Металлическая теория денег. Количественная теория денег

Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители действительных денег). Действительные деньги - деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Металлические деньги имели разную форму: сначала штучную, затем весовую. Монеты более позднего развития денежного обращения имели установленные законом отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание). Наиболее удобной для обращения оказалась круглая форма монеты.

Эволюция теорий денег определяется экономическими и политическими условиями развития, но все эти теории направлены на разработку практических рекомендаций в области экономической политики.

В теориях денег следует выделить два направления: металлическое, номиналистическое.

Металлическая теория денег.

Эта теория отождествляла деньги с благородными металлами - золотом и серебром - и получила развитие в XV- XVII вв., в эпоху первоначального накопления капитала, когда представители данной теории (в Англии - У. Стэффорд, Т. Мэн, Д. Норс, во Франции - А. Монкретьен) выступили против порчи монет.

Металлическая теория денег отражала интересы торговой буржуазии и ее направление в политической экономии - меркантилизм. Согласно этой теории источником богатства общества является внешняя торговля, активное сальдо которой обеспечивает приток в страну драгоценных металлов.

Ошибочность теории раннего металлизма заключалась в том, что, во-первых, источником общественного богатства считалось золото и серебро, а не совокупность материальных благ, созданных трудом; во-вторых, отрицались необходимость и целесообразность замены в обращении металлических денег бумажными.

С завершением первоначального накопления капитала изменились взгляды на источник богатства общества: им стали считать не внешнюю торговлю и благородные металлы, а мануфактуру и сельское хозяйство, т.е. функционирующий капитал. Соответственно предпочтение отдавалось внутреннему рынку, а обращение металлических денег считалось дорогостоящим для нации.

Возрождение металлической теории денег относится ко второй половине XIX в., что было связано с введением золотомонетного стандарта в Германии в 1871-1873 гг. Эта была первая метаморфоза металлической теории денег, которая заключалась в том, что немецкие экономисты (К. Книс и др.) деньгами считали не только благородные металлы, но и банкноты центрального банка, разменные на металл.

В данный период металлическая теория денег использовалась для обоснования денежных реформ, направленных против инфляции.

Вторая метаморфоза теории произошла после первой мировой войны, когда ее представители, признав невозможность восстановления золотомонетного стандарта, пытались приспособить свою теорию для введения новых урезанных форм золотого монометаллизма: золотослиткового и золотодевизного стандартов.

Третья метаморфоза металлической теории денег произошла после Второй мировой войны. Французские экономисты А. Тулемон, Ж. Рюэфф и М. Дебре, а также английский экономист Р. Харрод предложил идею о необходимости введения золотого стандарта в международном обороте. Американский экономист М. Хальперин и французский Ш. Рист выдвинули требование о введении его и во внутреннем обращении.

С крушением Бреттон-вудской валютной системы в начале 70-х гг. снова были предприняты попытки обосновать необходимость восстановления золотого стандарта. В частности, экс-президент США Р. Рейган во время предвыборной борьбы считал возможным возврат к золотому стандарту. Будучи избранным президентом в январе 1981 г., он создал специальную комиссию по данной проблеме, которая, однако, сочла введение золотого стандарта нецелесообразным.

Недостатками данной теории были следующие положения:

1) не предусмотрена замена полноценных денег бумажными

2) ограниченное представление сторонников теории о богатстве (богатство не золото, а совокупность материальных и духовных благ, созданных трудом человека).

Металлическая теория исходила из основного положения меркантилизма, что золото и серебро являются единственным видом богатства. Меркантилисты связывали эту теорию с учением о деньгах как богатстве нации. Такое представление о роли денег отражало, в частности, взгляды купцов, занятых во внешней торговле. Металлическая теория денег заключала в себе ряд ошибок: отождествление денег с товарами, непонимание того, что деньги - товар особого рода, который выполняет специфическую общественную функцию - служит всеобщим эквивалентом. Отсюда следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег. Исходя из неверных представлений о сущности денег и не понимания законов денежного обращения, металлисты развивали фетишистские взгляды на деньги. Они утверждали, что золото и серебро являются деньгами от природы, что деньгами они являются в силу естественных свойств металла. Соответственно они присваивали этим драгоценным металлам функцию носителей общественных отношений.

Номиналистическая теория денег.

Номиналистическая теория денег возникла при рабовладельческом строе, она отрицала внутреннюю стоимость денег для оправдания порчи монет с целью увеличения доходов казны.

Эта теория сформировалась в XVII-XVIII вв., когда денежное обращение было наводнено неполноценными монетами. Первыми представителями номинализма были англичане Дж. Беркли и Дж. Стюарт. Они считали, что, во-первых, деньги создаются государством, во-вторых, их стоимость определяется номиналом, в-третьих, сущность денег сводится к идеальному масштабу цен. Например, Дж. Стюарт определял денег как масштаб цен с равными делениями. К. Маркс, критикуя эти положения, писал, что взвешивать сахарную голову можно только при помощи гири, которая сама обладает весом, принятым за единицу. Так и деньги могут измерять стоимость товаров, обладая самостоятельной стоимостью.

Следовательно, номиналисты полностью отрицали стоимостную природу денег, рассматривая их как техническое орудие обмена.

Господствующее положение номинализм занял в политэкономии в конце XIX- начале XX в. Но в отличие от раннего номинализма объектом его защиты стали не неполноценные монеты, а бумажные деньги (казначейские билеты).

Наиболее ярко сущность номинализма проявилась в теории денег немецкого экономиста Г. Кнаппа («Государственная теория денег», 1905 г.). Основные ее положения сводились к следующему:

Деньги - продукт государственного правопорядка, творение государственной власти;

Деньги - хартальное платежное средство, т.е. знаки, наделенные государством платежной силой;

Основная функция денег - средство платежа.

Кнапп писал, что сущность денег заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление.

Ошибочность государственной теории денег Кнаппа заключалась в том, что: во-первых, деньги - категория не юридическая, а экономическая; во-вторых, металлические деньги обладают самостоятельной стоимостью, а не получают ее от государства, представительная стоимость бумажных денег также определяется не государством, а обусловлена объективными экономическими законами; в-третьих, основной функцией денег является не средство платежа, а мера стоимости.

Австрийский экономист Ф.Бендиксен в своих работах («О ценности денег», «О деньгах как всеобщем знаменателе») попытался дать экономическое обоснование государственной теории денег, оценивая деньги как свидетельство об оказании услуг членам общества, дающее право на получение встречных услуг. Но его попытка экономически обосновать номинализм не удалось, так как при оценке сущности денег он игнорировал теорию стоимости.

В период экономического кризиса 1929-1933 гг. номинализм получил дальнейшее развитие как теоретическая основа для оправдания отхода от золотого стандарта. Так, Дж. М. Кейнс («Тракт о деньгах», 1930 г.) объявил золотые деньги «пережитком варварства», «пятым колесом телеги». Идеальными он провозгласил бумажные деньги, которые более эластичны, чем золото, и, якобы, должны обеспечить постоянное процветание общества. Вытеснение бумажными деньгами из обращения золота он рассматривал как эмансипацию денег от золота и победу теории Кнаппа. Кейнс считал, что все цивилизованные деньги являются хартальными и кнапповский хартализм полностью осуществлен.

Ошибочным в теории Кейнса являлось утверждение, что металлическое обращение неэластично: в действительности оно достигается путем выпуска банкнот, разменных на золото. Практическая цель номинализма Кейнса заключалась в теоретическом обосновании отмены золотого стандарта, перехода к бумажно-денежному обращению и регулированию экономики через управление инфляционным процессом.

В настоящее время номинализм - одна из господствующих теорий денег по вопросу об их сущности. Так, известный американский экономист П. Самуэльсон считает, что деньги являются условными знаками. В своей работе «Экономика» он пишет: «Эпоху товарных денег сменила эпоха бумажных денег. Бумажные деньги олицетворяют сущность денег, их внутреннюю природу … Деньги - это искусственная социальная условность».

Таким образом, всем разновидностям номинализма свойственны одни и те же пороки: игнорирование товарного происхождения денег, отказ от их важнейших функций, отождествление денег с масштабом цен, идеальной счетной единицей и т.д.

Сущность номиналистической теории состоит в утверждении, что деньги своей собственной стоимости не имеют и являются чисто условной абстрактной единицей, простым ярлыком и счетным знаком, устанавливаемым государством. Сторонники этой теории считали, что деньги не имеют никакой внутренней связи с товарами и получают свою силу от государства. Взгляды, близкие к номиналистам высказывали еще древние философы: Платон и Аристотель.

Деньги, - говорил Аристотель, - возникли не из природы, а путем закона. Они являются условно признанным средством для измерения ценности блага.

Дальнейшее развитие номиналистических воззрений на деньги было связано с широкой практикой порчи монет. Это имело место в средние века, когда юристы оправдывали порчу монет, доказывая, что стоимость денег и сами деньги - всецело создание государственной власти, и обосновывали право правительства придавать испорченным, неполноценным деньгам прежнее обозначение и требовать их приема в обращение не по весу, а по штемпелю государства.

Номиналистическая теория денег носит идеалистический характер. Она заменяет законы функционирования экономики некими правовыми установлениями и отрицает связь денег с общественно-производительными отношениям

Металлическая теория денег по теоретической сути и практической направленности противоположна номинализму. Ее основной тезис состоит в фактическом отождествлении денег и драгоценных металлов. Сторонники металлической теории денег часто полагали, что золото и серебро по своей природе - деньги.
Зачатки концепции появились еще в античный период. В целостном виде она проявилась в средние века. Одним из ее первых представителей был французский ученый XIV в. Н. Орезм.
В законченной форме металлическая теория денег была сформулирована меркантилистами, что соответствовало духу их учения, выражавшего взгляды купеческого капитала, связанного с внешней торговлей. Как из-вестно, меркантилисты рассматривали деньги истинным богатством, кото-1 рым располагает государство. Внешняя торговля считалась основным источником, обеспечивавшим приток драгоценных металлов в страну.
Металлическая теория денег имела значительную поддержку в период нарушений равновесия денежного обращения и использовалась в борьбе против практики «порчи монеты» правительствами.
Все критики меркантилизма выступали против металлической теорий денег, доказывая, что для внутреннего обращения полноценные металлические деньги не нужны, поскольку вызывают непроизводительные издержки нации.
В период господства золотого стандарта металлическая теория денег приобрела широчайшее распространение. Традиционно принципами металлической теории денег обосновываются денежные реформы, направленные про* тив бумажно-денежной инфляции.
Определенный ренессанс металлизма и создание концепций неоме-^ таллизма произошли в середине 1950-х гг. По мнению авторов, предлагав-1 ших ввести систему золотого стандарта в мировом масштабе, это привело бы к возрождению взаимного доверия, финансовой стабильности, экономическому росту и социальному прогрессу.
Тем не менее в современных условиях в развитых странах мира металлическая теория денег практически не имеет распространения. Идея возврата к металлической валюте непопулярна потому, что значительная часть денег ушла бы из обращения, была бы тезаврирована. Ее реализация поставила бы денежную систему страны в зависимость от производства золота и тем самым ослабила бы возможность правительственного вмешательства в денежно- кредитную и валютную сферы.
В России в связи с процессами первоначального накопления капитала возродилась потребность в валюте, имеющей товарную базу. Каждый новый виток бумажно-денежной инфляции порождает проблему придания бумаж-ным деньгам объективной основы. В результате создаются концепции «нефтяного рубля», «энергетического рубля» и пр.

С производством отмечается в определенных теориях.

Металлическая теория денег возникла в Англии со времен первоначального накопления капитала , в XVI-XVII вв. Основным представителем данной теории является У. Стаффорд (1554-1612). Данная теория органично вытекает из меркантилизма, отождествлявшего богатство страны с накоплением денежной массы, как правило, состоящей из металлических денег. Соответственно, металлическая теория денег предполагает отождествление богатства страны с драгоценными металлами, которым приписываются все функции денег, и только металлические деньги, состоящие собственно из данных металлов, и признаются единственно возможным в хозяйственной жизни денежным средством. Данная теория гласила, что только металлическим деньгам, содержащим самим в себестоимость, равную количеству использованного при их производстве металла, доступно выполнение функций денег. Соответственно, данной школой не просто отрицалась возможность отказа от золотого стандарта, но и вообще не приветствовалось создание бумажных денег.

Номиналистическая теория денег исходит из определения стоимости денег относительно номинала, приданного им государством . В основе данной теории лежат два постулата:

  1. деньги создаются государством;
  2. стоимость денег определяется их номиналом.

В данной теории не придается никакой роли рыночному процессу образования денег и отрицаются трудовая теория стоимости и товарная природа денег. Упор делается на то, что стоимость денежных средств в экономике определяется самим государством посредством придания денежным знакам определенного номинала, что и будет выражать их непосредственную стоимость. Дальнейшее развитие данная теория получила в XIX - начале XX вв. Здесь продолжение развития данной теории прочно связывается с именем Г. Кнаппа. Суть теории также заключается в признании постулата о придании деньгам покупательной способности посредством государственного решения. Поскольку на данный период времени бурное развитие получают бумажные деньги, это накладывает серьезный отпечаток на теорию. Так, Г. Кнапп основывал свою теорию не на полноценных монетах, которые действительно могли выражать ту стоимость, какую государство штамповало в качестве номинала, поскольку состояли непосредственно из драгоценных металлов, а на бумажных деньгах. Поскольку бумажные деньги несут номинал, во много раз превышающий их себестоимость, то нельзя даже косвенно упомянуть о том, что государство своей волей придает данным деньгам покупательную способность. При анализе денежной массы в данном случае учитывались только казначейские билеты (бумажные деньги) и разменная монета, исключая все виды кредитных денег (векселя , банкноты, чеки). Это приводило к мнению о способности государства придать покупательную стоимость любым бумагам с помощью законодательных актов и соответствующего обозначения их стоимости. Основным минусом данной теории является отрыв бумажных денег от золота и товарной массы и наделение их стоимостью посредством акта государственного законодательства.

Одной из наиболее ранних теорий является металлическая теория денег. Данная теория отождествляла деньги с благородными металлами, то есть золотом и серебром. Она получила наибольшее развитие в XVI-XVII столетиях, когда происходило накопление капитала.

Металлическая теория появилась в Англии как в наиболее развитой и богатой стране того времени. Одним из основателей металлической теории был У. Стэффорд (1554-1612). В Англии данное теоретическое направление развивали Т. Мэн (1571-1641) и Д. Норс (1641-1691). Сторонником металлической теории денег во Франции был А. Монкретьен (1575-1621), в Италии - Ф. Галиани (1728-1787).

В условиях металлического денежного обращения функция накопления выполняла важную экономическую роль, выступая стихийным регулятором денежного обращения. С ростом товарного производства превращение денег в средство накопления перестает становиться необходимым условием регулярного возобновления процесса производства. Так, стремление к получению наибольшей прибыли заставляет предпринимателей не хранить деньги в виде “тезаврации”, а постоянно пускать их в оборот. Металлическая теория денег возникла в исторических условиях, для которых было характерно появление мануфактур, быстрый рост торгового капитала, а также колонизация европейскими государствами многих заморских территорий с огромными природными богатствами. Торговля становилась основным источником богатства, а положительный торговый баланс обеспечивал приток в страну золота и серебра. При этом металлическая теория денег базировалась на идеях меркантилистов, которые отождествляли богатство с деньгами, а деньги - с драгоценными металлами. Поскольку рассуждений по поводу сущности денег существует огромное количество. В соответствии с представлениями меркантилистов богатство нации состоит в накоплении золота и серебра, а источником богатства является внешняя торговля, обеспечивающая приток драгоценных металлов. Меркантилисты считали, что приумножение богатства требует протекционистских мер со стороны государства по регулированию внешней торговли путем поощрения экспорта и сдерживания импорта, а также всемерной поддержки национальной промышленности. Из-за отсутствия теоретических знаний в области народонаселения меркантилисты считали целесообразным поддерживать низкий уровень заработной платы вследствие роста населения, а источник богатства увязывали с неэквивалентным обменом с другими странами. Тем самым должен был достигаться активный торговый баланс, то есть положительное сальдо во внешней торговле.

Достижение положительного сальдо торгового баланса меркантилисты связывали с проведением следующих мероприятий:

Установление максимально высоких цен на экспортируемые товары;

Максимально возможное ограничение импорта товаров;

Запрещение вывоза из страны золота и серебра, поскольку с ними отождествлялось богатство нации.

Во времена раннего меркантилизма правительство занималось порчей национальной монеты, снижая ее вес и ценность с целью заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги (понимаются как полноценные) на местные (подвергшиеся порче) и стимулировать тем самым большую закупку национальных товаров.

Для позднего меркантилизма, охватывавшего период со второй половины XVI по вторую половину XVII столетия, характерным является то, что в это время торговые связи становятся более развитыми и регулярными. Это в значительной мере было обусловлено поощрением со стороны государства развития промышленности и торговли.

Поздние меркантилисты начали признавать функцию денег как средства обращения. Поэтому для металлической теории данного периода характерно было не только отождествление богатства страны с драгоценными металлами, но и фактическое придание последним всех функций денег. Это положение базировалось на том, что благородные металлы являются единственным видом денег. Фактически сторонники металлизма обосновывали фетишистские взгляды на деньги, утверждая, что благородные металлы являются деньгами от природы в силу их естественных свойств. Соответственно, основные положения металлической теории денег были представлены следующим образом:

Деньги тождественны любому представителю товарного мира, а денежное обращение равнозначно товарному обмену;

Деньгами являются только благородные металлы в силу присущих им естественных свойств;

Деньги не являются носителем общественных отношений, а выступают лишь инструментом для обеспечения товарного обмена;

Стоимость денег выступает естественным (природным) свойством драгоценных металлов;

Деньги выполняют лишь функции меры стоимости, образования сокровищ (накопления) и мировых денег, а функции средства обращения и средства платежа не присущи металлическим деньгам (поздние меркантилисты эти функции начали признавать), поскольку согласно данной теории простой обмен товаров (простая, единичная или случайная форм стоимости) является тождественным товарному обращению.

Теоретики металлизма не пытались рассматривать деньги как общественное отношение, не раскрывали законы денежного обращения, а лишь объясняли происхождение и сущность денег. Поэтому они отрицали возможность замены металлических денег какими-либо другими знаками (бумажные деньги они вообще считали противоестественным явлением).

Недостатки данной теории заключаются в следующем:

Во-первых, при обосновании функций денег ранние меркантилисты не предполагали возможность, необходимость и целесообразность замены благородных металлов (полноценных денег) знаками стоимости.

Во-вторых, ранние меркантилисты не учитывали тот факт, что деньги являются исторической категорией и развиваются вместе с развитием общества.

В-третьих, представления сторонников металлической теории денег о том, что богатство общества заключается в накоплении благородных металлов посредством внешней торговли, игнорировали сферу материального производства, являющуюся основным источником создания общественного богатства.

Критики меркантилизма исходили из того, что источником богатства общества является капитал сферы производства, а использование металлических денег во внутреннем денежном обращении приводит к дополнительным (непроизводительным) издержкам общества.

Металлическая теория денег, несмотря на бурное развитие капиталистического производства, не ушла полностью в небытие. Так, в XIX столетии металлическая теория денег в видоизмененной трактовке, признающей обращение бумажных и кредитных денег при условии их обязательного размена на монеты и благородных металлов, получила достаточно большое распространение. Тем не менее, технические аспекты, делающие металлическое обращение неудобным, нельзя считать несущественными. Об этом свидетельствует ряд факторов, приведенных в экономической литературе. Так, во второй половине XIX столетия в промышленно развитых странах ежегодные потери золота от истирания монет и приведения их в негодность составляли 940 кг, серебра - 4,6 т, а металлическое обращение обходится цивилизованному миру в 11 миллионов немецких марок ежегодно. Несколько позднее потери всех стран вследствие истирания монет и других причин были определены в 3000 кг золота в монетной форме ежегодно, что составляло примерно 50 миллионов марок. В то же время общая величина издержек по поддержанию металлического обращения являлась незначительной по сравнению с огромными потерями от обесценения бумажно-денежных знаков стоимости.

В 70-е годы ХХ столетия сторонники неометаллизма пытались обосновать необходимость восстановления золотого стандарта. В частности, в эти годы предвыборная программа Республиканской партии США предусматривала возможность возврата к золотому стандарту. Возникновение интереса к этой теории произошло в 1981 году, когда президент США Р. Рейган хотел ввести золотой стандарт. Однако созданная им специальная комиссия пришла к выводу о нецелесообразности его восстановления. Возврат к металлическим деньгам нецелесообразен в связи с тем, что это поставило бы денежно-валютные системы различных стран в зависимость от собственных объемов производства золота.

Одной из наиболее ранних теорий является металлическая теория денег. Данная теория отождествляла деньги с благородными металлами, то есть золотом и серебром. Она получила наибольшее развитие в XVI-XVII столетиях, когда происходило накопление капитала.

Металлическая теория появилась в Англии как в наиболее развитой и богатой стране того времени. Одним из основателей металлической теории был У. Стэффорд (1554-1612). В Англии данное теоретическое направление развивали Т. Мэн (1571-1641) и Д. Норс (1641-1691). Сторонником металлической теории денег во Франции был А. Монкретьен (1575-1621), в Италии - Ф. Галиани (1728-1787).

В условиях металлического денежного обращения функция накопления выполняла важную экономическую роль, выступая стихийным регулятором денежного обращения. С ростом товарного производства превращение денег в средство накопления перестает становиться необходимым условием регулярного возобновления процесса производства. Так, стремление к получению наибольшей прибыли заставляет предпринимателей не хранить деньги в виде “тезаврации”, а постоянно пускать их в оборот. Металлическая теория денег возникла в исторических условиях, для которых было характерно появление мануфактур, быстрый рост торгового капитала, а также колонизация европейскими государствами многих заморских территорий с огромными природными богатствами. Торговля становилась основным источником богатства, а положительный торговый баланс обеспечивал приток в страну золота и серебра. При этом металлическая теория денег базировалась на идеях меркантилистов, которые отождествляли богатство с деньгами, а деньги - с драгоценными металлами. Поскольку рассуждений по поводу сущности денег существует огромное количество. В соответствии с представлениями меркантилистов богатство нации состоит в накоплении золота и серебра, а источником богатства является внешняя торговля, обеспечивающая приток драгоценных металлов. Меркантилисты считали, что приумножение богатства требует протекционистских мер со стороны государства по регулированию внешней торговли путем поощрения экспорта и сдерживания импорта, а также всемерной поддержки национальной промышленности. Из-за отсутствия теоретических знаний в области народонаселения меркантилисты считали целесообразным поддерживать низкий уровень заработной платы вследствие роста населения, а источник богатства увязывали с неэквивалентным обменом с другими странами. Тем самым должен был достигаться активный торговый баланс, то есть положительное сальдо во внешней торговле.

Достижение положительного сальдо торгового баланса меркантилисты связывали с проведением следующих мероприятий:

установление максимально высоких цен на экспортируемые товары;

максимально возможное ограничение импорта товаров;

запрещение вывоза из страны золота и серебра, поскольку с ними отождествлялось богатство нации.

Во времена раннего меркантилизма правительство занималось порчей национальной монеты, снижая ее вес и ценность с целью заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги (понимаются как полноценные) на местные (подвергшиеся порче) и стимулировать тем самым большую закупку национальных товаров.

Для позднего меркантилизма, охватывавшего период со второй половины XVI по вторую половину XVII столетия, характерным является то, что в это время торговые связи становятся более развитыми и регулярными. Это в значительной мере было обусловлено поощрением со стороны государства развития промышленности и торговли.

Поздние меркантилисты начали признавать функцию денег как средства обращения. Поэтому для металлической теории данного периода характерно было не только отождествление богатства страны с драгоценными металлами, но и фактическое придание последним всех функций денег. Это положение базировалось на том, что благородные металлы являются единственным видом денег. Фактически сторонники металлизма обосновывали фетишистские взгляды на деньги, утверждая, что благородные металлы являются деньгами от природы в силу их естественных свойств. Соответственно, основные положения металлической теории денег были представлены следующим образом.