоит выложить в бюджет.

Налоговый расчет по новой схеме проводится с применением формулы:

Н = (Н1*СК – Н2*СИ) *К + Н2*СИ

  • Н – итоговая сумма платежа;
  • Н1 – кадастровая оценка недвижимости;
  • СК – ставка по кадастру;
  • Н2 – инвентаризационная стоимость;
  • СИ – ставка инвентаризационного налога;
  • К – коэффициент.

Коэффициенты понижения : 2016 – 0,2; 2017 – 0,4; 2018 – 0,6; 2019 – 0,8. Собственники выходят на 100-процентную оплату по кадастру без понижения к 2020 г. , после чего платеж считается как умножение кадастровой стоимости на ставку за минусом налогового вычета.

Алгоритм вычислений:

  • определяем размер налога от кадастра;
  • считаем инвентаризационный платеж;
  • определяем разницу между этими показателями;
  • полученный результат умножаем на коэффициент понижения;
  • к итогу прибавляется инвентаризационный налог.

Пример

Рассмотрим перечисление в 2019 году за период 2018.

Данные объекта:

Определим налогооблагаемую базу стоимости: 2500000 * 50 / 30 = 1500000 рублей. Кадастровый налог равен 1500 рублей (1500000 * 0,1 / 100), инвентаризационный платеж – 250 рублей (250 000 * 0,1 / 100).

В результате собственник заплатит 450 рублей: (1500 – 250) * 0,2 + 250.

Порядок оспаривания оценочных действий

Массу вопросов вызывает кадастровая оценка . Часто показатель прилично завышен.

Особенно это касается домов старой постройки: 60-х и 70-х годов. Морально и физически эти строения устарели: амортизационный износ превышает половину их реальной стоимости. Но у государственной системы иное мнение: домик-то, оказывается, еще в цене. На практике продать дом за такие деньги не реально, зато налог получается внушительный. Несоответствия характерны и для более «молодых» объектов.

Поэтому логичен вопрос: можно ли оспорить кадастровую оценку недвижимости при ее завышении? Закон такую возможность предоставляет, но придется проявить настойчивость.

Предоставляется два способа :

  • обращение с иском в судебные инстанции;
  • комиссионное разрешение споров в местном подразделении Росреестра. Ознакомиться с порядком оспаривания можно на ведомственном сайте.

Другая возможная ситуация – ошибки в начислении платежа. Но их обнаружить сможет человек, осведомленный о порядке расчета налога и своих правах на применение льгот.

Восстановить справедливость не сложно:

  • направляется письменная претензия в подразделение ФНС по месту своей регистрации или через личный кабинет налогового портала. В обращении нужно перечислить ошибки в расчете, указать основания для предоставления льгот (если таковые есть). Завершается претензия требованием возврата переплаты;
  • представители ведомства обязаны дать письменный ответ;
  • при несогласии с отрицательным решением или если обращение проигнорировано, нужно идти в суд.

Налоги – платят, права — отстаивают

При введении кадастровой схемы имущественного налога инициаторы ссылаются на мировой опыт. Однако в российских условиях основная доля платежей придется на граждан с невысокими/средними доходами. Помните, от налога вас никто не освободит, а вот подойти к вопросу разумно по силам любому собственнику.

Новшества 2019 года

С 1 января 2019 года вступил в силу закон, подписанный Президентом РФ, которым теперь корректируется механизм исчисления налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог).

Отменяется коэффициент 0.8, то есть коэффициент будет доходить до значения 0.6 и увеличиваться не будет. Также изменения вводят ограничение в 10% в части увеличения суммы налога к платежу за прошлый год, кроме того они исключают возможность пересчета налога «задним числом», если корректировка не приводит к уменьшению платежа.

С 2019 года если налогоплательщик сумел доказать, что кадастровая стоимость была рассчитана неверно, то закон обязывает использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость именно момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Ежегодное увеличение суммы налога на имущество, рассчитанной по кадастровой стоимости теперь ограничено 10%.

О новых правилах уплаты взносов за объекты недвижимости смотрите в следующем видеосюжете: